Когда был основан европейский суд

Обновлено: 18.04.2024

Люди во все времена стремились к объединению. Этот факт подтверждается длительной историей становления государств, родившихся из некогда существовавших племенных семей или общин. С течением времени расширение социальных формаций доказало эффективность людских объединений, которая проявляется в процессе регулирования общественных отношений. Но координирование деятельности масс – это не столько теоретический, сколько практический вопрос, требующий глубокой оценки и оперативного решения.

Суть в том, что общество не является однородным. В него входят люди разных этнических групп, верований, рас и т.п. Управление ими должно осуществляться на основе всеобщего влияния. Другими словами, координировать необходимо все общество в целом, а не его отдельные группы. Долгое время люди не могли найти подходящий регулятор социальных отношений. Однако таковым стало право, эффективность которого возрастает с каждым днем.

Стоит отметить, что в современном мире право приобрело несколько видовых ответвлений. Помимо этого, представленная категория распространяет свое действие на различных субъектов. Достаточно интересным является право ЕС (Европейского Союза). Эта структура объединяет в своем составе большое количество нормативных правил. При этом в ЕС разработан довольно мощный механизм защиты субъектов права от любого рода нарушений. Данную задачу осуществляет Суд Европейского союза, об особенностях и деятельности которого пойдет речь далее в статье.

суд европейского союза

ЕС – понятие и состав

Суд Европейского союза – это лишь орган, существование которого обусловлено наличием обширной супергосударственной структуры. Таковой на сегодняшний день является Европейский союз. По своей сути, ЕС – это экономико-политическое объединение стран, которое было создано для координации общей деятельности и достижения определенных целей.

Организационная эффективность Европейского союза находится на довольно высоком уровне. Другими словами, страны ЕС, список которых представлен ниже, выигрывают от участия в объединении, так как оно прямо влияет на их экономический статус. К тому же участие в Союзе подразумевает наличие открытых границ, что существенно облегчает международную торговлю.

Итак, в ЕС на сегодняшний день входят такие страны:

  • Австрия.
  • Бельгия.
  • Болгария.
  • Великобритания.
  • Венгрия.
  • Германия.
  • Греция.
  • Дания.
  • Ирландия.
  • Испания.
  • Италия.
  • Кипр.
  • Латвия.
  • Литва.
  • Люксембург.
  • Мальта.
  • Нидерланды.
  • Польша.
  • Португалия.
  • Эстония.
  • Румыния.
  • Словакия.
  • Словения.
  • Финляндия.
  • Франция.
  • Швеция.
  • Чехия.

Что касается деятельности упомянутого объединения, то она является регулируемой. Право ЕС затрагивает большую часть вопросов, которые возникают в процессе повседневной деятельности экономико-политической структуры. Поэтому для более детального её изучения необходимо разобраться в особенностях юридической системы категории.

право ес

Право Европейского союза

Страны ЕС, список которых постоянно пополняется, в своей деятельности регулируются специальными юридическими нормами. Таким образом, право Европейского союза – это специфическая по своей сути система, которая влияет на процесс евроинтерграции стран участниц объединения, а также отвечает за эффективность функционирования его властных структур.

Существует несколько точек зрения по поводу принадлежности данной категории. Многие ученые утверждают, что право ЕС – это самостоятельная система, которая объединяет в себе ключевые юридические аспекты как международной системы, так и систем государств-участниц. Другие представители науки говорят о существовании категории на уровне международного института. Но, как бы там ни было, отрицать самостоятельность права ЕС нельзя по нескольким причинам:

  • оно имеет собственную структуру;
  • право Евросоюза базируется на определенных принципах;
  • его действие распространяется на конкретных участников;
  • право ЕС закреплено в отдельной законодательной базе.

Как мы понимаем, наличие юридической системы обуславливает необходимость правосудия, которое будет защищать возможности его субъектов. В Европейском союзе существует система правосудия, действенность которой проявляется в работе специальной инстанции.

страны ес список

Институт судебной власти Европейского союза

Конечно, управление 28 странами, входящими в состав ЕС, невозможно без наличия специальных органов, в задачи которых входит решение определенных споров. Другими словами, в любой структуре должен присутствовать институт правосудия.

Если говорить конкретно о Европейском союзе, то в этом объединении подобный институт существует и, что самое главное, функционирует много лет. Его история начинается с 1952 года, когда был основан Суд Европейского объединения угля и стали. Позднее данный орган был переименован в Суд Европейских сообществ. За время своего существования инстанцией было рассмотрено большое количество дел различного характера. На сегодняшний день Суд Европейского союза, точнее, его деятельность регулируется нормами Лиссабонского договора, датируемого 2007 годом. В соответствии с этим нормативным актом представленный орган имеет свою компетенцию и определенные функции. Месторасположением Суда Европейского союза является город Люксембург.

месторасположением суда европейского союза является город

Состав ведомства

На сегодняшний день инстанция работает благодаря обширной правовой базе и отлично выстроенной внутренней системе. Суть в том, что структура Суда ЕС помогает намного эффективнее рассматривать те или иные дела. То есть происходит распределение компетенции между составными частями органа. При этом нужно понимать тот факт, что термин «Суд Европейского союза» - это характеристика всей системы правосудия, находящейся в структуре ЕС на сегодняшний день. Главным характеризующим фактором данной системы, бесспорно, является компактность. Её структура предусмотрена положениями Договора о Европейском союзе. Согласно данным, находящимся в этом нормативном акте, Суд ЕС состоит из:

Каждый из представленных элементов отвечает за рассмотрение или же ведение дел определенного характера. Этот же факт обуславливает наличие различных функций в каждом отдельном случае.

полномочия суда европейского союза

Суд как основной элемент институт правосудия ЕС

Город Люксембург является местом расположения основного ведомства, которое уполномочено рассматривать споры в пределах возможностей, делегированных Европейским союзом. Суд данного формирования представляют собой высшую инстанцию в системе института правосудия ЕС. Заседания суда проводятся в двух обусловленных организацией формах: пленарные и в палатах. Компетенция органа является достаточно широкой на сегодняшний день. Этот факт обусловлен громоздкостью экономико-политической структуры Европейского союза и его нормативной базы. Руководство органом осуществляется председателем, которым на сегодняшний день является Кун Ленартс.

Структура Суда

Представленный орган является систематизированным. Его организационная структура состоит из трех основных элементов. Первым является председатель. Это должностное лицо объединяет в себе функции целого института управления Судом Европейского союза. Он избирается на 3 года посредством тайного голосования участников инстанции. Основной задачей председателя является распределение дел между структурными подразделениями суда и координация их производства. Структурными элементами также являются палаты и пленумы. Они существуют для повышения оперативности рассмотрения производств. При этом наиболее важные дела разбираются именно на заседаниях пленума.

Состав органа

Конечно, город Люксембург известен благодаря судьям, а не самой инстанции. Ведь именно они реализуют определенные функции и задачи в рамках своих полномочий. Состав Суда довольно обширный. В нем работает 28 членов на сегодняшний день, то есть по одному человеку от каждой страны-участницы Евросоюза. Помимо этого, существует такая должность, как генеральный адвокат. Их в составе Суда ЕС предусмотрено 8 человек. Следует также отметить наличие аппарата и судебного секретаря в структуре органа.

институт судебной власти европейского союза

Полномочия Суда Европейского союза

Любой орган власти имеет ряд основных направлений деятельности, которые нужно в обязательном порядке реализовать. Но для этого ведомство наделяется определенными полномочиями, то есть свободой действия в той или иной сфере. Суд Европейского союза в данном случае не является исключением. Он также наделен рядом полномочий, которые обуславливают наиболее важные функции органа. Полномочия закреплены в Договоре о Европейском союзе. Согласно его положениям, Суд имеет право:

  • рассматривать исковые заявления стран-участниц по факту нарушения иными подобными субъектами прав, предписанных нормативными актами ЕС;
  • контролировать деятельность основных институтов Европейского союза на предмет компетентности и законности при решении определенных вопросов;
  • толковать нормы права ЕС по просьбе заинтересованных сторон;
  • оценивать законность нормативных актов, выдаваемых органами объединения, а также их эффективность в процессе регулирования тех или иных отношений;
  • рассматривать возникающие споры между непосредственно Европейским союзом как целостным субъектом и его отдельными элементами;
  • выдавать заключения консультативного характера по тем или иным международно-правовым договорам;
  • производить кассацию на решения Трибунала.

Обращение в орган

Как мы видим, деятельность судебной инстанции Европейского союза включает массу интересных моментов. Широта его компетенции поясняется огромной территорией объединения и наличием большого количества участников, которые являются, в свою очередь, сформированными и самостоятельными странами. При этом деятельность суда распространена строго на субъектов ЕС. Другими словами, жалоба в Европейский Суд может быть подана лишь той стороной, которая входит в объединение. Этот специфический фактор является одной из главных особенностей упомянутой в статье системы органов.

Основные сведения о Трибунале

Государства Европейского союза вправе обращаться в специальный орган системы правосудия объединения. Таковым можно назвать Трибунал. Несмотря на свое звучное название, орган не рассматривает дела, связанные каким-либо образом с войной и т.п. Тем не менее полномочия Трибунала не менее широкие, нежели у Суда ЕС. В своей деятельности элемент осуществляет рассмотрение дел о возмещении убытков, об анализе правомочности и законности актов органов ЕС, о возникших спорах о бездействии определенных институтов объединения и Европейского центрального банка и т.п. Компетенция Трибунала закреплена различными договорами объединения, что говорит о её легитимности.

государства европейского союза

Что такое специализированный трибунал?

Заключенный в 2001 году Ниццкий договор предусматривает существование еще одной инстанции правосудия в ЕС. Специализированные трибуналы представляют собой специфические органы, занимающиеся рассмотрением особых дел. Как правило, таковыми являются споры, возникающие в сфере службы и по вопросам интеллектуальной собственности. Таким образом, деятельность специализированных трибуналов имеет особый характер и распространяется на ограниченный круг функциональных вопросов.

Существует ли 4-й элемент системы правосудия ЕС?

Многие ученые свидетельствуют о том, что структура специальных органов в Европейском союзе имеет в своем составе большее число элементов, нежели те, которые закреплены в положениях официальных документов. На сегодняшний день многие правоведы причисляют к судебной системе ЕС национальные органы правосудия стран-участниц. Данный вопрос является действительно спорным, так как в числе полномочий титульных ведомств Европейского союза нет координации национальных судов.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие, особенности и полномочия Суда Европейского союза, которые предусмотрены действующими нормативными документами этого объединения. В данном случае нужно отметить, что деятельность представленного органа ЕС хоть и является урегулированной и эффективной, она все равно требует внесения определенных изменений и модернизации.

Европейский суд (англ. European Court of Justice ) — высший суд Европейского союза, решения которого не могут быть обжалованы.

Европейский суд в Люксембурге был одним из первых институтов Европейского объединения угля и стали, основанных Парижским договором 1951 года. Римский договор 1957 года обязал его следить за выполнением всех европейских договоров.

В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена (после последнего расширения — 27), которым помогают восемь генеральных адвокатов. Судей и адвокатов назначают при общем согласии государств-членов на шестилетний срок. Суд может заседать в палатах или собираться на пленарные заседания для рассмотрения особенно важных или сложных дел и по требованию государств-членов. Председателем Европейского суда с 2003 является Вассилиос Скурис.

Функции

Европейский суд выполняет две основные функции: проверяет на соответствие договорам документы, изданные европейскими институтами и правительствами; толкует право Союза по запросу национальных судов (в рамках преюдициальной процедуры).

Ссылки

  • Суды по алфавиту
  • Суд Европейского союза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Европейский суд (ЕС)" в других словарях:

Европейский суд — термин, в зависимости от контекста имеющий одно из следующих значений: Суд Европейского союза (англ. Court of Justice of the European Union) институт судебной власти Европейского союза. Европейский суд (англ. European Court of Justice)… … Википедия

Европейский суд — судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия: между государствами членами ЕС; между государствами членами ЕС и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами. По английски: Court of … Финансовый словарь

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД — (European Court of Justice) Один из институтов Европейского Союза, расположен в Люксембурге. Не следует путать с Европейским судом по правам человека (European Court of Human Rights). Европейский Суд (английская аббревиатура ECJ) сыграл важную… … Политология. Словарь.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД — один из основных органов Европейского Союза. Состоит из 15 судей, которым в качестве советников помогают девять генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию сроком на шесть лет). Е.с. следит за соблюдением права при интерпретации и… … Юридический словарь

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД — один из основных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ). Е.с. состоит из 15 судей, которым в качестве советников помогают девять генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию сроком на шесть лет). Е.с. следит за соблюдением… … Юридическая энциклопедия

Европейский суд — (англ. European Court) орган Европейского Союза (ЕС), являющийся высшим апелляционным судом ЕС. Состоит из 15 судей (по количеству государств членов ЕС). Основные задачи Е.с. контроль за соблюдением норм международного права при интерпретации и… … Энциклопедия права

Европейский суд по правам человека — (англ. European Court o … Википедия

Европейский Суд по правам человека — (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и… … Википедия

Европейский суд общей юрисдикции — на официальных языках … Википедия

Европейский суд (англ. European Court of Justice ) — высшая инстанция Суда Европейского союза, решения которой не могут быть обжалованы.

Европейский суд в Люксембурге был одним из первых институтов Европейского объединения угля и стали, основанных Парижским договором 1951 года. Римский договор 1957 года обязал его следить за выполнением всех европейских договоров.

В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена (после последнего расширения — 27), которым помогают восемь генеральных адвокатов. Судей и адвокатов назначают при общем согласии государств-членов на шестилетний срок. Суд может заседать в палатах или собираться на пленарные заседания для рассмотрения особенно важных или сложных дел и по требованию государств-членов. Председателем Европейского суда с 2003 является Вассилиос Скурис.

Функции

Европейский суд выполняет две основные функции: проверяет на соответствие договорам документы, изданные европейскими институтами и правительствами; толкует право Союза по запросу национальных судов (в рамках преюдициальной процедуры).

Ссылки

  • Суды по алфавиту
  • Суд Европейского союза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Европейский суд (Европейский союз)" в других словарях:

Европейский Союз — (European Union) В ноябре 1993 г. Европейское Сообщество в соответствии с Маастрихтским договором (Maastricht Treaty) было официально переименовано в Европейский Союз. Более точным было бы название Европейские Сообщества , поскольку начало… … Политология. Словарь.

Европейский Союз. История становления — История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Европейский союз футбольных ассоциаций УЕФА. История союза — Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) был основан 15 июня 1954 в городе Базель (Швейцария) после консультаций, начатых федерациями футбола Франции, Италии и Бельгии. Первоначально в футбольный союз входили 25 стран, на сегодняшний день… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ — (ЕС) межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возник в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. Договор о ЕС, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и … Юридический словарь

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ЕС — ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (ЕВРОСОЮЗ) интеграционная группировка, уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Евросоюз не является международной… … Юридическая энциклопедия

Европейский союз — (The European Union) Европейский союз региональная интеграция европейских государств История создания, страны участники союза, права, цели, задачи и политика Европейского союза Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Европейский союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «ЕС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Европейский союз на официальных языках … Википедия

Европейский Союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Европейский союз Флаг Европы Девиз … Википедия

Европейский союз против «Майкрософт» — Суд первой инстанции Начато 7 июня … Википедия

Четыре свободы (Европейский союз) — У этого термина существуют и другие значения, см. Четыре свободы. Четыре свободы (англ. Four freedoms) термин, используемый в рамках европейской экономической интеграции. Истоки этого термина уходят к Римскому договору 1957 года. Об… … Википедия

Суд Европейского союза — институт судебной власти Европейского союза. Суд проводит свои заседания в Люксембурге, и в его состав входят Европейский суд (высшая инстанция), Суд общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунал гражданской службы. [1]

В русскоязычной научной литературе Суд ЕС часто также называют Европейским судом справедливости, что является дословным переводом официального англоязычного наименования этого органа (англ. European Court of Justice ).

Примечания

  1. ↑General Presentation (англ.) . The Institution. Суд Европейского союза. Архивировано из первоисточника 4 мая 2012.Проверено 29 июля 2010.

Ссылки

Международный суд ООН • Международный арбитраж • Трибунал по морскому праву • ICSID • Экономический суд СНГ • Суд Европейского союза • Арбитраж по рассмотрению взаимных претензий между Ираном и США (англ.)

  • Суды по алфавиту
  • Суд Европейского союза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Суд Европейского союза" в других словарях:

Политика Европейского союза — Европейский союз Эт … Википедия

Институты Европейского союза — Институты Европейского союза учреждения Европейского союза, представляющие и обеспечивающие интересы, общие для всех стран членов ЕС. На данный момент по всем соглашениям, связывающим все страны члены на общих основаниях, сформировались… … Википедия

Совет Европейского союза — В этой статье речь идет о совете министров правительств стран членов ЕС. О встрече глав государств и правительств стран членов ЕС см. Европейский совет. О международной организации, состоящей из 47 европейских стран см. Совет… … Википедия

Экономика Европейского союза — Валюта 1 Евро (€) = 100 центов … Википедия

Расширение Европейского союза — Расширение с 1957 по 2007 … Википедия

Агентства Европейского союза — Агентство Европейского союза это децентрализованный орган ЕС, не входящий в состав институтов ЕС. Агентства созданы для выполнения отдельных задач. Одни из них занимаются вопросами в сфере научного и технического развития, другие пытаются… … Википедия

История Европейского союза — Европейский союз Это статья часть серии … Википедия

Гражданство Европейского союза — Члены ЕС используют стандартизированный дизайн паспортов, цвета бургунди с указанием страны члена, гербом и надписью «Европейский союз» на официальном языке (или языках) страны. Гражданство … Википедия

Конституция Европейского союза — Различные версии конституции ЕС Конституция ЕС (полное официальное название Договор о введении Конституции для Европы) … Википедия

Создание Европейского суда по правам человека связано с обеспечением исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г.

ЕСПЧ – международная судебная инстанция по рассмотрению обращений, связанных с нарушением прав человека.

В 1959 году был основан Европейский суд по правам человека, компетенция суда позволяет рассматривать жалобы граждан государств, членов Совета Европы, а также государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию. Судебный орган находится во Франции в г. Страсбурге. В компетенцию европейского суда по правам человека входит вынесение постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции.

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Постановления Суда

Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: