Когда будет судиться да выйдет виновным и молитва его да будет в грех

Обновлено: 24.04.2024

В конец, псалом Давиду

К исполнению. Псалом Давида.

1 Боже, хвалы моея не премолчи,

1 Боже, на хвалу мою не промолчи!

2 яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым,

2 Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным,

3 и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.

3 и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины.

4 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся,

4 Вместо любви ко мне клеветали на меня, а я молился;

5 и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.

5 и воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою.

6 Постави на него грешника, и диавол да станет одесную eго.

6 Поставь над ним грешника, и клеветник да станет справа от него,

7 Внегда судитися eму, да изыдет осужден, и молитва eго да будет в грех.

7 когда будет он судиться, да выйдет осуждённым, и молитва его да будет в грех.

8 Да будут дние eго мали, и епископство eго да приимет ин:

8 Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой;

9 да будут сынове eго сири, и жена eго вдова:

9 да будут сыновья его сиротами, и жена его – вдовою;

10 движущеся да преселятся сынове eго и воспросят, да изгнани будут из домов своих.

10 скитаясь, да переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих.

11 Да взыщет заимодавец вся, елика суть eго, и да восхитят чуждии труды eго.

11 Да взыщет заимодавец всё, что есть у него, и пусть разграбят чужие труды его;

12 Да не будет eму заступника, ниже да будет ущедряяй сироты eго.

12 да не будет у него заступника, и да не будет милующего сирот его;

13 Да будут чада eго в погубление, в роде едином да потребится имя eго.

13 пусть родятся дети его на погибель, в одном поколении да изгладится имя его.

14 Да воспомянется беззаконие отец eго пред Господем, и грех матере eго да не очистится.

14 Да воспомянется беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится;

15 Да будут пред Господем выну и да потребится от земли память их.

15 да будут пред Господом всегда, и да истребится с земли память о них

16 Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити.

16 за то, что не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его.

17 И возлюби клятву, и приидет eму, и не восхоте благословения, и удалится от него.

17 И возлюбил он проклятие, и оно придёт к нему, и не восхотел благословения, и оно удалится от него.

18 И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу eго, и яко елей в кости eго.

18 И оделся он проклятием, как одеждой, и вошло оно, как вода, во внутренности его и, как елей, – в кости его;

19 Да будет eму яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.

19 да будет она ему как одежда, в которую он облачается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

20 Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою.

20 Это – участь клевещущих на меня от Господа и говорящих злое на душу мою.

21 И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.

21 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною ради имени Твоего, ибо благо – милость Твоя.

22 Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.

22 Избавь меня, ибо нищ и беден я, и сердце моё смущено во мне.

23 Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи.

23 Как тень, когда уклоняется она, я исчез, стряхнули меня, как саранчу;

24 Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради.

24 колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась, ибо нет елея.

25 И аз бых поношение им, видеша мя, покиваша главами своими.

25 И я стал поношением для них: увидели меня, покачали головами своими.

26 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей,

26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

27 и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю.

27 и да познают, что это – Твоя рука и Ты, Господи, соделал это.

28 Прокленут тии, и Ты благословиши, востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.

28 Проклянут они, а Ты благословишь; восстающие на меня да постыдятся, раб же Твой возвеселится.

29 Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждею, студом своим.

29 Пусть оденутся клевещущие на меня в стыд и да облекутся, как одеждой, позором своим.

30 Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его,

30 Я усердно прославлю Господа устами моими и посреди многих восхвалю Его,

31 яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.

31 ибо предстал Он справа от бедного, чтобы спасти от гонителей душу мою.

Слава:

Слава:

Боже, хвалы моея не премолчи, яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, и словеси ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся, и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое. Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его. Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин: да будут сынове его сири, и жена его вдова: движущеся да преселятся сынове его и воспросят, да изгнани будут из домов своих. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его. Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится. Да будут пред Господем выну и да потребится от земли память их. Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. И возлюби клятву, и приидет ему, и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его. Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою. И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. И аз бых поношение им, видеша мя, покиваша главами своими. Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей, и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Прокленут тии, и Ты благословиши, востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждею, студом своим. Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его, яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.

«В конец, псалом Давиду». Псалом – сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство Иудеев и предательство Иуды. К сему же разумению приводит нас и великий Петр, когда, говоря народу, объявляет предательство Иуды, и отсюда заимствует указание пророчества. И никто, слыша, что Господь дает закон благословлять гонителей, да не почитает пророчества сего противоречущим Законоположнику, потому что пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущия их наказания. Представлено же предвещание сие в виде молитвы, как большею частию везде обычно сие божественному Писанию.

Пс.108:1 . Боже хвалы моей! не премолчи.

Пс.108.2 . Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым.

Пс.108:3 . Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины.

Пс.108:4 . За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь.

«Боже хвалы моея не премолчи»: «Яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася». Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится, как человек, исполняя меры естества человеческаго; а как Бог, приемлет Он молитвы искренно молящихся. Хвалебным же песнопением называет страдание. Ибо и в божественном евангелии нарицает оное славою, и говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» ( Иоан. 12, 23 ). А «устами грешника» и «устами льстиваго» наименовал Иуду; потому что тайно договаривался он с Иудеями о предательстве.

«Глаголаша на Мя языком льстивым:» «И словесы ненавистными обыдоша Мя». От Иуды обращает слово на все сомнище Иудеев; потому что они, поработившись зависти, умыслили несправедливую смерть.

«И брашася со Мною туне». «Вместо еже любити Мя оболгаху Мя». Ибо не только не испытали от Меня какого-либо зла, но еще пользовались тысячами благ; и будучи обязаны любить Меня за блага сии, поступили неприязненно.

«Аз же моляхся». Свидетелем сего история священных евангелий; потому что Пригвожденный к крестному древу взывал: «Отче отпусти им: не ведят бо что́ творят» ( Лук. 23, 34 ).

Пс.108:5 . Воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью.

«И положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбление Мое». Я осыпал их благодеяниями: а они воздали Мне противным.

Пс.108:6 . Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

«Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его». Сказано: «постави» вместо: поставишь, и: «да станет» вместо: будет стоять. И сие ясно показал нам божественный Евангелист. Ибо богомудрый Иоанн вопросил: «кто есть» предатель? А Господь ответствовал: «ему же омочив хлеб подам, той есть. И омочь, – сказано, – даде его Иуде. И по хлебе вниде вь онь сатана» ( Иоан. 13, 25–27 ), нашедши входы себе уготованными; потому что Иуда по собственной воле пошел к Иудеям, условился с ними о предательстве, и многими после сего осыпанный благодеяниями, пребыл неблагодарным. Поэтому добровольно принял в сожительство врага.

Пс.108:7 . Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех.

«Внегда судитися ему да изыдет» (вместо: изыдет) «осужден и молитва его да будет» (вместо: будет) "в грех»; потому что предатель не имеет никакого извинения; почему судимый будет осужден, и приносимая им молитва увеличит вину. Не не знал он Благодетеля, но и божественными словесами пользовался, и прияв от Него власть, был не только самовидцем, но и совершителем великих чудес.

Пс.108:8 . Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой.

«Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин». И сие предречение пришло в исполнение; потому что сам Иуда вскоре приял смерть удавлением, и место него поставленный Матфий восполнил число Апостолов.

Пс.108:9 . Дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою.

«Да будут сынове его сири, и жена его вдова». Сие сбылось не с Иудою только, но и со всеми неверными Иудеями. Ибо, по прошествии не многих лет от распятия, весь род был преселен, и иные умерщвлены, а жены их с детьми отведены в рабство. Сие в молитве предрекло им пророческое слово.

Пс.108:10 . Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих.

«Движущеся да преселятся сынове его и вопросят, да изгнани будут из домов своих», или, по переводу других, «из развалин своих»; потому что, по сожжении домов и дворов, когда оставались развалины, одни из жителей умерщвлены, а другие отведены пленными.

Пс.108:11 . Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его.

Пс.108:12 . Да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его.

«Да взыщет заимодавец вся, елика суть его». А Симмах перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками же разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе.

«И да восхитят чуждии труды его». «Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его». Когда же совершится сие, и враги станут делить принадлежащее им: тогда никто не будет их помощником, и дети их не удостоятся пощады.

Пс.108:13 . Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде.

«Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его». Ибо не прошло сорока лет, как народ иудейский подвергся конечной гибели. Уже не сами собою управляются Иудеи, не имеют ни собственных царей и князей, ни пресловутой этой столицы, не совершают Богослужения по закону; напротив того изчезло все это, и кивот и скрижали, и изображение Херувимов, и очистилище, и светильники, и жертвенник, и первосвященническая риза, и все прочее, что было у них Богоданнаго и славнаго.

Пс.108:14 . Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится.

«Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится». Добродетель отцев многократно служила в пользу и прегрешавшим детям, как Иудеям Авраамова вера, как Соломону Давидово благочестие. Но лукавство отцев увеличивает наказания подобным детям; потому что ни в чем не обретается никакого повода к пощаде. Посему и пророческое слово изрекло сие, а именно, что Иудеи, подвергшись конечной гибели, сверх собственных своих нечестий окажутся еще более мерзкими при воспоминании отеческих злых дел. "Отцами» же называет Пророк предававшихся злочестию в пустыне, и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона. А «матерью» назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние, предать смерти Владыку Христа. Ибо сие изрек Господь в евангелии: «яко да приидет на род сей «всяка кровь» неповинная, «проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго, до крове Захарии» , его же убиша между церковию и олтарем» ( Матф. 23, 35 ). За все сие понесут казнь в одно и тоже время.

Пс.108:15 . Да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле.

«Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их» ; потому что Бог, имея всегда пред очами все беззакония, на какия отваживались они, не удостоит их никакой пощады, но предаст конечной гибели. И из сего также явствует, что сказал сие Пророк не об Иуде только, но и о всех не уверовавших; потому что речь об одном лице превращает в речь о многих, и сказал уже не: «его» , но: «их» .

Пс.108:16 . За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его.

«Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити». Подвергнутся же сему, говорит Пророк; потому что жестоко и зверски совершили убийство, и до смерти преследовали Того, Кто обращался с ними со всяким смирением и с кротостию. Слова сии засвидетельствовали и Апостол и Сам Владыка. Апоcтол взывает: «нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» ( 2Кор. 8, 9 ); и еще: «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп. 2, 6–7 ). И Господь в одном месте говорит; «научитеся от Мене , яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Матф. 11, 29 ); и в другом: «лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити» ( Матф. 8, 20 ).

Пс.108:17 . Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него.

«И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благослвения, и удалится от него». Здесь Пророк ясно изменил молитвенный образ речи, и выразил то и другое пророчески, а именно, что приимут клятву, которую возлюбили, и лишены будут благословения, котораго не пожелали приять.

Пс.108:18 . Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его.

«И облечеся в клятву яко в ризу», то есть, отвсюду остенен ею.

«И вниде яко вода во утробу его». Не только совне, но и внутри обстоят беды, как водою окружены ими. Потом, поелику вода сия, хотя орошает и увлаживает тело, но не сообщает ему постоянной влажности, Пророк присовокупил:

«И яко елей в кости его»; потому что елей долго остается на теле. Разумеет же Пророк следующее: наложится такое бремя бед, которое будет угнетать сильнее воды, постоянством же уподобляться елею.

Пс.108:19 . Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

«Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется». Сказанными выше бедствиями, говорит Пророк, пусть будет отвсюду покрыт, как одеждою, и сжат, как препоясанием.

Пс.108:20 . Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

«Сие дело оболгающих Мя у Господа». Другие же перевели: сопротивников Моих.

«И глаголющих лукавая на душу Мою». Плоды сии пожнут, и оказавшие мне ненависть, и послуживший им предатель. А поелику называли Его безбожным и беззаконным; то справедливо сказал: «оболгающих Мя у Господа».

Пс.108:21 . Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня.

«И Ты Господи Господи сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя». И сие Владыка Христос сказал по человечеству; потому что исполнил все человеческое, кроме греха. Он рожден и по естественному закону и превыше естественнаго закона; потому что родиться от жены свойственно естеству человеческому, но превыше онаго родиться от девы. Приял пелены, и обрезание, и питание млеком; приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утруждался. Так и молящимся изображается всегда в священном евангелии. Посему и здесь по человечеству призывает Божию помощь.

Пс.108:22 . Ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

«Избави Мя, яко нищь и убог есмь Аз, и сердце Мое смятеся внутрь Мене». Сие, как находим, сказано им и в священном евангелии. Ибо, уготовляясь идти на страдание, сказал; «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей» ( Иоан. 12, 27 ).

Пс.108:23 . Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

«Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи». Сим изобразил смерть; потому что приял конец жизни наподобие уклонившейся и исчезнувшей тени; да и жил, как пруги возвеваемые, туда и сюда носимые ветром, не имея ни города, ни веси, ни дома, но переходя то в тот, то в другой, а иногда в горы и пустыню.

Пс.108:24 . Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

«Колена Моя изнемогоста от поста, и плоть Моя изменися елея ради»; потому что жил Я не в неге и довольстве, но проводил жизнь недопускавшую никаких излишеств, строгую и суровую. И свидетели сему сподобившиеся быть священными Его учениками, и те ячменные хлебы, которые носили они, и те исторгаемые ими класы, которые взалкав стирали руками. Сказанное же: «плоть Моя изменися елея ради» , Симмах перевел так: и плоть Моя изменилась от неумащения.

Пс.108:25 . Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].

«И Аз бых поношение им, видеша Мя, покиваша главами своими». И сие пришло в исполнение. Видя Его на кресте, «покивающе главами» , говорили: «уа разоряяй церковь, и треми денми созидаяй, сниди со креста»; другие же говорили: «ины спасе, Себе ли не может спасти» ( Мк. 15:29, 31 )?

Пс.108:26 . Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей.

Пс.108:27 . Да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

«Помози Ми Господи Боже Мой, и спаси Мя по милости Твоей»: «И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты Господи сотворил еси ю». Пусть дознают, говорит, что предали Меня распятию не против Моей воли; но сие было делом Твоего домостроительства; потому что угодно было Тебе страданием Моим даровать людям избавление от страданий. "Рукою» же называет Божию действенность.

Пс.108:28 . Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

«Прокленут тии, и Ты благословиши», Иудеи и до сего дня продолжают хулить Спасителя, но при их хулениях проповедь с каждым днем делается славнее.

«Востающии на Мя да постыдятся, Раб же Твой возвеселится». И сие изречение не принуждает нас принимать псалом сей в ином звачении. Ибо слышим, что и божественный Павел говорит: «Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп. 2, 7 ); и Сам, устами Исаии взывая, говорит так: «Создавый Мя от чрева раба Себе» ( Ис. 49, 5 ), и чрез несколько слов: положих «Тя в завет рода; во свет языком; еже быти Тебе во спасение, даже до последнихь земли» ( Ис. 49, 6 ). И в священном Евангелии сказал: «яко же Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих» ( Матф. 20, 28 ). Посему раб есть именование воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо как быть служебным естеству, соединившемуся с Богом-Словом и приявшему владычество над всем?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словом: "раб» означается здесь не достоинство, но естество.

Пс.108:29 . Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

«Да облекутся оболгающии Мя в срамоту, и одеждутся яко одеждою студом своим». Слово: «оболгающие» прочими переводчиками переведено опять: сопротивные. Подтверждають же пророчество и дела; потому что Иудеи во всегдашнем "студе», облечены им, как одеждою.

Пс.108:30 . И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его.

«Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его». Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; и песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением.

Пс.108:31 . Ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

«Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящихь душу Мою». Сие изрек и в псалме пятнадцатом: «предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся» ( Псал. 15, 8 ). Ибо естество Божие, вступив в неразлучное единение, хотя было присуще естеству человеческому, однако же попустило ему пострадать, устрояя тем спасение человеков. Ему не трудно было и самое восприятое Им естество соделать безсмертным; но, поелику страдание было спасением миру, то попустило совершиться страданию, и по страдании сообщило безсмертие и нетление. Господь не потерпел вреда от страданий воспринятаго Им естества, но исполнил его собственной Своей славы, и с ним царствует, и всем обладает. Пока же естество сие было тленно, попускал ему и страдать и творить все по человечеству, кроме греха.

Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.

Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость ( Пс.108:3–4 ); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя ( "епископ а» – Пс.108:8 в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид ( 1Цар. 22:6–19 ), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси, чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).

Пс.108:1 . Боже хвалы моей! не премолчи,

«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.

Пс.108:6 . Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Пс.108:7 . Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

Пс.108:8 . да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

«Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой» . Пусть Господь сократит его жизнь, пошлет преждевременную смерть, а его почетное положение передаст более достойному. Заведование стадами Саула было видным положением, так как в руках такого человека сосредоточивалась вся материальная сторона содержания царя, он был близок к царю и мог влиять на последнего. В кн. Деяний 1 гл. ( Деян. 1:20 ) это место приводится при избрании диакона Матфия вместо погибшего Иуды, как уже предуказание в Ветхом Завете этого события. Таким образом, здесь Доик является прообразом Иуды, тоже заведовавшего хозяйственной стороной в общине Иисуса и предавшего Его также, как и Доик предательски выдал Давида Саулу. Вероятно, Доик, как можно заключить из свидетельства кн. Деяний, был лишен своего звания, как и Иуда после предания Христа перестал быть Его апостолом и заменен позже новым лицом.

Пс.108:9 . дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;

Пс.108:10 . да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

Пс.108:11 . да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

Пс.108:12 . да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

Пс.108:13 . да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

Пс.108:14 . да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память ( «имя» ) о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца ( «умре отец его, и аки не умре» ( Сир. 30:4–6 )), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее – за свои, усвоенные от предков.

Пс.108:15 . да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

Пс.108:16 . за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

Пс.108:17 . возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;

Пс.108:18 . да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

Пс.108:19 . да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона – «око за око, зуб за зуб» ( Исх. 21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 ), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро ( «благословения» ), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких ( «сокрушенного сердцем» , может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.

Пс.108:20 . Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!

Пс.108:22 . ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

«Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.

Пс.108:23 . Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Пс.108:24 . Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

«Гонят меня, как саранчу» . В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.

Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.

В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.

Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость (Пс 108_3−4); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя («епископа» — Пс 108_8 ст. в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид (1Цар 22:6−19), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1−5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6−10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11−20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21−31).

Пс 108:1. Боже хвалы моей! не премолчи,

«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) — Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.

Пс 108:6. Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Пс 108:7. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

Пс 108:8. да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

«Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой». Пусть Господь сократит его жизнь, пошлет преждевременную смерть, а его почетное положение передаст более достойному. Заведование стадами Саула было видным положением, так как в руках такого человека сосредоточивалась вся материальная сторона содержания царя, он был близок к царю и мог влиять на последнего. В кн. Деяний 1 гл. (Деян 1:20) это место приводится при избрании диакона Матфия вместо погибшего Иуды, как уже предуказание в Ветхом Завете этого события. Таким образом, здесь Доик является прообразом Иуды, тоже заведовавшего хозяйственной стороной в общине Иисуса и предавшего Его также, как и Доик предательски выдал Давида Саулу. Вероятно, Доик, как можно заключить из свидетельства кн. Деяний, был лишен своего звания, как и Иуда после предания Христа перестал быть Его апостолом и заменен позже новым лицом.

Пс 108:9. дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;

Пс 108:10. да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

Пс 108:11. да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

Пс 108:12. да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

Пс 108:13. да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

Пс 108:14. да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память («имя») о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца («умре отец его, и аки не умре» (Сир 30:4−6 ) ), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее — за свои, усвоенные от предков.

Пс 108:15. да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

Пс 108:16. за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

Пс 108:17. возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;

Пс 108:18. да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

Пс 108:19. да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона — «око за око, зуб за зуб» (Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро («благословения»), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких («сокрушенного сердцем», может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.

Пс 108:20. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!

Пс 108:22. ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

«Сердце мое уязвлено во мне» — я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.

Пс 108:23. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Пс 108:24. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

«Гонят меня, как саранчу». В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.

Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.

Хочу познакомить вас ещё с одним псалмом. Псалом содержит сильные проклятия и сильные благословения. Для многих будет открытием именно такого типа содержание. Это псалом Давида. Пусть не смущает вас, что он /будучи пророком, т. е. говорившим слова именно от БОга, произносит такие страшные проклятия. Эти проклятия, во-первых, по правде Божий, а во-вторых сам Давид всю свою жизнь был милостивым. И не смотря на эти слова он "мульон раз" подтверждал на практике своё великодушие (например, несколько раз царь Саул, мечтающий убить его, был беспомощным в его руках, и он ни разу не причинил ему злого, более того, когда Саул погиб, то он и одевал, и питал его потомков со своего царского стола всю жизнь) Давид был милостив . А Бог - самО Милосердие.
Псалмы - это Правда Божия.
Итак:

Боже хвалЫ моЕй!
не премолчИ скорЕй.
ибо отвЕрзлись устА нечестИвыЕ
в нечистотЕ своЕй;

гУбы ковАрные, и языкОм
лжИвым со мнОй говорЯт;
НенавИсть хлЕщет, орУжие блЕщет,
и расточАют яд /и растекАют яд/

это без малой-малЕйшей причИны;
а за любОвь ад.
/они меня благодарят
как раз именно так/

НенавИсть - за любОвь,
злОм - на тОлько добрО;
пусть никодА внОвь
не смОгут делать тогО!

ПостАвь над нИми
другОго без чЕсти;
чтоб дьявол над нИм стоЯл;
и чтоб когда он бУдет судИться,
то суд его не оправдАл;

ЧтОбы когда он к Тебе обратИтся
молИтва его былА в грЕх;
днЕй его врЕмя чтОб бЫло крАтко,
дотОинств чтОб не былО всех.

Дети его да будут сирОты,
а жЁны его вдовОй;
скитАются нИщими пУсть по свЕту
и прОсят крОва с едОй.

Да отберЁт у негО кредитОр
всё, что есть у негО,
ибо он сам - настоЯщий вор,
пусть обворУют его;

И сострадАющих тОже не бУдет,
мИлующегО сирОт;
пусть прекратИтся на этой земле
у нечестИвца род;

Пусть не сотрЁтся пред ГОсподом кнИга
всех злодеЯний его;
пусть не изглАдится мАтери грех,
грЕх и отцА его.

Пусть перед Господом бУдут всегдА
этого рОда грЕхи,
и истребИт ОН навсегдА,
бУдет погИбель им.

За тО, что преслЕдовал бЕдных и сИрых,
сЕрдцем кто сокрушенЫ;
за что никогдА не окАзывал мИлость,
хотЕл умертвИть их.

Если он возлюбИл проклЯтье -
оно и придёт на него;
если так много любИл плАтья -
остАнется без него;

не восхотЕл если благословлЯть,
то удалИтся его,
бУдет потОм мнОго стенАть,
но благо уж не него;

Да облечЁтся в плАтье проклЯтий;
водОю, как питиЁ,
насквОзь прошивАя все клЕтки, и части,
и внутренности его;

Пусть сокрушАются все его кОсти
входЯщим проклятьем насквОзь;
Пусть облачИтся в проклЯтий плАтье
кАждая его кОсть;

Да бУдет оно, как одЕжда,
когда одевАется,
да пОясом бУдет надЕжным,
когдА поясАется.

ТворЯщим злОе врагАм,
душЕ моей зло говорЯщим
ТакОе пребУдет добрО!
И воздаЯнье гордЯщим!

За дУшу мою от БОга
настАнет возмЕздий вЕк,
не устоИт в дорОге
у сатанЫ человЕк.

Со мнОю же, ГОсподи БОже,
творИ по вОле ТвоЕй,
ибо щедрОт мнОго
в правде рукИ Твоей. /во милости ВселюдЕй./

СпасИ меня, МилосЕрдный;
нИщ я, и бЕден, и сИр;
уязвленО сЕрдце,
несправедлИв мир;

тАю, как тЕнь в пОлдень,
гОнят, как саранчУ,
хОлод и гОлод в колЕнях;
но прЕд ТобОй не молчУ.

я стАл посмЕ-шищем,
надо мной насмехАются,
завИдев менЯ плюЮтся,
камнЯми кидАются.

ПомогИ мне, ГОсподи мой,
сберегИ мЯ по мИлостИ;
грЕшный я рАб ТВОЙ,
сопасИ меня в смИрностИ.

Да познАют, что Ты-ГоспОдь,
да познАют - ТВОЯ рука,
да познАют содЕлал что;
ВоблизИ, а неИздалекА.

они - проклинАют,
а Ты - благослОвь,
они восстаЮт,
а Ты постыдИ;
БлагословлЁнным мне идтИ
по ТвоемУ, БОже, путИ.

Да бУдет рАдость в очАх
о тОм, что я пел во днЯх;
благословлЁн Господом БОгом
во ВездесУщих устАх.

Да устыдЯтся протИвники БОжьи,
эти врагИ моИ,
ибо одЕжды бесчЕстья одЕты
ими в своИ же днИ.

Буду устАми слАвить Бога
грОмко, что мОчи есть;
И принарОдно тоже грОмко
слАву не тОлько здЕсь.

БУду повсЮду я слАвить БОга,
имя Его воспевАть!
И среди мнОгих и мнОгих нарОдов
Милость Его прославлЯть!

Ибо стоИт и не дрЕмлет БОг,
рЯдом с кЕм сокрушЁн
сЕрдцем своИм,
кто зовЁт БОга,
ИМ бывАт спасЁн.

сам псалом 108: Начальнику хора. Псалом Давида.
1. Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; 3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят [хлеба] из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это -Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

Блаженства. - Они в изобилии в Псалтири. Одно из прекраснейших в самом начале книги: "Блажен муж. " (из моего самого-самого-самого-самого любимого псалма) Наиболее известные блаженства в Ветхом Завете мы находим в Пс 31, 1-2 Пс 40, 2-3 Пс 93, 12-15 Пс 118, 1-2 Пс 143, 15


__________Им бывАет прощЁн,
__________ИМ бывАет спасЁн,
__________Им воспарЯет он,
__________СПАСЁН.

Псалом 108 Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; 3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят [хлеба] из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это -Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
_____________________________________________________

Хочу познакомить вас ещё с одним псалмом. Псалом содержит сильные проклятия и сильные благословения. Для многих будет открытием именно такого типа содержание. Это псалом Давида. Пусть не смущает вас, что он /будучи пророком, т. е. говорившим слова именно от БОга, произносит такие страшные проклятия. Эти проклятия, во-первых, по правде Божий, а во-вторых сам Давид всю свою жизнь был милостивым. И не смотря на эти слова он "мульон раз" подтверждал на практике своё великодушие (например, несколько раз царь Саул, мечтающий убить его, был беспомощным в его руках, и он ни разу не причинил ему злого, более того, когда Саул погиб, то он и одевал, и питал его потомков со своего царского стола всю жизнь) Давид был милостив . А Бог - самО Милосердие.
Псалмы - это Правда Божия.
Итак:

1
Боже хвалЫ моЕй!
не премолчИ скорЕй.
2.
ибо отвЕрзлись устА нечестИвыЕ
в нечистотЕ своЕй;


гУбы ковАрные, и языкОм
лжИвым со мнОй говорЯт;
3
НенавИсть хлЕщет, орУжие блЕщет,
и расточАют яд /и растекАют яд/


4
это без малой-малЕйшей причИны;
а за любОвь ад.
/они меня благодарят
как раз именно так/
5
НенавИсть - за любОвь,
злОм - на тОлько добрО;
пусть никодА внОвь
не смОгут делать тогО!

6
ПостАвь над нИми
другОго без чЕсти;
чтоб дьявол над нИм стоЯл;
7
и чтоб когда он бУдет судИться,
то суд его не оправдАл;

ЧтОбы когда он к Тебе обратИтся
молИтва его былА в грЕх;
8
днЕй его врЕмя чтОб бЫло крАтко,
дотОинств чтОб не былО всех.


9
Дети его да будут сирОты,
а жЁны его вдовОй;
10.
скитАются нИщими пУсть по свЕту
и прОсят крОва с едОй.

11.
Да отберЁт у негО кредитОр
всё, что есть у негО,
ибо он сам - настоЯщий вор,
пусть обворУют его;

12.
И сострадАющих тОже не бУдет,
мИлующегО сирОт;
13.
пусть прекратИтся на этой земле
у нечестИвца род;

14.
Пусть не сотрЁтся пред ГОсподом кнИга
всех злодеЯний его;
пусть не изглАдится мАтери грех,
грЕх и отцА его.

15.
Пусть перед Господом бУдут всегдА
этого рОда грЕхи,
и истребИт ОН навсегдА,
бУдет погИбель им.

.
16.
За тО, что преслЕдовал бЕдных и сИрых,
сЕрдцем кто сокрушенЫ;
за что никогдА не окАзывал мИлость,
хотЕл умертвИть их.

17.
Если он возлюбИл проклЯтье -
оно и придёт на него;
если так много любИл плАтья -
остАнется без него;

не восхотЕл если благословлЯть,
то удалИтся его,
бУдет потОм мнОго стенАть,
но благо уж не него;

18.
Да облечЁтся в плАтье проклЯтий;
водОю, как питиЁ,
насквОзь прошивАя все клЕтки, и части,
и внутренности его;

Пусть сокрушАются все его кОсти
входЯщим проклятьем насквОзь;
Пусть облачИтся в проклЯтий плАтье
кАждая его кОсть;

19.
Да бУдет оно, как одЕжда,
когда одевАется,
да пОясом бУдет надЕжным,
когдА поясАется.

20.
ТворЯщим злОе врагАм,
душЕ моей зло говорЯщим
ТакОе пребУдет добрО!
И воздаЯнье гордЯщим!

За дУшу мою от БОга
настАнет возмЕздий вЕк,
не устоИт в дорОге
у сатанЫ человЕк.

21.
Со мнОю же, ГОсподи БОже,
творИ по вОле ТвоЕй,
ибо щедрОт мнОго
в правде рукИ Твоей. /во милости ВселюдЕй./

22.
СпасИ меня, МилосЕрдный;
нИщ я, и бЕден, и сИр;
уязвленО сЕрдце,
несправедлИв мир;

23.
тАю, как тЕнь в пОлдень,
гОнят, как саранчУ,
24.
хОлод и гОлод в колЕнях;
но прЕд ТобОй не молчУ.

25.
я стАл посмЕ-шищем,
надо мной насмехАются,
завИдев менЯ плюЮтся,
камнЯми кидАются.


26.
ПомогИ мне, ГОсподи мой,
сберегИ мЯ по мИлостИ;
грЕшный я рАб ТВОЙ,
сопасИ меня в смИрностИ.
27.
Да познАют, что Ты-ГоспОдь,
да познАют - ТВОЯ рука,
да познАют содЕлал что;
ВоблизИ, а неИздалекА.


28.
они - проклинАют,
а Ты - благослОвь,
они восстаЮт,
а Ты постыдИ;
БлагословлЁнным мне идтИ
по ТвоемУ, БОже, путИ.

Да бУдет рАдость в очАх
о тОм, что я пел во днЯх;
благословлЁн Господом БОгом
во ВездесУщих устАх.

29.
Да устыдЯтся протИвники БОжьи,
эти врагИ моИ,
ибо одЕжды бесчЕстья одЕты
ими в своИ же днИ.

30.
Буду устАми слАвить Бога
грОмко, что мОчи есть;
И принарОдно тоже грОмко
слАву не тОлько здЕсь.

БУду повсЮду я слАвить БОга,
имя Его воспевАть!
И среди мнОгих и мнОгих нарОдов
Милость Его прославлЯть!

31.
Ибо стоИт и не дрЕмлет БОг,
рЯдом с кЕм сокрушЁн
сЕрдцем своИм,
кто зовЁт БОга,
ИМ бывАт спасЁн.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: