Классификация видов информационного обеспечения государственного управления

Обновлено: 15.04.2024

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и «материей» управления.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о составляющих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления. По существу, все управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации.

Управленческая информация– это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий.

Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенции конкретных государственных органов; во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах; в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

нормы законодательных и иных актов, дающие право государственным органам и государственным служащим на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении;

обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления;

факты, выявляемые отношения в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов;

проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном, сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

Информация, используемая в системе государственного управления разнообразна и разнородна, она имеет свою природу и особые формы. Она позволяет описать внешнеполитическую, экологическую, социально-политическую и др. обстановку, проследить динамику тех или иных процессов, реализуемых в государстве и обществе.

Информацию, используемую в государственном управлении, можно классифицировать по разным признакам. Ее можно разделить на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, по степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).

Информация, из каких бы источников она ни шла, и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать определённым требованиям. Она должна быть актуальной, достоверной, достаточной, доступной, оперативной, адекватной для принятия соответствующих решений.

Цель информационного обеспечения административно-государственного управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями государственного органа и их работниками, подготовить к переработке, переработать, предоставить органу управления в переработанном виде, провести анализ, обеспечить прямые и обратные связи ее циркуляции и т.д. Все это невозможно эффективно делать без средств вычислительной техники и новых информационных технологий. Эффективность принимаемых решений зависит от качества информации, средств и методов ее обработки. Одной из важнейших проблем информационного обеспечения государственного управления является определение достаточности информационного обеспечения.

Современное развитие государства выдвигает на первый план решение глобальной социально-управленческой задачи – формирование единого информационно-правового пространства, что позволит рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.

Уровень информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими, телекоммуникационными системами определяют эффективность государственного управления. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессов, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможность перевода всей работы с информацией на новые научный и технический уровни.

Важный аспект информационного обеспечения государственного управления связан с развитием ее технической базы. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.

Можно выделить несколько направлений в области информационного обеспечения государственного управления. Это чисто технико-технологическое направление, решаемое специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики.Другое направление– непосредственно управленческое состоит встандартизации и унификации управленческой информации.Третье направлениеопределяется развитием профессиональной и психологической подготовки персонала управления. Ичетвертое направлениесвязано с тем, что информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений. Для этого необходимо юридически решать вопросы о непосредственном взаимодействии информационной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.

Информационное обеспечение государственного и муниципального управления – это действия специальных служб и органов власти, направленные на обеспечение органов государственного и муниципального управления информацией, необходимой им для обоснованного и профессионального принятия управленческих решений.

Потребность органов государственного и муниципального управления в информации

Современное общество не может существовать вне информационного поля, поскольку информационные ресурсы и сопровождение пронизывают все отрасли его функционирования. Не является исключением и система государственного и муниципального управления, для которой информация имеет первостепенное значение, поскольку обуславливает обоснованное и профессиональное принятие управленческих решений.

Фактически на сегодняшний день информация является одним из наиболее важных ресурсов, играющих определяющую роль в социально-экономическом развитии общества и государства. Это обусловлено следующими причинами:

  • во-первых, информационные ресурсы составляют важнейшие сферы деятельности общества;
  • во-вторых, применение современных технологий невозможно без информационно-технологического обеспечения;
  • в-третьих, информатизация общества обеспечила информационную перезагрузку.

Государственное и муниципальное управление ориентировано на всестороннее использование информации, предназначенной для принятия государственных и муниципальных управленческих решений. Информация в системе государственного управления обеспечивает информационное сопровождение решений социального, экономического и политического характера.

Требования к информации в системе государственного и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление являет высокие требования к качеству и содержанию управленческой информации, применяемый для принятия государственных и муниципальных управленческих решений. К числу требований, предъявляемых к информационному обеспечению государственного и муниципального управления, относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • достоверность информации, подразумевающая использование в системе государственного и муниципального управления только проверенной информации, полученной из достоверных источников;
  • полнота информации, подразумевающая необходимость характеристики той или иной проблемы во всех возможных аспектах;
  • актуальность информации, подразумевающая необходимость использования в системе государственного и муниципального управления наиболее свежих данных, характеризующих ту или иную проблему;
  • регулярность информации, подразумевающая сбор информации с определенной степенью периодичности для обеспечения ее актуальности;
  • системность, подразумевающая характеристику с помощью информации всех элементов существующих проблем;
  • возможность обработки, подразумевающая сопоставимость информации, позволяющей отслеживать ее динамику и проводить сравнения;
  • обобщенность, подразумевающая проведение первичной обработки информации, призванной систематизировать ее и облегчить использование.

Использование информации в системе государственного и муниципального управления

Информационная деятельность выступает в качестве составного элемента государственного и муниципального управления. Она характеризуется объемностью и многогранностью, обусловленной степенью интеграции информации в управленческие процессы. Этот показатель оказывает прямое воздействие на эффективность функционирования органов государственного и муниципального управления.

Использование информации системы государственного и муниципального управления подразумевает осуществление разработки и всестороннего использования информационных технологий органами государственного и муниципального управления. Внедрение информационных технологий в систему государственного и муниципального управления требует обеспечения следующих условий:

  • во-первых, наличия высококвалифицированных государственных служащих, имеющих соответствующую подготовку и квалификацию;
  • во-вторых, обеспечения надлежащей материально-технической и финансово-экономической база;
  • в-третьих, публичности и открытости управленческих решений органов государственного и муниципального управления;
  • в-четвертых, доступности технологий информационно-коммуникационного характера;
  • в-пятых, наличия современной инфраструктуры информационных услуг;
  • в-шестых, препятствования дублированию избыточности функционала государственных и муниципальных управленческих структур;
  • в-седьмых, реализации финансовых планов в части информационных проектов.

Информационное обеспечение государственного и муниципального управления требует применения программных продуктов, обрабатывающих, систематизирующих и анализирующих масштабные информационные потоки, организующих поисковые процессы и предоставляющих доступ к информационным базам.

Освоение таких программных продуктов требует обучения государственных и муниципальных служащих, участвующих в информационном обеспечении и информационном сопровождении управленческой деятельности.

Государственное и муниципальное управление стремится к информационному обеспечению в своей деятельности через Интернет-технологии, предоставляющие широчайшие возможности в этом смысле. Современные этапы развития государственного и муниципального управления в России сопровождается созданием собственных сайтов в каждом органе государственного и муниципального управления, признанном обеспечивать информирование общества о действиях органов государственной и муниципальной власти, достигнутых результатах и обратную связь с населением.

Внедрение информационных технологий в систему государственного и муниципального управления повышает требования и к населению, которое должно обладать соответствующими навыками для взаимодействия с органами власти в информационном поле.

Информационное обеспечение муниципального управления – это совокупность сведений, составляющих основу принятия управленческих решений должностными лицами и органами муниципального управления.

Роль информации в системе муниципального управления

Любой управленческий процесс включает в себя сбор, обработку, движение информационных данных, основное назначение которых состоит в обеспечение основ для принятия управленческих решений. Информация как ресурс в настоящее время значит для муниципального управления не меньше, чем совокупность трудовых, материальных, финансовых, энергетических и иных ресурсов.

В сфере муниципального управления различают следующие информационные категории:

  • во-первых, информационные ресурсы, включающая в себя документы, находящиеся в муниципальных фондах, архивах, библиотеках, иных информационных системах;
  • во-вторых, информационные системы, представляющие собой упорядоченные совокупности документов и информационных технологий, включая средства вычислительной техники, обеспечивающие реализацию информационных процессов;
  • в-третьих, информационные процессы, представляющие собой сбор, накопление, обработку, хранение, распространение информационных данных.

Значение информации проявляется в обеспечении взаимосвязи между объектами и субъектами муниципального управления, способностью охарактеризовать состояние объектов управления в динамике или статике, обеспечить подготовку управленческих воздействий и данные относительно результатов реализации этих воздействий. Информация обуславливает наличие обратной связи и корректировку целей согласно условиям конкретной ситуации.

Готовые работы на аналогичную тему

Информация применяется на всех стадиях муниципального управления, обеспечивая восприятие муниципальными служащими их организационной роли, зафиксированной в рамках должностных инструкций. Достоверность и объективность информации прямо влияет на эффективность функционирования органов муниципального управления.

Информационный процесс муниципального управления можно разделить на следующие составляющие:

Источники и потребители информации в системе муниципального управления

Информация в системе муниципального управления делится на два основных вида:

  1. внутренняя информация;
  2. внешняя информация.

Внутренняя информация в муниципальном управлении включает в свой состав следующие элементы:

  • во-первых, решения органа муниципального управления выборного характера;
  • во-вторых, распоряжения и постановления главы муниципальной администрации, его заместителей;
  • в-третьих, протоколы заседаний муниципальной коллегии;
  • в-четвертых, справки о рассмотрении обращений населения муниципального образования и так далее.

Внутренняя информация обеспечивает наиболее полное представление о фактическом положении дел в муниципальной администрации. Руководство муниципального образования выступает в качестве главного организатора информационных потоков внутренней информации.

При этом внутренняя информация в муниципальном управлении обладает существенным недостатком, который не позволяет ей в полной мере охватить все процессы, оказывающие влияние на функционирование муниципального образования. Этот недостаток решается с помощью привлечения информации из внешних источников.

К числу источников внешней информации в системе муниципального управления относятся следующие:

  • население муниципального образования;
  • общественные объединения граждан муниципального образования, действующие на его территории;
  • органы государственного управления;
  • муниципальные учреждения и предприятия;
  • органы статистики;
  • ассоциации и союзы, созданные муниципальными образованиями;
  • кредитные и финансовые организации;
  • хозяйствующие субъекты различных форм собственности, действующие на территории муниципального образования;
  • инвесторы и так далее.

Каждый источник внешней информации в муниципальном управлении характеризуется определенными особенностями. Так, население муниципального образования обеспечивает поступление информации органам муниципального управлением за счет таких процедур как местные выборы, референдумы, опросы общественного мнения, правотворческие инициативы, обращения к должностным лицам и органам муниципального управления, мирные массовые акции.

Гражданские общественные объединения обеспечивают приток информации в систему муниципального управления за счет выражения своего отношения к функционированию отдельных органов муниципального управления.

Хозяйствующие субъекты, не находящиеся в муниципальной собственности, действующие на территории муниципального образования обеспечивают информационную базу для управленческих решений органов муниципального управления за счет направления в них предложений по различным вопросам, имеющим место назначения.

Ассоциации и союзы, созданные муниципальными образованиями, представляют информацию в виде рекомендаций, направленных на совершенствование отдельных аспектов муниципального управления.

Кредитные и финансовые организации обеспечивают снабжение органов муниципального управления информацией относительно финансового состояния муниципального образования и его предприятий.

В качестве получателей муниципальной информации выступают практически все те же субъекты, которые выступают источниками этой информации.

Результат обмена информацией обеспечивает эффективность муниципального управления.

Важнейшая характеристика государства - это уровень его информационного обеспечения, оказывающего существенное влияние на все процессы социально-экономического развития общества.

Многолетний опыт работы по совершенствованию государственного управления подтверждает, что информационное обеспечение следует рассматривать как одно из стратегических направлений повышения эффективности деятельности на всех уровнях: государственном, отраслевом, региональном, международном и других.

Информация выступает важнейшим компонентом, обеспечивающим полноценную жизнедеятельность, как ее конечных пользователей-граждан, так и государства в целом, что отражает мировые тенденции развития от индустриального общества к информационному. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, что без применения новейших достижений информатики, радиоэлектроники, связи, вычислительной и телекоммуникационной техники невозможно эффективно управлять государством, его экономикой.

Основные характеристики современного типа экономического роста заключаются в достижении нового качества жизни, увеличении доступа населения к ресурсам высокого качества, повышении ценности знаний, усилении воздействия человеческого капитала на экономический рост.

Информационное обеспечение в системе государственного управления: сущность, назначение, задачи

Государственное управление выражается в реализации внешних и внутренних функций государства через его организационные структуры [1, с. 9].

Организационная структура концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения.

Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах.

Организационная структура должна обеспечивать и регламентировать:

• полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенных на него функций;

• сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего уровня с целями вышестоящего;

• комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;

• рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;

• реализацию прав и ответственность при решении управленческой задачи;

• полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.

Деятельность органов государственного управления основывается на Конституции государства и принятых в соответствии с ней законодательных актах.

Конституция разделяет государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В классическом варианте разделение властей представлено институтами:

• законодательная власть - парламент, представительные органы местного управления;

• исполнительная - правительство, исполнительные органы на республиканском и региональном уровне;

• судебная власть - органы правосудия и надзора.

Каждая из ветвей власти имеет систему органов, учреждений и лиц, обеспечивающих реализацию властных функций через соответствующий механизм реализации.

Существуют критерии построения организационной структуры управления:

• территориальный масштаб компетенции (по этому критерию выделяют республиканские и местные органы управления);

• порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);

• характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);

• порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единичного управления).

На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления [2, с. 70].

В сфере государственного управления информационные технологии становятся ключевым фактором повышения эффективности управления, позволяя перейти на качественно новый уровень реализации всех функций государственного управления, прежде всего контроля, сбора и анализа информации, организации системы информационно-аналитического обеспечения выработки, принятия, реализации и оценки эффективности управленческих решений.

Информационные технологии способствуют установлению оперативной обратной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность государственных органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой - появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе по отдельным социальным группам). Информационные технологии дают возможность свободного доступа широких слоев населения к информации и их активного участия в общественно-политической жизни страны [3, с. 431].

Информационное обеспечение - система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения информацией пользователей (потребителей) информации.

Система информационного обеспечения включает в себя информационные ресурсы, организационно-функциональное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение и предназначена для сбора, накопления, обработки, хранения и выдачи информации пользователям.

Информационное обеспечение государственного управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

К пользователям информации относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информацией и пользующиеся ею. Такими общепризнанными средствами являются системы информационного обеспечения различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации [1, с. 11].

Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей, потоков информации - вариантов организации документооборота; систем классификации и кодирования информации, унифицированную систему документации и различные информационные массивы.

Требования к информационному обеспечению:

· представлять полную, достоверную и своевременную информацию для реализации поставленных задач и процессов принятия управленческих решений с минимумом затрат на ее сбор, хранение, поиск, обработку и передачу;

· обеспечивать взаимную увязку задач функциональных подсистем на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов;

· предусматривать эффективную организацию хранения и поиска данных, позволяющую формировать данные в рабочие массивы под регламентированные задачи и функционировать в режиме информационно-справочного обслуживания;

в процессе решения поставленных задач обеспечивать работу сотрудников в режиме диалогов.

Для создания информационной базы управленческого анализа необходимо решить следующие задачи:

· установить объем, содержание, виды, периодичность анализа;

· определить методику решения отдельных задач, систему показателей, факторов;

· уточнить на основании принятой методики приемы решения;

· определить общую потребность в информации по задачам;

· устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь аналитических задач;

· определить объем, содержание периодичность, источники информации для формирования информационной базы анализа хозяйственной деятельности.

Вся необходимая информация должна быть классифицирована по группам в зависимости от связи с системой управления [4, с. 39].

Решение задач, стоящих перед информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации[7].

Понятие и назначение информационной системы обеспечения процесса управления.В условиях модернизации системы государственного управления необходима системная поддержка принятия решений на высших уровнях государственного управления, а также организация проектного управления по основным направлениям социально-экономического развития страны.

На фоне возрастающих темпов развития скорость и качество разработки и принятия решений в системе государственного управления ограничены возможностями инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение необходимой информации, обращающейся преимущественно на основе традиционного бумажного документооборота.

На практике в государственном управлении информация о происходящих процессах с нижних уровней системы управления поступает в форме отчетности. Оценки, полученные на основе таких отчетов, нередко отстают от действительности, а система контроля носит эпизодический и дискретный характер. Интеграция межведомственного информационного взаимодействия при этом пока отсутствует, а существующие ведомственные автоматизированные информационные системы призваны обеспечивать сбор, накопление, функциональную обработку и выдачу информации для поддержки принятия решений ведомственного характера. Государственные информационные ресурсы оказались фактически разделены по сферам ведения органов государственных власти.

Одной из важнейших задач решаемой в рамках оптимизации процесса государственного управления становится интеграция в рамках совокупности разрозненных государственных информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях эффективного решения задачи интеграции ведомственных и региональных информационных систем, а также оптимизации разработки и принятия управленческих решений в современный период используются возможности информационной системы ситуационных центров органов государственной власти (Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, министерств и ведомств, глав администраций субъектов Российской Федерации), ведомственных и региональных информационно-аналитических центров.

Особое внимание уделяется развитию программно-технических и информационно-аналитических компонентов упомянутых центров, включая создание специализированных информационных систем ситуационного анализа актуальных социально-экономических и общественно-политических вопросов и проблем развития страны и регионов. При этом используется единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия и обеспечивается совместимость всех государственных информационных систем.

Названные проблемы и условия их разрешения являются предпосылками разработки Государственной автоматизированной системы «Управление» (ГАС «Управление»).

Информационная система ГАС «Управление» представляет собой единую вертикально интегрированную автоматизированную систему, включающую центральную информационную систему, ведомственные информационные системы и иные информационные системы, предназначенную для принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Создание единой вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению ими своих полномочий.

Официальными документами,в соответствии с которыми создается ГАС "Управление", являются:

1.Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. N 516-р.

2.Концепция создания единой вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы управленияГАС "Управление", утвержденная протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 июня 2009 г. № 90.

3.Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе ГАС "Управление"» (69).

Основные положения ГАС «Управление».Основнойцелью создания системы является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти при разработке и принятия решений в ходе исполнения ими своих полномочий и социально-экономического развития Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующиезадачи:

1) формирование, систематизация, использование и хранение государственных информационных ресурсов;

2) интеграция всех существующих информационно-телекоммуникационных систем федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) создание современных методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых наиболее сбалансированных управленческих решений;

4) разработка и внедрение информационных технологий интеллектуальной обработки данных, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления документированной информации с использованием средств электронной цифровой подписи;

5) создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей регламентацию порядка и процедур обмена данными между органами государственной власти;

6) гарантированный уровень информационной безопасности системы.

Основными принципами, на основе которых формируется и функционирует система, а также требованиями, предъявляемыми к системе, являются следующие:

системность ГАС "Управление", предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой; системность предполагает иерархичность включаемой в систему информации независимо от организационного (ведомственного, межведомственного) и территориального распределения пользователей системы;

открытость системы, позволяющая расширение состава предоставляемых услуг и технологий, увеличение числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;

стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;

полнота, актуальность и достоверность информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений;

комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами;

семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (информационных ресурсов, терминологической системы, протоколов взаимодействия участников, системы показателей, форматов представления данных, регламентов отчетности);

комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.

Структура системы ГАС «Управление».Основными компонентами системыГАС «Управление» являются:

1) информационный компонент, обеспечивающий на всех этапах сбор, обработку, хранение и представление информации;

2) телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей;

3) компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения защиты всей системы;

4) автоматизированное рабочее место - комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде информации, а также организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;

5) центр обработки данных - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;

6) выносной мультимедийный комплекс - информационно-технологический и программно-технический комплексы, обеспечивающие реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных;

7) ведомственный (региональный) сегмент системы - программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

8) сети связи специального назначения - комплекс эксплуатируемых Федеральной службой охраны Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации к информации.

ГАС «Управление» включает три уровняинформационных систем.

Первый уровень (федеральный) обеспечивает сбор, обработку, хранение и аналитическое представление информации, поступающей со второго и третьего уровней системы «Управление» в интересах высших органов государственной власти Российской Федерации.

Второй уровень (ведомственный) составляют информационно-аналитические системы, которые обеспечивают сбор и обработку отчетной информации о результативности деятельности федеральных органов власти Российской Федерации.

Третий уровень (региональный) составляют информационно-аналитические системы, в которых осуществляется сбор и предварительная обработка отчетной информации о результативности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для контроля:

1.Предпосылки активизации использования информационных технологий

в федеральных органах государственной власти

2.Цели и задачи информатизации федеральных органах государственной власти

3.Приоритеные направления информатизации федеральных органах государственной власти

4.Механизмы и условия обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий

5.Понятие, структура и основные положения информационной системы ГАС «Управление»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: