Кем выносится постановление о лишении права управления маломерным судном

Обновлено: 28.03.2024

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к ст. 11.9 КоАП

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством КВВТ РФ, КТМ РФ, Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов", Приказа Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (см. также Перечень должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный Приказом МЧС РФ от 5 мая 2005 г. N 380).

Судовождение представляет собой деятельность, связанную с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям. Применительно к комментируемой статье важно отметить, что правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от того, является он судоводителем, т.е. лицом, имеющим удостоверение на право вождения судна, или иным лицом, находящимся на судне (у которого есть право на управление судном или такое право у него отсутствует). Главное в характеристике состава рассматриваемого правонарушения - управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимся в состоянии опьянения.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: управление судном лицом, находящимся в состоянии опьянения; передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 1 комментируемой статьи); уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 2 комментируемой статьи).

Под состоянием опьянения понимается такое состояние, которое вызвано употреблением не только алкоголя, но и иных наркотических, токсических или одурманивающих веществ.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

Освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом - фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по Программе, утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308.

По результатам освидетельствования составляется в 2-х экземплярах акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее - Акт), с указанием даты освидетельствования и номера, соответствующего номеру регистрации освидетельствования в Журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (далее - Журнал), форма которого утверждена Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308.

При заполнении Акта фамилия, имя, отчество лица, освидетельствуемого на состояние опьянения (далее - освидетельствуемый), указываются на основании документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа - со слов освидетельствуемого либо лица, его сопровождающего, с соответствующей отметкой об этом в Акте. Все пункты Акта заполняются без каких-либо сокращений и подчеркиваний, разборчиво. Акт подписывается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, и заверяется печатью медицинской организации, в которой проводилось освидетельствование.

В Акте в соответствующих графах описывается внешний вид освидетельствуемого, его поведение, эмоциональный фон, особенности речи, вегетососудистые реакции, состояние двигательной сферы, жалобы на свое состояние, отмечается наличие или отсутствие запаха алкоголя изо рта.

Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.

Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке.

При освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.

В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в Журнале делается запись "от освидетельствования отказался". В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в Журнале указывается "от освидетельствования отказался".

На основании результатов освидетельствования выносится заключение о состоянии освидетельствуемого на момент освидетельствования. Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения.

В зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок:

- состояние опьянения не установлено;

- установлено состояние опьянения.

При второй формулировке указание вещества (средства), вызвавшего опьянение, в заключении Акта не отмечается.

Заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при наличии клинических признаков опьянения и положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут.

Заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ выносится при наличии клинических признаков опьянения и обнаружении при химико-токсикологическом исследовании биологического объекта одного или нескольких наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества).

При наличии клинических признаков опьянения, отрицательных результатах исследования на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе и невозможности лабораторным химико-токсикологическим исследованием установить наличие в организме освидетельствуемого наркотического средства, психотропного или иного вызвавшего опьянение вещества выносится заключение о наличии опьянения неустановленным веществом.

По завершении оформления Акта его первый экземпляр выдается (высылается) должностному лицу, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства. Второй экземпляр Акта остается в медицинской организации, в которой произведено освидетельствование, и хранится в течение 3-х лет.

3. Субъекты данного правонарушения - судоводитель и иное лицо, управляющие судном и находящееся в состоянии опьянения.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Судебная практика по статье 11.9 КоАП

Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 названной статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 1 , приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 46, ст. 5949.

Регистрационный N 60524

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 06.07.2020 N 487

Правила
пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам 1 .

II. Требования к пользованию маломерными судами

4. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).

6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки.

8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях 4 .

9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.

13. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации 5 ;

д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков, установленные требованиями МППСС-72, ППВВП и настоящими Правилами;

е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;

ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы 6 или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;

и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания;

к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;

л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;

м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;

н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;

о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;

с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее 1 километра;

т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;

у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование;

ф) создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ГШВВП;

ц) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:

а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;

б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 45 технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" 7 ;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора) превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;

л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

III. Обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами

15. Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:

а) удостоверение на право управления маломерным судном;

б) судовой билет маломерного судна или его заверенную копию;

в) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.

16. Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:

б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

в) обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих категории сложности района плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

д) прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам;

е) выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам по вопросам, относящимся к безопасности плавания маломерных судов и охране жизни людей на водных объектах 9 .

1 Подпункт 3 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123).

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2013, N 43, ст. 5452.

6 Статья 15 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2019, N 51, ст. 7483).

7 Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 18.06.2012). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

8 Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 53, 8451).

9 Пункт 9 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4976).

МЧС установило новые правила пользования маломерными судами на водных объектах. Они в числе прочего содержат требования к маневрированию и буксировке, а также расширенный перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация судна.

Например, запрещена эксплуатация судна при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправности.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"

2.1. К гражданам и должностным лицам, нарушившим нормы КоАП РФ, должностным лицом ГИМС может быть применено одно из административных наказаний (ст.3.2):

административный штраф (далее - штраф).

Лишение граждан права управления маломерным судном осуществляется судьями.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием без составления протокола (ст.2.9).

2.2. О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС составляет протокол об административном правонарушении (приложение 1), что является возбуждением дела об административном правонарушении.

Протокол заполняется, как правило, шариковой ручкой, вносимые в протокол исправления заверяются подписью должностного лица.

В случаях когда за административные правонарушения предусмотрена ответственность в виде лишения граждан права управления маломерным судном и при возбуждении должностными лицами ГИМС дел об административных правонарушениях (составление протоколов), предусмотренных частью 1 статьи 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", частью 1 статьи 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", статьей 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения", статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения судье (ст.3.8, часть 1; ст.28.8). В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22; 8.23; 11.7-11.13 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, - комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанные в настоящем пункте статьи КоАП РФ приведены в приложении 8.

Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

2.3. Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.1):

доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение);

досмотр маломерных судов (обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения);

изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении досмотра поднадзорных судов в присутствии двух понятых.

Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются должностными лицами ГИМС, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел; в необходимых случаях должностное лицо ГИМС вправе обратиться к должностным лицам органов внутренних дел с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст.27.3, часть 1);

задержание маломерного судна (передача судна для хранения и технического обслуживания на базы (сооружения) для стоянок маломерных судов за счет судовладельцев).

О доставлении нарушителя, досмотре и задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов в присутствии двух понятых составляется протокол (приложение 2).

2.3.1. При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления маломерным судном, то есть предусмотренных частью 2 ст.11.7, ст.11.9 и ст.11.11, должностные лица ГИМС имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления маломерным судном, о чем делается запись в протоколе и талоне к удостоверению. Талон является временным (в течение 1 месяца) разрешением на право управления и продлевается до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.10, части 3 и 5).

2.3.2. В случае обнаружения признаков подделки или выведенного из обращения удостоверения на право управления, талона к нему и судового билета, эти документы изымаются до выяснения, о чем составляется протокол об изъятии вещей и документов (приложение 2).

2.3.3. Нарушение фиксируется компостером просечкой круглой формы в графе "номер нарушения по перечню" талона к удостоверению и заверяется подписью госинспектора по маломерным судам с проставлением даты.

2.3.4. Судоводитель, находящийся в состоянии опьянения, отстраняется от управления маломерным судном и к протоколу об административном правонарушении прилагается протокол освидетельствования его на алкогольное опьянение по установленной форме. Копия этого протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.12).

2.3.5. При уклонении судоводителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

2.3.6. При административных нарушениях, предусмотренных статьей 11.9, должностными лицами ГИМС производится задержание маломерного судна. Маломерное судно задерживается до устранения причины задержания (ст.27.13). О задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

2.4. Протокол об административном правонарушении и материалы к нему обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления маломерным судном, направляются судье в течение суток с момента составления протокола.

2.5. При административном правонарушении, повлекшем повреждения судов грузов, имущества или сооружений с нанесением материального ущерба, к протоколу прилагаются схемы, графики, объяснения участников и свидетелей происшествия, другие документы, которые подписываются составившими их должностными лицами, судоводителями и свидетелями.

2.6. Должностные лица ГИМС для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях обязаны рассматривать (ст.28.1):

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2002 года N 29

2. Начальникам государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации:

до 1 июля 2002 года обеспечить изучение должностными лицами, отнесенными к категории государственных инспекторов по маломерным судам, указанных в пункте 1 настоящего приказа Методических рекомендаций;

организовать в подразделениях госинспекций работу по ведению производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

3. Признать утратившей силу с 1 июля 2002 года Временную инструкцию о порядке производства по делам об административных нарушениях правил регистрации, учета и технического надзора за судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, правил пользования указанными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденную Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР 26 июля 1988 года.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации В.И.Пилюгина.

Начальник Главного управления
В.В.Антонов

Приложение к приказу
ГУ ГИМС России
от 31 мая 2002 года N 29

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации производства по делам об административных
правонарушениях в подразделениях Государственной инспекции
по маломерный судам Российское Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ) и предназначены для использования должностными лицами Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, отнесенными к категории государственных инспекторов по маломерным судам (далее - должностные лица ГИМС), в работе по организации и ведению производства по делам об административных правонарушениях.

1.2. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), действующих во время производства по указанному делу.

Порядок производства по делу об административном правонарушении, в том числе установление мер обеспечения указанного производства, определяются главами 24 - 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.3. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

1.4. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации (далее - ГИМС России) вправе (ст.23 40)*:

* Здесь и далее в скобках указаны номера статей КоАП РФ.

руководитель Государственной инспекции по маломерным судам и его заместители;

руководители территориальных органов Государственной инспекции по маломерным судам и их заместители;

начальники бассейновых государственных инспекций по маломерным судам и их заместители;

государственные инспектора по маломерным судам.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматривают органы и должностные лица, указанные в статье 22.1 КоАП РФ.

Если при рассмотрении дела орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, придет к выводу, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, он (оно) передает материалы дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

1.5. Начальники государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации обязаны систематически проверять соблюдение должностными лицами ГИМС требований законодательства об административных правонарушениях при применении ими мер воздействия на граждан и должностных лиц.

2. Виды административных наказаний. Возбуждение дел
об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях

2.1. К гражданам и должностным лицам, нарушившим нормы КоАП РФ, должностным лицом ГИМС может быть применено одно из административных наказаний (ст.3.2):

административный штраф (далее - штраф).

Лишение граждан права управления маломерным судном осуществляется судьями.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием без составления протокола (ст.2.9).

2.2. О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС составляет протокол об административном правонарушении (приложение 1), что является возбуждением дела об административном правонарушении.

Протокол заполняется, как правило, шариковой ручкой, вносимые в протокол исправления заверяются подписью должностного лица.

В случаях когда за административные правонарушения предусмотрена ответственность в виде лишения граждан права управления маломерным судном и при возбуждении должностными лицами ГИМС дел об административных правонарушениях (составление протоколов), предусмотренных частью 1 статьи 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", частью 1 статьи 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", статьей 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения", статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения судье (ст.3.8, часть 1; ст.28.8). В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22; 8.23; 11.7-11.13 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, - комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанные в настоящем пункте статьи КоАП РФ приведены в приложении 8.

Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

2.3. Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.1):

доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение);

досмотр маломерных судов (обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения);

изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении досмотра поднадзорных судов в присутствии двух понятых.

Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются должностными лицами ГИМС, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел; в необходимых случаях должностное лицо ГИМС вправе обратиться к должностным лицам органов внутренних дел с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст.27.3, часть 1);

задержание маломерного судна (передача судна для хранения и технического обслуживания на базы (сооружения) для стоянок маломерных судов за счет судовладельцев).

О доставлении нарушителя, досмотре и задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов в присутствии двух понятых составляется протокол (приложение 2).

2.3.1. При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления маломерным судном, то есть предусмотренных частью 2 ст.11.7, ст.11.9 и ст.11.11, должностные лица ГИМС имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления маломерным судном, о чем делается запись в протоколе и талоне к удостоверению. Талон является временным (в течение 1 месяца) разрешением на право управления и продлевается до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.10, части 3 и 5).

2.3.2. В случае обнаружения признаков подделки или выведенного из обращения удостоверения на право управления, талона к нему и судового билета, эти документы изымаются до выяснения, о чем составляется протокол об изъятии вещей и документов (приложение 2).

2.3.3. Нарушение фиксируется компостером просечкой круглой формы в графе "номер нарушения по перечню" талона к удостоверению и заверяется подписью госинспектора по маломерным судам с проставлением даты.

2.3.4. Судоводитель, находящийся в состоянии опьянения, отстраняется от управления маломерным судном и к протоколу об административном правонарушении прилагается протокол освидетельствования его на алкогольное опьянение по установленной форме. Копия этого протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.12).

2.3.5. При уклонении судоводителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

2.3.6. При административных нарушениях, предусмотренных статьей 11.9, должностными лицами ГИМС производится задержание маломерного судна. Маломерное судно задерживается до устранения причины задержания (ст.27.13). О задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

2.4. Протокол об административном правонарушении и материалы к нему обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления маломерным судном, направляются судье в течение суток с момента составления протокола.

2.5. При административном правонарушении, повлекшем повреждения судов грузов, имущества или сооружений с нанесением материального ущерба, к протоколу прилагаются схемы, графики, объяснения участников и свидетелей происшествия, другие документы, которые подписываются составившими их должностными лицами, судоводителями и свидетелями.

2.6. Должностные лица ГИМС для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях обязаны рассматривать (ст.28.1):

- материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений и содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

3.2. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено должностными лицами ГИМС по месту его жительства.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления маломерным судном, может быть рассмотрено по месту регистрации (учета) маломерного судна (ст.29.5, часть 4).

3.3. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст.24.3, часть 1).

3.4. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.24.2).

3.5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится должностным лицом ГИМС, рассматривающим дело, в виде определения (ст.24.3, часть 2).

3.6. Должностное лицо ГИМС при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 20 апреля 2010 года N 29/1-6-418

Управление Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России направляет "Методические рекомендации по организации производства по делам об административных правонарушениях в подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России" с изменениями и дополнениями, утвержденные заместителем Министра А.П.Чуприяном 18 апреля 2010 года.

Заместитель начальника Управления
Государственной инспекции по маломерным
судам МЧС России - заместитель Главного
государственного инспектора по маломерным судам
п/п А.Г.Пихтовников

Методические рекомендации по организации производства по делам об административных правонарушениях в подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России
(утв. МЧС России 18 апреля 2010 г.)

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации производства по делам об административных правонарушениях в подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС) МЧС России предназначены для формирования единого в Российской Федерации подхода к организации деятельности должностных лиц органов ГИМС МЧС России при выявлении нарушений правил пользования маломерными судами и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности плавания и стоянки маломерных судов на водных объектах Российской Федерации.

1.2. В соответствии со статьями 1.3, 1.7 и 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.01 N 195-ФЗ, далее - КоАП РФ) производство по делу об административном правонарушении осуществляется только на основании норм КоАП РФ, действующих во время производства по указанному делу.

1.3. Порядок производства по делу об административном правонарушении, в том числе установление мер обеспечения указанного производства, определяется разделом IV (главы 24-30) КоАП РФ.

1.4. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 - здесь и далее в скобках указаны номера статей КоАП РФ).

1.5. При обнаружении в действиях (бездействии) лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, признаков преступления должностное лицо, рассматривающее дело, обязано передать материалы дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания (п.3 ч.1.1 ст.29.9).

1.6. Соблюдение требований законодательства при применении административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором (ст.24.6), правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

1.7. Главные государственные инспектора по маломерным судам субъектов Российской Федерации обязаны систематически проверять соблюдение инспекторским составом требований законодательства об административных правонарушениях при применении мер воздействия на граждан и должностных лиц.

2. Виды административных наказаний. Возбуждение дел об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

2.1. К гражданам и должностным лицам, совершившим правонарушения, рассмотрение дел по которым осуществляется должностными лицами ГИМС МЧС России, в соответствии с КоАП РФ может быть применено одно из административных наказаний (ст.3.2):

административный штраф (далее - штраф);

лишение граждан права управления маломерным судном (в соответствии с ч.1, ст.3.8 назначается судьёй).

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС МЧС России может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9).

2.2. О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС МЧС России составляет протокол об административном правонарушении (приложение N 1*). С этого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Протокол заполняется, как правило, шариковой ручкой, вносимые в протокол исправления заверяются подписью должностного лица, составившего протокол.

В случаях, когда за административное правонарушение предусмотрена ответственность в виде лишения граждан права управления маломерным судном (ч.2 ст.11.7 и ст.11.9), и при возбуждении должностными лицами ГИМС МЧС России дел об административных правонарушениях (составлении протоколов), предусмотренных:

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности и свидетелями (понятыми). В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом в присутствии двух свидетелей. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания (ст.28.2).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

2.3. В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ (приложение N 15*). Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2.4. Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Сумма штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

2.5. Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС МЧС России вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.1):

доставление - принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. О доставлении составляется протокол (приложение N 3*) либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ст.27.2);

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

досмотр маломерного судна - обследование маломерного судна, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, в целях идентификации корпуса, двигателя, подвесного мотора данным регистрационных документов для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, осуществляемое в присутствии двух понятых. О досмотре маломерного судна составляется протокол по форме приложения N 4* (ст.27.9);

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при досмотре поднадзорного судна, осуществляемое в присутствии двух понятых. Об изъятии вещей и документов составляется протокол (приложение N 5*) либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении (ст.27.10). Хранение изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном МЧС России (ч.9 ст.27.10).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

задержание маломерного судна (задержание и передача судна для хранения и технического обслуживания за счет судовладельца на специализированную стоянку, возврат судна, оплата расходов за хранение) производится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2007 N 591) (ч.5 ст.27.13).

Меры обеспечения: доставление, досмотр маломерного судна, изъятие вещей применяются должностными лицами ГИМС МЧС России, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел. В необходимых случаях должностное лицо ГИМС МЧС России вправе обратиться к должностным лицам органов внутренних дел с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3).

2.5.1. При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления маломерным судном, то есть предусмотренных частью 2 ст.11.7 и ст.11.9, должностные лица ГИМС МЧС России имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления маломерным судном, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении (ч.ч.3 и 5 ст.27.10).

Протокол об административном правонарушении и материалы к нему, обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления маломерным судном, направляются судье в течение трех суток с момента составления протокола (ч.1 ст.28.8).

До вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении допускается судоводителем, но не более чем два месяца, управление маломерным судном при наличии у него копии протокола об административном правонарушении. В случае, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия разрешения на право управления маломерным судном по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть продлен судьей, у которого находится на рассмотрении дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия разрешающего документа на право управления маломерным судном продлевается судьёй до вынесения решения по жалобе (ч.3 ст.27.10).

2.5.2. В случае обнаружения признаков подделки или выведенного из обращения удостоверения на право управления маломерным судном и судового билета маломерного судна, эти документы изымаются в присутствии двух понятых до выяснения, о чем составляется протокол об изъятии документов по форме приложения N 5* (ч.1 и ч.5 ст.27.10).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2.5.3. Лицо, которое управляет маломерным судном и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, отстраняется от управления маломерным судном до устранения причины отстранения и подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.

В случае получения результатов освидетельствования, подтверждающих состояние опьянения судоводителя, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (приложение N 6*), который прикладывается к соответствующему протоколу об административном правонарушении (ст.11.9).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч.ч.1, 1.1 ст.27.12).

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование, медицинское освидетельствование и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (приложение N 18*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание. Под состоянием опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ (ч.7 ст.27.12).

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу об административном правонарушении. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол (приложение N 7*), копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (части 1 и 3 ст.27.12).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2.5.4. При уклонении судоводителя от освидетельствования протокол об административном правонарушении составляется в присутствии двух понятых. В протоколе указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: