Кем назначается лицо командного состава ответственное за охрану судна

Обновлено: 23.04.2024

9.1. Распределение обязанностей и ответственности
Распределение обязанностей и ответственности членов экипажа, привлеченных к охране судна, приведены в конфиденциальном Приложении к настоящему Плану.

9.2. Обязанности и ответственность вахтенного персонала
Обязанности и ответственность персонала приведены в конфиденциальном Приложении к настоящему Плану.

  • поддерживаться в рабочем состоянии;
  • быть легко доступными при необходимости;
  • обеспечивать связь с судном, береговыми службами и портовыми средствами;
  • обеспечивать передачу основной информации относительно существа и состояния угрозы:

Судовой персонал, выполняющий функции по охране судна (несение вахты у трапа, мест ограниченного доступа, патрулирование и обходы), обеспечивается средствами связи (в том числе переносными) для возможности связи с мостиком, ЛКС, охраной порта и др.
10.3.2 Автоматическая идентификационная система (АИС)
Автоматическая идентификационная система (при ее наличии на судне) должна быть включена постоянно, за исключением случаев, когда на законных основаниях должна быть обеспечена скрытность навигационной информации.
10.3.3 Судовая система оповещения
Судовая система оповещения (после ее установки на судне в установленные Кодексом сроки) формирует и передает в направлении судно-берег оповещение о нарушении охраны компетентной власти. Приводится в действие по приказу капитана, когда охрана судна находится под угрозой или что защита судна уже снижена.

Система может быть активирована с мостика и, как минимум, еще с одного места на судне.

10.3.4 Связь при угрозе нарушения охраны и обращении за помощью
Порядок связи между судном и внешними адресатами при угрозе нарушения охраны и обращении за помощью изложен в разделе 7.3 настоящего плана.
10.3.5 Оперативная связь с портовыми средствами и органами власти по вопросам охраны.

  1. При установлении Администрацией уровней охраны 2 и 3, судно должно подтверждать получение инструкций относительно изменения уровня охраны.
  2. До захода в порт или во время стоянки в порту, находящемся на территории Договаривающегося правительства, установившего уровень охраны 2 или 3, судно должно под-твердить получение распоряжения и должно подтвердить должностному лицу портового средства, что оно начало принимать соответствующие меры и выполнять процедуры, изложенные в судовом плане охраны, а в случае уровня охраны 3 – инструкции, выданные Договаривающимся правительством, которое установило уровень охраны 3. Судно должно сообщать о любых трудностях выполнения распоряжения. В таких случаях должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны связаться и координировать соответствующие действия.
  3. Если, по требованию Администрации, от судна требуется установить более высокий уровень охраны, чем уровень, установленный в предполагаемом порту захода или в пор-ту, где судно уже находится, или если такой уровень на судне уже установлен, тогда судно без задержки сообщает об этой ситуации компетентной власти Договаривающегося правительства, на территории которого находится портовое средство, и должностному лицу портового средства, ответственному за охрану.
  4. В таких случаях лицо командного состава, ответственное за охрану судна, и должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должны связаться и координировать, при необходимости, соответствующие действия.
  5. Должностному лицу компании, ответственному за охрану, или лицу командного состава, ответственному за охрану судна, следует, при первой возможности, связаться с должностным лицом, ответственным за охрану портового средства, куда судно направляется, и выяснить уровень охраны для этого судна при его нахождении в пределах портового средства. Установив связь с судном, должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно сообщать на судно о любом последующем изменении действующего в пределах портового средства уровня охраны и предоставлять всевозможную, имеющую отношение к охране, информацию.
  6. Возможны такие обстоятельства, при которых на судне может действовать более высокий уровень охраны, чем тот, который введен для портового средства, куда судно заходит, однако, ни при каких обстоятельствах судно не может иметь уровень охраны ниже установленного в таком портовом средстве. Если на судне действует более высокий уровень охраны чем в портовом средстве, куда оно направляется, то должностному лицу компании, ответственному за охрану, или лицу командного состава, ответственному за охрану судна, следует незамедлительно поставить в известность об этом должностное лицо портового средства, ответственное за охрану. Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно оценить конкретную ситуацию, во взаимодействии с должностным лицом компании, ответственным за охрану, или с лицом командного состава, ответственным за охрану судна, и согласовать надлежащие меры охраны для данного судна, что может включать заполнение и подписание Декларации об охране.
  7. От судна, намеревающегося войти в порт, власти могут потребовать сведения, являющиеся условием захода в порт. Такими сведениями могут быть подтверждения о любых специальных или дополнительных мерах, которые судно предпринимало во время десяти последних посещений портовых средств, а именно (но этим не ограничивается):

1. записи о мерах, принятых при посещении портового средства, расположенного на территории государства, правительство которого не является Договаривающимся правительством, особенно о таких мерах, принятие которых обычно было бы обеспечено пор-товыми средствами, расположенными на территории Договаривающихся правительств;

2. какие бы то ни было Декларации об охране, оформлявшиеся с портовыми средствами или с другими судами;

3. записи о мерах, принятых при осуществлении деятельности судно-судно с судном под флагом государства, правительство которого не является Договаривающимся правительством, особенно о таких мерах, принятие которых обычно было бы обеспечено этим другим судном, если бы оно было под флагом Договаривающегося правительства;

4. в случае если на судне находятся спасенные в море люди или груз, то все известные сведения об этих людях или грузе, включая удостоверяющие личность данные и маркировочные данные груза, если они известны, а также результаты любых проверок, проведенных на судне для установления статуса спасенных людей и груза с точки зрения за-дач охраны.

Примерами других сведений, имеющих практическое отношение к вопросам охраны, предоставление которых, в целях обеспечения безопасности и охраны людей, портовых средств, судов и иной собственности, может потребоваться как условие захода в порт, могут быть:
– сведения, содержащиеся в журнале непрерывной регистрации истории судна;
– местоположение судна во время подачи сведений;
– ожидаемое время прибытия судна в порт;
– судовая роль;
– общее описание груза на борту судна;
– список пассажиров;
– иная информация, связанная с практикой охраны.

9.4. Оформление Декларации об охране
Главной целью Декларации об охране является соглашение между судном и портовым средством или другим судном, с которым происходит взаимодействие, относительно мер охраны, которые каждая сторона соответственно предпринимает.
При поступлении запроса от портового средства об оформлении Декларации об охране капитан принимает решение о порядке дальнейших действий по оформлению декларации.
Условия составления Декларации об охране, порядок ее заполнения и форма Декларации приведены в Части В Международного Кодекса по Охране Судов и Портовых Средств.

9.5. Охрана судна при его нахождении в доке или на заводском ремонте на территории Российской Федерации
Процедура устанавливает распределение обязанностей между администрациями судна и ремонтного предприятия при обеспечении охраны судна.
10.5.1. При восстановительном ремонте судна и в других случаях, когда судовой экипаж с судна снимается полностью, ответственность за безопасную стоянку и сохранность судна возлагается на завод или ремонтную базу берега.
10.5.2. Ответственность за организацию безопасной стоянки ремонтируемых судов на акватории завода несет капитан завода.
10.5.3. Если на период ремонта судна на нем сохраняется судовой экипаж, то при возникновении аварийной ситуации капитан завода принимает совместно с капитаном судна необходимые меры по спасению судна.
10.5.4. Охрана судна от актов терроризма осуществляется капитаном завода в тесном взаимодействии с капитаном судна и органами охраны завода.
10.5.5. Ответственность за организацию спасения работников судоремонтного предприятия, находящихся на судне, несет руководитель ремонтных работ или лицо, его заменяющее.
10.5.6. До начала ремонта администрация судна обязана ознакомить весь экипаж с правила-ми пожарной безопасности и внутреннего распорядка судоремонтного предприятия (дока), т.к. экипаж должен руководствоваться этими правилами.
За противопожарное состояние судна в целом несет ответственность капитан судна. За противопожарное состояние рабочих мест и безопасные в пожарном отношении методы работы несет ответственность завод. В случае возникновения пожара руководство действиями подразделений по тушению пожара и спасению людей на судне, находящемся в восстановительном ремонте, осуществляет директор судоремонтного предприятия или уполномоченное им лицо, а по прибытии старшего пожарного начальника руководство передается последнему.
10.5.7. Хранение на судне взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, а также пиротехнических средств сигнализации во время заводского ремонта запрещается.
10.5.8. После окончания каждого рабочего дня в период всех видов ремонта все помещения судна должны быть очищены от остатков топлива, горючего и обтирочного материала, мусора и т.п.
Промасленные обтирочные материалы, мусор должны быть убраны с судна немедленно после окончания работ в специально отведенные для этого места на берегу.
Все судовые помещения, где производились работы, должны быть тщательно осмотрены и закрыты.
10.5.9. Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик обязаны знать характер проводимых судоремонтным предприятием работ в каждом помещении и отсеке.
10.5.10. Во время ремонта судна вахтенная служба должна следить за выполнением со стороны рабочих завода предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.
10.5.11. Ответственность за обеспечение живучести судна в период всех видов ремонта (за исключением восстановительного) несет капитан судна.
Судоремонтный завод обязан предоставить в распоряжение капитана имеющиеся у него силы и средства для борьбы за живучесть судна.
10.5.12. При постановке судна в док ответственность за безопасность судна до подачи швартовов несет капитан судна; в доке несет докмейстер. Ответственность за безопасную стоянку суд-на в доке несет судоремонтный завод.
10.5.13. При подготовке к докованию и заводскому ремонту судна в целях физической защиты судна члены экипажей судна, дока, работники судоремонтного предприятия должны быть проинформированы об особенностях пропускного режима, ознакомлены с установленным порядком посещения зон ограниченного доступа, ознакомлены с обязанностями согласно расписаниям по тревогам.

9.6. Мероприятия по охране судна
Меры безопасности, обеспечивающие охрану судна, охватывают (но этим не ограничиваясь):
10.6.1 Контроль доступа на судно;
10.6.2 Введение участков ограниченного доступа на судне;
10.6.3 Доставку судовых запасов;
10.6.4 Обработку груза;
10.6.5 Обращение с не сопровождаемым багажом;
10.6.6 Контроль защищенности судна
Принимаемые меры при различных уровнях охраны и ответственные лица за их осуществление приведены ниже в соответствующих разделах.
Приведенный перечень действий ни коим образом не ограничивает капитана в принятии иных решений, если он посчитает их более эффективными в конкретных условиях.

На каждом судне назначается лицо командного состава, ответственное за охрану.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна — лицо, подотчетное капитану, назначенное Компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом Компании, ответственным за охрану, и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должно знать:

• международные конвенции, кодексы, нормативно-правовые документы и стандарты (правила и нормы), относящиеся к борьбе с терроризмом;

• национальное законодательство и правила по борьбе с терроризмом;

• функции и ответственность организаций, имеющих отношение к охране;

• организацию взаимодействия охранных служб на море;

• методологию оценки охраны судна;

• сферу деятельности Компании, условия эксплуатации, технико-эксплуатационные характеристики и состояние судов Компании, а также квалификацию, компетентность и профессиональную подготовленность судового персонала;

• расположение, назначение и конструктивные особенности служебных, общественных и жилых помещений судна;

• план охраны судна;

• судовые и портовые операции;

• оборудование и системы охраны.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должно иметь:

• высшее (среднее) морское образование в объеме программ признанных и полномочных учебных заведений;

• стаж работы на судах в командных должностях;

• знание английского языка в объеме, как минимум, необходимом для понимания разговора, ведения переписки, делового общения и оформления документов;

• сертификат о прохождении курса обучения по применению Кодекса в признанной Администрацией организации по утвержденной или согласованной программе.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должно обеспечить:

• введение в действие и функционирование плана охраны судна;

• проведение регулярных проверок охраны судна с целью обеспечения выполнения соответствующих мер по охране;

• координацию действий членов экипажа судна и взаимодействие с должностными лицами портовых средств по охране судна при обработке груза и судовых запасов;

• повышение степени осознания членами экипажа важности вопросов обеспечения охраны и повышения бдительности на судне; проведение внутренних аудиторских проверок охраны судна и устранение несоответствий, обнаруженных при аудиторских проверках и освидетельствованиях судна;

• периодический пересмотр плана охраны судов с целью его совершенствования, исправления недостатков и корректировки в соответствии с изменениями требований к охране; доклады должностному лицу Компании, ответственному за охрану, о любых недостатках и несоответствиях по охране, выявленных на судне, и предложениях по их устранению, а также о предложениях по корректировке плана охраны судна;

• устранение несоответствий, обнаруженных при освидетельствованиях судов и внутренних аудиторских проверках; обучение членов экипажа судна;

• проведение регулярных учений по проверке готовности судовой команды к выполнению обязанностей по охране;

• координацию вопросов, связанных с охраной судна, с соответствующими должностными лицами портовых средств, должностным лицом Компании, ответственным за охрану;

• надлежащую эксплуатацию, проверку и обслуживание судового охранного оборудования;

• выяснение у должностного лица портового средства, в порт которого судно следует, уровня охраны;

• подтверждение получения инструкций относительно изменения уровня охраны судна на 2 или 3;

• подтверждение получения инструкций должностному лицу портового средства об установленном в порту уровне охраны более высоком, чем на судне;

• оформление Декларации об охране, если:

— судно эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем портовое средство или другое судно, с которым оно взаимодействует;

— между Договаривающимися правительствами имеется соглашение о Декларации об охране, охватывающее определенные международные рейсы, или специфические суда, занятые в этих рейсах;

— существует угроза нарушения охраны или был инцидент, связанный с нарушением охраны судна или портового средства, - в зависимости от случая;

— судно находится в таком порту, где не требуется наличия одобренного плана охраны портового средства; или

— судно взаимодействует с другим судном, для которого не требуется наличие одобренного плана охраны.

• координацию действий с должностным лицом портового средства при наличии на судне более высокого уровня охраны, чем в порту;

• обсуждение мер охраны с должностным лицом портового средства при оформлении Декларации об охране;

• совместимость требований охраны с требованиями безопасности на море;

• информацию должностного лица портового средства и национальных или местных органов, ответственных за охрану, о попытках проникновения в порту на судно лиц, не желающих или неспособных удостоверить свою личность и/или обосновать цель своего посещения;

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, имеет право:

• контролировать деятельность членов экипажа судна по вопросам охраны;

• осуществлять проверку организации охраны судна;

• контролировать организацию обучения судового экипажа по вопросам охраны;

• проводить совещания по рассмотрению и обсуждению выявленных нарушений правил и стандартов по охране судна;

• осуществлять переписку с судами и внешними организациями и принимать участие от имени Компании в совещаниях и конференциях по вопросам охраны судов.

Любая Компания, эксплуатирующая суда, подпадающая под действие главы XI-2 Кодекса ОСПС, должна назначить у себя должностное лицо, ответственное за охрану, а на каждом из своих судов — лицо командного состава, ответственное за охрану судна.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану — лицо, назначенное Компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицом командного состава, ответственного за охрану судна.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, отвечает за то, чтобы в отношении судов Компании, закрепленных за ним, была проведена оценка охраны судна. От него не требуется лично выполнять всю работу, связанную с исполнением этих должностных обязанностей, однако оно несет главную ответственность за ее надлежащее выполнение.

Оценка судна на предмет охраны. Перед тем как приступить к выполнению оценки охраны судна, должностное лицо Компании, ответственное за охрану, должно обеспечить привлечение всех имеющихся сведений о результатах оценки угрозы в тех портах, куда судно будет заходить или где будет производить посадку или высадку пассажиров, а также о портовых средствах и мерах их защиты. Необходимо изучить предыдущие отчеты об аналогичных охранных потребностях. Если это возможно, нужно встретиться с соответствующими лицами на судне и в портовом средстве для обсуждения целей и методологии оценки, при этом необходимо следовать всем руководящим указаниям, исходящим от Договаривающихся правительств.

Оценка охраны судна должна быть обращена на следующие эле­менты на судне или внутри него:

• охрану материального характера;

• систему защиты экипажа;

• радиосистемы и другие системы связи, включая компьютерные системы и сети;

• прочее, что будучи повреждено или использовано для незаконного наблюдения, создает риск для людей, собственности или судовых операций или операций в пределах портового средства. Лица, участвующие в проведении оценки охраны судна, должны иметь возможность пользоваться помощью экспертов в отношении:

• знания современных видов и вариантов угрозы для защищенности;

• распознавания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;

• распознавания характерных признаков и типов поведения яиц, могущих создать угрозу защищенности;

• уловок, применяемых с целью обойти меры охраны;

• методов подготовки происшествий, влияющих на защищенность;

• воздействия взрывчатых веществ на судовые конструкции и оборудование;

• принятых вариантов подхода к осуществлению взаимодействия «судно—порт»;

• прогнозирования возможных ситуаций, готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них;

• охраны материального характера;

• радиосистем и других систем связи, включая компьютерные систе­мы и сети;

• судовых и портовых операций.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, должно по лучить и записать сведения, необходимые для проведения оценки, включая:

• общее устройство судна;

• расположение зон, доступ в которые должен быть ограничен;

• расположение и назначение каждого фактического или потенциального места доступа на судно;

• изменения уровня воды при приливо-отливных явлениях, что может оказывать воздействие на уязвимость или защищенность судна;

• грузовые помещения и организацию укладки груза;

• места хранения судовых запасов и существенно необходимых средств технического обслуживания и ремонта;

• места храпения несопровождаемого багажа;

• имеющееся аварийное и дежурное оборудование, обеспечивающее выполнение существенно необходимых функций;

• количественный состав экипажа, его существующие обязанности по охране судна, а также какая бы то ни было существующая практика Компании по его обучению;

• имеющиеся в наличии средства охраны и безопасности, предназначенные для защиты пассажиров и экипажа судна;

• средства выхода наружу, эвакуации и места сбора, которые должны содержаться так, чтобы в чрезвычайной ситуации обеспечить порядок и безопасность оставления судна;

• имеющиеся договоры с частными охранными Компаниями, предоставляющими услуги по охране судна и прилегающей водной акватории;

• уже введенные в действие меры и порядок охраны, включая проверки и процедуры контроля, системы идентификации, средства обнаружения и слежения, документы, удостоверяющие личность, связь, сигнализацию, освещение, системы контроля доступа и иные системы подобного назначения.

При проведении оценки охраны судна следует рассмотреть, продолжают ли отвечать своей цели существующие меры охраны и руководство по охране, процедуры и операции, предусмотренные как для обычных, так и для чрезвычайных условий, а также определить руководящие указания по охране, включая следующее:

• участки ограниченного доступа;

• порядок действий при пожаре и иных чрезвычайных обстоятельствах;

• уровень надзора за экипажем судна, пассажирами, посетителями, продавцами, ремонтным техническим персоналом, портовыми ра­бочими и пр.;

• частота и эффективность обходов в целях охраны;

• системы контроля доступа, включая пропускные системы;

• системы и процедуры охранной связи;

• используемые в интересах охраны двери, заграждения и освещение;

• оборудование системы охраны и обнаружения, если имеются.

При проведении оценки охраны судна следует рассмотреть всякую возможную угрозу, что может включать следующие типы влияющих на защищенность происшествий:

• повреждение или разрушение судна или портового средства, на­пример, посредством применения взрывных устройств, поджога, саботажа или как результат вандализма;

• похищение или захват судна или находящихся на нем людей;

• подозрительные действия с грузом, важным судовым оборудованием, системами или судовыми запасами;

• несанкционированный доступ или использование чего-либо, включая присутствие безбилетных пассажиров;

• контрабандный провоз оружия или оборудования, включая оружие массового поражения;

• использование судна для перевозки лиц, намеревающихся учинить влияющее на защищенность происшествие, и/или их оборудования;

• использование самого судна в качестве оружия или средства поражения или причинения ущерба;

• нападения со стороны моря при стоянке у причала или на якоре;

• нападения при нахождении в море.

При проведении оценки охраны судна следует учесть все возможные факторы уязвимости, что может включать:

• противоречия между мерами безопасности и мерами охраны;

• противоречия между обязанностями по охране и другими обязанностями членов экипажа;

• обязанности по несению вахты, количественный состав экипажа судна, в особенности, как это влияет на усталость экипажа, бдительность и способность исполнять обязанности;

• любые выявленные недочеты обучения;

• любое оборудование и системы охраны, включая системы связи.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны постоянно и со вниманием относиться к воздействию, которое, возможно, оказывают меры охраны на членов экипажа, находящихся на судне в течение длительных периодов времени. При разработке мер охраны особое внимание следует обращать на удобство, комфорт и соблюдение интересов личной жизни членов экипажа и на их способность к сохранению профессиональной годности в течение продолжительных периодов времени.

По завершении процесса оценки охраны судна следует подготовить отчет, состоящий из краткого изложения того, каким образом прово­дилась оценка, описания каждой уязвимой стороны, выявленной в ходе проведения оценки, а также описания контрмер, которые могут быть приняты в отношении каждой уязвимой стороны. Отчет должен быть защищен от несанкционированного доступа или разглашения.

Отчет о проведении оценки охраны судна должен рассматриваться и утверждаться должностным лицом Компании, ответственным за охрану, если только эта оценка не проводилась его Компанией самостоятельно.

Для координации работ по обеспечению охраны судов приказом руководителя компании назначается Должностное лицо компании, ответственное за охрану (ДЛК). Компания обеспечивает необходимую поддержку Должностному лицу в выполнении им своих обязанностей по охране.

Должностное лицо компании обеспечивает проведение оценки охраны судов, разработку, представление на одобрение и выполнение планов охраны судов, осуществление связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицами командного состава, ответственными за охрану.Функциональные требования к Должностному лицу, его обязанности, ответственность и права изложены в типовом Положении о должностном лице компании, ответственном за охрану.

На каждом судне назначается лицо командного состава, ответственное за охрану.Лицо командного состава, ответственное за охрану судна — лицо, подотчетное капитану, назначенное Компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом Компании, ответственным за охрану, и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.Назначение осуществляется приказом руководителя компании.

Лицо командного состава, ответственное за охрану, решает вопросы обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компании, ответственным за охрану и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.

Функциональные требования к Лицу командного состава, ответственному за охрану, его обязанности, полномочия и ответственность изложены в типовом Положении о лице командного состава, ответственном за охрану судна.

Свои обязанности по охране Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, выполняет в тесном взаимодействии с Должностным лицом портового средства:

-Информирование об уровнях охраны производится как до захода в порт, так и при стоянке в порту.

-Лицо командного состава и должностное лицо портового средства оформляют Декларацию об охране. Условия оформления декларации и порядок ее заполнения определены «Положением о Декларации об охране».

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, координирует с должностным лицом портового средства:

-вопросы, связанные с выполнением плана охраны судна;

-аспекты охраны при обработке груза и судовых запасов;

-меры охраны при оформлении Декларации об охране;

-действия в случае нарушения охраны судна или нарушения охраны портового средства.

Должностное лицо компании, ответственное за охрану и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны знать и пройти обучение по всем или части из перечисленных ниже пунктов:
1. связанная с охраной административная работа;
2. соответствующие международные конвенции, кодексы и рекомендации;
3. соответствующие государственное законодательство и правила;
4. область ответственности и функции других имеющих отношение к охране организаций;
5. методология оценки охраны судна;

Члены экипажа судна, имеющие специальные обязанности специально по охране, должны обладать достаточным знанием и способностью выполнять вмененные им обязанности, включая, в зависимости от привходящих обстоятельств, следующее:
1 знание современных видов угрозы и ее вариантов;
2 распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;
3 распознание характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности;
4 уловки, применяемые для того, чтобы обойти меры охраны;
5 приемы обращения и управления людскими массами;
6 охранная связь;
7 порядок реагирования на чрезвычайные обстоятельства и планы действий в спрогнозированных ситуациях;
8 эксплуатация оборудования и систем охраны;
9 испытание, калибровка и, при нахождении в море, техническое обслуживание оборудования и систем охраны;
10 приемы проведения проверок, контроля и наблюдения за обстановкой; и
11 методы контактного досмотра людей, личного имущества, багажа, груза и судовых запасов.

Все остальные члены экипажа судна должны обладать достаточным знанием соответствующих положений плана охраны судна, включая:
1 смысл различных уровней охраны и вытекающие отсюда требования;
2 порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах и планы действий в спрогнозированных ситуациях;

3 распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;
4 распознание на недискриминационной основе, характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности; и

Целью тренировок и учений является обеспечение сноровки экипажа судна в выполнении всех обязанностей по охране при всех уровнях охраны, а также умения выявлять любые, относящиеся к защищенности, недостатки, требующие внимания.
Для обеспечения действенного выполнения положений плана охраны судна, тренировки должны проводиться по меньшей мере раз в три месяца. Дополнительно к этому, в случае единовременной замены более 25% экипажа лицами, в течение трех последних месяцев не при­нимавшими участия в каких-либо тренировках на данном судне, тренировка должна проводиться в недельный срок от даты такой замены.До входа в район, где случаются нападения, экипаж судна должен практически проиграть процедуры, изложенные в судовом плане охраны. Должны быть тщательно отработаны сигналы аварийно-предупредительной сигнализации и все процедуры.

Контрольные вопросы:

1.​ Назвать цели и требования кодекса ОСПС.

2.Охарактеризовать содержание части А и части Б кодекса ОСПС.

3.Назвать национальный документ во исполнение требований кодекса.

4.Охарактеризовать содержание Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

5.Определить целесообразность назначения лица компании и командного состава,ответственное за охрану судна.

6.Охарактеризовать полномочия лица компании ответственного за охрану судов.

7.Охарактеризовать полномочия лица командного состава ответственного за охрану судна.

8.Определить должностные обязанности лица командного состава ответственного за охрану судна.

9.Охарактеризовать обьём подготовки экипажа по охране судов.

II. Обязанность и ответственность в области охраны труда

судовладельца и командного состава

10. Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

1) наличие на судне системы управления охраной труда (далее - СУОТ);

2) регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;

3) выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;

4) безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;

5) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;

6) осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;

7) рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна о мерах по созданию безопасных условий труда;

8) наличие необходимых документов по охране труда;

9) организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);

10) разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;

11) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна;

12) проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на рабочих местах членов экипажей судов Компании (судовладельца, работодателя).

11. Капитан судна обязан обеспечить:

1) безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов (далее - НПА) по охране труда членами экипажа судна;

2) выполнение на судне положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).

(в ред. Приказа Минтруда России от 05.10.2021 N 671н)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) ознакомление (под роспись) членов экипажа судна с результатами СОУТ на их рабочих местах;

4) проведение своевременного расследования несчастного случая, происшедшего на борту судна с членом экипажа.

12. Лицо командного состава, назначенное капитаном судна ответственным за организацию работ по охране труда на судне, обязано:

1) вести судовую документацию СУОТ;

2) совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

3) участвовать совместно с руководителями судовых служб и членами судового комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа судна;

4) участвовать в работе судового комитета (комиссии) по охране труда;

5) участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

13. Капитан и командный состав судна обязаны следить за тем, чтобы:

1) механизмы, устройства, системы и оборудование судна эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил;

2) механизмы, устройства, системы и оборудование судна осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями заводов-изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций;

3) при работе механизмов и другого оборудования судна движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;

4) проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

14. Члены экипажа судна обязаны:

1) сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также о нарушениях Правил и инструкций по охране труда;

2) использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;

3) выполнять требования Правил и инструкций по охране труда по основным и совмещающим профессиям и должностям, а также по конкретному виду выполняемых судовых работ;

4) при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: