Кем были созданы права человека народом государственной власти сотрудниками милиции

Обновлено: 22.04.2024

Хотя вера в святость человеческой жизни имеет древние прецеденты во многих религиях мира, основы современного права человека началось в эпоху ренессансный гуманизм в ранний современный период. В Европейские религиозные войны и гражданские войны семнадцатого века Королевство Англии дал начало философии либерализм и вера в естественные права стала центральной проблемой европейской интеллектуальной культуры в восемнадцатом веке. Эпоха Просвещения. Эти идеи лежат в основе Американец и Французские революции что произошло ближе к концу того века. Демократическая эволюция девятнадцатого века проложила путь к появлению всеобщее избирательное право в двадцатом веке. Две мировые войны привели к созданию Всеобщая декларация прав человека.

В послевоенный эра видела движения, возникающие из определенных групп, испытывающих недостаток в своих правах, таких как феминизм и гражданские права из афро-американцы. Правозащитные движения членов Советский блок возникла в 1970-х вместе с движениями за права рабочих на Западе. Эти движения быстро стали популярными, поскольку во многих странах социальная активность и политическая риторика выдвинули права человека на первое место в мировой повестке дня. [1] К 21 веку, как утверждает историк Сэмюэл Мойн, движение за права человека расширилось за пределы своего первоначального антитоталитаризма, включив в него многочисленные причины, связанные с гуманизм и социально-экономическое развитие в Развивающийся мир. [2]

История прав человека была сложной. Например, многие установленные права будут заменены другими системами, которые отличаются от их первоначального западного дизайна. Стабильные институты могут быть лишены корней, например, в случае конфликта, например войны и терроризма, или изменения культуры. [3]

Содержание

Древние и досовременные эпохи

Некоторые представления о праведность Присутствующие в древнем праве и религии иногда ретроспективно включаются в термин «права человека». Пока Просвещение философы предлагают светский общественный договор между правителями и управляемыми, древние традиции сделали аналогичные выводы из представлений о божественный закон, И в Эллинистическая философия, естественный закон. Сэмюэл Мойн предполагает, что концепция прав человека переплетается с современным пониманием гражданство, которые возникли только в последние несколько сотен лет. [4] Тем не менее, соответствующие примеры существуют в древней и досовременной эпохах, хотя у древних народов не было той же современной концепции универсальных прав человека. [5]

Древняя Западная Азия


Реформы Урукагина из Лагаш, самый ранний известный правовой кодекс (около 2350 г. до н.э.), часто считается ранним примером реформы. Профессор Норман Йоффи написал это после Игорь Михайлович Дьяконов «большинство толкователей считают, что Урукагина, сам не принадлежавший к правящей династии Лагаша, вовсе не был реформатором. В самом деле, пытаясь обуздать посягательство светской власти за счет храмовых прерогатив, он был, если современный термин должен быть прикладной, реакционный ". [6] Автор Мэрилин Френч писали, что открытие наказаний за прелюбодеяние для женщин, но не для мужчин, представляет собой «первое письменное свидетельство унижения женщин». [6] [7] Самый старый правовой кодекс, сохранившийся на сегодняшний день, - это Неошумерский Кодекс Ур-Намму (ок. 2050 г. до н.э.). Несколько других сводов законов были также изданы в Месопотамия, в том числе Кодекс Хаммурапи (ок. 1780 г. до н.э.), один из самых известных примеров этого типа документов. Он показывает правила и наказания, если эти правила нарушаются, по ряду вопросов, включая права женщин, права мужчин, права детей и рабские права.

Африка

В Северо-Восточная Африка цивилизация Древний Египет [8] поддерживал основные права человека. [9] Например, фараон Бочорис (725-720 гг. До н.э.) личные права, запретили тюремное заключение за долги и реформировали законы, касающиеся передачи собственности. [9]

Античность


Некоторые историки предполагают, что Ахеменидская Персидская империя из древний Иран установил беспрецедентные принципы прав человека в 6 веке до н.э. Кир Великий. После завоевания Нововавилонская империя в 539 г. до н.э. царь издал Цилиндр Кира, обнаруженный в 1879 году и рассматриваемый некоторыми сегодня как первый документ о правах человека. [10] [11] [12] Некоторые комментаторы связывают цилиндр с указами Кира, записанными в Книги хроник, Неемия, и Эзра, в которых говорится, что Кир позволил (по крайней мере, некоторым) евреям вернуться на свою родину из своих Вавилонский плен. Кроме того, в нем говорилось о свободе исповедовать свою веру без гонений и принудительного обращения. [13] [14]

В отличие от вышеизложенной точки зрения, интерпретация цилиндра как "устав прав человека »была отвергнута другими историками и охарактеризована некоторыми другими как политическая пропаганда, разработанная режимом Пехлеви. [15] Немецкий историк Йозеф Визехёфер утверждает, что образ «Кира как поборника политики ООН в области прав человека . является таким же фантомом, как и гуманный и просвещенный шах Персии», [16] в то время как историк Элтон Л. Дэниэл описал такую ​​интерпретацию как "скорее анахроничный "и тенденциозный. [17] Цилиндр теперь находится в британский музей, а копия хранится в Штаб-квартира ООН.

Многие мыслители указывают на концепцию гражданство начиная с раннего полис Древней Греции, где все свободные граждане имели право выступать и голосовать в политическом собрании. [18]

В Двенадцать таблиц Закон установил принцип «Privilegia ne irroganto», что буквально означает «привилегии не применяются».

В Маурьян Император Ашока, правивший с 268 по 232 год до н. э., основал самая большая империя в Южная Азия. После якобы разрушительного Калинга война Ашока принял буддизм и отказался от экспансионистской политики в пользу гуманитарных реформ. В Указы Ашоки были возведены по всей его империи и содержали «Закон благочестия». [19] Эти законы запрещают религиозную дискриминацию и жестокость в отношении людей и животных. [20] В указах подчеркивается важность терпимости в государственной политике правительства. Убийство или захват военнопленные также был осужден Ашокой. [21] Некоторые источники утверждают, что рабства также не существовало в древней Индии. [22] Другие утверждают, однако, что рабство существовало в Древней Индии, где записано на санскрите Законы Ману I века до нашей эры. [23]

В древний Рим а ius или же jus было правом, которое гражданин имел просто в силу своего гражданства. Концепция римлянина ius является предшественником права в западноевропейской традиции. Слово "справедливость "происходит от ius.

Появление слова «права человека» можно отнести к Тертуллиан в его письме К лопатке где он писал о религиозной свободе в Римской империи. [24] [25] В этом письме он назвал «основные права человека» «привилегией природы».

Ранний исламский халифат

Историки в целом согласны с тем, что Мухаммед проповедовал против того, что он считал социальным злом своего времени, [26] и что исламские социальные реформы в таких областях, как социальная защита, семья структура, рабство, и права женщины и этнические меньшинства были предназначены для улучшения того, что было в существующих Араб общество в то время. [27] [28] [29] [30] [31] [32] Например, согласно Бернард Льюис, Ислам »с первого раза осудил аристократический привилегия, отклонено иерархия, и принял формулу карьера открыт для талантов ". [ который? ] [27] Джон Эспозито видит в Мухаммеде реформатора, осудившего обычаи арабов-язычников, такие как детоубийство женского пола, эксплуатация бедных, ростовщичество, убийство, ложный контракты, и кража. [33] Бернард Льюис считает, что эгалитарный характер ислама "представляет собой очень значительный прогресс по сравнению с практикой обеих стран. Греко-римский и древнеперсидский Мир." [27] Мухаммед также включил арабский и Мозаика законы и обычаи того времени в его божественных откровениях. [34]

В Конституция Медины, также известный как Устав Медины, был разработан Мухаммад в 622 г. Он представлял собой формальное соглашение между Мухаммедом и всеми значительными племенами и семьями Ясриба (позже известного как Медина ), включая Мусульмане, Евреи, и язычники. [35] [36] Документ был составлен с явной заботой о прекращении ожесточенной межплеменной борьбы между кланами Аус (Aus ) и Хазрадж в Медине. С этой целью он установил ряд прав и обязанностей для мусульманских, еврейских и языческих общин Медины, объединив их в одну общину - Умма. [37]

Если заключенные находились под опекой человека, то ответственность лежала на нем. [38] Льюис утверждает, что ислам внес два важных изменения в древнее рабство, которые должны были иметь далеко идущие последствия. «Одним из них была презумпция свободы, другим - запрет на порабощение свободных людей, за исключением строго определенных обстоятельств», - продолжает Льюис. Положение арабского раба было «значительно улучшено»: арабский раб «теперь был уже не просто движимым имуществом, но также человеком с определенной религиозной принадлежностью и, следовательно, социальный статус и с некоторыми квази-юридическими правами ». [39]

Эспозито заявляет, что реформы в права женщин затронутый брак, развод и наследование. [33] Женщинам не предоставлялся такой правовой статус в других культурах, в том числе на Западе, лишь столетия спустя. [40] Оксфордский словарь ислама заявляет, что общее улучшение положения арабских женщин включало запрет детоубийство женского пола и признание полноты женской индивидуальности. [41] "The приданое, который ранее считался выкупом за невесту, выплачиваемым отцу, стал свадебным подарком, оставленным женой как часть ее личного имущества ". [33] [42] Согласно исламскому закону брак больше не рассматривался как «статус», а скорее как «договор ", в котором согласие женщины было обязательным. [33] [41] [42] "Женщинам было предоставлено право наследования в патриархальное общество которая ранее ограничивала наследование родственниками-мужчинами ". [33] Аннемари Шиммель заявляет, что «по сравнению с доисламским положением женщин, исламское законодательство означало огромный прогресс; женщина имеет право, по крайней мере, в соответствии с буквой закона, распоряжаться богатством, которое она принесла в семью или заработала благодаря ее собственная работа ". [43] Уильям Монтгомери Ватт утверждает, что Мухаммед в историческом контексте своего времени может рассматриваться как фигура, свидетельствовавшая от имени права женщин и значительно улучшил ситуацию. Ватт объясняет: «В то время, когда появился ислам, условия жизни женщин были ужасными - у них не было право владеть собственностью, должны были быть собственностью мужчины, и если мужчина умер, все досталось его сыновьям ». Мухаммад, однако,« установив права собственности, наследования, образования и развода, дал женщинам определенные базовые гарантии ». [44] Хаддад и Эспозито заявляют, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейная жизнь, брак, образование и экономическая деятельность, права, которые помогают улучшить положение женщин в обществе ». [45] Однако другие авторы утверждали, что женщины до ислама были более свободными, чаще всего опираясь на первый брак Мухаммеда и его родителей, но также и на другие вопросы, такие как поклонение женщинам-идолам в Мекке. [46]

Социолог Роберт Белла (Невероятно) утверждает, что ислам в его истоках 7-го века был для своего времени и места «удивительно современным . с высокой степенью приверженности, вовлеченности и участия, ожидаемой от рядовых членов сообщества». Это потому, что, как он утверждает, ислам подчеркивал равенство всех мусульман, где руководящие должности были открыты для всех. Дейл Эйкельман пишет, что Белла предполагает, что «раннее исламское сообщество уделяло особое внимание отдельным лицам, а не коллективной или групповой ответственности». [47]

Рано Исламское право принципы относительно военное поведение и лечение военнопленные под ранним Халифат считаются предшественниками международное гуманитарное право. Многие требования о том, как следует обращаться с военнопленными, включают, например, предоставление убежища, еды и одежды, уважение их культур и предотвращение любых актов казни, изнасилования или мести. Некоторые из этих принципов не были кодифицированы в западных странах. Международный закон до наших дней. [48] Исламское право в раннем Халифате институционализировало гуманитарные ограничения на поведение военных, включая попытки ограничить жестокость войны, руководящие принципы прекращения боевых действий, различие между гражданскими лицами и комбатантами, предотвращение ненужных разрушений и уход за больными и ранеными. [49]

Средний возраст


Magna Carta - английская хартия, изданная в 1215 году и оказавшая влияние на развитие общее право и многие более поздние конституционные документы, такие как 1689 г. Английский билль о правах, 1789 г. Конституция Соединенных Штатов, и 1791 г. Билль о правах Соединенных Штатов. [50]

Magna Carta изначально был написан из-за разногласий между Папа Иннокентий III, Король Джон и английские бароны о правах короля. Magna Carta требовал, чтобы король отказался от определенных прав, уважал определенные юридические процедуры и признал, что его воля может быть связана законом. Он прямо защищал определенные права подданных Короля, свободные или скованные, - в первую очередь, приказ хабеас корпус, позволяющий обжаловать незаконное лишение свободы.

В наше время самое прочное наследие Magna Carta считается правом habeas corpus. Это право вытекает из того, что сейчас известно как статьи 36, 38, 39 и 40 Закона 1215 г. Magna Carta. Magna Carta также включало право из-за процесса:

Ни один Фримен не может быть взят или заключен в тюрьму, или лишен его Фригольда, или Свобод, или свободных обычаев, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом уничтожен; Мы не передадим его и не осудим его иначе, как по законному приговору его коллег или по Закону страны. Мы никому не будем продавать, мы не будем отрицать и подчиняться ни Справедливости, ни Право.

В статут Калиша (1264), даровал привилегии еврейскому меньшинству в Королевство Польское такие как защита от дискриминации и языка вражды. [51]

На Констанцский собор (1414-1418), ученый и юрист Павел Влодкович доставил адрес от его Tractatus de potestate papae et imperatoris due to infidelium («Трактат о власти папы и императора, уважающего неверных»), в котором он выступал за мирное сосуществование христиан и язычников, делая его предшественником религиозная терпимость в Европе. [52]

Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.

К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международных документах, – результат длительного исторического пути.

Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононормы», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права. Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия которых строго регламентировались.

Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).

Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?

В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д. Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.

В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.

В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.

Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».

Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой» (Иак., 1, 25). Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.).

Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».

Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, – лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, – все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

В XIX и XX веках ряд проблем прав человека привлек широкое внимание общественности и стал рассматриваться на международном уровне и оформляться в письменном виде. К этому периоду относится принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека.

В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами.

Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами.

Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека. Но лишь после всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации прав человека.

Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».

Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы.

Заключение

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (являясь авторитарными, тоталитарными, а также лишенными каких-либо четких характеристик).

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизованного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающее притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Принцип верховенства права означает следующее:

– все органы и представители власти обязаны действовать в соответствии с Конституцией и законами страны;

– вооруженные силы, полиция и спецслужбы подотчетны гражданским органам власти;

– существует прозрачная процедура обсуждения и принятия законов;

– все законы и административные постановления публикуются (без этого они не имеют юридической силы);

– существуют эффективные средства обжалования административных решений;

– человеку всегда предоставляется информация о действиях власти, затрагивающих его интересы;

– существует независимая судебная власть;

– имеются четко и полно сформулированные гарантии в области уголовного судопроизводства и др.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще оправдательный вид приговора.

В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не снимает основного вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор судей зависел от интересов государства. Однако, сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю шкалу ценностей.

Список используемой литературы

1. Анлреева И.А и др. Основы государства и права. – М.: изд. Юрист, 2004.

2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б.: Права человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006.

3. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. – М.: изд. Норма, 2007.

4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: изд. Норма, 2001.

5. Лившиц Р.З. Теория права. – М.: изд. Юрист, 2004.

6. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. Уфа, 2003.

Конституция РФ 1993 г.

Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: изд. Юридическая литература, 2004.


Мысль о том, что у человека есть права и что они нуждаются в защите, возникла не вчера. Основным стимулом к её развитию послужили последствия двух мировых войн. Жертвы, понесённые многими народами, были настолько велики, что всерьёз заставили задуматься о будущем человечества. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Тридцать её статей содержат тот минимум прав, которым должен обладать каждый человек «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Впрочем, о Всеобщей декларации и других международных документах в области защиты прав человека мы будем говорить отдельно. Сейчас же проследим историю развития этой идеи.

Начнём с того, что действенная защита прав человека невозможна без признания равенства людей в своих правах. По крайней мере, в некоторых из них. Когда и кто впервые высказал эту мысль, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Она присутствует, например, в принципе талиона. Помните? «Око за око, зуб за зуб»: мера наказания должна соответствовать вреду, причинённому преступлением.

Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.


Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.

Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.

Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности. Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека. Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.

Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.

Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.


Востоковеды называют его первым известным нам социальным реформатором в истории. Рассказ обо всех реформах Уруинимгины и дискуссии о степени их прогрессивности оставим историкам. Отметим другое: в законах, принятых в его правление, мы впервые встречаем слово «свобода». Уруинимгина заявлял, что восстановил «свободу в Лагаше».

В частности, было восстановлено самоуправление общин: «Начиная с северной границы области вплоть до моря чиновники суда не вызывали больше людей». Знатным лицам запрещалось захватывать дома и скот свободных общинников, рядовых воинов и вдов. Законы Уруинимгины охраняли граждан не только от воровства и убийств, но и от обмана чиновников при взимании налогов. Карался также сговор торговцев по установлению высоких цен.

Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин. Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека. То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.


Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.

Но на самом деле в сфере прав и свобод люди очень долго делились на «своих» и «чужих». У «чужаков» никаких прав не было. В обществознании есть такой термин — трайбализм. Он происходит от латинского слова tribus — «племя». Трайбализм — форма групповой обособленности, основанная на представлении об исключительности своего племени, этноса, о его доминирующей роли в прошлом и настоящем. Обычным следствием трайбализма является враждебность по отношению к другим группам — племенам, народам. И отказ от признания того, что у них могут быть (и должны быть) такие же права.


Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях. Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев. Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.

Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.


Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю. Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан. Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.

Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана. Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.

Но не будем более интриговать — речь идёт о Манифесте Кира. Его ещё называют «цилиндром Кира», из-за внешнего вида этого исторического документа.


Кир Второй Великий — персидский царь, правивший в середине VI века до нашей эры. Став вождём племён персов, Кир возглавил восстание против мидийского царя. Мидия тогда властвовала и над персами, и над Урарту, и над частью Месопотамии. Амбиции Кира не ограничивались лишь этой территорией. В 539 году до нашей эры напора его армии не выдержал Вавилон, затем последовали и другие завоевания. Но именно после подчинения Вавилонского царства и был создан «цилиндр Кира».

Значительная часть клинописного текста, размещённого на нём, была посвящена обоснованию «правильности» захвата Вавилона. В общем, всё как обычно. Вавилонский царь Набонид причинил много обид верховному богу Мардуку, и тот сам нашёл Кира, чтобы внушить ему мысль избавить народ Вавилона от этого никуда не годного правителя. И народ, тоже осознававший необходимость этого, мирно, без сопротивления встречал нового царя-освободителя. Но среди всех этих велеречивых заявлений есть несколько важных для нас вещей. Обещание отменить рабство и провозглашение свободы вероисповедания: «Я объявляю, что буду уважать традиции, обычаи и религии народов моей империи».

Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.


По происхождению он был финикийцем, что не помешало его карьерному росту на государственной службе в Римской империи. Но во всемирную историю он вошёл как выдающийся юрист. Вспомним, что в 426 году его правовым сочинениям была придана обязательная юридическая сила. Из богатейшего наследия Ульпиана сейчас приведём лишь одну мысль: «Что касается цивильного (то есть гражданского) права, рабы считаются никем; не так, однако, в естественном праве, поскольку по естественному праву все люди равны».

В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Такое общество можно назвать обществом всеобщей зависимости. Сословная иерархия исключала равенство перед законом. Внеэкономическое принуждение большей части населения — крепостных крестьян — практически лишало их свободы. Всевластие монархов порождало произвол и систематическое насилие. Пожалуй, только религия утверждала некоторое равенство людей.


В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.

Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.


«Второй великой хартией» в Англии называют петицию о праве 1628 года. Это был документ, представленный королю Карлу Первому от имени обеих палат английского парламента. Во время Тридцатилетней войны монарх решил своей волей (без одобрения парламента) ввести принудительные займы (по сути, новые налоги) для поддержания прохудившейся государственной казны. Отказывающихся «одалживать» деньги государству отправляли в тюрьму. Палата о́бщин, которую Карл Первый вынужден был собрать после очередной военной неудачи, стала в оппозицию к королю. Несмотря на все угрозы, она заявила, что монарх нарушает права нации, и требовала, чтобы «ничья злая воля не осмеливалась нападать на них».

Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.

А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.


Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?

Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты. Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы. Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.


Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.

Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.


Были ли права у первобытного человека? После ответа на этот вопрос рассматриваем развитие идеи неотъемлемых прав человека в древних цивилизациях, в Новое и Новейшее время. Выделяем поколения прав. Завершаем объяснение рассказом о принятии Всеобщей Декларации прав человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права человека: история становления"

Человеческая личность не представляла в те далёкие времена какой-либо ценности сама по себе. В одиночку человек не смог бы выжить.

В суровых условиях первобытности шансы на выживание имел лишь достаточно сплочённый коллектив. И какие-либо права человек имел только как член этой общности. В том числе и основное из прав – право на жизнь. Подобное отношение к значимости отдельной личности сохранялось на протяжении большей части истории человечества. В большинстве древних и средневековых государств социальный статус человека определялся происхождением. Ты имеешь определённые права и обязанности, потому что принадлежишь к той или иной касте, к тому или иному сословию. Тот, кто по каким-либо причинам утрачивал связи со своим окружением, со своей группой, становился никем. Например, в древней и средневековой Индии человек, изгнанный из касты, автоматически изгонялся из своей семьи, отвергался обществом и превращался в парию – отверженного, неприкасаемого. Неприкасаемого, потому что даже невольное прикосновение к подобному человеку считалось для верующего индуса осквернением. В этом случае требовалось совершить ряд достаточно длительных очистительных церемоний: молитв, покаяний. Индийские жрецы не могли дотронуться до таких людей даже палкой.

Тем не менее, идея о всеобщности некоторых прав зародилась уже в древности. Так, персидский царь Кир Второй Великий объявил народам созданной им в шестом веке до нашей эры империи, что он против рабства, и что каждый может свободно поклоняться своим Богам. Об этих милостивых поступках правителя можно прочесть на так называемом «цилиндре Кира», между списком его побед. Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана, который считал свою страну наследницей персидского государства, даже объявил «цилиндр Кира» самой первой декларацией прав человека.

Примерно в это же время, в шестом – пятом веках до нашей эры, некоторые древнегреческие философы утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права. «Все люди созданы космосом и над всеми равно тяготеет судьба». О равенстве всех людей перед небом говорил и китайский философ Мо-Цзы. Но даже свободолюбивые греки, говоря о равенстве, выделяли более равных и менее равных. Аристотель, выступая за признание государством достоинства и равенства всех граждан, утверждал, что на рабов это не распространяется. Рабы рождаются для подчинения господину и выполнения его указаний. Система защиты прав отдельного человека против произвола государства была разработана в Римской республике. Даже после установления практически неограниченной власти императоров свод законов Юстиниана утверждал идею о том, что все правовые конфликты должны разрешать законы, а не воля правителя.

Но равными признавались лишь граждане Рима, члены гражданской общины. Чужаки, а тем более рабы, защитить свои права с помощью закона не могли. В то же время, идея природного равенства людей была распространена и среди древнеримских юристов. «Что касается цивильного (гражданского) права, рабы считаются никем; не так, однако, в естественном праве, поскольку по естественному праву все люди равны», – так сформулировал её Ульпиан, один из виднейших представителей античной правой мысли.

О каких же правах шла речь? Мы не будем сейчас говорить об ограничении королевской власти в отношении управления государством. Поговорим о том, как она была ограничена в отношении личности. «Ни один свободный человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, … иначе, как по законному приговору равных … и по закону страны», – гласит тридцать девятая статья Хартии вольностей. Она предусматривала также возможность вчинения иска государству по поводу незаконно взысканных в казну денег.

Продолжение последовало во время Английской буржуазной революции семнадцатого века. В 1679-ом году парламент принял Хабеас корпус акт. Этот документ давал гражданам право требовать проверки судом законности своего ареста. Теперь обвиняемого можно было посадить за решётку только по специальному судебному приказу. Акт требовал получения хабеас корпуса (этого самого судебного приказа) для содержания задержанного под стражей во всех случаях, кроме обвинения в государственной измене или тяжком уголовном преступлении.

Через десять лет, в 1689 году английский парламент принял ещё один документ – «Билль о правах». Полное его название – «Акт, разъясняющий права и свободы подданного и устанавливающий наследование короны». Право подачи обращений королю, запрещение штрафов и конфискации имущества иначе, чем по решению суда, свобода слова, свобода от жестоких наказаний и казней – вот те права подданных английской короны, которые были провозглашены в этом документе. Но провозглашая права личности, англичане как бы забывали о том, что свободные личности могут жить не только на Британских островах.

Правительство Англии считало само собой разумеющимся, что в их заморских владениях живут граждане с гораздо менее защищёнными правами. Но жители британских колоний считали иначе. Четвёртого июля 1776-го года Континентальный конгресс, на который в Филадельфию приехали представители всех английских колоний в Северной Америке, принял Декларацию независимости. «Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся – жизнь, свобода и право на счастье. … Если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, … которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье», – принято единогласно тринадцатью соединёнными Штатами Америки. Сущность этих самых неотъемлемых прав была уточнена в американском «Билле о правах» – десяти первых поправках к Конституции США 1787-го года. Поправка номер один – свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиций. Поправка номер четыре – запрет произвольных обысков и арестов. Поправка номер пять – право на надлежащее судебное разбирательство, право не свидетельствовать против себя, гарантия частной собственности. Поправка номер шесть – право на суд присяжных. И очень интересное уточнение в поправке номер девять – перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав. Это можно считать иным способом формулировки известного принципа: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Всё незапрещённое разрешено в равной мере, даже если ни в каком законе это специально не прописывается.

Великая Французская революция положила начало широкому распространению идеи о том, что никто не должен покушаться на неотъемлемые права человека. Свобода личности, свобода слова, свобода взглядов и убеждений, право сопротивляться угнетению – именно эти права были признаны естественными в Декларации прав человека и гражданина. Её приняло Национальное учредительное собрание Франции 26 августа 1789-го года.

Волна восстаний и революций прокатилась по Европе в девятнадцатом веке, чтобы заставить государства, монархов на деле согласиться с тем, что у граждан есть естественные, личные и политические права. Право на жизнь, свободу, собственность и право принимать участие в решении важнейших государственных вопросов. Потому что любое решение, принятое органами государственной власти, отражается на жизни всего общества, всех граждан.

Личные и политические права человека принято относить к первому поколению прав. Поскольку за признание и осуществление именно этих прав личности в первую очередь велась борьба. В девятнадцатом веке, особенно во второй его половине, на повестку дня встала необходимость защиты экономических, социальных и культурных прав – второго поколения. Именно в это время в развитых индустриальных странах в социальной структуре стали преобладать наёмные работники.

У них не было собственности на средства производства, собственных ферм, предприятий, магазинов или банков. Условия их труда, уровень их доходов зависел от нанимателей. Без специальных законов, которые бы обуздывали эксплуатацию, трудно было бы добиться достойной жизни для огромной армии пролетариев. Альтернативой государственной защиты их прав могла стать пролетарская революция. Не зря Карл Маркс писал о «призраке, который бродит по Европе», имея в виду коммунистические идеи. «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей».

Когда большинству населения страны нечего терять, это слишком опасно, такая страна не может развиваться стабильно. Под натиском организованной борьбы рабочих с конца девятнадцатого века стали приниматься законы об ограничении рабочего дня, гарантиях справедливой оплаты труда, о социальном обеспечении (пенсиях по старости и инвалидности, пособиях безработным). Владельцы предприятий обязывались создавать безопасные условия труда. Доступными для всех становились образование и медицинская помощь. Наёмные работники получили право создавать профсоюзы и другие организации для защиты своих прав.

К третьему поколению прав относят так называемые права солидарности. Речь идёт о признании гарантируемого минимума прав для всех людей, не зависимо от их гражданства и места проживания. К правам солидарности относят также права народов. На свободное развитие, на суверенитет.

Поколения прав

В середине двадцатого века на повестку дня встал вопрос и о международной защите прав человека. Во время Второй мировой войны были совершены чудовищные преступления против человечности, велось планомерное уничтожение целых народов. Идея о том, что обращение государств со своими гражданами является исключительно их внутренним делом, оказалась несостоятельной. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот документ не имеет обязательной юридической силы, это всего лишь рекомендация ООН государствам и правительствам мира. Но именно Всеобщая декларация стала той основой, на которой развивается идея прав человека сейчас, в том числе и в Российской Федерации.

Кратко повторим. Долгое время права и свободы отдельной личности не признавались ценностью. Идея защиты этих самых прав государством впервые была высказана в шестом веке до нашей эры Киром Великим, её пытались осуществить в Древней Греции и Риме. Правда, права признавались лишь за отдельными группами людей – свободными гражданами. Юридическое закрепление свободы граждан от произвола государства связано с английской Великой хартией вольностей тринадцатого века. Декларация независимости США и французская Декларация человека и гражданина провозгласили естественное происхождение прав человека, их неотчуждаемость, неотъемлемость. Принято выделять три поколения (этапы утверждения) прав человека: личные и политические права; экономические, социальные и культурные и права солидарности. Необходимость международной защиты прав человека привела к идее создания международных правовых документов в этой сфере. Их основой является Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: