Каждое государство обязано содействовать с помощью

Обновлено: 24.04.2024

Является исходным началом международного права, объединяет в себе два важных свойства: суверенитет и равенство с другими государствами. Данный принцип предполагает, что государства юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, обязаны уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, каждое государство имеет право свободно выбирать свои политические, экономические и социальные системы, каждое государство обязано полностью и добровольно выполнять свои международные обязательства.

2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости других государств.

3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела других государств. Ни одно государство не вправе содействовать применению или поощрять такие меры, которые направлены на подчинение одного государства другому государству.

4. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно данному принципу государства обязаны разрешать возникающие между ними споры исключительно мирными средствами, с тем чтобы не подвергать угрозе мир и международную безопасность.

5. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

6. Принцип международного сотрудничества государств. Государства обязаны независимо от различия в их политических и экономических системах сотрудничать друг с другом в целях поддержания международного мира и безопасности, содействовать экономическому прогрессу в мире.

7. Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политической статус, осуществлять свое экономическое и культурное развитие, свободно принимать решения по созданию своего государства.

8. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны отказаться от насильственного расчленения территории других государств, отделения каких-либо ее частей, а также право каждого государства свободно распоряжаться своей территорией.

9. Принцип нерушимости государственных границ. Государства должны отказаться от каких-либо территориальных претензий и согласиться с существующим территориальным распределением в мире.

10. Принцип уважения прав и свобод человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 165. Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение.

Вопрос 165. Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение. Принципы права по своему значению в существовании и развитии права принято определять как основополагающие начала. Принципы определяют самостоятельность отрасли права наравне с предметом и

§ 1. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства

§ 1. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства Охранительные и предупредительные задачи уголовное законодательство способно выполнить лишь при строгом соблюдении правовых принципов. Уголовно-правовые принципы — это основополагающие исходные

1.1. Предмет и система международного частного права

1.1. Предмет и система международного частного права Вопрос о предмете и системе МЧП является одним из наиболее сложных и запутанных в современной правовой доктрине. Количество и содержание точек зрения, выдвинутых по этому поводу различными отечественными и зарубежными

1.4. Понятие, значение и классификация принципов гражданского процессуального права

1.4. Понятие, значение и классификация принципов гражданского процессуального права Сущность и социальное назначение права раскрываются и конкретизируются прежде всего в принципах. Под принципами гражданского процессуального права понимаются наиболее общие положения,

2. Система международного права

2. Система международного права Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой

§ 2 Система гражданских процессуальных принципов

§ 2 Система гражданских процессуальных принципов Совокупность принципов гражданского процессуального права в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости образует систему принципов гражданского процессуального права. В юридической литературе, посвященной гражданским

Какова система принципов гражданского процесса?

Какова система принципов гражданского процесса? Принципы гражданского судопроизводства подразделяются на организационные (судоустройственные), определяющие устройство судебной системы и общие начала отправления правосудия, и функциональные (судопроизводственные),

2.1. Понятие принципов трудового права

2.1. Понятие принципов трудового права Под принципами трудового права следует понимать основополагающие руководящие идеи, закрепленные в действующем законодательстве, которые выражают сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области

2.2. Характеристика основных принципов трудового права

2.2. Характеристика основных принципов трудового права Принцип свободы труда Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

1.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5[28]

1.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5[28] Общепризнанные принципы и нормы международного права и

2. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

2. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Система МЧП схожа с системой гражданского права. Она состоит из Общей и Особенной частей.Общая часть включает в себя:• определения основных понятий этой правовой дисциплины (понятие, предмет, история развития МЧП);• состав и

Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. основные положения этого принципа состоят в следующем.

Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано ува­жать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и ока­зывать помощь ООН в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа с тем, чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплу­атации является нарушением настоящего принципа, равно как и отри­цанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.

Создание суверенного и независимого государства, свободное при­соединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно опреде­ленного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо на­сильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, сво­боду и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осу­ществления своего права на самоопределение, вправе добиваться под­держки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся террито­рии имеет по Уставу статус, отдельный и отличный от статуса терри­тории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной ко­лонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Однако ничто в приведенных положениях не должно истолковы­ваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, кото­рые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверен­ных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях прин­цип равноправия и самоопределения народов, имеющих правительст­ва, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Как уже указывалось в гл. I применительно к субъектам междуна­родного права, народы являются особыми, специальными его субъек­тами, субъектами международных правомочий, вытекающих из поло­жений принципа самоопределения. Иначе говоря, речь идет о взаимо­отношениях между народами и государствами.

Однако понятие «народ» в международно-правовых актах не опре­делено. И, очевидно, в общем виде определить его весьма сложно.

Тем не менее можно, видимо, утверждать, что в данном случае «народ» — понятие территориального характера. Это совокупность по­стоянно проживающих на данной территории людей, независимо от различий между ними расового, этнического, религиозного или иного характера.

Еще недавно говорилось, в частности в изложении рассматривае­мого принципа, о самоопределении прежде всего народов зависимых территорий, которые долгое время боролись за свое независимое суще­ствование, часто и с оружием в руках, преодолевая упорное сопротив­ление империалистических колониальных держав.

Устав ООН, провозгласив принцип равноправия и самоопределе­ния всех народов, в то же время содержал в гл. XI Декларацию в отно­шении несамоуправляющихся территорий, а в гл. XII предусматривал международную систему опеки, т.е. существование «территорий под опекой». Это отражало компромисс между силами социального про­гресса и силами, стремившимися сохранить позорную систему колони­ализма. Лишь в 1960 г. на Генеральной Ассамблее удалось принять историческую Декларацию о предоставлении независимости колони­альным странам и народам. Но к моменту принятия Декларации о принципах международного права 1970 г. зависимые территории еще продолжали существовать.

Ныне же, когда с колониализмом в принципе покончено, о самооп­ределившихся или о самоопределяющихся народах следует говорить лишь применительно к народам существующих суверенных госу­дарств.

Во-первых, народ любого государства вправе самостоятельно, без какого-либо вмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующий в государстве социальный строй или любое иное устройство государства или требовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любыми иными возможными способами вплоть до восстания и революции.

Во-вторых, территориальные изменения во взаимоотношениях между государствами — передача части территории другому государ­ству, объединение государств в едином государстве, отделение от госу­дарства части территорий и образование на ней самостоятельного го­сударства или разъединение государства на два или несколько незави­симых государств — должны осуществляться только в соответствии со свободно выраженной волей соответствующего государства или госу­дарств, а также с должным учетом других основных принципов совре­менного международного права.

Таковы общепризнанные основные принципы действующего об­щего международного права и их нормативное содержание и осново­полагающее значение.

В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть, основные принципы международного права так, как они изложены в Декларации принципов СБСЕ.

В Декларации изложены десять таких принципов. Семь из них соответствуют основным принципам международного права Деклара­ции 1970 г. Однако в Декларации принципов СБСЕ обозначены еще три принципа, а именно: принцип нерушимости границ государств-участников, принцип территориальной целостности государств и принцип уважения прав человека и основных свобод.

Но положения принципов нерушимости границ и территориаль­ной целостности государств мало что добавляют к требованиям отно­сительно взаимного уважения государствами существующих международных границ и территориальной целостности друг друга, как они изложены в Декларации о принципах международного права 1970 г.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЮРИСТА

Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. основные положения этого принципа состоят в следующем.

Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано ува­жать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и ока­зывать помощь ООН в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа с тем, чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплу­атации является нарушением настоящего принципа, равно как и отри­цанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.

Создание суверенного и независимого государства, свободное при­соединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно опреде­ленного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо на­сильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, сво­боду и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осу­ществления своего права на самоопределение, вправе добиваться под­держки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся террито­рии имеет по Уставу статус, отдельный и отличный от статуса терри­тории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной ко­лонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Однако ничто в приведенных положениях не должно истолковы­ваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, кото­рые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверен­ных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях прин­цип равноправия и самоопределения народов, имеющих правительст­ва, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Как уже указывалось в гл. I применительно к субъектам междуна­родного права, народы являются особыми, специальными его субъек­тами, субъектами международных правомочий, вытекающих из поло­жений принципа самоопределения. Иначе говоря, речь идет о взаимо­отношениях между народами и государствами.

Однако понятие «народ» в международно-правовых актах не опре­делено. И, очевидно, в общем виде определить его весьма сложно.

Тем не менее можно, видимо, утверждать, что в данном случае «народ» — понятие территориального характера. Это совокупность по­стоянно проживающих на данной территории людей, независимо от различий между ними расового, этнического, религиозного или иного характера.

Еще недавно говорилось, в частности в изложении рассматривае­мого принципа, о самоопределении прежде всего народов зависимых территорий, которые долгое время боролись за свое независимое суще­ствование, часто и с оружием в руках, преодолевая упорное сопротив­ление империалистических колониальных держав.

Устав ООН, провозгласив принцип равноправия и самоопределе­ния всех народов, в то же время содержал в гл. XI Декларацию в отно­шении несамоуправляющихся территорий, а в гл. XII предусматривал международную систему опеки, т.е. существование «территорий под опекой». Это отражало компромисс между силами социального про­гресса и силами, стремившимися сохранить позорную систему колони­ализма. Лишь в 1960 г. на Генеральной Ассамблее удалось принять историческую Декларацию о предоставлении независимости колони­альным странам и народам. Но к моменту принятия Декларации о принципах международного права 1970 г. зависимые территории еще продолжали существовать.

Ныне же, когда с колониализмом в принципе покончено, о самооп­ределившихся или о самоопределяющихся народах следует говорить лишь применительно к народам существующих суверенных госу­дарств.

Во-первых, народ любого государства вправе самостоятельно, без какого-либо вмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующий в государстве социальный строй или любое иное устройство государства или требовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любыми иными возможными способами вплоть до восстания и революции.

Во-вторых, территориальные изменения во взаимоотношениях между государствами — передача части территории другому государ­ству, объединение государств в едином государстве, отделение от госу­дарства части территорий и образование на ней самостоятельного го­сударства или разъединение государства на два или несколько незави­симых государств — должны осуществляться только в соответствии со свободно выраженной волей соответствующего государства или госу­дарств, а также с должным учетом других основных принципов совре­менного международного права.

Таковы общепризнанные основные принципы действующего об­щего международного права и их нормативное содержание и осново­полагающее значение.

В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть, основные принципы международного права так, как они изложены в Декларации принципов СБСЕ.

В Декларации изложены десять таких принципов. Семь из них соответствуют основным принципам международного права Деклара­ции 1970 г. Однако в Декларации принципов СБСЕ обозначены еще три принципа, а именно: принцип нерушимости границ государств-участников, принцип территориальной целостности государств и принцип уважения прав человека и основных свобод.

Но положения принципов нерушимости границ и территориаль­ной целостности государств мало что добавляют к требованиям отно­сительно взаимного уважения государствами существующих международных границ и территориальной целостности друг друга, как они изложены в Декларации о принципах международного права 1970 г.

В качестве якобы новеллы в Декларации принципов СБСЕ фигу­рирует принцип уважения прав человека и основных свобод.

В контексте этого принципа государства — участники СБСЕ заявили, что они будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех без различия расы, пола, языка и религии; будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод; будут уважать свободу лич­ности исповедывать, единолично или совместно с другими, религию ; или веру; будут уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на равенство перед законом; признают всеобщее значе­ние прав человека и основных свобод; будут постоянно уважать эти права в своих взаимоотношениях; будут действовать в области прав человека и основных свобод в соответствии с целями и принципами Устава ООН и с Всеобщей декларацией прав человека. Наконец, они также заявили, что будут выполнять свои обязательства, как они уста­новлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая Международные пакты о правах человека, если они ими свя­заны.

Спрашивается, есть ли что-либо конкретное в изложении этого принципа в Декларации принципов СБСЕ по сравнению с уже суще­ствовавшими обязательствами государств в области прав человека и основных свобод по Уставу ООН и другим международным соглаше­ниям? Вполне очевидно, что единственным таким конкретным поло­жением является отсылка к пактам о правах человека в случаях, когда государства — участники Заключительного акта СБСЕ ими связаны. В остальном же это общие декларации, не содержащие конкретных международных обязательств.

По Уставу ООН государства обязались осуществлять международ­ное сотрудничество «в поощрении и развитии уважения к правам че­ловека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1), а также содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. » (п. «с» ст. 55) и предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения этой цели (ст. 56).

Но это лишь провозглашение общей цели сотрудничества между членами международного сообщества государств и не более того. Чтобы такие обязательства приобрели юридическую силу конкретных обязательств всех государств относительно основных прав и свобод человека, они должны быть точно обозначены (перечислены), должно быть сформулировано их конкретное юридическое содержание и ука­заны механизмы контроля за их соблюдением.

По общему международному праву, в частности в силу его общеп­ризнанных обычноправовых норм, такие международные обязательст­ва государств действительно существуют, но они касаются не основных прав и свобод человека вообще, а лишь некоторых из них, точнее тех, которые главным образом имеют основополагающее значение для за­щиты человеческой личности. И нарушение таких международных обязательств рассматривается международным сообществом госу­дарств как международное преступление данного государства со всеми вытекающими для него неблагоприятными юридическими последст­виями.

Такими международными обязательствами по общему междуна­родному праву являются, в частности, обязательства, запрещающие рабство, геноцид и апартеид. Подробнее об этом будет говориться в главе о международной ответственности государств. Здесь же добавим следующее.

Государства в своих взаимоотношениях могут и действительно берут на себя в силу обычноправовых или конвенционных норм меж­дународные обязательства соблюдать в своем внутреннем порядке или правопорядке определенные права и свободы всех или некоторых на­ходящихся на их территории физических и юридических лиц. Это меж­дународные обязательства государств в пользу тех или иных субъектов их внутригосударственного правопорядка, подлежащие осуществле­нию именно в национальном праве данного обязанного государства. Субъектами же таких международных обязательств являются только государства - участники соответствующего соглашения (обычноправовой или конвенционной нормы). Субъекты же внутригосударствен­ного права могут обращаться в международные инстанции в целях содействия защите предусмотренных международно-правовыми нор­мами их прав только при наличии явно выраженного на то согласия государства, на территории которого они находятся, и на условиях такого согласия (обычно после исчерпания соответствующих внутри­государственных возможностей).

Более конкретно международные обязательства государств в пользу индивидов (физических лиц) по общему международному праву существуют, в частности, как обязательства, запрещающие дискриминацию человека в силу любых различий между людьми, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и иные преступные действия государств, умаляющие достоинство человеческой личности, а также обязательства об определенном достойном обращении с иностранцами (и апатридами ).

Что же касается других основных прав и свобод человека, то международно - правовое развитие идет по пути заключения соответствующих общих (универсальных) международных конвенций, четко уста­навливающих международные обязательства их участников и механизмы контроля государств-участников за соблюдением установленных обязательств.

В числе таких актов Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, а также более 40 других международных универсальных договоров.

Однако западные страны, являвшиеся в недалеком прошлом коло­ниальными державами, как правило, не участвуют в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также во многих других универсальных договорах о правах человека. В то же время они гру­бейшим образом вмешиваются во внутренние дела других государств, требуя от них соблюдения международных обязательств о правах че­ловека, соблюдением которых они себя отнюдь не обременяют.

Такова подлинная картина защиты основных прав и свобод чело­века в соответствии с современным международным правом.

Смотрите также:

Под принципом международного права понимается основополагающее правило поведения государств, имеющее важнейшее значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы. Следовательно, принцип международного права – это норма, имеющая общий и обязательный характер для всех субъектов.

Основные принципы международного права являются принципами jus cogens, т.е. такие общепризнанные нормы поведения государств, которые составляют фундамент международного правопорядка и имеют основополагающее значение при решении глобальных международных проблем.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Отражение этих принципов в договоре (Уставе ООН) придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все другие принципы международного права и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности.

Принимая во внимание содержание основных принципов, их можно условно классифицировать по трем группам.

1. Основные принципы обеспечения международного мира и безопасности: неприменение силы и угрозы силой (принцип ненападения), принцип мирного разрешения международных споров, принцип нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств.

2. Основные принципы сотрудничества государств: суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, добросовестное выполнение международных обязательств, сотрудничество государств;

3. Основные принципы защиты прав народов (наций) и человека: принцип равноправия и самоопределения народов, принцип уважения прав и свобод человека.

Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX столетии. До этого международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом.

Прежде всего, рассматриваемый принцип является универсальным и обязательным. Это означает, что принцип распространяется на все государства независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства.

Принцип ненападения обязывает каждое государство:

а) воздерживаться как от прямого, так и от косвенного применения вооруженной силы первым;

б) воздерживаться от пропаганды агрессивной войны;

в) воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства, а также демаркационных линий, линий перемирия, установленных международными договорами;

г) воздерживаться от применения вооруженной силы в качестве средства разрешения международных споров;

д) воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы;

е) не применять насильственных действий, препятствующих осуществлению народами их права на самоопределение;

ж) запрещать организацию, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организацию или поощрение организации иррегулярных сил, вооруженных банд, состоящих, в частности, из наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Принцип неприменения силы и угрозы силой не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

Вооруженная сила может быть применена народами колониальных и зависимых стран в борьбе за свою независимость при осуществлении своего права на самоопределение.

Составной частью принципа неприменения силы и угрозы силой является запрещение пропаганды войны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой самым тесным образом связан с системой поддержания международного мира и безопасности, являясь ее центральным звеном.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами сложился в международном праве лишь в XX столетии. Хотя международному праву с момента его возникновения были известны мирные средства разрешения международных споров, оно не содержало обязательства для государств разрешать споры исключительно мирным путем, не прибегая к силе.

Статут Лиги Наций поставил в определенные рамки право государств обращаться к войне как средству разрешения споров между ними, обязав их начинать урегулирование споров с мирных средств. В Парижском договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 года, объявившем агрессивную войну запрещенной с точки зрения международного права, было закреплено обязательство государств разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

Подтверждение и закрепление в Уставе ООН принципа разрешения международных споров мирными средствами придало ему всеобъемлющий характер.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Суверенность государства является политико-правовой предпосылкой для его полноправного и равноправного участия в международном общении. Это свойство государства обусловливает и самостоятельность во всем, что касается его внутренней жизни: от установления и поддержания экономического и политического строя, создания и функционирования органов власти, управления и правосудия до различных проявлений общественной жизни. Все это не может являться предметом каких-либо действий со стороны другого государства или международной структуры либо их действий, направленных на оказание влияния или давления на то, что происходит внутри страны.

За десятилетия своего функционирования принцип невмешательства, как и его концепция, обрел глубокое и разностороннее развитие в таких актах ООН как Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году, и ряде других решений.

Принцип невмешательства закреплен в Уставе ООН, Декларации принципов международного права 1970 года, Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Наиболее важными элементами принципа являются обязательства государства:

- не организовывать, не разжигать, не финансировать, не подстрекать или не допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, не способствовать ей, а также не вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве;

- воздерживаться от оказания содействия, поощрения или поддержки, прямо или косвенно, мятежной или сепаратистской деятельности в других государствах под каким бы то ни было предлогом или от каких-либо действий, направленных на нарушение единства либо подрыв стабильности другого государства или любого из его институтов;

- воздерживаться от организации, обучения, финансирования или вооружения политических и этнических групп на своей территории или территории другого государства с целью осуществления подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений в других странах.

Не является вмешательством во внутренние дела осуществление мер контроля, проверки и инспекции на месте, предусмотренных международными соглашениями (например, по вопросам разоружения).

Принцип сотрудничества государств был заложен в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве одного из основных принципов современного международного права. Обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия политических, экономических и социальных систем государств.

Цели сотрудничества между государствами:

· поддержание международного мира и безопасности;

· содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу;

· повышение общего благосостояния народов;

· содействие экономическому росту развивающихся стран.

Существенный вклад в утверждение и дальнейшее развитие принципа сотрудничества государств внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами. Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рамках международного права и прежде всего при строгом соблюдении предписаний других основных принципов международногоправа.

Принцип равноправия и самоопределения народов стал основным принципом общего международного права с образованием ООН.

В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, согласно которому «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и каждое государство обязано уважать это право».

В то же время в нем содержатся и важные ограничительные положения.

- каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод,

- способами осуществления права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

- наличие требования об отказе от любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств,

- условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориальной целостности, политического единства государства.

Право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.

Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее нарушение прав и свобод человека.

Принцип суверенного равенства государств. Государства участвуют во взаимных отношениях и в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В Декларации 1970 года принцип суверенного равенства государств трактуется как имеющий «первостепенное», «основополагающее значение». Важнейшую роль принцип суверенного равенства играет при создании и функционировании межправительственных международных организаций.

Концепция суверенного равенства включает следующие элементы:

1) все государства юридически равноправны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему;

6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;

7) право каждого государства на свободу и политическую независимость;

Каждое государство имеет равное право на обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба безопасности других государств. Проявлением суверенитета и суверенного равенства государств является иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государства (par in parem non habet imperium).

Одним из основных принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер (jus cogens).

Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления общего международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.

Добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности.

В силу данного принципа субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно, то есть честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств.

Венская Конвенция 1969 года предусматривает отказ от исполнения международно-правовых обязательств, однако он должен осуществляться только на основании международного права.

Принцип нерушимости границ, сформулированный в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, означает взаимный отказ государств Европы, а также США и Канады от политического посягательства на государственные границы, то есть от односторонних действий или требований, направленных на изменение юридического оформления или фактического положения границы. Это, по существу, отказ от территориальных притязаний.

В настоящее время в международных документах применительно к рассматриваемому вопросу используются три термина: «неприкосновенность границ», «нерушимость границ» и «неприкосновенность и нерушимость границ».

Очевидно, что действуют два принципа с различным правовым содержанием: принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ. Принцип неприкосновенности границ входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 года, а первый носит региональный характер.

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.

Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.

Концепция территориальной целостности государств была выдвинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятствовать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права говорится, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

В документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».

В последнее время чаще используется комплексная формула – принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.

Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание в качестве основного принципа общего международного права с принятием Устава ООН.Тем самым была признана неразрывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод человека.

В последующем международным сообществом было принято большое число документов по правам человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года перечисляются основные права и свободы человека, которые государства обязались предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Согласно этим и другим документам, государства обязались пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие в особенности от международных преступлений (агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления), расовой дискриминации, защищать интересы индивидов от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций, гарантировать отдельные категории прав человека (трудовые права, семейные права, свободу информации, свободу ассоциаций, пользование культурой, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев).

Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека должны соблюдаться во всех государствах и действовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие международного права и его особенности.

2. Направления в теории международного права о соотношении международного и внутригосударственного права.

3. Система международного права как отрасли права и как учебной дисциплины.

1. Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.

2. Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

3. Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.

4. Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.

Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

5. Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету.

Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.

Согласно Декларации 1970г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

- государства юридически равны;

- каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

- каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;

- территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

- каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

6. Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

7. Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Декларация о принципах международного права 1970г.).Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

8. Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.Представители различных школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

9. Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Пакты о правах человека 1966г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.

В соответствии с международными актами можно выделить следующие основные положения принципа уважения прав человека:

1) признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

2) каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;

3) права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;

4) государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;

5) каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

6) государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;

7) государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;

8) государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

10. Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Парижская хартия(англ. Paris Charter), или Парижская хартия для новой Европы (англ. Charter of Paris for a New Europe), была принята на Совещании глав государств и правительств государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) — Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чешской и Словацкой Федеративной Республики, Швейцарии, Швеции и Югославии, — проходившем в Париже с 19 по 21 ноября 1990 года.

Предпосылкой для подписания хартии стал приход к власти М. С. Горбачёва, который взял курс на установлении атмосферы доверия и взаимопонимания с западными странами. Парижская хартия была принята 32 европейскими государствами, США и Канадой. На Совещании была достигнута договорённость о масштабном сокращении вооружённых сил ОВД и НАТО. В хартии подтверждалась верность участников Совещания 10 принципам Заключительного акта, принятого в Хельсинки в 1975 году. Совещание в Париже стало первой международной встречей после Хельсинского Совещания. Была намечена программа международного сотрудничества, показана приверженность стран-участниц к демократии, основанной на уважении прав человека и обеспечении всеобщего процветания при гарантировании экономической свободы и социальной справедливости. Подписание Парижской хартии свидетельствовало об окончании враждебного противостояния в Европе.

Принцип мирного сосуществования – основополагающий и обобщающий принцип современного международного права. Юридическое содержание принципа и его претворение в жизнь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: