Казахстан как правовое государство

Обновлено: 26.04.2024

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

§ равенство всех перед законом;

§ разделение властей на три ветви;

§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ политический и идеологический плюрализм;

§ стабильность законности и правопорядка в обществе.

Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

§ высокою уровня экономического развития страны;

§ наличия правового государства;

§ соответствующего уровня политической культуры граждан.

Республика Казахстан является независимым (от 16 декабря 1991 г.), суверенным
(от 25 октября 1990 г.) государством. Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ
(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК). Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие Конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан наше государство утверждает себя как демократическое, правовое, светское и социальное. Тем самым сформулирована общая конституционно-правовая идея о том, что принцип социального государства предполагает в качестве важного элемента его нормативного содержания, причем выраженного непосредственно в Основном законе, стандартизированную минимальную социальную поддержку.

Правовая позиция Конституционного совета РК относительно значения принципа социального государства детально раскрыта в следующем утверждении: "Пункт 1 статьи 1 Конституции провозглашает, что Республика Казахстан утверждает себя. социальным государством. ". Это общее положение раздела I Конституции означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны. ". В анализируемом положении пункта 1 статьи 1 Конституции применен оборот "утверждает себя", что подчеркивает поступательность развития Казахстана как социального государства, придает характер необратимости и направленности процессу социализации.

85. Гражданское общество: понятия, сущность Государство и гражданское общество .

Гражданское общество – такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются его права и свободы, а государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободы. Находясь под контролем общества, государственная и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

-высокое сознание людей;

-высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

широкие связи между членами общества;

-наличиеподконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью

-решать проблемы общества;

-Передача части власти органам самоуправления;

-использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

-развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием -принадлежности к общей культуре, нации;

-личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя­ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: - экономическая свобода. - защита естественных прав человека и гражданина; - равенство всех перед законом и правосудием, - политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;-свобода мнений.

Теоретики: Гоббс, Монтескье, Джон Локк, Гегель.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Становление правового государства в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, – сложный процесс. Нужно учитывать, что Казахстан был в составе СССР в течение 70 лет, поэтому наша страна переживает сложности, которые также имеют место и в других постсоветских станах.

В связи с этим хотелось бы привести мнение американского историка Ричарда Пайпса, одного из крупнейших специалистов по России, автора трилогии: «Россия при старом режиме», «Рус­ская революция» и «Россия при большевиках», который считает главной проблемой России отсут­ствие собственников: «Беда в том, что школы не учат истории, особенно истории права и конституционного развития, так что огромное большинство граждан не имеет и отдаленного пред­ставления о том, чему они обязаны своей свобо­дой и процветанием, а именно — о долгой и успешной борьбе за права, среди которых самое основное – право частной собственности». Сегодня же «значительная часть населения, нe готовая самостоятельно обеспечивать себя, начала тосковать по утраченному игу деспотизма» [1].

Так, в России законы традиционно рассматривались только как техника управления страной, а не принцип такого управления. Еще шеф жандармов Бенкендорф говорил: «Законы пишутся для подданных, а не для государя».

Преодоление тоталитаризма связано с преодолением нераз­витости политической, правовой и экономической культур, преодолением недоверия общества государству, преодолением неуважения к собственности. Отметим, что в Польше и в Чехии пере­ход от коммунизма к рыночной экономике происходил гораздо легче, чем в России и других постсоветских странах, потому что в европейских странах ранее сущест­вовали традиции гражданского общества и правового государства. Достаточно было сбросить груз коммунистических лет, чтобы ожи­вить память об этом.

Однако, не нужно думать, что экономическая свобо­да – панацея от всех бед. Эта точка зрения уходит корнями в постулат об экономическом базисе и идео­логической надстройке. В этой связи следует упомянуть пла­чевный исторический опыт 20-х годов, когда «новую экономичес­кую политику» пытались разви­вать в отсутствие гражданских свобод. Данное противоречие явилось одной из главных причин падения нэпа.

К сожалению, в реформах последних десяти лет основное внимание уделялось экономике, в то время как приоритеты нравственной идеологии и политической философии отошли на второй план. Сосредоточившись на инвестициях, налогах, ценных бумагах, фондовых рынках, власть забыла о таких атрибутах конституционно­го народовластия, как ограниче­ние властного произвола, разделение функций между ветвями власти, между центром и местными органами, построение системы сдержек и противовесов, гражданское обще­ство. Тезис «был бы свободный рынок — демократия приложится», по нашему мнению, требует пересмотра в идеологии и на практике. Мы должны переместить акценты с приоритета экономики на приоритет прав и свобод человека, а также на нравственность.

Для стабильного экономического роста необходимо развивать гражданское обще­ство, которое служит противове­сом государству. К сожалению, в Казахстане граж­данское общество до сих пор не стало альтернативой государству. Неупорядоченная приватизация, потеря управляемости экономикой, невыплаты зарплаты, рост цен, низкая заработная плата государственных служащих, падение курса тенге определили резкую поляризацию общества по признаку отно­шения к собственности и степени материальной обеспеченности, а также рост коррупционных преступлений в государственном аппарате. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом нашей жизни. Такая ситуация неизбежно порождает нарушения законов, связанные с переделом денежных и сырьевых ресурсов, стремлением уклониться от налогообложения, с незаконным вывозом капитала за границу. Большая часть населения отчуждена от собственности, и попытки рядо­вых граждан подключиться к деятельности различных акционерных обществ и фондов кончаются неизбежным разорением.

Права рядовых граждан-собственников плохо защищены государством. Это привело к кризису сельского хозяйства. Льготное кредитование сельского хозяйства, о котором так много говорится, до сих пор не введено; формирование рынка земли практически не начато; установленные налоги непосильны для на­чинающих фермеров и сдерживают их развитие. Серьезные трудности возникают у предпринимателей. Далеко не все выдерживают бремя налогообложения. Не стимулируется развитие отечественного производства, которое неуклонно снижается. Большое число граждан Казахстана живет за чертой бедности. Индексация заработной платы и уровня пенсий существенно отстает от инфляционного обесценения тенге. Социальная деятельность государства крайне ограничена.

Озабоченность повседневными материальными проблемами отчуждает людей от политики. Их активность резко упала по сравнению с началом 90-х годов, поскольку возможность повышения их материального положения и влияния на власть оказалась минимальной. Скептицизм и неверие в мероприятия, осуществляемые властями, стали нормой нашей жизни. Все эти отрицательные явления существенно замедляют процесс формирования правового государства в Казахстане.

Современный этап становления правового общества в Республике Казахстан можно характеризовать как переходной или транзитный. Переходные общества испытывают большое давление авторитарных тенденций, поэтому естественны опасения о возможности становления авторитарных, тоталитарных режимов в этих государствах. Они кроются в том наследии и в той истории, из которой они вышли. В переходных обществах остается огосударствленная экономика, не сформированы институты частной собственности и их политические представители в лице партии, остаются стереотипы тоталитарного прошлого в сознании людей, значительны проблемы новых экономических и социальных структур. Поэтому, роль государства как основного института реформирования общества в переходной период весьма значительна.

Одним из главных препятствий в формировании государства в новом тысячелетии является такой негативный фактор, как коррупция. Ни одно общество в истории не смогло избежать коррупции.

В Казахстане наблюдается рост коррупционных преступлений, что не может не тревожить. Приведем примеры. 21 апреля 2003 г. Генеральный прокурор Республики Казахстан Р. Тусупбеков написал открытое обращение к Главе государства о том, что судьи сегодня вышли из под контроля и погрязли в коррупции. Если сложить все цифры, приведенные в его обращении по отмененным и измененным судебным актам, то получится, что в 2002 году было отменено и изменено 14 548 судебных актов. Эта цифра может свидетельствовать лишь о двух весьма опасных тенденциях: либо о низком профессионализме судейского корпуса, либо о его серьезной коррумпированности. Вывод генерального прокурора звучит как приговор – сегодняшняя судебная система в таком виде не может выполнять возложенную на нее миссию по отправлению правосудия – в работе судов слишком много брака [2, с. 12].

В 2007 г. была опубликована книга «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере государственной службы», подготовленная Агентством РК по делам государственной службы. Общий объем коррупционных услуг в Казахстане оценен в размере 156 млрд. тенге [3, с. 56].

При этом самая высокая коррумпированная емкость у таможни и судов, далее финансовая полиция, акиматы, органы юстиции, полиция, регистрация земли, центры регистрации недвижимости.

Отметим, что в юридической литературе Казахстана появились научные исследования, посвященные изучению коррупции как фактора нестабильности государства, как угрозы национальной безопасности. По мнению Д. Нурпеисова, распространенность коррупции в казахстанском обществе, ее проникновение в различные сферы общественной жизни могут создавать реальную угрозу стабильности государственной системы и национальной безопасности Казахстана. Высокий уровень коррупции может привести к возрастанию социальной напряженности в обществе. Это обусловлено тем, что население все меньше доверяет органам государственной власти и управления, считает их неспособными решать существующую проблему коррупции. В настоящее время наиболее пострадавшими оказываются рядовые граждане и представители среднего и малого бизнеса. Бедные слои являются самыми большими жертвами коррупции. Коррупция может быть механизмом для зарождения общественного мнения о другом (нелегальном) пути развития [4, с. 49].

На состоявшейся 28 января 2007 года расширенной коллегии в Генеральной прокуратуре Президент РК Н. Назарбаев и. До сих пор, подчеркнул Президент, в работе правоохранительной системы наблюдаются и разобщенность, и ведомственный подход, и даже противоречия, а в отдельных случаях – противостояние. Эта разобщенность самым прямым образом влияет на эффективность работы этих ведомств, заключающейся, по сути, в защите прав граждан республики. На деле же при бравых показателях снижения уровня криминала он переходит в иные качества. Криминал изменяется качественно. Борьба с коррупцией представляет особую важность, прежде всего, потому, что это явление значительно снижает конкурентоспособность государства, подрывает в людях веру в закон и справедливость, в конечном счете – доверие к власти [5].

В течение 2007 г. было привлечено к уголовной ответственности 906 лиц, совершивших коррупционные преступления, из них осуждено 692 человека. Феномен коррупции в Казахстане наиболее отчетливо проявляется при выделении кредитов отечественным компаниям, при передаче предприятий под иностранное управление. Менее выражен он в процессе приватизации и при формировании правящих элит республиканского и местного уровней. Замечено, что основными предпосылками для вступления в коррумпированные отношения являются: стремление к власти (37%), доступ к финансам (34,8%), служебный рост (13,6%) и прочее (13,4%) [6].

В качестве тревожного момента следует отметить то обстоятельство, что на сегодня организованная преступность стала накапливать капитал только двумя путями: через коррупцию и угрозу применения насилия к тем, кто ей мешает. В такой ситуации не стоит слепо вменять в вину отдельно взятому с поличным коррупционеру одну лишь его неуемную страсть к деньгам. Иногда коррупционные преступления совершаются под давлением других причин, например, под угрозой быть убитым. Так что коррупцию нельзя рассматривать в отрыве от сложившихся форм преступности. Модель сообщающихся сосудов как нигде более присутствует здесь. Другими словами, чиновничество в Казахстане, как и повсюду в мире, очень часто стоит перед выбором: совершить коррупционное преступление либо проститься с жизнью? В России на почве коррупции ежегодно совершаются более 500 заказных убийств. В Казахстане этот показатель сравнительно ниже, но в пересчете на душу населения наша страна уверенно лидирует среди стран СНГ.

Однако, некоторые государства смогли существенно ограничить ее влияние на экономическую и политическую жизнь. Так, рискнем предложить свое собственное мнение по данному вопросу.

Борьбу с коррупцией следует начинать с верхних эшелонов государственной власти и, прежде всего, с совершенствования законодательства. Здесь необходимо сократить бланкетные нормы, уменьшить ведомственное нормотворчество, четко разграничить функции и полномочия государственных органов, принять закон об административных процедурах, а также установить порядок лишения пенсий в случае совершения коррупционных правонарушений и увольнения по отрицательным мотивам.

Для предотвращения коррупции необходимо наличие высокой заработной платы у государственных служащих, которая позволит работать чиновникам не на свой частный, а на государственный, общественный интерес. Установление высокого денежного содержания необходимо связать с прозрачностью и неотвратимостью наказания за действия государственных чиновников. Ректор Высшей школы экономики России Я. Кузьминов рассчитал, что существенное повышение зарплаты 15-20 тыс. ответственных государственных служащих будет стоить бюджету 400 млрд. долларов. Потери от бегства капитала из России составляют 5-6 млрд. в год (для бюджета – 2 млрд. долларов), а от неуплаты налогов теневой экономики – 10 млрд. долларов. И если ужесточение ответственности в госаппарате может создать эффективные преграды хотя бы для десятой части этих сумм, то затраченные средства вернутся в бюджет в этом же году [7].

Аналогичное положение и у нас в Казахстане, только цифры несколько меньше.

Не секрет, насколько высок престиж должности государственного чиновника в глазах общественности. Поэтому карьера чиновника должна иметь четкие правовые ориентиры, и здесь, думается, необходимо активно использовать методы морального поощрения и особенно систему государственных наград, которая играет весьма положительную роль в стимулировании госслужащих.

Использование мирового опыта по борьбе с коррупцией показывает, что эффективным средством предотвращения коррупции среди государственных служащих является признание ответственности руководства за действия своих подчиненных. Например, в вооруженных силах США и департаменте полиции Нью-Йорка вышестоящий офицер несет полную административную ответственность за действия своего коррумпированного подчиненного. Наказанием за подобное нарушение является, как правило, перевод на ниже оплачиваемую работу или потеря возможности продвижения по службе. По нашему мнению, данное положение также может быть использовано в практике Казахстана. Отметим, что в 2008 г. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции

Каковы же перспективы построения правового государства в нашей стране? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. На наш взгляд, построение правового государства зависит от власти, общества и каждой личности в равной мере.

В качестве компонентов, свидетельствующих о необратимом процессе формирования правового государства выделяем следующие.

Первый – справедливое законодательство, а именно наличие правовых законов. При этом главными критериями справедливых или правых законов является поддержка законов большинством населения, формальное равенство всех перед законом, непротиворечие законов международным договорам о правах человека и др.

Второй компонент правового государства – это система государственных органов, работающих на основе конституционных норм и законов.

Третий компонент- это представления широких слоев населения о месте и роли права в обществе. Без изменения правового сознания и при отсутствии правовой культуры говорить о формировании правового государства невозможно.

Главная задача для Казахстана как страны, стремящейся стать правовым государством состоит в том, чтобы сделать Конституцию РК с ее ориентацией на личность подлинным, реально действующим основным законом, чтобы системой мер — правовых, организационных, нравственных — создавать в обществе глубокое уважение к пра­вам личности.

Список литературы

  1. Пайпс Р. Не бывает экономической свободы без правового государства // Известия. - 2000. - 9 августа.

2. Маслов Д., Кабасов Р. Больной вопрос // Континент. - 2003. - №21. - С. 10-12.

3.Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере государственной службы / Под ред. З. Турисбекова. – Астана, 2007. – 138 с.

4 Нурпеисов Д. Коррупция в Казахстане: анализ проблемы и пути противодействия: Монография. – Алматы, 2006. – 296 с.

5. Шпаков В. Шоковая терапия для органов // Экспресс-Казахстан. – 2008. – 29 января.

6. Жалмухамед Т. Дрейф к “островам неподкупности”: Казахстан занимает 66-е место в мире по уровню коррупции // Юридическая газета. – 2001. - 22 августа.

7. Меркель И. Жесткий контроль плюс стимулы к карьере // Казахстанская правда. 19 января. 2000.

Истинное равенство граждан
состоит в том, чтобы все они
одинаково были подчинены
законам.
Д'Аламбер Жан Лерон

  Республика Казахстан является независимым (от 16 декабря 1991 г.), суверенным
(от 25 октября 1990 г.) государством. Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ
(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК).

  Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие Конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

  Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Доказательством этих слов служит основной Закон нашей страны, 3 статья (пункт 2) I раздела говорит: ‘Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.’ Таким образом именно народ является единственным источником государственной власти, и выражает свои предложения через выбранный парламент. В 3 статье (пункт 4) также упоминается, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Т.е. государственные органы: Правительство, парламент и верховный суд тесно связаны друг с другом. Если мы говорим о Конституции, т.е. об основном законе каждой страны, то она также является доказательством правового государства. Она имеет высшую юридическую силу и имеет прямое действие на всей территории Республики (Статья 4, пункт 2, Раздел I ). Каждый человек имеет определенные права и несет соответствующие обязанности. Правами человека являются право на свободу труда, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.п., политические права и свободы. Граждане имеют права защищать через суд и другие свои права и свободы. Наше государство также равным образом защищает как государственную, так и частную собственность. Хотелось бы также остановиться на 30 статье, т.к. на данный момент она актуальна для меня и моих ровесников. Согласно 30 статье II раздела – Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право продолжить обучение в ВУЗе как на конкурсной основе (бесплатно), так и на платной основе. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Т.о. каждый молодой человек может получить бесплатное высшее образование, если будет хорошо учиться и пройдет определенный конкурс. Почти все основные права человека указаны во II разделе Конституции РК.

  Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. В данном смысле Казахстан является правовым государством. Оно желает, чтобы каждый гражданин знал свои права, обязанности и подчинялся законам. В связи с чем 21 июня 1995 г. и вышел Указ Президента РК ‘О мерах по осуществлению правового всеобщего обучения.’

  В своём послании к народу Н.А. Назарбаев сказал - “Сейчас завершается важный этап преобразования Казахстана в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти”. Получил общее признание принцип “правового государства”, были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный Совет Республики Казахстан, Высший Арбитражный суд Республики Казахстан). В 1991г. Парламентом Республики Казахстан была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Парламентом Республики Казахстан в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

  В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Республики Казахстан, Договор об общественном согласии.

  Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от правовой неграмотности, которая особенно отчетливо проявилась в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта правового государства.
Конечно, не всегда на деле соблюдаются все права гражданина, издаются не совсем актуальные законы. Но наше государство молодое. Оно прочно становится на ноги. Развивается наша правовая система. Но уверен, что Казахстан в дальнейшем будет великой державой и богатой страной. Наша задача - быть патриотами, защищать нашу Родину, работать, учиться на благо государству, соблюдать Законы. Ведь Казахстан - наш общий дом, наша Родина!

Автор сочинения: Александр Чэнь
31 января 2011 год
Оставляйте свои комментарии в нашей Гостевой Книге

Представляется, что идеи, содержащие в себе суждения о формировании и развитии демократического государства, имеются в творческом наследии казахских мыслителей. Одним из них является Абай Кунанбаев, который высказал ряд оригинальных суждений по вопросу формирования некоторых принципов правового государства, не потерявших своей значимости и в настоящее время. Абай стоял на позициях государственного суверенитета, высшей формой организации и защиты людей он признавал закон. О роли закона Абай писал: "необходимо знать своды законов, доставшихся нам от предков, - "Светлый путь" Касым хана, "Ветхий путь" Есим хана, "Семь канонов" Тауке хана. Важным критерием демократии, по мнению Абая, является верховенство закона. Идеи Абая о независимости судебной власти перекликаются с современными положениями Конституции РК и развитых стран о судах. Он выступает за бессрочное избрание судей и предлагает сделать их несменяемыми: "выбрать образованных и толковых не определяя срока их пребывания на посту. смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидном деле". Гуманистические идеи Абая о справедливом, правовом государстве актуальны и сейчас, соединяя прошлое с настоящим.

Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путь общецивилизационного развития. Впервые Конституция 1993 года высшей ценностью РК провозгласила человека, его жизнь, права и свободы. Это положение закрепила и ныне действующая Конституция 1995 года в ст. 1.

Одним из признаков правового государства является реализация принципа разделения властей в организации государственной власти. Впервые он был выделен в качестве системообразующего принципа в ст. 7 Декларации "О гос. суверенитете Казахской ССР" от 25.10.1990 года. В соответствии с которым происходило реформирование всей системы государственной власти. Конституция РК в ст.3 п. 4 отмечает, что гос. власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательная власть осуществляется Парламентом РК, исполнительная - Правительством, судебная - Верховным судом и нижестоящими судами РК. Наличие реальной системы сдержек и противовесов - отличительное свойство новой Конституции. К элементам системы сдержек и противовесов относится парламентский импичмент, выражение вотума недоверия Правительству, право роспуска Парламента Президентом, отставка Правительства и его членов.

В настоящее время формируется механизм конституционного контроля. Становление конституционного контроля в Республике связано с конституционным установлением о формировании правового государства. Безусловное верховенство Конституции перед другими нормативными актами является одним из признаков правового государства. Другим же основополагающим принципом правового государства является верховенство права, выражающееся в обязательном подчинении самого гос-ва и его органов Конституции РК.

Конституционный Совет вправе признать неправовыми, т.е. несоответствующими Конституции, законы и иные нормативные акты, если они противоречат Конституции.

Конституция РК, признавая, что человек, его права и свободы - высшая ценность, - исходит из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека являются главной обязанностью государственной власти. Причем Конституция заложила основу для создания реальной системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Конституция способствует формированию гражданского общества в РК. Это выражается в признании Конституцией идеологического и политического многообразия (ст.5). Народ осуществляет власть на основе политического плюрализма. Конституция гарантирует политическим партиям, общественным объединениям, движениям равные возможности для участия в политической и государственной жизни. Исключается возможность установления какой-либо идеологии в качестве господствующей. Гражданское общество характеризуется в конституционном допущении многообразия форм собственности, рыночного хозяйства, социального партнерства потребителя и производителя, гражданина и государства.

Достижением Конституции 1995 года является гарантированность независимости судей всех уровней. Независимость судебной власти определяется особым порядком избрания, назначения и прекращения полномочий судей, а также участием в формировании судейского состава независимых органов как Высшего судебного Совета и квалификационной комиссии юстиции (ст.82 пп.4,5). Закреплен принцип постоянства судей (ст.79 п. 1), судьи избираются и назначаются пожизненно. Дополнения, внесенные Парламентом в Конституцию РК от 7 октября 1998 года, направлены на демократизацию судопроизводства. Согласно ст.75 п.2 уголовное судопроизводство в определенных законом случаях будет осуществляться с участием присяжных заседателей. Конституционным законом РК "О судах и статусе РК" от декабря 1995 года с изменениями и дополнениями суды утверждаются как самостоятельная власть, независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей.

Ст. 1 Конституции РК провозглашает Казахстан правовым государством. Представляется, что Казахстан стоит на пути формирования правового государства и конституционного закрепления основных его признаков.

Правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

- взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства подробнее:

1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходима для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

Некоторые российские специалисты полагают, что если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

- власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

- постоянной законодательной власти;

- исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;

- материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

- власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

- власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах)[4].

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенство закона в системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.

Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.

Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.

В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия[5].

Народ Казахстана ставит перед собой высокую цель – построение правового государства. Нелегко достигнуть этой цели. В правовом государстве законы выражают действительную волю всего народа, а не какой-либо его части. В нем господствуют буква и дух закона. Все люди, начиная от самого высокого должностного лица и до рядового гражданина, должны понимать, что законы принимаются и действуют в интересах всех людей, что законы защищают права и свободы каждого человека, что законы устанавливают такой общественный порядок, который нужен людям, чтобы учиться, создавать семью, работать, заниматься избранным делом, зарабатывать для нормальной жизни, чувствовать себя свободным, принимать участие в общественной жизни и т.д. Поэтому граждане, должностные лица должны строго соблюдать требования законов. Граждане сами должны научиться защищать свои нарушенные права. Для этого нужно, чтобы суды были объективными и граждане обращались в суд для защиты своих прав, кто бы их ни нарушил: рядовой гражданин или должностное лицо любого ранга.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: