Казахстан как независимое государство и его конституционно правовое развитие

Обновлено: 24.04.2024

Государственность в Казахстане возникла в конце XV в. в форме ханства, состоявшего из трех жузов (племенных объеди­нений) — младшего, среднего и старшего, которые к 1860-м гг. присоединились к Российской империи. В советское время 26 ап­реля 1920 г. была образована в составе Российской Социали­стической Федеративной Советской Республики (РСФСР) Кир­гизская Автономная Социалистическая Советская Республика (АССР), которая 19 апреля 1925 г. была переименована в Ка­захскую. В результате национально-государственного разме­жевания Средней Азии республика в основном объединила ареал проживания казахов, а с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 г. стала формально суверенной союзной рес­публикой — субъектом федеративного Союза ССР, выйдя из состава РСФСР. В 1937 и 1978 гг. принимались Конституции Казахской Советской Социалистической Республики. Как и другие союзные республики, Казахстан формально сохранял право выхода из Союза.

Еще в 1990 г. Казахстан, как и Российская Федерация и другие союзные республики, принял Декларацию о государ­ственном суверенитете Казахской ССР, опираясь на кото­рую участвовал в подготовке нового Союзного договора. Одна­ко, как известно, августовский путч 1991 г. сорвал заключение этого Договора, и союзные республики начали выходить из Союза ССР. После распада СССР, констатированного Бело­вежским соглашением в начале декабря того же года, нача­лось конституционное развитие Республики Казахстан как са­мостоятельного суверенного государства. 16 декабря 1991 г. Вер­ховный совет Казахской ССР принял Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан". В том же месяце Казахстан стал участником создания Содру­жества Независимых Государств (СНГ), которое призвано было облегчить переход от единого союзного государства к системе суверенных государств*.

* См.: Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М., 1998. С. 7.

По сравнению с ранее действовавшей советской Консти­туцией республики 1978 г. Конституционный закон содержал много новелл. Принципиально новыми положениями Конститу­ционного закона стали провозглашение Казахстана независи­мым, демократическим, правовым государством, а также пре­образование Казахской ССР в Республику Казахстан.

Следует отметить еще одно важное достоинство его со­держания — закладывались иная природа и источник власти нового государства. Граждане республики всех национальностей составляют согласно Конституционному закону народ Казах­стана, который является единственным носителем суверени­тета и источником государственной власти. Народ осуществля­ет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы. Право выступать от имени всего народа республики принадлежит Верховному совету и Прези­денту Республики Казахстан. Власть должна строиться на ос­нове принципа разделения властей. Данные положения фор­мально создавали юридическую основу народовластия. Закон предусмотрел такой государственный орган, как Комитет кон­ституционного надзора, призванный обеспечить верховенство Конституции.

Наряду с достоинствами Конституционный закон 1991 г. имел существенные недостатки и пробелы в правовом регулиро­вании конституционной материи. Например, принцип разделения властей в нем только провозглашался, механизм его реализации, способы преодоления разногласий между ветвями власти зако­ном никак не регламентировались. По этой причине данная норма носила фиктивный характер. Фиктивность усугублялась тем обстоятельством, что в тот период времени в политико-правовом сознании большинства политической элиты общества преобладало советское представление о государстве и о роли граждан в нем.

Конституционный закон 1991 г. вместе с упомянутой Дек­ларацией 1990 г. юридически обосновал дальнейшее существо­вание Казахстана в качестве суверенного государства. О принципиальном значении этих двух источников говорится в ст. 18 Закона, которая устанавливает, что Закон наряду с Деклара­цией о государственном суверенитете Казахской ССР 1990 г. служит основой для разработки новой Конституции Республики Казахстан.

Начальный этап конституционного развития Республики Казахстан завершился принятием 28 января 1993 г. ее Верхов­ным советом первой Конституции независимого Казахстана. Можно констатировать, что она означала разрыв с большин­ством прежних представлений о политико-властной организа­ции общества, на которых базировался советский тоталитар­ный режим, и движение в сторону либерализма и демократии. Некоторое влияние на содержание и форму этой Конституции оказала публикация нескольких вариантов проекта Конститу­ции Российской Федерации, разрабатывавшегося Конституционной комиссией Съезда народных депутатов России.

Конституция открывалась небольшой преамбулой и ввод­ной частью "Основы конституционного строя", которая вклю­чала 9 принципов, сформулированных и пронумерованных именно как таковые ("Первое", "Второе", "Третье" и т.д.), Республика Казахстан определялась как демократическое, свет­ское и унитарное государство, как "форма государственности самоопределившейся казахской нации", обеспечивающая рав­ные права всем гражданам. Территория республики — целос­тная, неделимая и неприкосновенная. Высшей ценностью рес­публика признавала человека, его жизнь, свободу и неотъем­лемые права и обязывалась действовать в интересах гражданина и общества.

Народ характеризовался как единственный источник го­сударственной власти в республике, которую осуществлял не­посредственно и через представителей. "Никакая часть народа, либо организация или отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления государственной власти", — гово­рилось в Конституции. Право выступать от имени всего наро­да часть третья четвертого принципа предоставляла только Верховному совету и Президенту республики в пределах их конституционных полномочий. Общественным организациям в рамках Конституции и законов гарантировались равные пра­вовые возможности и запрещалось превращение в государ­ственную идеологии любой из них. Устанавливался принцип разделения властей с использованием системы сдержек и про­тивовесов. Государственная власть подлежала осуществлению только на основе Конституции и законов, причем за Конституцией признавались высшая юридическая сила и прямое дей­ствие.

Казахский язык объявлялся государственным, а русский — языком межнационального общения. Запрещалось ограничение прав и свобод граждан по принципу невладения этими языка­ми. Столицей определялся город Алма-Ата (Алматы).

Далее в Конституции следовали четыре раздела: I. Граж­данин, его права, свободы и обязанности; II. Общество, ос­новы его устройства; III. Государство, его органы и институты; IV. Гарантии соблюдения Конституции. Разделы состояли из глав (всего 21), а главы — из статей (всего 131). Завершалась Конституция Переходными положениями, включавшими три части всего из 13 статей, имевших особую нумерацию.

Гражданам гарантировалось равноправие с запрещением любых форм дискриминации. Признавался приоритет признан­ных республикой международно-правовых актов о правах и свободах перед ее законами. Допускалась возможность двойно­го гражданства лиц, вынужденно покинувших республику, и казахов, проживающих в других государствах (часть четвер­тая ст. 4). Среди провозглашаемых экономических и социальных прав следует отметить наряду с традиционными (на труд, от­дых и т. п.) право быть собственником (ст. 18). В ст. 36 гаран­тировалась судебная защита всех прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах. Следует также отметить гарантиро­ванную Конституцией неприкосновенность частной собственно­сти (ст. 47) и запрещение создания политических партий на религиозной основе (часть вторая ст. 58).

Однопалатный Верховный совет, избираемый на пять лет, определялся как единственный законодательный и высший пред­ставительный орган республики. В его компетенцию среди про­чего входило принятие и изменение Конституции и законов, принятие решения о проведении референдума, дача согласия на назначение Премьер-министра и ряда других членов Каби­нета министров, по предложению Президента избрание и сме­щение членов высших судов, назначение и смещение Генераль­ного, прокурора и председателя Национального банка. Устанав­ливался принцип свободного депутатского мандата.

Президент, избираемый на пять лет, определялся как глава государства, возглавляющий единую систему исполнительной власти. В числе прочих полномочий Президента следует отме­тить его право вето в отношении законов, которое могло быть преодолено Верховным советом 2 /3 голосов его состава, пра­во принятия решений о проведении референдума после консультации с Верховным советом, верховное главнокомандова­ние Вооруженными силами. К кандидату в Президенты предъяв­лялись такие требования, как гражданство республики, посто­янное проживание на ее территории не менее 10 лет, возраст от 35 до 65 лет, владение в совершенстве государственным языком. Одновременно с Президентом избирался Вице-прези­дент, который в случае досрочного выбытия Президента при­нимал на себя его полномочия. Однако требования к кандида­ту на эту должность были меньше: отсутствовали возрастные ограничения и государственным языком можно было владеть не в совершенстве. Учреждался Кабинет министров во главе с Премьер-министром, ответственный перед Президентом.

В административно-территориальных единицах избира­лись на пять лет представительные органы, а главы исполни­тельных органов назначались вышестоящими главами исполни­тельных органов или Президентом.

Судебная власть осуществлялась Конституционным судом, Верховным судом, Высшим арбитражным судом и нижестоя­щими судами. Судьи назначались на 10 лет. Предусматривалась централизованная прокуратура во главе с Генеральным про­курором, в функции которой входили общий надзор за соблю­дением законов, уголовное преследование и участие в судо­производстве.

Статус Конституционного суда отличался странной осо­бенностью: согласно частям третьей — пятой ст. 131 Конститу­ции постановления Конституционного суда вступали в силу с момента принятия, если Президент или председатель Верхов­ного совета не внесут в Конституционный суд возражение на его постановление в 10-дневный срок с момента его принятия. Такое возражение приостанавливало действие постановления, которое все же вступало в силу с момента принятия, если Конституционный суд подтвердит его 2 /3 голосов от общего числа судей. Противоречивость такого регулирования бросает­ся в глаза и вряд ли требует комментария.

Имелись и другие недостатки Конституции, препятство­вавшие построению демократического общества и формирова­нию новой правовой системы. Среди них в первую очередь сле­дует упомянуть о том, что переходные положения сохраняли полномочия представительных органов государственной влас­ти, сформированных в порядке, который давал однозначное преимущество представителям Коммунистической партии и номенклатуры. Так, за Коммунистической партией были зара­нее законодательно зарезервированы 17 депутатских мандатов совета из 90 мандатов, закрепленных за общественными объединениями. В целом же половина парламентариев 171 из 340 составляли представители номенклатуры.

Как отмечает в своей характеристике Конституции 1993 г. проф. Е. К. Кубеев, "жизнь показала, что отдельные вопросы, требующие конституционного закрепления, в ней не были решены, а если и решены, то половинчато"*. Столь противоречи­вое содержание конституционного регулирования сказалось и на практике его применения: в период с апреля 1990-го по март 1995 г. в Казахстане произошло два парламентских кри­зиса. Первый из них был связан с решением о досрочном прекращении полномочий Верховного совета, принятым самими депутатами. Второму кризису предшествовало решение Кон­ституционного суда о признании нелегитимными полномочий Депутатов Верховного совета, избранных 7 марта 1994 г.**, но в основе кризиса лежали непрофессионализм депутатов и низ­кая эффективность работы Верховного совета в целом. После выборов Верховного совета и до момента прекращения его работы было принято 8 законов и 120 постановлений, посвя­щенных, в частности, решению собственных материально-бытовых и организационных проблем и популистским мероприятиям.

* Кубеев Е. К. Основы конституционного строя Республики Казахстан. Дисс, д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 59.

Указанные выше и другие причины привели к тому, что 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме была принята вторая. Конституция независимого Казахстана. Член-корреспондент АН Республики Казахстан Г. С. Сапаргалиев отмечает, что в период действия первой Конституции наряду с новыми законодательными актами, утверждавшими незави­симость государства Казахстан, продолжали действовать союзные законы, что обусловливалось переходными положениями Конституции 1993 г. Конституция 1995 г. знаменует начало следующего этапа формирования единой национальной систе­мы законодательства, для которого характерна потеря значения союзного законодательства в связи с принятием новых законов. Поэтому Конституция не содержала норм о действии союзных нормативных актов, хотя отдельные из них продол­жают действовать*. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что главное отличие второй Конституции независимого Казахстана от первой заключается в усилении власти Президента. Чтобы подтвердить это, приведем лишь формулировку третьего пред­ложения ч. 3 ст. 3 Конституции, которая в отличие приведен­ной выше части третьей четвертого принципа основ конститу­ционного строя, установленных Конституцией 1993 г., гласит: "Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту республики в пределах его конституционных полномочий". Нельзя умолчать и о замене Конституционного суда Конституционным советом, которая выглядит как результат конфликта Конституционного суда с Парламентом и Президентом. Вообще на содержании Консти­туции 1995 г. в части отношений между властями весьма замет­но сказалось влияние французской Конституции 1958 г.

* См.: Сапаргалиев Г. С. Вводная статья к Конституции Республики Ка­захстан // Конституции государств — участников СНГ. М., 1999. С. 250.

Следует отметить еще одну отличительную особенность конституционного развития Казахстана, которая заключается в весьма активном регулировании конституционно-правовых вопросов указами Президента республики.

Через три года состоялась новая, хотя и частичная, кон­ституционная реформа. 30 сентября 1998 г. Президент исполь­зовал свое право инициативы внесения изменений и дополне­ний в Конституцию республики, выступив по этому вопросу на совместном заседании палат Парламента. Концепция преоб­разования всех институтов государственной власти, расшире­ния полномочий Парламента и повышения его роли в полити­ческой жизни государства, повышения статуса депутатов, уси­ления ответственности членов правительства и реформирования судебной системы была изложена им в ежегодном послании "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономичес­кая и политическая реформа в новом столетии". Конкретные предложения по поправкам были сформулированы в проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан", внесенном Президентом в Парламент в тот же день.

Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабpя 1991 года.

Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

Глава 1.
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья 1. Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.

Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.

Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.

Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действует Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.

Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

Глава 2.
НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 6. Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями.

Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.

Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

Статья 7. Республика Казахстан имеет свое гражданство. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Республика Казахстан регулирует миграционные процессы.

Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию Республики в период массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.

Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.

Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

Глава 3.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Право выступать от имени народа Республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент.

Судебная власть принадлежит Верховному Суду и Высшему арбитражному суду Республики Казахстан.

Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан.

Глава 4.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.

Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики в соответствии с законодательством Республики.

Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.

Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Глава 5.
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - ЧЛЕН МИРОВОГО
СООБЩЕСТВА

Статья 13. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Глава 6.
ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.

Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооруженных сил. Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

Глава 7.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Республика Казахстан имеет свои государственные символы - герб, флаг, гимн.

Столица Республики Казахстан - город Алма-Ата.

Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.

Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Республика Казахстан, провозгласив себя правовым государством, поставила на первое место человека, который обладает правами, свободами и обязанностями. Право сопровождает человека с момента его рождения. Для того чтобы добиться в жизни чего-либо, каждому необходимы определенные права: право на жизнь, на образование, на работу на охрану здоровья, на семью. Без этих прав существовать невозможно.


Почтовая марка Казахстана 2005 года номиналом 72 тенге, выпущенная в честь 10-летия принятия Конституции Казахстана.

В демократическом государстве права и свободы человека закреплены и гарантированы Основным Законом, который гласит, они принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и определяют содержание и применение законов.

Конституция (это слово известно много веков и происходит от латинского constitutio — устройство) – Основной Закон страны, определяющий общественное и государственное устройство, организацию государственной власти, отношения общества и государства, гражданина и государства. Конституция – один из важнейших институтов демократии.

Появление первых конституций относится к концу XVIII века (США 1787, Франция). К первому поколению, так называемым «старым», относятся Конституции Бельгии (принятая в 1831году), Швейцарии (1874), Австралии (1901) и др. Конституции «2-го поколения» были приняты во второй половине ХХ века в несколько этапов: сразу же после Второй мировой войны (Италия и Япония — в 1947, ФРГ — в 1949 и др.), в 70-е годы (Греция — 1975, Португалия — 1976, Испания — 1978), в 90-е годы после распада мировой социалистической системы (Болгария, Польша, Румыния и др).

Таким образом, Конституция нашего государства относится к конституциям «2-го поколения», принятым в 90-х годах ХХ столетия, когда после распада Советского Союза, Казахстан стал независимым государством.

В истории нашей республики было принято несколько Конституций.

Конституция Казахской АССР 1926 года


Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учетом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно Конституции 1926 года Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР.

Конституция Казахской ССР 1937 года

5 декабря 1936 года Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР), образованная в 1920 году, была преобразована в союзную республику СССР. В связи с этим 24 марта 1937 года Чрезвычайный Х съезд Советов Казахстана принял первую Конституцию Казахской ССР.

Первая Конституция Казахской ССР была построена в полном соответствии с Конституцией СССР, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней были отражены создание в республике основ социализма, утверждение общественной собственности на средства производства и плановой экономики, ликвидация эксплуатации и формирование равноправных отношений. Конституция КазССР 1937 года законодательно закрепила объединение Казахстана с другими республиками СССР в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны.

В Конституции 1937 года было записано: «… Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». Конституция закрепляла неизменяемость территории без согласия КазССР, формирование высших республиканских и местных органов государственной власти, контроль за исполнением законодательства, охрану государственного и общественного порядка и прав граждан, формирование системы органов суда на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и т. д.

В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.

Конституция Казахской ССР 1978 года

20 апреля 1978 года была принята вторая Конституция Казахской ССР. Ее принятие должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество, — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство. В связи с этим в Конституцию было введено понятие «народ». Он объявлялся субъектом, которому принадлежит вся власть, он принимал и провозглашал новую Конституцию. А Казахская ССР есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления, принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. д.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане был принят ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года.

Основной Закон 1978 года значительно расширил рамки «социалистической демократии». Он утвердил принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, местожительства. Был закреплен и более полный перечень прав граждан, например, введены право на жилище, охрану здоровья, пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества и др.

Однако Конституция не утрачивала классового характера, поскольку в ней сохранилась классовая ориентация демократии, именуемой социалистической; прямо отражена роль коммунистической партии в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

Конституция Республики Казахстан 1993 года

В январе 1993 года Казахстан был признан как суверенное независимое государство всеми без исключения странами мира и международными организациями. В начале 1993 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев с трибуны ООН сказал: «Республика Казахстан – это, прежде всего государство независимое и, прежде всего – государство демократическое. Мы стремимся к построению общества, главные ценности которого – экономическое процветание, свобода слова, многоконфессиональность – сегодня являются основополагающими во всем цивилизованном мире».

Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Она разрабатывалась и принималась в условиях кризисного состояния, в котором находилась республика после распада СССР. Ее принятие позволило нормализовать казахстанскую систему государственных взаимоотношений, способствовало переориентации внутриполитического направления государственного механизма управления. Конституцией 1993 года была закреплена независимость Казахстана, законодательно оформлен институт президентства и на Президента Казахстана возложена политическая ответственность за функционирование всей исполнительной ветви власти на высшем и местном уровнях.

Структурно Конституция состояла из преамбулы (вводной части), 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Актом принятия первой Конституции независимой Республики Казахстан положено начало созданию правовой базы для становления государственности, обеспечения национальной независимости, установления региональных гарантий гражданских прав и свобод, закреплен переход к социально ориентированной рыночной экономике, к формированию качественно нового законодательства. В Конституции был закреплен также принцип разделения государственной власти на законодательную, судебную, исполнительную.

Произошло утверждение и проведение в жизнь принципа прямого действия и верховенства Конституции над всеми другими законами.

Принятие первой демократической Конституции – историческое, масштабное событие в жизни Казахстана. Она открыла новые реальные перспективы построения общества нового типа в нашей республике, способствовала укреплению веры у всех казахстанцев в необратимость происходящих перемен и возможность жить по-новому в суверенном Казахстане.

В то же время Конституция 1993 года была рассчитана лишь на краткосрочные перспективы. Она послужила своеобразным законодательным плацдармом к дальнейшему развитию демократического государства, элементом формирования государственности.

Но жизнь не стоит на месте, необходимость глубоких преобразований и реформ обусловили разработку и принятие новой Конституции. Время показало, что нужен новый Основной Закон страны, расширяющий полномочия Президента и конкретизирующий действия государственного аппарата. Все это должно было способствовать повышению эффективности проводимых в республике реформ.

Президентом была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции. Президентская республика с расширенными, но сбалансированными полномочиями остальных ветвей власти – таким видели Казахстан разработчики проекта. Такой Конституция и получилась.

Конституция Республики Казахстан 1995 года


Реверс памятной монеты 2005 года номиналом 50 тенге, посвящённой 10-летию Конституции

«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию», — такими словами начинается Основной Закон Республики Казахстан.

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.

30 августа 1995 года состоялся всенародный референдум. Голосование в городах и селах Казахстана прошло на 10253 избирательных участках. На референдум был вынесен один вопрос: «Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой был опубликован в печати 1 августа 1995 года?»

В голосовании приняло участие 8091715 граждан, или 90,58% от общего числа лиц, внесенных в списки. За Конституцию отдали свои голоса 7122773 человека, что составило 89,14% голосовавших. За ходом голосования следили иностранные наблюдатели и представители общественных объединений.

Конституция 1995 года является качественно иной по содержанию, в отличие от Конституции Республики Казахстан 1993 года. По Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским и правовым государством (статья 1). Высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

В новой Конституции впервые содержатся нормы, касающиеся не только прав гражданина, но и прав человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми (право на жизнь, на свободу совести и др., например, статьи 12–22).

Республика Казахстан является унитарным (неделимым, не состоящим из других федеративных образований) государством (статья 2) с президентской формой правления.

Народ в нашей стране является единственным источником государственной власти и осуществляет ее непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а также путем делегирования своей власти государственным органам (статья 3).

Президент Республики Казахстан является центральной фигурой политической системы, возвышается над ветвями власти, что соответствует государству с президентской формой правления, с реальной системой сдержек и противовесов (статьи 40–48).

Наиболее радикальным изменениям подвергся конституционный раздел о Парламенте (статьи 49–63). По Конституции 1995 года в стране действует двухпалатный законодательный орган – Парламент, с верхней палатой – сенатом, и нижней – мажилисом (статьи 49–50).

Всего в Конституции 9 разделов и 98 статей. В случае необходимости Парламент может вносить изменения и дополнения.

Конституция Республики Казахстан 1995 года завершила процесс конституционного строительства независимого государства, начатый с принятием Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» (25 октября 1990 года) и Конституционным Законом Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991 года). В ней доведены до логического конца те предпосылки, которые содержались в Конституции 1993 года.

31 августа Президент Республики Казахстан провел пресс-конференцию. От своего имени Н. Назарбаев поблагодарил всех, кто принял участие в голосовании, тех, кто организационно обеспечивал проведение референдума, а также средства массовой информации за проявление гражданственности и поддержку Президента.

Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, является самым главным законом для нашей страны и всех людей, которые в ней живут.

Знать свои права и уважать закон в нашем обществе должен каждый. Законы и существуют для того, чтобы справляться с возникающими спорами, конфликтами. В демократическом обществе граждане должны быть способны разумно решать спорные вопросы. Необходимо всегда помнить, что важно не просто знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только тогда мы будем жить в мудром и справедливом государстве.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. Их суть сводилась к следующему:

  • переход к пропорциональной избирательной системе;
  • укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства.

Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.

Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья 1. Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действуют Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 6. Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями. Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.

Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. Республика Казахстан имеет свое гражданство. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Республика Казахстан регулирует миграционные процессы. Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.

Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Право выступать от имени народа республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент.

Судебная власть принадлежит Верховному суду и высшему Арбитражному суду Республики Казахстан.

Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный суд Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.

Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством республики.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.

Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - ЧЛЕН МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Статья 13. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооруженных сил. Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 17. Республика Казахстан имеет свои государственные символы - герб, флаг, гимн.

Столица Республики Казахстан - город Алма-Ата.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.

Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Республика Казахстан как независимое суверенное государ­ство было провозглашено 16 декабря 1991 года.

Данный факт зафиксирован в Конституционном законе Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.

Как суверенное государство Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. Рес­публика Казахстан создает собственные Вооруженные Силы, которые охраняют ее независимость и национальную государ­ственность.

Главным законом нашей страны является действующая Кон­ституция, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.

8 октября 1998 года Конституционным законом были внесены 19 изменений и дополнений в действующую Конституцию.

Конституция Республики Казахстан закрепила конституци­онный строй, экономическую и политическую основу Республики Казахстан.

Конституционный строй Республики Казахстан — это система основополагающих общественных отношений, представ­ляющая собой способ организации государства, его связь с лич­ностью, закрепленная нормами Конституции и характеризу­ющая его как конституционное государство.

В Конституции закреплены следующие основополагающие принципы конституционного строя РК: принципы народовластия, государственного суверенитета, унитаризма, разделения властей, верховенства права, решения наиболее важных воп­росов в государственной жизни демократическими методами, идеологического и политического плюрализма и другие.

В качестве основной черты конституционного строя Республики Казахстан можно привести народовластие. Единствен­ным источником государственной власти в Конституции Рес­публики Казахстан определен народ. Народовластие опреде­ляется путем республиканского референдума и свободных вы­боров.

Кроме того, народ делегирует осуществление своей власти государственным органам. Поэтому демократия осуществляется в непосредственной и представительной формах.

Экономическая основа Республики Казахстан основана на многообразных формах собственности. Тем самым конституцион­но закреплены рыночные отношения. Конституция РК равным образом признает и защищает как государственную, так и част­ную собственность.

Государство гарантирует право собственности. Отчуждение же собственности может иметь место лишь в судебном поряд­ке. Конституция гарантирует и право наследования.

Государство признает и поддерживает право на свободу предпринимательской деятельности и свободу хозяйственной конкуренции. При этом монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом,

В государственной собственности, согласно Конституции, находятся земля и ее недра, растительный и животный мир и другие природные ресурсы. Конституция устанавливает, что собственность обязывает, а пользование ею должно одновременно служить и общественному благу.

Политическую основу Республики Казахстан образуют мно­гообразные организации, институты и учреждения, осуществ­ляющие борьбу за власть, ее организацию и функционирова­ние. К элементам политической системы относятся обществен­ные организации, объединения и органы государства.

Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм, подчеркивая, что не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государ­ственных органах организаций политических партий.

В республике идет процесс становления многопартийной системы, которая предполагает, легальность политической оппозиции и будет способствовать вовлечению в политическую жизнь широких слоев населения. Десять депутатов Мажилиса Парламента избираются на основе партийных списков.

Форма государства Республики Казахстан отличается внутренним единством трех элементов формы правления, формы государственного устройства и формы политического режи­ма.

По форме правления Казахстан является президентской рес­публикой.

Согласно Конституции РК Президент — это глава государства и его высшее должностное лицо. Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, а также является высшим представителем государства в сфере международных отношений и внутри стра­ны. Президент Республики Казахстан является символом и га­рантом единства народа и государственной власти, незыбле­мости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании всеми со­вершеннолетними гражданами Республики Казахстан сроком на 7 лет.

Конституцией закреплена система гарантий, ограничивающих власть Президента. Так, во-первых, ограничен срок пол­номочий Президента - 7 лет. Во-вторых, не допускается заня­тие поста Президента более 2 сроков подряд. В-третьих, пре­дусмотрен конституционный механизм отрешения Президен­та от должности в случае государственной измены. Институт отрешения Президента от должности называется импичмент. В-четвертых, предусмотрен конституционный механизм при­знания несоответствующими Конституции нормативных актов Президента.

Что же касается полномочий Президента, то здесь хотелось бы отметить одну из главнейших. Так, Президент Республики Казахстан с согласия Парламента назначает на должность Премьер - Министра Республики, назначает членов Правительства и освобождает их от должности, назначает Председателя На­ционального банка Республики Казахстан, Генерального про­курора и Председателя Комитета Национальной Безопасности.

Кроме того, Президент Республики Казахстан осуществляет ряд других полномочий.

По форме государственного устройства Республика Казахстан является унитарным государством. Как унитарное госу­дарство Казахстан характеризуется единой, политически одно­родной структурой, состоящей из административно-террито­риальных единиц, не обладающих своей собственной государ­ственностью.

В Республике Казахстан существует единое гражданство, единое законодательство, единая система государственных органов.

В Конституции закреплено, что унитарность и территориальная целостность, форма правления республики не могут быть изменены.

Форму государственного правового режима в Республике Казахстан можно отнести к демократической.

Так, Конституция Республики Казахстан признает народ единственным источником государственной власти, признает абсолютность и неотчуждаемость прав и свобод человека и гарантирует их, провозглашает, что права, и свободы человека при­надлежат каждому от рождения.

Конституция признает человека, его жизнь, права и свободы высшими ценностями. При этом в отношениях человека и государства приоритетным становится взаимная ответствен­ность.

В Конституции закреплен широкий объем прав и свобод человека и гражданина.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина име­ет ограничительные рамки, которые выражаются в следующем:

оно не должно нарушать права и свободы других лиц;

оно не должно посягать на конституционный строй;

3) оно не должно посягать на общественную нравственность. Республика Казахстансветское, социальное и правовое государство.

Республика Казахстан является светским государством. Это обеспечивается отделением религиозных объединений от государства и светским характером образования, т.е. школы от­делены от религии.

В Казахстане ни одно из вероучений не признается обязательным либо предпочтительным. В Республике не существу­ет официальной государственной религии, не допускается де­ятельность партий на религиозной основе.

Республика Казахстан утверждает себя правовым государством. Использованием слова «утверждает», а не слова «явля­ется» в Конституции подчеркивается, что Республика Казах­стан находится на начальном этапе формирования правового го­сударства.

Так, в Конституции Республики Казахстан выражены следующие главнейшие признаки правового государства:

безусловное верховенство Конституции и законов перед иными нормативными актами;

разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви и взаимодействие ветвей власти на основе системы сдержек и противовесов;

принцип верховенства права, приоритет прав и свобод человека, признание их естественными и неотчуждаемыми;

связанность государства и гражданина взаимными правами и обязанностями;

использование при реализации гражданских прав и свобод принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

принцип равенства всех перед законом.

В Конституции заложена основа построения в Казахстане социального государства.

Так, государство обязывается заботиться об установлении социальной справедливости во всех областях, особенно в сфере производства и распределения. Для достижения такой цели государство решает следующие задачи:

не допустить формирование социальных полюсов и возникно-вения на этой основе классового антагонизма;

разумно и целенаправленно регулировать экономические, социальные, демократические и другие отношения;

ориентировать законодательство на человека, на удовлетворение его жизненных потребностей и интересов, создавая социальную защиту от безработицы, социальное обеспечение нетрудоспособных, пенсионеров.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: