Картина васнецова страшный суд где хранится

Обновлено: 24.04.2024

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

Русский аристократ и меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834 — 1913), входивший в конце XIX — начале XX века в число двенадцати самых богатых людей России, истратил на меценатство и помощь людям две трети своего огромного состояния.

Он подарил России Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также более десятка прекрасных храмов и благотворительных учреждений.

На строительство Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом.

Такая большая сумма не случайна - к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников.

Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников, представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа).

Он выполнил 5 работ, из которых 2 ("Страшный суд" и "О тебе радуется, Благодатная!") и сегодня находятся внутри музея.

Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова. Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова, фрагмент.

Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова. Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова, фрагмент.

Три других (полотна размерами 3х5 метров): "Евхаристия", "Сошествие во ад", "Распятие" хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.

А для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно " Страшный суд " (площадь полотна 49 кв.м.).

В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах.

Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла.

Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека.

Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня.

Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д.

На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос.

В ногах у него прародители рода человеческого - Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей.

К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтеча. Они также молят о снисхождении к роду человеческому.

Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно - он будет судить людей по всей строгости.

За Христом сидят его ученики - 12 апостолов.

По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела.

У ворот Рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами.

У ворот ада - архангел Михаил.

В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния.

Низ картины - это царство смерти.

Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие.

Вскипает море, отдавая на суд утопленников.

Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла.

В борьбу со змеем и вступает архангел Михаил.

По церковным канонам сюжет "Страшного суда" помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов.

Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу - они поневоле обращали внимание на "Страшный суд", который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни.

К сожалению полотно Васнецова было почти забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Но некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в Рай и Ад конкретные исторические личности.

В Раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира.

На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах - это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа.

Рядом с ними - полуобнаженные фигуры отшельников.

В Аду порой находят Петра I, хана Батыя и императора Нейрона.

Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг. Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве.

В 1923 году собор был закрыт, "Страшный суд" свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора - в этот период собор был музеем).

В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля.

К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора.

Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим "Страшный суд" Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург.

На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе.

Своё видение революции В.М. Васнецов выразил в картине «Баба-Яга» (1917). Одетая в алый, цветов революционного флага, сарафан злая ведьма в ступе уносит похищенную ей жертву — мальчика в белоснежной одежде.

Своё видение революции В.М. Васнецов выразил в картине «Баба-Яга» (1917). Одетая в алый, цветов революционного флага, сарафан злая ведьма в ступе уносит похищенную ей жертву — мальчика в белоснежной одежде.

Нарисованная Виктором Васнецовым обложка пятого тома «Книги русской скорби» (1910), куда вошли имена полицейских, городовых, жандармов, губернаторов и других царских слуг, павших в 1905-1906 годах жертвами революционного террора.

Нарисованная Виктором Васнецовым обложка пятого тома «Книги русской скорби» (1910), куда вошли имена полицейских, городовых, жандармов, губернаторов и других царских слуг, павших в 1905-1906 годах жертвами революционного террора.

Сегодня неделя о Страшном суде, и нам естественно говорить о Страшном суде и о признаках конца мира. Того дня никто не знает, знает только Бог Отец, но признаки приближения его даны и в Евангелии, и в Откровении святого апостола Иоанна Богослова.

Апостол Петр говорит, что первый мир был создан из воды и погиб водой. "Из воды" тоже образ хаоса физической массы, а погиб - водой потопа. "А ныне мир сохраняется для огня". "Земля и вся дела на ней сгорят". Все стихии возгорятся. Этот теперешний мир погибнет в один миг.

Конец мира не означает его уничтожение, но изменение. Все изменится вдруг, во мгновение ока. Мертвые воскреснут в новых телах - своих, но обновленных, как Спаситель воскрес в Своем Теле, на нем были следы ран от гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и в таком смысле было новым телом.

Неясно - будет ли то совсем новым телом, или то, каким человек был создан.

И явится Господь со славой на облаке. Как увидим? Зрением духовным. И теперь при смерти праведные люди видят то, чего не видят остальные люди кругом.

Вострубят трубы властно и громко. Они вострубят в душах и совести. Все станет ясно в человеческой совести.

Пророк Даниил, говоря о Страшном суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь - это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его, и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест, одни возрадуются, а другие - придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании перед Судией одни становятся направо, другие налево - их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево. Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость, когда услышит слово "приидите ко Мне, благословенные", и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех, кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни.

Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих, и эти записи, эти "книги" раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас.

Когда раскроются "книги", всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник - когда умерло тело, кто-то подумает - умер и грех. Нет, в душе была склонность, и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.

"Геенна огненная" - это внутренний огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и "тут будет плач и скрежет зубов" бессильной злобы.

На строительство Георгиевского собора Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом.
Такая большая сумма не случайна - к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников. Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников, представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа). Бенуа со всей серьезностью отнесся к порученному делу, и спустя 11 лет после начала строительства (в 1903 году).
Для росписи собора, по рекомендации Бенуа, был приглашен Виктор Михайлович Васнецов.
Он выполнил 5 работ, из которых 2 ("Страшный суд" и "О тебе радуется, Благодатная!") и сегодня находятся внутри музея.
Три других (полотна размерами 3х5 метров): "Евхрастия", "Сошествие во ад", "Распятие" хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.
Для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно "Страшный суд" (площадь полотна 49 кв.м.).

В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах.
Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла.
Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека.
Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня.
Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д.

На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос.
В ногах у него прородители рода человеческого - Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей. К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтечи.
Они также молят о снисхождении к роду человеческому.
Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно - он будет судить людей по всей строгости.
За Христом сидят его ученики - 12 апостолов.

По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела:
у ворот рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами.

У ворот ада - архангел Михаил.
В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния.

Низ картины - это царство смерти.
Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие.

Вскипает море, отдавая на суд утопленников.

Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла.
На борьбу со змеем и идет архангел Михаил.

По церковным канонам сюжет "Страшного суда" помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов. Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу - они поневоле обращали внимание на "Страшный суд", который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни.
К сожалению полотно Васнецова было забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в рай и ад конкретные исторические личности.

В раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира. На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах - это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа. Рядом с ними - полуобнаженные фигуры отшельников. Их Васнецов также помещает в рай, т.к. отшельничество на Руси считалось наибольшим выражением святости.

В аду специалисты находят Петра I, Ивана Грозного, Бориса Годунова, хана Батыя, императора Нейрона.

Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг.
Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве.
В 1923 году собор был закрыт, "Страшный суд" свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора - в этот период собор был музеем). В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля.
К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора. Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим "Страшный суд" Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург.
На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе.

Страшный суд (1904)

Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: ". пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению. "В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр. Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма. "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным. ", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы. Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного. Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи.

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: