Капитальный ремонт морских судов и судов внутреннего плавания ндс

Обновлено: 24.04.2024

Вопрос: ПАО на основании договоров, заключенных с судовладельцами (агентами судовладельцев) осуществляет в порту обслуживание судов портового флота (буксиров, плавбункеровщиков, пожарных судов и т.п.) и оказывает в отношении таких судов следующие услуги:

- снятие с судов мусора;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

Перечисленные суда портового флота осуществляют свою деятельность исключительно на акватории порта и относятся к морским судам и судам внутреннего плавания.

Положениями подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что услуги по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах освобождаются от налогообложения НДС.

применяется ли к перечисленным выше услугам, оказываемым в порту по обслуживанию судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

По мнению Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, изложенному в письме от 5 февраля 2020 г. N Д5/2480-ИС, к обслуживанию судна в морском порту относятся выполнение работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора).

Таким образом, в отношении выполнения работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора), могут применяться положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении данных операций от налогообложения НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

От НДС могут освобождаться работы и услуги, связанные с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу:

- материально-техническое и продовольственное снабжение;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

- снятие с судов мусора.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/8117

Вопрос: О невозможности внесения изменений в НК РФ, предусматривающих освобождение от НДС работ по ремонту морских судов, выполняемых судоремонтными заводами, независимо от вида ремонта и назначения судов.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел предложение о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость работ по ремонту морских судов, выполняемых судоремонтными заводами, независимо от вида ремонта и назначения судов, и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.

Таким образом, указанной нормой установлено, что освобождение от налогообложения предоставляется при соблюдении двух условий: услуги по ремонту должны оказываться в пределах территории порта и во время стоянки судна.

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации порт - это комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания судов и пассажиров, а также осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту.

Поэтому вышеуказанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость должно применяться при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты не специально для ремонта, а в целях торгового мореплавания, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами и т.п.

Указанная позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2007 N 4566/07.

Принятие положительного решения по вопросу о внесении изменений в Кодекс , предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость работ по ремонту морских судов, выполняемых судоремонтными заводами, независимо от вида ремонта и назначения судов, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении работ по ремонту воздушных судов и других транспортных средств, что в конечном итоге приведет к потерям доходов федерального бюджета.

В связи с этим, а также принимая во внимание, что одним из основных направлений налоговой политики является создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности, вышеуказанное предложение не поддерживается.

Одновременно необходимо отметить, что с 1 января 2008 г. согласно ст. 1 Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Российской Федерации могут создаваться портовые особые экономические зоны, резиденты которых вправе осуществлять ремонт, техническое обслуживание, модернизацию морских и речных судов. При этом ст. 3 данного Закона предусмотрено, что проведение резидентами таких работ (оказание услуг) освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 27 июля 2006 года N 03-2-02/1409

О налогообложении услуг по ремонту морских судов и судов
внутреннего плавания в период стоянки в портах

В Федеральную налоговую службу поступают запросы Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и налогоплательщиков по вопросу применения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении операций по реализации услуг по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.

Подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманской проводки. При этом положения Налогового кодекса не конкретизируют виды услуг по ремонту указанных судов и виды стоянок (в период эксплуатации (рейса) или вне эксплуатации (в частности, в период планового, непланового или аварийного ремонта) морских судов и судов внутреннего плавания.

В соответствии со статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов. При этом территория и акватория порта имеют установленные границы порта.

В зависимости от особенностей деятельности портов, которые могут быть связаны с обслуживанием судов, используемых в целях торгового мореплавания (включая обслуживание пассажиров, осуществление операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту), комплексным обслуживанием судов рыбопромыслового флота или с обслуживанием судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и др.), либо с обслуживанием спортивных или прогулочных судов, порты подразделяются на торговые, рыбные и специализированные.

Административно-властные функции (включая заход судов в порт, плавание судов в пределах акватории порта, стоянки в порту, выход судов из порта и т.п.) осуществляют администрации морских портов.

Таким образом, по мнению ФНС России, от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания (в том числе, носящих капитальный характер), оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во1 время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем, Минфин России в письме от 07.08.2002 N 04-03-08/30 разъяснил, что услуги по ремонту судов, выполняемые судоремонтными заводами у заводских причалов, облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, ФНС России просит Минфин России высказать свою позицию по вопросу, касающемуся порядка применения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса в отношении операций по реализации услуг по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, в том числе выполняемых судоремонтными заводами у заводских причалов.

от 14 апреля 2016 года N 102

(с изменениями на 10 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18 (ч.I), ст.2141, N 29, ст.3625, N 52 (ч.I), ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30 (ч.I), ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49 (ч.VI), ст.6928; 2015, N 1 (ч.I), ст.55, N 29 (ч.I), ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478)

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

3. Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 г.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2022 года приказом Минтранса России от 10 ноября 2021 года N 385, действует до 1 марта 2028 года)

в Министерстве юстиции

7 июля 2016 года,

регистрационный N 42778

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Минтранса России
от 14 апреля 2016 года N 102

Положение о классификации и об освидетельствовании судов

(с изменениями на 10 ноября 2021 года)

I. Общие положения

1. Положение о классификации и об освидетельствовании судов (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ) и определяет порядок осуществления классификации и освидетельствования судов организациями, уполномоченными в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ на классификацию и освидетельствование судов (далее - организация по классификации).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18 (ч.I), ст.2141, N 29, ст.3625, N 52 (ч.I), ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30 (ч.I), ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49 (ч.VI), ст.6928; 2015, N 1 (ч.I), ст.55, N 29 (ч.I), ст.4356, ст.4359; 2016, N 11, ст.1478.

Классификация и освидетельствование судов осуществляются организацией по классификации в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Валовая вместимость судов (кроме маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) рассчитывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению.

2. Классификация и освидетельствование осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

3. Целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов (далее - организация), Правилам.

4. Классификация и освидетельствование включают в себя рассмотрение и согласование технической документации на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов, установление районов и условий плавания для судов, освидетельствование судов и организаций, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, ремонтом изделий, постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов с присвоением им класса или категории, а также подтверждение, приостановление, возобновление, восстановление и аннулирование класса или категории на основании результатов освидетельствований судов в соответствии с Правилами.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

По результатам классификации и освидетельствования оформляются документы, предусмотренные Правилами.

5. Работы, выполняемые организацией по классификации в рамках классификации и освидетельствования судов, осуществляются на возмездной основе на основании договоров или заявок.

II. Рассмотрение и согласование технической документации

6. Техническая документация по строительству, ремонту, модернизации и переоборудованию судов, изготовлению материалов и изделий для установки на судах, ремонту изделий для установки на судах согласовывается организацией по классификации в соответствии с Правилами с целью проверки выполнения их требований.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

7. При наличии в технической документации решений (положений), отличающихся от установленных Правилами требований, организация, являющаяся разработчиком технической документации, представляет в организацию по классификации их перечень с изложением их содержания и технических обоснований, доказывающих, что предлагаемые разработчиком технической документации решения (положения) являются с точки зрения безопасности не менее эффективными, чем те, которые установлены Правилами.

8. Срок действия согласования технической документации, за исключением случаев, указанных в пункте 9 настоящего Положения, составляет шесть лет.

9. Согласование технической документации на ремонт судов, а также на ремонт изделий действует без ограничения срока.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

10. Действие согласования технической документации прекращается в следующих случаях:

2) истечения трехлетнего срока с даты согласования технической документации до даты начала постройки, переоборудования или модернизации судна, изготовления материалов и/или изделий;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

3) внесения изменений в согласованную ранее техническую документацию без согласования с организацией по классификации.

III. Техническое наблюдение

11. Техническое наблюдение является составной частью классификации и включает в себя поэтапные проверки выполнения Правил и участие в испытаниях в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах (далее - объекты технического наблюдения), осуществляемые организацией по классификации в соответствии с Правилами. Перечень объектов, формы и объем технического наблюдения определяются Правилами.

12. Техническое наблюдение осуществляется при условии согласования организацией по классификации технической документации до начала работ, указанных в пункте 11 настоящего Положения.

13. Материалы и изделия, являющиеся объектами технического наблюдения, допускаются к установке на суда при наличии документов, подтверждающих соответствие устанавливаемых материалов и изделий требованиям Правил, выданных организацией по классификации, или документов, подтверждающих соответствие устанавливаемых материалов и изделий одобренному типовому материалу и/или изделию, выданных организацией по классификации.

При допуске к установке на судах материалов и/или изделий признаются предусмотренные абзацем первым настоящего пункта документы, выданные как организацией по классификации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судна, на которое устанавливаются материалы и/или изделия, так и на условиях договора с ней другими организациями по классификации, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ.

14. Одобрение типовых материалов и/или изделий для установки на судах осуществляется организацией по классификации в соответствии с Правилами.

15. Организация по классификации на условиях заключенного договора вправе передать выполнение своих полномочий по техническому наблюдению за постройкой конкретного судна и/или изготовлением конкретных материалов и/или изделий другой организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ, а также на условиях заключенного договора принять полномочия по техническому наблюдению за постройкой конкретного судна и/или изготовлением конкретных материалов и/или изделий от другой аналогично уполномоченной организации по классификации.

16. Организация по классификации осуществляет техническое наблюдение в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах в соответствии с Правилами путем проведения уполномоченным лицом организации по классификации проверок, а также участия в испытаниях объектов технического наблюдения.

Объемы и методы проверок и испытаний объектов технического наблюдения определяются Правилами.

17. В случае положительных результатов проверок и испытаний организация по классификации выдает на объекты технического наблюдения документы в соответствии с пунктом 74 настоящего Положения, удостоверяющие соответствие объекта технического наблюдения требованиям Правил.

18. Организация в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения должна применять в производстве материалы и/или изделия, являющиеся объектами технического наблюдения, при наличии на них документов, указанных в пункте 74 настоящего Положения.

19. На материалы и/или изделия одного типа (типовые материалы и/или изделия) организация по классификации в порядке, установленном Правилами, выдает свидетельство об одобрении типа материала или свидетельство об одобрении типа изделия соответственно, в случае, если установленные путем проверок, испытаний и указанные в согласованной технической документации конструкция, свойства, параметры, характеристики образца типового материала или изделия соответствуют требованиям Правил.

20. Свидетельство об одобрении типа материала или изделия действительно до истечения срока действия согласования технической документации на соответствующий тип материала или изделия.

21. Для допуска к установке на суда материалов и/или изделий, имеющих свидетельство об одобрении типа изделия или свидетельство об одобрении типа материала соответственно, организация по классификации проводит в порядке, установленном Правилами, проверку соответствия конкретного изделия и/или материала информации, указанной в свидетельстве об одобрении типа изделия или свидетельстве об одобрении типа материала соответственно. Испытания допускаемого к установке на суда изделия или материала в этом случае не проводятся.

22. Организации, осуществляющие проектирование, строительство, ремонт, модернизацию и переоборудование судов, изготовление и ремонт изделий, изготовление материалов для установки на судах, выполняющие работы и/или оказывающие услуги, результаты которых используются организацией по классификации при осуществлении классификации, а также испытательные лаборатории получают от организации по классификации в соответствии с Правилами свидетельство о признании, удостоверяющее, что организация изготавливает продукцию, выполняет работы и/или оказывает услуги в соответствии с требованиями Правил.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

Освидетельствования организаций с целью получения свидетельства о признании проводятся организацией по классификации один раз в два года.

Свидетельство о признании прекращает действие в следующих случаях:

нарушения качества выполнения работ и/или оказания услуг, на которые выдано свидетельство о признании;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

выполнения работ и/или оказания услуг или проведения испытаний с нарушением требований, установленных Правилами;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

сокращения в организации производственных мощностей, а также наличие иных изменений, в результате которых выполнение организацией работ, на которые выдано свидетельство о признании, в соответствии с требованиями Правил становится невозможным.

IV. Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации

23. Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя:

проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;

наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов;

оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами.

Организация по классификации в случае несоответствия судна, которому присвоен ее класс, требованиям Правил отказывает в выдаче документов, приостанавливает или прекращает действие ранее выданных документов, предусмотренных Правилами.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2018 года приказом Минтранса России от 22 июня 2018 года N 244. - См. предыдущую редакцию)

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ

Директор института В.Г.Фомин

Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин

УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1. Гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2. Инспекторский осмотр судна - проверка содержания судна специалистами судовладельца.

2.3. Испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4. Оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5. Освидетельствование судна - определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна - элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7. Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8. Техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9. Техническое обслуживание судна - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10. Эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.1. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

- безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

- безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

- сохранность перевозимых грузов;

- заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

- постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

- предотвращение загрязнения окружающей среды;

- соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов

Техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4.1. Задачи и функции судовладельца

4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4. Организация освидетельствования судов.

4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.

4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4. Члены экипажа должны:

4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания - старшего механика.

4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3. проверить наличие снабжения;

4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

4.3. Техническое использование судов

Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: