Кандинский страшный суд какой стиль

Обновлено: 19.04.2024

Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой. Чтобы написать её, художник выполнил более 30 эскизов.

— Я нарисую это за 10 минут.
— А я — за пять.
Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII». Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Последний раз подобное происходило в 1989 году.

Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды.

Сюжет

Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать её, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьёзная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный день, всемирный потоп и райский сад.

Композиция VII, 1913 г. Василий Кандинский.

Композиция VII, 1913 г. Василий Кандинский. Источник: Государственная Третьяковская галерея

Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже всё описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остаётся лишь смотреть на полотно и ощущать.

«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.

Седьмая композиция — логичное продолжение шестой

Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.

В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите ещё раз на «Композицию VII»).

Композиция VI, 1913 г. Василий Кандинский.

Композиция VI, 1913 г. Василий Кандинский. Источник: Эрмитаж

«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределённость расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне всё яснее и яснее». Это он о «Композиции VI».

Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приёмов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».

Контекст

Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Первая датируется 1910 годом, последняя — 1939-м.

Кандинский считается «отцом абстракции». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Появление абстракции было предопределено — идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование.

Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.

В 1920-х Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы — вот это всё), постепенно обретало структуру.

Принято считать Кандинского русским художником. А между тем, как минимум полжизни он провёл за границей, в основном в Германии, а в конце жизни — Франции. Он был тем художником, который не надрывался на тему корней и отрыва от родины-матушки, но был сосредоточен на творчестве, на новаторстве.

Судьба художника

Если бы Кандинский был нашим современником, то его биографию можно было публиковать как вдохновляющий кейс для тех, кто решил сбежать из офиса и заняться тем, к чему лежит душа.

По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил — не тужил. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — писал впоследствии художник.

3.jpg

Так, в 30 лет молодой перспективный юрист забросил портфель куда подальше и решил стать человеком искусства. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами. И закипела его богемная жизнь: вернисажи, вечеринки в мастерских, споры о будущем искусства до хрипоты.

В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». Они считали, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Но просуществовало объединение недолго.

Тем временем в России — своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю. Поначалу перспективы были многообещающими: он занимает должность директора Музея живописи и культуры и работает над реализацией музейной реформы в новой стране; преподает в СВОМАСе и ВХУТЕМАСе. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве.

Энергии строить светлое будущее хватило не надолго: в 1921-м Кандинский уезжает в Германию, где ему предложили преподавать в Баухаусе. Школа, которая воспитывала новаторов, была тем местом для Кандинского, где он смог стать видным теоретиком и получить всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

После 10 лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Кстати, примерно в тот же период в Советском Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным и лишённым права на существование.


23:08 / 19 ноября 2015

Страшный суд – суд Господа Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся (1Кор. 15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф.25:31-46, 2Кор. 5:10) и словам (Мф.12:36).

"В изображениях русских художников (Васнецова, Рублева и т. д.) Страшный суд, несмотря на его торжественность и строгость, обнаруживает какие-то смягчающие эту строгость черты, как вера в благость Божию, надежда на прощение". С.М. Алфеев.




Страшный суд.
Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Страшный суд.
В.М. Васнецов. 1890-е годы. Бумага, акварель, картон.
Дом-музей В. М. Васнецова



Страшный Суд.
В.М. Васнецов. 1904 г.
Картина для храма св. Георгия Победоносца (Гусь-Хрустальный) исполнена по заказу мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, построившего храм.
В нижней части картины (у кромки), в две строки: Виктор Васнецовъ / Москва 1904 г. 21 марта.

Картина «Страшный суд», также предназначавшаяся для Георгиевской церкви, в начале была выставлена в 1904 году в самом Историческом музее, а вслед за этим эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Уже тогда критики благосклонно отнеслись к затее Ю. С. Мальцева. Так, известный критик искусств П.П. Гнедич в журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма, иконы… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности».



Страшный суд.
По мотивам росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева.
Богородично-Казанский храм в Тольятти



Страшный суд.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА



Страшный суд.
Ф.А. Бруни.


Идеей о всемогуществе Бога проникнута эта роспись Исаакиевского собора. Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса. Фото Петербурга



Ангел Страшного суда.
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 64 x 50 см.
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия



Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1910 г. Холст, масло, 50×30 см



Ангел Страшного cуда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 64×50.
Швейцария, коллекция Мерцбахера



Ангел Страшного суда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 26×17.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1912 г.
Частная коллекция

Искусство говорит с человеком на языке символов, значение которых понятно либо само по себе (реализм, академизм, импрессионизм и т.д. – передача чувств и настроений путем верного или нарочито искаженного изображения предметов), либо через знание семантики конкретной эпохи (разрез рукава платья на картинах раннего Возрождения). Существуют, однако, в нем направления, апеллирующие не к знанию, а к чувствам человека, требующие самостоятельного осмысления для понимания идеи автора или даже – выстраивания своего собственного умозаключения.

Среди этих направлений центральное место занимает порожденный средой русского авангарда абстракционизм, ключевой фигурой которого является Василий Васильевич Кандинский.

Творчество Кандинского — темы, цвет, работы


Решив посвятить себя живописи, будучи уже зрелым человеком, на рубеже 19-20-х веков, Кандинский не сразу пришел к прославившей его манере письма. Первые его работы, тем не менее, трудно отнести к определенному стилю:

  • небрежный реализм (?) — картины “Одесса. Порт” (1898),
  • синтетизм — “Изар около Grosshessolohe” (1901),
  • интимизм — “Лето” (1901).

Влияние пуантилизма и раннего Билибина на знаменитом полотне “Двое на лошади” (1906) скорее исключения. Большая часть – произведения на стыке нео- и импрессионизма, модерна, фовизма, чувствуется знакомство с группой “набидов”, постоянен частичный синтетизм (пейзажи видов Германии конца-начала века, отдельные приемы в которых повторяют Клода Моне — “Восход луны” 1903 и т.п.).

Особенности раннего периода

Тем не менее, уже в раннем, до абстракционизма, периоде творчества Василия Васильевича можно отметить:


Кандинский В. Одесса.Порт, 1898.

  • упор на цветовую составляющую;
  • грамотное составление композиции даже в полотнах с неясными контурами предметов и сюжетом;
  • разнообразные, но повторяющиеся темы: пейзажи – в основном немецкие, народные мотивы – русские, романтические настроения выражаются в модернистских сценах из рыцарской жизни, встречаются ориентальные полотна

Поясняя последнее, не лишним будет сообщить, что родным языком Кандинского, по его собственному утверждению, являлся немецкий. Два основополагающих труда художника — “О духовном в искусстве” (1910) и “Точка и линия на плоскости” (1926) — были написаны на нем же и изданы в Мюнхене, а интерес к изображению русского, народного обусловливался этнографическими занятиями, которые живописец совмещал со своей первой профессией юриста (одна из сфер интересов – “обычное” народное право среди русского крестьянства).


Кандинский В. Лето 1901 г

Успехами, достигнутыми в юриспруденции и политической экономии, в частности, в статистике, объясняется и “научный подход” к творчеству.Свои работы Кандинский (картины, гравюры, стихи) рассчитывал как теоретик, тщательно следя и аргументируя для себя и других выбор формы и средств выражения.

В качестве примера оппозиции подобного подхода выступал К.С.Малевич со своей ультимативной риторикой супрематизма, которая, впрочем, вряд ли стала бы возможна, если бы не полотно «Черный квадрат» В.С. Кандинского, увидевшее свет в 1909 (под другим источникам – в 1910) году.

Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция

Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910

Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910

Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:

• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;

• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);

• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).

“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:

Кандинский В. Импровизация

Кандинский В. Импровизация «Потоп», 1913

Страшный суд (1912);
Импровизация “Потоп” (1913);
Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма);
Незнакомому голосу (1916).

Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.

Кандинский В. Импровизация VIII, 1923

Кандинский В. Импровизация VIII, 1923

Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.

Согласно его объяснениям:

  • Импрессия создается непосредственно под впечатлением, полученным извне, со стороны, попытки осмысления в ходе создания полотна избегаются;
  • Импровизация является зарисовкой внутренних импульсов, бессознательных процессов – представляет собой по сути импрессию, с той лишь разницей, что основа импрессии – впечатления внешние, а импровизации – идущие изнутри;
  • Композиция представляет собой синтез импрессии и импровизации в одной работе.

Дальнейшее развитие художника: эмиграция, Баухауз, супрематизм

С отъездом – теперь навсегда – В.В.Кандинского из Советской России в Германию в 1921-м году, абстракционизм ждали изменения. Стиль, созданный Кандинским, продолжил существование, однако на него наложили отпечаток следующие факторы:

  • работа художника в качестве преподавателя в Высшей школе строительства и художественного конструирования (“Баухауз”) требовала соответствия принципам учебного заведения, главным из которых являлся функционализм, отказ от лишних деталей;
  • супрематизм К.С.Малевича как яркое и самобытное явление в русской живописи 20 века расширял свое влияние;
  • во Франции к началу 1920-х годов сформировался сюрреализм;
  • начало мировой известности В.В.Кандинского, возможно, позволившее художнику отойти от раз и навсегда изобретенных принципов ради новых экспериментов.

Кандинский В. В черном квадрате

Кандинский В. В черном квадрате

В результате этих и других обстоятельств, в немецкий период (1921-1933) творчество Кандинского характеризует появление не предметов, но геометрических форм, в основном типичных для супрематизма – круг, квадрат, треугольник (“Композиция VIII” – 1923, “Черное и фиолетовое” – 1923, прямое апеллирование к Малевичу – “В черном квадрате” – 1923), а также некоторых сюрреалистических сочетаний (“Причудливое” – 1930, “Коричневатое” – 1931). Общая концепция абстракционизма, тем не менее, оказалась живуча и сохранилась.

Геометрия, а также биология

После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают. Это связано в первую очередь с развитием сюрреализма, во вторую — со значительным изменением изображаемых Кандинских форм. На картинах угадываются предметы (“Композиция X” – 1939 – воздушный шар, хлопушка, книга, ср. с “Коричневатое”), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (“Белая линия” – 1936, “Три треугольника” – 1938). При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. Новая атмосфера, передавамая Кандинским, не находит широкого отклика ни у масс, ни у ценителей. И сейчас, хотя позднее творчество художника представляется не менее важным, исторической ценностью обладают работы именно 1910-х годов, благодаря которым абстракционизм в России и в мире стал одним из распространеннейших стилей живописи.

Ниже представлены репродукции картин В. В. Кандинского на христианские сюжеты.





Мадонна с Христом.
Василий Кандинский. 1917 г.
Роспись на стекле
21 × 20
Баку, Государственный Художественный музей Азербайджана



Распятый Христос.
В.В. Кандинский. 1911 г.
Картон, масло
36 × 25
Частная коллекция
Продана 23 июня 2010 года на аукционе Christie’s в Лондоне за 1 млн. фунтов



Картина «Композиция VI» (Импровизация. Потоп).
В. В. Кандинский. 1913 г.
Холст, масло
95 × 150.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Изначально картину «Композиция VI» Кандинский хотел назвать «Потоп», поскольку в этой работе живописец намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба. И действительно, внимательно присмотревшись, мы можем увидеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в клубящихся массах материи, словно в волнах штормового моря.

Сам Кандинский впоследствии, говоря об этом полотне, отмечал, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета». Мастер особо указывал, что в данном случае исходный мотив картины (Потоп) был растворён и перешёл ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», — объяснял Кандинский. В итоге живописец решил присвоить полотну номерное название, так как любое другое могло вызвать у ценителей искусства ненужные ассоциации, которые бы испортили им те эмоции, которые должна вызывать картина. отсюда




Великое Воскресение.
Василий Кандинский. 1911 г.
Темпера, глазурь, серебро на стекле
24 × 24
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Великое Воскресение.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Страшный суд.
Василий Кандинский. 1910 г.
Холст, масло
50 × 30



Ангел Страшного cуда.
В. В. Кандинский. 1911 г.
Картон, масло
64 × 50
Швейцария, коллекция Мерцбахера



Все святые I
В. В. Кандинский 1911
Холст, масло
50.0 × 64.5 см
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Ангел Страшного суда.
В. В. Кандинский. 1911 г.
Роспись на стекле
26 × 17
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Все святые I.
Василий Кандинский. 1911 г.
Роспись на стекле
34,5 × 40,5
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



День всех святых II.
Василий Кандинский. 1911



Композиция со святыми
Василий Кандинский. 1911 г.
Обратная роспись по стеклу
31 × 48
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе




01. Святой Гавриил 1911 г. Темпера, серебро, золото, стекло, 40 × 25 Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
02. Святой Георгий II. 1911 г. Обратная роспись по стеклу, 30 × 15 Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Святой Георгий.
Василий Кандинский. 1911 г.
107 × 95
Санкт-Петербург, Русский Музей



Святой Георгий против Дракона 1911
Обратная роспись по стеклу
19.0 × 20.0 см
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Ахтырка. Красная церковь 1908



Пейзаж с церковью 1913
Холст, масло
78.0 × 100.0 см
Эссен, Музей Фолькванг



Горный пейзаж с церковью 1910
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Большие ворота Киева 1928
чернило, акварель, бумага, темпера
21,3 x 27,3 см



Всадник Апокалипсиса 1911
Стекло, темпера
29.5 × 20.0 см
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Всадник Святой Георгий 1915 - 1916
Холст, масло
61.4 × 91.0 см
Москва, Государственная Третьяковская галерея



Тайная вечеря 1909 - 1910
Стекло, темпера
23.0 × 34.0 см
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Импрессия VI (Воскресенье) 1911
Холст, масло
107.0 × 95.0 см
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

kandinskij3


Маленькие радости 1913

Ровно 150 лет назад (1866) родился один из самых загадочных и сложных русских художников Василий Кандинский. В попытках найти ключ к его живописи написана не одна сотня книг и научных исследований. В России имя Василия Кандинского с начала тридцатых годов находилось под двойным запретом: как эмигранта и как художника-авангардиста.

Он стал открываться только в перестроечные восьмидесятые вместе со многими другими запретными именами. Провал в понимании искусства XX века оказался столь велик, что его оказалось невозможным компенсировать даже за несколько десятилетий.

Живопись Кандинского – это сложный механизм, возникший на сломе эпох и мироощущений. Чтобы понимать его, надо подняться на другие уровни восприятия закономерностей культуры, сломать слепоту и ограниченность нашего потолка по отношению к искусству XX века.


kandinskij2

Белый овал 1919
Он сделал то, что когда-то сделал в скульптуре Микеланджело, а в живописи – Пикассо. Он совершил переворот в понимании и художника, и цвета, и подходов к искусству, назвав художника переводчиком с языка Духовности.

«Художник — служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен, прежде всего, культивировать душу и развивать её, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки — пустым и бессмысленным подобием руки».

Из всех искусств Василий Кандинский считал самым трудным для понимания абстрактную живопись, т.к. она требует знания того, что значит хорошо рисовать, обладания повышенной чувствительностью к цвету и ощущения себя поэтом, что в конечном итоге является самым важным.

kandinskij6

Пестрая жизнь 1907
Он всегда ощущал себя не только поэтом и художником, но еще и шаманом, и пророком, чья миссия - передать человечеству универсальные идеи, поставив их на благо общества. Этой миссии он следовал всю жизнь. Василий Кандинский верил в целительность искусства, в ее возможности изменить мир к лучшему. Сегодня только некоторые начинают говорить об искусстве как о шаманизме, а он начал говорить об этом еще сто лет назад.

Искусство Кандинского – принадлежит русской культуре, он вырос из нее, хотя в «Энциклопедическом словаре живописи» Василий Кандинский представляется как французский художник русского происхождения. О своих русских корнях художник говорил неоднократно, повторяя: «Москва – мой камертон».

kandinskij26

Святой Георгий 1915-1916
Его мироощущение и идеалы сформировались под влиянием философских традиций русской религиозной мысли (Соловьев, Мережковский, Белый, Булгаков и др.) и традиций народа. И хотя потом он был увлечен теософскими идеями, но стержнем его творчества оставалась русская культура.

Ключевых идей у Василия Кандинского было несколько. Самая главная - идея о внутренней необходимости, для выражения которой художник может использовать любой арсенал. Картина – это духовный образ внутренней необходимости и ничего больше. Если художник этому изменяет, картина теряет ценность.

Беспредметность и язык абстрактных форм – это универсальный язык, идеальный режим визуализации для выражения внутренней необходимости. С его помощью можно наиболее точно выразить духовность и глубину человеческих эмоций, то, что понятно всем, независимо от культурных традиций и места проживания. Кандинский не рисовал, он думал, прежде всего, думал.

kandinskij9


День всех святых II 1911
Здесь сказалась его научная закваска, полученная им в годы учебы на юридическом факультете в МГУ, который он блестяще окончил, защитил диссертацию и был оставлен преподавать в качестве доцента. Теоретическая работа и осмысление того, что художник делает, были присущи ему органически, но все-таки Кандинский-художник всегда шел впереди Кандинского-теоретика.

Свое творчество он рассматривал как сплав цвета и музыки, музыка - высшая форма беспредметного искусства, где с помощью звуков можно вызвать у слушателя желаемые образы и эмоции. Своими картинами Василий Кандинский тоже хотел вызывать у зрителя такие же образы и эмоции, какие вызывает музыка у слушателя.

Примером того, как картина может звучать подобно музыке, является одно из лучших произведений художника с «музыкальным» названием «Композиция VII» (1913). Это вершина его творчества до Первой мировой войны. Картина возникла не сразу. Ей предшествовала большая подготовительная работа, было создано более тридцати эскизов, но сама картина была написана моментально, всего за четыре дня.

kandinskij7


Композиция VII 1913

«Композиция VII» – это вихрь цветов и символов, кружащихся по спирали друг вокруг друга, изображая циклические процессы разрушения и спасения, смерти и возрождения. Исследователи считают, что здесь Кандинский совместил сразу несколько тем: Эдемского сада, Всемирного Потопа, Воскресения и Страшного суда.

Тема Апокалипсиса и мессианства, искупительной смерти и воскресения из мертвых была одной из центральных в творчестве Василия Кандинского. К ней он постоянно возвращался. В 1910-1913 годах у него появилась целая серия, которая в «Композиции VII» воплотилась в синтетическом единстве чистой живописи:

Страшный суд (1910), Импровизация 12 (Всадник) (1910), Все святые I и II (1911), Всадник Апокалипсиса (1911), Ангел Страшного суда (1911), Святой Георгий (1911), Распятый Христос (1911), Великое Воскресение (1911), Композиция со святыми (1911), Святой Владимир (1911), Страшный суд (1912), Импровизация. Потоп (1913) и другие.

kandinskij8

Страшный суд 1912
Убежденный, что только через страдания и смерть возможно Воскресение, Василий Кандинский принял революцию семнадцатого, в которой увидел крушение старого мира и прорыв в будущее. Динамика разрушения-созидания увлекала и завораживала его. Именно так он понимал живопись:

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».

Художник - это тот, кто творит новые миры, вслушиваясь и вглядываясь в себя. Поэтому и нет необходимости обращаться к натуре. Произведение возникает из художника, а не из внешнего мира, подобно тому, как музыка рождается и звучит внутри композитора.

kandinskij10


Картина с белой каймой 1913

Когда Василий Кандинский сформулировал для себя идею единства цвета и музыки, многие его картины стали получать музыкальные названия: «Впечатление», «Композиция», «Импровизация»… И из них постепенно исчезает предметность. Избавлению от внешней предметности художник во многом обязан своим ранним впечатлениям.

Это началось еще в детстве, когда однажды он сильно заболел. В бреду ему являлись картины и видения. Эти состояния сопровождались внутренней дрожью и кошмарными снами, которые потом он пытался воспроизвести. Обладая художественным даром, ему это удавалось. Правда, не сразу, но в конечном итоге, очистив видения от конкретных образов, он сумел это сделать.

Позднее художник не раз впадал в такие пограничные состояния, страдая от депрессий, головокружений, неуверенности в себе, ночных кошмаров, перепадов настроения, рассеянности и головных болей, о чем свидетельствуют его близкие. Выводило Василия Кандинского из этих состояний гнетущей тоски и депрессивных мыслей только творчество - единственное целительное средство от этих симптомов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: