Какую роль в государстве выполняет судебная власть

Обновлено: 17.04.2024

Судебная власть – одна из трех независимых и самостоятельных ветвей власти, реализующая полномочия по осуществлению правосудия.

Основным элементом государства, как специфической структуры, является население. Для того, чтобы деятельность людей была эффективной, она должна быть организована. Сильная государственная власть обеспечивает организацию и постоянный контроль деятельности общества, тем самым обеспечивая его стабильность. Длительная эволюция теории и практики организации управления обществом привела к пониманию, что наиболее оптимальным является разделение власти на три самостоятельных ветви: законодательную, судебную и исполнительную.

Судебная власть представлена системой определенных органов, осуществляющих функцию правосудия – судебной системой.

Судебные органы – субъекты, осуществляющие судебную власть, использующие при этом специфичные для них возможности и способы воздействия на социальные процессы, протекающие в обществе, и на поведение отдельных граждан.

Особенности судебной власти:

  • реализуется только судами;
  • осуществляется в ходе строго регламентированной процедуры – судебного процесса;
  • использует специфичные методы воздействия, которых нет у других ветвей власти. Только органы судебной власти могут использовать такие методы воздействия, как лишение свободы, конфискация имущества, лишение жизни.

Судебная власть взаимодействует с другими ветвями:

  • осуществляя правосудие, применяя законы, изданные законодательной властью;
  • решения судебной власти реализуются при помощи органов судебной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Отличие от других ветвей власти:

  • не связана с избирательной системой, не требует опоры на поддержку электората;
  • не имеет силовых механизмов, свойственных для исполнительной власти;
  • аполитична.

Значение судебной власти

Основное значение судебной власти – защита прав и интересов человека, при помощи осуществления правосудия.

Данное право является ключевым в системе прав человека, так как его реализация гарантирует осуществление всех других гражданских прав и свобод.

Реализуя судебную власть, её органы удовлетворяют потребность цивилизованного разрешения возникающих правовых конфликтов и тем самым способствуют безопасному существованию и развитию государства, сохранению конституционного строя.

В зависимости от роли, выполняемой судебной деятельностью по отношению к обществу и государству, судебная деятельность может проявлять себя как:

  • правозащитная судебная деятельность
  • правоохранительная судебная деятельность.

Специфика судебной защиты:

  • осуществляется исключительно через специальную единую систему – судебную;
  • реализуется в процессе применения действующих норм права при рассмотрении юридических дел;
  • осуществление правосудия связано с применением строго регламентированных судебных процедур;
  • органы правосудия независимы и самостоятельны.

Разрешая различных категории юридических дел, судебная власть тем самым осуществляет правосудие, применяя в каждой конкретной ситуации определенные нормы действующего права.

Реализация правосудия предполагает возможность решения возникающих в социуме противоречий, достижения социального компромисса, путем применения правовых норм.

Значение судебной власти в реализации правоохранительной функции:

  • поддержание стабильности конституционного строя;
  • предотвращение и разрешение потенциального конфликта ветвей власти;
  • надзор за соответствием действий законодательной и исполнительной власти и принимаемых ими актов положениям Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее .

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 01.08.2017

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Судебная власть выполняет такую роль в государстве как: правосудие. Граждане обращаются в суд с целью восстановления нарушенных прав.

Также, суд в рамках правосудия обеспечивает исполнения приговоров и судебных решений. Например, назначает меру пресечения и выбирает учреждение где осужденный гражданин будет отбывать срок. Например, выдача исполнительного листа на исполнение денежных обязательств.

Также, судебная власть осуществляет контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц. Речь идет о незаконных действиях и бездействиях.
Задачами полиции является охрана правопорядка, защита прав. Полиция обеспечивает безопасность граждан ( в каждом районе существует участковый который следит за безопасностью).

Полиция старается предотвращать противозаконные действия граждан.

Если преступление или правонарушение уже произошло, то полиция обеспечивает сохранность улик, способствует расследованию преступления правонарушения.

Почему законодатель провозглашает признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина конституционной обязанностью государства?

Так как в Конституции РФ есть нормы, которые гласят, что жизнь человека- важнейшая ценность. Следовательно, государство в лице правоохранительных органов ОБЯЗАНЫ обеспечить гражданам спокойную, безопасную жизнь.

Законодатель охраняет права и законные интересы граждан, но также, возлагает обязанности на граждан по соблюдению законов.

Права человека должны соблюдаться не только государством, но и всеми членами общества, так как порядок обеспечивается непосредственно начиная с граждан, а уже потом, речь идет о государстве.

Вопросы «?» Подумай, какие условия необходимы, чтобы беда, случившаяся с гражданином К., стала редким явлением в нашем обществе.

Для того чтобы беда, случившаяся с гражданином К., стала редким явлением в наши дни, нужно приложить немало усилий. Можно предложить такие меры, как увеличение срока или штрафа.

Необходимо учредить патрульный контроль в различных точках города круглосуточно. Тогда можно говорить о том, что риск сократится и преступность сократится в целом. Следовательно, это бы привело к снижению процента нападений со стороны преступных групп.

Вопросы «?» Вспомни, каковы основные направления деятельности полиции. На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

Полиция осуществляет правоохранительную деятельность в соответствии с принципами:

  1. В соответствии с принципом законности. Установлены законодательные акты, регламентирующие деятельность полиции.
  2. В соответствии с принципом активного соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
  3. В соответствии с принципом гуманизма. Так, сотруднику полиции запрещается прибегать к насилию и жестокому обращению.
    Полиция осуществляет охрану правопорядка, защиту нарушенных прав и свобод граждан.
Вопросы «?» Какие дела относятся к компетенции мирового судьи?
  1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
    1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
    2) дела о выдаче судебного приказа;
    3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
    4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
    5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
    6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.

1. Какие органы называют правоохранительными?

Правоохранительные органы- это органы, осуществляющие контроль за законностью, защиту нарушенных и оспариваемых прав граждан, обеспечение безопасности и правопорядка.

К правоохранительным органам относят:

  • Органы выявления и расследования преступлений
    Правоохранительные органы, своей целью имеющие расследование правонарушений и преступлений.
  • Органы юридической помощи
    Правоохранительные органы, оказывающие помощь гражданам в защите нарушенных прав.
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
    Правоохранительные органы, целью которых является обеспечение внутреннего и внешнего правопорядка и безопасность.

2. В чём смысл словосочетания «охрана права»?

Смысл словосочетания заключается в том, что законы РФ обязуются защищать права человека.

Охрана права заключается в том, что правоохранительные органы следят за исполнением законов, а также, в случае нарушений, помогают гражданам их восстановить и защитить в установленном законом порядке.

Также, судебные органы восстанавливают нарушенное право граждан в суде, что тоже является охраной законности, а значит, права.

3. Каковы права и обязанности полиции?

В соответствии со статьей 12 закона “О полиции” от 07.02.2011 №3-Ф3, На полицию возлагаются следующие обязанности:

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления,
административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.

4. Кто может быть судьёй?

В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 года “О статусе судей в Российской Федерации” Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • 1) имеющий высшее юридическое образование по специальности “Юриспруденция” или высшее образование по направлению подготовки “Юриспруденция” квалификации (степени) “магистр” при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки “Юриспруденция”;
  • 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • 6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет.

5. Каковы принципы правосудия?

  • 1 .Законность. Правосудие осуществляется в соответствии с процессуальными требованиями, закрепленными в законодательстве.
  • 2. Осуществление правосудия только судом. Только суд вправе осуществлять правосудие как «независимый арбитр»
  • 3. Обеспечение прав граждан на судебную защиту. У каждого гражданина РФ есть право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов.
  • 4. Независимость судей. Судебная власть независима. Суд выносит решение единолично, без постороннего вмешательства, на него нельзя оказать давление и повлиять.
  • 5. Открытое разбирательство дел во всех судах. Судебное разбирательство осуществляется открыто, кроме коммерческих тайн и дел об удочерении и усыновлении
6. Что ты знаешь о суде присяжных?

Суд присяжных это особый институт судебной системы. Он рассматривает уголовные дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступления; в судебном разбирательстве принимают участие 12 присяжных заседателей.

Их выбирают в случайном порядке. Присяжным заседателем может стать любой человек. Присяжные заседают отдельно от судьи. Они должны установить факт совершения преступления, в котором обвиняется подсудимый, и доказано ли, что это преступление совершил подсудимый, а также решить вопрос о виновности подсудимого в этом преступлении.

Выслушав вердикт суда присяжных, судья принимает решение о том, какое наказание понесёт человек. Присяжным необходимо ответить на вопросы: Имело ли место совершение преступления? Совершил ли его данный гражданин? Заслуживает ли снисхождения? (если да)
Существуют арбитражные заседатели, которые имеют особый опыт в предпринимательских отношениях.

7. Почему прокуратуру называют правоохранительным органом?

Дело в том, что Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему. Целью данного органа является прокурорский надзор.

Также, необходимо отметить, что прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координирует деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Вся деятельность Прокуратуры осуществляется в соответствии с принципами, на которых основывают свою деятельность все правоохранительные органы.

8. Какую юридическую помощь населению оказывают адвокаты?

У адвокатов множество функций, которые он осуществляет с целью оказания помощи населению. Речь идет о консультациях по юридическим вопросам, оказание помощи в составлении жалоб и исковых заявлений.

Также, адвокат может представлять интересы подзащитного в суде.
Адвокат является посредником между гражданином, нуждающимся в защите и правоохранительными органами. Он способствует тому, чтобы права граждан не были нарушены правоохранительными органами при совершении правоохранительных действий и правосудия.

9. Зачем граждане обращаются к нотариусу?

Граждане обращаются к нотариусу для того, чтобы засвидетельствовать копий документов и выписок из них, скриншотов и электронную переписку.

Нотариус удостоверяет или подлинность подписей на документах, удостоверяет сделки. Нотариус оказывает помощь в составлении завещания, открытии наследства, осуществляет поиск наследников.
Также, нотариус оказывает правовую помощь в бракоразводных процессах.

В классе и дома

Конституция РФ (ст. 48, ч. 1) провозглашает: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Объясни, каким образом обеспечивается это конституционное положение.

Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации «Каждому гарантируется помощь квалифицированного юриста, в случаях предусмотренных законом, бесплатно. Каждый задержанный, обвиняемый, заключенный под стражу имеет право на юридическую помощь с момента задержания или предъявления обвинения».

При задержании по подозрению в совершении преступления гражданину предоставляется адвокат, также, адвокат может оказывать представительство в суде.

Есть категории дел, участие в которых адвоката – обязательный критерий. Помощь может осуществляться бесплатно. В таком случае, государство предоставляет гражданину адвоката.
Также, у гражданина есть право нанять адвоката самостоятельно.

2*. В ситуации, когда человек по тем или иным причинам не может непосредственно выполнять какие-то действия, он может оформить доверенность. Узнай (например, в нотариальной конторе) об условиях и правилах оформления доверенности. Все ли доверенности обязательно должны быть заверены нотариусом?

Доверенность — документ, заявление о том, что доверитель дает право доверенному представлять доверителя, его интересы или что-то еще.

Для того, чтобы составить доверенность необходимо учесть, что данный документ должен быть составлен в простой письменной форме необходимо:

  • указать ФИО доверенного лица
  • действие, на которое доверенное лицо уполномочено посредством заключаемой доверенности
  • сделать подписи уполномоченного доверенного лица
  • определить срок действия заключаемой доверенности (с даты написания документа)
  • указать ФИО, место жительства, должность и действие доверителя
  • сделать нотариальное удостоверение, если речь идет о заключении сделок Все ли доверенности обязательно должны быть заверены нотариусом?

Нет, не все доверенности должны быть заверены нотариусом. Гражданский Кодекс РФ дозволяет делать это только с некоторыми видами доверенностей.

Доверенность должна быть заверена нотариусом, если доверенность предназначена для совершения сделок, доверенности в рамках передоверия, доверенность на получение повторного свидетельства о государственной регистрации.

3*. В определённых ситуациях судебные процессы в России происходят с участием присяжных. В 2004 г. Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») провёл опрос 1591 россиянина. Отвечавшие должны были сравнить обычный суд с судом присяжных и выбрать тот ответ, который в большей степени соответствует их представлениям. Результаты опроса отражены в таблице. Сделай вывод об отношении к суду присяжных. Если бы опрос проводился в текущем году, изменились бы результаты? Свой ответ поясни. Выскажи своё отношение к затронутой проблеме. Аргументируй его.

Данный вопрос очень дискуссионный. Дело в том, что доверять или не доверять суду присяжных, каждый гражданин решает сам.
Иногда это является последней надеждой человека, который невиновен, а все доказательства указывают на его виновность по стечению обстоятельств.

Однако необходимо учитывать то, что освободиться может и хладнокровный преступник. Поэтому, к данном институту осуществления правосудия необходимо относиться очень серьезно, так как в таком случае решается судьба не одного человека, а общества в целом.

4*. Куда следует обратиться гражданам в следующих ситуациях?

1) Вернувшись с работы, Петров обнаружил, что его квартира ограблена.

Необходимо обратиться в полицию и вызвать участкового дежурного.

2) Пенсионерка увидела в дверной глазок, что незнакомый мужчина пытается проникнуть в квартиру её соседей.

Необходимо обратиться в полицию и вызвать участкового дежурного.

3) Юрий Иванович собирается оформить завещание в пользу своей соседки.

Необходимо обратиться в нотариальную контору.

4) Наталье Ивановне предстоит бракоразводный процесс со сложным разделом совместно нажитого имущества и определением места жительства пятилетней дочки, размера алиментов на её содержание.

Судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, имеющую свои особенности, переданную государством, уполномоченным государственным органам - судам, которая реализуется должностными лицами в виде выполнения ими функций осуществления правосудия с использованием в необходимых случаях силы принуждения.

Особенностью судебной власти является то, что, во-первых, осуществляется она специально созданными органами - судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; во-вторых, выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в-третьих, в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.

Судебная ветвь власти представляет политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

Существование судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной, является обязательным признаком демократического государства.Основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

Решения, принимаемые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебные органы применяют разные виды государственного принуждения, в том числе наиболее жесткие (лишение и ограничение свободы). Правомерна характеристика судебной власти как формы социального регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

Судебной власти свойственен ряд специфических признаков, отличающих ее от иных властей. Один из них - исключительность судебной власти. Принцип разделения властей предполагает известную монополию на «свой» вид государственной деятельности каждой из властей. Однако известное переплетение функций между законодательной и исполнительной ветвями власти как исключение из правил все же возможно. Что же касается основной функции судебной власти, - осуществление правосудия, то она не может осуществляться каким-либо другим органом, кроме суда, ни при каких условиях. Это обстоятельство специально оговаривается в Конституции, в статье 118: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательств на правопорядок, конституционный строй общества.

Специфика судебной власти заключена и в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий. Она является наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности, детально регламентированной законом, и любые ее нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решения по гражданскому или арбитражному спору.

Данная ветвь власти отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда.

Специфическим признаком судебной власти является неординарная система контроля за ее деятельностью. Он может быть только правовым контролем за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия. Это исключает вмешательство в отправление правосудия. Такая система контроля носит в основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим судом.

Судебная власть- это реализуемые судом властные полномочия, которыми он наделен для разрешения дел, отнесенных к его компетенции в строгом соответствии с установленными процессуальными формами путем применения как процессуаль­ного, так и материального закона.

Суд - специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах всего народа. Свои функции суд выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, административных и других правонарушений в установленном законом порядке. Он не соподчинен иерархически, как, например, органы исполнительной власти. Более высокая судебная инстанция не может указывать нижестоящей, как следует решить то или иное дело. Она может только отменить неправосудное решение и назначить новое рассмотрение дела, кассационную проверку, принять дело и к своему рассмотрению. Отношения судебных учреждений, судебных коллегий отличаются от отношений представительных органов государственной власти, где законы вышестоящего органа государства обязательны для нижестоящего.

Особенность судебной власти как независимой ветви власти предполагает судейское самоуправление - создание специальных органов для решения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов членов судейского корпуса. В России высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Эти органы вследствие порядка своего создания демократическим путем, несомненно, имеют большой авторитет, и в этом их сила. В то же время им недостает опоры на другие ветви власти, связей с ними. Высшие органы судебного управления, возможно, получили бы не меньший авторитет, если бы в их создании участвовали другие ветви власти при решающей роли судей.

Суд охраняет политическую стабильность, карая попытки незаконной узурпации власти, играет значительную воспитательную роль, приобщая граждан к принятым в обществе стандартам поведения, к соблюдению простых общечеловеческих ценностей.

Осуществляя государственную власть в особой форме, суд, с одной стороны, обладает такими полномочиями, которых не имеет и не может иметь законодательная и исполнительная власть. Он вправе на основе закона лишить человека свободы, конфисковать у физического или юридического лица его имущество, распустить политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей.

Такие конкретные решения в отношении определенных лиц или их объединений не может принять ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, судебная власть слаба. Она обычно не опирается на непосредственную поддержку всего корпуса избирателей как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть.

Сегодня важно не ослаблять внимание к проведению судебной реформы, которая призвана создать сильную судебную власть, охраняющую и защищающую право как ценность, исключить всякие попытки действовать не правовыми средствами, от кого бы они ни исходили. Только тогда можно преодолеть свойственные до сих пор системе судебной власти недостатки, в силу которых она далека от выполнения роли, отводимой ей в правовом государстве.

Суды, входящие в систему различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы. Звено составляют суды общей компетенции и занимающие одинаковое место в судебной системе. Звено определят место суда в судебной иерархии, нижестоящие суды составляют первое звено судебной системы, а вышестоящие второе и третье звено судебной системы. Инстанция определяет процессуальную компетенцию судов. Все суды разделяются на суды первой и второй (кассационной) инстанций и суды надзорной инстанции.

Судебная система - совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой соотношениями по осуществлению правосудия.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Данная ветвь власти самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Единство судебной власти Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных законом правил судопроизводства; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным основаниям.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа — присяжных, народных и арбитражных заседателей; гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, которая имеет свои особенности. Судебная власть уполномочена государством, в лице судебных органов, реализовать функции по осуществлению правосудия с применением в случае необходимости, принуждения.

Судебная власть имеет свои особенности, такие, как:

  • судебная власть реализуется специально уполномоченными органами – судами. Суды, в соответствии с процессуальным законом, представляют собой единую судебную систему;
  • требования суда и исполнение его решений осуществляется силой государства;
  • в осуществлении правосудия имеют возможность принять участие представители народа.

Судебная ветвь власти отображает желание сформировать правовое государство, которое основано на принципе разделения властей. Тот факт, что судебная власть обособлена других государственно-властных структур, говорит об основательном движении государства по пути осуществления принципа верховенства права, и идей свободы и справедливости.

Судебная власть, являясь независимой ветвью власти, предполагает судейское самоуправление. В связи с этим осуществляется процесс формирования особых органов для разрешения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов относительно представителей судейского корпуса.

Высший орган судейского сообщества - это Всероссийский съезд судей. Он формируется Советом судей Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Совет федерации подробнее совместно с Высшей квалификационной коллегией судей По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности производства у мирового судьи подробнее на основании действующего федерального законодательства.Указанные органы авторитетны, и в связи с этим, обладают определенной управленческой силой.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение судебной власти в обществе

Судебная власть помогает обеспечивать решение возникающих в обществе конфликтов с применением законодательства. Крайне важную роль играет факт подчинения закону субъектов общественной жизни. Суд сдерживает и ограничивает законодательную и исполнительную ветви власти, осуществляет правовой контроль над их деятельностью.

Данная функция имеет наибольшую эффективность только в той ситуации, когда судебная власть оценивает деятельность остальных ветвей власти на соответствие Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , имеет возможность признавать недействительными акты, противоречащие основному законодательству.

Решения, которые приняты судами в процессе осуществления своей деятельности, обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Суды используют различные способы государственного принуждения, в том числе и достаточно жесткие, такие как лишение и ограничение свободы. Можно сказать с полной уверенностью, что судебная власть является одной из форм социального регулирования общественных отношений.Судебная власть обладает особой специфичностью, которая заключается в особой процедуре, а именно - процессуальной форме реализации полномочий.

Она отличается наиболее сложной формой деятельности в области юрисдикции, при этом детально регламентирована законодательством. Любые нарушения становятся причиной для отмены процессуального акта судебного органа.

Роль суда в обществе достаточно противоречива, поскольку, выполняя свою защитную функцию, суд имеет консервативную природу, поскольку имеется высокий процент бюрократизма. При этом, судебные органы защищают права гражданина от произвола со стороны государства, оберегая тем самым свободу личности и защищая демократию.

Судебная власть отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда. Положение судебной власти в обществе во многом неоднозначно. С одной стороны, суд наделен обширными полномочиями, которых нет ни у одной другой ветви власти.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 16.08.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Сущность судебной власти и основные направления ее деятельности

Судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, защищающая конституционный строй, права, свободы и законные интересы граждан, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, объединений. разрешающая конфликты субъектов правоотношений.

Судебная система является самостоятельным социально-политическим институтом в системе государственной власти. Судебная власть является системным образованием, это одна из государственных ветвей власти, представляющая собой систему государственных судебных органов.

Основные направления деятельности судебной власти:

  • охрана правопорядка от правонарушений и преступных деяний;
  • охрана прав, свобод и интересов граждан;
  • контроль за деятельностью государственных органов.

Судить правосудие от имени государства могут только суды. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность судебной системы по вопросам осуществления правосудия. Решения судов обязательны для граждан, их объединений и организаций, государственных и муниципальных органов, высших органов государственной власти и управления.

Сущность судебной власти разные правоведы характеризуют по-разному:

  • судебная власть — это система судебных органов или учреждений государства, призванных к применению закона в порядке судебного производства;
  • судебная власть — это совокупность функций и полномочий судебных органов.

Судебная система обладает исключительными полномочиями на разрешение конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемыми в формах конституционного, административного, гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства.

Судебная власть является базовой характеристикой общества, необходимым элементом общественной организации, без которого невозможны функционирование и жизнеспособность общества. Судебная власть регулирует взаимоотношения между государственно-правовыми, общественными институтами и гражданами. Современное государство и общество испытывают потребность в такой судебной власти, которая могла бы осуществлять свою деятельность независимо от политических приоритетов и пристрастий иных ветвей власти, в соответствии с государственными целями достижения и сохранения социального благополучия и мира правовыми методами, контролировать сохранение баланса личности и власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная власть в системе разделения властей

Разделение властей — это политико-правовая доктрина, лежащая в основе организации власти демократического государства и выступающая одним из основополагающих принципов, на которых строится политическая демократия.

Основное значение теории разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в рамках одного института, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и осуществляющего наказание.

Судебная власть является важнейшей составной частью власти в концепции разделения властей. Каждой из ветвей государственной власти характерны: особая система органов, выполняющая строго определенные функции; особые формы осуществления полномочий и возложенных функций.

Принцип разделения властей — это организация механизма государственной власти, которая состоит из трех самостоятельных ветвей (законодательной, исполнительной, судебной), действующих на основе баланса и взаимного контроля, взаимодействия и сотрудничества, системы сдержек и противоречий, направленных на решение стоящих перед государством задач для обеспечения прав, свобод и интересов граждан.

Самостоятельность каждой ветви власти не должна приравниваться в абсолютизации властных полномочий соответствующих органов или к ее автономности в государственном механизме. Смысл принципа разделения властей во взаимодействии всех ветвей власти, а не в обособленности.

Системой органов, выполняющей строго определенные функции судебной власти, являются:

  • суды (вся совокупность судебной системы) — созданная в законодательном порядке жестко структурированная система, деятельность которой осуществляется в детально и строго регламентированной процедуры;
  • правосудие — особая форма деятельности, направленная на разрешение разного рода конфликтов и споров (политических, экономических и т.д.) на основе действующего права, участниками которых являются граждане и их объединения, юридические лица, муниципальные органы и собственно само государство.

Кадровым составом судебной системы являются судьи, образующие специальный профессиональный слой — судейский корпус, обладающий особым правовым статусом. Судебная власть является независимой и самостоятельной, но, в тоже время, она тесно связана с другими ветвями власти. Законодательная власть обуславливает структуру судебной системы, статус судей, компетенцию судебных органов, размеры государственного финансирования. Законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса. От исполнительной власти зависит создание необходимых условий для деятельности судов, подготовка кадров и др.

Конституционные обязанности законодательной и исполнительной власти в отношении судебной власти ограничиваются организационными аспектами (формирование структуры и судейского корпуса). После назначения судьи ни один из уполномоченных органов законодательной или исполнительной власти не может вмешиваться в деятельность судьи, сместить его с должности, не может оказывать влияние на правоприменительную деятельность как отдельного суда, так и в целом всей судебной системы.

Одной из основных целей демократизации общества является идея создания правового государства, когда судебная власть должна стать важнейшим элементом структуры государственной власти совместно с законодательной и исполнительной ветвями. Правовое государство без судебной власти не может реализовывать функции охраны правопорядка, защиты прав, свобод и интересов граждан. Признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о ее самостоятельности указывает, что государство признает необходимость самоограничения власти, реализация которого реализуется посредством системы разделения властей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: