Какую роль играет теория государства и права в повышении правовой культуры

Обновлено: 24.04.2024

Теория государства и права - один из немногих юридических предметов, который непосредственно связан с формированием профессионального правового сознания у учащегося. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры у будущего юриста, формирование у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права - судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому, как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение».

Лейбницу принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы - понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому. Как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике правильно квалифицировать политические и правовые ситуации, с подлинно научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки учащегося и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще Гельвеций заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому, же если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации можно быстро восполнить, открыв сам Уголовный кодекс Российской Федерации, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

Теория государства и права - одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: "Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома". А профессор права Поль Френд заметил, что "самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение".

Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы - понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще К.А. Гельвеций, французский философ, заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

Контрольные вопросы

1. Что такое научное и обыденное познание?

2. Что такое предмет и объект науки?

3. Определите предмет науки теории государства и права.

4. Какова структура теории государства и права?

5. Назовите методы познания теории государства и права.

6. Укажите место теории государства и права в системе других наук.

7. Раскройте роль науки теории государства и права в формировании будущего юриста.

Литература

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Керимов Д.А. Общая теория права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 1.

Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 1 - 2.

Преемственность и новизна в государственно-правовом развитии России. М., 1995.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2 т. М., 2000. Т. 1.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.

Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие функции.

1. Гносеологическая функция. Гносеология — это теория познания, изучения действительности. В этом плане все науки выполняют данную функцию. Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

2. Онтологическая функция. Онтология — учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.

3. Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а, уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

4. Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

5. Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т. е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д.

Такого рода выводы проходят оценку различных социальных групп населения и нередко вызывают диаметрально противоположные взгляды и суждения. Множественность форм правовой идеологии в современном обществе объясняется наличием различных подходов, способов восприятия идеологами закономерностей, открываемых теорией государства и права, ибо наука и идеология хотя взаимосвязанные, но качественно различные формы общественного сознания. Однако ни идеологическая борьба, ни разнообразие политико-правовых идей, взглядов, развиваемых отдельными идеологами, не влияют на объективный характер положений, выводов общей теории как особой отрасли научного знания. Эти объективные знания о государстве и праве независимо от того, в какой период и какими идеологами они были получены, сохраняются, аккумулируются в теории, становятся ее компонентом.

Современная юридическая наука бережно хранит политико-правовые знания философов и юристов Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

6. Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т. д. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

7. Практически-организаторская (практически-организационная) функция, содержание которой достаточно объемно и многообразно. Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выявлять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т. д.

8. Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно-правовых институтов, актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности способны дать наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3. Метод науки теории государства и права

Глава 3. Метод науки теории государства и права Значение методологии применительно к любой науке - добывание и истолковывание фактов для последующего применения их в процессе развития науки. Современная наука предъявляет большие требования к методам, вследствие чего

§ 3.2. Методология теории государства и права

§ 3.2. Методология теории государства и права Теория государства и права располагает определенным арсеналом методов познания[79] для изучения интересующих ее явлений. Методы познания - это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 2.1. Теории происхождения государства и права

§ 2.1. Теории происхождения государства и права Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному

§ 3.6. Современные теории сущности государства и права

§ 3.6. Современные теории сущности государства и права В теоретических подходах к государству и праву можно выделить два взаимосвязанных блока теоретических построений: один объясняет происхождение права (см. гл. 2 настоящей части), второй ориентируется на уже развитое,

Функции теории государства и права

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Методология теории государства и права

Методология теории государства и права Методология – это совокупность методов, применяемых в той или иной науке. Поэтому в теории государства и права (в правоведении в целом) методом является совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и

Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и

§ 3. Характеристика предмета теории государства и права

§ 3. Характеристика предмета теории государства и права Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются

Глава 2. Методы теории государства и права

Глава 2. Методы теории государства и права § 1. Значение методологии в познании государства и права Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали

§ 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права

§ 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.Традиционен для юридической

1.3 Функции теории государства и права

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

1.4 Структура теории государства и права

1.4 Структура теории государства и права Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права дает соответствующий фундамент правовых знаний, который позволяет овладеть специальными отраслевыми дисциплинами, выработать у студентов, а в дальнейшем и у лиц,

1.5 Методология теории государства и права

1.5 Методология теории государства и права Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе

Глава II Вопросы теории государства и права

Глава II Вопросы теории государства и права § 10. Государство, его признаки и формы Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства,

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студентов. Именно с изучения теории начинается закладка фундамента индивидуальной мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. При изучении теории государства и права осознаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Данная дисциплина дает студентам представление об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Готфриду Вильгельму Лейбницу принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы – понятиями [1]. Юридические понятия не есть оторванные от жизни, пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому, как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизма правового регулирования, правового поля государства, а не только его отдельных направлений.

Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит студентам на практике правильно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студентов и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще Клод Адриан Гельвеций заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации можно восполнить, открыв его текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так просто. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

Однако правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями - основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, полиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.

Выделяют три признака правовой культуры:

1) Правовая культура, как социальное явление, едина;

2) Правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы);

3) Правовая культуры является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Юрист - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок, с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Библиографический список

1. Власенко Н. А. Теория государства и права [Текст] / Н.А. Власенко. - М. : ИНФРА-М, 2011. – 416 с.

2. Малько А. В. Теория государства и права [Текст] / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – Академия М. : 2013. - 418 с.

3. Соколова Н. С. Право и культура [Текст] / Н. С. Соколова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 258

правовая культура - это знание и понимание права , осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права , правильное понимание принципов права и задач правового регулирования , профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности , т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

· право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

· правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;

· правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права ;

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка .

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.

Правовая культура

Рис. 2. Правовая культура

Пути формирования правовой культуры личности

Рис. 3. Пути формирования правовой культуры личности

Роль закона в формировании правовой культуры

Правовая культура - это одновременно:

· определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

· состояние процессов правотворчества и реализации права;

· специфические способы правовой деятельности;

· результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ , созданных людьми.

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Правы те ученые, которые уподобляют « изобретение » законов появлению, например, колеса.

Закон как инструмент организации общественных отношений является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты , формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права ), поведенческое (указывающее на характер действий), объективированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура , равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого. Разумеется, оценки будут относительны. Для одного общества определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии , лица, находящиеся у власти , и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

· формирование чувства права и законности;

· освоение достижений логико-правового мышления;

· повышение уровня законопроектных работ;

· увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

· совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

· разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

· изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: