Какую роль играет государство в обеспечении ускоренного экономического роста

Обновлено: 24.04.2024

1. Роль государства в обеспечении экономического роста в современной России

2. Цель работы – исследование влияния государства на экономический рост в современной России

Объект – экономический рост в современной России.
Предмет исследования – роль государства в повышении экономического
роста в России.
Методы метод системного подхода, аналитический, графический.
Информационной базой послужили статьи, посвященные проблеме роли
государства в обеспечении экономического роста (в т.ч. Антоновой З.Г.,
Комаревцевой Л.В., Лившиц В.И. и др.).

3. Условия обеспечения высокого экономического роста государством

1. Поддержание режима конкуренции и ликвидация монополий.
Государство не должно создавать привилегированных участников рынка в лице
государственных банков, отраслевых корпораций, добывающих компаний,
эксклюзивных экспортеров. В то же время правительство должно оперативно
пресекать монополию и недобросовестную конкуренцию.
2. Правовая среда.
Официально принятые законы должны соблюдаться всеми субъектами без изъятий.
Выборочное применение права к неугодным физическим и юридическим лицам
создает ситуацию двойных стандартов, что крайне негативно отражается на
настроения и действиях участников экономических отношений.
3. Степень развитости бизнеса.
Изучение проблем экономического роста показывает: там, где бизнес слаб или
полностью отсутствует предпринимательство, хозяйственный рост затруднен и
весьма неустойчив. Поэтому государственная власть должна приложить максимум
усилий для создания благоприятных условий осуществления предпринимательской
деятельности, вовлечь граждан в занятие бизнесом.

4. Условия обеспечения высокого экономического роста государством

4. Инфраструктура.
Для осуществления активной экономической деятельности нужна база в виде
дорог, мостов, электростанций, трубопроводной системы, канализации, наличия
каналов передачи информации. Крупные проекты по прокладке железных дорог,
строительства мостов, автострад, атомных и тепловых электростанций может
реализовать только государство.
5. Денежное стимулирование экономического роста.
Когда государству необходим ускоренный экономический рост, оно прибегает к
услугам печатного станка, увеличивая массу денег в обращении. Этот инструмент
можно применять в известных пределах, чтобы не вызвать неконтролируемую
инфляцию.
6. Политическая стабильность.
Экономический рост должен быть по возможности постоянным и плавным. В случае
экономических потрясений государство должно использовать «политический
громоотвод», жертвуя правительством в обмен на политическую стабильность.
Другие функции государства – поддержание социальной справедливости,
сдерживание роста населения, регулирование притока трудовых мигрантов,
своевременное улаживание религиозных и этнических конфликтов.

Необходима инновационная активность государства
Возможна лишь тогда, когда государство как субъект рынка выберет в качестве
доминирующей промышленную стратегию развития экономики,
направленную на экономический рост.
Концепция социально-экономического развития России до 2020 г.
Цель разработки концепции – определение путей и способов обеспечения в
долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния
российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития
экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Государству как субъекту рынка активизировать политику для усилия
безопасности страны

В современной экономической ситуации России выйти на путь устойчивого
экономического роста возможно лишь на основе предприятий
государственного сектора экономики, которые имели бы достаточное
количество ресурсов, мотивировали бы творческие инициативы работающих
людей на данных предприятиях.
Вертикально интегрированные предприятия
Вертикальная интеграция, направленная на конечный продукт, сведет
системное получение прибыли из промежуточных элементов
технологического цикла к нулю и даст полный ход модернизации российской
экономики, направленной на экономический рост.

7. Выводы

1. Условия обеспечения высокого экономического роста государством
Поддержание режима конкуренции и ликвидация монополий
Правовая среда
Степень развитости бизнеса
Инфраструктура
Денежное стимулирование экономического роста
Политическая стабильность
2. В основу стратегии экономического роста страны должна быть
положена вертикально интегрированная экономическая система с
базисом, представляющим государственно-корпоративную форму
собственности. Необходимо сочетание задач становления России как
социального государства и обеспечения экономического подъема,
результатом которых должен стать экономический рост.

Экономический рост представляет собой комплексное явление в экономике, предполагающее повышение объемов национального производства и рост уровня жизни населения. Экономический рост является неотъемлемой составляющей экономического развития страны, и поскольку он способствует решению важнейших социально-экономических задач, требует проведения активной и грамотной государственной политики.

Выделяют три основных направления экономической мысли по поводу экономического роста:

  1. кейнсианские модели основываются на предположении, что объем национального производства способен увеличиваться лишь под влиянием изменения производственных факторов (труд, земля, капитал), при этом на фактор «труд» воздействовать извне достаточно сложно, в то время как фактор «капитал» легко скорректировать за счет внешних инвестиционных вложений. Одна из простейших кейнсианских моделей – модель Домара, основана на предположении, что на рынке труда всегда присутствует избыточное предложение, а экономический рост может быть вызван только приростом инвестиций. Математически основывалась на модели Леонтьева.
  2. неоклассическая модель Р.Солоу стала более совершенной чем кейнсианские модели, она предполагала что факторы производства «труд» и «капитал» взаимозаменяемы (субституты) и основывалась на функции Кобба-Дугласа. Остальными предпосылками выступали: отдача от масштаба, убывающая полезность капитала, отсутствие разрывов в инвестиционном процессе.
  3. теория нулевого экономического роста исходит из опасностей научно-технического прогресса и экономического роста. Данная теория была выдвинута в 70-х гг. 20в. Учеными под руководством Д. Медоуз: быстрый рост достигается путем вовлечения все большего количества сырья и ресурсов, при этом потребность общества в них неуклонно растет. По прогнозам ученых ресурсы в скором времени будут истощены и через 100 лет период роста закончится, далее последует глобальная катастрофа, сопровождающаяся природными катаклизмами, дефицитом ресурсов, разрушением городов и пр.

Государственное стимулирование экономического роста

Достижение высоких, стабильных и устойчивых темпов экономического роста является одной из важнейших задач государственной политики. При стимулировании экономического роста государство может использовать следующие инструменты:

  • улучшение инвестиционного климата (различные договоренности между странами, отсутствие двойного налогообложения, стимулирование деятельности предпринимательского сектора в различных регионах страны и пр.);
  • повышение доступности кредитных ресурсов (снижение ставки рефинансирования, государственно-частные программы банковского сектора поддержки предприятий и организаций);
  • содействие решению инфраструктурных проблем, мешающих эффективному развитию партнерских отношений субъектов экономики;
  • повышение производительности труда (рациональное размещение предприятий на территории страны, содействие национальной занятости населения и пр.);
  • увеличение доходов экономических субъектов.

Политика государства, направленная на стимулирование экономического роста, в первую очередь должна включать в себя:

Готовые работы на аналогичную тему

  • содействие переподготовки трудовых ресурсов для обеспечения необходимого числа работников с требуемой квалификацией;
  • меры по уменьшению государственного контроля в промышленной отрасли для снижения степени монополизации и повышения конкурентной среды;
  • обеспечение возможности мобильности рабочей силы путем региональной миграции;
  • улучшение системы соцобеспечения, создание стимулов для роста производительности труда;
  • стимулирование рынка капиталов путем обеспечения конкуренции в финансовом секторе;
  • увеличение инвестиций в наукоемкие отрасли, а также разработку новой техники и технологий, содействие внедрению новаций в производственный процесс.

Современные экономисты выделяют несколько направлений государственного стимулирования экономического роста, рассмотрим их подробнее.

Тщательный контроль со стороны государства над спекулятивным капиталом во избежании возникновения «финансового пузыря». Такой контроль предполагает собой меры по регулированию и надзору за биржевым и банковским секторами экономики. Увеличение инвестиций в ценные бумаги в сравнении с инвестициями в реальный сектор экономики связано в первую очередь с высокой их доходностью. Эксперты предполагают, что увеличение ставки налогообложения на получение дивидендных выплат способно снизить инвестиции в финансовый сектор и предупредить крах экономики.

Изменение структуры ВВП, снижение экспортных поставок энергоносителей. Цены на нефть и другие важнейшие ресурсы, экспортируемые нашей страной заметно упали, поэтому торговля ими стала менее выгодной. Для обеспечения экономического развития необходим поиск других источников роста.

Стимулирование инновационного развития. Прямые государственные инвестиции в инновации являются неэффективной мерой, необходимо применение инструментов налоговой политики.

Границы государственного вмешательства в экономику

Рыночный механизм не всегда способен обеспечить эффективное функционирование экономики, и в некоторых сферах деятельности необходим контроль и регулирование со стороны государственных органов. В первую очередь, это денежно-кредитная система, включающая в себя меры по обеспечению доступности кредитных ресурсов для различных субъектов экономики, а также проведение антиинфляционной политики. Во-вторых, существуют некоторые коллективные блага, которые должны распределяться с помощью государства: энергетическая система, национальная оборона, государственное управление, национальные коммуникации, обработка питьевой воды, вакцинация и пр. В-третьих, регулирование международной торговли не может обойтись без вмешательства на государственном уровне.

Экономический рост страны – это приоритетная цель экономической политики государства, которая предполагает обеспечение роста количества и качества валового продукта, совершенствование факторов производства в рамках конкретной экономической системы.

Понятие и значение бюджетной политики

Бюджет государства выступает основным инструментом системы публичного управления по аккумулированию и перераспределению общественных доходов. В отечественном законодательстве бюджет трактуется как форма аккумулирования и расходования денежных средств, которые предназначены для использования в качестве финансовых ресурсов осуществления функций публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Иными словами, бюджет выступает инструментом определения и осуществления приоритетных направлений экономического развития в конкретный период. Бюджетная политика, в свою очередь, представляет собой систему разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами публичного управления решений, фиксирующих основные направления развития государства, в том числе экономического развития, и методы, инструменты и мероприятия по обеспечению такого развития.

Значение обеспечения экономического роста страны

Последние десятилетия приоритетными направлениями бюджетной политики России для обеспечения экономического роста остается обновление производства, прежде всего, за счет внедрения инноваций, развития непроизводственной сферы, поддержки малого и среднего предпринимательства и пр.

Сегодня экономическая ситуация в стране усугубляется глобальными проблемами, финансовым кризисом, который вызван пандемией коронавирусной инфекции. С точки зрения внутренней политики, это актуализирует расширение спектра применяемых антикризисных инструментов и, соответственно, расширение объемов финансирования таких инструментов за счет бюджетных и внебюджетных доходов, а также внутренних резервов и использования инструментов государственного долга.

Готовые работы на аналогичную тему

Приоритетные направления бюджетной политики сегодня связаны с необходимостью государственной поддержки отечественной экономической системы, в том числе для обеспечения реализации социальных обязательств государства. При этом сохраняется зависимость экономики страны от цен на нефтепродукты.

В связи с этим необходимо формирование и внедрение новой модели обеспечения экономического роста, которая бы не строилась на зависимости от растущих на нефтяном рынке цен, поскольку такой подход не позволяет обеспечивать стабильность отечественной экономики. Очевидно, что важнейшим направлением развития отечественной экономики выступает смещение ориентиров с добывающей промышленности на наукоемкие отрасли, когда экономический рост обеспечивается за счет привлечения инвестиций, прежде всего, инвестиций частного сектора.

Основные направления бюджетной политики для обеспечения экономического роста страны

С точки зрения экономических мер экономический рост требует активной поддержки малого и среднего предпринимательства, которая наиболее склонно к рискованным проектам, в том числе разработке и внедрению инноваций. Поддержка малого и среднего бизнеса сегодня реализуется посредством разработки государственных программ, включающих в себя систему мероприятий, обеспечивающих реализацию предпринимательской активности населения за счет финансовых, консалтинговых, организационных и иных инструментов стимулирования со стороны государства.

С точки зрения бюджетной политики указанное предполагает аккумулирование и направление финансовых ресурсов на реализацию программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения разработки и реализации указанных видов программ экономической поддержки бюджетная политика должна предусматривать инструменты по росту объемов поступлений в бюджет. Поскольку в качестве приоритетного развития обеспечения экономического роста названо инновационное обновление экономики, усиление налогового бремени населения страны представляется нежелательной мерой – это снизит инвестиционную активность и тем самым позволит решить задачи модернизации экономики. Именно поэтому для обеспечения эффективного сбора налоговых отчислений представляется необходимой реализация бюджетной политики с использованием следующих инструментов:

  • обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в полном объеме;
  • оптимизация инструментов контроля над полнотой и своевременностью сбора налогов;
  • предупреждение и сокращение возможности уклонения от уплаты налогов;
  • обеспечение роста налогооблагаемой базы посредством пресечения ухода от уплаты налогов и реализации теневого предпринимательства.

Отдельного внимания заслуживает политика в отношении нефтегазового сектора, который ситуация в котором осложняется международными санкциями и падением стоимости нефти и пр. В теории и практике публичного управления нефтегазовая отрасль рассматривается как инструмент спроса на наукоемкий продукт, инновации. Такой подход видится вполне обоснованным. Таким образом, основными направлениями экономической и бюджетной политики страны должно стать привлечение инвестиций, прежде всего, в наукоемкие отрасли и повышение инвестиционной привлекательности страны в целом.

Необходимо отметить, что инвестиционная привлекательность во многом обеспечивается стабильностью административного и налогового законодательства при реализации системы инструментов поддержки инвесторов и пр.

Итак, современная бюджетная политика должна опосредовать аккумулирование и расходование бюджетных ресурсов на формирование благоприятных условий для реализации потенциала личности, прежде всего, для развития малого и среднего предпринимательства, развитие наукоемких отраслей, повышения инвестиционной привлекательности за счет выстраивания эффективной инфраструктуры, обеспечения стабильного налогового и административного законодательства.

Роль государства в обеспечении экономического роста весьма значительна. Хозяйственная практика многих стран мира показала, что государство может целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, создавая требуемые «правила игры». От того, насколько адекватны сформированные правовые нормы для данного общества и насколько государство способно их поддерживать, зависит динамика роста и его устойчивость.

В силе государства как активатора экономического роста все мы могли убедиться на примере таких стран, как Китай, Южная Корея, Индия, Вьетнам, многие латиноамериканские страны. Осуществляя свою модель экономического роста, эти страны находились еще 30-40 лет назад в состоянии хозяйственного неблагополучия, а то и просто массовой бедности.

Особенно показателен в этом отношении Китай. Принимая к осуществлению свою концепцию экономического роста в начале 1980-х годов, китайское руководство стало постепенно отказываться от коммунистической риторики. Но направляющая и организационная сила партии была использована как гарант выполнения решений правительства. Глава Китая Дэн Сяопин в тот момент провозгласил тезис: «Включай левый поворот и поворачивай направо», что означало «переходим к рынку при сохранении левой идеологии».

За тридцать последующих лет государственная власть Китая смогла не только совершить «большой скачок», о котором мечтал Мао Цзэдун, но и сделать свою экономику второй в мире. При этом темпы экономического роста в течение длительного времени Китай поддерживал на уровне 9-12% в год.

В то же время Россия, обладавшая более хорошими стартовыми условиями, огромными запасами природных ресурсов и квалифицированными кадрами, такого роста показать не смогла. Более того, спад экономики России в 1990-х годах был очень существенным. Причиной тому была слабость государства, его неспособность создать надлежащие условия для устойчивого хозяйственного роста.

Какие же условия должно соблюдать государство, чтобы обеспечить своим гражданам высокий уровень благосостояния и весомый хозяйственный рост? Таких базовых условий несколько. К ним относятся:

· Поддержание режима конкуренции и ограничения монополий. Для создания благоприятной экономической среды необходима конкуренция. Государство не должно создавать привилегированных участников рынка в лице государственных банков, отраслевых корпораций, добывающих компаний, эксклюзивных экспортёров. В то же время правительство должно оперативно пресекать монополию и недобросовестную конкуренцию. Эта мера формирует необходимые предпосылки для развития эффективного бизнеса.

· Правовая среда. Формирование адекватной правовой базы – важнейшая задача государства на пути обеспечения стабильного и долговременного экономического роста. Официально принятые законы должны соблюдаться всеми субъектами без изъятий. Выборочное применение права к неугодным физическим и юридическим лицам создает ситуацию двойных стандартов, что крайне негативно отражается на настроениях и действиях участников экономических отношений.

· Неразвитость бизнеса. Изучение проблем экономического роста показывает: там, где бизнес слаб или полностью отсутствует предпринимательство, хозяйственный рост затруднен и весьма неустойчив. Поэтому государственная власть должна приложить максимум усилий для создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности, вовлечь граждан в занятие бизнесом. Тем самым будет снижена безработица, пополнена доходная часть бюджета и использована творческая энергия населения для повышения экономического роста.

· Инфраструктура. Для осуществления активной экономической деятельности нужна база в виде дорог, мостов, электростанций, трубопроводной системы, канализации, наличия каналов передачи информации. Крупные проекты по прокладке железных дорог, строительства мостов, автострад, атомных и тепловых электростанций может реализовать только государство.

· Денежное стимулирование экономического роста. В макроэкономике существует определенная зависимость между экономической активностью бизнеса и количеством денег в обращении (мы её рассматривали выше в виде кривой Филлипса). Когда государству необходим ускоренный экономический рост, оно прибегает к услугам печатного станка, увеличивая массу денег в обращении. Этот инструмент можно применять в известных пределах, чтобы не вызвать неконтролируемую инфляцию.

· Политическая стабильность. Обычно население весьма болезненно реагирует на всякое снижение жизненного уровня (яркий пример тому – ситуация в Греции, Португалии и некоторых других странах Евросоюза в 2014-2016 гг.). Поэтому экономический рост должен быть по возможности постоянным и плавным. В случае экономических потрясений государство должно использовать «политический громоотвод», жертвуя правительством или депутатами парламента, отправляя их в отставку в обмен на политическую стабильность.

Можно назвать и ещё некоторые значимые функции государства – такие, как поддержание социальной справедливости, сдерживание роста населения (для перенаселённых стран — как это делалось в Китае или Индии), регулирование притока трудовых мигрантов, своевременное улаживание религиозных и этнических конфликтов.

iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: