Какую отчетность сдавать в росстат коллегии адвокатов

Обновлено: 17.04.2024

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 декабря 2018 года N 236

Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации об адвокатуре

В целях совершенствования статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации

форму статистической отчетности N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации" (приложение N 1*);

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

форму статистической отчетности N 14-2 "Сведения о составе адвокатского сообщества в Российской Федерации" (приложение N 2*);

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

инструкцию по заполнению формы статистической отчетности N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации" (приложение N 3);

инструкцию по заполнению формы статистической отчетности N 14-2 "Сведения о составе адвокатского сообщества в Российской Федерации" (приложение N 4).

2. Начальникам территориальных органов Минюста России обеспечить представление отчетов в Департамент организации и контроля.

3. Признать утратившими силу приказы Минюста России:

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра О.А.Плохого.

Приложение N 3

к приказу Министерства юстиции

от 3 декабря 2018 года N 236

Инструкция по заполнению формы статистической отчетности N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации"

I. Порядок заполнения формы статистической отчетности N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации"

1. Отчет по форме статистической отчетности N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации" (далее - форма N 14-1) имеет полугодовую периодичность представления.

Сведения в отчете по форме N 14-1 формируются нарастающим итогом с начала отчетного года (началом отчетного года является 1 января): за период с 1 января по 30 июня отчетного года и за период с 1 января по 31 декабря отчетного года.

Раздел 1. Сведения, содержащиеся в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации

2. В строке 1 указывается общее количество адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых содержатся в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр) по состоянию на начало отчетного периода.

3. В строке 2 указывается общее количество адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в региональный реестр в отчетном периоде в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) (как в связи с присвоением статуса адвоката, так и в связи с изменением членства в адвокатской палате), а также в связи с восстановлением статуса адвоката на основании решения суда.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст.2102; 2017, N 31 (ч.1), ст.4818.

В строках 1 и 2 указывается количество лиц, имеющих действующий статус адвоката (лица, чей статус прекращен, приостановлен либо сведения о которых исключены из регионального реестра, не указываются в данных строках).

4. В строке 3 указывается количество адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр в отчетном периоде в соответствии с распоряжением территориального органа Минюста России на основании уведомления квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о присвоении статуса адвоката.

5. В строке 4 указывается количество адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр в отчетном периоде в соответствии с распоряжением территориального органа Минюста России на основании решения совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о приеме в члены адвокатской палаты адвоката, принявшего решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации.

6. В строке 5 указывается количество адвокатов, статус адвоката которых восстановлен на основании решения суда.

Показатель строки 2 должен быть равным сумме показателей строк 3, 4 и 5.

7. В строке 6 указывается количество адвокатов, сведения о которых исключены из регионального реестра в отчетном периоде в соответствии со статьями 15 и 17 Федерального закона N 63-ФЗ (как в связи с прекращением статуса адвоката, так и в связи с изменением адвокатом членства в адвокатской палате).

8. В строке 7 указывается количество адвокатов, сведения о которых исключены из регионального реестра в отчетном периоде в соответствии с распоряжением территориального органа Минюста России на основании уведомления совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о прекращении статуса адвоката, а также количество адвокатов, статус которых прекращен в отчетном периоде после его приостановления.

Показатель строки 7 должен быть равен показателю строки 1 раздела 2.

9. В строке 8 указывается количество адвокатов, сведения о которых исключены из регионального реестра в отчетном периоде в соответствии с распоряжением территориального органа Минюста России на основании уведомления совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации об изменении адвокатом членства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации.

Показатель строки 6 должен быть равным сумме показателей строк 7 и 8.

10. В строке 9 указывается количество лиц, имеющих действующий статус адвоката и сведения о которых содержатся в региональном реестре по состоянию на конец отчетного периода.

В данной строке в том числе указываются лица, чей статус адвоката был прекращен и восстановлен по решению суда в одном отчетном периоде (лица, чей статус прекращен, приостановлен либо сведения о которых исключены из регионального реестра, не указываются в данной строке).

11. В строке 10 указывается количество адвокатов, статус которых был приостановлен по состоянию на начало отчетного периода.

12. В строке 11 указывается количество адвокатов, статус которых приостановлен в отчетном периоде.

13. В строке 12 указывается количество адвокатов, статус которых приостановлен на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ в связи с избранием адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе.

14. В строке 13 указывается количество адвокатов, статус которых приостановлен в связи с неспособностью более 6 месяцев исполнять свои профессиональные обязанности на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ.

15. В строке 14 указывается количество адвокатов, статус которых приостановлен в связи с призывом на военную службу на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ.

16. В строке 15 указывается количество адвокатов, статус которых приостановлен в связи с признанием безвестно отсутствующими в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ.

17. В строке 16 указывается количество адвокатов, статус которых приостановлен в связи с принятием судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера на основании пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ.

18. В строке 17 указывается количество адвокатов, статус которых в отчетном периоде возобновлен (на основании уведомления совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации).

19. В строке 18 указывается количество адвокатов, статус которых по состоянию на конец отчетного периода приостановлен.

20. В строке 19 указывается общее количество удостоверений, выданных адвокатам в отчетном периоде по всем имеющимся основаниям.

21. В строке 20 указывается количество удостоверений, выданных адвокатам в отчетном периоде в связи с присвоением статуса адвоката (на основании распоряжения территориального органа Минюста России о внесении сведений об адвокате в региональный реестр).

22. В строке 21 указывается количество удостоверений, выданных (возвращенных) адвокатам в отчетном периоде в связи с возобновлением статуса адвоката (на основании распоряжения территориального органа Минюста России о внесении в региональный реестр сведений о возобновлении статуса адвоката).

23. В строке 22 указывается количество удостоверений, выданных адвокатам в отчетном периоде в связи с изменением членства в адвокатской палате (на основании распоряжения территориального органа Минюста России о внесении сведений об адвокате в региональный реестр).

24. В строке 23 указывается количество удостоверений, выданных адвокатам в отчетном периоде в связи с изменением фамилии и (или) имени, отчества (при наличии) адвоката (на основании распоряжения территориального органа Минюста России о внесении в региональный реестр соответствующих изменений).

25. В строке 24 указывается количество удостоверений, выданных адвокатам в отчетном периоде в связи с порчей либо утратой удостоверения адвоката (на основании распоряжения территориального органа Минюста России о выдаче нового удостоверения адвоката взамен утраченного или испорченного).

26. В строке 25 указывается количество удостоверений, выданных адвокатам в отчетном периоде по иным (не перечисленным в строках с 20 по 24) основаниям.

При наличии показателя в данной строке отчета по форме N 14-1 в сопроводительном письме к отчету указываются эти основания выдачи удостоверений.

Строка 19 должна быть равна сумме строк с 20 по 25.

27. В строке 26 указывается общее количество удостоверений, сданных адвокатами в отчетном периоде по всем имеющимся основаниям.

28. В строке 27 указывается количество удостоверений, сданных адвокатами в отчетном периоде в территориальный орган Минюста России в связи с прекращением статуса адвоката.

29. В строке 28 указывается количество удостоверений, сданных адвокатами в отчетном периоде в территориальный орган Минюста России в связи с изменением членства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации.

30. В строке 29 указывается количество удостоверений, сданных адвокатами в отчетном периоде в территориальный орган Минюста России в связи с приостановлением статуса адвоката.

31. В строке 30 указывается количество удостоверений, сданных адвокатами в отчетном периоде в территориальный орган Минюста России в связи с изменением фамилии, имени или отчества (при наличии) адвоката.

32. В строке 31 указывается количество удостоверений, сданных адвокатами в отчетном периоде в территориальный орган Минюста России в связи с порчей удостоверения.

33. В строке 32 указывается количество удостоверений, сданных адвокатом в территориальный орган Минюста России по иным (не перечисленным в строках с 27 по 31) основаниям.

При наличии показателя в данной строке отчета по форме N 14-1 в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой направляется письмо, в котором уточняются основания сдачи удостоверений.

Строка 26 должна быть равна сумме строк с 27 по 32.

Раздел 2. Сведения о количестве адвокатов, статус которых прекращен (ст.17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации")

34. В строке 1 указывается общее количество адвокатов, сведения о которых в отчетном периоде исключены из регионального реестра в связи с прекращением статуса адвоката по всем основаниям, предусмотренным статьей 17 Федерального закона N 63-ФЗ.

35. В строках со 2 по 13 указывается количество адвокатов, сведения о которых исключены из регионального реестра в соответствии с распоряжением территориального органа Минюста России в связи с прекращением статуса адвоката по каждому из оснований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 63-ФЗ.

36. Представления территориального органа Минюста России о прекращении статуса адвоката или о возбуждении дисциплинарного производства, направленные в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, являются не самостоятельным основанием для прекращения статуса адвоката, а лишь основанием для рассмотрения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении статуса адвоката. При удовлетворении представления территориального органа Минюста России совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации выносит решения о прекращении статуса адвоката или возбуждении дисциплинарного производства на основании Федерального закона N 63-ФЗ.

37. В случае, если в решении совета адвокатской палаты и в распоряжении территориального органа Минюста России указано несколько оснований прекращения статуса адвоката, показатель вносится только в одну из 2-12 строк, а в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой направляется письмо, в котором указывается, что статус адвоката прекращен по нескольким основаниям (уточняются все основания).

38. Показатель в строке 1 должен быть равен сумме показателей в строках со 2 по 13, а также показателю в строке 7 раздела 1.

Екатерина Баханькова сообщила, что в законодательство о бухгалтерском учете внесены серьезные изменения. В основном, как отметила эксперт, это связано с тем, что формируется единый регистр бухгалтерской отчетности. «Налоговая служба, в которой этот регистр будет формироваться, постарается сделать его значимым и точным», – добавила она.

Лектор обратила внимание слушателей на то, что теперь бухгалтерская отчетность адвокатских образований после ее утверждения остается без изменений. В текущем периоде в пояснениях бухгалтер может внести какие-то уточнения в показатели и обосновать их, в том числе и технические ошибки, менять баланс нельзя. Налоговые декларации, как и раньше, подлежат обязательному пересмотру, пересдаче, уточнению, в случае если обнаружены ошибки за три последних года.

Екатерина Баханькова также сообщила, что бухгалтерскую отчетность за 2019 г. нужно сдавать по новым формам. Кроме того, в отчетности появилась новая строка, где нужно указывать информацию об обязательном аудите. Лектор пояснила, что это касается крупных организаций, адвокатских палат, коллегий адвокатов, у которых есть на балансе имущество и, соответственно, валюта баланса превышает определенную сумму. Информация об аудиторе, то есть об организации, с которой заключен договор, должна быть уже по состоянию на 31 марта всегда независимо от того, когда планируется проводить аудит, который, как и раньше можно проводить до 31 декабря.

Важное изменение коснулось отчета о финансовых результатах. Он скорректирован с учетом нового ПБУ 18/02. В нем исключены строки с постоянными налоговыми обязательствами (активами), а также строки, в которых отражались изменения текущих налоговых обязательств и активов.

Лектор напомнила, что все адвокатские образования (за исключением адвокатских кабинетов), предоставляют бухгалтерскую отчетность только в электронном формате.

Еще одно изменение коснулось реализации имущества. В качестве примера эксперт привела ситуацию с продажей автомобиля, который есть у адвокатского образования. Она пояснила, что, если решение продать автомобиль принято на конец года, бухгалтер обязан поменять его учет и представление в отчетности как «объект, предназначенный для продажи». Это обязательство возникает с 2021 г., в 2020 г. это делается на добровольной основе.

Эксперт остановилась на особенностях нового отчета СЗВ-ТД, предоставляемого в Пенсионный фонд России. Она пояснила, что до 30 июня в адвокатских образованиях, где есть сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры, должен появится документ- информирование о необходимости предоставить заявление о выборе способа ведения трудовой книжки: в электронном или бумажном. До 31 декабря 2020 г. бухгалтеры должны собрать эти заявления. В 2020 г. отчет сдают только те работодатели, у которых были кадровые изменения (прием, увольнение, перевод сотрудника на другую должность) или если кто-то из сотрудников сдал заявление о выборе варианта трудовой. Отчет СЗВ-ТД в текущем году подается один раз в месяц, начиная с января 2020 г. до 15 числа следующего месяца. Отчитываться нужно только за те месяцы, в которых были кадровые движения. Если в течение 2020 г. не будет приема, увольнения, отчетность первый раз сдается до 15 января 2021 г. Кроме того, с 2021 г. информацию о приеме, увольнении, переводе сотрудника необходимо будет сообщать в ПФР уже на следующий день.

Ответственность за несвоевременную сдачу формы СЗВ-ТД предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Если не сдать отчет, опоздать со сдачей, предоставить неполные или неверные сведения, организацию оштрафуют на 30–50 тыс. руб.

Екатерина Баханькова пояснила, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

В ходе презентации эксперт также остановилась на изменениях в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ, предусмотренных Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ. Так, с 1 апреля 2020 г. вступают в силу поправки в НК РФ о списании небольших сумм недоимки. Также в 2020 г. станет проще зачесть переплату. Снимается ограничение, по которому переплату можно зачесть только в счет налога того же вида (федеральный налог – в счет федерального; региональный налог – в счет регионального, местный налог – в счет местного). Изменения НК РФ о зачете переплаты между разными видами налогов вступают в силу с 1 октября 2020 г.

В завершение Екатерина Баханькова ответила на вопросы участников вебинара.

Ознакомиться с презентацией лектора и практическими материалами, включающими информацию о сроках хранения документов в 2020 г., можно здесь и здесь соответственно.

  • Приложение N 1. Форма N 14-1 (полугодовая) "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации"
    • Раздел 1. Сведения, содержащиеся в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации
    • Раздел 2. Сведения о количестве адвокатов, статус которых прекращен (ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации")
    • Раздел 3. Сведения об обращениях с жалобой на действия (бездействие) адвоката
    • Раздел 4. Сведения о работе квалификационной комиссии
    • Раздел 5. Сведения об осуществлении территориальными органами Минюста России контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами
    • Раздел 1. Сведения о составе адвокатского сообщества в Российской Федерации

    Приказ Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2018 г. N 236
    "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации об адвокатуре"

    В целях совершенствования статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации приказываю:

    форму статистической отчетности N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации" (приложение N 1);

    форму статистической отчетности N 14-2 "Сведения о составе адвокатского сообщества в Российской Федерации" (приложение N 2);

    инструкцию по заполнению формы статистической отчетности N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации" (приложение N 3);

    инструкцию по заполнению формы статистической отчетности N 14-2 "Сведения о составе адвокатского сообщества в Российской Федерации" (приложение N 4).

    2. Начальникам территориальных органов Минюста России обеспечить представление отчетов в Департамент организации и контроля.

    3. Признать утратившими силу приказы Минюста России:

    от 28.08.2008 N 187 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации об адвокатуре";

    от 11.01.2011 N 1 "О внесении изменений в приказ Минюста России от 28.08.2008 N 187".

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра О.А. Плохого.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Минюст России утвердил новые формы статистической отчетности:

    - N 14-1 "Сведения об адвокатуре в Российской Федерации";

    - N 14-2 "Сведения о составе адвокатского сообщества в Российской Федерации".

    Приводятся инструкции по их заполнению.

    В отчетности по форме N 14-1 теперь отражаются сведения о количестве адвокатов, статус которых восстановлен по решению суда, количестве сданных удостоверений, данные о неисполнении решений совета адвокатской палаты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Значительно расширен перечень сведений об осуществлении территориальными органами Минюста контроля за соблюдением законодательства.

    В отчетности по форме N 14-2 дополнительно указывают количество адвокатов, внесенных в реестр, по признаку пола, с ученым званием, с наградами Минюста.

    Прежние формы статистической отчетности об адвокатуре утрачивают силу.

    Приказ Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2018 г. N 236 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации об адвокатуре"

    В рассмотренном примере у адвоката, работающего в коллегии адвокатов, возникли вопросы: каким образом формируется доход членов коллегии адвокатов в целях обложения НДФЛ, а также в каком составе и в какие налоговые инспекции следует подавать отчетность по НДФЛ (формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ)?

    Эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант" пояснили, что налоговая база по НДФЛ с доходов адвокатов, облагаемых по ставке 13%, формируется коллегией адвокатов исходя из сумм, внесенных доверителем за юридические услуги, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, включая профессиональный налоговый вычет.

    При этом коллегия адвокатов в качестве налогового агента обязана в общем порядке представлять в налоговый орган по месту своего учета справку по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ.

    Напомним, что правовые основы деятельности адвокатуры законодательно определены (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; далее – Закон № 63-ФЗ).

    Может ли адвокат подать декларацию по форме 3-НДФЛ через Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, узнайте из материала "Личный кабинет налогоплательщика физического лица и индивидуального предпринимателя " в " Энциклопедии решений. Налоги и взносы " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
    Получить доступ

    Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ). Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме (подп. 1-2 ст. 25 Закона № 63-ФЗ). Существенными условиями соглашения являются, в частности, условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, а также порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения (подп. 3-4 п. 4 ст. 25 Закона № 63-ФЗ). При этом адвокатская деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 Закона № 63-ФЗ) .

    В свою очередь адвокат обязан ежемесячно отчислять средства в определенном порядке и размерах на общие нужды адвокатской палаты, а также на содержание соответствующего адвокатского образования (подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона № 63-ФЗ). Такие расходы, а также расходы на страхование профессиональной ответственности и иные, считаются профессиональными расходами адвоката (ст. 19, п. 7 ст. 25 Закона № 63-ФЗ).

    Вместе с тем, адвокат, являющийся налоговым резидентом РФ, в общем порядке вправе претендовать на получение в том числе, стандартных социальных и имущественных налоговых вычетов.

    Таким образом, налоговая база по НДФЛ с доходов адвокатов формируется коллегией адвокатов, исполняющей функции налогового агента, исходя из сумм, внесенных доверителем за юридические услуги в кассу или на расчетный счет коллегии адвокатов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, включая профессиональный вычет.

    В отношении отчетности адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов (п. 2 ст. 85 Налогового кодекса). В течение пяти дней со дня получения указанных сведений налоговым органом осуществляется постановка на учет адвоката по месту его жительства (либо снятие с учета при прекращении статуса адвоката) (п. 6 ст. 83, подп. 2, 5 ст. 84 НК РФ).

    При этом обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета налоговой декларации по форме 3-НДФЛ возложена только на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, самостоятельно исчисляющих и уплачивающих НДФЛ (п. 1, подп. 5 ст. 227 НК РФ).

    В свою очередь налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:

    Некоммерческие организации оказывают большую поддержку государству в социальной сфере. Несмотря на это, НКО не освобождены от подготовки и сдачи отчетности. Расскажем о том, какую отчетность должны сдавать НКО в 2020 году.

    Отчетность в Минюст РФ

    В отличие от коммерческих организаций, НКО обязаны отчитываться о своей деятельности в Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст РФ).

    НКО в России разделены на три группы:

    • общественные объединения (общественные организации и движения);
    • НКО, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
    • иные НКО (ассоциации, союзы, фонды, частные учреждения, автономные НКО).

    Общественные объединения

    Общественные объединения обязаны подать отчет в Минюст РФ о своих средствах и имуществе, полученных от иностранных источников, а также предоставить письмо о продолжении деятельности. В состав письма входят:

    1. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

    Отчет заполняется по форме ОН0003 и сдается в Минюст РФ не позднее 15 апреля 2020 года. Для этого нужно разместить его на официальном сайте Минюста РФ. Отчет сдается независимо от наличия поступлений: если их не было, отчет сдается нулевым с прочерками вместо сумм.

    2. Уведомление о продолжении деятельности.

    Уведомление подается в территориальный орган Минюста РФ по почте, лично или через представителя по доверенности. Законодательно срок предоставления не определен, но обязанность подачи ежегодная. Обычно его подают одновременно с отчетом ОН0003.

    НКО, выполняющие функции иностранного агента

    За данным видом НКО контролирующие органы ведут наиболее пристальный надзор. Отчетность здесь сдается не в территориальное отделение Минюста, а исключительно в Минюст РФ. Подать отчетность можно:

    • лично или через представителя с доверенностью;
    • почтой с описью вложения по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д.14, Министерство юстиции Российской Федерации;
    • в форме сканированных электронных документов с использованием сети «Интернет», в том числе через Единый портал государственных услуг.

    Иные НКО

    • учредители, участники или члены НКО являются гражданами другого государства или лицами без гражданства;
    • за отчетный период были поступления денег или имущества от иностранных источников;
    • за отчетный период были поступления денег или имущества на сумму более 3 миллионов рублей.

    1. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001;

    2. отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме ОН0002.

    Если НКО не соответствует ни одному из указанных критериев, достаточно подать уведомление о продолжении деятельности.

    Помимо отчетов в установленной форме и уведомления о продолжении деятельности есть два дополнительных отчета для отдельных видов НКО.

    Фонды и благотворительные организации должны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Форма данного отчета не утверждена законодательно и не представляется в Минюст РФ. Отчет формируется организациями в информативной форме и публикуется в свободном доступе, например, на собственном интернет портале. Срок размещения не определен, но формироваться отчет должен ежегодно. Например, так выглядит отчет одного из наших клиентов — благотворительного общественного движения «Искорка Фонд».

    Благотворительные организации готовят и сдают в Минюст РФ отчет благотворительной организации. Отчет сдается руководителем, лицом по доверенности или по почте не позднее 30 марта 2020 года.

    Ответственность за непредставление отчетности

    Подготовив отчетность, не лишним будет представить отчеты в бумажном виде в Минюст, получив отметку о приеме, которая будет служить подтверждением соблюдения установленных сроков для сдачи отчетов. Формы, необходимые можно скачать на официальном портале Минюста.

    При нарушении сроков в адрес НКО выносится предупреждение об устранении нарушений. В предупреждении указывается срок (не менее месяца), в течение которого необходимо представить необходимые отчеты. Если его не выдержать, последствия будут такими:

    • административный штраф на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
    • административный штраф на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 рублей, исключение из ЕГРЮЛ или ликвидация по решению суда.

    Бухгалтерская отчетность

    НКО обязаны представлять в налоговые органы бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании денежных средств в срок не позднее 30 марта года следующего за отчетным. НКО, выполняющие функции иностранного агента, не вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

    Фонды; НКО, владеющие крупным целевым капиталом; НКО, выполняющие функции иностранного агента, и структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны предоставить аудиторское заключение в региональные органы статистики не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.

    Также, с 2017 года организации обязаны в течение трех рабочих дней с даты получения аудиторского заключения разместить сведения о результатах аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

    Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

    В зависимости от наличия объектов налогообложения и выбранной системы налогообложения НКО обязаны сдавать следующие отчеты:

    Статистическая отчетность

    Состав статистических форм, подлежащих предоставлению в органы государственной статистики, зависит от:

    • видов экономической деятельности НКО;
    • информации о категории организации из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России;
    • иных критериев отбора, установленных указаниями по заполнению конкретных форм.

    Сформировать перечень форм для конкретной НКО со сроками их подачи можно на сайте Федеральной службы государственной статистики. Нужно только ввести ИНН, ОГРН или ОКПО этой НКО в соответствующие поля формы.

    НКО — это самые человечные хозяйствующие субъекты в российской экономике.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: