Какую обязанность несли дворяне в системе государственной службы в 15 16 веке

Обновлено: 18.04.2024

Свою главную задачу сословники видели в создании правовых и материальных преград на пути оттока потомков старых дворянских семей в городской, ориентированный на модернизацию мир, в котором господствовали силы, чуждые, как полагали сословники, ценностям дворянства. Именно этим объясняются все направленные на стабилизацию дворянского землевладения меры. Не менее важным делом, с точки зрения традиционалистов, было создание барьеров против наплыва (отчасти действительного, но в основном, как мы увидим, химерического) тех самых чуждых сил в дворянство. Никакие другие аспекты дворянского вопроса не привлекали большего внимания в 1880-х и 1890-х гг., и первое, чем занялось в 1897 г. Особое совещание, был вопрос о критериях приема в ряды дворянского сословия.

Концепции привилегий и исключительности неразделимы, и переход представителей низших сословий в дворянство, особенно за службу в гражданской администрации, со времен царствования Екатерины Великой приводил защитников привилегий в ужас. У представителей низших сословий было три способа обрести статус потомственного дворянина: получить жалованную грамоту монарха; дослужиться до определенного чина Табели о рангах; либо удостоиться членства в одном из четырех почетных орденов, открытых для лиц низших сословий. Первый путь не имел почти никакого практического значения: с 1872 по 1896 г. лишь 23 человека получили жалованные грамоты, что и объясняет слова современника, считавшего этот механизм «почти что мертвою буквой» .

В результате повышения границы чинов, дающих право на получение дворянского достоинства, во второй половине XIX в. главным путем к дворянству стало получение какого-либо из почетных орденов. Между 1875 и 1884 гг. 60 % всех случаев возвышения в дворянство были результатом награждения орденами, а не продвижения по чиновной лестнице; в 1882–1896 гг. этот показатель повысился до 72 % . Как в военной, так и в гражданской службе стало легче заслужить дворянство через награды, а не путем продвижения по службе. На 1 января 1897 г. 852 армейских обер — и штаб-офицеров и 87 морских офицеров получили дворянство за службу; при этом 74 % первых и 63 % вторых получили потомственное дворянство благодаря награждению орденами св. Георгия и св. Владимира, а остальные — за рост в чинах .[61] Орденом св. Георгия офицеры награждались за выдающиеся заслуги, орденом св. Владимира — за безупречную 25-летнюю службу . Потомственное дворянство давалось за награждение четвертой (низшей) степенью каждого из этих орденов. Для чиновников гражданской службы и лиц, не состоявших на службе, в период с 1825 по 1856 г. возможность получения дворянского достоинства была последовательно ограничена награждением орденом св. Владимира всех степеней, а также первыми степенями орденов св. Анны и св. Станислава. Этими тремя орденами, и особенно двумя последними, отмечались не только выдающиеся заслуги высокопоставленных государственных служащих, но и достижения в бизнесе, науке, искусствах и профессиональной деятельности. Но таким образом потомственное дворянство могли получить только личные дворяне и почетные граждане, а орденом св. Анны первой степени редко награждались даже члены этих сословных групп. Чаще всего дворянство приносил орден св. Владимира 4-й степени, которым, как правило, награждали чиновников гражданской службы 7-го класса и выше за выдающиеся заслуги или за долгую беспорочную службу .[62] Знаток сословных прав и обычаев заметил в 1886 г., что «теперь и коллежский советник [шестого класса] редко не имеет ордена Владимира в петличке», и в связи с этим сокрушался, что «насколько для воина трудно получить Георгия 4-й степени, настолько чиновнику легко достигнуть ордена Владимира 4-й степени…» . А поскольку ряды офицеров и чиновников гражданской службы все в большей степени пополнялись выходцами из низших сословий, их доля в числе награждаемых орденом св. Владимира четвертой степени возросла от 12 % в 1875–1881 гг. до 22 % в 1892–1896 гг.

Перекрытие пути или, по крайней мере, сужение доступа к дворянству через государственную службу было любимой темой сословников . Суммируя их аргументы, «Русский вестник» писал в 1890 г., что владеющий землей дворянин, который поступает на государственную службу из чувства долга и чести, является человеческим образцом совершенно иного качества, чем бюрократ из простых, которого привлекала в карьере только собственная выгода. И когда последнего возводят в дворянское достоинство, общественное сознание перестает отличать одного от другого. Но это, с точки зрения «Русского вестника», было еще не самым худшим. Любой удачливый функционер, сумевший раболепством и терпением дослужиться до дворянства, получал возможность, купив землю и записавшись в дворянское общество, претендовать на роль в местной администрации наравне с отпрысками благородных старых семей, издавна владевших землей. В прежние времена, продолжал «Русский вестник», пожалуй, и был смысл в том, чтобы, пользуясь дворянством как приманкой, привлекать на государственную службу расчетливых разночинцев; но сейчас все изменилось, поскольку сопряженные с дворянским званием выгоды преимущественно исчезли .

Иной была точка зрения либерального «Вестника Европы», который полагал, что дворянство не стало совершенно лишенным содержания статусом, что с ним пока еще сопряжены определенные права и привилегии, которые, скорее всего, возрастут, если будут реализованы хотя бы некоторые из замыслов сословников. Исходя из того постулата, что «вред, приносимый привилегией, растет обратно пропорционально к числу лиц, ею обладающих», «Вестник Европы» делал вывод, что раз от дворянства избавиться совсем невозможно, следует, по крайней мере, как можно шире открыть таланту доступ к этому сословию. «Русская мысль» усиливала позицию либералов, справедливо указывая, что пополнение рядов первого сословия за счет возведенных в дворянство любыми путями не может сравниться с увеличением благородного сословия путем естественного прироста .

В этом вопросе с либералами солидаризировались даже некоторые защитники привилегий. Генерал Фадеев в начале 1870-х гг. и Катков в 1885 г. доказывали, что русское дворянство не «замкнутая каста» и никогда ею, в отличие от феодальной аристократии Франции или Германии, не была, а всегда являла собой лишь «верхний слой народа, воспитанный исторически и постоянно освежаемый притоками снизу». Повышение дающего право на дворянство чина, как это многократно предлагалось, было бы предательством этой традиции, придало бы дворянству несвойственный ему характер исключительности и кончилось бы появлением группы высших должностных лиц, которые, не имея возможности получить дворянство, стали бы врагами первого сословия. В 1897 г. сходные возражения выдвинул Витте, указавший на опасность для дворянства того возможного в будущем положения, когда «Россия будет управляться не дворянами», а лицами, которым отказали в переходе в первое сословие. В 1885 г. это же соображение в применении к офицерскому корпусу развивал военный министр П. С. Ванновский. Ванновский считал, что отказ офицерам «из простых» в доступе к дворянскому достоинству приведет к тому, что недворяне высших чинов будут командовать многочисленными потомственными дворянами, имеющими чины штаб- и обер-офицеров. Такая ситуация обострит проблему, отчасти существовавшую еще с 1856 г., когда чин майора и даже подполковника перестал давать статус потомственного дворянина .

В марте 1883 г. Александр III откликнулся на беспокойство, вызванное притоком выходцев из нижних сословий в дворянство, назначением особой комиссии под председательством управляющего Собственной его императорского величества канцелярии, С. А. Танеева, для изучения данного вопроса. Хотя император склонялся к тому, чтобы вообще отменить Табель о рангах, комиссия Танеева в январе 1885 г. рекомендовала ограничиться повышением до третьего класса чина, дающего право на дворянство служащим как по военной, так и по гражданской части. Чиновник третьего класса имел ранг тайного советника, чему соответствовала, например, должность заместителя министра; офицер третьего класса имел звание генерал-лейтенанта или вице-адмирала. Комиссия Танеева также предложила отменить возведение в дворянство награжденных орденами св. Владимира третьей и четвертой степени, св. Георгия четвертой степени, св. Анны и св. Станислава первой степени. По оценке комиссии, если бы ее предложения в 1875 г. получили силу закона, за период 1875–1884 гг. дворянское достоинство за чины и награды получили бы только 70 человек, включая членов семей, а не 12 701 человек, как это было в действительности. Благодаря оппозиции Ванновского и других министров, рекомендации комиссии Танеева были похоронены в Государственном совете . При Александре III единственным шагом по ограничению возможностей получения дворянства за успехи на государственной службе было введение более жестких критериев награждения орденом св. Владимира четвертой степени за беспорочную службу — в 1887 г. был установлен срок 20 лет, а в 1892 г. он был увеличен до 35 лет. Кроме того, награждение Владимиром четвертой степени перестало быть основанием для присвоения дворянского звания за филантропическую или другую деятельность, не связанную с государственной службой .

В середине 1880-х гг., после краткого затишья, усилия по ограничению доступа к дворянству для лиц низших сословий стали более настойчивыми, чем прежде. На протяжении следующего десятилетия в правительство непрестанно поступали ходатайства от дворянских собраний многих губерний, призывавшие либо ограничить, либо вовсе запретить производство в дворянство за чины и награды. И первое общегосударственное совещание предводителей дворянства в 1896 г. почти единогласно проголосовало за то, чтобы право на дворянство получали только дослужившиеся до 3-го класса в гражданской службе и до 4-го класса — в военной; и одобрило большинством голосов рекомендацию оставить орден св. Георгия единственной наградой, дающей право на дворянство .

Большинство Особого совещания по делам дворянского сословия сочувствовало желанию одного из своих членов «избавить поместное дворянство от чуждого ему чиновничьего элемента» . Совещание, однако, признало, что мало чего можно достичь, подняв дающий право на дворянство чин, так как у многих из дослужившихся до четвертого класса чиновников уже был орден св. Владимира. Поэтому в конце января 1898 г. подавляющее большинство Совещания проголосовало за то, чтобы Владимир четвертой степени перестал давать право на дворянство, а Владимиром третьей степени награждать только чиновников четвертого и более высоких классов, офицеров шестого и более высоких классов, которые, даже будучи простого происхождения, уже достигли чинов, дающих дворянство .[65]

Несмотря на некоторую склонность к более жестким ограничительным мерам в Государственном совете, в начале 1900 г. это учреждение в конце концов одобрило рекомендации Особого совещания, и 28 мая 1900 г. именной высочайший указ Сенату придал им статус закона. Хотя для чиновников гражданской службы чин, дающий право на дворянство, остался неизменным, однако по новым правилам, принятым в 1898 и 1900 гг., получить нужный чин стало труднее. Теперь, чтобы получить продвижение в класс четвертый Табели о рангах, чиновник должен был не менее пяти лет прослужить в пятом классе, имея при этом должность, соответствующую этому рангу, а также при условии, что его общий срок службы в классных чинах был не менее двадцати лет . Как следствие этих новых правил, а также отмены статуса ордена св. Владимира четвертой степени как «пропуска» в первое сословие, возможности лиц низших сословий дослужиться до дворянства на государственной службе резко сократились.

Указ от 28 мая устранил еще один путь получения дворянства. Практически безо всяких споров и при полном единогласии Особое совещание и Государственный совет рекомендовали отменить правило, согласно которому человек, и дед и отец которого отслужили не менее 20 лет на государственной службе в чине, дающем личное дворянство, мог претендовать на потомственное дворянство при вхождении в службу. Николай II согласился, что такие лица должны на общих основаниях доказать свое право на дворянство .[66]

§ 24. ДАРОВАНИЕ ВОЛЬНОСТЕЙ ДВОРЯНСТВУ

§ 24. ДАРОВАНИЕ ВОЛЬНОСТЕЙ ДВОРЯНСТВУ Елизавета Петровна и её окружение. Вступление на престол Елизаветы Петровны российское дворянство встретило с восторгом. С ней связывали надежды на избавление от немецкого засилья, возрождение национальных традиций, гуманное

Отношение к дворянству

Отношение к дворянству Александр III заботился о возрождении оскудевшего в пореформенные годы дворянства. Празднование столетия со дня изданияЕкатериной II Жалованной грамоты дворянству было использовано для подтверждения ведущей роли «благородного сословия» в

§ 24. ДАРОВАНИЕ ВОЛЬНОСТЕЙ ДВОРЯНСТВУ

§ 24. ДАРОВАНИЕ ВОЛЬНОСТЕЙ ДВОРЯНСТВУ Елизавета Петровна и ее окружение. Вступление на престол Елизаветы Петровны российское дворянство встретило с восторгом. С ней связывали надежды на избавление от немецкого засилья, возрождение национальных традиций, гуманное

УДАР ПО РУССКОМУ ДВОРЯНСТВУ

УДАР ПО РУССКОМУ ДВОРЯНСТВУ Но вот в чем очень трудно сомневаться — режим Анны Ивановны (если хотите — «анновщина») действительно наносил удар по русскому дворянству. Началось это уже весной 1730 года, когда в опалу угодили сразу Голицыны и Долгорукие: две русские

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ Жалованная грамота дворянству, если полностью — «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» — подтверждает всё, данное Манифестом 1762 года: свободу от обязательной службы, избавление от подушной

§ 3. Жалованная грамота дворянству 1785 г.

§ 3. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина II огромное внимание уделила сословной политике.Начнем с кодекса прав и привилегий дворянства — так называемой Грамоты на права, вольности и преимущества

Жалованные грамоты дворянству и городам

Жалованные грамоты дворянству и городам Через несколько времени устройство областного управления завершено было двумя жалованными сословными грамотами — дворянству и городам. Обе эти грамоты подписаны были в один день, 21 апреля 1785 г. Вот главные черты того и другого

Глава 6 Уступки дворянству

Глава 6 Уступки дворянству При анализе социальных мероприятий московского правительства важно учесть экономические тенденции, обнаружившиеся во второй половине XVI в. С точки зрения исследования проблем аграрной истории исключительное значение имеют материалы

§ 3. Жалованная грамота дворянству 1785 г

§ 3. Жалованная грамота дворянству 1785 г Помимо реформирования государственного механизма Управления Екатерина II огромное внимание уделила сословной политике.Начнем с кодекса прав и привилегий дворянства — так называемой «Грамоты на права, вольности и преимущества

Дворянство и государственная служба

Дворянство и государственная служба Дворянство традиционно олицетворялось с землевладением, но еще в большей степени — со службой государству, особенно в XVII и XVIII вв., когда сословная организация Российской империи принимала свою окончательную форму. Через столетие

Государственная служба

Государственная служба П.А. Столыпин начал службу еще до завершения университетского курса. Он был причислен к Министерству внутренних дел. В будущем почти вся его карьера, не считая трехлетнего периода, будет связана с этим ведомством. Однако начало его службы, судя по

Государственная служба

Государственная служба Большую часть XVIII и XIX веков дворянство являлось главной опорой империи, единственным социальным слоем, воплощавшим ее дух, ответственным за ее защиту и управление. Дворянство доминировало при дворе и в канцеляриях, в армии, салонах и на балах, в

8. Жалованные грамоты дворянству и городам

8. Жалованные грамоты дворянству и городам Затем — жалованная грамота дворянству и городам (1785 год). Эта грамота сводила в единое сословие российского благородного дворянства и русское, и остзейское, и украинское, и белорусское дворянство. Оно становилось однородным и

Жалувана грамота Катерини II дворянству

Жалувана грамота Катерини II дворянству Дата і місце21 квітня 1785 р., місто Санкт-Петербург.Дійові особиІмператриця Катерина II (1729–1796; імператриця Російської імперії в 1762–1796 рр.).Передумови подіїДворянство в Московському царстві ніколи не мало тих прав і привілеїв, які

Тест по истории Российское общество XVI века 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Как называлась система отношений высшего сословия России, согласно которой служба определялась в зависимости от знатности рода?

1) выслуга
2) местничество
3) карьера
4) принципат

2. Кто из высших чинов занимал самые важные места в си­стеме «государева двора», то есть считался по статусу выше остальных аристократов?

1) дворяне
2) дьяки
3) бояре
4) дети боярские

3. Какую обязанность несли дворяне в системе государствен­ной службы в XV-XVII вв.?

1) получение поместий
2) обучение в школах
3) военная служба
4) выплата налогов

4. В каком году государство установило урочные лета, то есть пятилетний срок розыска беглых крестьян?

1) 1450 г.
2) 1550 г.
3) 1581 г.
4) 1597 г.

5. Как назывались годы, когда крестьянам запрещалось ухо­дить из вотчин и поместий в осенний Юрьев день?

1) заповедные лета
2) запретные лета
3) неуходные годы
4) бессрочное время

6. Как называлась полностью зависимая категория населения XV-XVI вв.?

1) ремесленники
2) холопы
3) дворяне
4) дети боярские

7. Назовите самый населённый город России XV-XVI вв.

1) Новгород
2) Москва
3) Владимир
4) Киев

8. В чём состояла особенность положения «чёрного» населе­ния города?

1) платило налоги и подати
2) было освобождено от налогов
3) было обязано получать профессию
4) было обязано носить чёрные одежды

9. В чём состояла особенность формирования сословий в Западной Европе, в отличие от процесса формирования сосло­вий в России?

1) в Европе сословия не стремились к юридической защите своих прав
2) в Европе сословия были полностью зависимы от государ­ственной власти
3) в Европе сформировалась корпоративная сплочённость сословий, что повлияло на возникновение парламент­ских структур
4) в Европе была развита кастовая система-отношений

10. Установите соответствие между определениями и термина­ми.

А) родословная книга княжеских и боярских родов
Б) самые богатые и влиятельные купцы города
В) денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди
Г) торгово-ремесленное поселение вне городских стен, делилось на слободы и сотни

1) гости
2) посад
3) «Государев родословец»
4) тягло

2 вариант

1. Кто составлял верхушку знати российского общества в на­чале XVII в.?

1) ремесленники
2) крестьяне
3) посадское население
4) удельные и «служилые» князья

2. Какие документы давали право на особые льготы отдель­ным лицам и монастырям во владениях удельных князей?

1) челобитные
2) ярлыки
3) жалованные грамоты
4) доклады и распоряжения

3. По какому принципу строились отношения между людьми знатного сословия, при котором преимущество давало знат­ное происхождение человека перед незнатным?

1) выслуга лет
2) система местничества
3) военные подвиги
4) количество зависимых крестьян

4. В каком году были введены заповедные лета для крестьян, согласно которым им запретили уходить из вотчин и поме­стий?

1) 1551 г.
2) 1565 г.
3) 1581 г.
4) 1604 г.

5. Как назывался срок розыска беглых крестьян, назначае­мый государством?

1) урочные лета
2) розыскные годы
3) високосные годы
4) рекрутские годы

6. Как называлась категория лично свободных крестьян, кото­рые трудились на государство?

1) владельческие
2) крепостные
3) зависимые
4) черносошные

7. Какой город был вторым по величине по количеству населе­ния?

1) Москва
2) Новгород
3) Суздаль
4) Владимир

8. В чём состояла правовая особенность положения «белого» населения города?

1) было освобождено от налогов
2) обязано было носить белую одежду
3) участвовало в руководстве городом
4) платило налоги за остальное население города

9. Особенность сословной системы российского общества XV-XVI вв. заключалась в

1) отсутствии сплочённости сословий
2) формировании парламента из представителей опреде­лённых сословий
3) формировании сословного движения за защиту собствен­ных прав
4) корпоративной сплочённости внутри сословий

10. Установите соответствие между определениями и термина­ми.

А) категория полностью зависимого населения
Б) крупные купцы
В) торгово-ремесленное поселение вне городских стен, делилось на слободы и сотни
Г) денежные и натуральные повинности, которые несли представители зависимого населения

1) гости
2) посад
3) тягло
4) холопы

Дворяне 16 века.

Смотр дворян

Дворяне в первой половине 15 века

Во второй четверти XV века начинается процесс формирования Государева двора (1433 год) и в этот период начинается постепенное размытие понятия дворянин, все чаще дворяне начинают перекликаться с детьми боярскими и с боярами. Да, все они отличались происхождением, положением, но это был уже единый двор. При этом надо понимать, что не все дети боярские входили в него. Многие продолжали служить по своим городам. В Казанском 1469 походе согласно летописному своду участвовал весь двор великого князя. В июне того же года «бои был на Волзе с устюжаны и с великого князя дворяны». Здесь дворяне — это и дети боярские, и бояре, и дворяне.

Дворяне во второй половине 15 века

Немало интересного происходило с дворянами в конце XV века. В этот период начал происходить процесс объединения русского государства Иваном III. В результате этого Тверское , Рязанское княжество, а также Новгородская республика прекратили сове существование. И если присоединение Тверского и Рязанского княжеств произошло достаточно буднично и многие родовитые боярские фамилии обеих княжеств вошли в состав Государева двора, а некоторые стали боярами, то с Новгородской землей все обстояло иначе.

Завоевание Новгорода

В 1471 году новгородцы проиграли решающую битву войскам Ивана III. Результатом этого стала потеряла независимости. Иван III опасаясь возможных бунтов решился на глобальную перемену в Новгороде. По сути уничтожалось посадничество, а руководить стали наместники. Новгородские бояре и другие знатные семьи Новгорода были выселены в несколько этапов в центральные регионы страны. В особенности были затронуты южные и юго-восточные от Москвы уезды. Так потомки бояр Норовых оказались в Коломне. Фефилатьевы (потомки Гюритиничей — Роговичей) и Головнины испомещены на Рязани.

Вместо них в Новгородские земли были переселены младшие или захудалые ветки московских боярских семей. Помимо этого переселялись дворяне и дети боярские из центральных регионах. Но свободной земли было слишком много . В результате этого на освободившееся место пришлось переселять даже послужильцев. Послужильцами называли несвободных боевых холопов у бояр и крупных землевладельцев. Часть из них уже в 16 века влилась в ряды дворян и детей боярских.

Помимо этого на землях Новгорода существовал класс своеземцев. Своеземцы — свободные мелкие собственники земель, зачастую самостоятельно эту землю и обрабатывавшие. Их не затронула массовая высылка знатных новгородских родов. В результате чего часть из них тоже впоследствии влилась в 16-17 веке в состав дворян и детей боярских.

Именно на Новгородской земле впервые была использована поместная система. По ней дворяне получали от государя поместье и оставались его собственниками до тех пор пока продолжали служить. В зависимости от размера поместья его владелец обязан был поставлять в войска ратников. Он должен был снаряжать и одевать их плюс самостоятельно являться на службу. Этим поместья отличалась от вотчины, которая целиком принадлежала служилому дворянину и которой он мог распоряжаться по своему разумению.
Эта система просуществовала до 1714 года,

Дворяне 16 века и тысячная реформа

В XVI веке внуком Ивана III Иваном IV Грозным была организована грандиозная тысячная реформа, испомещавшая лучшую тысячу дворян в Московском уезде. Здесь стоит заметить, что это было лишь дополнительным поместьем к уже имевшемуся у служилого человека. Предпосылками таких действий со стороны Великого князя являлись то, что в Московском уезде оставалось немало старого хозяйства, которое перестало использоваться по назначению и необходимостью держать достаточное количество надежных людей для различных поручений и посылок.

С тысячной реформой связана и окончательное деления дворян и детей боярских — на городовых, дворовых, выборных и также разделение и[ на различные статьи. Подробнее об этом поговорим о статье «Классы дворян».

Таким образом к концу 16 века закончилось формирование Государева двора, связанное с созданием единого централизованного государства. Подавляющее большинство князей лишившихся вотчин и их бояр перешли на государеву службу. Уменьшилась социальная пропасть между князьями-Рюриковичами и обычными служилими людьми. Часть князей вообще обнищали и вылетели из состава государева двора, в первую очередь это касается потомков Белозерских князей: Шелешпанских, Вадбольских, Белосельских.

Больше статей о дворянах можно почитать здесь

Узнать о примерах составления дворянских родословных 15 и 16 века можно на сайте по истории моей семьи

Если вы являетесь потомком дворянских родов или потомком однодворцев и хотите больше узнать о своих предках, об их быте и службе, семейных делах, в каких военных походах они принимали участие, выяснить новые фамилии в вашей родне, а также красиво оформить полученные данные, как в виде схемы, так и виде полноценного сайта, напишите мне и я постараюсь Вам помочь. Перечень всех возможных услуг можно найти по ссылке

Права и обязанности дворянства - это свод законодательно закрепленных норм и правил, определяющих права и обязанности дворянства на разных этапах его исторического развития.

В XVII веке высшее сословие и дворяне имели право владеть холопами, землями, скотом как личной собственностью. Власть дворянства над холопами была безграничной, над людьми допускались любые действия. Права дворянства могли ограничить только представители царской семьи или их собственного сословия. Дворяне и боярские дети относились к низшим слоям аристократов, холопов и земель имели немного, подчинялись боярам.

  • дворянства - отбытие военной службы на благо государства, в том числе занятие государственных постов, осуществление управленческой, дипломатической и военной деятельности (служилые люди - министры, послы в крупных державах, генералы, генерал-губернаторы);
  • дворян и боярских детей - отбытие обязательной службы на благо государства (послы мелких княжеств, офицеры, губернаторы и градоначальники малозначительных провинций).

Права и обязанности дворянства в XVIII веке

Роль дворянства как господствующего сословия усиливается. Происходит внутренняя консолидация дворянского сословия, наблюдается постепенное стирание различий между разными группами служилых, категориями дворянства, владевшими землей на поместном и вотчинном праве (Указ о единонаследии 1714 г.). После Указа все дворяне, владеющие землей, имели земли на основе недвижимой собственности (единого права собственности).

Повышался правовой статус и расширялись привилегии дворянства. Указ 1718 г. резко отделил правовой статус дворян от статуса податных, которые обязаны были платить подушную подать и нести определенные повинности.

Основная привилегия дворянства 18 в. - монопольное право владеть землей, на которой проживали крепостные крестьяне. Появляется новый тип безземельного дворянина. Владение землей означало право вотчинной юстиции в отношении крестьян (Указ 1765 г.). У дворян появилось право владеть крепостными без земли, продавать их без земли, включая разлучение семей.

Готовые работы на аналогичную тему

Привилегией и одновременно обязанностью дворян было право на замещение чиновничьих и офицерских должностей в бюрократическом государственном аппарате и в армии. Дворянскую службу контролировала Герольдмейстерская контора при Сенате.

Дворянство имело такие права и привилегии, как:

  • преимущественное право на образование;
  • право беспрепятственно выезжать за рубеж (и возвращаться обратно);
  • право на торговлю хлебом (включая экспортные продажи);
  • право владеть фабриками, заводами, рудниками.

В 1736 г. срок службы у дворян ограничивался 25 годами. А в 1762 г. Петр III Указом о вольностях дворянских отменил обязательную службу для дворян.

Указ 1782 г. установил для дворян право собственности на землю и ее недра.

В 18 в. правительство провело ряд мероприятий, направленных на подтверждение и расширение дворянских привилегий, усиление контроля за крестьянами: 1775 г. - Учреждение для управления губерний и Губернская реформа; 1785 г. - Жалованная грамота дворянству. Местное управление было практически отдано в руки местного дворянства.

Дворянство имело право выбирать кандидатов из своей среды на множество должностей в уездах: заседателей нижнего земского суда, капитан-исправников, уездных судей, верхнего земского суда, членов совестного суда.

Жалованная грамота 1785 г. закрепляла и предоставляла следующие льготы и привилегии: право собственности на поместья и крепостных; право вотчинной юстиции; право на оптовую продажу всего, что родится в деревне; право покупки недвижимости в городах; право заводить заводы и фабрики; освобождение от обязательной службы, монопольное право на чиновничьи и офицерские должности в госаппарате и вооруженных силах; исключительное право на награждение орденами; освобождение от телесных наказаний, от повинностей, податей, военного постоя в помещичьих усадьбах и др.

Права и обязанности дворянства в XIX веке

Дворяне XIX века представляли собой привилегированное сословие. Дворянин мог принадлежать к духовенству.

В России до 1861 года дворяне главным образом были помещиками, которые владели землями и крестьянами. После отмены крепостничества право владеть людьми было отменено, но большая часть угодий и земель осталась во владении помещиков. Дворяне имели собственное сословное самоуправление, обладали исключительным правом покупать в стране землю, полностью были освобождены от телесных наказаний.

С 1785 года государственная и военная служба стала не обязательна. Но офицеры по-прежнему набирались из числа дворян.

Городское самоуправление осуществлялось исключительно дворянами. Большинство дворян заседало в земствах.

Все дворянство подразделяли на личное и потомственное. Личное дворянство предоставлялось за заслуги перед Отечеством, оно не передавалось по наследству.

Духовенство освобождалось налогов и повинностей, от службы и армии, от телесных наказаний. Внутри духовенства существовало сословное самоуправление.

Духовенство выполняло определенные обязанности – представители духовенства служили в церквях. Некоторые представители духовенства могли свое сословие наследовать, некоторые – приобретали только на время своей жизни. Когда священник снимал с себя сан, он возвращался в сословие, к которому относился до принятия сана.

Права и привилегии дворянства:

  • право владеть населенными землями;
  • освобождение от земских повинностей и налогов;
  • сословное самоуправление;
  • освобождение от обязательной службы;
  • получение образования;
  • поступление на государственную службу.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 12.08.2019

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Политология» , преподавательский стаж — 20 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В России дворянство было исторически настолько слито со службой государству, что этого факта не могли игнорировать даже те из сословников, кто в наибольшей мере попал под обаяние заимствованного на Западе XVIII в. идеала дворянской жизни. А большинство сословников и не намеревались игнорировать эту историческую связь. Для громадного большинства традиционалистов поместье было единственным подобающим местом жизни для настоящего дворянина, но служба государству была все-таки основной причиной существования дворянства и его сословных привилегий. Перед сословниками соответственно стояли две главных задачи: остановить процесс растущего обезземеливания дворянства и восстановить тождественность дворянского статуса службе государству. К решению проблемы они подошли с двух сторон: прямые ограничения для недворян и привилегии для дворян на государственной службе плюс обучение и подготовка дворянской молодежи к службе.

Ни военная, ни гражданская служба никогда не были исключительной территорией дворянства. Тем не менее государство постоянно оказывало дворянам предпочтение при выдвижении на ответственные должности. Вполне определенная форма была задана этой традиции еще Петром Великим, который, стремясь обеспечить казенные потребности в людских ресурсах без привлечения низших сословий, сделал дворянскую службу пожизненной повинностью. Даже постановление Петра, что все служащие в определенных классах Табели о рангах «имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена, лучшему старшему Дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя бы они и низкой породы были…» , не имело целью стимулировать приток простонародья на службу государству. Скорее это была попытка сохранить за службой ее идентификацию с дворянством за счет включения в состав первого сословия любого, кто сумел добиться известных чинов в армии, на флоте или в бюрократическом аппарате. Фактически указом 1724 г. Петр запретил назначать недворян — во всех случаях, кроме совершенно исключительных, — на должности, привязанные даже к низшему чину Табели о рангах .

Не успело государство освободить дворян от принудительной службы, как прибегло к целому ряду мер, рассчитанных и на ограничение доступа к государственной службе выходцам из низших сословий, и на обеспечение дворянству формального преимущества перед простолюдинами, которые осмелились конкурировать с ними. В офицерском корпусе, где выходцы из низших сословий в XVIII в. встречались относительно редко, унтер-офицеры дворянского происхождения, начиная с 1764 г., получили преимущественные права на производство в низший обер-офицерский чин, и минимальный срок ожидания производства в обер-офицеры был для них значительно короче, чем для недворян. В начале XIX в производство недворян в обер-офицерский чин было запрещено в принципе; при Николае I им опять был открыт доступ в офицерский корпус, но, как правило, только после двенадцати лет службы по сравнению с двумя годами для дворян.

Гражданская служба, если не считать дипломатического корпуса, всегда была для дворян менее привлекательна, чем военная. Даже до освобождения дворянства от обязательной службы половина всех чиновников были простого происхождения. До царствования Екатерины Великой служба по гражданской части была открыта для всех, кроме крепостных, но в последней четверти XVIII и в первой четверти XIX в. социальная база, поставлявшая чиновников, постепенно уменьшалась. Начиная с 1827 г. служба в гражданских ведомствах, как правило, была доступна только для потомственных дворян, а также для сыновей личных дворян, офицеров и чиновников, православных служителей, коммерц-советников и купцов первой гильдии, обладателей ученых степеней, художников и канцелярских служащих. Но нужда в обученном персонале перевесила пристрастие государства к привилегированным сословиям, и законом 1827 г. образованию было позволено компенсировать недостаток низкого происхождения. За исключением евреев, любой, не имевший доступа на государственную службу по причине низкого происхождения, теперь получал это право, если у него было высшее, а в некоторых случаях — среднее образование .[82]

Обладатели дипломов университетов или медицинских факультетов, а также окончившие с отличием гимназический курс обучения автоматически зачислялись на службу с присвоением надлежащего чина; все прочие начинали в качестве канцелярских служащих. С начала царствования Николая I канцелярские служащие были разделены согласно социальному происхождению. Потомственные дворяне имели право на повышение в низший чин Табели о рангах после значительно более короткого периода ученичества, чем выходцы из низших сословий, — два года при наличии начального и год при наличии среднего образования. Чиновники дворянского происхождения быстрее продвигались по служебной лестнице, чем простолюдины. Начиная с 1834 г. от представителей низших классов требовалось примерно вдвое дольше прослужить в девятом чине до продвижения в восьмой. Это была именно та ступенька, которая до 1845 г. давала право на звание потомственного дворянина. Однако преобладание дворян на высших и средних этажах чиновничьей иерархии в середине столетия объясняется не столько этими формальными преимуществами, сколько тем фактом, что, «если не считать низших ступеней губернской администрации, дворяне больше были ориентированы на государственную службу и начинали служить с более высоких ступеней, чем недворяне» .

Эпоха Великих реформ покончила практически со всеми правовыми преимуществами, которые были у дворян при поступлении на военную и гражданскую службу и при продвижении от чина к чину. Производство в низший офицерский чин отныне основывалось только на результатах экзаменов. Гражданская служба осталась закрытой для мещанства и крестьян, но с 1861 г. на нее начали принимать евреев, имевших диплом об окончании университета или медицинского факультета. А с 1856 г. правила повышения в чинах стали едиными для всех чиновников, независимо от сословия. Единственные привилегии, сохраненные за потомственными дворянами, были следующие: (1) более быстрое производство из канцелярских служителей в низший чин гражданской службы для дворян, не имевших диплома университета или медицинского факультета либо аттестата об окончании гимназии с отличием; (2) автоматическое повышение при переходе с военной службы на гражданскую и в случае ухода в отставку, если выслуга лет в последнем чине перед уходом в отставку была не менее года; и (3) право на переход с гражданской службы на военную с сохранением чина .[83]

Защитники традиций предлагали целый ряд мер, способных вернуть высшее сословие к исполнению его исторического призвания. Примером крайней позиции могут служить Фадеев и Елишев, которые в 1870-х и 1890-х гг. соответственно настаивали на восстановлении обязательной службы для дворянства. Они утверждали, что только такая радикальная мера способна вырвать контроль над гражданской службой из рук разночинцев — людей, не имеющих корней ни в одном традиционном сословии. Такого рода люди якобы могут получить формальное образование, необходимое для выполнения служебных обязанностей, но им недоступны нравственная высота, самодисциплина, бескорыстная преданность благу государства, которые передаются исключительно по наследству и могут быть воспитаны только в лоне дворянской семьи. Даже среди сословников предложение Фадеева и Елишева широкой поддержки не получило. Более популярна была другая идея — не принуждать дворян к государственной службе, а защитить их на службе от конкуренции низших сословий. В 1890-х гг. Плансон агитировал в пользу восстановления ощутимых служебных привилегий для дворянства. «Московские ведомости» и «Гражданин» пошли еще дальше и призывали к установлению монополии дворянства на государственную службу, которой не было у первого сословия даже в безмятежном XVIII в.

По этому аспекту дворянского вопроса самодержавие и сословники не соглашались. Настоятельную потребность государственной власти в квалифицированных служащих больше не удавалось удовлетворить только за счет первого сословия. К концу XIX в. большинство взрослых дворян мужского пола выбирали карьеру, далекую от службы в государственном аппарате, и изменить эту тенденцию можно было только путем восстановления принудительной службы; но у этой идеи не было сильной поддержки ни в обществе, ни в правительстве. В правительстве Александра III споры шли преимущественно по вопросу, нужно ли сохранять или уменьшать далее еще сохранявшиеся дворянские привилегии по службе . К согласию прийти не удалось, и в первые годы нового царствования вопрос о пересмотре закона о государственной службе был доверен комиссии, которую до самой своей смерти возглавлял бывший секретарь Государственного совета Е. А. Перетц. Чтобы избежать дублирования, этот вопрос был исключен из круга проблем, рассматривавшихся Особым совещанием по делам дворянского сословия. Это не помешало ряду членов этого Совещания, включая Сипягина и Стишинского, открыто заявить об опасностях, подстерегающих общество в случае полного упразднения дворянских привилегий в гражданской службе. Компромиссный проект закона, переданного в 1901 г. Комиссией Перетца в Государственный совет, открывал низшие должности государственной службы для всех получивших среднее образование без различия сословия, но «для должностей высших и вообще влиятельных необходимы люди не только серьезно образованные, но и хорошо воспитанные», т. е. дворяне . Законопроект обсуждали в течение пяти лет, и только революционные потрясения убедили правительство в именном указе в октябре 1906 г. «предоставить всем российским подданным безразлично от их происхождения, за исключением инородцев, одинаковые в отношении государственной службы права, применительно к таковым правам лиц дворянского сословия, с упразднением всех особых преимуществ на занятие по определению от Правительства некоторых должностей в зависимости от сословного происхождения» .

Окончательный триумф правового равенства над сословными привилегиями в гражданской службе завершил процесс, длящийся весь XIX в. и зашедший к концу XIX в. уже очень далеко. Мешать этому процессу государство явно не желало. С другой стороны, офицерский корпус оставался по преимуществу дворянским, и казалось, что доминирование это удастся сохранить. Здесь дворянство занимало более прочные позиции, чем на гражданской службе, и государство в большей степени было склонно оказать ему поддержку. Наилучшим инструментом для этого представлялись учебные заведения, готовившие молодежь к военной службе.

«Оттоновские привилегии»

«Оттоновские привилегии» В борьбе с герцогами Оттон во многом использовал свою позицию в церковной организации. Его политика была прямым следствием итогов каролингской христианизации Германии. Церковные земли рассматривались как королевские лены (вне данного статуса

Привилегии

Привилегии 1 Система привилегий в блокадном Ленинграде ни для кого не являлась тайной. Принципы, на которых она основывалась, новыми не были. Преимуществом пользовались люди, находившиеся у власти и «нужные» специалисты (директора предприятий и учреждений,

Служебные льготы дворянства

Служебные льготы дворянства Так крестьянский вопрос, столь живо возбужденный, сворочен был с социально-политического пути, малодоступного разумению правительственной толпы, на путь фискально-полицейский, который привел к важным переменам в положении не крестьянства, а

Привилегии и светская жизнь

Привилегии и светская жизнь Весталок сближали с мужчинами и некоторые привилегии: они могли составлять завещания и вести свои дела без опекуна; могли свидетельствовать и сами себя защищать перед судом понтификов; при «взятии» они, согласно Титу Ливию, получали

Дела служебные

Дела служебные Выше мы говорили об истории создания тайного сыска, его аппарате и методах деятельности. Пришла пора познакомиться – насколько позволяют документы почти трехвековой давности – с рутинной работой сыскного ведомства. Мы выбрали для этого 1732 год. Именно

Служебные собаки Охранной агентуры

Служебные собаки Охранной агентуры Вряд ли кому теперь известно, что возникновением служебного собаководства наша страна обязана дворцовому коменданту В. А. Дедюлину и начальнику Охранной агентуры А. И. Спиридовичу. Это историческое событие произошло 10 ноября 1907 года,

Привилегии в загробном мире

Привилегии в загробном мире Менгарелли уже в 1927 году выделил в этих усыпальницах два типа похоронных лож, высеченных в туфе, на которые клали тела усопших. Одни представляли собой точное изображение этрусского или греческого ложа (клине) с четырьмя круглыми резными

СОСЛОВИЯ И ПРИВИЛЕГИИ

СОСЛОВИЯ И ПРИВИЛЕГИИ С правовой точки зрения, европейское общество XVIII в. оставалось сословным: юридический статус индивида, гражданские и политические права, которыми он обладал, зависели от его происхождения и принадлежности к тому или иному сословию. Определенные

Частная собственность и привилегии

Частная собственность и привилегии Относительно низкая продуктивность экономики Европы на протяжении XVI и XVII вв. помогала сохранить ее социальную структуру резко расслоенной. Разделения между классами были формализованы до крайностей. Каждый ранг социальной лестницы

«Оттоновские привилегии»

«Оттоновские привилегии» В борьбе с герцогами Оттон во многом использовал свою позицию в церковной организации. Его политика была прямым следствием итогов каролингской христианизации Германии. Церковные земли рассматривались как королевские лены (вне данного статуса

Привилегии дворянства

Привилегии дворянства Правовые привилегии, обретенные российским дворянством во второй половине XVIII в., включали гражданские права, принадлежавшие каждому из членов сословия, и политические права, бывшие достоянием дворянского сословия как корпорации. Гражданские

Глава 9 «Служебные будни»

Глава 9 «Служебные будни» День в казармах начинался с утренней зарей и заканчивался с вечерней. Барабанная дробь, звуки флейты или кавалерийской трубы, ранний подъем, умывание, построение на молитву и завтрак были преддверием к служебным занятиям. Долгий служебный день

1. Привилегии для элиты

1. Привилегии для элиты В то самое время, когда поднялась вторая волна американизма, когда инженеры в газетных статьях не могли скрыть восхищения Соединенными Штатами, партия и правительство решили обратить особое внимание на удовлетворение материальных и культурных

Служебные марки

Служебные марки В 1909 было установлено, что судебные учреждения могут устанавливать связь с тяжущимися сторонами с помощью почты, причем кроме обычной платы за пересылку почтовых отправлений с получателя взыскивалось еще 15 коп. в пользу почтальона с помощью специальной

Служебные марки

Служебные марки В 1909 было установлено, что судебные учреждения могут устанавливать связь с тяжущимися сторонами с помощью почты, причем кроме обычной платы за пересылку почтовых отправлений с получателя взыскивалось еще 15 коп. в пользу почтальона с помощью специальной

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: