Каковы причины существования теневой правовой жизни в государстве

Обновлено: 24.04.2024

Цель работы – изучить пространство права и теневого права.
Объект исследования – «теневое» право как часть правового пространства.
Предмет исследования – сущность «теневого» права как части правового пространства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 Глава 1. Многообразие форм правового пространства…………. 5
1.1. Понятие правового пространства……………………………..5
1.2. Структура правового пространства….……………………….9
1.3. Типология правового пространства…………………………..
Глава 2. Пространство «теневого» права. 20
2.1 Понятие «криминального» права как вида «теневого» права
2.2. Источники формирования «криминального» права
2.3. Свойства «криминального» права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

Еще один причинный комплекс - формирование так называемой теневой юстиции на фоне превращения в фактически недееспособные структур правопорядка и правосудия. В частности, современные российские суды систематически недофинансировались и жестко привязывались к региональным властям, от которых реально зависело их материальное обеспечение (зарплата, жилье, иные социальные блага). Своеобразным проводником "теневого права" в России оказался и суд присяжных. Распространились такие проявления теневой юстиции, как коррумпированность присяжных заседателей, вынесение ими вердикта под давлением заинтересованной, часто криминализированной, стороны, широкое использование "правовой демагогии полуправды".

Пространство теневого права направлено на регламентацию всех этапов противоправной деятельности, образуя теневой правопорядок, охраняемый специальными морально-психическими, материальными и физическими санкциями. Это система обязательно-притязательных норм, вырабатываемых и беспрекословно исполняемых в различных сообществах (воровских, разбойничьих, пиратских шайках и пр.) и направленных на определение организации (структуры) сообщества, "распределение" между его членами обязанностей и функций, наделение их правами, в том числе имущественными, и т.д. к проявлениям теневого преступного права относятся коррупция, организованная преступность, теневая экономическая деятельность, терроризм, политический экстремизм.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой теневого права, отмечает его влияние на современное законотворчество и правореализационную практику, на создание, толкование, применение, изменение, деформацию, подавление или разрушение официального (легального) права.

Поле фактических прав-привилегий взаимодействует с юридическими правами человека, по меньшей мере, в трех направлениях:

1) фактические права могут блокировать действие юридических прав;

2) фактические права способствуют разложению и подрыву авторитета юридических прав;

3) система юридических прав человека индифферентна к фактическим правам-привилегиям руководителей, но часто в прямой и опосредованной форме обеспечивает применение последних, их господство.

Можно выделить три формы влияния теневого права на официальное: негативное, позитивное и прогрессивное.

Негативное влияние теневого права проявляется в разрушении принципов и иных норм официального права, его структуры и системы. в частности, к социально вредным последствиям распространения теневого права относится ослабление охранительной функции современного государства и принявшее массовый характер незаконное применение средств гражданской самозащиты (например, акции гражданского неповиновения, забастовки, самовольные захваты земельных участков и помещений, письма-протесты и пр.).

Позитивное влияние теневого права заключается в том, что оно нередко поддерживает систему официального права, способствует эффективной реализации его нормативных предписаний. Обнаружение симптомов и признаков распространения теневого права позволяет высветить соответствующую деформацию правовой системы или ее отдельных элементов, правовой пробел (лакуну, вакуум), юридическую (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную) ошибку или ранее неизвестную коллизию, отсутствие необходимого компетентного органа и т.д. иногда теневое право подталкивает граждан к проявлению своей гражданской позиции, положительной правовой активности и даже к повышению уровня собственной правовой образованности и правового воспитания с целью противодействовать агрессивной неправовой регуляции и связанному с ней произволу.

Прогрессивное влияние теневого права - создание новых, более совершенных норм и институтов, впоследствии воспринимаемых менее динамичным официальным правом.

Так, в отношении уже упоминавшихся средств гражданской самозащиты следует признать не только их негативный оттенок, но и некоторое прогрессивное влияние на развитие общетеоретических представлений о сущности субъективного права, о концепции злоупотребления правом, теории юридических фактов и теории правопорядка. Как отмечает В.М.Баранов, гражданская самозащита, изначально имевшая тесную связь с теневым правом, постепенно может превратиться в новый комплексный институт российского права. Официальное (легальное) право при этом может осуждать, признавать, терпеть, не замечать теневое право.

Для более успешного диагностирования феномена теневого права, преодоления его негативного влияния необходимо (помимо установления наиболее типичных его проявлений в различных сферах общественных отношений) разработать оптимальный набор индикаторов и способов преодоления "теневизации" права.

Одним из аспектов данной проблемы является поиск способов, которые смогли бы стимулировать какую-либо самобытную, но юридически значимую деятельность "выйти из тени на свет". Необходимо использовать законные способы легализации находящихся "в тени" субъектов и юридические средства перевода их деятельности из теневого сегмента правовой жизни в легальный, официальный. в то же время, несмотря на осознание официальной властью наличия в стране параллельной ей теневой властной системы "экономика- политика- право," никаких конкретных действий по ее нейтрализации не проводится.

В комплекс мер по преодолению "теневизации" официального правопорядка должны войти дальнейшая административная, правовая, судебная реформы, создание действенных препятствий коррумпированию чиновничества и распространению коррупциогенного нормотворчества, установление нормальных, цивилизованных отношений властных структур и бизнеса. кроме того, должна происходить адекватная корректировка официального права в направлении его корреляции с позитивными элементами теневого права, с положительным неофициальным правом общества. Стоит попытаться с помощью диагностирования и выборочного мониторинга практики действия теневого права выявить его позитивные аспекты и своевременно трансформировать их в соответствующие структуры права официального.

Проявления неформальных правовых институтов весьма многообразны. Их можно классифицировать для удобства анализа следующим образом:

а) возникновение своеобразных, подчас сугубо субъективных образов права, контрастных его официальной доктрине и системе. Это выражается в ошибочных взглядах на содержание статусов тех или иных субъектов права, их компетенции, иных, нередко противоположных, оценках содержания законов, в негативном отношении к исполнению правовых актов;

б) подмена целей правовых решений и действий при соблюдении их внешней, формальной оболочки для выражения сугубо частных или групповых интересов вопреки юридико- публичному интересу;

в) юридические рокировки, когда вместо правовых актов, которые надлежит принять в соответствии с установленной процедурой, оформляются для решения юридических вопросов неправовые документы - протоколы, расписки, произвольные виды соглашений (например, вместо трудовых контрактов). Очень распространены замены устными договоренностями и даже сговорами принятия официальных правовых решений и совершения легальных действий;

г) "выпадение" или ослабление элементов официальных формальных действий и создание зоны для теневых решений и действий. Подобные явления наблюдаются при отступлении от принципов гласности в работе государственных и муниципальных органов, при сужении объема публичной информации и возможностей "доступа" к праву;

д) противоправное использование неправовых, асоциальных норм групповой морали, обычаев и т.п. Оно открывает путь к коррупции, злоупотреблению правом (в разных значениях), к должностному бездействию, к незаконным действиям, к нарушениям законности, в том числе неумышленному принятию ошибочных норм. Учитывая основательную разработку проблем правонарушений в научной литературе, обратим особое внимание в этом контексте на выработанные способы преодоления коррупциогенности законодательства, которыми целесообразно пользоваться.

Особо выделим нарастающее воздействие в условиях глобализации международно-правовых актов, которое надо учитывать. Неформальное влияние иностранных концепций и правовых решений, международно-корпоративных сделок и договоренностей, документов неправительственных организаций может быть позитивным и негативным. Не случайно иностранные ученые делают вывод об увеличении разрывов между национально-государственными сферами действия и экономическими императивами вне их. Саморегулирование приводит к "государству частного права" . Да и в сфере международно-правового регулирования возникают "теневые регуляторы" в виде неправительственных структур, соглашений транснациональных корпораций, наконец, средств давления сильной державы.

Если обратиться к проявлениям неформальных институтов в государственном управлении и в социально-экономической деятельности, то можно увидеть следующую картину. Здесь такие институты выступают своеобразными конкурентами государственных и муниципальных органов, официально установленных процедур, институтов прямой демократии, причем конкуренция имеет широкий спектр.

Динамика поведения граждан, социальных групп и слоев под влиянием деятельности органов (организаций), законов и иных правовых актов выражается в устойчивых или изменяющихся "образах" права и представлениях о публичных институтах, о правах и обязанностях граждан и юридических лиц, в изменениях правомерного поведения и его видов (активное, пассивное, конформистское, безразличное), в использовании способов самореализации прав и законных интересов, в обращениях в органы публичной власти - по содержанию, адресатам, действиям "сторон" и их взаимоотношениям.

Особо отметим самоорганизацию граждан в виде легальных объединений, которые не всегда активно втягиваются в русло официальной государственной деятельности. Общественные инициативы нередко оформляются в структурных формах либо проявляются в виде движений. Надо учитывать возрастание удельного веса корпоративного саморегулирования, когда юридические лица и граждане объединяются в промышленные и иные ассоциации, саморегулируемые организации и действуют на основе уставов, корпоративных кодексов и кодексов "по профессиям", социальных и иных хартий. Добровольность их принятия служит выражением "самообязательств" участников, и опыт таких объединений, например "Опоры", заслуживает серьезного анализа и обобщения. Тут есть некая параллельность деятельности.

Развивается институт соучастия в деятельности официальных институтов, когда граждане и их группы, общественные объединения, хозяйственные союзы и отраслевые ассоциации предприятий, банков и т.п. включаются в договорные отношения с ними. Таковы, например, социальные соглашения между губернаторами, мэрами, с одной стороны, и экономическими субъектами, корпорациями - с другой, о сотрудничестве в решении вопросов социальной инфраструктуры, занятости и т.п. Таковы формы государственно-частного партнерства в реализации крупных инновационных и производственных проектов.

Наблюдается нередко замена официальных процедур принятия решений "полускрытыми" или тайными процедурами либо ограничение первых путем деформации выборов, конкурсов и т.п.

Контрастным выглядит противостояние публичной власти и ее институтов в виде партийных оппозиций, лоббизма, оппозиции неких социальных сил или групп, использующих исключительно или преимущественно легальные способы деятельности.

Нельзя не видеть противоборство неформальных институтов с официальными институтами, переходящее в скрытые формы борьбы или открытые публичные конфликты. Завершением служит либо ликвидация, либо преобразование институтов.

Охарактеризованная выше динамика неформальных институтов вызывает реакцию общества и государства, совпадающую или не совпадающую. Кратко отметим позитивные реакции: а) допущение деятельности неформальных институтов; б) признание их деятельности как публично-полезной; в) поддержка тех институтов и тех действий, которые отвечают официальному курсу власти и ее программам; г) "перевод" неформальных институтов в статус официальных институтов путем изменений в системе государственных органов, их структуре, компетенции и способах взаимодействия с общественными институтами, движениями и т.п., признания их статуса в законе и иных правовых актах; д) допущение деятельности альтернативных институтов в их прежних неправовых формах. В настоящее время получает признание курс на "выращивание" институтов, когда привычное безразличие или осуждение заменяются бережным отношением к проявлению гражданских инициатив и новых форм самоорганизации и самоуправления.

Негативное реагирование общества и государства на существование и деятельность неформальных институтов может выражаться в разных формах. Имеются в виду критика их программ, лидеров и деятельности, отторжение от официального курса путем осуждения, ограничений и т.п., применение санкций в случаях нарушений законности, наконец, роспуск и ликвидация таких структур. Во всех случаях, как свидетельствует история и современный социальный опыт, неизбежны волевые решения властей в их интересах.

Следует систематически и объективно анализировать проявления жизнедеятельности неформальных институтов, иначе правовая сфера потеряет всякие очертания и утратит присущую ей регулятивность. В то же время в ее пределах и за ее пределами существуют и развиваются явления и процессы, которые постепенно приобретают положительный правовой смысл и несут в себе зародыш будущей правовой регулятивности. Потеря их из виду явилась бы расточительством социальной энергии, обеднением потенциала общества. В позитивных и негативных притязаниях на правовой порядок, существующий или новый, заложены важные импульсы, которые общество не может оставить без внимания.

Правовая жизнь общества— это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

Правовая жизнь — совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей. Правовая жизнь характеризует рассматриваемые в единстве предметные формы бытия человека и общества, их отношение к праву, использованию правовых средств для осуществления индивидами и их объединениями своих интересов и потребностей. Правовая жизнь обусловлена феноменом действующего права и в этом смысле представляет собой мир упорядоченных (предусмотренных) нормами права реалий (действий, поступков, отношений). Правовая жизнь как явление «богаче», насыщеннее права.

Можно выделить следующие признаки правовой жизни.

1. Она выступает составной частью и особой разновидностью общественной жизни, ибо право — социальный институт, адаптированный к особенностям жизни конкретного народа. Если общественная жизнь представляет собой постоянный процесс производства и воспроизводства социальных отношений между людьми, который включает в себя все их многообразие, то правовая жизнь включает в себя совокупность юридических факторов, ведущих к юридическим последствиям. Правовые акты и правоотношения образуют специфическую ткань юридической стороны жизни общества, являются одной из важнейших разновидностей социальных актов и связей.

2. Правовая жизнь связана с юридическими правилами поведения (предписаниями) и с соответствующими юридическими последствиями.

3. Правовая жизнь в своей основе имеет объективно выраженное право по отношению к обществу, базируется на «объективном значении права» (И.А. Ильин) для социальной жизнедеятельности.

4. Она есть одно из условий существования государственно–организованного общества, так как призвана определенным образом оформлять личную, государственную и общественную жизнь.

5. Правовая жизнь — часть духовной практики народа, наиболее ярко показывающая особенности той или иной нации, ее специфику, менталитет.

6. Правовая жизнь тесно взаимосвязана с экономической и политической жизнью. Первая в большей мере выступает по отношению к последним в виде своеобразной формы. Вместе с тем она может, как известно, оказывать на экономику и политику и обратное воздействие стимулирующего либо сдерживающего плана. Учитывая, что экономические и политические факторы в этом смысле соотносятся с юридическими соответственно как содержание и форма, изучать правовую жизнь в чистом виде, как это предлагал в свое время Г. Кельзен, было бы недостаточно.

7. Правовая жизнь характеризует специфику и уровень правового развития данной страны, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. «Подобно тому, как говорят о политической и культурной жизни общества, можно и нужно говорить о правовой жизни, которая не менее интенсивна и богата, а в определенном смысле даже более разнообразна и насыщена, чем в указанных выше областях, поскольку именно в данной сфере постоянно возникают и разрешаются всевозможные социальные коллизии, происходят острые столкновения добра со злом, человеческих судеб с законом» (Н.И. Матузов).

8. Правовая жизнь именно совокупность всех форм юридического бытия общества, а не система, ибо она включает в себя и неупорядоченные процессы, (не господствующую правовую идеологию, правонарушения и т.д.), и определенные случайные факторы и т.п. Данное понятие позволяет охватить все нюансы и проявления права, его структуру и динамику, ставшее и становящееся. Исследуя природу правовой жизни общества, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципом «философии жизни», который позволяет понять повседневную жизнь как органическую, динамическую систему, способную к самоорганизации, продуцированию норм рационального поведения, социальной деятельности.

9. Правовая жизнь есть как сфера осуществления энергии права, его потенциала, творческой роли, так и совокупность многообразных форм правовой и противоправной активности участников правоотношений. В праве ведь субъекты живут в различном качестве: истцов и ответчиков, адвокатов и прокуроров, судей и экспертов, наследодателей и наследников, потерпевших и подсудимых, следователей и подозреваемых, свидетелей и обвиняемых, депутатов и избирателей, законопослушных граждан и рецидивистов.

10. Правовая жизнь содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие. Если к первым следует отнести само право (отражающее права человека, идеи справедливости, гуманизма, свободы и т.п.); правовую систему в целом; механизм правового регулирования; законные правовые акты (правомерные действия, их результаты, юридические документы); юридические поступки (как разновидность правомерного действия–юридического факта) и события как юридический факт; правовые режимы и составляющие их первичные юридические средства (льготы, поощрения, дозволения, запреты, наказания, обязанности и т.п.); правоотношения и юридическая практика; правосознание и правовая культура; законность и правопорядок; юридическая наука и образование (и их структуры) и т.д.; то ко вторым—в основном негативные, противоправные явления (преступления и иные правонарушения; их субъекты и криминальные структуры; коррупция, злоупотребления, деформации правосознания, выражающиеся, в частности, в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные, препятствующие положительной юридической деятельности, факторы).

Как ни странно, до сих пор не существовало категории, которая охватывала бы всю сферу бытия права со всеми позитивными и негативными его проявлениями. И те, и другие различаются по природе и направленности, как, например, правомерное и противоправное поведение. Однако по своему характеру — они правовые и выступают составными частями юридической среды, являются сегментами правового поля. «Основное различие в рамках правового поведения — это различие между поведением правомерным и неправомерным, противоправным» (В.Н. Кудрявцев)

На наш взгляд, в вышеприведенном положении противоправное поведение обосновано названо правовым (но не правомерным), как, собственно, обосновано называют правовыми и незаконные акты. Ведь здесь речь идет не о правомерности либо неправомерности, а об отнесении данных феноменов к юридическим явлениям, не о праве как таковом, а о юридическом бытие, о специфической форме жизнедеятельности, которые неизбежно включают в себя и теневой сектор.

Подобно экономической жизни, которая состоит не только из положительных начал, но и из отрицательных (криминальная, «теневая» экономика), и правовая жизнь точно так же включает в себя разные полюсы жизненных процессов, различную, зачастую прямо противоположную, юридическую реальность.

Думается, любая жизнь, независимо от ее формы не может содержать только конструктивные, положительные начала, ибо она включает в себя все возможные проявления, реальное существование различных тенденций, видов поведения, со всеми их достоинствами и недостатками.

В этой связи понятие «правовая жизнь» позволяет весьма объемно взглянуть на правовую действительность как позитивного, так и негативного плана. Такой взгляд необходим, ибо придает правовым реалиям определенную целостность. Ведь важно видеть в правовой жизни не только плюсы, но и минусы. Именно с последними право и вся правовая система призваны бороться. Данная категория дает возможность смотреть на существующий юридический быт не через «розовые очки», а, наоборот, со всеми его достижениями и потерями, успехами и неудачами, свершениями и ошибками, сильными и слабыми сторонами.

Отсюда далеко не случайно в развитии правовой жизни просматриваются два прямо противоположных направления: одно связано с организацией социальных связей, другое — с их дезорганизацией. В правовой жизни есть и гармония между ее элементами, но есть и определенный разлад, рассогласованность, нарушение известного равновесия.

В силу того обстоятельства, что теневой сегмент правовой жизни занимает сейчас весьма заметное место в современном российском обществе, именно данный огромный пласт юридической действительности и требует к себе особого внимания. Ведь на самом деле немалая часть российской правовой жизни осуществляется пока в «тени», в негативном сегменте юридического бытия. Речь идет и об обвальном росте преступности, и о «теневой» экономике, и о «теневых» избирательных технологиях («черном пиаре»), и о «теневом» правотворчестве (всевозможных лоббистских тенденциях), и о «теневой» юстиции (когда правовые споры разрешаются с помощью преступных группировок), и о «теневом» исполнении наказании (например, заказных убийствах) и т.д. Это во многом результат «реформ», когда государство вывели из равновесия деструктивные силы «демократической» политической элиты.

На течение правовой жизни влияет множество различных факторов: финансово–экономические, материально–организационные, партийно–политические, нравственно–религиозные, национально–исторические, культурно–идеологические, социально–классовые, технико–информационные, духовно–научные, природно–географические и т.п.

Так, климатические и географические условия существования конкретной страны, бесспорно, откладывают свой отпечаток на характер правовых обычаев, природу правовых актов. Вряд ли кто будет отрицать и тот факт, что имеющиеся финансово–экономические и материально–организационные ресурсы могут выступить в роли важнейших гарантий юридических предписаний и механизмов. Компьютеризация и иные средства технико–информационного процесса содействуют, в частности, созданию информационно–правовых систем, позволяющих более оперативно и эффективно пользоваться юридическими возможностями. В зависимости от социальной структуры общества, степени напряженности в классовых, национальных и религиозных отношениях, характер и содержание правовой жизни могут в значительной мере различаться между собой. Ясно, что в подлинно демократическом государстве, где народ может реально повлиять на власть, где человеку предоставлены необходимые юридические рычаги, в правовой жизни больше солидарности и законности.

Для того, чтобы активно и результативно участвовать в правовой жизни, необходимы соответствующие знания, умения и навыки, компетентность и профессионализм субъектов юридической деятельности, ибо юридическая сфера — целый мир со своим языком, системой понятий, традициями, историей, культурой.

Поэтому правовая жизнь зависит и от степени знания обществом законов и подзаконных актов, и от уровня развития его правосознания, и от социально правовой активности конкретных лиц.

Участие людей в правовой жизни многообразно по формам вовлеченности (индивидуальная и коллективная), эпизодичности, уровню выражения интересов в правовых актах. Письма и обращения российских граждан в средства массовой информации подчас содержат сугубо иждивенческие настроения по поводу построения у нас правового государства, как будто его кто–то построит без самих этих граждан.

Между тем только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека как высшей ценности над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно поддерживать соответствующую физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, точно так же и общество, и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически поддерживать, отвоевывать у бесправия.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, который отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

Сама правовая жизнь не однородна. Ее можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирования она подразделяется на конституционно–правовую, гражданско–правовую, административно–правовую и т.п.; в зависимости от характера — на материально– и процессуально–правовую; в зависимости от субъектов — на правовую жизнь общества в целом, государства и его структур, классов и социальных групп, отдельных личностей; в зависимости от органов государства, активно участвующих в ней — на судебную, прокурорскую, следственную, нотариальную и т.д.; в зависимости от сферы проявления — на внутригосударственную и международно–правовую; в зависимости от степени соответствия нормам права — на правомерную и противоправную.

Теневое право – это антипод государственной официальной системы нормативного правового регулирования. Теневое право входит в правовую жизнь общества, активно противостоит ей, разрушает нормальное функционирование общества в силу своей антисоциальной природы.

Теневое право является необъявленным, неофициальным, выступает авторитетным руководством для определенных групп и слоев общества. Государство исключительной монополией на право не обладает.

Признаки теневого права:

  • содержит криминальные структуры;
  • обладает юридическим плюрализмом;
  • специфическая форма неправа;
  • присутствуют деформации правосознания, злоупотребления, коррупция;
  • наблюдаются ошибки в праве;
  • разновидность неофициального негативного права и др.

Теневое право является негативным проявлением юридического плюрализма. Неофициальное право находится в состоянии постоянной борьбы и противодействия с официальным правом. Теневое право содержит свод обязательных, асоциальных предписаний, отношений, символов, жаргона, жестов, ритуалов, посредством которых регламентируются этапы противоправной деятельности, формируется теневой правопорядок, который охраняется специальными физическими, материальными, морально-психическими санкциями.

Теневое право – это своеобразный свод директивных установлений, предписаний, обязательных к исполнению, регламентирующих этапы противоправной деятельности. По своей форме такое право является конгломератом устных суждений, символических жестов, знаков, ритуалов, письменных «воровских» установок, конкретных демонстративных поступков людей.

Правила теневого права обладают специфичной «санкционной защитой». В преступных сообществах за преступления и любые нарушения порядка могут применять такие санкции, как:

  • моральные, или психологические (замечание, обсуждение на «сходке», пощечина);
  • физические (избиение, насилие разного характера, убийство);
  • материальные (конфискация личного имущества, пеня, штрафы).

Готовые работы на аналогичную тему

Теневое право несет значительную социальную опасность. Упрочение криминальных традиций, традиционных «воровских понятий» является значимым внутренним фактором, который определяет рост преступности, развития криминальной обстановки в стране в целом (наряду с профессионализацией преступников, рецидивами). Теневое право является основой воспроизводства преступной сферы.

Теневое право как негативная форма права

Теневое (негативное) право обуславливает декларативность нормативно-правовых предписаний (принципов права, норм и др.), обусловленных искаженным отражением в них действительной реальности, необеспеченностью определенными ресурсами (финансовыми, информационными, юридическими, организационными и т.д.), включая меры государственного принуждения.

Негативное право характеризуется бессистемностью и хаотичностью издаваемых нормативно-правовых актов, их противоречивость и пробельность, несовершенство формы и содержания. В нормативных правовых актах наблюдается неадекватность отражения в социальных и экономических, публичных и частных, коллективных и личных, государственных и других интересов (так, несовершенство законодательства, которое регулирует налогообложение и предпринимательскую деятельность, серьезно «тормозят» вложение в разные сферы жизнедеятельности инвестиций).

Для негативного права характерны:

  • реальное «верховенство» «ведомственного права», которое выхолащивает ценность (собственную и инструментальную), сущность конституционного и иного законодательства;
  • наличие значительного объема устаревших, но все еще действующих нормативно-правовых актов;
  • противоречивость однотипных общественных отношений в правовом регулировании нормами международного (регионального и общего) и национального, или внутригосударственного права;
  • наличие нормативно-правовых актов и предписаний, нарушающих идеи состояния свободы и справедливости, гуманизма, ответственности и равенства, общественной и личной безопасности.

Существуют и другие качества и черты теневого права, которые позволяют более глубоко и обстоятельно исследовать его дисфункции и природу, роль и место среди иных юридических аномалий.

«Не-право» - это хаотичная совокупность нормативно-правовых общеобязательных предписаний, выраженную внешне в правовых актах, договорах, формально – юридических источниках. Оно слабо обеспеченно мерами государственного, информационного, финансового, организационного и другого воздействия, изменяющую состояния и идеи ответственности и свободы, равенства и справедливости, безопасности (общественного порядка) и гуманизма, негативно отражающуюся на качестве и эффективности правового регулирования поступков и поведения людей, их организаций и коллективов.

«Негативное право» появляется по ряду причин:

  • внешних и внутренних;
  • субъективных и объективных;
  • индивидуальных и надындивидуальных;
  • организационных и др.

В правотворческой тактике, технике, стратегии, в целом в юридической технологии существуют серьезные изъяны, которые ведут к безграмотному отображению в нормативных актах и иных формально-юридических источниках, существующих реальных общественных отношений. Как правило, создателями «не – права» являются носители юридической антикультуры.

Понятие криминального права

Криминальное право – это отдельная, самостоятельная область права, имеющая ряд общих и специфических признаков. Это системам юридических норм, установленных в обществе. Нормы - обобщенные правила, охватывающие широкий спектр индивидуальных случаев и жизненных ситуаций.

Нормы криминального права являются общеобязательными, то есть обладают общеобязательной нормативностью. Большей частью они выступают в качестве норм-запрета, то есть запрещают отдельные поступки. Нормы устанавливаются органами законодательной власти, закрепляются в соответствующих законах.

Криминальное право обладает формальной определенностью, точно фиксирует в предельно формализованном виде в законах признаки преступлений и соответствующих наказаний. Оно имеет свой метод и предмет правового регулирования.

Правовая жизнь общества — это особая форма общественной жизни, которая преимущественно выражается в правоотношениях и правовых актах, характеризует уровень и специфику правового развития общества, степень удовлетворения интересов субъектов, их отношение к праву.

Правовая жизнь представляет собой совокупность многообразных форм, видов деятельности людей, их групп и коллективов в области функционирования права, направленных на обеспечение средств и условий существования, реализации публичных и частных, групповых и индивидуальных интересов, утверждения ценностей, им соответствующих.

Правовая жизнь характеризует объединенные предметные формы бытия общества и человека, их отношение к праву, применение правовых средств для реализации потребностей и интересов индивидов и их объединений. Понятие правовой жизни намного шире и насыщеннее права.

Основные признаки правовой жизни:

  1. Выступает особой разновидностью и составной частью общественной жизни, включает в себя комплекс юридических факторов, предусматривающих определенные юридические последствия. Правоотношения и правовые акты образуют специфическую сферу юридической стороны жизни общества, выступают важнейшей разновидностью социальных связей и актов.
  2. Связана с юридическими предписаниями (правилами поведения) и с соответствующими юридическими последствиями.
  3. Основана на объективном значении права для социальной жизнедеятельности, в своей основе обладает выраженным правом по отношению к обществу.
  4. Является условием существования государственно–организованного общества, призвана определенным образом формировать общественную, государственную и личную жизнь.
  5. Выступает частью духовного наследия народа, определяет особенности нации, ее менталитет и специфику.
  6. Тесно взаимосвязана с политической и экономической жизнью, оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие.
  7. Характеризует уровень и специфику правового развития страны, степень удовлетворения интересов субъектов, отношение их к праву.
  8. Представляет собой совокупность всех форм юридического бытия общества, позволяет охватить все проявления и нюансы права, его динамику и структуру.
  9. Является сферой осуществления энергии права, его творческой роли, потенциала, совокупность многообразных форм противоправной и правовой активности участников правоотношений.
  10. Содержит совокупность всех юридических явлений, включающая позитивные и негативные составляющие.

Готовые работы на аналогичную тему

К позитивным составляющим правовой жизни относятся: право; в целом правовая система; законные правовые акты (юридические документы, правомерные действия и их результаты); юридические поступки и события; механизм правового регулирования; правовые режимы, их юридические средства (поощрения, льготы, дозволения, наказания, запреты, обязанности и т.п.); юридическая практика и первичные правоотношения; правовая культура и правосознание; законность и правопорядок; юридическое образование и наука; структуры юридического образования и науки.

К негативным составляющим правовой жизни относятся противоправные и негативные явления (преступления и другие правонарушения; криминальные структуры и субъекты правонарушений, злоупотребления, коррупция, деформации правосознания, которые выражаются в правовом идеализме, нигилизме, популизме; ошибки в праве и другие факторы, препятствующие юридической деятельности).

Виды правовой жизни

Позитивные и негативные проявления правовой жизни различаются по направленности и природе. Правовая жизнь включает разные полюсы жизненных процессов, многообразную юридическую реальность. Правовая жизнь позволяет взглянуть на правовую действительность.

В правой жизни общества можно выделить два направления развития: связанное с организацией социальных связей и с дезорганизацией таких связей. В правовой жизни просматривается, как гармония между ее отдельными элементами, так и некоторая рассогласованность, разлад, нарушение равновесия.

Теневой сегмент в правовой жизни играет значительную роль в современном обществе. Большая доля правовой жизни в России происходит пока в негативном сегменте юридического бытия (значительный рост преступности, «теневая» экономика, «теневые» избирательные технологии, «теневое» правотворчество (различные лоббистские тенденции), «теневая» юстиция, «теневое» исполнение наказания и т.д.

На правовую жизнь общества оказывают влияние разные факторы:

  • материально–организационные;
  • финансово–экономические;
  • партийно–политические;
  • национально–исторические;
  • нравственно–религиозные;
  • социально–классовые;
  • культурно–идеологические;
  • духовно–научные;
  • технико-информационные;
  • природно–географические и т.д.

На природу правовых актов, характер правовых обычаев влияют географические и климатические условия существования определенной страны. Существующие материально–организационные и финансово–экономические ресурсы выступают в роли гарантий юридических механизмов и предписаний.

Различные средства технико–информационного процесса и повсеместная компьютеризация содействуют созданию информационно–правовых систем, которые позволяют более эффективно и оперативно использовать юридические возможности. Содержание и характер правовой жизни могут значительно различаться между собой в зависимости от уровня напряженности в национальных, классовых и религиозных отношениях, от социальной структуры общества.

Для того, чтобы эффективно и активно участвовать в правовой жизни, важно наличие соответствующих знаний, умений, навыков, профессионализма и компетентности субъектов юридической деятельности, так как юридическая сфера представляет собой весь мир со своей системой понятий, языком, историей, традициями, культурой.

Правовая жизнь во многом зависит от степени знания населением законов, подзаконных актов, от уровня развития правосознания, от социально правовой активности отдельных лиц.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 15.03.2020

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Предлагаем вниманию читателей статью профессора кафедры уголовного права ДВФУ, вице-президента Российской криминологической ассоциации, доктора юридических наук Виталия Анатольевича Номоконова. Тезисы этой статьи прозвучали на Общероссийской научно-практической конференция «Криминальные реалии, реагирование на них и закон».

Сегодня мы наблюдаем известный парадокс: официальные данные статистики преступности показывают устойчивое снижение её уровня в стране в течение ряда последних лет. И это происходит в то время, когда явно обострилась международная напряжённость, продолжаются локальные и региональные военные конфликты и террористические атаки. Когда внутри государства чудовищно выросла социальная поляризация на узкий слой безмерно богатых и подавляющее большинство бедного и нищего населения. Когда российская экономика переживает далеко не самые лучшие свои времена. Когда коррупция продолжает разъедать политическую систему страны. Когда в обществе нарастают экстремистские проявления. Даже учитывая известный эффект «запаздывания» преступности «в ответ» на социальные вызовы и проблемы, самое адекватное объяснение состоит в том, что в нынешнем нашем обществе происходит тотальный «уход в тень» многих социальных явлений, включая преступность. Официальная статистика всё меньше отражает криминальные реалии, а преступность не только виртуализируется за счёт применения высоких технологий, но и в целом становится всё более латентной.

Весьма значительную, если не определяющую, роль в «теневизации» (латентизации) как преступности, так и многих других социальных явлений, на мой взгляд, играет некая скрытая теневая сила, выросшая в недрах самого государства. Причём, эта тайная сила не является легальной альтернативой действующей власти по типу «теневого кабинета» Великобритании. Это – «теневое государство», которое, безусловно, является негативным криминогенным фактором. Проблема криминогенного потенциала теневого государства, если не учитывать различные конспирологические подходы, в настоящее время недостаточно исследована, в отличие от феномена теневой экономики или даже «теневого права». Все названные явления объединяет их неофициальный статус: это – то, что не находит отражения в государственной статистической и прочей отчётности, это – то, чего официально нет на самом деле. Проблема влияния теневой стороны политической власти в целом на общество сегодня заметно актуализировалась. К сожалению, даже в известных работах, выполненных в рамках криминологического исследования политической сферы общества (политической криминологии), теневое государство остаётся пока за пределами внимания авторов. Больше повезло производному от теневого государства – теневому праву.

В своё время идею исследования «теневого права» первым предложил известный теоретик права В.М. Баранов. Эта идея получила, в целом, одобрение научного сообщества, но с одним общим замечанием — не стоило этот теневой регулятор называть правом в силу его антигосударственного характера. Однако ведь дело не в названии, а в сути теневой регламентации, специфике ее форм, особой опасности и способности к расширенному воспроизводству. Теневое право — антипод официальной (государственной) системы нормативного и индивидуального правового регулирования. Другими словами, это и есть пресловутые «понятия», которыми руководствуются представители криминалитета в своей повседневной деятельности. Данная идея, несмотря на дискуссионность, тем не менее, нашла последователей, в том числе в лице известного политолога В. Пастухова, который развил её, составив гипотетический проект т.н. «понятийной Конституции».

Экспертами отмечается, что теневые институты из экономики «пустили корни» в политической и правовой системе. Более того, сегодня они выполняют системообразующую роль по «склейке» экономики с политикой и правом. Чиновники используют свои рабочие места, власть и информацию, которой они располагают, как один из ресурсов для осуществления своего частного предпринимательства. Официальное позитивное право в значительной мере превратилось в декоративное. Теперь оно нередко используется лишь для того, чтобы наказать тех, кто нарушает теневые нормы или мешает влиятельным группировкам добиваться своих «теневых» экономических, политических или иных целей.

Учитывая известный тезис о том, что право есть ничто без аппарата, способного к принуждению, «теневое право», в свою очередь, обеспечено некоей теневой силой, роль которой предстоит исследовать. Если позитивное право реализуется посредством деятельности легитимного государства, то теневое право реализуется через скрытое государство, теневую власть.

Теневая власть определяется политологами как «устойчивая совокупность неформальных (незаконных) процедур и институтов, которые в коррупционных отношениях и видах деятельности выражаются в установлении параллельных центров власти, существенно влияющих на принятие ключевых политических и государственных решений, носят закрытый характер и распространяются среди членов теневой элиты и их сторонников, криминалитета. Теневая политическая власть характеризуется технологиями, которые своеобразно врастают в официальный госаппарат и тем самым вытесняет официальные нормы, нанося существенный вред государственному, политическому порядку». Представляется, что такая власть и есть т.н. теневое государство.

Как указывают политологи, всем без исключения политическим эпохам присуще использование двух основных типов политического управления: открытого (явного) и скрытого (теневого, тайного). В первом случае цели власти и управления ставятся и осуществляются открыто. Во втором – камуфлируются, маскируются, замалчиваются. Конкретное соотношение этих двух типов реализации власти зависит от целого ряда причин. Но прежде всего – от степени совпадения (или несовпадения) интересов тех, кто управляет, и тех, кем управляют.

Многие процессы в нынешней России, к сожалению, реализуются не в цивилизованном, открытом варианте, а «под ковром», в теневых структурах и теневыми способами. По оценкам экспертов, ещё нигде и никогда теневая составляющая не играла такой значительной, даже определяющей роли, как в Советском Союзе последних лет его существования и в современной России.

Экономические интересы абсолютного меньшинства российского общества выдаются за интересы общества и обеспечиваются соответствующей государственной политикой.

В литературе всё больше накапливается источников, свидетельствующих о формировании и деятельности теневого государства в России. Как полагают политологи, в отсутствие нормального государственного строительства российские политические элиты создали систему параллельных властных структур — «теневое государство» — основной характеристикой которой является сращивание путем коррупции между правительственными элитами и элитами частного сектора. Результатом такого сращивания является сдерживание развития нормальных политических институтов, торможение процесса производства и отказ большинства населения от законной экономической деятельности и участия в политическом процессе. Главной целью этой элиты является не общественное развитие, а собственное выживание и получение немедленных финансовых выгод.

Сегодня громадный рост теневой (криминальной) составляющей является нередко следствием не столько соответствующих политических упущений, недоработок, сколько установок, усилий в теневой политической сфере. В неформальном процессе участвуют и формальные институты – аппараты Президента, правительства, министерств, губернаторов или мэров и т.д. Но и в последнем случае эти структуры действуют не на представительном или правительственном, а на неформальном, личностном уровне и (что является главным) с узко корпоративными целями. Специфика российской политической среды заключается в том, что неформальное поле стало значительно сильнее формальных отношений.

Теневая политика самым непосредственным образом связана с коррупцией, а потому должна рассматриваться как важнейший криминогенный фактор. В роли теневой юстиции часто выступают вполне официальные структуры – органы внутренних дел, прокуратура, суды. Теневики создали сеть и собственных структур с административными и даже чисто юридическими функциями. Другая составляющая теневой юстиции – использование и подкуп механизмов официальной юстиции. Все большая часть блюстителей правопорядка стала увязать в сетях теневой экономики, а использование «крыш», правовых и властных возможностей официальной юстиции в интересах «заказчиков» стало отличительной особенностью правоприменительной практики.

Структура «коллективной олигархии», – нового правящего класса сегодня существенно усложнилась в сравнении с 90-ми годами. Теперь в нее вошли: старые (укрощенные) олигархи; новые (свои) олигархи, которых еще называют «олигархи-лайт»; крупные чиновники, прежде всего, высшие офицеры силовых ведомств, которые напрямую стали подчинять себе бизнес; множество анонимных советников (консильере), обслуживающих чиновничество; присягнувшая властям часть элиты «воровского мира», значение которой в целом нисколько не упало по сравнению с «лихими» 90-ми годами.

Бюджетный процесс созданного теневого государства копирует механизмы наполнения «воровского общака» – в него отдают процент от различного рода доходных промыслов, так или иначе связанных с функционированием власти.

Возникает вопрос: как соотносятся теневое государство и явление, о котором упоминают чаще – криминальное государство? Представляется, что последнее есть заключительная стадия развития теневого государства, это своего рода то же криминальное государство, только проходящее ещё пока свой инкубационный период. Элементами его выступают субъекты теневой власти, теневая политика, теневое право, теневая юстиция, теневая экономика и теневая идеология. По масштабам распространения это может быть власть т.н. «мирового правительства», незаконные псеводогосударственные образования типа ИГИЛ, которое официально запрещено на территории Российской Федерации и признанного судом экстремистской организацией, внутригосударственные или региональные структуры. Субъектами внутренней теневой власти являются коррумпированные служащие и политики, неформальные сообщества («Семья», «Друзья», «Двор») или (и) представители криминалитета.

Таким образом, сегодня мы видим в политической сфере страны основные элементы теневого государства: есть реальная теневая власть и ее правовые механизмы, есть теневое право, его нормы и обычаи, их принудительная сила, есть аппарат исполнения теневых законов. Есть квалифицированные кадры с опытом работы и связями в правоохранительных органах и других структурах власти. Совокупность всех этих и многих других существенных и взаимосвязанных теневых юридических элементов, их единая направленность на обеспечение и защиту теневых интересов позволяет говорить о вполне сложившемся едином теневом государстве внутри государства официального.

Важный вопрос: каковы особенности причинного комплекса возникновения и формирования теневого государства. Он требует самостоятельного рассмотрения. Если говорить кратко, то, на мой взгляд, это является следствием глубокой ущербности социума, где вместо социальной солидарности, сплочённости, социальной гармонии, в обществе возникает социальное расслоение, раскол на имущих и неимущих, сытых и голодных, хозяев и холопов. Государство призвано гармонизировать интересы личности, общества и государства. Когда власть не может это обеспечить, возникает потребность в насильственном удовлетворении частных или общественных интересов. Не зря говорят, что всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. В этом смысле тайная власть вдвойне опасна.

Теневое государство есть результат социальной патологии. Социальная патология проявляется в двух основных формах: социальный паразитизм (жизнь одних субъектов за счёт других) и насилие (экстремизм, агрессия, устрашение, уничтожение). Объединяет обе формы отчуждение: отношение одной части населения к другой лишь как к средству для удовлетворения собственных потребностей или отвержение от других и даже себя. Отчуждение – сущность социальной патологии. Общество, построенное на основе реализации основополагающих принципов Свободы, Справедливости, Солидарности и Равенства, не приемлет насилия, паразитизма, эксплуатации, а значит, не нуждается в тотальной лжи и уходе в тень его власти. Сила – в Правде. Следовательно, в условиях прозрачной власти, прозрачных политических процедур, «белой» экономики, контролируемой обществом юстиции, места для теневого государства не остаётся.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: