Каковы правила подготовки судов к походу на воде

Обновлено: 22.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема: Водные походы и обеспечение безопаснос­ти на воде. 6 класс

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы письмено в тетрадях.

В походах по рекам, озёрам, морям и водохранилищам удачно сочетаются элементы познавания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма.

Водный туризм доступен практически каждому здоровому человеку. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд особенностей.

В самом простом походе турист-водник должен:
-уметь хорошо плавать;
-собирать и ремонтировать туристское судно;
- правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие и снаряжение;
- правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега.

Турист - водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приёмами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки.

С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть:
- сильные течения,
- пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения),
- перекаты (мелководные участки русла реки,
- расположенные поперёк реки по всей её ширине),
- захламлённое русло,
- плотины и т. п.

Водная среда достаточно опасна: человек, неожиданно попавший в воду, может утонуть, а при низких температурах в воде может наступить быстрое переохлаждение.

Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Для водного туризма используются различные виды лёгких гребных судов, наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, долблёнки, плоскодонки и суда местной постройки.

Большинство туристов - водников совершают свой первый поход на корпусно - разборной байдарке . Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, распознавать препятствия.

Подготовка к водному путешествию

Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой всё, что может потребоваться для её ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвёртку, клещи, деревянный молоток и др.

Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом её необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить отвёртка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

В походе необходимо соблюдать ряд основных правил обеспечения безопасности.

Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застёгивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых (металлических) ёмкостях с плотно завинчивающимися крышками.

Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, бельё, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках.

Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов. Спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег
При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины — вёсла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку от берега, занимает своё место.

В походе судно должнонаходиться на расстоянии зрительной и голосовой связи с идущими впереди и сзади.

Подходя к берегу , рулевой разворачивает лодку против течения и направляет её под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут вёсла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит её к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит её к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают вёсла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег.

При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра. Кроме того, нужно помнить, что в таёжной и тундровой зонах лучше выбирать хорошо проветриваемые места — там меньше комаров.

Туристы-водники часто устраивают биваки у впадения притока в основную реку, где обычно хорошо ловится рыба. Желательно для бивака использовать места старых стоянок и старых кострищ. Не рекомендуется устраивать бивак на острове — ночью уровень воды может подняться.

Остановившись на ночлег , туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда должны быть привязаны.

Если погода ненастная , то организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях кричать нельзя — это грубейшее нарушение дисциплины.

Возможные аварийные ситуации в водном походе

Судно перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести её на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.

Судно перевернулось на пороге . Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывёт к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи — продукты, костровые и спальные принадлежности.

Спасение тонущего . Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лёжа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку.

Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.

При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец верёвки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит.

Данная статья посвящена проблеме подготовки и проведения водных туристских походов, организационным основам таких походов, особенностям водных путешествий, тактике сплавов и аспектам обеспечения безопасности туристов при сплаве.

Отдых на воде, чистый воздух, неограниченная возможность купания, рыбалки, охоты, доступная всем возрастам физическая нагрузка в виде гребли, богатство и разнообразие впечатлений способствуют оздоровлению и укреплению организма в водном походе. В водный поход, в зависимости от его сложности, можно пойти с детьми, людьми старшего и пожилого возраста. Сравнительно большая грузоподъемность лодки позволяет брать с собой больше груза, более комфортабельно обставить походный быт, взять больше продуктов, посуды и прочего снаряжения. Однако водный туризм раскрывает свои положительные качества только тем, кто овладел техникой передвижения по воде, соблюдает правила, законы и обычаи, выработанные практикой, помогающие туристам провести и закончить маршрут без аварий.

Турист-водник должен знать устройство своего судна, назначение всех его деталей и снастей, научиться грамотно, размещать груз, овладеть техникой посадки и выхода из лодки , техникой гребли, ведения судна по курсу, подхода к берегу и отвала от него. Необходимо знать внешний вид и названия элементов, слагающих русло и долину реки, законы водного потока, внешние признаки препятствий, быть знакомым с требованиями, предъявляемыми к судну, с навигационными качествами и маневренными элементами судна, с техникой ведения судна в сложных условиях и тактикой водного путешествия. Разумеется, пригодятся и способность ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, а также при отсутствии таковых, умение ставить палатку и разжигать костер в любых погодных условиях, навыки по оказанию первой помощи пострадавшему в водном походе (к сожалению, такое тоже бывает), а также по ремонту вышедшего из строя туристского судна. Организационные основы подготовительного этапа водного туристского похода включают в себя несколько аспектов, важнейшими из которых являются следующие.

1. Подготовка к походу начинается с общего собрания участников, на котором утверждается маршрут, календарный план похода, составляется смета расходов, распределяются основные организационные, хозяйственные и прочие обязанности. Уделяется особое внимание разработке маршрута, выбору судна для сплава, организация стоянки в водном походе. Каждый вид выбранного судна диктует обычно свой способ сплава, свой маршрут и особенности материально технического обеспечения.

2. Одним из важнейших аспектов организации водных походов является подготовка его участников, а именно, туристов-водников. В системе обучения кадров для водного туризма предусмотрена подготовка туристских организаторов и руководителей туристских походов. Наиболее удачной была бы система подготовки кадров, при которой на первом этапе все туристы обучаются основам техники сплавов и управления судами, а на втором правильно организовать обучение в самом учебно-тренировочном походе.

3. На подготовительном этапе водного похода необходимо обязательно учитывать ряд требований, которыми предъявляются к руководителям и участникам, а именно: требования к туристскому опыту группы, требования к разработке маршрута, требования к снаряжению, требования к продуктам питания, требования к аптечке.

Учет технических и тактических схем преодоления встречающихся на пути препятствий, так как именно в водных маршрутах они бывают и на воде в виде порогов, топляков и других препятствий, так и на рельефе местности, когда необходимо доставить плавсредства до места начала активной части пути.

Обладая сходными параметрами, каждый вид судна имеет свои особенности по применению технико-тактических схем. Для байдарок это возможность развивать высокую скорость в направлениях вперед и назад, в то же время разворот ее и параллельное смещение в боковом направлении требует относительно больших усилий. Для легких лодок и рафтов – их исключительная поворотливость и легкость, с которой возможно параллельное смещение лодки в боковом направлении на значительные расстояния. Особенностью сплава на надувных плотах является их большая устойчивость по сравнению с легкими лодками и соответственно возможность преодоления валов большей крутизны и более крутых сливов. Однако, общими подходами, независимо от типа судна, нужно руководствоваться при преодолении прижимов, прохождение поворотов русла, преодоление сливов и водопадов, во время работы в валах и «бочках», при преодолении мощных шивер.

Тактика движения комбинированных групп обладает целым рядом особенностей и оставляет много возможностей для творчества у руководителя группы. В группе, состоящей из судов одного типа, эти возможности ограничены и в основном сводятся к периодической смене экипажа, идущего впереди, и прокладыванию линии движения на сложных участках наиболее опытным экипажем. Тактика движения комбинированных групп определяется характером реки и составом группы, а скорость движения определяется скоростью наиболее медленного судна.

Обеспечение безопасности при проведении походов обеспечивается комплексом мероприятий, часть из которых необходимо осуществлять в период подготовки к походу, другие – непосредственно в процессе путешествия. Обязанность каждого руководителя и участника путешествия – стремиться к 100 % страховке в водных путешествиях, особенно повышенной сложности. Мероприятия по обеспечению безопасности путешествия в период подготовки к походу сводятся к следующему. Выбор маршрута должен быть в соответствии с туристским опытом и возможностью группы. В любом случае в предпоходный период необходимо подробное изучение маршрута всеми участниками группы. Важным является и выбор средств сплава, соответствующих характеру реки.

Приобретение лодки и мотора к ней обязывает владельца знать нормы поведения на воде. Есть суда и двигатели к ним, подлежащие обязательной регистрации. А есть комплекты, которые дают право передвигаться по водоемам без оформления. Кроме того, рулевой должен знать, как вести себя с другими участниками движения и во внештатных ситуациях. На случай административных нарушений не помешает быть осведомленным о последующих наказаниях.

Содержание статьи

В России существует закон об обязательной регистрации различной водной техники. Это всевозможные лодки, катамараны, гидроциклы, катера, яхты. Уже несколько лет хозяева резиновых лодок не должны регистрировать резиновые лодки по таким признакам:

  • лодки без двигателя весом до двухсот килограммов;
  • лодки с двигателем также до двухсот килограммов и мотор до 10,88 лошадиных сил.

Понятие грузоподъемности больше не несет прежнюю смысловую нагрузку. Так что увезти судно может сколько угодно вещей, лишь бы при этом не весила больше двухсот кило. Как правило, надувные плавсредства весят гораздо меньше. Но вес учитывается вместе с мотором. Замер производится обычным взвешиванием.

Следует заметить, что должно присутствовать хотя бы одно из условий для регистрации судна. К примеру, оно меньше двухсот килограммов, но двигатель мощнее десяти «лошадок». Тогда регистрация обязательна.

Однако отсутствие регистрации не избавляет хозяина судна от того, что порой ему придется доказывать инспекторам, что у него есть права на конкретную лодку. Кроме того, в ней обязательно должны находиться черпак, весла и спасательные жилеты по количеству пассажиров.

Права и техосмотр

По утвержденным правилам на воде, на лодку с мотором мощностью свыше пяти лошадиных сил нужно удостоверение на право управления. В таком случае она считается маломерным судном.

Техническое освидетельствование проводится обязательно для маломерных судов. К таковым принадлежат плавсредства длиной до двадцати метров. Максимум они могут перевозить до двенадцати пассажиров.

  • Лодка без регистрации не нуждается в техосмотре.
  • Частные гребные суда, которые передвигаются во внутренних водах, также не нужно подвергать техосмотру, даже если их вес больше двухсот кило. Но регистрировать опять же придется.

По правилам, предоставить лодку на очередной техосмотр нужно как на берегу, так и на воде. Таким образом судно проверяют на непотопляемость, управляемость, плавучесть и другие качества. А на земле осматривают корпус, силовую систему и прочее.

Техосмотр необходим по следующим показателям.

  • Самодельные лодки без сертификатов после регистрации в ГИМС.
  • По истечении пяти лет, когда подходит время для очередного освидетельствования.
  • При переезде в другой субъект РФ.
  • Если во время ТО были нарекания, нужно их устранить и вновь привезти судно на осмотр.
  • При замене подвесного лодочного мотора или установке стационарного.
  • По желанию владельца лодки.

Новенький катер или лодка осматривается только на суше. Инспектор изучит документы, вместимость, требования по грузоподъемности, допустимой мощности и возможности установки более одного движка.

Кроме того, при первом освидетельствовании учитываются минимальная высота борта, волны, которая не накроет судно, наличие спасательных средства, сигнальных огней и других обязательных вещей.

Плановое ТО проводится до начала использования судна или до завершения срока в пять лет со дня отметки о прошлом освидетельствовании. Если хозяин не пользуется плавсредством, то показать его инспекторам нужно опять-таки до начала заплывов.

Техническое освидетельствование осуществляется в следующем порядке.

  • Инспектор приезжает к месту, где находится судно.
  • Во время демонстрации на прицепе исследуется корпус, табличка с информацией, на движке и фотографируется общий план.
  • Изучается содержимое лодки и присутствие обязательных устройств.
  • Затем приходит черед к осмотру на воде: ход на разных передачах во время движения и другие возможности.
  • Заполняется акт ТО, который в дальнейшем передается в ГИМС.
  • Последняя инстанция выдает судовой билет со штампом о ТО.

Если какие-либо требования не соблюдены, найдены несоответствия или лодка и вовсе неисправна, заветного штампа не получить. Понятно, что тогда выходить на воду на таком судне запрещается.

На регистрацию лодки выделяют десять суток со дня ее приобретения. В противном случае просрочки чреваты санкциями в виде штрафов. При оформлении данных бумаг важную роль играет мощность двигателя, указанная в паспорте.

Для сбора бумаг понадобится деньги и время:

  • договор купли-продажи или чек;
  • техпаспорт на движок и судно;
  • паспорт хозяина судна;
  • заполненное заявление;
  • оплата пошлины и квитанция из банка.

В ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) лодку будут осматривать. После чего в течение трех недель отдадут судовой билет. Так называются права на плавучее средство. Также лодке присвоят уникальные номера. Когда данные этапы будут пройдены, после постановки на учет проводится техосмотр.

Если лодка попадала в аварию, была повреждена и сломана, нужно предъявить справку. В ней должно быть прописано, что передвигаться на судне безопасно.

К слову, передвигаться на лодке без регистрации и судового билета нельзя. В случае остановки на нарушителя будет наложен штраф в тысячу рублей. Пройти всю процедуру может россиянин, достигший шестнадцатилетия.

Нормы плавания

Для соблюдения безопасности созданы специальные правила на воде. Лодка с мотором обязывает ее владельца знать их безукоризненно.

Если же они не соблюдаются, то можно отделаться предупреждением, штрафом либо лишиться прав. Последнее наказание возлагается на судебные органы.

Судно перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести её на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.

Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывёт к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи — продукты, костровые и спальные принадлежности.

Судно, перевернувшееся на пороге

Спасение тонущего

Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лёжа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.

При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец верёвки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит.

Спасение тонущего с байдарки

Проверьте себя

Почему посадку в лодку производят, когда она уже на воде? Обоснуйте свою точку зрения.

Какие суда используются для водного туризма в вашем населённом пункте (регионе)?

Каковы правила подготовки их к походу на воде?

После уроков

Практикум

Подготовьте проект на тему «Основные опасные факторы водного туризма. Как их избежать».

Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка местной постройки, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др.

Спела вверху — надувная лодка, слева внизу — байдарка, справа — катамаран

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Организация и безопасность похода

При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины весла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку на свободную воду, занимает свое место.

В походе судно должно находиться в зрительной и голосовой связи с идущими спереди и сзади.

Крик на воде должен означать одно: «Терпим аварию!»

Спасательные круги в лодке и на байдарке

Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и направляет ее под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут весла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит ее к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают весла и выходят на берег.

Возможные аварийные ситуации в водном походе

Увлекательное путешествие по горной реке. На всех гребцов надеты спасательные жилеты

Судно перевернулось на свободной волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди потерпевшего судна, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то они немедленно должны поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести ее на берег, извлечь из воды утонувшие вещи и просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно к мелководью.

Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Команды судов, находящиеся впереди, вылавливают вещи, уплывшие с перевернувшейся лодки.

Судно перевернулось. Команда хватается за края лодки и плывет к берегу

Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего с лодки, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лежа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться.

При оказании помощи утопающему с байдарки необходимо подать ему спасательный круг, весло, конец веревки для буксировки и вывести его на мелкое место.

В заключение отметим, что отдых на воде очень привлекателен и полезен для здоровья, но пользоваться этим благом надо с умом, чтобы приятное не обернулось несчастьем.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

1. Во всех ли водоемах можно купаться?

2. Какие критерии определяют вашу безопасность при купании в различных водоемах?

3. Почему не рекомендуется плавать на надувных предметах (матрацах, камерах и др.)?

4. Какие меры безопасности следует соблюдать во время водного похода?

5. Перечислите возможные аварийные ситуации в водном походе и рекомендации по безопасному поведению.

На основе вашего личного опыта и с учетом рекомендаций сформулируйте основные правила личной безопасности на воде во время купания в различных водоемах с учетом условий купания и ваших возможностей. Выводы запишите в дневник безопасности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: