Каковы права и обязанности нейтральных государств

Обновлено: 15.04.2024

В каких случаях война является правомерной? Как понимать выражение «справедливая война»? Можно ли утверждать , что правомерная и справедливая война – это одно и тоже.

Гуго Гроций по существу признавал правомерной только справедливую войну. Толчком в своем труде отмечает, что до ХХ столетия считалось, что для признания войны правомерной требуется специальная процедура объявления войны. Соблюдение указанной процедуры придавало вооруженному конфликту правомерность вне зависимости от причин и поводов к войне. С 1945г. применение силы в отношениях между государствами запрещено императивной нормой международного права, за исключением трех случаев:

1. индивидуальной и коллективной самообороны;

2. принудительных мер, принимаемых по решению или с санкции Совета Безопасности ООН;

3. национально-освободительных войн.

Во всех остальных случаях обращение к военной силе считается направомерным.

По словарному определению справедливая война означает «морально допустимая война, которая соответствует определенным критериям». И даются пять условий справедливой войны:

· «Законная декларация»: война должна быть объявлена

· Носить оборонительный (а не агрессивный) характер, защищать национальный суверенитет и территориальную целостность. Однако мыслимы справедливые войны за пределами своей страны

· Целью её должен быть мир (а не уничтожение)

· Победитель должен проявлять великодушие к побежденным (без ненависти)

· Война должна быть последним средством.

Иногда к правилам справедливой войны относят не вовлечение гражданских лиц (на этом особенно настаивает Резолюции ООН № 2444 от 19 декабря 1968), отказ от свержения правительства или разорения враждебной страны.

Задание 7

Являются ли принудительные меры, осуществляемые на основании резолюции Совета Безопасности ООН, актами войны? Если нет, то действуют ли во время операций, проводимых под эгидой ООН, нормы международного гуманитарного права?

Нет, не являются. Устав наделил Организацию правом применять принудительные меры к государству, которое своими действиями ставит под угрозу мир и международную безопасность. К таким действиям, в первую очередь, относятся вооруженные конфликты, грубые, систематические и массовые нарушения прав человека, геноцид, апартеид и пр. Устав ООН предусматривает право применения государствами — членами Организации принудительных средств, которые могут быть как невооруженными, так и с использованием вооруженных сил.

Да, действуют. Деятельность ООН непосредственно связана с международным гуманитарным правом. Большинство современных конфликтов сопровождается гуманитарными катастрофами.

Из статьи Статьи 1 Устава ООН «Организация Объединенных Наций преследует Цели: Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»

Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта.

Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории - по окончании оккупации. Лица и объекты остаются под защитой международного гуманитарного права.

Цель международного гуманитарного права - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.

Задание 8

Дайте определения следующим терминам:

Абсолютный нейтралитет предполагает полное и неукоснительное соблюдение прав и обязанностей нейтралитета со стороны государства, принявшего данный статус. Абсолютный нейтралитет представляет собой некую идеальную теоретическую модель, которая труднореализуема на практике.
Дружественный нейтралитет В этом случае государство поддерживает более тесные отношения с одной из воюющих сторон.

Постоянный нейтралитетмеждународно-правовой точки зрения можно определить как юридически признанный другими государствами (государством) международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляется законодательным актом соответствующего государства (например, Конституцией); с другой стороны, может гарантироваться международным договором, участниками которого являются заинтересованные государства.

Договорной нейтралитет - это такой нейтралитет, при котором права и обязанности сторон определяются в международном договоре.

Нейтральное государство- это государство взявшее обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну.

Статус нейтрального государства предполагает, что его территория не может быть использована для военных действий или в военных целях. По ней запрещается транспортировка войск и военного снаряжения. Нейтральное государство вправе поддерживать торговлю с обеими воюющими сторонами, но не вправе иметь их вербовочные пункты на своей территории. В то же время гражданам нейтральных государств не запрещается (если нет внутреннего запрета) принимать участие в военных действиях на стороне той или иной воюющей стороны.

Основной принцип Нейтралитета — абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне (neutralité bienveillante); отсюда:

1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории;

2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну;

3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.

Нейтрализованное государство это государство, независимость п неприкосновенность которого на все будущее время гарантирована международным соглашением держав при условии, что такое государство само обязуется никогда не поднимать оружие против какого-либо другого государства, за исключением случаев обороны от нападения, и никогда не вступать в такие международные обязательства, которые косвенно могли бц вовлечь его в войну.

Международное право допускает и постоянный Нейтралитет целых государств (Швейцарский союз, Бельгия) или частей государственной территории. Нейтрализованные таким образом государства обязаны не только сохранять свой Нейтралитет при всяких столкновениях соседних государств, но и оберегать его всеми доступными способами, не исключая вооруженной силы, от покушений воюющих. В последнем случае они не теряют присущего всякому государству «права войны», с началом которой Нейтралитет их прекращается. Для этой цели — охраны своего Нейтралитета — за такими государствами признается право содержать постоянное войско, строить пограничные крепости и т. п.

Задание 9

Существует ли разница между терминами «нейтральное государство» и «невоюющее государство»? Если Россия принимает участие в осуществлении санкций ООН против государства И., в праве ли государство И. рассматривать Россию как противника и осуществить вооруженное нападение на объекты, находящиеся на территории России?

Нейтральное государство-это государство взявшее обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну

Невоюющее государство - в международном праве страна, которая формально не объявила себя в состоянии войны, однако в отличие отнейтрального государства она не связывает себя равным отношением к воюющим сторонам.

Характерная особенность режимов экономических санкций, вводимых Советом Безопасности Организации Объединенных Наций на основании главы VII Устава ООН, заключается в том, что соответствующие решения принимаются международной организацией, но в конечном итоге осуществляются непосредственно самими государствами – членами Организации.

Не в праве. Россия член Совета Безопасности ООН и правильно принимает участие в осуществлении санкций против государства, т к это государство отказалось выполнять обязанности,которые вытекают из правоотношения международной ответственности.

Задание 10

Нарушаются ли требования, предъявляемые к нейтральному государству, если в СМИ этого государства осуждается политика одного из воюющих государств?Нет, не нарушает. Государство не должно осуждать политику воюющих государств.Нейтралитет во время войны — это юридическое положение государства, которое должно, согласно международному праву, занимать позицию полного неучастия в воине.

Нарушает ли нейтральное государство свои обязанности, если оно предоставляет одной из воюющих сторон возможность провести войска через свою территорию? Да, нарушает. Нейтральное государство обязано не допускать военных действий на своей территории, проход через свою территорию войск или обозов с припасами воюющих, снабжения воюющих оружием.

Изменится ли ситуация, если такая обязанность вытекает из договора, заключенного с соответствующим воюющим государством еще до начала войны?Нет не изменится, так как если государство будет руководствоваться этим договором, то перестанет быть нейтральным.

Нейтральные государства должны объявить о своем нейтралитете, доведя эго до сведения воюющих, и соблюдать все правила нейтралитета. . Если войска одной из воюющих сторон окажутся на территории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от военных действий. Состояние нейтралитета наступает только после надлежащего заявления и доведения его до сведения воюющих сторон.

Задание 11

Может ли оккупирующая держава принять для оккупированной территории следующие виды нормативных правовых актов: Конституцию, Гражданский кодекс,Налоговый кодекс

Нет, так как для принятия новых законов, эта держава сначала должна упразднить существующие законы, а она на это право не имеет.

В соответствии с нормами Гаагских и IV Женевской конвенции оккупирующая держава не пользуется на оккупированной территории неограниченной свободой. Юридически оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации. Государство-оккупант не вправе упразднить действующие законы, оно только может приостановить действие законов, противоречащих интересам оккупационных властей.

Оккупирующее государство имеет право издавать временные административные акты. Население оккупированной территории должно подчиняться распоряжениям властей.

Дабы точнее установить права и обязанности нейтральных держав в случае сухопутной войны и определить положение воюющих, нашедших убежище на нейтральной территории, желая равным образом дать определение, что такое нейтральный, в ожидании, когда окажется возможным установить в полном объеме положение нейтральных частных лиц в их отношениях к воюющим решили заключить для сего конвенцию и посему назначили своими уполномоченными:
(перечень уполномоченных)

каковые, по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме,
согласились о нижеследующем:

Глава I. О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ НЕЙТРАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ

Территория нейтральных держав, неприкосновенна.

Воюющим воспрещается проводить через территорию нейтральной державы войска или обозы с военными или съестными припасами.

Равным образом воюющим воспрещается:

б) пользоваться всяким сооружением такого рода, установленным ими перед войною на территории нейтральной державы в целях исключительно военных и не открытым для надобностей общего пользования.

На территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть формируемы военные отряды и открываемы учреждения для вербовки.

Нейтральная держава не должна допускать на своей территории ни одного из действий, предусмотренных в статьях 2 — 4.

Она обязана карать действия, противные нейтралитету, только в том случае, если эти действия совершены на ее собственной территории.

Ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих.

Нейтральная держава не обязана препятствовать вывозу или транзиту, за счет того или другого из воюющих, оружия, военных припасов и вообще всего, что может быть полезно армии или флоту.

Нейтральная держава не обязана воспрещать или ограничивать пользование, в интересах воюющих, телеграфными или телефонными кабелями, а равно аппаратами беспроволочного телеграфа, составляющими либо его собственность, либо собственность компаний или частных лиц.

Все ограничительные или запретительные меры, принятые нейтральной державой относительно предметов, указанных в статьях 7 и 8, должны быть ею применяемы к воюющим одинаково.

Нейтральная держава будет следить за тем, чтобы та же обязанность выполнялась компаниями или частными лицами, собственниками телеграфных или телефонных кабелей или аппаратов беспроволочного телеграфа.

Не может рассматриваться как враждебное действие отражение нейтральной державой, даже силою, покушений на ее нейтралитет.

Глава II. О ВОЮЮЩИХ, ВОДВОРЕННЫХ В НЕЙТРАЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕ, И О РАНЕНЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ У НЕГО НА ИЗЛЕЧЕНИИ

Нейтральное государство, принявшее на свою территорию войска, принадлежащие к воюющим армиям, обязано водворить их, по возможности, далеко от театра войны.

Оно может содержать их в лагерях и даже подвергнуть заключению в крепостях или приспособленных для этой цели местах.

От него зависит решить, могут ли офицеры быть оставлены на свободе, под честным словом не покидать нейтральную территорию без дозволения.

Если не имеется особого соглашения, то нейтральное государство принимает на себя довольствие водворенных пищею и одеждою, а также оказывает им помощь, требуемую человеколюбием.

Расходы по содержанию водворенных возмещаются при заключении мира.

Нейтральная держава, принимающая бежавших военнопленных, оставляет их на свободе. Если она допускает их пребывание на своей территории, то она может им назначить местопребывание.

То же постановление может применяться к военнопленным, приведенным войсками, ищущими убежища на территории нейтральной державы.

Нейтральная держава может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных, принадлежащих к воюющим армиям, под условием, что везущие их поезда не перевозили бы ни войск, ни военных припасов. В этом случае нейтральное государство обязано принять необходимые меры предосторожности и надзора.

Доставленные при этих условиях на нейтральную территорию одним из воюющих раненые и больные, принадлежащие его противнику, должны быть содержимы нейтральной державой так, чтобы они не могли снова принять участие в военных действиях. Такие не обязанности лежат на ней и по отношению к раненым и больным другой армии, вверенным ее попечению.

К водворенным на нейтральной территории больным и раненым применяется Женевская конвенция.

Глава III. О НЕЙТРАЛЬНЫХ ЛИЦАХ

Почитаются нейтральными подданные государства, не принимающего участия в войне.

Нейтральный не может ссылаться на свой нейтралитет:

а) если он совершает действия враждебные по отношению к воюющему;

б) если он совершает действия в пользу воюющего, а именно если он добровольно поступает на службу в ряды военных сил одной из Сторон.

В таком случае нейтральный не должен подвергаться более суровому обращению со стороны воюющего, во вред которому он отказался от нейтралитета, чем то, которому подвергся бы за подобное же деяние подданный другого воюющего государства.

Не будут рассматриваться как действия, совершенные в пользу одного из воюющих, в смысле статьи 17, литера «б»:

а) поставки или займы, совершенные для одного из воюющих, если только поставщик или заимодавец не проживает ни на территории, занятой ею, и поставленные предметы не происходят из этих территорий;

б) услуги, оказанные в области полиции или гражданского управления.

Глава IV. О ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Подвижной состав железных дорог, происходящий из территории нейтральных держав, принадлежит ли он этим державам или частным обществам или лицам, и могущий быть как таковой опознанным, не может подлежать реквизиции и употреблению со стороны воюющего иначе, как в том случае и в той мере, когда и как того требует крайняя необходимость.

Он будет отсылаем в возможной скорости в страну происхождения.

Нейтральная держава может равным образом, в случае необходимости, задержать и употреблять в соответственном количестве подвижной состав, происходящий из территории воюющей державы.

Вознаграждение уплачивается с обеих сторон, в соответствии с употребленным подвижным составом и сроком пользования.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Постановления настоящей Конвенции применяются только между Договаривающимися государствами и в том лишь случае, если все воюющие участвуют в Конвенции.

Настоящая Конвенция будет ратифицирована в скорейшем по возможности времени.

Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.

О первой сдаче на хранение ратификации составляется протокол, подписываемый представителями держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским министром иностранных дел.

Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.

Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, означенных в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации, немедленно передается, при посредстве Нидерландского Правительства и дипломатическим путем, державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, а равно другим державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.

Державам, настоящую Конвенцию не подписавшим, предоставляется присоединиться к ней.

Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, передавая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.

Это Правительство немедленно передает всем другим державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.

Настоящая Конвенция вступит в силу в отношении держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификаций, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении держав, которые ратифицируют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.

В случае, если бы одна из Договаривающихся держав пожелала отказаться от настоящей Конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.

Этот отказ будет действительным лишь в отношении державы, сделавшей о нем оповещение и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.

Список, составляемый в Нидерландском Министерстве иностранных дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статьи 21 части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 22, часть 2) и об отказе (статья 24, часть 1).

Каждая Договаривающаяся держава может знакомиться с этим списком и просит о выдаче засвидетельствованных копий.

В удостоверение сего, уполномоченные подписали настоящую Конвенцию.

Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем державам, приглашенным на Вторую конференцию мира.

Принятые в начале XX в. Гаагские конвенции о нейтралитете остались неизменными, хотя в международном праве произошли большие перемены. Анализ существующих норм' нейтралитета во время войны приводит к выводу, что некоторые его правила устарели.

В преамбуле конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутном войне 1907 г. признается, что права и обязанности невоюющих установлены недостаточно точно («дабы точнее установить права и обязанности нейтральных. »). Авторы конвенции дают понятие нейтралитета в «ожидании, когда окажется возможным установить в полном объеме положение нейтральных частных лиц в их отношениях к воюющим»148.

На содержание Гаагских конвенций о нейтралитете оказало влияние «право на войну», хотя в общем конвенции имеют демократическое начало. В настоящее время «права» государства на войну не существует. В связи с этим чилийский юрист А. Альварес предлагает уже сейчас отказаться от правил, которые применяются воюющими. По его мнению, правила войны не должны иметь места потому, что надо устранить причины войны, а не регулировать их. Но в таком случае вместе с правилами войны нужно отказаться .и от правил нейтралитета во время войны, так как они связаны между собой. Такая постановка вопроса не является верной. Устранением правил войны еще не устраняется сама война. Как справедливо замечают советские юристы Е. Коровин и М. Лазарев, во время освободительных войн соблюдение законов и обычаев войны является необходимым 149.

Поэтому в настоящее время необходимо уточнить некоторые правила нейтралитета, привести их в соответствие с нормами современного международного права. С этой целью следует принять новую конвенцию о правах и обязанностях нейтральных государств в сухопутной войне. При кодификации права нейтралитета нужно сохранить некоторые главные положения Гаагских конвенций 1907 г., регулирующих нейтралитет во время войны: о неприкосновенности территории нейтральных держав; недопустимости ее пересечения войсками воюющих; запрещении использования ее в качестве базы для военных операций; запрете формировать на ней военные отряды и т.

В то же время следует принять новые положения. 'Например, нужно перечислить права и обязанности нейтрального государства и воюющих. Так, необходимо четко указать не только на право нейтрального государства на самооборону, но и на обязанность известить о нападении Совет Безопасности ООН и продолжать оборону вплоть до принятия соответствующих действий со стороны последнего; нужно указать на право нейтрального государства на возмещение ущерба, причиненного воюющими.

Далее, в новую конвенцию о нейтралитете необходимо включить статьи о раненых воюющей стороны, находящихся на излечении на ‘нейтральной территории,-—эти статьи должны соответствовать положениям Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 •г.-.

Наконец, ряд положений, содержащихся, в Гаагских конвенциях 1907 г., требует уточнения. Уточнить следовало бы ст. 2 Гаагской конвенции 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне, в которой нужно указать на запрещение воюющим перебрасывать свои войска через воздушное пространство нейтрального государства.

Расплывчато сформулирована ст. 7 этой конвенции. В ней отсутствует обязанность нейтрального государства препятствовать вывозу или транзиту за счет воюющих оружия и вообще того, что может быть полезно армии и флоту. Положения этой статьи связаны со ст. 2 данной конвенции, согласно которой нейтральное государство обязано препятствовать вывозу или транзиту оружия только в том случае, если это делается не за счет воюющих. Следовательно, нейтральное государство не имеет права бесплатно поставлять оружие воюющим, но вполне может поставлять его за счет участников войны. Поставка оружия не участвующим в войне государством воюющим за их счет находится © противоречии с принципом полного неучастия нейтрального государства в войне.

Ст. 7 конвенции 1907 г. о нейтралитете в .сухопутной войне не устанавливает также различия между агрессором и его жертвой, она делает только различие в 'способе оформления сделки о поставке оружия воюющим государствам.

Такое положение не соответствует задачам международного права. В несправедливой войне с обеих сторон или в случае, когда 104 не представляется возможным выявить агрессора, не может без ущерба принципу беспристрастия действовать старая формулировка ст. 7 пятой Гаагской конвенции 1907 г. Но в случае, когда известен агрессор, или во время вооруженной борьбы народа за свою свободу и самоопределение нейтральные страны не могут занимать по отношению к воюющим сторонам одну и ту же позицию. Агрессор и государство, подавляющее национально-освободительное движение, не должны получать оружия из нейтральных стран даже за свой счет, ибо это явилось бы поощрением стороны, ведущей несправедливую войну.

Вызывает критические замечания также глава о нейтральных лицах пятой Гаагской конвенции 1907 г. Нужно .отметить, что лица не являются субъектами международного права, а «качество нейтральности» они получают от нейтрального государства. В этом разделе данной конвенции ст. 18 не рассматривает поставки или займы частного лица нейтрального государства для одного из воюющих действиями, совершенными в его пользу, при условии, что поставщик или заимодавец не проживает ни на территории другой воюющей стороны, ни и а территории, занятой ею, и поставленные предметы не происходят с этих территорий.

Международное право, запрещая нейтральному государству снабжать воюющих оружием, исходит из признания факта, что такое снабжение есть прямой вклад ,в военные ресурсы воюющих. Но подобные поставки оружия гражданами нейтрального государства есть участие в войне. Следовательно, ст. 18 пятой Гаагской конвенции 1907 г. дает возможность ?буржуазному государству делать военные поставки воюющим при помощи своих граждан — частных собственников. Многие буржуазные авторы отстаивают такое положение. Тезис ?об отсутствии обязанностей нейтрального тосударства регулировать и ограничивать коммерческую и контрабандную торговлю своих граждан, препятствовать частным лицам продавать воюющим оружие из русских юристов отстаивал, например, Н. Коркунов 150. Из зарубежных ученых можно назвать

Ч. Грегори и Г. Бриггса. Американский юрист Чарльз Грегори стремился доказать, что граждане нейтрального государства имеют право продавать воюющим сторонам военное снаряжение как на основе международного права, так и по «соображениям благоразумия»151.

Другой американский ученый Г. Бриггс также пишет, что. нейтральные права и обязанности являются правами и обязанностями нейтрального государства, но не его граждан, и вовсе не требуется, чтобы такое государство препятствовало своим гражданам заниматься торговлей оружием с воюющими.

Но другая часть юристов справедливо придерживается иного мнения. Например, критически относился к ст. 7 пятой и тринадцатой Гаагских конвенций 1907 г. русский ученый А. Н. Соболев152. Венгерский юрист Гайду Дюла пишет, что Гаагские конвенции 1907 г. установили двуликий характер нейтралитета 153.

В настоящее время эксплуататорские государства, в которых процветает крупная частная собственность, и социалистические государства, где эта собственность ликвидирована, ставятся Гаагскими конвенциями 1907 г. о нейтралитете в сухопутной и морской воине в неравное положение в том смысле, что в социалистическом государстве немыслимы поставки оружия воюющим сторонам частными лицами, что разрешено конвенциями. Следовательно, буржуазное государство получает возможность фактически.участвовать в войне и считаться в то же время по смыслу конвенции нейтральным154. Очевидно, эти конвенции следует пересмотреть, чтобы запретить нейтральному государству в какой-либо форме вести торговлю оружием с воюющими сторонами.

Что касается правил нейтралитета во время морской войны, то вряд ли здесь следует идти по пути их усовершенствования.

В настоящее время в условиях права народов на мир не должно быть места агрессивным действиям на море. Былые представления о море, где воюющий может блокировать огромные районы, осуществлять осмотр нейтральных судов и т. д., пришли в противоречие с общепризнанным принципом международного права — принципом свободы открытого моря. В настоящее время «нормой международного праіва становится признание недопустимости военных действий в открытом море»155. Советский горист С. В. Молодцов справедливо отмечает, что «в самой природе открытого моря содержится отрицание возможности использования открытого моря для целей иных, чем мирные отношения между государствами»156.

Правила нейтралитета на море должны применяться в отношении нё нейтральных стран, как это было в прошлом, а самого моря, т.

е. открытое море должно быть нейтрализова но. Международным соглашением должно быть запрещено ведение военных действий, создание баз для войны is открытом море. Правила нейтралитета во время морской войны должны уступить место принципу: свободное море является действительно свободным для всех. Свобода морской торговли для не участвующих в войне государств должна быть заменена свободой торговли всех государств мира без всяких ограничений. Это тем более актуально, что США стремятся создать во многих морях земного шара базы для атомных подводных лодок и планируют превратить море в арену агрессивной ядерной войны. В связи с этим большое значение имеет предложение Советского Союза о создании безатомных зон в море, в частности в Средиземноморье. Атомная нейтрализация моря является частичной нейтрализацией — лишь в отношении применения атомного оружия. Но она может стать шагом к полному запрещению всяких военных действий в открытом море. Это возможно при заключении международного договора с одновременной ликвидацией государствами всех морских вооружений.

Практика показала, что отдельные части открытого моря уже объявлялись государствами нейтрализованными. Некоторые из них нейтрализованы сейчас. Так, -в настоящее время нейтрализация Антарктики распространяется на все районы открытого моря южнее 60-й параллели южной широты 157. Нейтрализация открытого моря в отдельном районе на основе международного соглашения не противоречит общепризнанным правам государств в открытом море. Наоборот, она ликвидирует все ограничения в отношении свободы морской торговли, которые возникают во время войны, и здесь находит свое полное воплощение принцип свободы открытого моря.

Нейтрализация открытого моря является в свою очередь предпосылкой к разрешению'других проблем, например, нейтрализации космического пространства, которое, как и открытое море, должно быть использовано только в мирных целях.

Таким образом, дальнейшее развитие правил нейтралитета во время морской войны следует считать нецелесообразным. Основной упор нужно делать на достижение договоренности между государствами о запрещении военных действий в открытом море, с которой исчезнет необходимость в правилах морского нейтралитета.

Уголовную ответственность военных преступников предусматривают: Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., Устав Международного трибунала по Югославии 1993 г. и Устав Международного трибунала по Руанде 1994 г.

Устав МВТ к международным преступлениям, влекущим уголовную ответственность физических лиц, относит следующие преступления:

а) преступления против мира:планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров;

б) военные преступления:убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников, бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или уничтожение общественной или частной собственности и др.;

в) преступления против человечности:убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступлений или в связи с любыми преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (ст. 6 Устава МВТ).

В этой же статье указывается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники упомянутых преступлений несут ответственность за все действия, совершенные любым лицом с целью осуществления вышеперечисленных преступлений. При этом "должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания" (ст. 7). Равным образом, "тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия" (ст. 8).

Ответственность за агрессию и связанные с ней преступления для физических лиц наступает в виде уголовной ответственности, реализуемой или международными военными трибуналами, создаваемыми заинтересованными государствами, или национальными судами жертв агрессии. Так, в 1946 и в 1948 гг. международными военными трибуналами в Нюрнберге и Токио были осуждены главные немецкие и японские военные преступники, из которых 19 были приговорены к смертной казни и 25 - к различным срокам тюремного заключения. Военными трибуналами СССР, США, Англии и Франции во время войны и после нее неоднократно проводились процессы над военными преступниками и предателями, виновными в массовом уничтожении граждан и военнопленных стран антигитлеровской и антияпонской коалиции.

Положения Устава МВТ были дополнены Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Протоколы исходят из недопустимости и преступности приказа, направленного на нарушение Женевских конвенций 1949 г. и Протоколов 1977 г. Лицо, издавшее такой приказ, и лицо, выполнившее его, совершают военное преступление и подлежат наказанию в уголовном порядке. Протоколы возложили обязательство на воюющие государства требовать от командиров своих вооруженных сил, чтобы они сами не нарушали положения Женевских конвенций, а в случае необходимости пресекали эти нарушения и уведомляли о таких действиях свои компетентные власти.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. предусматривает наказания не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также лиц, пытающихся совершить такие действия и принимающих соучастие в таких действиях. Конвенция обязывает государство - участника Конвенции или наказать такое лицо, или выдать его государству, обратившемуся к участнику Конвенции с требованием о выдаче преступника.

В 1976 г. в Луанде (Ангола) были осуждены наемники из США и Англии; в 1993 г. азербайджанским военным трибуналом были признаны наемниками и осуждены пять российских граждан (впоследствии помилованы Президентом Азербайджана); в бывшей Югославии в 1995 г. воевали наемники из различных стран, в том числе и из России. В Чечне на стороне чеченской вооруженной оппозиции принимали участие наемники из Афганистана и некоторых других стран.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена строгая ответственность за военные преступления. Вместе с тем уже давно пора разработать и принять закон, содержащий понятие "преступный приказ" и уголовную ответственность за его отдание и исполнение, а также необходимо отменить упомянутые бесчеловечные оговорки по ст. 10 и 11 Женевских конвенций 1949 г.

Международное сообщество, обеспокоенное ростом массовых преступлений во время так называемых "этнических чисток" (а по существу, геноцида) в различных районах мира, особенно в Югославии, приняло решение о создании специального судебного органа - Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за массовый геноцид на территории бывшей Югославии.

В октябре 1992 г. Совет Безопасности ООН по инициативе ООН учредил Комиссию по расследованию преступлений в бывшей Югославии, в феврале 1993 г. принял решение об учреждении Международного трибунала, а в мае 1993 г. при поддержке представителя России официально утвердил его создание.

Генеральная Ассамблея ООН 15-17 сентября 1993 г. избрала 11 членов Международного трибунала (от Австралии, Египта, Италии, Китая, Малайзии, Нигерии, Пакистана, США) и главного обвинителя (генерального прокурора Венесуэлы), выделив для первого года деятельности Трибунала 31,2 млн. долл. 17 ноября 1993 г. в Гааге во Дворце Мира состоялось первое учредительное заседание Международного трибунала, деятельность которого, как предполагается, выйдет за рамки только одной Югославии. В 1996 г. были выданы ордера на арест боснийских лидеров Караджича и Младича.

8 ноября 1994 г. Совет Безопасности ООН принял решение об учреждении Международного трибунала по Руанде для судебного преследования лиц, совершивших преступления в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

В Уставе Международного трибунала по Югославии к серьезным нарушениям Женевских конвенций 1949 г. отнесены: умышленное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; взятие гражданских лиц в качестве заложников (ст. 2).

К нарушениям законов или обычаев войны отнесены (перечень не является исчерпывающим): применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью; нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников и художественных и научных произведений; разграбление общественной или частной собственности (ст. 3).

Понятие "геноцид" совпадает с аналогичным понятием, определенным в Конвенции о предупреждении преступления, геноцида и наказании за него 1948 г. (ст. 4).

К преступлениям против человечности отнесены: убийства; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилования; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам; другие бесчеловечные акты (ст. 5).

В Уставе международного трибунала по Руанде при совпадении определений геноцида и преступлений против человечности с определениями по Уставу международного трибунала по Югославии в отдельную статью выделены нарушения ст. 3, общей для Женевских конвенций и Дополнительного протокола II. К таким нарушениям отнесены: посягательство на жизнь, здоровье и физическое или психическое благополучие лиц, в частности убийство, а также жестокое обращение, как, например, пытки, увечья или любые формы телесного наказания; коллективные наказания; взятие заложников; акты терроризма; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее достоинство обращение, изнасилование, принудительная проституция и любые формы непристойного нападения; мародерство; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями; угрозы совершения любого из вышеперечисленных деяний (перечень не исчерпывающий) (ст. 4).

Практически все страны мира согласились с тем, что срок давности на должен применяться к военным преступлениям и преступлениям против человечества, расширив перечень преступных деяний включением в него преступлений геноцида и апартеида.

26 ноября 1968 г. была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. В ней говорится, что "никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:

а) военные преступления, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала. а также, в частности, серьезные нарушения, перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.;

в) преступления против человечества независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Нюрнбергского Международного военного трибунала. изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены" (ст. 1).

При этом наказанию подлежат представители государственной власти и частные лица, как соисполнители и соучастники, так и подстрекатели, независимо от степени завершенности преступлений. На военных преступников право убежища не распространяется.

США и другие члены НАТО, развязав агрессию против Югославии, совершили преступление против мира(планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров: Пакта Бриана - Келлога 1928 г., Устава ООН, Североатлантического договора 1949 г.), а также военные преступления(нападение и уничтожение гражданских объектов, домов мирных жителей, средств и объектов жизнеобеспечения населения, объектов, содержащих угрозу массового уничтожения населения (гидроэлектростанции, химические предприятия, нефтехранилища и др.), поездов и автобусов).

Президент США Б. Клинтон, государственный секретарь М. Олбрайт, министр обороны США У. Коэн, Генеральный секретарь НАТО X. Солана, Верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе У. Кларк совершили преступления, предусмотренные Уставом Международного военного трибунала, за которые главные военные преступники Германии и Японии были осуждены и повешены. Все эти лица должны предстать перед Международным трибуналом по Югославии с учетом положений Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. независимо от виновности или невиновности Президента Югославии С. Милошевича. Другие руководители стран НАТО являются соучастниками коллективной агрессии против Югославии.

Как показала международная практика государств и многочисленные локальные войны и межэтнические конфликты, международное право в период вооруженных конфликтов и поныне сохраняет свою актуальность и нуждается в постоянной корректировке и развитии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое театр войны и кто такие участники войны?

2. На какие объекты запрещается нападать?

3. Перечислите запрещенные средства и методы ведения войны.

4. Что такое нейтралитет? Каковы права и обязанности нейтральных государств в войне?

5. Какие существуют виды перемирия и капитуляций?

6. Что вы знаете о Международных трибуналах по Югославии и Руанде?

ЛИТЕРАТУРА

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.

Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.

Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.

Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.

Coates A.J. The Ethics of war. Manchester / New York, 1997.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

В период вооруженных конфликтов некоторые государства отказываются участвовать в них и оказывать помощь воюющим сторонам через свой нейтральный (от лат.- что не принадлежит ни тому, ни другому) статус. Нейтралитет во время войны есть двух видов: постоянный (на случай любой войны) или временный (только по конкретной войны), что государство официально заявляет. Например, Швейцария с 1815 г. является постоянно нейтральной страной. Украина в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 г. заявила о своей решимости стать в будущем постоянно нейтральным государством. Норвегия во время Первой и Второй мировых войн заявляла о временном нейтралитете, однако Германия в годы Второй мировой войны оккупировала Норвегию, грубо нарушив ее статус временно нейтрального государства. И это был не единичный пример нарушения Германией законов и обычаев войны в отношении нейтральных государств в период 1939-1945 гг.

Нормы международного права регламентируют права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении них в случае вооруженного конфликта. Эти нормы закреплены в Гаагских конвенциях 1907 г.: о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, а также в других международно-правовых актах. Основное положение этих норм сводится к тому, что территория нейтрального государства не может превращаться в театр военных действий.

Воюющим сторонам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. Нейтральное государство обязано интернировать войска воюющей державы, если они окажутся на ее территории. На территории нейтрального государства не допускаются открытия и функционирования вербовочных пунктов воюющих государств; размещение радиостанций и других средств связи воюющих сторон. Запрещается оказание помощи воюющим государствам оружием и другими военными материалами со стороны нейтрального государства.

В случае посягательства на статус нейтрального государства она может использовать вооруженные силы для защиты нейтралитета. Однако провоза больных и раненых воюющих сторон через территорию нейтрального государства допускается.

Граждане нейтральных государств могут как добровольцы сражаться на стороне воюющего государства. При этом они становятся комбатантами и теряют статус нейтрального лица.

Есть своя специфика нейтралитета в морской и воздушной войне. Так, воюющим государствам запрещается вести военные действия в территориальных водах нейтрального государства: захватывать торговые суда другой воюющей стороны; создавать в этих и внутренних морских водах базы для военно-морских операций; устанавливать радиостанции для связи со своими вооруженными силами. Нейтральное государство не может участвовать в снабжении воюющих сторон военными судами, боеприпасами и другими военными материалами, а также оборудовать и вооружать любое судно, если е основания полагать, что оно примет участие после выхода из ее территориальных вод в боевых действиях на стороне одного из воюющих государств.

в то же Время воюющие стороны могут использовать территориальные воды и порты нейтрального государства на определенных ею условиях, одинаковых для всех воюющих государств. Так, военные корабли воюющей державы могут получить топливо в порту нейтрального государства, однако повторно эту операцию могут осуществить не ранее, чем через три месяца. Обычно время пребывания военных кораблей воюющих государств в территориальных водах нейтрального государства ограничивается, тогда как торговые суда воюющих сторон имеют право свободно посещать или проходить транзитом воды нейтральных государств, открытые для мирного торгового мореплавания. Время пребывания их в таких водах не ограничивается.

Режим нейтралитета в морской войне охватывает также борьбу воюющих сторон с военной контрабандой. Последняя означает перевозке нейтральным государством запрещенных воюющей стороной предметов и материалов с целью поставки противоположной воюющей стороне. Военная контрабанда есть двух видов: абсолютная и относительная (условная). Абсолютная контрабанда-это перевозки материалов сугубо военного назначения (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, амуниция и т.п.). Относительной контрабандой является перевозка предметов двойного назначения, использование которых возможно как в мирных, так и в военных целях (золото, ценные бумаги, средства связи, топливо, продукты питания, одежда и т.д.).

Однако ни при каких условиях перевозки медикаментов не рассматривается как военная контрабанда. Предметы, признанные военной контрабандой, конфискуются, если будет доказано, что они направлялись на территорию врага или оккупированные им территории. В 1909 г. была принята Лондонская декларация о праве морской войны, что урегулировала среди других и вопрос военной контрабанды. И хотя Декларация не вступило в силу, многие ее положения используются, поскольку приобрели характер обычных норм.

Нейтралитет в воздушной войне не регламентируется конвенционными нормами. Общие правила нейтралитета, установленные в законах и обычаях войны, применяются также к воздушной войны: воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно; запрещено пролет летательных аппаратов воюющих сторон через воздушное пространство нейтрального государства, преследование летательных аппаратов противника и вступление с ними в бой; военные самолеты воюющих сторон, что приземлились в нейтральной государству, задерживаются, а экипажи інтернуються до конца войны; воюющим сторонам запрещается воздушное транспортировки своих войск и вооружений через территорию нейтрального государства; транспортировка раненых.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: