Каковы перспективы государства и права в условиях информационного общества

Обновлено: 27.03.2024

Информация была и есть частью жизни общества, как и информационная безопасность. Вопрос защиты информации всегда был актуален, будь то шифрование писем в прошлых столетиях или криптографические средства защиты сейчас – цель всегда будет преследоваться одна. В условиях информационного общества этот вопрос стоит особенно остро, так как современные реалии развития информационных отношений подразумевают широкое использование и высокую ценность информации, а значит огромный поток передаваемой информации всегда будет подвергаться недобросовестной деятельности. В современной России уже сформированы частично методы защиты информации на государственном уровне, а также продолжается гонка за далеко убегающими технологиями и новыми способами защиты права. В сфере права ситуация так же не стоит на месте. Для детального рассмотрения того, как менялась информационная безопасность на законодательном уровне стоит определиться, что затрагивает данное понятие именно в праве и именно в России.

1) Так, если мы откроем Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" то увидим, что информационная безопасность – это состояние защищенности общества и государства, отдельного гражданина от информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру. То есть это состояние защищенности общества от недобросовестной информации либо от ее разглашения.

2) Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон № 149-ФЗ) владелец информации обязан принимать меры по ее защите, из чего следует, что защита информации (как информационная безопасность) – совокупность обязательных действий владельца информации не только по ее защите (защита от уничтожения, распространения, копирования и т.д. (ч. 1 ст. 16 Закон № 149-ФЗ)), но и реализации права на доступ к ней.

3) Также под защитой информации понимается защита интеллектуальной собственности, ограничение доступа к ней и ее законное распространении (касается, например, ноу-хау).
Для рассмотрения основных изменений в российском законодательстве за последнее время стоит понимать, что "информационная безопасность" имеет, скажем так, различную направленность, что мы и видим согласно представленным выше определениям. Соответственно, мы разделим на 3 этапа основные изменения в сфере информационной безопасности.


Этап 1. Основные права и обязанности

1) Данный этап можно назвать формированием правовой защиты информации. А значит, стоит начать с Конституции РФ, которая является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России:

2) К этому же этапу можно отнести первые редакции Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который, как острог и каркас имел лишь основные понятия: устанавливал обязанности государства в сфере защиты информации, создал пока еще только понятие об информационных ресурсах государства, отнес информационные ресурсы к общероссийскому национальному достоянию (2003 год).

3) Правовой режим государственной тайны установлен первым в истории российского государства Законом "О государственной тайне", который вступил в действие 21 сентября 1993 года (новая редакция Закона Российской Федерации "О государственной тайне" была принята в 1997 году).

4) Указом от 6 марта 1997 года № 188 был закреплен перечень сведений конфиденциального характера, таких как персональные данные, тайна судопроизводства, коммерческая тайна и т.д.
Данный этап подразумевал под собой формирование основных сводов и правил для дальнейшего формирования защищенности интересов в информационной сфере. Основной уровень прав – гарант правового общества, соответственно эти меры были просто необходимы и отражали основные принципы государства. Практическая ценность данных прав – нормальное функционирование судебной системы в России.


Этап 2. Формирование основных направлений и их реализация

Данный этап и перечень всех изменений проще всего будет рассмотреть на примере двух Доктрин информационной безопасности Российской Федерации 2000 и 2015 года. Хоть они и не отражают всех изменений, внесенных за этот период с 2000 по 2016 год, но вполне отражают общую тенденцию выходящих тогда паровых актах и изменениях в праве. Данный анализ основан на статье: Информационная политика России в обеспечении информационной безопасности личности: история и современность (Чеботарева А.А.) ("История государства и права", 2015, № 24)

1) Доктрина информационной безопасности личности Российской Федерации 2000 года (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) ставит перед собой основную задачу – это защита личности в информационной сфере. При этом интересы личности в информационной сфере заключаются как в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, так и в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

2) В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) один из принципов, на которых базируется развитие информационного общества в России, – это обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. В качестве одного из направлений реализации Стратегией названо обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований к обеспечению безопасности информации ограниченного доступа, что и подтвердила Доктрина 2016 года. Разработка новой Доктрины продиктована изменившимися реалиями, связанными с угрозами информационной безопасности, изменением в стратегическом планировании в сфере обеспечения национальной безопасности.

Из чего можно сделать вывод, что данный этап формирует две основные направленности: внутреннюю (2000 год) и внешнюю (2016 год). Право в сфере информационной безопасности формируется именно по этим двум направления, составляя тандем из состояния защищенности каждой отдельной личности, общества и государства. На деле – направление развития права в сфере информационной безопасности дало точек к конкретизации различных паровых случаев и возможность следовать тенденциям глобальной информатизации. Вопрос же в реализации данных направлений отразился в Этапе 3.


Этап 3. Гонка с технологиями

С формированием информационного общества поток информации в мире непрерывно растет. Это в первую очередь обеспечено технологиями, которые постоянно совершенствуются и дорабатываются, а также внедрением новых возможностей в систему взаимодействия общества. Право во всем мире постоянно старается залатать дыры, образованные новыми возможностями. Защита прав личности, корпоративной тайны, государственной тайны сейчас скорее вопрос не только права, но и физики, математики. А значит, недостаточно выпустить НПА и тем самым закрыть брешь, но и необходимо создать технологическую почву для его реализации. Этим и обусловлены все новые НПА, выходящие приблизительно с 2016 года. Будь то еще не уступивший в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который направлен на регулирование криптовалют, а значит защиту пользователей криптовалют. Или новая редакция Закона. № 149-ФЗ, о нововведениях которой хотелось бы упомянуть, что бы картинка развития права в сфере информационной безопасности в России была целостной. Итак, на что направлены новые изменения в Закон № 149-ФЗ? На борьбу с "пиратством". Предыдущий опыт показал неэффективность борьбы с пиратством в России. Поэтому, это закономерное изменение. Так, правообладатель теперь сможет блокировать через Роскомнадзор не только ресурс, на котором опубликован материал, но и ограничить доступ также к программам, которые обеспечивают работу "пиратских" сайтов в Интернете. А у провайдеров появятся новые обязательства. В соответствии с новой ч. 3.1 ст. 15.2 Закона № 149-ФЗ владелец информационного ресурса, на котором находится программное приложение, обеспечивающее использование "пиратского" сайта, обязан проинформировать об этом владельца программного приложения и уведомить его о необходимости незамедлительно ограничить доступ к произведениям или иной интеллектуальной собственности, которые распространяются без разрешения правообладателя. То же самое касается и разработчиков программ, на которых публикуются незаконно произведения интеллектуальной собственности.

Рассмотрев поэтапно историю развития информационной безопасности в России, напрашивается ряд вопросов, которые могут задать себе предприниматели. Однако, данная хронография законодательных актов – не более чем направление деятельности государства в сфере защиты информации. Ее непосредственное применение в судах или досудебном порядке неприменимо. Но! Знания и понимание процессов – сила, которая не даст растеряться на практике. Так, понимая, что деятельность законодателей направлена сейчас на ужесточение мер по защите авторских прав, а так же появление новых возможностей кредитования – можно взять кредит под залог интеллектуальной собственности, как это было сделано впервые в России в октябре 2020 года. Так же, например, понимая, что хоть и основные меры по защите предпринимательства и бизнеса идут с 2016 года – многие моменты, связанные с техническим обеспечением являются незащищенными. Поэтому стоит трижды рассмотреть новые капиталовложения, связанные с передачей данных по интернету, но и бояться нового – стагнация для бизнеса. Описать каждый новый элемент технологических достижений невозможно как в нормативно-правовых актах, так и в этой статье. Тем не менее, можно дать простое понимание общей картины. Поэтому ниже будут приведены вопросы. Которые задает каждый предприниматель века информационных технологий.

1) Как предприниматель может защитить свои данные на просторах Интернета?

С развитием технологий способы утечки корпоративной, личной информации, имеющие материальную ценность, являются важным ресурсом для любого бизнеса по всему миру. Минимизация возможности утечки таких данных путем ужесточения мер идентификации и аутентификации – единственный надежный вариант на сегодняшнее время. Если Ваши персональные данные уже находятся в Интернете – изъять их будет куда сложнее, чем постоянно проводить профилактику и соблюдать меры предосторожности. Для этого есть два основных направления: ужесточение мер безопасности на внутреннем уровне или передача на аутсорсинг. Внутреннее ужесточение имеет потолок в виде вашего IT-отдела. Аутсорсинг же пестрит выбором и необходимо тщательно выбирать партнера для передачи ценной информации. Если же ситуация уже вышла из-под контроля, стоит учитывать, что судебная практика имеет смешанные решения по вопросам утечки персональных данных, но шансы получить компенсацию и пресечь утечку данных куда проще при передаче оператору персональных данных на аутсорсинг. Так, после внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" появились компании на аутсорсинге, которые предлагают услугу облачного хранилища, то есть хранение всего объема данных от первичных документов до счетов в защищенном облаке данных на серверах компании, предоставившей услугу. Но все равно по итогу никто не застрахован от утечки данных, вопрос лишь в процентном шансе заиметь проблемы с данными, так как находятся все новые и новые способы украсть персональные данные. Из чего следует вывод, что каждый предприниматель должен быть готов столкнуться с чем-то новым. Как в положительном, так и в отрицательном ключе.

2) И вытекающий вопрос из предыдущего – а что делается для предотвращения таких случаев на законодательном уровне? Как в России решают проблему технологического отставная в защите персональных данных?

Хоть и отставание от технологий чрезмерно велико, процесс все же есть. Помимо упомянутой выше новой редакции Закона № 149-ФЗ, направленной на защиту в Госдуму было внесено порядка 10 проектов, касающихся непосредственно мер по защите персональных данных. Ввели уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети, уточнения порядка обработки персональных данных по поручению оператора, а также уточнения требований по обеспечению безопасности обрабатываемых персональных данных, уточнения сведений, передаваемых оператором связи и других данных. В техническом плане постоянно совершенствуются способы шифрования криптографии (например, разрабатываются новые системы токенов для обеспечения информационной безопасности пользователя). Тем не менее, конкретизация в праве и новые методы шифрования в техническом плане рождают новые методы обхода всех средств защиты и эта гонка будет продолжаться бесконечно.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

В условиях модернизации оказываются более востребованными такие функции государства как:

1) формирование законодательства, обеспечение законности и правопорядка; 2) оборона, защита от внешних угроз;

3) обеспечение макроэкономической стабильности;

4) осуществление институциональных изменений, проведение необходимых реформ.

Вся работа по модернизации должна быть направлена на свободу деловой активности граждан, на формирование и поддержание системы информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и государственных учреждений, поддержку инноваций, создание новых технологий, новых компаний, и наконец, несомненный приоритет, гарантирующий долгосрочный результат – вложение в науку и образование.

Эта работа коснется и обновления капитала, и перестройки инфраструктуры, но более всего – серьезного повышения качества человеческого капитала – профессионализма, образования, здоровья и долголетия, деловой и трудовой этики, менталитета. Требования постиндустриального общества, которым нужно соответствовать, чтобы достичь цели, касаются прежде всего этих качеств, обстановки свободы и доверия, благоприятной для творчества и коммуникаций. [9]

Главным предметом модернизационной концепции является само общество. Точнее, определенный тип общества – общество модерна.

Одна из базовых типологических характеристик общества модерна- превращение индивида, гражданина, а не общины, сословия либо корпорации, в базовую единицу общества.

Такое понимание модернизации позволяет расставить акценты в дискуссии о балансе между государством и гражданским обществом, централизацией и частной инициативой в модернизационном процессе.

Итак, модернизация представляет собой не процесс развития технологий, а прежде формирование социума, способного их воспроизводить и использовать себе во благо, формирование (реформирование) базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.

Модернизация государства преследует две основные цели:

1. приблизить государство к его гражданам;

2. сделать более эффективными действия государства и его администрации.

Главная миссия модернизации общества в государстве – полноценная социализация человека и формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества, создание такого общества, где каждый будет себя чувствовать максимально комфортно и защищено.

Роль государства в процессе модернизации состоит в гарантировании решения социально-экономических проблем, ради которого она и предпринимается. При этом государство имеет конечный ресурс воздействия на различные сферы общественной жизни, то есть не может управлять всем и вся. Конечность государственных ресурсов – первый фактор, определяющий место государства в процессе модернизации. Вторым является ответственность. Государство призвано быть организатором процесса модернизации, решать, каким образом могут и должны быть модернизированы отдельные сферы общественной жизни. Его основной задачей следует считать установление справедливых правил и заключение соответствующего общественного договора.

Современное информационное государство должно быть организовано по модели живого организма, где знания и информация становятся ведущим фактором развития. Общественное богатство все чаще ассоциируется сегодня с обладанием информацией, и уже сейчас «знаниеемкие» отрасли управления обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта.

Другими словами, информационное государство должно взять на себя инициативу в объединении и консолидации гражданского общества и корпораций Само информационное государство как центр принятия решений должно представлять собой систему консолидации политической власти, функционального представительства и общественных организаций.

Действие права как категория современной юридической науки. Общетеоретическая модель правореализации и ее современное видение. Проблема прямого действия Конституции.

Правоотношение в свете современных философских взглядов на общественные отношения. Юридические факты и их роль в правореализационных процессах. Теория договора как основания возникновения обязательственных правоотношений.

Правоприменительная деятельность и ее роль в правореализационных процессах на современном этапе. Проблема правоприменения при пробелах и коллизиях в праве.

Толкование норм права и роль профессионально-правовой культуры юриста в процессах правообразования и правоосуществления. Юридическая техника как одна из форм правовой культуры.

Вопросы к практическому занятию

1. В чем заключается ценность деятельностного подхода при изучении правовой сферы жизни общества?

2. Охарактеризуйте процессуальную и видовую структуры правовой деятельности.

3. Каковы функции управленческой деятельности в правовой сфере?

4. Как соотносится право и правовая деятельность?

5. Чем отличается правовая деятельность от правовой активности, правового поведения и правовой практики?

6. Охарактеризуйте специфику правовой деятельности как объекта правового познания: сущность, содержание, форма.

7. Каковы критериии правомерности дейтельности людей в правовой сфере?

8. В чем причина правовых отклонений в современном обществе?

9. Почему возникает необходимость в профилактике правонарушений?

10. Назовите основные виды правонарушений и раскройте их суть на основе анализа правоприменительной практики.

11. Почему злоупотребления правом (полномочием) столь распространены в современной действительности? Каковы юридические средства борьбы с ними?

12. Что такое объективно противоправное поведение?

13. В чем заключается сложность проблемы правоприментельных ошибок с позиций юридической науки и практики?

14. Как соотносятся понятия «меры юридической защиты» и «юридическая ответственность»?

15. В чем заключаются теоретические и практические проблемы типологизации юридической ответственности? Какие относительно новые ее виды выделяются в юридической науке?

Тема 4. Правовая политика современного государства

Сущность правовой политики современного государства, ее приоритеты и цели. Взаимодействие права и политики. Методологические основы исследования государственной правовой политики. Особенности правотворческой и правоприменительных форм правовой политики. Проблемные аспекты правоприменительной политики. Правовое прогнозирование и развитие доктринальной формы правовой политики в современных условиях. Вопросы участия, самореализации личности в правовой политике, формирование правового государства. Актуальность совершенствования судебной системы, деятельность правоохранительных органов по защите прав и свобод личности. Значимость правовой политики в совершенствовании российской правовой действительности, достижение согласованности юридической информации. Усиление роли права в жизнедеятельности современного общества.

Тема 5. Право и государство в информационном обществе: проблемы современного научного осмысления

Информационное общество и роль государственно-правовых институтов в его формировании. Информационные технологии и их роль в профессиональной деятельности юристов. Правовая информация как основа государственного управления в современном обществе. Информационные технологии в деятельности хозяйствующих субъектов.

Информация, информатизация, Интернет: теоретические и практические вопросы правового регулирования. Право реального и виртуального пространства, особенности, основные тенденции развития в системе российского права. Информационно-правовая деятельность и ее разновидности в современном обществе.

Вопросы к практическому занятию

1. Что такое информационное общество?

2. Какова роль государства в формировании информационного общества?

3. Каковы положительные и отрицательные стороны информационного общества, в том числе в политической и правовой сферах?

4. Что следует понимать под информационной революцией?

5. Дайте определение понятия «Интернет». Возможно ли его правовое регулирование?

6. Что понимается под информационной функцией государства?

7. Каковы цели и задачи «электронного правительства»? Назовите конкретные шаги на пути его создания в России.

8. Дайте правовое понятие информации, охраняемой законом информации, официального документа.

9. Охарактеризуйте теоретические и практические проблемы электронного документооборота в современной России.

10. Какое место занимает информационное право в системе российского права?

11. Раскройте понятие «информационная безопасность». Назовите его виды.

12. Охарактеризуйте значение информационных технологий в деятельности хозяйствующих субъектов.

Взаимодействие права и политики.

Сущность правовой политики современного государства, ее приоритеты и цели.

Вопросы участия, самореализации личности в правовой политике.

Особенности правотворческой и правоприменительных форм правовой политики.

Актуальность совершенствования судебной системы, деятельность правоохранительных органов по защите прав и свобод личности.

Информационное общество и роль государственно-правовых институтов в его формировании.

Правовая информация как основа государственного управления в современном обществе.

Право реального и виртуального пространства, особенности, основные тенденции развития в системе российского права.

Информационно-правовая деятельность и ее разновидности в современном обществе.

Информационные технологии и их роль в профессиональной деятельности юристов.


В статье обозначаются понятия информационного общества и информационного пространства. Рассматриваются источники правового регулирования отношений в информационном обществе Российской Федерации.

Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, проблемы регулирования, правовое регулирование

Благодаря стремительному развитию рыночной экономики и переходу общества на новый уровень развития с использованием информационных технологий, в правовом демократическом государстве появились новые проблемы по формированию единого информационно-правового пространства. Благодаря формированию единого информационного пространства обеспечивается правовая информированность каждого гражданина и все общество в целом.

В настоящее время развитие государства и общества от прошлого отличается тем, что информационные отношения и процессы являются важным элементом в обеспечении деятельности граждан, различных предприятий и государственных органов. Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства. Первостепенный потенциал любого общества и государства составляют информационные, финансовые, природные и другие ресурсы. Поэтому информация важна для всего человечества.

Под информацией понимаются сведения любого характера, которые сохраняются, принимаются и передаются информационными системами, электронными машинами или живыми организмами.

Понятие единого информационного пространства включает в себя общность банков и баз данных, которые содержат различную информацию, а также технологии ведения и использования таких данных. Другое определение приводят учёные в сфере информационного права: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А.

По их мнению «под единым информационным пространством страны предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечения национального информационного суверенитета» [5].

К основополагающим признакам единого информационного пространства государства относятся:

‒ безопасное информационное сотрудничество между национальными организациями, гражданами и государством;

‒ удовлетворение важных информационных потребностей граждан государством;

‒ государственное регулирование отношений между субъектами по информационному взаимодействию посредством применения единых правил и общих принципов, используемых в развитии и формировании единого информационного пространства;

‒ одинаковая доступность для граждан, органов и государства к открытым источникам предоставляемой информации, а также наличие правового равенства;

‒ сбережение равноправия интересов для вхождения в глобальное информационное пространство, а также обеспечение внутригосударственного информационного суверенитета.

Под информационным обществом обычно понимается новая фаза исторического развития, концепция постиндустриального общества самым важным для которого является обладание знаниями и информацией.

Важным достоинством единого информационного пространства является способность влияния граждан на происходящие процессы в обществе. Также ещё одним достоинством информационного пространства является возможность удовлетворения социальных процессов с помощью использования и распределения информации.

Согласно п. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1]. И статья 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит, что «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [2]. На свободное получение гражданином правовой информации также не должно устанавливаться каких-либо ограничений. Согласно п. 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Поэтому можно сделать вывод, что право общества на пользование, хранение и распоряжение информацией признается не только на международном уровне, но и на национальном уровне. Положения законодательства, обеспечивающие свободу и доступность информации для человечества, имеют важное значение.

Национальное законодательство Российской Федерации регулирующее сферу информации помогает разрешать проблемы, связанные с развитием информационного пространства в стране. А именно Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» [4], который отражает возможности для граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Данный Федеральный Закон устанавливает равное право на получение и пользование информацией для граждан, право на производство и разработку информационных систем и критерии разграничения информации относящуюся к служебной, коммерческой, государственной или иным видам конфиденциальной информации.

В Конституции Российской Федерации прямо закреплено право граждан на семейную и личную тайну, а также на неприкосновенность частной жизни. С помощью закрепления этого права государство установило определенные ограничения права на получение информации связывая их охраной личных прав человека. В данном случае таковыми являются: право на неприкосновенность частной жизни, и право на обеспечение репутации иных лиц. В Конституции сказано, что незаконное, то есть без согласия лица хранение, распространение, использование и сбор информации о личной жизни не разрешаются.

Установленная в Конституции РФ норма сформулирована достаточно обширно, и она обязывает неукоснительно соблюдать абсолютно всех определенные правила. Также выполнение такой обязанности относится не только к гражданам, но и к органам государственной и муниципальной власти, к предприятиям и организациям.

Ограничение права в области информации распространяется не только на персональные данные, но также и на другие сведения. Например, на сведения, которые составляют служебную, государственную и коммерческую тайну. Под ограничения подпадает и иная информация имеющая ограниченный доступ и именуемая конфиденциальной. На каждую информацию устанавливается соответственный правовой режим, который может ограничивать доступ к ней по специальным критериям.

Главную роль информация играет не только для граждан в государстве, но и для внутригосударственных органов, специализирующихся на управлении обществом. Процесс управления обществом включает в себя информированность государственных органов о происходящих в государстве и мире явлениях и процессах. Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.

Порядок и основные правила регулирующие информационное обеспечение государственных органов закреплены в нормативно-правовых актах как федерального, так и локального значения, обычно информационное обеспечение осуществляется в силу закона. Также информационное обеспечение регулируется актами международного характера.

Основным международным актом, положившим начало по созданию законодательства в области информационной безопасности и информатизации в рамках СНГ, является «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» заключенное 08 декабря 1991 года [3]. Данное соглашение установило приоритеты благоприятных условий вхождения государств в международный информационный альянс. Согласно статье 4 «государства обязуются развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства». А согласно статье 5 «государства гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества».

Множество отношений между государством и гражданами порождаемые развитием информационного общества подталкивает на создание различных подходов к созданию правовых механизмов регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что современное общество трудно уже представить без развитых информационных технологий. Но чтобы можно было использовать свободно информацию и базы данных, нужно создать защиту на законодательном уровне. В усиленной защите от внешних посягательств нуждается информация, используемая в системе государственной власти и в различных отраслях государства.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.07.2014). // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 145.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1995. — № 67.
  3. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Сборник международных договоров. — 1994. — № 47.
  4. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2006. — № 165.
  5. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право СПб.: Юридический центр Пресс. — 2001. — 789 с.

Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, Российская Федерация, государство, информационное общество, гражданин, информационное пространство, информация, информационное обеспечение, орган, государственная власть.


На сегодняшний день различные сферы жизни человека особо массово охватила тенденция к цифровизации. Довольно сильные изменения претерпевают политические, экономические и социальные институты. Ранее в истории не было подобного аналога этапа человеческих отношений, происходит становление «новой» реальности — цифровой. Соответственно, такие трансформации касаются и области права, изменяя его целевую функцию. Оно начинает быть не только средством осуществления государственной власти, инструментом регулирования общественной и гражданской жизни людей, но и в результате чего становится объектом воздействия и влияния цифровизации. Далее происходит изменение его форм, механизмов и действий. Чтобы идти в ногу со временем, государству необходимо подстраиваться под все новые тенденции и пересматривать порядок осуществления власти. Государство по-разному адаптируется и реагирует на новые направленности в обществе и цифровой реальности, пытаясь управлять особенно видоизменяющимися общественными отношениями.

Сильный скачок в развитии информационно-коммуникативных технологиях повлек за собой еще больший интерес к научному прогрессу и совершенствованию общественных отношений, тем самым формируя новый мир и новую реальность. Закономерным становится тот факт, что такая тенденция неизбежно касается области права, хотя бы потому, что появляются новые механизмы Интернет-торговли, площадки для обучения, блоггинг и многое другое. Ведь все это необходимо регулировать и как-то собирать налоги. Именно поэтому право становится еще и объектом цифровизации. Но в современном мире еще нет достаточно ясного понимания какой вектор и какие закономерности будут следовать за такими трансформациями. Возможные решения и пути можно найти в зарубежной литературе, касающиеся скорее практических сторон применения цифровизации на область права и юриспруденцию. Например, использование электронных источников, обучение юристов новым навыкам, хранение большого объема информации, обеспечение мощной системы безопасности базы данных, продвижение услуг профессиональных юристов и многое другое. Наряду с этим, особое место занимают дискуссии по поводу «поиска оптимальных решений и разработки моделей правового регулирования общественных отношений, сопряженных с применением цифровых технологий в области финансов, публичного управления, создания искусственного интеллекта» [1, с. 6].

Правильное понимание обозначенного вопроса носит не только формальный характер, но и практический. По мнению Т. Я. Хабриевой [2, c.6], из-за желания сделать все в электронном виде и регулировать практически все сферы информационного пространства, возможно частичное утрачивание преимущества национального влияния, в связи с чем повышается роль международного авторитета. Такие процессы, как глобализация, массовизация и подчинение областей жизнедеятельности человека начинают постепенно стирать рамки особых национальных принадлежностей, включая традиции и нормы права для каждой отдельной страны.

Наряду с этим, довольно чувствительным вопросом является перспективы юридической профессии в условиях массовой роботизации различных профессий. Поскольку юриспруденция является не чистым набором механических навыков и отточенных действий, ограниченная лишь знанием законов и кодексов, то будет практически невозможно создать такой искусственный интеллект, который будет выполнять работу юриста не хуже человека. Ведь юриспруденция — это отчасти творческая профессия, требующая не сугубо знаний закона, но и искусства его применения и воплощения. Поэтому, скорее всего в обозримом будущем заменить человека в столь сложной сфере будет не просто, и как следствие — профессия юриста будет востребованной на рынке труда еще долгое время.

Задаваясь такими вопросами, как, возможна ли замена человека на робота и на искусственный интеллект, мы прежде всего сталкиваемся с переосмыслением социальной реальности и традиционного уклада жизни. Смена концептуальных рамок права перед вызовами современного мира и науки способна менять его восприятие. В первую очередь цифровизация права может менять его облик и регулятивный потенциал. Можно говорить о зарождении нового права, которого не было ранее. Предполагая дальнейшее развитие права, укажем на несколько путей. Первый вероятный путь — это трансформация права в другой социальный регулятор, либо же гибридную форму. Второй — право сохранит свое традиционное и исконное назначение, сосуществуя с цифровизацией. И третье — создание новых нормативных регуляторов параллельно с классическим правом и законами [3]. Но последний путь, самый маловероятный.

Обращая внимание на довольно острые вопросы идеи права в условиях трансформации общественных отношений под влиянием современных технологий, следует обратиться к докладу доктора философских наук, профессору В. С. Степину. В докладе «Формирование правового сознания и поиск новых стратегий цивилизационного развития» идея права соотносится с культурным укладом жизни людей. В. С. Степин указывал на важность сохранение основы права — равенства права для всех, поскольку эта идея была заложена еще в эпоху Ренессанса, Возрождения. Именно в эту эпоху было сформировано право в понимании рационального уклада и картины мира, позволяющее сгладить социальное неравенство между слоями населения и «в которой демократическим образом уравновешены различные социальные силы» [4, c.172] Под воздействием цифровизации происходит изменение рациональности и переосмыслению права как социального регулятора. Цифровая эпоха не только принесет изменения и новые тенденции в отдельных сферах общественной жизни, но и в отношении прав человека.

С появлением новых технологий и цифровизации областей человеческих отношений можно выделить тенденцию развития информационного права как отдельной отрасли права в юридической науке. В Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты, касающиеся данной области. С появлением новых актов формируется новый понятийно-категориальный аппарат, например, «цифровая экономика», «информационное общество», «информационная безопасность РФ» и так далее. Но чтобы данные акты эффективно работали в нашей стране, В. В. Путин в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме 2017 г. указал на важность понимания новых тенденций: «намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня — добиться всеобщей цифровой грамотности». Речь идет о восприятии человеком новой реальности, новых законов и привыкания к ним. Чтобы качественно работали законы в сфере информационного поля, нужно понимание механизма работы цифровых вещей на базовом уровне.

Как бы то ни было, информационное право на данный момент является частью современных отраслей права. В его недрах формируется новый понятийный аппарат, который используется не только представителями власти, но и входит в разговорную речь населения. Примерами таких слов может послужить «доменное имя», «инсайдер», «сетевой адрес», «информационная безопасность детей». Государство в 21 веке уделяет пристальное внимание информационной безопасности, поскольку цифровизация на государственном уровне требует новых методов сохранения информации вне доступа. Информация — это важный ресурс, из-за которого могут происходить информационные войны. Именно поэтому, в российских вузах постепенно вводят все новые и новые специальности, такие как кибернетическая безопасность. Также такие дисциплины, как «Информационное право», «Правовое регулирование электронной коммерции» [5, c.75], «Правовое обеспечение систем искусственного интеллекта» стали включаться в список изучения для некоторых профессий.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о неизбежности внедрения цифровизации на область российского права и законодательства. Такая тенденция преследует весь развивающийся и цивилизованный мир, важно уметь подстроиться и составить свой вектор развития и найти путь, удачный именно для нашей страны. Наряду с поиском пути развития права, впервые в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2020 [6, c.346] годы были сформулированы национальные интересы в информационной сфере, среди которых можно выделить прежде всего «развитие человеческого потенциала, обеспечение безопасности граждан и государства, развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций». Это тесно связано со сферами общественных отношений, поскольку необходимость урегулирования и направления в нужное русло разных взаимодействий с цифровизацией сильно соприкасается с правом. Ведь именно от правильного решения зависит вектор трансформации не только устойчивой и безопасной ситуация в стране, но и сама профессия юриста.

Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, отношение, область, Правовое регулирование, современный мир, социальный регулятор, сфера, тенденция.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: