Каковы основные принципы исследования государства и права

Обновлено: 15.04.2024

Предметом изучения теории государства и права являются закономерности

Тема 2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

Система теоретических сведений, построенная в соответствии с учебной программой и предназначенная для подготовки специалистов

Соотношение групп и видов наук

Соответствие групп и видов юридических наук

Теоретико-исторические науки - История государства и права

Отраслевые юридические науки - Уголовный процесс

Прикладные юридические науки - Криминология

Организационные науки - Судоустройство

Международные науки - Международное право

Теория государства и права - наука

Отраслевые юридические науки

НЕ относятся к прикладным наукам

Судоустройство относится к юридическим наукам

Международные юридические науки

? международное публичное право

• конституционное право зарубежных стран

• история государства и права зарубежных стран

? международное частное право

Значение теории государства и права для других юридических наук

Гносеологическая функция - Познание объективной действительности

Эвристическая функция - Выявление новых закономерностей

Прогностическая функция - Выдвижение гипотез

Методологическая функция - Разработка приёмов и способов познания

Идеологическая функция - Разработка правовой политики

Воспитательная функция - Формирование специалистов в области права

Познавательная функция теории государства и права направлена на

• выявление новых закономерностей

НЕ является средством реализации прогностической функции

Тема 3. Методология теории государства и права

В рамках воспитательной функции теория государства и права должна способствовать

• росту благосостояния граждан

• повышению уровня успеваемости студентов

? росту правовой культуры населения

• формированию правовой идеологии

С помощью метода в науке

? добывается новое знание

НЕ относятся к принципам научного исследования

Последовательность исследования явления или процесса в соответствии с принципом историзма

3. современное состояние

Соотношение между группами методов и их видами

НЕ относится к общефилософским методам теории государства и права

Вметодологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплексности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Что означает каждый из этих принципов и в чем их суть?

Основной смысл принципа всесторонностизаключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение.

Принцип историзмав исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающиеся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и в прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Рассматривая историю развития государственно-правовых и иных явлений в двояком смысле — как движение во времени, процесс и как познание этого процесса, известный русский историк, профессор Московского университета В. Ключевский настоятельно подчеркивал именно такое многоплановое исследование данного процесса,обусловленное многими причинами.

В одной из своих начальных лекций, составляющих курс русской истории, он говорил, что вполне понятен «практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя ее из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества». Но, подчеркивал автор, «этот воспитательный, т. е. практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы». Итак, спрашивал В. Ключевский, начиная особый курс русской истории, какую научную цель может иметь «специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа»? И пояснял: «Эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения», т. е. из задач изучения общей истории человечества'. Эта цель заключается в глубоком и всестороннем познании конкретных

государства и права или любого иного явления, института и учреждения, а также в использовании исторического опыта для их развития и совершенствования.

Суть принципа комплексностиизучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические («право», «законность», «правоотношение», «правотворчество», «правоприменение»), и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», «компонент» и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практикив процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.

Изучение государства и права как специфических социальных явлений осуществляется на основе определенных принципов, обеспечивающих развития науки и юридической практики.

На многогранной методологической основе формируется прежде всего принцип научности в изучении теории государства и права. Этот принцип предполагает недопустимость мифотворчества, утопизма и вульгаризма, утверждает примат подлинно научного знания над сиюминутными интересами политической элиты, классов , партии или отдельных ученых.

Следующий важный принцип - принцип объективности научного познания. Он заключается в том, что в полученных наукой знаниях изучаемые явления должны отражаться такими, какие они есть в действительности. Государству и праву конкретной страны не должны приписываться качества, которыми они не обладают в действительности. Но при этом не должны замалчиваться и качества (даже негативные), которые они имеют. Научно –теоретические выводы не должны приниматься в угоду политической конъюнктуре либо идеологическим установкам. Так, например, советская наука поддерживала идеи о том, что социалистическое государство - самое демократическое государство, а современная Россия - уже правовое государство; что в стране идет сокращение преступности и т.д.

Другой важный принцип теории государства и права – всесторонность исследования государства и права. При их анализе необходимо акцентировать внимание на всех сторонах и проявлениях. Так, при анализе государства не следует ограничиваться лишь определением признаков явления, а рассмотреть его сущность, формы, механизм и принципы функционирования. Тогда выводы будут достаточно полные и аргументированные.

Принцип комплексности. Правовые явления должны исследоваться не изолированно, а в комплексе с иными явлениями социальной действительности. Невозможно правильно понять право без учета его взаимодействия с моралью , религией, политикой, экономикой .

Весьма важен в исследовании государства права принцип плюрализма. Исследователь должен знать и учитывать точки зрения, позиции различных авторов, видеть в них положительные и негативные моменты. Догматизм в науке приводит к ошибочным выводам, снижающих эффективность исследования. Так, догматизация марксистско-ленинских идей, социалистических идеологических установок привела к тому, что отечественная наука отстала в развитии таких теоретических положений как «права человека», «правовое государство», «разделение властей» и др.

Способствуют обеспечению научности исследования и такие принципы, как системность, конкретность ,историзм, связь с практикой и др.

В методологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплектности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Что означает каждый из этих принципов и в чем их суть?

Основной смысл принципа всесторонности заключается в том, что бы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. "Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение"[16].

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающихся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Суть принципа комплексности изучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические ("право", "законность, "правоотношение", "правотворчество", "правоприменение"). и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как "сущность", "форма", "содержание", "структура", "функция", "система", "элемент", "компонент", и др.

Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практики в процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

"Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов"[17]. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой и обществом.

Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.

Глава 2. Классификация методов теории государства и права

Общефилософские методы

Общефилософскиеметоды служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

"Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые

подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ"[18].

Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической,

материалистической мировоззренческой основе.

Метафизика(от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под Метафизикой чаще всего понимается подлинная философия. Термин Метафизика впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно - научных сочинений античного мыслителя.

На протяжении истории философии Метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. И. Кант критиковал предшествующую ему Метафизику за ее умозрительность, за то, что она имела дело с содержательно ограниченными сферами и в то же время не знала правильного пути познания этих сфер, она только постулировала Бога, бессмертие души, целостность мира, наивно полагая, что их можно постичь так же, как постигаются предметы реальной действительности. Кант полагал, что Метафизика возможна как систематическое знание, но сам он ограничился лишь анализом тех противоречий, в которые впадает мысль, пытаясь разрешить основные метафизические проблемы. Кант ввел различие между Метафизикой природы и Метафизикой нравов; в последней противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также разграничил Метафизику и естествознание, показав коренное различие предметов этих дисциплин.

Тем не менее мы во всех областях знания - в познании человека, истории, природы - сталкиваемся с метафизическими проблемами, везде упираемся в то, что недоступно человеческому разуму, в некий нерастворимый остаток. Эти проблемы - не произвольный продукт человеческого любопытства, не исторический балласт мысли, а сама вечная загадочность мира, укорененная в его состояниях и свойствах. Метафизические вопросы разбросаны по всем областям, они везде образуют основу тех или иных направлений философии.

Диалектика- это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

"Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаи­мосвязь и постоянное развитие явлений"[19]. Эти принципы конкретизируются зако­нами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятия­ми, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, еди­ничное ,особенное и общее и др.).

Материализмпредставляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются следующие выводы:

а) государство и право - реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно- правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма.

"На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право-это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека"[20]. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать. Таким образом, самые общие методологические предпосылки для исследования государственно-правовых явлений сводятся к следующему:

государство и право как реально существующие явления могут быть объектом научного анализа;

изучая государство и право, следует учитывать их постоянное развитие, момент изменчивости. Так, к примеру, при анализе современной правовой системы Российской Федерации необходимо представлять, что так было не всегда, что эта правовая система имеет свою историю развития, что все, что есть сейчас, развилось, выросло из правовой действительности, существовавшей ранее, что нынешнее состояние правовой системы - только определенный этап ее развития, а не венец истории, что в этом развитии существуют и определенные тенденции.

"Таким образом, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма; изучая государство и право, следует учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами общественной жизни, между экономическими, политическими, правовыми, культурными, демографическими, национальными процессами"[21]. В отдельных случаях эта связь становится определяющей для развития юридической сферы общества. Любое научное исследование должно быть всесторонним; следует изучать государственно-правовые явления, ориентируясь на юридическую практику, на государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего для обслуживания потребностей практики, именно в этом - значимость и ценность любой научной теории. И, в конечном счете истинность теории проверяется практикой. С этой точки зрения любое научное исследование должно быть объективным.

Объективный идеализм --совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности вне материальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Субъективный идеализм -группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли[22]. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

Общенаучные методы

Общенаучные методы -это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Логический метод Он включает средства и способы логического

изучения и объяснения права и основан на формах мышления

и законах формальной логики. Диалектическая логика - это теория

познания, совпадающая с методом материалистической диалектики,

а формальная логика, примененная к изучению права, является одним из специальных методов освоения правовой действительности.

"Право в силу своих особенностей является наиболее благоприятной

почвой для приложения логики. Оно является формально

определенной, логически последовательной, строго фиксированной

системой, включает массу законодательных определений, которые

должны отвечать правилам определения понятий (определение через ближайший род и видовое отличие, генетическое определение, описание указаний и т.д.)"[23].

Каждый из законов логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет

себя в праве, отражая его особенности. Все основные правовые

процедуры и процессы (и прежде всего — правотворческий и

правоприменительный) строятся в строгом соответствии с формами

мышления - правилами оперирования понятиями, суждениями,

Любая юридическая норма - это суждение, и она должна отвечать требованиям суждения. Применение нормы права к конкретной ситуации, определенному человеку - это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права - большая посылка, рассматриваемый случай - меньшая посылка, а решение по делу - вывод. Логические операции и приемы доказательства, аналогии - с древних времен в арсенале юриспруденции.

"Использование логических средств при изучении и объяснении права позволяет избежать противоречий при построении законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самым эффективную систему права, согласовать позитивное, т.е. существующее право, с требованиями естественного права, наконец, правильно и грамотно применить юридические нормы"[24].

Логический метод с успехом применяется и при изучении государства.

Приоритет здесь логики диалектической. Благодаря ей можно выяснить объективные предпосылки возникновения и существования государства, общие закономерности его функционирования. Однако только единство диалектической и формальной логики при анализе государства дает полное представление о логике государства.

Она такова: государственная представительная и исполнительная власть, как выражение интересов народа; соотношение народного, государственного и национального суверенитета, наиболее оптимальная форма государства и эффективные его функции, сбалансированные ветви власти.

Вне этой логики государство существовать не может. Разрушившие логику государства, разрушают само государство. Печальный пример тому современная Россия.

Широкое использование законов и форм логического мышления, логических средств в правоведении привело к формированию в составе теории государства и права мощного направления исследования логики права и государства.

Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция - это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

Системный методв основе системного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем.

Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, и сообщает всему явлению новое качество. "Государство и право - сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления"[25].

Функциональный методпозволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.

Частнонаучные методы

Частнонаучныеметоды представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Рассмотрим их подробнее.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию [2] .

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектность в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создаст наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Методы познания


Ищешь платье, которое можно надеть на работу и на встречу с друзьями?

Широкий выбор платьев! Заходи в каталог на сайте.

Коттедж рядом с Москвой. 220 м2, все коммуникации, посёлок заселён. Ипотека, рассрочка.

Платья от 789 рублей. Посмотри у нас в каталоге, и выбери своё.

Прокачай свою армию и заработай реальные деньги! 100$ в день! My Lands

Спарта - лучшая игра 2016 года! При регистрации получите в подарок 100 золотых на счёт!
Разместить рекламу

В теории государства и права принято разделять используемые методы на философские, общенаучные и частнонаучные (специальные) [3] . Система методов государства и права представлена на рис. 3.1.

Философские методы

Они составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Философские методы сообщают о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

К основным философским методам, выделяемым наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический методы.


Рис. 3.1. Система методов теории государства и права

Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.


Платья от 789 рублей. Убедись сама. Заходи на сайт.

Спарта! Играй и зарабатывай! 100-200$ в день без вложений! Регистрируйся прямо сейчас!

Это Спарта! Лучшая игра 2016 года! А ты еще не с нами? Тогда быстрей регистрируйся!

Широкий выбор платьев! Заходи в каталог на сайте.
Разместить рекламу

Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных в нем используются также явление — сущность, количество — качество, причина — следствие, а направленность познания — не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности.

Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями.

Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с чувственной человеческой деятельностью, практикой, а было перенесено в более высокую область духовной жизни.

Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Представители другого философского направления -идеализма — связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, сто переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В XX в. получили распространение различные варианты объективно и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

Согласно основным постулатам прагматизма [4] понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами.

Интуитивизм [5] основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.

Аксиологический метод [6] представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

· [1] Подробнее см.: Ильин В. В. Критерии научности знания. М.. 1989; Он же. Теория познания. М.. 1993.

· [2] См.: Хропанюк В. Н. Указ. соч.

· [3] Подробнее см.: Казимирчук В. П. Право и методы его изучении. М.. 1965; Сырых В. М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

· [4] Прагматизм (от грсч. pragma, род. и. pragmalos — дело, действие) — это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. С точки зрения прагматизма объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление есть средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории — инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Понятие прагматизма впервые было введено в философию в 1878 г. американским философом Чарльзом Пирсом (1839—1914). Вопросами прагматизма занимались также У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид. Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 46. М., 1940.

· [5] Интуитивизм — течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Интуиция понимается как особая способность сознания, несводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни А. Бергсона, феноменология Э Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдеггера, интуитивизм Н. О. Лосского). Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 29. М, 1935.

· [6] Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение) — учение о ценностях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: