Каковы цели налоговой политики государства

Обновлено: 18.04.2024

В функции государственной власти входит обеспечение безопасности территории и населения, находящихся в пределах страны, а так же осуществление управления процессами в социально – экономической жизни общества. Сама по себе власть не производит продукции или услуг, способных принести ей доход и оплатить ее расходы. Для содержания государственного аппарата, а так же для решения социальных задач используется система налогообложения.

Основным инструментом в данной области отношений выступает налог, который представляет собой определенную плату гражданином или коммерческой организацией в пользу государственных нужд.

Помимо налогов существуют сборы. Принципиальное различие между ними заключается в том, что налог представляет собой безвозмездную плату, когда как сбор дает плательщику определенное право.

Система установления и взимания налогов с плательщиков называется налоговой системой.

Регулирование отношений в сфере налогообложения осуществляется законодательством страны.

Система налогообложения в каждой стране формируется под влиянием определенных факторов, которые в свою очередь определяют ее специфику. Однако, в экономической теории давно разработаны принципы построения идеальной налоговой системы. Государственный аппарат при внесении изменений в налоговую политику всегда должен стремиться к соблюдению данных принципов, чтобы создать более эффективную структуру взимания налогов с населения и коммерческих организаций.

Среди основных принципов налоговых системы выделяют следующие:

  • сбалансированное использование косвенных и прямых видов налогообложения;
  • разнообразие налоговых форм, влияющих на гибкость системы в целом;
  • унификация и простота процедуры расчета и уплаты налогов;
  • справедливое установление налоговых ставок в зависимости от величины доходов граждан и предприятий;
  • стабильность законодательной и правовой базы, обеспечивающей налогообложение;
  • конкретизация прав и обязанностей органов, ответственных за формирование бюджета на разных уровнях;
  • применение научного обоснования при формировании и расчете налоговых ставок в целях дальнейшего их применения.

Готовые работы на аналогичную тему

Цели и задачи налоговой системы

Сущность налогообложения определяет ее цели. Так при анализе налоговой деятельности внутри страны экономисты указывали, что налоги, получаемые от производства и направляемые на нужды государства, в конечном итоге выплачиваются из общего государственного дохода или капитала страны.

Налоги являются финансовым инструментом государственного аппарата. Они выступают регулятором в сфере накопления и движения капитала и денежных средств, перераспределяют их, а так же устанавливают баланс спроса и предложения внутри страны.

Таким образом, налоговая система преследует следующие цели: обеспечение доходности государственного бюджета; стимулирование налогоплательщиков к совершению выплат, при этом не использовать методы ограничения хозяйственной деятельности; сохранение относительной социальной стабильности в обществе; укрепление рыночного механизма; способствование развитию производства и предпринимательства; установление порога доходов, ниже которых определенные слои населения становятся нищими.

Из целей налоговой системы вытекают задачи, которые она должна решать. Прежде всего устройство системы налогообложения должно соответствовать или стремиться к соответствию основным принципам ее построения.

Среди задач, которые преследует система налогов можно выделить следующие:

  • размер налоговой ставки не должен превышать возможностей плательщика;
  • получение налога с доходов и прибылей должно совершаться однократно;
  • система должна быть выстроена так, чтобы у плательщиков не возникало сомнений об обязательности выплат;
  • процедура взимания должна быть проста и понятна;
  • процессы исчисления, уплаты должны быть доступны и удобны;
  • строение системы должно быть гибким и чутко реагировать на изменения в социально – экономических отношениях внутри страны;
  • налогообложение используется, как эффективный финансовый инструмент управления;
  • выполнение перераспределения денежных средств и капитала внутри страны.

Основные цели и задачи налоговой системы России

Переход к рыночной модели экономических отношений в России состоялся относительно недавно. Экономика страны до сих пор испытывает, хоть и в меньшей степени, влияние старых институтов плановой модели. Конфликт двух подходов к формированию экономических отношений внутри страны определяет специфику российской социально – экономической среды.

Развитие рыночного механизма не возможно без эффективной системы налогообложения, которая послужит инструментом для развития экономики. Кроме того, рационально выстроенная налоговая система способствует активному росту предпринимательства, снижению нелегальных экономических отношений в обществе, повышает уровень инвестиционной привлекательности народного хозяйства.

Основным инструментом системы является Налоговый Кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу 9925 курсовая подробнее , который в конечном итоге регулирует и определяет взаимоотношения между государством, гражданами и реальным сектором экономики.

Налоговая политика России имеет несколько важных целей. Стремление к унификации и упрощению всех процессов, обеспечивающих взаимодействие налогоплательщиков и структур, ответственных за их взимание, осуществляется путем усовершенствования действующего налогового законодательства.

Следующей целью является доработка норм и правил, которые вызывают противоречие и непонимание.

Третья цель состоит в повышении сознательности граждан и коммерческих организаций при уплате налогов, а так же стремление к ликвидации теневых и криминальных экономических операций.

Для реализации вышеуказанных целей налоговая система России должна решать множество задач. Среди них можно выделить особенно важные:


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика – комплекс мероприятий государства в области налогов, осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики.

Элементами налоговой политики являются: субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы .

Основной целью налоговой политики являются выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Эта цель может быть достигнута путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Она может быть рассчитана на перспективу и на относительно короткий период.

В связи с этим различают налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия — метод налогового предвидения с расчетами на перспективу, согласно которому выделяются «плюсы» и «минусы» исполнения налоговой части бюджета, а также важные тенденции общественного развития.

При разработке налоговой стратегии государство руководствуется следующими задачами:

1) экономическими — обеспечение динамического экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляционных процессов;

2) социальными — перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

3) фискальными — повышение доходов государства;

4) международной—укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика — совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год.

При разработке налоговой тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается экономическая ситуация данного момента — это политика сегодняшнего дня.

Стратегия и тактика неразделимы. Налоговая стратегия предусматривает тактические мероприятия на короткий период (год). Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегического плана.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституционными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов, и в конечном итоге - к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1) фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2) экономическая, или регулирующая, — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3) контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Основные принципы построения налоговой политики: 1) соотношение прямых и косвенных налогов; 2) степень единообразия налогообложения для доходов налогоплательщиков; 3) широта применения налоговых льгот, их характер и цели; 4) дискретность или непрерывность налогообложения; 5) использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; 6) методы формирования налоговой базы.

Практическая деятельность по осуществлению данных принципов в конечном счете направлена на решение основной проблемы страны – обеспечение экономического роста.

Выделяют две стадии налоговой политики:

1) формирование налоговой политики,

2) реализация налоговой политики.

85.​ Понятие, содержание и виды планирования.

Планирование – «одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения», то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

По степени охвата сфер деятельности выделяют:

- общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);

- частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).

По содержанию (видам) планирования выделяют:

- стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства);

- текущее планирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год).

По объектам функционирования выделяют:

- планирование производства; - планирование сбыта;

- планирование финансов; - планирование кадров.

По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

- краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

- среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

- долгосрочное планирование (больше 5 лет).

По возможности внесения изменений выделяют:

- жесткое (не предполагает внесения изменений);

- гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно).

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования (сила закона). Индикативный план не носит обязательный для исполнения характер.
В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. Он носит направляющий, рекомендательный характер.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов различают: Перспективное планирование охватывает период более 5 лет (10,15,20). Такие планы определяют долгосрочную стратегию предприятия. Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет. Составляется скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана. Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
По содержанию плановых решений выделяют: Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития фирмы. Результатом стратегического планирования является постановка перспективных целей и вырабатываются средства их достижения. Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Оперативно-календарное планирование. ОКП является завершающим этапом в планировании. Основная задача ОКП - конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

1. Развитие государственной экономики, разрешение проблем социального порядка требуют от правительства использования всех возможных инструментов влияния на экономику страны.

Важнейший инструмент государства в осуществлении поставленной цели заключается в налоговой политике.

Налоговая политика оказывает влияние на деятельность почти всех социально-экономических сфер государства и плотно взаимосвязана с большим количеством элементов государственного управления: с кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др.

Налоговая политика - это комплекс государственных мер экономического, финансового и правового характера по созданию налоговой системы государства с целью обеспечить его финансовые потребности, потребности различных слоев населения, а также развивать экономику страны, перераспределяя финансовые ресурсы. В данной деятельности государство основывается на налоговых функциях и применяет их для того, чтобы проводить активную налоговую политику.

2.При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:

1) фискальную — мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

2) экономическую — целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;

3) социальную — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

4) экологическую — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

5) контрольную — за счет проведения выездных проверок, соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом;

6) международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

В зависимости от продолжительности сроков осуществления и поставленных перед ней задач налоговая политика обладает стратегическим или тактическим характером.

Налоговая стратегия нацелена на то, чтобы решать крупномасштабные задачи, связанные с выработкой концепций и тенденций формирования налоговой системы государства. Налоговая стратегия является долгосрочной.

целью налоговой тактики является решение задач определенной стадии экономического развития.

Анализируя налоговую политику, важно отличать понятия субъектов, принципов формирования, инструментов, целей и методов налоговой политики.

В нашей стране субъекты налоговой политики представлены Федерацией, республиками, областями, краями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, Севастополем, а также местным самоуправлением - городами, районами, городскими округами, поселениями, районами в городах.

У каждого субъекта налоговой политики есть налоговый суверенитет в рамках его полномочий, оговоренных в налоговом законодательстве. Обычно у субъектов Федерации и муниципалитетов есть право на введение или отмену налогов в рамках реестра налогов регионального и местного уровней, оговоренного в федеральном налоговом законодательстве.Они обладают широкими полномочиями по определению налоговой ставки, льгот и иных преференций, а также по установлению налоговых баз.

На эффективность проведения налоговой политики влияют принципы, заложенные государством в основу такой политики.

Приведем главные принципы создания построения налоговой системы:

- соотношение прямого и косвенного налога;

- использование прогрессивной ставки в налогообложении и степень ее прогрессии или преобладание пропорциональной ставки;

- непрерывность или дискретность в налогообложении;

- широта использования налоговых льгот, их характер и цели;

- применение системы, предусматривающей вычеты, скидки и изъятия, и их нацеленность.

С применением указанных принципов государство при условии стабильного экономического развития способствует расширению объема производства продукции, работ и услуг, инвестиционной активности, качественному экономическому росту. Во время кризиса налоговая политика, пользуясь указанными принципами, помогает решить некоторые задачи, направленные на то, чтобы страна вышла из этого кризиса.

Налоговую политику проводят (осуществляют) при помощи методов:

1. Метод управления. финансовые и налоговые органы реализуют организующую и распорядительную деятельность, нацеленную на то, чтобы создать совершенную систему обложения налогом.

2. Метод информирования (пропаганды). Он основан на том, что финансовые и налоговые органы занимаются деятельностью, нацеленной на то, чтобы довести до плательщиков информацию, необходимую для соответствующего выполнения налоговых обязательств.

3. Метод воспитания. Этот метод нацелен на то, чтобы привить плательщикам налога осознанную необходимость добросовестно исполнять свои налоговые обязанности, и подразумевает просветительскую работу в сфере разъяснения необходимости обложения налогом для страны и социума.

4. Метод консультирования. финансовые и налоговые органы разъясняют субъектам, на которых возложены обязательства по уплате налогов, положения законодательства о налогах и сборах, с применением которых на практике а налогоплательщиков могут возникнуть сложности.

5. Метод льготирования. финансовые органы предоставляют некоторым категориям плательщиков возможность невыплаты налогов и сборов.

6. Метод контролирования. налоговые органы используют специальные методы и формы по определению нарушителей налогового законодательства. Результатом применения этого метода должно стать повышение уровня налоговой культуры среди плательщиков и налоговых агентов.

7. Метод принуждения. Данный метод подразумевает, что налоговые органы занимаются деятельностью по принудительному выполнению налоговых обязательств, применяя по отношению к недобросовестным налогоплательщикам меры взыскания и другие санкции.

В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика страны, от того, какие цели рассматриваются государством в качестве приоритетных на данной стадии экономического развития, могут применяться саамы разные методы реализации налоговой политики. Как составная часть финансовой и экономической политики, на налоговую политику влияют также формы и методы проводимой государством финансовой и экономической политики.

Налоговая политика каждым государством строится по определенному типу, отвечающему его потребностям в определенный период времени.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Минусы сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.

Второй яв политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика". Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: