Какова с точки зрения автора цель научного исследования государства и права что по мнению автора

Обновлено: 25.04.2024

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 41 >> Задание 41.2

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Законы призваны утвердить, сделать незыблемыми на нынешнее время и на будущее определенные порядки, принципы, нормы и в этом отношении быть регулятором, стабилизирующей силой в обществе. И если подобного консерватизма в обществе нет, то мир обречен на гибель. А вот при торжестве юстиции, а значит, права и правосудия мир как раз не погибнет. Для того чтобы выполнять функции регулятора, стабилизирующей силы, законы обладают рядом особенностей. Важнейшие среди них три. Три, назовем их так, «кита».

Первый «кит» – нормативность. Это слово означает, что законы устанавливают нормы – общие правила, обязательные для каждого, одинаковые для всех. Показательно, что в древнегреческой философии слово «dico» одновременно означало и норму, и изначальные, повторяющиеся начала мироздания, его кругооборот. Любопытно, что и древнерусское «кон», от которого произошло слово «закон», означало и общее правило, и закономерности – первоосновы жизни людей. Это нужно для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся случаях жизни. /…/ Тут есть и некий демократический потенциал, момент справедливости: не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковы для всех! /…/

Второй «кит» – строгая определенность, четкая фиксированность содержания законов в письменных документах (которые так и называются – «законы» или «указы», «постановления» и т.д.). Достойно внимания, как тесно переплелись два явления культуры – законы и письменность.

И, наконец, третий «кит» – государственная обеспеченность и отсюда – высокая надежность юридических норм, закрепленных законом. Законы позволяют, по словам знаменитого философа Иммануила Канта, определять «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено». Закон, благодаря государственной обеспеченности является значительной силой в обществе, создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе. И этим грешат не только реакционные режимы, но и люди, преследующие утопические, несбыточные задачи. /…/ Так появляются мертвые, неработающие законы, происходит дискредитация, обесценивание права в глазах людей.

Вопросы и задания:

1. Автор пишет о том, что государственная обеспеченность «создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе». Опираясь на знания обществоведческого курса, привлекая исторические примеры и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих это суждение.

2. Приведите названные автором три особенности закона.

3. Какое условие, по мнению автора, способствует высокой надежности юридических норм, закрепленных законом? Приведите два примера, раскрывающих смысл названного автором условия.

4. Автор утверждает, что законы являются стабилизирующей силой в обществе. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые три фактора, позволяющие закону быть стабилизирующей силой в обществе, и каждый из них поясните.

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!


Задания Д22 C3 № 8234

Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Государство и право, их многоплановое и активное функционирование – суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причём это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка – вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.

И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно-

правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи о содержании и формах государства и права.

В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории», – гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.

Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность. своего мышления».

21 |В чём автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества? Как автор определяет роль государственно-правовой действительности?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос: Это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности;

2) Ответ на второй вопрос: Она относится к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом.

Правильно даны ответы на два вопроса.

Правильно дан ответ только на один любой вопрос.

Максимальный балл

22 |Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Укажите функцию науки, которая проявляется в получении таких исследовательских результатов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть указаны следующие Элементы:

1) Ответ на вопрос: Чтобы практика развивалась на научной основе;

2) Названы два результата, получаемые наукой о государстве, например:

А) наука о государстве и праве формулирует понятия и опреде­ления государственно-правовых явлений;

Б) вырабатывает научные рекомендации и выводы;

В) генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества;

3) Указана функция науки: познавательно-объяснительная или

Социальная (социального управления).

Дан ответ на вопрос, названы два результата и указана функция науки.

Дан ответ на вопрос, назван один результат и указана функция науки.

Дан ответ на вопрос, названы два результата.

Названы два результата, указана функция науки.

Названы только два любых элемента ответа.

Максимальный балл

Назовите любые три объекта правового регулирования со стороны государства, приведённые автором, и проиллюстрируйте на основании фактов общественной жизни каждый из объектов примером подобного регулирования.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть названы Три объекта правового регулирования со стороны государства И приведены соответствующие Примеры:

1) экономика (внесены изменения в Гражданский кодекс, устанавливающие новые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности);

2) социальная сфера (постановлением Правительства повышен минимальный размер оплаты труда);

3) оборона страны (Министерство обороны выпустило приказ об очередном призыве на срочную военную службу);

4) охрана окружающей среды (постановлением Правительства утверждены требования к безопасности работ атомных электростанций);

5) обеспечение общественного порядка (Парламент принял закон о полиции, устанавливающий обязанности и полномочия сотрудников правоохранительных органов по пресечению правонарушений).

Могут быть приведены другие примеры правового регулирования со стороны государства.

Правильно названы три объекта правового регулирования со стороны государства, и приведены соответствующие примеры.

Правильно названы два-три объекта, к двум из них приведены соответствующие примеры.

Правильно названы один-три объекта, к одному из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы).

Правильно названы только один-три объекта.

Приведены только один-три примера.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Максимальный балл

Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите ещё любые два критерия истинности научного знания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы:

1) Объяснение мысли автора: Научные выводы могут считаться истинными, если они подтверждены опытом практической деятельности;

2) Критерии истинности научного знания: Логическая непротиворечивость, практическая полезность, согласованность с общей системой знаний, всеобщее согласие по поводу высказываемых утверждений.

Приведено объяснение авторской мысли, названы два критерия.

Приведено объяснение авторской мысли, назван один критерий. ИЛИ

Названы только два критерия.

Приведено только объяснение авторской мысли. ИЛИ

Назван только один критерий.

Максимальный балл

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах политического поведения, и одно предложение, о способах регулирования политического поведения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Смысл понятия, например: поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение С информацией о формах политического поведения, например: политическое поведение по целевой направленности может быть конструктивным или деконструктивным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о формах политического поведения.)

3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса способы регулирования политического поведения, например: политическое поведение может регулироваться правовым способом, путём регламентации порядка использования гражданских прав и свобод.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса информацию о способах регулирования политического поведения.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информа­цию об одном аспекте понятия.

Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответ­ствующих аспектах понятия.

Правильно раскрыт только смысл понятия.

Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

Максимальный балл

26 |Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции денег.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе могут быть Названы и проиллюстрированы функции денег:

Средство сбережения (Пётр Ильич внёс средства на депозит в банк);

Средство платежа (Антон Павлович заплатил ежемесячный платёж по кредиту);

Мера стоимости (Пачка овсяного печенья стоит 60 рублей);

Средство обращения (Иван Петрович купил в магазине персональный компьютер за 30 000 рублей).

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции.

Правильно названы две-три функции, две из которых

Правильно названы две функции, приведены три примера.

Правильно названы одна-три функции, одна из которых проиллюстрирована примером.

Правильно названа одна функция, приведены два-три примера.

Правильно названы только одна-три функции.

Приведены только один-три примера.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Максимальный балл

27 |15-летняя Марина Иванова после окончания девяти классов решила устроиться на работу, продолжая обучение в 10 классе школы. Начальник почтового отделения, куда она обратилась с просьбой о трудоустройстве, отказал ей в приёме на работу, так как Марина не достигла возраста 16 лет, с которого допускается приём на работу.

Прав ли начальник почтового отделения, отказав Марине в приёме на работу? Обоснуйте свой ответ. Назовите две особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть указаны следующие Элементы: Дан ответ на вопрос и приведено обоснование: Нет, не прав, лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью;

Названы две особенности трудоустройства несовершеннолетних: Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра;

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью

31 календарный день в удобное для них время.

Могут быть названы другие особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Правильно дан ответ на вопрос, приведено обоснование, названы две особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Правильно дан ответ на вопрос, приведено обоснование, названа одна особенность трудоустройства несовершеннолетних.

Правильно дан ответ на вопрос, приведено только обоснование.

Правильно дан ответ на вопрос, названы две особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Дан только ответ на вопрос.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Максимальный балл

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание

Экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не

Может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-

Формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие потребностей человека.

2. Классификация потребностей человека:

А) биологические потребности;

Б) социальные потребности;

В) идеальные потребности.

3. Структура деятельности человека:

А) потребности и мотивы;

А) потребности и мотивы;

4. Интересы человека как мотив его деятельности.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

Представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу

Формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы

По существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Три или более пунктов, Любые Два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, детализированы в подпунктах. ИЛИ

Три пункта, Любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пунктов, Любые Два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу.

По структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пунктов, Любые Один-два из которых детализированы в подпунктах

Три или более пунктов, Любые Один-два из

Которых детализированы в подпунктах

В плане наряду с корректны­ми формулировками имеются ошибочные позиции, иска­жающие отдельные аспекты раскрытия темы

Любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2 и 3 балла.

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы.

Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается системой «сдержек и противовесов», то есть специальных организационно-правовых методов, которые, с одной стороны, обеспечивают относительную самостоятельность, независимость ветвей власти, с другой — их взаимодействие, взаимоограничение полномочий.

В системе разделения властей законодательная власть в правовой форме закрепляет основы государственной и общественной жизни, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат основой для деятельности судебной власти. Вместе с тем, законодательная власть не всесильна, она ограничена исполнительной и судебной властью.

Исполнительная власть непосредственно реализует правовые нормы, принятые законодателем, выполняет многообразную управленческую деятельность. Гарантией против злоупотреблений исполнительной власти является то, что в правовом государстве каждый гражданин может обжаловать незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть отправляет правосудие. Она призвана охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни. Особая роль суда в механизме государства определяется тем, что он является арбитром в спорах о правах.

(А.А. Опалёва. Текст адаптирован)

1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Почему необходимо разграничивать единую государственную власть? Какова цель такого разделения?

3. Какова роль законодательной власти в системе разделения властей? В чём заключается особая роль суда в механизме государства?

4.Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. (Обязательно укажите соответствующую ветвь власти.) Назовите один любой высший судебный орган РФ.

5. Существует мнение, что без системы «сдержек и противовесов» разделение властей неэффективно. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

6. Гражданин К. обратился в органы социальной защиты для получения пенсии по утере кормильца. Но ему там отказали, так как сочли предоставленную им информацию недостаточной для назначения такого вида пенсии.

Куда следует обратиться гражданину К. для защиты своих прав? Приведите фрагмент текста, который может помочь ответить на вопрос.

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 24 >> Задание 24.2

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Желающий участвовать в управлении государством должен уметь управлять самим собой, понимать сущность государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и смысл свободы, технику социальной организации, законы политики и хозяйства. Нет этого – и общий интерес остается неосознанным, подменённым частной корыстью и личными вожделениями, принцип солидарности остается пустым словом, общая цель утратится, полномочие будет подменено «кулачным правом»; начнется фальсификация государственности и развал. Государство погибнет или сложится вновь по типу диктаторского учреждения.

И вот по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (дети, несовершеннолетние, душевнобольные, дикари, политически бессмысленные, уголовно-преступные, аморальные, жадные плуты и т.п.) государство всегда останется опекающим учреждением. Тех, кто не способен осознать и жизненно оформить свой общественный интерес и кому нелепо давать право голоса, государство всегда будет опекать и вести.

Но и этим дело не ограничивается. Люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру. Политика не должна поглощать их досуга и отрывать их от работы, а обеспечивать им порядок, свободу, законность, справедливость и технически-хозяйственные удобства жизни. Кипение в политических разногласиях, страстях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолюбии есть не культура, а растрата сил и жизненных возможностей. Поэтому политика не должна поглощать времени и воли больше, чем это необходимо.

В довершение всего – политическое дело требует особых знаний, изучения, подготовки, опыта и таланта, которыми «все» никогда не обладали и обладать не будут; политическое строительство всегда было и всегда будет делом компетентного меньшинства.

Вопросы и задания:

1. Существует точка зрения, согласно которой политика – общее дело, требующее от каждого сознательного гражданина активного участия. Приведите аргумент в поддержку этого вывода. С опорой на знания курса укажите два направления политической деятельности (политического участия), которые необходимо осуществлять каждому гражданину в демократическом обществе.

2. Каких граждан, по мнению автора, государство должно опекать и вести? Дайте ответ и укажите с опорой на текст любые три категории граждан, для которых государство – «опекающее учреждение».

3. Какие требования автор предъявляет к людям, желающим управлять? Выпишите из текста шесть требований.

4. Приведите три положения текста, подтверждающие вывод автора о том, что политика – дело избранных граждан.

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: