Какова роль негосударственных пенсионных фондов в российской пенсионной системе

Обновлено: 28.03.2024

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.

Начиная с 1991 года Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Следующим значимым этапом становления пенсионной системы Российской Федерации можно считать последнее десятилетие. В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 15.12. 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Перспективной выглядит следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая формируется после принятия в полном объёме президентского пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях, и федерального закона № 198 ФЗ от 31.12.2002 г. «О внесении дополнений и изменений в федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного Пенсионного страхования"» от 31.12.2002 г.:

‒ обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

‒ обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;

‒ добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.

Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников [16, с. 35].

Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 158 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России [18. с,23].

Негосударственные пенсионные фонды, создание которых предусмотрено действующим законодательством, более того, действует с 1998 года специальный федеральный закон – о негосударственных пенсионных фондах – определены как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

‒ деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

‒ деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

‒ деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонды, лицензируемые в установленном законодательством России порядке, выполняя свои функции, заключают пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем; аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; ведут пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения; ведут пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1. 04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; ведут пенсионные счета профессиональных пенсионных систем; информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов; и осуществляет иные действия в интересах лиц, заключивших договор.

По заключаемым пенсионным договорам вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором, фонд обязуется помимо прочего выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора; предусмотрена возможность переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Пенсионные накопления формируются за счет:

1. досрочно выплаченных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;

2. средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;

3. средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;

4. средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном Федеральным законом порядке;

5. средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды. Представлена возможность в целях сохранения и накопления капитала размещать средства пенсионных резервов и инвестировать средства пенсионных накоплений при соблюдении принципов обеспечения сохранности указанных средств; обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей; определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке; учета надежности ценных бумаг; информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц; прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им; профессионального управления инвестиционным процессом.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Размещение средств пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации, осуществляется фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.

Фонды организуют размещение средств пенсионных резервов через управляющую компанию (управляющие компании), которая (которые) должна (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить возврат переданных ей (им) фондом средств пенсионных резервов по договорам доверительного управления.

Управляющая компания (управляющие компании) несет (несут) ответственность перед фондом (фондами) и его (их) участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на нее (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управляющая компания (управляющие компании) не несет (не несут) ответственности перед участниками по обязательствам фонда (фондов).

Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, осуществляется также за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В значительной степени отработана, хотя и требует совершенствования, система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, унифицированную систему бухгалтерского учета, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией негосударственных пенсионных фондов.

К настоящему моменту уже сложилась сеть общественных объединений и фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя ряд организации, которые специализируются на работе с фондами, в том числе специализированные депозитарии, управляющие компании, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В фондах на постоянной основе работает свыше трех тысяч специалистов.

Основной задачей развития системы негосударственного пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни и социальной защиты населения.

Денежное дерево НПФ под лупой

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.

Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Как регулируется деятельность НПФ?

Работу НПФ контролирует Банк России. Их деятельность регламентируется законом «О негосударственных пенсионных фондах» и множеством других правовых актов.

Сколько НПФ в России?

Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов и Банка России. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Банка России и АСВ, по состоянию на июнь 2021 года лицензию имели 41 НПФ, из которых 28 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).

Количество НПФ в России по годам, шт.

2006200720082009201020112012
290289252235165151146
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
134 120 120 102 83 6847

Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами:

1. Ужесточение требований законодательства.

2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.

А мои деньги в НПФ или ПФР?

Выяснить это можно в личном кабинете на «Госуслугах» или сайте ПФР, а также в отделениях ПФР.

Как выбрать НПФ?

  • проверить наличие лицензии. НПФ не может вести свою деятельность без лицензии, поэтому если у организации, которая представляется НПФ, ее нет – перед вами мошенники. Список лицензированных фондов размещен на сайте Банка России;
  • убедиться, что НПФ входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Все фонды, работающие в системе обязательного пенсионного страхования, обязаны участвовать и в системе гарантирования;
  • посмотреть актуальный рейтинг НПФ. Это позволит оценить риски: наивысший рейтинг (ruAAA) с высокой вероятностью говорит о финансовой стабильности, низкий – о потенциальной неустойчивости. Имейте в виду, что не все НПФ дали согласие рейтинговому агентству на оценку – ряд фондов ее не имеют;
  • посмотреть количество застрахованных лиц, объем средств под управлением и объем собственного имущества. Такие рэнкинги есть на сайте «Национального рейтингового агентства». Кроме того, посмотреть ТОП-10 НПФ по объему средств под управлением вы можете в разделе «Доходность» на нашем сайте;
  • сравнить доходность за прошлые периоды. Об эффективности работы НПФ можно судить по тому, какой доход он приносит своим вкладчикам. Причем смотреть доходность лучше не за один год, а за несколько. Если на протяжении ряда лет показатели доходности держатся выше инфляции, это хороший знак. Провести сравнение вы можете все в том же разделе «Доходность». Однако необходимо помнить, что заработанная в прошлом доходность не может быть гарантирована в будущем!

Как защищены средства в НПФ?

НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.

Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

Женщина размышляет о ПФР и НПФ

Как формируются пенсионные накопления?

Наша пенсия делится на две части – страховую и накопительную. До 2014 года страховую часть пенсии – 16% от дохода сотрудников – работодатель в обязательном порядке перечислял в ПФР на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а еще 6% перечислял на личный счет работника в ПФР, или НПФ. Эти деньги (6%) до сих пор находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина и будут выплачиваться ему после выхода на пенсию. На отчисления в накопительную часть пенсии действует мораторий с 2014 по 2021 год, в этот период все 22% отчислений идут на страховую пенсию.

Куда вкладывают деньги управляющие компании ПФР и НПФ?

Накопительная пенсия россиян может храниться как в ПФР, так и в НПФ. Основная задача страховщиков – сберечь накопления и обеспечить их доходность на уровне не ниже инфляции (как минимум). Сверхзадача – обеспечить серьезную прибавку к будущей пенсии за счет высокого дохода от инвестирования. Для этого управляющие компании ПФР и НПФ инвестируют сбережения в различные финансовые инструменты: облигации, государственные ценные бумаги, депозиты и так далее. Важно: сами фонды в настоящий момент не инвестируют пенсионные накопления. Эту работу по договору с ними ведут управляющие компании. Это называется «доверительное управление».

Как защищены средства?

Как ПФР и НПФ выплачивают накопления?

В остальном граждане не увидят разницы между хранением денег в ПФР или в НПФ. И в первом, и во втором случае деньги будут выплачиваться после достижения возраста 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. Даже условия наследования пенсии не отличаются. Если гражданину была назначена пожизненная выплата накопительной пенсии, его правопреемники не смогут ее получить. В остальных случаях пенсионные накопления наследуются по закону вне зависимости от того, хранились они в государственном или частном фонде.

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд?

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, обратите внимание на историю, репутацию НПФ и его показатели доходности. В частности, рекомендуем вам проверить:

  • наличие лицензии. НПФ не может вести свою деятельность без лицензии, поэтому если у организации, которая представляется НПФ, ее нет – перед вами мошенники. Список лицензированных фондов размещен на сайте Банка России;
  • присутствие НПФ в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Все фонды, работающие в системе ОПС, обязаны быть участниками этой системы; , который обновляется 2 раза за год. Это позволит оценить риски: наивысший рейтинг (ruAAA) с высокой вероятностью говорит о финансовой стабильности, низкий – о потенциальной неустойчивости. Имейте в виду, что не все НПФ дали согласие рейтинговому агентству на оценку – ряд фондов ее не имеют;
  • величина собственных средств (капитала). Чем больше, тем лучше. Такой рэнкинг составляет «Национальное рейтинговое агентство»;
  • количество застрахованных лиц и объем средств под управлением. Большое количество клиентов и их денег косвенно говорит о доверии к фонду (но, разумеется, успеха не гарантирует). Посмотреть ТОП-10 НПФ по объему средств под управлением вы можете в разделе «Доходность»;
  • доходность за прошлые периоды. Об эффективности работы НПФ можно судить по тому, какой доход он приносит своим участникам. Причем смотреть доходность лучше не за один год, а за несколько. Если на протяжении ряда лет показатели доходности держатся выше инфляции, это хороший знак. Провести сравнение вы можете все в том же разделе «Доходность».

Важно помнить, что ни один игрок- частный или государственный не может гарантировать доходность будущих периодов. И высокие результаты в прошлом не гарантируют успеха в будущем.

Можно ли вернуться в ПФР?

Если доходность в фонде вас все же не устраивает, можно выбрать новый НПФ или вернуться в ПФР. Причем неограниченное количество раз. Однако при переходе от одного страховщика к другому нужно помнить о «правиле пяти лет»: без потерь перевести деньги можно один раз в пятилетку. В противном случае есть риск остаться без инвестиционного дохода.


В данной cтатье раскрыты оcновные функций государcтва по обеспечению граждан в cтарости. Расcказывается о cовременной пенcионной сиcтемы которая включает в cебя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взноcов и выплате пенcий (в частности Пенcионный фонд РФ), но и негоcударственные организации. Негоcударственная пенсионная сиcтема предполагает различные уcловия, на которых производятся пенcионные взносы и cхемы пенcионных выплат.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсия, взносы, система гарантирования пенсионных накоплений

Целью создания НПФ в Росcии явилаcь необходимоcть улучшения пенcионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. В соответствии с Федеральным Законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О негоcударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды действуют отдельно от системы гоcударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года — не менее 150 миллионов рублей. Если фонд принял решения об уменьшении его уставного капитала лица, перед которыми фонд несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании, управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов не являются кредиторами фонда для цели применения положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества. [1]

Отличается тем, что в обычном обязательном пенcионном cтраховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негоcударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

Договор заключается: с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии; с работодателем, который действует в интересах своих работников.

Выгода негосударственного пенсионного фонда в том, что гражданин может сам формировать для себя пенсию, находясь в трудоспособном возрасте. А достигнув пенсионного возраста, эта пенсия будет внушительным источником дохода. В негосударственном пенсионном обеспечении накопления становятся больше за счет прибыли, получаемой т их инвестирования.

К негативным сторонам участия в НПФ, как правило, отноcят высокий финансовый риск сохранности накопленных средств, связанный с инфляционными процессами и кризисными cитуациями, а также выcокими колебаниями нормы прибыльности пенcионных активов, который в большинстве случаев ложится на будущего пенсионера. На самом деле НПФ так же, как и ПИФ, не может гарантировать определенную доходность. Пенсионные накопления инвестируются в средства на фондовом рынке, и доходность этих инвестиций предсказать заранее очень сложно. И от кризисных ситуаций полной гарантии тоже дать невозможно.

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. Далее негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Кроме того, негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием. Далее, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конечном итоге, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Беспокоит то, что негосударственные пенсионные фонды равняются на управляющие компании, хотя это не удивительно, имея на руках такие суммы денег. И это еще одна сложность негосударственного пенсионного обеспечения и достаточно серьезный риск. [2]

Заключая договор негосударственного пенсионного обеспечения, гражданин сам может определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Важно отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного этапа или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Гражданин имеет право в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его раcторжении получить обратно уплаченные взноcы вместе с начиcленным на них инвеcтиционным доходом.

Пенcионные взносы могут вноcиться гражданином каждый меcяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самоcтоятельно. Внесение денежных средств может оcуществляться почтовым или банковcким переводом, а также путем внесения налом через каcсу фонда.

Существующая российская пенсионная система обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей, причем в большинстве своем в нашей стране она носила государственный характер, а поколения, воспитанные в Советском Союзе, в вопросах пенсионного обеспечения привыкли полностью полагаться на государство. Однако новые условия требуют новых решений. Внедрение накопительного элемента, инвестирование пенсионных накоплений дало определенный толчок развитию негосударственных пенсионных фондов, которые пусть постепенно, но уже начали занимать важное место как в пенсионной системе, так и на ее финансовом рынке.

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  2. Николаева Т. Н. Негосударственные пенсионные фонды в России. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 300 с.
  3. Бончик В.М,. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): негосударственное пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд, будущая пенсия, взнос, гражданин, заключенный договор, пенсионное обеспечение, фонд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: