Какова ответственность государства перед гражданами обществознание 7 класс

Обновлено: 27.03.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику Обществознание 7 класс, Боголюбов - Ответы к §15 Гражданин России (с. 144-148). ГДЗ к учебнику обществознание 7 класс Боголюбов

§ 15. Гражданин России

§15. Вспомним. Задание №1

Что значит быть патриотом? Как человек может служить Отечеству?

Патриот − человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Чтобы служить своему Отечеству, не обязательно быть военным. Достаточно просто любить свою страну. Служить Отечеству − это служить его народу (то есть, и себе). Это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто−то учится, кто−то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях: или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, чтобы каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно прежде всего, на благо, для процветания нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией!

§15. Обсудим вместе. Задание №1

Слово «достойный» означает «заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный». Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?

Достойным сыном своего Отечества можно назвать гражданина. Настоящий гражданин − это патриот, готовый пожертвовать самым ценным, что есть у него, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушным к судьбе своего народа и в трудные минуты он готов смело защищать его, потому что считает это своим долгом.

Понятие «гражданин», как вы, вероятно, уже знаете, сложилось в Древней Греции и Древнем Риме.
Афинское государство было демократическим. Слово «демократия» означает «власть народа» (от греческих слов «демос» − народ и «кратос» − власть). Важнейшие решения в этом государстве принимались голосованием на народном собрании. Однако в этом собрании могли участвовать не все жители Афин, а только граждане. Например, рабы не были гражданами. Не имели права присутствовать на народном собрании и женщины. Только граждане могли участвовать в управлении государством, голосовать в народном собрании, занимать государственные должности, входить в состав суда.
Можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в древних Афинах?

В России можно участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в древних Афинах. Но есть некоторые ограничения. В голосовании и выборах можно принимать участие при достижении человеком совершеннолетия (18 лет). Занимать государственные должности можно с определённого возраста и имея определённое образование. Всё это прописано в Конституции РФ.

Есть люди, которых не интересуют события, происходящие в обществе. Их волнует только собственное благополучие. Отношение этих людей к жизни своего села, города, страны выражено в пословицах: «Что мне до него − было б мне хорошо», «Моё дело сторона», «Моя хата с краю, ничего не знаю!», «После нас хоть потоп».
Можно ли назвать таких людей достойными гражданами?

Таких людей достойными гражданами назвать нельзя. Эти люди думают только о себе, о своём благополучии. Их не интересует жизнь людей своего села, города, страны. На других людей они не обращают внимания.

В годы Великой Отечественной войны на военных заводах 14−15−летние подростки трудились вместе со взрослыми. Иногда, чтобы работать на станке, им приходилось становиться на ящик, ведь они были малы ростом. Им было трудно, но они понимали, что заменить ушедших на фронт отцов больше некому.
Недавно многие школьники одной из российских областей пожелали поехать в лагерь, организованный Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В лагере ребята учились оказывать помощь попавшим в беду людям.
Во многих школах учащиеся организовали «зелёные патрули». Они помогают взрослым оберегать природу от загрязнения, сохранять от повреждений молодые деревья, предотвращать истребление птиц и зверей. Они строят скворечники, ставят кормушки, делают щиты с призывами беречь природу.
Относятся ли к этим школьникам пословицы, которые приведены ранее? Можно ли сказать, что им безразлично происходящее вокруг? Или они ведут себя как достойные граждане?

К этим школьникам пословицы, которые приведены ранее не относятся. Им небезразлично происходящее вокруг. Эти школьники ведут себя как достойные граждане. В годы Великой Отечественной войны на военных заводах 14−15−летние подростки трудились вместе со взрослыми. Они заботятся об окружающей среде, помогают защищать нашу природу.

На памятнике написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Как вы думаете, почему Кузьма Минин был назван гражданином?

Кузьма Минин − земский староста, организатор и один из руководителей Второго ополчения 1611 − 1612 годов в период борьбы русского народа против польско−литовской и шведской интервенций, русский национальный герой. Он как настоящий и истинный гражданин сделал всё, чтобы создать ополчение и противостоять врагу, захватившему нашу страну. Благодаря Второму ополчению во главе с К. Мининым и Д. Пожарским Москва была освобождена от польско−литовских и шведских интервентов. Наше государство отстояло свою независимость.

§15. Проверим себя. Задание №1

Что означает слово «гражданин»?

Слово гражданин в словаре русского языка В. И. Даля раскрывается так: член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
В наше время гражданин − человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

§15. Проверим себя. Задание №2

Каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении государством?

Права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении государством:
1. Российские граждане избирают своих представителей (депутатов) в Государственную Думу и доверяют им решение главных дел. Они избирают также Президента Российской Федерации.
2. Каждый гражданин имеет право быть избранным в органы государственной власти.
3. Самые важные вопросы государственной жизни могут быть решены путём голосования всех граждан России. Такое голосование называется референдумом (всенародным опросом). Выборы − это избрание лиц, а референдум − решение вопросов.
4. Любой гражданин может обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы.

§15. Проверим себя. Задание №3

Каковы главные обязанности гражданина?

Обязанности гражданина:
1. Соблюдать Конституцию и другие законы РФ.
2. Защищать Отечество.
3. Платить законно установленные налоги и сборы.
4. Бережно относиться к природным богатствам.
5. Беречь памятники истории и культуры.
6. Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

§15. Проверим себя. Задание №4

Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?

Достойный гражданин не может быть безразличным к судьбе своей страны. Он следит за событиями, происходящими в стране; радуется её успехам; переживает её беды. Он делает всё, что в его силах, для благополучия своей Отчизны; волнуется не только за себя, но и за судьбу своего города, страны, всего общества. Также достойный гражданин выполняет правила и обязанности, которые установлены законом.

§15. В классе и дома. Задание №1

Как ты понимаешь выражение: «Гражданин − Отечества достойный сын»?

Гражданин − это человек, которому небезразлична судьба своего Отечества. Он выполняет все свои обязанности и пользуется всеми правами достойно. Он думает не только о себе и собственном благополучии, но и о благополучии своего Отечества.

§15. В классе и дома. Задание №2

Подумай, есть ли связь между словами «гражданин» и «патриот».

Связь между словами «гражданин» и «патриот» есть, но она касается лишь того, что гражданин и патриот относятся к определённой стране.
Гражданин − человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
Патриот − человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Например, можно быть патриотом страны, гражданином которой являешься. А можно быть гражданином одной страны, а патриотом − другой.

§15. В классе и дома. Задание №3

Что общего в значении слов «гражданин» и «гражданственность» и в чём различие? Приведи примеры проявлений гражданственности нашими современниками.

Гражданин − человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
Гражданственность − это качества, которые свойственны личности: чувство долга, любви к Родине и ответственность перед своей страной.
Общее в значении слов «гражданин» и «гражданственность»: они связаны с какой−то определённой страной.
Различие в значении слов «гражданин» и «гражданственность»: гражданин − это человек, а гражданственность − это свойства личности.
Примеры проявлений гражданственности нашими современниками: добросовестное выполнение гражданских обязанностей; оказание помощи людям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации, забота о сохранении растений и животных в родном крае и т.д.

§16. Вспомним. Задание №1

Почему говорят, что нет больших и малых народов?

Нет больших и малых народов, потому что есть многочисленные и малочисленные народы. Все народы и все люди равны между собой. Нет какого−то народа, который был бы лучше или хуже другого. У каждого народа свой язык, культура, обычаи и традиции. Каждый народ уникален по−своему.

Цели: 1. Создать условия для формирования представлений о государстве, гражданине и обязанностях как гражданина, так и обучающегося в МБОУ СОШ № 1.

2. Формирование необходимости выполнения обязанностей.

Методы : воспроизведения, поисковый.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: Государство, гражданин, обязанности государства, обязанности гражданина, Конституция РФ.

1. Постановка целей, мотивация.

Учитель начинает урок с создания рабочих групп.

Затем беседует с семиклассниками:

- Это сладкое слово «свобода»! На прошлом уроке мы изучили права и свободы. Но у гражданина есть не только права и свободы. Какое понятие противоположно термину «права и свободы»?

- Следовательно, тема урока « Гражданин и государство. Обязанность. Обязанности гражданина и школьника, обучающегося в МБОУ СОШ №1».

II . Актуализация знаний. Рефлексия.

Учитель предлагает посмотреть подготовленную ею презентацию (См.: Презентация «Вопросы к уроку») с вопросами по теме предыдущего урока и ответить: «Да» или «Нет». Затем обучающиеся обмениваются листочками и проверяют по заданным критериям ответы друг друга, оценивают ответы.

III . Первичное усвоение новых знаний.

6 групп выполняют задания по вопросам:

1. Что такое государство? Зачем оно нужно? Какие органы входят в государство? (А.Ф. Никитин. Обществознание.7 кл.стр. 60 - 1 абзац стр. 61; А.И.Кравченко. Обществознание. 6 кл., стр.101-102). Нарисовать схему «Органы государственной власти».

2. Кто такой гражданин? Кто может стать гражданином РФ? (А.И. Кравченко. Обществознание. 6 кл. Стр. 106-107)

3. Какова ответственность государства перед гражданами? Где зафиксирована ответственность государства перед гражданами? ( ч. 3 ст. 6; ч.2 ст. 15; ч. 2ст.19; ч.1 ст.21; ч.2 ст.24; ст.25; ст.27; ст.35, ст.38, ст.39, ст.41Конституции РФ, ст.7 ФЗ «О гражданстве РФ»

4. Каковы обязанности граждан по Конституции Российской Федерации? (Конституция РФ, статья 15, часть 2; статья 17, часть 3; статья 38, части 2, 3; статья 43, часть 4; статья 44, часть 3; статья 57; статья 58; статья 59).

5. Каковы обязанности школьников, обучающихся в МБОУ СОШ № 1?

(Правила поведения учащихся МБОУ СОШ №1 г. Красновишерска.)

6. Составление схемы: «Обязанности гражданина и школьника, обучающегося в МБОУ СОШ № 1».

IV . Первичная проверка понимания и закрепление. Рефлексия.

Выступили по1-3 представителя от каждой группы.

Дети начертили схемы: «Органы государственной власти», «Обязанности гражданина и школьника, обучающегося в МБОУ СОШ №1»

V . Домашнее задание: Параграф 10.

VI . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель предлагает группам самим отметить, чему научились, как работали в группах, оценить работу друг друга и свою, используя таблички:

Кичигина Т.Н. г. Красновишерск, Пермского края. МБОУ СОШ №1.

Гражданин и государство. Обязанности. Обязанности гражданина и школьника.

Открытия новых знаний

1. А.Ф. Никитин. Обществознание, 7 кл.. М.Дрофа. 2015г.

2. Консультант Плюс. Конституция РФ, ст.6, ч.2 ст.15,

3. Закон «О гражданстве РФ», ст.7.

4. А.И. Кравченко. Обществознание, 6 кл.. М. Русское слово. 2011г.

1. Что такое государство? Зачем оно нужно? Какие органы входят в государство? (стр. 60 - 1 абзац стр. 61)

2. Кто такой гражданин? Кто может стать гражданином РФ?

3. Какова ответственность государства перед гражданами? Где зафиксирована ответственность государства перед гражданами?

4. Каковы обязанности граждан по Конституции Российской Федерации? ( статья 15, часть 2; статья 17, часть 3; статья 38, части 2, 3; статья 43, часть 4; статья 44, часть 3; статья 57; статья 58; статья 59 Конституции РФ)

5. Каковы обязанности школьников, обучающихся в МБОУ СОШ № 1?

6. Составление схемы: «Обязанности гражданина и школьника, обучающегося в МБОУ СОШ № 1»

1. Создать условия для формирования представлений о государстве, гражданине и обязанностях как гражданина, так и обучающегося в МБОУ СОШ № 1.

2. Формирование необходимости выполнения обязанностей.

Формы и методы обучения

Методы: воспроизведения, поисковый.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Государство, гражданин, обязанности государства, обязанности гражданина, Конституция РФ

1. Постановка целей, мотивация

Знакомятся с заголовками текстов.

Понимать, к какой сфере жизни общества относится учебный текст.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность,

ради чего она осуществляется.

2. Актуализация знаний.

Применяют понятия, усвоенные раньше.

Уметь понимать текст источника.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

осуществление поиска информации по памяти.

Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

к изучаемым явлениям.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Наблюдает за всеми, корректи-рует.

Читают статьи Конституции РФ и Правил поведения учащихся МБОУ СОШ № 1, статьи из «Закона о гражданстве РФ», анализируют тексты и формулируют правильные ответы.

. Находить информацию в учебнике, правовом источнике, в других источниках информации

Поиск нужной информации из Конституции РФ, Правил поведения учащихся МБОУ СОШ № 1, статьи из «Закона о гражданстве РФ», из учебников.

Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно высказывать своё мнение в устной форме, чётко формулируя ответы не поставленные вопросы,

Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

Выявление, идентификация проблемы,

Управление поведением партнёра, умение слушать друг друга,

Умение выражать свои мысли с точностью,

Уметь работать в парах и малых группах.

Ориентироваться в текстах учебника и КоАП,

Вносить необходимые дополнения в способ действия, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию

вида социальных норм

своё отношение к

4. Первичная проверка понимания и закрепле-ние. Рефлексия.

Представители групп сообщают всем, какой ответ они сформулировали, дополняют, что ещё не назвали.

Уметь анализировать и оценивать содержание учебника, правового источника.

Осознанно высказывать своё мнение, чётко формулируя ответы на поставленные вопросы. Устанавливать причинно-следственные связи
Синтезировать,самостоятельно формулировать проблемы.Находить способ решения проблем.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

учебные задачи на основе того, что уже известно и усвено, и того, что ещё неизвестно.

Осмыслить необходимость правовых норм как вида социальных норм.Вырабатывать своё от-ношение к изучаемым об-щественным явлениям.

5. Домашнее задание.

В средствах массовой информации и в повседневной жизни найти примеры, подтверждающие, что государство контролирует выполнение обязанностей.

Уметь анализировать и оценивать информацию из СМИ и других источников.

Находить способ решения проблем поискового характера.

Выявление, идентификация проблемы.

Ставить учебные задачи на основе того, что уже известно

своё отношение к

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщают, что узнали, достигли ли целей.

Понимать, к какой сфере жизни общества относится учебный текст.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологичес-кой речью.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения от него. Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

правовых норм как вида социальных норм.

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Я составила технологическую карту к уроку по обществознанию "Гражданин и государство. Обязанности. Обязанности гражданина и школьника". Технологическая карта была подготовлена к открытому уроку, подготовленному мной в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года-2016"

Созданный материал может быть использован не только на уроках обществознания в 7 классе, но и в других классах, если курс предусматривает обучение по теме "Обязанности гражданина" или " Твои права и обязанности", а так же на классных часах или родительских собраниях

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 918 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Обществознание. Человек в обществе», Соболева О.Б., Корсун Р.П.

§ 23. Я—гражданин России!

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание. Человек в обществе», Соболева О.Б., Корсун Р.П.
  • Тема: § 23. Я—гражданин России!
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С.
  • Тема: § 12. Правоотношения
  • Учебник: «Обществознание. Человек в обществе», Соболева О.Б., Корсун Р.П.
  • Тема: § 13. В мире общения
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 1. Экономическая жизнь общества
  • Учебник: «Обществознание», Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 12.09.2017 657
  • DOC 57.5 кбайт
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кичигина Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

47 минут

«Метод ситуативного анализа Case-study как средство развития учебных и социальных компетенций» Часть 1. Теория

68 минут

«Инновация. Инновационные технологии»

64 минуты

«Развитие коммуникативных умений школьников посредством игровой технологии»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На прошлых уроках мы познакомились с личными (гражданскими), политическими, экономическими, социальными и культурными правами и свободами граждан Российской Федерации. Сегодня вам предстоит узнать о том, что у граждан есть не только гарантированные права, но ещё и обязанности, которые они должны выполнять.

Согласно Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом».

Что нужно понимать под термином «обязанность»?

Обязанности – это закреплённые в законодательстве виды и меры необходимого поведения.

Возможно у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан: прав или обязанностей?

Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится что прав намного больше. Но так ли это?

Давайте обратимся с вами к тексту Конституции. У всех без исключения взрослых граждан Российской Федерации есть шесть прямых обязанностей.

Во-первых , важнейшим долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита своего Отечества. Каждый гражданин России в случае войны против нашей страны обязан принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на защиту от врага.

Например, как это произошло в годы Великой Отечественной войны, когда на защиту Родины встало все население нашей страны.

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка".

А на оккупированной территории Беларуси в партизанских отрядах воевали почти более семидесяти четырёх тысяч мальчишек и девчонок, юношей и девушек.

В мирное же время обязанность по защите Отечества проявляется в виде воинской обязанности, то есть службы в вооружённых силах Российской Федерации.

Во-вторых , все граждане обязаны соблюдать Конституцию и основные законы нашей страны. Это положение распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Оно лежит в основе обеспечения законности и правопорядка в государстве и его исполнение обязательно.

В-третьих , все граждане Российской Федерации обязаны платить налоги и иные сборы, установленные государством. В этой обязанности есть одна особенность, которая заключается в том, что налоги обязаны платить не только граждане России, но и все иные лица, проживающие в нашей стране, ведь они точно также работают и получают доходы, как и россияне. Выполнение всеми данной обязанности гарантирует нормальное развитие экономики страны, ведь за счёт уплаченных налогов формируется значительная часть бюджета.

Также в конституции закреплена норма о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Представьте себе такую ситуацию: 1 декабря 2015 года какие-то местные чиновники принимают решение о подъёме суммы налога на прибыль. При этом они заявляют, что данный налог вводится в действие с 1 января 2015 года и все предприниматели обязаны заплатить разницу, которая возникла из-за введения нового тарифа.

Как вы думаете, правомерен ли такой порядок введения налога?

В-четвертых, каждый гражданин России обязан бережно относиться к природе и окружающей среде. Эта обязанность включает в себя конкретные правовые нормы, такие как соблюдение правил ведения охоты, пользования лесами, водными ресурсами, запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных и многие другие.

В-пятых, каждый житель Российской Федерации обязан сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры, чтобы сохранить их для будущих поколений.

В-шестых, каждый гражданин России обязан получить основное общее образование, то есть закончить девять классов, а потом он волен выбирать – учиться дальше или пойти работать.

Некоторые записанные в Конституции обязанности относятся лишь к отдельным категориям граждан, например к совершеннолетним детям, родителям и государственным чиновникам.

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что забота о детях, их воспитание – это право и обязанность родителей. В свою очередь дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях, которым уже трудно работать или жить на одну пенсию.

Можно ли говорить о том, что это полный список обязанностей и других попросту не существует?

Конечно, нельзя. Потому что буквально за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право.

Например, за правом на образование стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября. Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, государство – вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они выполняли свою работу хорошо и так далее.

И так с каждым правом, которое мы бы ни взяли: у каждого есть вторая сторона медали. В нашем случае за любым вашим правом стоят обязанности других людей.

Почему гражданам России необходимо выполнять обязанности, возлагаемые на них Конституцией?

Седьмая статья Конституции гласит: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Это значит, что одна из главных задач государства – защита интересов всех граждан, создание условий для того, чтобы они жили достойно: имели соответствующею своему труду зарплату, могли обеспечить себя комфортным жильём и всем необходимым, получали образование, медицинское обслуживание и другие блага от государства.

При этом никто не вправе заставить граждан исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.


Если рассматривать, в чем состоит ответственность государства перед гражданином, то можно выделить основные критерии: защита от угроз внешних (военная агрессия, нарушение прав за границей, спады экономики) и внутренних (бандитизма, терроризма, спада условий жизни), помощь в развитии. Существуют и обратные обязанности — гражданина перед государством: растить детей, способных жить в обществе и развивать его, сохранять семью, платить налоги.

Существующие проблемы

Все больше людей интересуются, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. К таким относят духовные и материальные блага. Уровень потребностей населения зависит от политической и экономической ситуации в стране.

в чем состоит ответственность государства перед гражданином

Рассматривая нарастающие проблемы общества, можно частично объяснить, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Требования возросли в связи с последними событиями в мире: присоединение Крыма к РФ, военные действия на Украине, спад доходов после введения санкций.

Изменения в глобальном масштабе влияют на потребности населения. В большинстве случаев это предопределяется курсом внешней политики правящей партии. В период внешней угрозы гражданам нужна уверенность в крепкой воле руководителя страны. Значение имеет и его имидж, поведение на мировых встречах.

Основные критерии

Попытаемся разобраться, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Основной критерий жизни в обществе — это сохранность условий для нормальной жизни населения. Они достигаются за счет поддержания некоторых показателей: рождаемость, средний доход семьи, влияние на смертность по различным причинам.

ответственность государства перед гражданином

Основными критериями являются те, на которые государство может повлиять непосредственно. Инструментами для этого выступает власть: законодательная, исполнительная, судебная, военные ведомства. Все институты и образования следуют одной цели: сохранить целостность государства.

Существует ответственность государства перед гражданином. Последнему гарантируются некоторые права Конституцией:

  • на достойную безопасную жизнь;
  • на владение собственностью, право распоряжаться ею по своему усмотрению;
  • на благоприятную окружающую среду (сохранение природных условий и наказание виновных в ее порче);
  • на защиту исторически значимых объектов и событий.

Размытые критерии

Ответственность государства перед гражданином заключается в готовности властей противостоять непредвиденным событиям, которые могут даже частично привести к беспорядкам. Мерами профилактики оздоровления сознания общества выступают следующие действия:

  • Повышение патриотизма подрастающего поколения.
  • Обеспечение образованием.
  • Снижение разрыва между доходами очень богатых и бедных.
  • Своевременная корректировка законов под сложившиеся условия. Это актуально, когда следование нормативным актам становится абсурдным действием.

Существует и взаимная ответственность государства и личности. Гражданин обязан предпринимать действия по сохранению здорового общества. К таким относятся: содействие правоохранительным органам, воспитание психически здоровых детей, уплата налогов и многое другое. Несогласных с нормами единства законов привлекают к ответственности.

Взаимная ответственность государства и личности является единственно возможным вариантом существования здорового и крепкого общества. Этим достигается законность всех происходящих действий в стране. Порядок начинается с ответственности каждого человека за поступки.

Мифические представления у человека

Ответственность государства перед каждым гражданином часто является размытым определением. Часто возникают противоречия, которые невозможно устранить. Большинство людей в обществе желают иметь доход выше среднего и ходить на «непыльную» работу. Однако кому-то нужно быть обслуживающим персоналом.

взаимная ответственность государства и личности

Задачей государства становится создать ряд условий для части общества, согласно которым с малолетства готовится рабочий класс. Как ни печально это звучит, но порядок держится на покорности. Проявление несогласия с таким устройством признается диверсионной деятельностью. Верхушка применяет все инструменты для устранения бунтующих личностей.

Взаимная ответственность гражданина и государства выполняет регулирующую функцию через самосознание человека, соблюдение принципов гуманности, честности. Хотя государственность далеко не всегда базируется на перечисленных качествах. Скорее эти требования предъявляются к индивидам.

Каждый человек влияет на происходящее?

Часто ответственность государства путают с желанием правящей верхушки материально обогатиться. Участие или неучастие в способствующих этому событиях непосредственно влияет на соблюдение принципов законности. Поэтому гражданин не вправе отделять свою личность от происходящего вокруг.

ответственность государства

Взаимная ответственность человека и государства заключается в обоюдном контроле за деятельностью всех структур общества. Здоровые отношения между всеми ветвями власти возможны только при активном участии населения. Проявление пассивности часто становится преступлением со стороны как граждан, так и государства.

Говорить о государстве как о некой отдельной составляющей некорректно. Общество влияет на действия власти, оно наделяет её полномочиями. Оно же их и забирает, когда руководство перестало вызывать чувство доверия.

Когда и какая наступает ответственность?

Обязанности каждого индивидуума определены четко в законодательных актах. И за этим ведется постоянный контроль, принимаются своевременные меры. Гораздо сложнее проконтролировать власть, чего не хватает в современном обществе РФ.

взаимная ответственность гражданина и государства

Если гражданин недовыполнил свои обязанности, его привлекают моментально согласно существующим кодексам. Однако государственные недоработки часто остаются безнаказанными. Это происходит из-за отсутствия инструментов у индивидуума.

Так, недостаточное обеспечение медикаментами в период острой необходимости не влечет за собой материальной компенсации гражданам без длительных судебных разбирательств. При этом проступки отдельной личности сразу караются Уголовным кодексом и полным возмещением нанесенного ущерба.

Аналогичные пробелы присутствуют в каждой отрасли деятельности в РФ. Здесь уместно говорить о неполном выполнении своих обязанностей со стороны государства.

Отождествление с материальными благами

Несомненно, правящая партия в демократическом обществе предопределяет, какова ответственность государства перед гражданином будет впоследствии. Право выбора часто неосознанно отождествляется со своим материальным благополучием. Что в корне меняет суть назначения данного механизма.

взаимная ответственность человека и государства

Выборная система должна быть способом проявления гражданской обязанности индивидуума, направленной на формирование бескорыстной правящей элиты. Но на деле каждая личность изначально рассматривает угодную партию как средство обогащения. Каждый проголосовавший приходит в избирательный участок в надежде на улучшение условий жизни после одной лишь подписи в бюллетене.

При таком подходе происходит подмена ценностей, а вместе с этим и понятие об обязанностях гражданина. Контроль и постоянное участие в делах государства являются необходимой мерой для построения равноправных взаимоотношений между всеми структурами власти и обществом.

Что должен соблюдать индивид в обществе?

Основные обязанности гражданина прописаны в Конституции РФ. Соблюдать её пункты обязано и государство, но в несколько ином виде. Каждый человек должен проявлять уважение к культурным ценностям отдельных ячеек общества.

какова ответственность государства перед гражданином

В обязанности входит не допускать посягательств на чужое имущество, свободу. Каждый человек обязан уплачивать налоги, бережно относиться к природным богатствам. Отдельный вопрос ставится по защите отечества, имиджа страны, охране культурного наследия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: