Каков срок хранения сточных вод на судах

Обновлено: 23.04.2024

Конвенцией МАРПОЛ 73/78 оговаривается необходимость выполнять более жесткие требования в особых районах – Средиземном, Черном, Балтийском и Красном, а также в районе заливов (Ближний Восток). В особых районах разрешается сброс за борт нефтесодержащих вод с концентрацией нефти не более 15 млн-1, а суда рекомендуются оборудовать нефтеводяным фильтрующим оборудованием указанной глубины очистки. При этом на судне обязательно должно быть автоматическое устройство для закрытия сливных забортных клапанов, сбрасывающих, если содержание нефти в сбрасываемой за борт очищенной воде превышает 15 млн-1.

В Конвенции существует поправка, которая гласит, что суда, эксплуатирующиеся исключительно в особых районах или работающие в пределах 12 морских миль от ближайшего берега, достаточно оборудовать сборной цистерной. В этом случае предполагается все образующиеся на судне НВ накапливать, а затем передавать на приемные сооружения порта. Объем сборной цистерны, естественно должен быть достаточным, чтобы гарантировать накопление НВ в течение всего рейса.

Вне пределов особых районов Конвенцией МАРПОЛ 73/78 допускается использование на судне нефтяного сепарационного оборудования, обеспечивающего очистку подсланевых вод до содержания нефти в сбросе не более 100 млн-1.

Наряду с перечисленными выше техническими требованиями Конвенция МАРПОЛ 73/78 содержит организационные и правовые вопросы.

К организационным требованиям прежде всего следует отнести обеспечение всех судов необходимыми документами: журналами нефтяных операций, Международными свидетельствами о предотвращении загрязнения нефтью и др.

В правовой части отмечается обеспечение достаточно жесткого контроля за соблюдением тех или иных положений Конвенции МАРПОЛ 73/78 иностранными судами. В частности, в меморандуме, принятом 14 европейскими государствами в 1982 году., предусмотрены проверки судов третьих стран на соответствие указанным выше требованиям. Регистру было поручено осуществлять технический надзор за проектированием, изготовлением и эксплуатацией судового природоохранного оборудования, решать вопрос о серийном производстве данного оборудования и оформлять Свидетельство о типовом испытании.

Регистром рекомендовано несколько методик ежегодных и очередных освидетельствований нефтяного сепарационного и фильтрующего оборудования. Анализы проб подсланевой воды должны проводиться в лабораториях, имеющих Свидетельство о признании их Регистром.

За пределами 12-мильной зоны сброс СВ (сточных вод) разрешен без предварительной обработки в любом бассейне (понятия «особый район» для СВ не существует), но при этом указано, что судно должно двигаться со скоростью не менее 4 уз.

В связи с указанным каждое судно, попадающее под действие приложения 4 Конвенции, должно быть оборудовано устройствами для возможного предотвращения сброса необработанных СВ. Такими устройствами являются судовые сборные цистерны, а также установки ООСВ. Конкретный тип оборудования выбирает судовладелец исходя из эксплуатационных или экономических соображений. Поэтому в настоящее время суда, приведенные в соответствие с требованиями приложения 4 Конвенции, по степени оснащения можно разделить на три группы:

ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ С СУДОВ

Глава 1 - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правило 1

Для целей настоящего Приложения:

1 Новое судно означает судно:

.1 контракт на постройку которого заключен, или, при отсутствии контракта на его постройку, киль которого заложен, или которое находится в подобной стадии постройки на день вступления в силу настоящего Приложения или позже; или

.2 поставка которого осуществляется через три года или более после дня вступления в силу настоящего Приложения.

2 Существующее судно означает судно, не являющееся новым судном.

3 Сточные воды означают:

.1 стоки и прочие отходы из всех типов туалетов и писсуаров;

.2 стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов и т.п.) через расположенные в таких помещениях раковины, ванны и шпигаты;

.3 стоки из помещений, в которых содержатся живые животные; или

.4 прочие сточные воды, если они смешаны с перечисленными выше стоками.

4 Сборный танк означает танк, используемый для сбора и хранения сточных вод.

5 Ближайший берег. Выражение "от ближайшего берега" означает от исходной линии, от которой, согласно международному праву, отсчитываются территориальные воды соответствующей территории, за исключением того, что для целей настоящей Конвенции выражение "от ближайшего берега" у северо-восточного побережья Австралии следует понимать как от линии, проведенной от точки на побережье Австралии

с координатами 11°00' южной широты и 142°08' восточной долготы,

к точке 10°35' южной широты и 141°55' восточной долготы,

затем к точке 10°00' южной широты и 142°00' восточной долготы,

затем к точке 9°10' южной широты и 143°52' восточной долготы,

затем к точке 9°00' южной широты и 144°30' восточной долготы,

затем к точке 10°41' южной широты и 145°00' восточной долготы,

затем к точке 13°00' южной широты и 145°00' восточной долготы,

затем к точке 15°00' южной широты и 146°00' восточной долготы,

затем к точке 17°30' южной широты и 147°00' восточной долготы,

затем к точке 21°00' южной широты и 152°55' восточной долготы,

затем к точке 24°30' южной широты и 154°00' восточной долготы

и далее к точке на побережье Австралии с координатами 24°42' южной широты и 153°15' восточной долготы.

5bis Особый район означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства, по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря сточными водами.

Особыми районами являются:

.1 район Балтийского моря, как он определен в правиле 1.11.2 Приложения I; и

.2 любой другой морской район, назначенный Организацией в соответствии с критериями и процедурами назначения особых районов в отношении предотвращения загрязнения сточными водами с судов*.

* См. резолюцию А.927(22) Ассамблеи: Руководство по назначению особых районов согласно МАРПОЛ 73/78 и руководство по определению и назначению особо уязвимых морских районов.

6 Международный рейс означает рейс, выполняемый из страны, к которой применяется настоящая Конвенция, в порт, находящийся за пределами такой страны, и наоборот.

7 Лицо означает члена экипажа и пассажира.

7bis Пассажир - всякое лицо, за исключением:

.1 капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих либо выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна; и

.2 ребенка не старше одного года.

7ter Пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров.

Для применения правила 11.3 "новое пассажирское судно" является пассажирским судном:

.1 контракт на постройку которого заключен или, при отсутствии контракта на постройку, киль которого заложен, или которое находится в подобной стадии постройки 1 января 2016 года или после этой даты; или

.2 поставка которого осуществляется через два года или более после 1 января 2016 года.

Существующее пассажирское судно означает пассажирское судно, не являющееся новым судном.

8 Ежегодная дата означает число и месяц каждого года, которые соответствуют дате истечения срока действия Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами.

Правило 2

1 Положения настоящего Приложения применяются к следующим судам, занятым в международных рейсах:

.1 к новым судам валовой вместимостью 400 рег.т и более; и

.2 к новым судам валовой вместимостью менее 400 рег.т, которым разрешается нести на борту более 15 человек; и

.3 к существующим судам валовой вместимостью 400 рег.т и более через пять лет после вступления в силу настоящего Приложения; и

.4 к существующим судам валовой вместимостью менее 400 рег.т, которым разрешается нести на борту более 15 человек, через 5 лет после вступления в силу настоящего Приложения;

2 Администрация обеспечивает, чтобы существующие суда в соответствии с подпунктами 1.3 и 1.4 настоящего правила, кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки до 2 октября 1983 года, оборудовались, насколько это практически осуществимо, для сброса сточных вод в соответствии с требованиями правила 11 Приложения.

Правило 3

.1 к сбросу сточных вод с судна в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море; или

.2 к сбросу сточных вод в результате повреждения судна или его оборудования при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такого сброса.

Глава 2 - ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВ

Правило 4

1 Каждое судно, от которого в соответствии с правилом 2 требуется выполнение положений настоящего Приложения, подлежит установленным ниже освидетельствованиям:

.1 Первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Свидетельства, требуемого правилом 5 настоящего Приложения, которое включает полное освидетельствование его конструкции, оборудования, систем, устройств, приспособлений и материалов в той степени, в какой судно охвачено настоящим Приложением. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям настоящего Приложения.

.2 Освидетельствованию для возобновления свидетельства через интервалы, установленные Администрацией, но не превышающие пяти лет, за исключением случаев, в которых применяется правило 8.2, 8.5, 8.6 или 8.7 настоящего Приложения. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям настоящего Приложения.

.3 Дополнительное освидетельствование, общее или частичное, в зависимости от обстоятельств, проводится после ремонта, являющегося результатом обследования, предписанного в пункте 4 настоящего правила, или во всех иных случаях после проведения любого значительного ремонта или восстановительных работ. Освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что необходимые ремонт или восстановительные работы были проведены качественно, что материалы и качество такого ремонта или восстановительных работ во всех отношениях удовлетворительны и что судно во всех отношениях отвечает требованиям настоящего Приложения.

2 Администрация принимает надлежащие меры для обеспечения выполнения применимых положений настоящего Приложения на судах, к которым положения пункта 1 настоящего правила не применяются.

3 Освидетельствования судна во исполнение положений настоящего Приложения осуществляются должностными лицами Администрации. Однако Администрация может поручить проведение освидетельствования назначенным для этой цели инспекторам или признанным ею организациям.

4 Администрация, назначающая инспекторов или признающая организации для проведения освидетельствования, как это предусмотрено в пункте 3 настоящего правила, уполномочивает назначенного инспектора или признанную организацию, как минимум:

.1 требовать ремонта судна; и

.2 проводить освидетельствования по просьбе компетентных властей государства порта.

Администрация уведомляет Организацию о конкретных обязанностях и условиях полномочий, предоставленных назначенным инспекторам или признанным организациям, для рассылки Сторонам настоящей Конвенции с целью информирования их должностных лиц.

5 Если назначенный инспектор или признанная организация устанавливает, что состояние судна или его оборудования существенно не соответствует данным Свидетельства или что их состояние таково, что судно не подготовлено к выходу в море, не представляя чрезмерной угрозы морской среде, то такой инспектор или такая организация немедленно обеспечивает принятие мер по устранению недостатков и должным образом уведомляет об этом Администрацию. Если меры по устранению недостатков не выполняются, то Свидетельство изымается и Администрация немедленно уведомляется об этом. Если же судно находится в порту другой Стороны, то об этом немедленно уведомляются также компетентные власти государства порта. Если должностное лицо Администрации, назначенный инспектор или признанная организация уведомили компетентные власти государства порта, то правительство соответствующего государства порта оказывает такому должностному лицу, инспектору или организации любую необходимую помощь в выполнении их обязанностей в соответствии с настоящим правилом. В необходимых случаях правительство государства порта принимает меры, обеспечивающие, чтобы судно не уходило до тех пор, пока оно не сможет выйти в море или покинуть порт для следования на ближайшую подходящую судоремонтную верфь, не представляя чрезмерной угрозы морской среде.

6 В каждом случае соответствующая Администрация полностью гарантирует полноту и тщательность освидетельствования и обеспечивает принятие необходимых мер для выполнения этого обязательства.

7 Состояние судна и его оборудования должно поддерживаться в соответствии с положениями настоящей Конвенции для обеспечения того, чтобы судно оставалось во всех отношениях подготовленным к выходу в море, не представляя чрезмерной угрозы морской среде.

8 После проведения любого освидетельствования судна в соответствии с пунктом 1 настоящего правила без санкции Администрации не допускается производить никаких изменений в конструкции, оборудовании, системах, устройствах, приспособлениях или материалах, подвергшихся освидетельствованию, за исключением замены этого оборудования или устройств на такие же.

Правило 5

Выдача или подтверждение Свидетельства

1 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами выдается каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон Конвенции, после первоначального освидетельствования или освидетельствования для возобновления свидетельства в соответствии с положениями правила 4 настоящего Приложения.

2 Такое свидетельство выдается или подтверждается Администрацией либо лицом или организацией*, должным образом ею уполномоченными. В каждом случае Администрация несет полную ответственность за свидетельство.

* См. Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации, принятое Организацией резолюцией А.739(18), и Спецификации функций признанных организаций, действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств, принятые Организацией резолюцией А.789(19).

Правило 6

Выдача или подтверждение Свидетельства другим правительством

1 Правительство Стороны Конвенции может по просьбе Администрации принять к освидетельствованию судно и, убедившись, что на судне выполнены все положения настоящего Приложения, выдает или поручает выдать судну Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами, и, где это уместно, подтверждает или поручает подтверждение судну этого свидетельства в соответствии с настоящим Приложением.

2 Копия свидетельства и копия акта об освидетельствовании передаются в возможно короткий срок Администрации, по просьбе которой осуществляется освидетельствование.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ СТОЧНЫЕ СУДОВЫЕ

Ship sewage systems. Design rules

Дата введения 2020-11-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (НИИ "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

- ИСО 15749-1-2004* "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 1. Проектирование санитарных сточных систем" (ISO 15749-1:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 1: Sanitary drainage-system design", NEQ,);

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

- ИСО 15749-2-2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 2. Санитарные сточные системы; трубопроводы систем гравитационного типа" (ISO 15749-2:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 2: Sanitary drainage, drain piping for gravity systems", NEQ,);

- ИСО 15749-3:2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 3. Санитарные сточные системы, трубопроводы систем вакуумного типа" (ISO 15749-3:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 3: Sanitary drainage, drain piping for vacuum systems", NEQ);

- ИСО 15749-4:2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 4. Санитарные сточные и осушительные системы, трубопроводы откачки сточных вод" (ISO 15749-4:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 4: Sanitary drainage, sewage disposal pipes", NEQ);

- ИСО 15749-5:2004 "Суда и морские технологии. Сточные и осушительные системы на судах и морских сооружениях. Часть 5. Осушение палуб, грузовых помещений и плавательных бассейнов" (ISO 15749-5:2004 "Ships and marine technology - Drainage systems on ships and marine structures - Part 5: Drainage of decks, cargo spaces and swimming pools", NEQ)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на сточные системы морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания и морских/речных сооружений (далее - суда).

Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования сточных судовых систем, предназначенных для удаления сточных и хозяйственно-бытовых вод из судовых помещений, а также загрязненных вод с открытых палуб, из грузовых трюмов и плавательных бассейнов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.005 Единая система защиты от коррозии и старения. Металлы, сплавы, металлические и неметаллические неорганические покрытия. Допустимые и недопустимые контакты с металлами и неметаллами

ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 5632-2014 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 5648 Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков

ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 9940 Трубы бесшовные горячедеформированные из коррозионно-стойкой стали. Технические условия

ГОСТ 9941 Трубы бесшовные холодно- и теплодеформированные из коррозионно-стойкой стали. Технические условия

ГОСТ 17217 Трубы из медно-никелевого сплава марки МНЖ5-1. Технические условия

ГОСТ Р 58881 Обозначения условные графические в схемах судовых систем и систем энергетических установок

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 гравитационная сточная система: Сточная система, перемещение загрязненной воды в которой по трубопроводам от сливного устройства к сборной цистерне или установке для обработки сточных вод происходит за счет силы тяжести.

Примечание - К сливным устройствам, например относятся унитазы, писсуары, биде, умывальники, шпигаты, мойки, картофелечистки, стиральные машины.

3.2 вакуумная сточная система: Сточная система, перемещение загрязненной воды в которой от сливного устройства в накопительную вакуумируемую емкость осуществляется в виде "пробки" за счет разности давлений в трубопроводе до и после "пробки".

Примечание - В качестве накопительной вакуумируемой емкости может использоваться коллектор или сборная цистерна, в которых поддерживается вакуум.

3.3 загрязненная вода: Удаляемая с судна вода, которая претерпела изменения вследствие попадания в нее различного рода загрязнений от жизнедеятельности людей и перевозимых животных, из медицинских и санитарно-гигиенических помещений, атмосферных осадков и морской воды с верхних палуб, конденсата и т.п.

3.4 сточная вода: Загрязненная вода из унитазов, писсуаров, биде, а также из раковин, ванн и шпигатов, расположенных в медицинских помещениях (амбулатории, лазареты, и т.п.); из помещений, в которых содержатся животные, а также загрязненная вода другого происхождения, смешанная с поступающей водой из перечисленных источников.

3.5 хозяйственно-бытовая вода: Загрязненная вода из умывальников, душевых, бань, ванн, прачечных, камбуза и других помещений пищеблока.

3.6 установка для обработки сточных вод: Установка, предназначенная для очистки и обеззараживания сточных вод.

3.7 сливной трубопровод: Любой трубопровод сточной системы, по которому загрязненная вода сливается в сборную цистерну или установку для обработки сточных вод.

3.8 соединительный трубопровод вакуумной сточной системы: Короткий трубопровод, соединяющий сливное отверстие санитарно-технического оборудования с вакуумным клапаном.

3.9 одиночное ответвление трубопровода гравитационной сточной системы: Часть сливного трубопровода, который, например соединяет водяной затвор санитарно-технического оборудования с групповым ответвлением.

3.10 одиночное ответвление трубопровода вакуумной сточной системы: Часть сливного трубопровода, который соединяет санитарно-техническое оборудование со встроенным вакуумным механизмом или вакуумный клапан с трубопроводом, подсоединенным к групповому ответвлению.

Примечание - Примером оборудования со встроенным вакуумным механизмом является вакуумный унитаз.

3.11 групповое ответвление трубопровода: Ответвление, объединяющее загрязненные воды от нескольких одиночных ответвлений, подсоединенное к стояку, магистрали или коллектору.

3.12 восходящее ответвление трубопровода вакуумной сточной системы: Одиночное или групповое ответвление, по которому загрязненная вода подается вертикально вверх.

3.13 стояк: Вертикальный трубопровод гравитационной сточной системы, проходящий через одну или несколько палуб, подающий загрязненную воду в магистраль или в сборную цистерну.

3.14 магистраль: Трубопровод гравитационной сточной системы, к которому подсоединяют стояки, подающий загрязненную воду в сборную цистерну или в установку для обработки сточных вод.

3.15 коллектор, коллекторный трубопровод: Трубопровод вакуумной сточной системы, к которому подсоединяют групповые ответвления, подающий загрязненную воду в главный коллектор или в вакуумную цистерну.

3.16 главный коллектор: Короткий трубопровод вакуумной сточной системы, в который поступает загрязненная вода из коллекторов и затем откачивается в сборную цистерну.

3.17 промежуточная цистерна: Цистерна, предназначенная для сбора загрязненных вод в отдельных районах судна, из которой вода затем перекачивается в сборную цистерну.

3.18 сборная цистерна: Цистерна, предназначенная для временного хранения неочищенных сточных и хозяйственно-бытовых вод.

3.19 шламовая цистерна: Цистерна, предназначенная для временного хранения шлама, поступающего из установки для обработки сточных вод, который в дальнейшем откачивается за борт или на берег.

3.20 вакуумный клапан: Клапан, предназначенный для накопления загрязненной воды, поступающей в него от санитарно-технического оборудования, не имеющего в своей конструкции вакуумных механизмов, и последующего слива этой воды в находящиеся под вакуумом трубопроводы сточной системы.

3.21 вакуумный механизм: Механизм, встроенный в вакуумный унитаз (клапан) и обеспечивающий открытие и закрытие выпускного клапана этого оборудования в течение заданного промежутка времени для слива в вакуумную сточную систему загрязненной воды из чаши унитаза или полости вакуумного клапана.

3.22 классификационное общество: Организация, которая осуществляет классификацию и освидетельствование судов, устанавливает и контролирует соблюдение нормативно-технических требований при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации судов и морских/речных сооружений.

4 Общие правила проектирования

4.1 Удаляемая загрязненная вода

Сточные системы предназначены для удаления загрязненной воды. Конструкция сточной системы должна исключать возможность слива через нее воды, загрязненной другими веществами.

4.2 Количество сточных и хозяйственно-бытовых вод

При проектировании сточных систем минимальное количество сточных и хозяйственно-бытовых вод на одного человека в сутки для морских судов следует принимать в соответствии с нормами, установленными [1] и [2], для судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в соответствии с нормами, установленными [3] и [4].

4.3 Шум и запах

4.3.1 Уровень шума сточной системы не должен вызывать превышение допустимого уровня шума в судовых помещениях, установленных [1], [2], [3].

4.3.2 Уровень шума оборудования и трубопроводов сточной системы должен быть минимальным и не передаваться на подвески и опоры трубопроводов, что должно быть обеспечено соответствующей звуковой изоляцией.

Сточные трубопроводы не должны проходить через жилые и общественные помещения, а также радиорубки. При технической необходимости прокладки сточных труб через указанные помещения трубы должны иметь соответствующую звуковую изоляцию.

4.3.3 Оборудование и трубопроводы сточной системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы в судовые помещения не проникало неприятных запахов.

4.4 Гигиенические требования

4.4.1 Исходя из гигиенических норм слив сточных и хозяйственно-бытовых вод рекомендуется предусматривать по отдельным трубопроводам.

Во избежание проникновения запахов в судовые помещения санитарно-техническое оборудование и трубопроводы сточных и хозяйственно-бытовых вод должны иметь гидравлические затворы.

4.4.2 Непосредственно перед сборной цистерной трубопроводы сточных и хозяйственно-бытовых вод могут быть соединены в общий трубопровод загрязненной воды. При этом на трубопроводе хозяйственно-бытовой воды перед его присоединением к трубопроводу сточной воды следует предусмотреть гидравлический затвор.

4.4.3 При устройстве трубопроводов для слива загрязненной воды в установки для обработки сточных вод следует руководствоваться требованиями предприятия - изготовителя (разработчика) установки.

Для исключения возможности переполнения установки для обработки сточных вод загрязненными водами рекомендуется подавать воду в установку через сборную цистерну.

4.5 Материалы и защита от коррозии

4.5.1 Материалы труб и оборудования сточных систем должны обладать достаточной для обеспечения заданного срока службы коррозионной стойкостью к агрессивному воздействию сточных вод и моющих средств.

ГОСТ Р 58880-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ СУДОВАЯ

Ship potable water system. Design rules

Дата введения 2020-11-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (НИИ "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы питьевой воды морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания и морских/речных сооружений (далее - суда).

Настоящий стандарт устанавливает состав, правила выбора и расположения основного оборудования и трубопроводов системы питьевой воды в судовых помещениях, а также методику расчета системы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.307 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 5648 Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков

ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 16037 Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 16038 Сварка дуговая. Соединения сварные трубопроводов из меди и медно-никелевого сплава. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 18599 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия

ГОСТ 19681 Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия

ГОСТ 24723 Трубопроводы морской воды стальные оцинкованные. Расчет долговечности элементов

ГОСТ 25809 Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры

ГОСТ Р 58881 Обозначения условные графические в схемах судовых систем и систем энергетических установок

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.2 наливная труба (трубопровод): Труба (трубопровод), по которой питьевая вода подается в цистерну питьевой воды.

3.1.3 питьевая вода: Вода, полученная от берегового централизованного источника снабжения питьевой водой или приготовленная на борту судна путем опреснения морской воды с последующим доведением ее качества до качества питьевой воды.

3.1.4 пневмоцистерна: Цистерна, находящаяся под давлением сжатого воздуха и обеспечивающая поддержание давления в системе с заданными параметрами.

3.1.5 подающий трубопровод: Трубопровод, обеспечивающий подачу питьевой воды к местам ее потребления.

3.1.6 приемная труба: Труба (трубопровод), по которой питьевая вода забирается из цистерн насосом.

3.1.7 санитарно-гигиенический блок: Судовое помещение, включающее унитаз, писсуар, биде, умывальник и душ (ванну).

3.1.8 циркуляционный трубопровод: Трубопровод, предназначенный для периодического перекачивания воды из подающих трубопроводов горячей (холодной) воды через подогреватель воды (магистраль холодной воды) для поддержания заданной температуры воды в подающих трубопроводах горячей воды или исключения застоя и развития бактериального загрязнения холодной воды.

3.1.9 классификационное общество: Организация, которая осуществляет классификацию и освидетельствование судов, устанавливает и контролирует соблюдение нормативно-технических требований при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации судов и морских/речных сооружений.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГВ - горячая вода;

СВ - смешанная вода;

ХВ - холодная вода;

УФО - ультрафиолетовое облучение.

4 Назначение и состав

4.1 Система питьевой воды предназначена для приема, хранения и подачи питьевой воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей пассажиров и экипажа, а также для хозяйственно-бытовых и технических нужд.

Примечание - На судах, оборудованных гравитационной сточной системой для смыва унитазов и писсуаров, может использоваться забортная вода или пресная вода, не обладающая качествами питьевой.

4.2 Система питьевой воды, как правило, состоит из следующего основного оборудования и элементов:

- цистерн питьевой воды;

- оборудования для санитарно-гигиенической обработки воды;

- оборудования для обеспечения ГВ;

- трубопроводов и арматуры;

- средств измерения и контроля.

Принципиальная схема системы питьевой воды приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Принципиальная схема системы питьевой воды

5 Правила проектирования

5.1 Общие требования

5.1.1 На судах всегда должна иметься чистая питьевая вода, качество которой должно соответствовать требованиям [1], [2], [3].

5.1.2 Система питьевой воды должна иметь соответствующую конструкцию и размеры, включая цистерны для хранения воды и (или) установки для приготовления питьевой воды из забортной.

5.2 Защита питьевой воды от загрязнений и поддержание ее качества

5.2.1 Система питьевой воды должна быть оборудована средствами обеззараживания воды, полученной из береговых или иных источников воды, а также хранящейся на борту судна более семи суток.

5.2.2 Должно быть исключено соединение трубопроводов питьевой воды с трубопроводами или оборудованием, проводящими непригодную для питья воду.

На ответвлении трубопровода подачи воды на технические нужды следует установить невозвратно-запорный клапан, после которого предусмотреть съемный трубопровод (шланг).

5.2.3 Точки раздачи питьевой воды ее потребителям, где возможен обратный ток воды, должны быть оборудованы устройствами, исключающими это явление, например путем установки вакуумных прерывателей.

5.2.4 Применяемые материалы или защитные покрытия должны быть безопасны в техническом и физиологическом отношении, быть стойкими к физическим, химическим или коррозионным воздействиям; они не должны выделять какие-либо вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека, а также влияющие на вкус, запах или цвет питьевой воды.

Применяемые материалы или защитные покрытия должны иметь действующие санитарно-эпидемиологические заключения установленного образца.

5.2.5 Герметичность оборудования и элементов системы не должна нарушаться под воздействием ГВ с температурой до 90°С, а концевой арматуры - с температурой 70°С.

5.2.6 Воздушная подушка над поверхностью воды в пневмоцистерне не должна ухудшать качества питьевой воды.

5.2.7 На оборудование системы питьевой воды должна быть нанесена легкочитаемая маркировка, сохраняющаяся в течение всего срока службы изделий и содержащая: наименование и обозначение изделия, наименование предприятия-изготовителя и страны-изготовителя, основные параметры, массу.

5.3 Давление и температура

5.3.1 Для обеспечения безопасности оборудование и элементы системы должны быть рассчитаны на рабочее давление, соответствующее наибольшему давлению, на которое предусмотрена регулировка открытия предохранительных клапанов системы.

5.3.2 Следует принимать меры для предотвращения повышения температуры ХВ выше 20°С. В трубопроводах ГВ следует поддерживать температуру воды не менее 50°С.

Примечание - В питьевой воде, находящейся длительное время в цистернах или имеющей температуру от 20°С до 50°С, может произойти размножение патогенных микроорганизмов, в том числе легионелл. Размножение легионелл начинается при температуре около 20°С, а их гибель происходит при температуре 50°С. Период гибели легионелл сокращается с повышением температуры воды. При температуре воды 60°С легионеллы гибнут за 30 мин, при температуре 70°С - за несколько секунд, при температуре свыше 72°С легионеллы не обнаруживаются.

5.4 Арматура

5.4.1 В системе питьевой воды следует применять водосберегающую арматуру и, где необходимо, устанавливать ограничители потока (дроссельные шайбы).

5.4.2 При подводе к умывальникам ХВ и ГВ следует устанавливать смесители, а при подводе только ХВ - поворотные краны или поворотные краны со струей и сеткой.

5.4.3 При необходимости экономии воды, при подводе ХВ и ГВ к умывальникам целесообразно устанавливать самозапорные краны со смесителями, при подводе только ХВ - самозапорные краны.

5.4.4 Для умывальников в медицинских помещениях при централизованном горячем водоснабжении, а также при установке подогревателей воды следует предусматривать смесители.

5.4.5 В предоперационных и амбулаториях необходимо устанавливать локтевые смесители.

5.4.6 У раковин и моек при подводе ГВ и ХВ следует устанавливать смесители, при подводе только ХВ - водоразборные краны.

5.4.7 Для промывки унитазов необходимо устанавливать промывочные клапаны, а для промывки писсуаров - писсуарные краны.

5.4.8 Система питьевой воды должна быть оборудована невозвратно-запорными клапанами, которые следует устанавливать на напорной стороне насосов питьевой воды для предотвращения обратного потока в цистерну.

5.4.9 Типы и основные размеры смесителей и водоразборных кранов рекомендуется принимать по ГОСТ 25809.

Развитие флота, появление крупных пассажирских судов явилось предпосылкой для развития судовой сточной системы. Этому способствовали запреты на сброс неотработанных СВ в зонах санитарной охраны – участках, расположенных в районах городских водозаборов централизованного водоснабжения, акватории портов, районах пляжей и др. На судах начали устанавливать сборные цистерны, объем которых был достаточен для сбора образующихся сточных вод в течение времени прохождения закрытых зон и стоянки в портах.

Передачу СВ на береговые очистные сооружения осуществляют следующим образом. Скапливающиеся в сборных цистернах СВ передают на суда-сборщики, которые оборудованы специальными емкостями и системами вакуумного приема, позволяющими принимать СВ с обслуживаемых судов. После заполнения накопительных емкостей судно-сборщик направляется к ближайшему специализированному причалу, где осуществляется передача СВ через специальный коллектор на береговые очистные сооружения. Как правило, специализированные причалы снабжены для этой цели перекачивающими насосными станциями.

Эффективность передачи СВ на береговые очистные сооружения зависит в основном от пропускной способности системы судно-сборщик-специализированный причал. Количество обслуживаемых судов зависит от объемов СВ, необходимых к передаче на берег, удаленностью специализированных причалов от места дислокации судна, а также от других факторов. В период интенсивной навигации, когда в портах находится большое число пассажирских судов, собрать весь объем скапливающихся на них СВ с помощью сборщиков практически невозможно. К тому же объемы сборных цистерн современных пассажирских судов часто в несколько раз превышают аналогичные объемы, имеющиеся на судах-сборщиках. Бывает, что и специализированный причал не в состоянии переработать весь объем собранных СВ хотя бы потому, что пришвартоваться у него и передать СВ может только одно судно-сборщик, так как длина типового причала для передачи отходов равна 32 м.

Поэтому весьма перспективным представляется способ передачи СВ самими судами непосредственно в коллекторы, соединенными с системами канализаций.

При таком способе передачи СВ сокращается потребность в судах-сборщиках, снижаются эксплуатационные расходы на содержание служебно-вспомогательного флота, сокращаются случаи простоев транспортных судов в ожидании обслуживания. Кроме того, передача СВ самим судном позволяет в несколько раз увеличить объем собранных СВ. При этом резко возрастает производительность обслуживания флота, так как весь объем работ, связанных с приемом СВ, выполняется без увеличения численности плавсостава вспомогательного флота.

Однако удалять СВ с судов можно только в районах населенных пунктов, оборудованных береговыми очистными сооружениями, специализированными причалами, судами-сборщиками и т.п. Практика показывает, что для решения проблемы удаления СВ с судов необходимо использовать еще один способ – обработку СВ непосредственно на судне с помощью установок для очистки и обеззараживания сточных вод.

Санитарными правилами для судов внутреннего плавания запрещен сброс во внутренние водные объекты необработанных сточных и хозяйственно-бытовых вод. Разработана технология передачи сточных вод (СВ) с судов на берег с помощью судов-сборщиков и специализированных береговых причалов, соединенных коллекторами с береговыми очистными сооружениями.

Очистку судовых СВ выполняют физическими, химическими или биохимическими методами.

- отстаивание и фильтрация.

- химическая коагуляция используется в сочетании с физическими методами.

В СВ вводят коагулянты – соли алюминия, железа или их смеси, наибольшее распространение получил сульфат алюминия.

Процесс коагуляции включает два этапа:

- быстрое перемешивание частиц загрязнителей с коагулянтами;

- при медленном перемешивании СВ, обработанной коагулянтом, происходит хлопьеобразование. Флокулянты ускоряют процесс хлопьеобразования, например, полиакриламид;

- электрохимический метод – при размещении электродов в СВ частицы загрязнений будут прилипать к пузырькам водорода и всплывать, образуя пенный слой.

Биохимический способ очистки СВ от органических загрязнений основан на биохимических процессах, сопровождающих жизнедеятельность определенного набора микроорганизмов – биомассы. Часто биомассу называют активным илом. В активном иле содержатся различные группы бактерий, плесневые и дрожжевые грибы, а также простейшие коловратки, черви. Для поддержки требуемой жизнедеятельности микроорганизмов в СВ вводят кислород воздуха. Биохимические процессы в таком случае называют аэробами.

Этапы биохимического метода очистки СВ:

- биохимическое окисление легкоокисляемых органических веществ до СО2 и воды; в СВ органические вещества находятся в виде белков, жиров и углеводов;

- синтез клеточного вещества активного ила из оставшихся органических веществ СВ. Микробы усваивают не только органические вещества, поступающие со СВ, но и отмершие микроорганизмы (органическая их часть), т.е. происходит минерализация органической части самого активного или.

Таким образом, микроорганизмы активного ила, как и любые другие живые существа, зарождаются, развиваются, существуют определенный период и затем отмирают. Время пребывания активного ила в аэротенках строго регламентировано и зависит от концентрации органических загрязнителей в СВ, температуры, расхода воздуха, ингибиторов и токсикантов их жизнедеятельности. При благоприятных условиях это время составляет около 50 часов.

Развитие активного ила идет с более высокой скоростью, чем его

отмирание. Избыточный ил следует из установки периодически удалять в судовую шламовую цистерну. Количество скапливающегося активного ила обычно составляет 1-2% объема очищенных СВ.

Обеззараживание судовых сточных вод.

Хлорирование – при взаимодействии хлора с водой образуется хлорноватистая кислота (НClO). Бактерицидное действие хлора является результатом химической реакции между «HClO» и бактериальной клеточной структурой, вследствие чего парализуются клеточные жизненные процессы и бактерии погибают.

Обычно на разрушение бактериальных клеток расходуется лишь некоторая часть введенного в воду хлора, а большая – на реакции с различными примесями, находящимися в очищенной СВ. Дозу хлора, необходимую для обеззараживания воды, в связи со сложной зависимостью хлорпоглощаемости от некоторых факторов определяют исходя из величины остаточного хлора в СВ. При остаточном хлоре более 0,3 мг/дмз после 30-минутного контакта обеззараживание удовлетворительное.

Для судовых условий наиболее приемлемым считают гипохлорит натрия (NaOCl) и гипохлорит кальция (CaOCl), менее надежна хлорная известь.

Оптимальным при обеззараживании принято учитывать выбор требуемой дозы обеззараживающего агента, а также путем контроля за содержанием остаточного хлора в очищенной воде.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: