Каков порядок обращения с жалобой на решение таможни в арбитражный суд

Обновлено: 24.04.2024

Настоящая Памятка разработана на основании главы 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона о таможенном регулировании).

ФТС России рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) региональных таможенных управлений: Дальневосточного таможенного управления, Приволжского таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления, Северо-Кавказского таможенного управления, Сибирского таможенного управления, Уральского таможенного управления, Центрального таможенного управления, Южного таможенного управления, а также Центрального экспертно-криминалистического управления и его региональных филиалов, Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской, Центральной акцизной, Центральной энергетической, Крымской, Севастопольской, Калининградской областной, Московской областной таможен.

Жалоба подается в ФТС России через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

Любое лицо, по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия).

Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, которая должна быть составлена в письменной форме, подписана лицом, права и законные интересы которого нарушены вынесенным решением, совершенным действием или бездействием, и содержать дату ее совершения.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии) и может быть удостоверена нотариально.

Доверенность от имени гражданина должна быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть подписана им и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Полномочия законных представителей физических лиц могут быть подтверждены следующими документами: паспортом родителей (усыновителей), опекунским удостоверением, а при его отсутствии - решением органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном или попечителем.

Жалоба подается в письменной форме, в ней в обязательном порядке указывается:

- фамилия, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, его местонахождение;

- наименование таможенного органа решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Жалоба подписывается непосредственно заявителем. В жалобе, поданной юридическим лицом, указывается должностное положение лица, которым она подписана.

Дополнительно в жалобе желательно указать обстоятельства принятия решения, совершения действия (бездействия), с которыми не согласен заявитель, а также иные сведения, необходимые, по мнению заявителя, для рассмотрения жалобы.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. В таком случае в жалобе целесообразно привести перечень прилагаемых документов.

Если документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, ФТС России, вправе запросить их у заявителя. В таком случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца после дня направления данного запроса. Если заявителем не представлены документы и сведения, запрошенные таможенным органом, решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.

С 01.01.2022 жалоба может быть подана в электронном виде, до указанного момента жалоба, поступившая в ФТС России по информационным системам общего пользования, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании, что является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении по существу.

Жалоба на решение и действие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено законом.

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации о принятии обжалуемых решений, совершении действий, допущении бездействия либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в пределах установленного срока.

Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения таможенного органа или совершения таможенным органом обжалуемого действия, за исключением случая, когда таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Заявитель к ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога.

Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, в течение семи рабочих дней после дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

- о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа;

- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа.

Основаниями для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа являются:

а) несоответствие банковской гарантии, предоставленной заявителем требованиям, установленным настоящей статьей и (или) частями 3 - 9, 15 статьи 61 Федерального закона о таможенном регулировании;

б) отказ таможенного органа, рассматривающего жалобу, в принятии банковской гарантии по основаниям, указанным в частях 18 и 19 статьи 61 Федерального закона о таможенном регулировании.

Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа действует до дня принятия вышестоящим таможенным органом решения по жалобе или отзыва жалобы.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа, направляется заявителю и в ФТС России в течение трех рабочих дней.

В случае принятия ФТС России решения о признании неправомерными решения, действия (бездействия), исполнение которого обеспечено денежным залогом или банковской гарантией, таможенный орган совершает одно из следующих действий:

1) уведомляет гаранта об отказе таможенного органа от своих прав по банковской гарантии полностью или частично в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации;

2) осуществляет возврат денежного залога полностью или частично.

Решение таможенного органа об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа может быть обжаловано в суд.

Жалоба рассматривается руководителем, либо уполномоченным должностным лицом ФТС России в течение одного месяца со дня ее поступления. Жалоба, поданная не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления.

Указанные сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется письменно по почте заказным письмом не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.

ФТС России по результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя полностью или частично и признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы и о признании правомерным обжалованного решения, действия (бездействия) таможенного органа.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения.

Решение ФТС России по жалобе может быть обжаловано в суд в течении трех месяцев.

Жалоба не может быть рассмотрена ФТС России по существу в следующих случаях:

1) имеется решение таможенного органа по жалобе, принятое этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу принимается ФТС России не позднее пяти рабочих дней после дня поступления указанной жалобы или документов, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу. Решение об отказе в рассмотрении жалобы направляется заявителю заказным письмом не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.

Принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением следующих случаев:

- несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;

- заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

Решение ФТС России и нижестоящих таможенных органов об отказе в рассмотрении жалобы может быть обжаловано в суд.

Заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия ФТС России решения по существу, отзыв жалобы препятствует повторной подаче жалобы о том же предмете.

Адрес для направления жалоб в ФТС России:

ул. Новозаводская, д. 11/5, Москва, 121087.

Адреса судебных органов:

для физических лиц - Дорогомиловский районный суд города Москвы (ул. Студенческая, д. 36, Москва, 121165);

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - Арбитражный суд города Москвы (ул. Большая Тульская, д. 17, Москва, 115225).

Судебный порядок обжалования нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц

Судебный порядок обжалования

Порядок обжалования нормативных правовых актов ФТС России (глава 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)

Глава 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (извлечение)

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта ФТС России не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта ФТС России не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

С административным исковым заявлением о признании акта ФТС России, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться лица, указанные в частях 1 - 4 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов ФТС России недействующими в порядке, предусмотренном КАС РФ, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта ФТС России недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов ФТС России судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов ФТС России в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта ФТС России должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование таможенного органа или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта ФТС России, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта ФТС России к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт ФТС России полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 КАС РФ;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта ФТС России недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта ФТС России недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 208 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта ФТС России.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц (глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (извлечение)

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, в вышестоящие таможенные органы в порядке подчиненности либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по вышеуказанной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование таможенного органа или ФИО должностного лица, и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются ФТС России, подчиненные таможенные органы и их должностные лица);

5) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

6) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

7) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 КАС РФ и соответствующие ходатайства;

8) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности таможенный орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

9) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности таможенного органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц (глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (извлечение)

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении должны быть также указаны:

- наименование таможенного органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления

и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном законом порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

- копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

- копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

- документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей

с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд;

- текст оспариваемого акта, решения.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения таможенного органа.

Ведомственный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов в сфере таможенного дела

Памятка для заявителей, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в Федеральную таможенную службу

Право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц может быть реализовано заявителями в электронном виде посредством соответствующего сервиса « Жалоба на решение, действие (бездействие), таможенных органов и их должностных лиц » АПС «Личный кабинет».

Шаблон жалобы физического лица - скачать.

Шаблон жалобы юридического лица/индивидуального предпринимателя - скачать.

ФТС России рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) региональных таможенных управлений: Дальневосточного таможенного управления, Приволжского таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления, Северо-Кавказского таможенного управления, Сибирского таможенного управления, Уральского таможенного управления, Центрального таможенного управления, Южного таможенного управления, а также Центрального экспертно-криминалистического управления и его региональных филиалов, Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской, Центральной акцизной, Центральной энергетической, Калининградской областной, Московской областной, Центральной почтовой таможен.

Жалоба подается в ФТС России через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

Любое лицо, по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия).

Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, которая должна быть составлена в письменной форме, подписана лицом, права и законные интересы которого нарушены вынесенным решением, совершенным действием или бездействием, и содержать дату ее совершения.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии) и может быть удостоверена нотариально.

Доверенность от имени гражданина должна быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть подписана им и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Полномочия законных представителей физических лиц могут быть подтверждены следующими документами: паспортом родителей (усыновителей), опекунским удостоверением, а при его отсутствии – решением органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном или попечителем.

Сведения, в обязательном порядке подлежащие указанию в жалобе:

- фамилия, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица, или наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, его местонахождение;

- наименование таможенного органа решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны обстоятельства принятия решения, совершения действия (бездействия), с которыми не согласен заявитель, а также иные сведения, необходимые, по мнению заявителя, для рассмотрения жалобы. В жалобе, поданной юридическим лицом, указывается должностное положение лица, которым она подписана.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. В таком случае в жалобе целесообразно привести перечень прилагаемых документов.

Если документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, ФТС России вправе запросить их у заявителя. В таком случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца после дня направления данного запроса. Если заявителем не представлены документы и сведения, запрошенные таможенным органом, решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.

Жалоба может быть подана заявителем как в электронном, так и в письменном виде.

Жалоба в электронном виде подается посредством соответствующего сервиса «Жалоба на решение, действие (бездействие), таможенных органов и их должностных лиц» АПС «Личный кабинет» и должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо. Документы, прилагаемые к жалобе, поданной в электронном виде, также должны быть представлены в таможенный орган в виде электронного документа и заверены юридическим или физическим лицом соответственно усиленной квалифицированной электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью.

Жалоба в письменном виде (на бумажном носителе) подается через учреждения (организации) почтовой связи или накопительный ящик таможенного органа и должна быть подписана непосредственно заявителем.

Жалоба на решение и действие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено законом.

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации о принятии обжалуемых решений, совершении действий, допущении бездействия либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в пределах установленного срока.

Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения таможенного органа или совершения таможенным органом обжалуемого действия, за исключением случая, когда таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Заявитель к ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога.

Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, в течение семи рабочих дней после дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

- о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа;

- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа.

Основаниями для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа являются:

а) несоответствие банковской гарантии, предоставленной заявителем требованиям, установленным настоящей статьей и (или) частями 3 - 9, 15 статьи 61 Федерального закона о таможенном регулировании;

б) отказ таможенного органа, рассматривающего жалобу, в принятии банковской гарантии по основаниям, указанным в частях 18 и 19 статьи 61 Федерального закона о таможенном регулировании.

Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа действует до дня принятия вышестоящим таможенным органом решения по жалобе или отзыва жалобы.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа, направляется заявителю и в ФТС России в течение трех рабочих дней.

В случае принятия ФТС России решения о признании неправомерными решения, действия (бездействия), исполнение которого обеспечено денежным залогом или банковской гарантией, таможенный орган совершает одно из следующих действий:

1) уведомляет гаранта об отказе таможенного органа от своих прав по банковской гарантии полностью или частично в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации;

2) осуществляет возврат денежного залога полностью или частично.

Решение таможенного органа об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа может быть обжаловано в суд.

Жалоба рассматривается руководителем, либо уполномоченным должностным лицом ФТС России в течение одного месяца со дня ее поступления. Жалоба, поданная не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления.

Указанные сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется письменно по почте заказным письмом не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.

ФТС России по результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя полностью или частично и признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы и о признании правомерным обжалованного решения, действия (бездействия) таможенного органа.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. По желанию заявителя решение по жалобе, поданной в электронном виде, может быть получено им в виде электронного документа.

Решение ФТС России по жалобе может быть обжаловано в суд в течении трех месяцев.

Жалоба не может быть рассмотрена ФТС России по существу в следующих случаях:

1) имеется решение таможенного органа по жалобе, принятое этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу принимается ФТС России не позднее пяти рабочих дней после дня поступления указанной жалобы или документов, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы направляется заявителю заказным письмом не позднее трех рабочих дней со дня его принятия. По желанию заявителя решение об отказе в рассмотрении жалобы, поданной в электронном виде, может быть получено им в виде электронного документа.

Принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением следующих случаев:

- несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;

- заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

Решение ФТС России и нижестоящих таможенных органов об отказе в рассмотрении жалобы может быть обжаловано только в суд.

Заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия ФТС России решения по существу, отзыв жалобы препятствует повторной подаче жалобы о том же предмете.

Адрес для направления жалоб в ФТС России: ул. Новозаводская, д. 11/5, Москва, 121087.

Адреса судебных органов:

для физических лиц - Дорогомиловский районный суд города Москвы (ул. Студенческая, д. 36, Москва, 121165);

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - Арбитражный суд города Москвы (ул. Большая Тульская, д. 17, Москва, 115225).

289-ФЗ: обжалуем решения и действия таможенных органов по-новому

Долгожданный федеральный закон о таможенном регулировании, вступивший в силу 4 сентября этого года, существенно изменил процедуру обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов.

На первый взгляд может показаться, что все осталось прежним: обещанную процедуру обязательного досудебного урегулирования споров с таможенными органами не ввели, жалобы всё также принимают в письменном виде, срок на обжалование остался трехмесячным, да и полномочия представителям по-прежнему необходимо подтверждать. Но, это только на первый взгляд. Вчитываясь в главу 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ), понимаешь, что изменения есть и достаточно серьезные.

Итак, прежде всего, обратите внимание на новый порядок подачи жалобы, прописанный в статье 288 Закона №289-ФЗ. Согласно приведенной норме, жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню. То есть, если вы не согласны с решением, к примеру, Балтийской таможни, то и подать жалобу вы должны именно в эту таможню, а не в Северо-Западное таможенное управление, как могли сделать ранее в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

В зависимости от того, в какой таможенный орган была подана жалоба, определяется срок её рассмотрения. Так, согласно статье 297 Закона №289-ФЗ жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Однако, если она подана не через таможенный орган, чье решение (действие, бездействие) обжалуется (за исключением решений, действий, бездействия таможенного поста), то будет рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. При этом срок рассмотрения жалобы может быть продлен на один месяц.

Таким образом, если вы подадите жалобу на решение, например, Центрального таможенного управления напрямую в ФТС России (без учета требований статьи 288 Закона № 289-ФЗ), то она будет рассматриваться два месяца, а с учетом возможности продления общий срок принятия решения по жалобе может составить три месяца.

В новом законе, как и в прежнем, прописана возможность восстановления в случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. Вместе с тем в статье 289 Закона № 289-ФЗ теперь указано, что ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме (в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой, либо может содержаться в тексте жалобы).

С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования. Подобных уточнений предыдущий закон не содержал.

Еще одним интересным моментом, является положение, содержащееся в части 2 статьи 289 Закона №289-ФЗ, о том, что восстановлению подлежит пропущенный срок для обжалования действия (бездействия). Однако о решениях таможенных органов речи не идет. Что это: пробел в законе, недочёт, упущение или теперь действительно нельзя восстановить срок на обжалование решения – пока не ясно. В соответствии с частью 5 статьи 286 Закона №289-ФЗ ФТС России должна определить порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб. На момент публикации данной статьи соответствующий порядок не издан.

Что касается формы и содержания жалобы следует отметить появление возможности подачи жалобы в электронном виде. Однако данная норма вступает в силу с 1 января 2022 года. Кроме того увеличились требования к содержанию жалобы. Теперь, согласно части 3 статьи 290 Закона № 289-ФЗ, жалоба должна содержать еще и основания, по которым лицо, её подающее, считает, что его права нарушены.

Наиболее обсуждаемым моментом при принятии нового закона была норма, связанная с подтверждением полномочий лиц, подающих жалобу. Ранее действующий Закон №311-ФЗ содержал отдельную статью из 7 частей, касающуюся полномочий лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов (статья 39). В свою очередь Закон № 289-ФЗ в статье 291 говорит, что в случае подачи жалобы представителем заявителя, к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Всё. Иных упоминаний о документах, необходимых для подтверждения полномочий, новый закон не содержит.

Еще одна важная новелла Закона № 289-ФЗ связана с возможностью приостановления исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием. Так, согласно статье 292 нового закона, таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее, чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения. Заявитель к ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона № 289-ФЗ. То есть, если вы не согласны с классификационным решением, к примеру, Московской областной таможни, вы можете обратиться с письменным ходатайством в эту же таможню, приложить банковскую гарантию или заявление о зачете денежных средств, и в течение семи рабочих дней таможенный орган либо приостановит действие решения о классификации, либо откажет в его приостановлении.

Ряд нововведений содержится в норме, посвященной отказу в рассмотрении жалобы по существу. В частности, Закон № 289-ФЗ предусматривает семь оснований для отказа, в то время как в прежнем нормативно-правовом акте их было девять. Так, на сегодняшний день из перечня оснований, по которым таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично, исключены следующие:

  • если предметом жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
  • если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела.

Кроме того, согласно части 6 статьи 293 Закона №289-ФЗ, принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением случаев, связанных с несоблюдением заявителем требований к форме и содержанию жалобы, а также с непредставлением документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу.

Следует отметить, что решения таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы, а также об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа могут быть обжалованы в суд. При этом альтернативного варианта обжалования указанных решений Закон № 289-ФЗ не содержит.

Еще одна интересная новелла Закона №289-ФЗ касается отзыва поданной жалобы. Согласно статье 294 нового закона, отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете. Закон №311-ФЗ содержал противоположную норму, согласно которой отозванную жалобу возможно было подать повторно в течение трехмесячного срока.

Помимо описанных нововведений, Закон №289-ФЗ разрешил объединять для совместного рассмотрения несколько жалоб на взаимосвязанные решения, действия (бездействие) таможенного органа или выделять решения, действия (бездействие) таможенного органа из предмета обжалования для отдельного рассмотрения. Прежний закон о таможенном регулировании указанного положения не содержал. Так что не удивляйтесь, если направив три жалобы, получите одно решение. Теперь таможенные органы могут так делать на законных основаниях.

Изменился и порядок направления принятого по жалобе решения. На сегодняшний день копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. Согласно же Закону №311-ФЗ, копия решения направлялась лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков рассмотрения жалобы.

Несмотря на большое количество нововведений, разработчики Закона №289-ФЗ все-таки отказались от некоторых институтов таможенного права, имеющихся в предыдущем законе. Так, обжаловать в упрощенном порядке решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа больше нельзя. Новый закон о таможенном регулировании указанной возможности не содержит.

Таким образом, несмотря на то, что соответствующий порядок, касающийся действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб, ФТС России еще не разработан, обжаловать решения, действия (бездействия) таможенных органов уже нужно по-новому.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: