Какому досмотру подлежат суда пребывающие в порт

Обновлено: 24.04.2024

1. Государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях (далее - государственный портовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственный портовый контроль).

2. Капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, должны быть гражданами Российской Федерации и не должны иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Квалификационные и иные требования к капитану бассейна внутренних водных путей устанавливаются положением о капитане бассейна внутренних водных путей.

3. Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных настоящим Кодексом и в соответствии с настоящим Кодексом (обязательные требования).

4. Проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.

5. Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий, порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, квалификационные и иные требования к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки посещать и обследовать суда и плавучие объекты, находящиеся в бассейне внутренних водных путей, проверять эксплуатационные характеристики судов, их оборудования, конструкций, машин, механизмов;

3) выдавать судовладельцам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства. Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельные сроки этого задержания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

7. Если указанные в подпункте 6 пункта 6 настоящей статьи нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или плавучего объекта, лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, может быть разрешен переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений при условии, что данный переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству. Порядок и условия выдачи разрешения на переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 6. Заход иностранных судов в морские порты

1. Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.

Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 56-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.

4. Иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:

законодательство Российской Федерации, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия);

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 193-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

правила, установленные для морских портов;

правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации;

другие правила, установленные законодательством Российской Федерации, а также международные нормы и стандарты, установленные международными договорами Российской Федерации.

5. Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 79. Государственный портовый контроль за судами

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб, а также проверки соблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве.

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 132-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, а также в случае, если на судне не соблюдаются требования в области трудовых отношений в морском судоходстве, капитан морского порта подвергает судно осмотру.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.

4. Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

1.2. Рекомендации позволяют гармонизировать проведение процедур государственного портового контроля в отношении российских судов.

1.3. Рекомендации не применяются в отношении судов иностранного флага, заходящих в порты Российской Федерации. Процедуры контроля иностранных судов осуществляются в соответствии с требованиями региональных соглашений в области контроля судов со стороны государства порта, стороной которых является Российская Федерация (Парижский, Токийский и Черноморский меморандумы о взаимопонимании о контроле судов со стороны государства порта).

1.5. В соответствии с требованием ст.ст. 79 и 80 КТМ РФ государственный портовый контроль осуществляется в формах осмотра судна, контрольного осмотра судна и получения разрешения на выход судна из порта.

1.6. Термины, определения и сокращения, применяемые в тексте настоящих Рекомендаций, приведены в разделе VI.

II. Осмотр судна

2.1. Осмотр судна осуществляется в соответствии с требованием ст. 79, п. 2 КТМ РФ. Осмотр судна осуществляется путем проверки судовых документов и журналов, опросов экипажа, проведения учебных тревог, проверки судового оборудования и механизмов в работе, и не должен приводить к необоснованным задержкам выхода судна из порта.

2.2. В связи с отсутствием единых критериев для отбора судов для осмотра в соответствии со ст. 79 КТМ РФ, такие критерии могут быть определены капитаном морского торгового порта. Однако довольно произвольная трактовка отдельных положений данной статьи: ". или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергать судно осмотру" может привести к тому, что требования по осмотру судна в каждом отдельном порту могут довольно сильно отличаться в силу особенностей и специфики конкретного морского порта.

До издания нормативного документа, регламентирующего критерии для отбора судов для осмотра, рекомендуется применять следующие критерии.

2.3. Осмотру подлежат суда:

а) не проходившие осмотр в течение последних трех месяцев;

б) не имеющие судовых документов;

с) задержанные в иностранных портах (непосредственно после задержания, при последующем заходе судна в российский порт);

г) имеющие недостатки, создающие угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и причинения ущерба морской среде;

д) ставшие участниками аварийных случаев, предшествовавших заходу в порт или имевших место в порту и/или на стоянке на рейде;

е) не выполнившие предписания капитана порта или морских властей иностранных государств по соблюдению требований безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и защите морской среды;

ж) подавшие ложный сигнал бедствия, не сопровождающийся последующей процедурой его отмены.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

2.3. Осмотр судна, как правило, должен включать в себя:

а) запрос информации по судну в БД FSC-RU и принятие решения об осмотре судна, если оно соответствует критериям, указанным в п. 2.2 настоящих Рекомендаций;

б) прибытие должностного лица ИГПК на судно и представление его капитану судна с предъявлением полномочий и объяснением целей посещения судна;

в) проверку наличия и действительности судовых документов;

г) проверку выполнения эксплуатационных требований и отработки действий экипажа по судовым тревогам;

д) проверку укомплектованности и обеспечения судна аварийными, спасательными и противопожарными средствами;

е) проверку состояния навигационных огней, звуковых сигналов и сигнальных фигур;

ж) проверку надежности люковых закрытий, целостности воздушных трубок, комингсов, вентиляционных люков и отверстий и других частей конструкции судна, обеспечивающих водо- и брызгонепроницаемость судна;

з) проверку состояния и обслуживания радиооборудования;

и) проверку состояния оборудования, обеспечивающего предотвращение загрязнения морской среды;

к) проверку документов и выполнения процедур, предусмотренных МКУБ.

2.4. Должностное лицо ИГПК, в случае затруднения в определении соответствия судна и его оборудования требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к безопасности мореплавания и законодательству Российской Федерации в области безопасности мореплавания, имеет право привлечь специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, и чья квалификация подтверждена документами для осмотра судна в части:

а) технического состояния и исправности в действии технических средств;

б) санитарно-карантинной службы;

в) предотвращения загрязнения морской среды;

г) пожарно-технической безопасности;

д) укомплектованности и обеспечения спасательными, аварийными, противопожарными средствами, навигационным и другим оборудованием, необходимым для обеспечения безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты окружающей среды.

2.5 По результатам осмотра составляется акт осмотра судна по форме А. В случае обнаружения недостатков дополнительно составляется акт осмотра судна по форме Б. Информация о недостатках и принимаемых мерах заносится в акт осмотра судна по форме Б с использованием кодовой системы. Отметки об устранении недостатков вносятся в акт первичного осмотра по форме Б. Формы актов и рекомендации по их заполнению приведены в приложении.

III. Оформление разрешения на выход судна из порта

3.1. Оформление разрешения на выход судна из порта регламентируется требованием ст. 80 КТМ РФ, которое предписывает капитану порта выдавать такое разрешение на каждое судно, выходящее из морского порта. При этом в ст. 80 КТМ РФ даны общие критерии, по которым суду может быть отказано в разрешении на выход судна из порта, в том числе и по вопросам, не связанным с безопасностью мореплавания. Исходя из этого положения возникает необходимость нормировать критерии для проверки судна в части оформления разрешения на отход судна. Оформление разрешения на выход судна из порта, как правило, должно включать;

а) получение заявления на право выхода судна из порта (далее именуется - Заявление) по форме согласно приложению;

б) наличие и действительность соответствующих судовых документов;

в) наличие и действительность у членов экипажей судов дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу, квалификационных и специальных свидетельств специалистов членов экипажей морских судов и льготных разрешений лиц командного состава морских судов;

г) укомплектованность экипажа по судовой роли в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа судна;

д) соответствие количества пассажиров, принятых на борт, свидетельству о безопасности пассажирского судна;

е) соответствие спасательных средств количеству членов экипажа и пассажиров, находящихся на борту;

ж) наличие подписанного капитаном судна исполнительного грузового плана и расчета остойчивости судна в рейсе;

з) состояние загрузки судна по грузовой марке и осадке судна;

и) соответствие укладки и крепления груза требованиям судового наставления по креплению грузов, наличие сертификатов на используемые съемные средства крепления грузов, используемые в рейсе;

к) наличие на судне навигационных карт и пособий на предстоящий рейс, откорректированных на дату выхода судна из порта;

л) наличие предыдущего акта осмотра судна.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.3. После проверки готовности судна к выходу из порта, при отсутствии обстоятельств, препятствующих выходу судна, должностное лицо ИГПК заполняет акт готовности судна к выходу из порта по форме Д и разрешает выход судна из порта. В судовой роли ставится штамп отхода. Информация о проверке готовности судна к выходу из порта направляется в БД FSC-RU.

3.4. Проверка готовности к выходу из порта буксируемых судов осуществляется в соответствии с требованиями по безопасности морских буксировок. Отход буксирного каравана оформляется капитаном буксирующего судна.

3.5. Разрешение на выход судна из порта действительно в течение 24 часов.

3.6. В случае изменений в составе экипажа, технического состояния судна или его дополнительной загрузки после оформления разрешения на выход судна из порта, капитан судна обязан известить об этом капитана порта и заново оформить разрешение на выход судна из порта.

IV. Отказ в выдаче разрешения на выход судна из порта

4.1. В соответствии с требованием ст. 80 КТМ РФ капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта. Отказ в выдаче разрешения на выход судна из порта является крайней мерой и должен быть обоснован. Основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта являются недостатки, выявленные в ходе проведения осмотра судна, препятствующие выходу судна из порта. Необходимо помнить, что решение об отказе в выходе судна из порта принимается капитаном порта на основании выявленных недостатков должностным лицом ИГПК.

В выдаче разрешения на выход судна из порта может быть отказано в случае:

а) невыполнения судном указаний об устранении недостатков, обнаруженных и указанных в актах по форме Б и форме Д, препятствующих выдаче разрешение на выход судна из порта;

б) отсутствия или недействительности требуемых судовых свидетельств и документов, несоответствия их содержания фактическим данным, а также истечения срока их действия до захода судна в следующий порт;

в) отсутствия у членов экипажей судов дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу, квалификационных и специальных свидетельств специалистов членов экипажей морских судов и льготных разрешений лиц командного состава морских судов;

г) неукомплектованности экипажа в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа судна;

д) приема на борт пассажиров сверх нормы, указанной в свидетельстве о безопасности пассажирского судна и нахождения на борту судна лиц, не имеющих специального разрешения или установленных документов на выход в рейс;

е) загрузки судна с нарушением требований нормативных документов по безопасной перевозке грузов и отсутствия необходимых документов на груз;

ж) водотечности корпуса судна, недостаточной герметичности палубных закрытий, водонепроницаемых дверей и клинкетов, неисправного состояния закрытий грузовых люков, лацпортов, горловин и других отверстий на открытых палубах и в бортах;

и) неисправного состояния спасательных средств и устройств для их спуска, отсутствия на штатных местах требуемого количества исправных спасательных средств;

к) неукомплектованности, неисправности и истечения сроков регламентного обслуживания и проверок аварийных, спасательных средств, противопожарных систем и имущества;

л) несоответствия оборудования ГМССБ предстоящему району плавания;

м) несоответствия района и условий плавания ограничениям, указанным в судовых документах;

н) отсутствия на судне навигационных карт и пособий на предстоящий рейс, откорректированных на дату отхода судна;

о) неподготовленности экипажа к борьбе за живучесть судна;

п) наличия других недостатков, создающих угрозу безопасности плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

р) неуплаты установленных портовых сборов.

4.2. Если недостатки, выявленные при оформлении выхода судна из порта, невозможно устранить в порту стоянки, капитан порта может разрешить судну разовый переход в другой порт для их устранения, при представлении свидетельства на разовый переход, выданного органами технического надзора и классификации, гарантии судовладельца и информировании капитана порта назначения о разовом переходе.

4.3. В случае отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта оформляется акт осмотра судна по форме А и форме Б и дополнительно оформляется извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из порта по форме В. Извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из порта в обязательном порядке должен подписывать капитан морского порта или лицо, официально исполняющее его обязанности, т.к. эти полномочия в соответствии со ст. 80 КТМ РФ возложены исключительно на капитана морского торгового порта.

4.4. В случае отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта, повторное оформление разрешения на выход судна из порта осуществляется после устранения причин, вызвавших отказ в выходе судна из порта и контрольного осмотра судна. Отметки об устранении недостатков вносятся в акт первичного осмотра по форме Б. После проверки устранения выявленных недостатков, оформляется акт контрольного осмотра судна по форме Г. Расходы, связанные с осуществлением контрольного осмотра судна, несет судовладелец.

V. Документирование результатов проведения государственного портового контроля

5.1. Документирование результатов проведения государственного портового контроля осуществляется в соответствии с процедурами, изложенными в настоящих Рекомендациях по формам актов, приведенным в приложении.

5.2. Акты осмотра судна по формам А, Б, В, Г и Д составляются в 2-х экземплярах. Первый экземпляр актов передается капитану судна, а второй экземпляр (копия) хранится в ИГПК после передачи данных в БД FSC-RU.

VI. Термины, определения и сокращения

6.1. Недостаток - установленный факт, когда имеются объективные доказательства, указывающие на невыполнение отдельных требований международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения окружающей среды.

6.3. Компания (организация) - владелец судна или любая другая организация или лицо как, например, управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

6.4. Судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

6.5. МКУБ - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения, принятый резолюцией А.741(18) Ассамблеи Международной морской организации. МКУБ включен в качестве отдельной главы в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74).

6.6. ДСК - документ о соответствии компании, выданный компании признанной организацией, которая соответствует требованиям МКУБ.

6.7. Признанная организация - организация, удовлетворяющая оговоренным в резолюции А.739 (18) Ассамблеи Международной морской организации условиям и получившая от администрации государства флота судна полномочия осуществлять необходимые функции по освидетельствованию и надзору за судами, плавающими под флагом этого государства.

6.8. СУБ - система управления безопасностью. Документально оформленная система, позволяющая персоналу компании (организации) эффективно выполнять политику компании в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

6.9. СвУБ - свидетельство об управлении безопасностью. Документ, выдаваемый признанной организацией на судно, совершающее международные рейсы, который подтверждает, что компания и ее управление судном соответствует одобренной СУБ.

6.10. ИГПК - инспекция государственного портового контроля, структурное подразделение Службы капитана морского торгового порта.

6.11. Государственный инспектор - должностное лицо ИГПК, имеющее надлежащую квалификацию и уполномоченное капитаном порта осуществлять контроль за судами. Государственные инспекторы имеют удостоверение, штамп с указанием должности, инициалов и фамилии.

6.12. БД FSC-RU - база данных результатов проведения государственного портового контроля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

6.13. АТМИЦ - Азиатско-Тихоокеанский морской информационно-консультативный центр (Владивосток).

6.14. РИТЦ - Региональный информационно-технический центр (Санкт-Петербург).

6.15. Номер ИМО - идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией.

6.16. Руководство - Руководство пользователя информационной системы. Руководство разрабатывается администраторами баз данных. Администраторами баз данных являются: РИТЦ для портов Европейского региона России и АТМИЦ для портов Дальневосточного региона России.

6.17. Кодовая система - система присвоения кодов обнаруженным в процессе осмотра судна (получения разрешения на выход судна из порта) недостаткам и принимаемым мерам по их устранению. Справочный список кодов недостатков и перечень кодов предпринимаемых мер, порядок их применения приводятся в Руководстве.

6.18. Действительность судовых документов и свидетельств - результат осмотра судна, подтверждающий, что судовые документы отвечают требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательству Российской Федерации о торговом мореплавании.

6.19. Осмотр судна - посещение судна должностными лицами ИГПК для проверки действительности судовых документов, общего состояния судна, его оборудования и подготовленности экипажа.

6.20. Отказ в выдаче разрешения на выход судна из порта - предпринимаемое действие капитаном порта в отношении судна, когда расстояние судна и его экипаж в значительной степени не соответствуют требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательству Российской Федерации о торговом мореплавании и представляют явную угрозу жизни и здоровью людей, судам, имуществу и окружающей среде.

6.21. Контрольный осмотр судна - посещение судна должностными лицами ИГПК для проверки устранения недостатков, выявленных в результате осмотра судна, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из порта. Контрольный осмотр судна производится только после устранения выявленных недостатков, препятствующих выходу судна из порта. Расходы, связанные с проведением контрольного осмотра судна (осмотр, освидетельствование и др.), несет судовладелец.

6.22. Получение разрешения на выход судна из порта - документальное подтверждение того, что состояние судна и его экипажа соответствуют требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательству Российской Федерации о торговом мореплавании в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Руководитель Департамента
безопасности мореплавания

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Рекомендации по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под Государственным флагом Российский Федерации с использованием компьютеризированного учета результатов контроля N МФ-02-22/5482 (утв. Министерством транспорта РФ 18 ноября 2002 г.)

Под обработкой судна в порту понимают выполнение на судне основных и вспомогательных операций, после завершения, которых судно готово к выполнению следующего рейса при загрузке и продолжению рейса при разгрузке.

Основными операциями обработки судна считают погрузку или выгрузку грузов, посадку или высадку пассажиров. Эти операции являются начальной и конечной стадиями рейса судна.

Вспомогательными операциями обработки судна в порту являются работы, связанные с подготовкой судна к основным работам и отходом судна в рейс.

К вспомогательным операциям относят снабжение судна водой и топливом, осмотр его разным комиссиями, подготовку грузовых помещений для погрузки груза, оформление грузовых и транспортных документов, крепление и раскрепление груза и т.д.

На каждом судне, прибывшем в порт под обработку, за редким исключением, когда судно заходит в порт только для бункеровки, производят грузовые и вспомогательные операции.

Главная задача морских портов при организации обработки судов состоит в максимальном сокращении времени грузовых и вспомогательных операций. Одним из главных условий организации обработки судов в оптимальном режиме является максимальное совмещение этих операций.

Порты обязаны обеспечить высокое качество проведения работ по обработке судна; загрузку до полной грузоподъемности и грузовместимости; укладку грузов в трюмах, обеспечивающую сохранность грузов и мореходные качества судна; исключение повреждений при обработке.

Сокращение времени обработки судна в порту позволяет повысить его провозную способность, уменьшить капиталовложения во флот, снизить себестоимость перевозки груза за счет сокращения времени стоянки в порту. Ускорение обработки судов в портах дает возможность улучшить использование основных производственных фондов морского транспорта и повысить рентабельность его работы.

Советские порты обрабатывают и иностранные суда. Быстрая и качественная обработка иностранного тоннажа является для иностранных моряков наглядным примером преимущества социалистического способа производства.

Все суда в морских портах обрабатывают в оптимальном режиме на основе непрерывного плана-графика работы порта. Под оптимальным режимом работы порта при данных производственных и трудовых ресурсах следует понимать такую организацию работы, при которой обработка всех судов, находящихся в порту, осуществляется в минимальные сроки и суммарные эксплуатационные расходы порта на обработку, и содержание этих судов на стоянке также минимальные.

Информация - заявка должна содержать:

наименование судна, планируемую дату прихода в порт, данные о грузах на судне (каргоплан или грузовой список по укрупненной номенклатуре с указанием количества каждого груза, а также особых физико-химических свойств грузов, сведения о тяжеловесных и длинномерных грузах);

сведения о готовности судна для производства грузовых операций через все или часть люков;

заявку на выполнение вспомогательных операций по судну с учетом обеспечения его комплексного обслуживания, с указанием необходимого количества бункера, воды и других данных.

Капитаны судов обязаны сообщать порту назначения уточненное время прихода в порт за 48 и 4 ч, а при меньшей длительности перехода — не позднее чем через час после выхода из предыдущего порта.

В порту, получив информацию-заявку и согласовав вопросы комплексного обслуживания судна в агентстве «Инфлот» и другими организациями, разрабатывают план обработки судна. В день включения судна в НПГРП из порта обязаны сообщить судовладельцу и капитану общее время обработки и календарные даты и смены начала, окончания и обслуживания судна по непрерывному плану-графику и ПОС. За 2 ч до прихода из порта информируют капитана о месте швартовки, начале и способе производства работ. В период обработки работники порта обязаны информировать о перешвартовке, начале и окончании грузовых и вспомогательных операций. Эта информация должна подаваться за 2 ч до начала работ, если их производят в дневное время (с 8 до 17 ч), и до 17 ч), если операции намечено выполнять в ночное время (с 17 до 8 ч).

Все транспортные суда, независимо от флага, включают в. НПГРП, а, следовательно, принимают к обработке в порядке поступления информации-заявки судовладельца и в следующей очередности:

суда - снабженцы, совершающие регулярные рейсы в пункты Центрального сектора Арктики по завозу грузов в период летней навигации;

суда, работающие на линиях по согласованным с портом расписаниям;

суда с пакетированными и непакетированными грузами бананов, ананасов, помидоров, винограда, цитрусовых и другими скоропортящимися грузами, обрабатываемыми вне очереди на специализированных причалах;

суда Чукотского и Арктического направлений;

суда с пакетированными продовольственными грузами;

все остальные суда.

В тех случаях, когда от судовладельцев поступили информации-заявки о подаче нескольких судов с одной и той же датой для обработки на одних и тех же причалах, очередность определяют с учетом времени поступления заявок в порт. По приходу судна в порт и получению свободной практики (после оформления прихода, таможенного и пограничного досмотра), а также после окончания разгрузки, если судно переходит под загрузку, капитан должен вручить работникам порта нотис (извещение) о готовности судна к обработке.

Нотис выписывают в двух экземплярах; он содержит наименование судна, время прибытия _в порт, номера люков . и время их готовности к грузовым работам, время готовности судна к приему бункера и воды. Если не все люки готовы к обработке, капитан на каждый последующий люк вручает порту новый нотис. Представитель порта по прибытии судна (после окончания пограничного и таможенного досмотра) или после окончания разгрузки, если судно становится под загрузку, в течение 30 мин должен прибыть на судно независимо от времени и места его нахождения (на рейде или у причала) и принять нотис. На дубликате нотиса представитель порта должен указать дату и смену начала обработки судна по НПГРП, и за каким судном данное судно принимают к обработке. Судно считается прибывшим в срок и готовым к обработке, если нотис об этом будет вручен капитаном судна с 0 до 24 ч суток начала обработки, предусмотренного НПГРП. К моменту вручения нотиса капитан должен обеспечить готовность трюмов, всех грузовых средств и люков, включая их открытие, освещение мест грузовых работ. Люки, оборудованные механизированными закрывающимися устройствами, открывает и закрывает команда судна, во всех остальных случаях — работники порта по заявке судна. Когда перегружают навалочные грузы и контейнеры на специализированных причалах, для открытия-закрытия немеханизированных люков в порту предоставляются только краны для установки бимсов. Люки по-походному во всех случаях закрывает команда судна.

Погружают и выгружают грузы в соответствии с каргопланом по коносаментным партиям не допуская их смешивания. При обработке судна порты обязаны:

размещать грузы в соответствии с согласованным капитаном каргопланом;

готовить и вручать администрации судна перевозочные документы по мере окончания выгрузки или до начала погрузки каждой партии груза;

осуществлять таксировку провозных платежей и дополнительных сборов по каботажным грузам;

по требованию судовой администрации зачищать трюмы (кроме мойки и сушки, которые производят только с согласия порта);

подготавливать грузы к отправке и принимать меры к их завозу и вывозу;

производить крепление, штивку и сепарацию грузов в трюмах по указанию судовой администрации;

фиксировать актами все случаи недостач или. Повреждений груза и тары в момент их обнаружения;

обслуживать суда, находящиеся на рейде, катерами по расписанию за счет судовладельца;

предоставлять судну свободный причал или якорную стоянку на рейде в случае задержки судна после окончания его обработки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: