Какой законодательный акт положил начало созданию общегосударственной системы крепостного права в рф

Обновлено: 23.04.2024

Временные ограничения свободы передвижения всегда имеют тенденцию превращаться в постоянные, если им не противодействовать. Так установилось крепостное право в России.

Вольность и рабство

Свобода передвижения всегда относилась к естественным правам человека. Её потеря была связана только с обращением в рабство. Если человек не может идти, куда ему вздумается, то он – раб. Таковы были исконные понятия у всех народов, в том числе русского.

В Киевской Руси и во времена монголо-татарского ига русские люди пользовались полной свободой перемещения и выбора места жительства. «Иго» Золотой Орды давало в этом отношении, пожалуй, больше всего возможностей. Люди свободно переселялись не только из одного удельного княжества в другое. В городах самой Золотой Орды всегда были крупные колонии русских купцов и ремесленников.

Положение стало меняться с объединением русских земель под властью Москвы. Московские великие князья стали заявлять своё право собственности не только на земли, но и на людей. После захвата Великого Новгорода Иваном Великим в 1478 году сразу 8000 хозяев с их семействами были насильно переселены в другие области России, а на их место так же принудительно водворены люди из Москвы и других городов. Такие переселения происходили потом регулярно и в Новгороде, и при присоединении Пскова, Смоленска.

Таким образом, крепостное право в Московской Руси – это не только про крестьян. Закрепощены государственной властью были все сословия, вплоть до самых знатных. «В Московском государстве не водится, чтобы люди без государской воли ездили в чужие земли», – говорили русские послы литовским в 16 веке.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Что касается крестьянства, то оно было привычно к тому, чтобы, несколько лет обработав поля в одном месте, бросать их и уходить в другое. Но как быть тому, кто считался владельцем этих земель? Московское государство не имело возможностей платить своим военным служилым людям иначе, чем землёй, населённой крестьянами. И вот эти служилые люди, помещики, начали выступать за ограничение, а в дальнейшем за полный запрет переселения крестьян.

В 1497 году Иван III указал, что крестьяне имеют право переходить с места на место только в течение двух недель в году – неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после него. Обязательным условием была предварительная уплата всех долгов землевладельцу и государству. Только тогда крестьянин получал от властей «QR-код», по-нашему, на право идти, куда ему хочется. А в 16 веке правительство время от времени объявляло отдельные годы «заповедными» – когда был запрещён переход даже в Юрьев день. Тогда-то и сложилась поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

По Соборному Уложению царя Алексея Михайловича в 1649 году все переселения для налогоплательщиков запрещались на вечные времена. Причём это касалось не только помещичьих крестьян, но и крестьян государственных и монастырских, а также ремесленников и мелких торговцев в городах. Все были обязаны платить подати и нести повинности в той общине, в которой жили их предки, и отвечать друг за друга по принципу круговой поруки. Видимо, стремление к свободе было столь сильно в русском народе, что в 1658 году царь особым указом установил смертную казнь для тех, кто самовольно уйдёт с места жительства.

Вот так: велика Россия, много в ней земли, а по закону ты не можешь отойти дальше ста шагов от дома. В те времена, впрочем – всё-таки нескольких вёрст, а не ста шагов.

Такая «крепость земле» устанавливалась, конечно, для блага государства. Народу говорили, что это нужно для того, чтобы отбить очередных врагов – не печенегов и половцев уже, а татар крымских или ляхов. Надо лишь немного потерпеть, а потом царь снова даст прежнюю волю. Но годы шли за годами, прежняя воля не возвращалась, а только всё больше умалялась, пока не превратилась в ничто. Впрочем, рождённые в рабстве уже и не замечали, что они рабы. И так прошло несколько веков…

Вообще считается первым законодательным актом на Руси была "Псковская судная грамота" 1461 год.
В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне делились на смердов, закупов и холопов. По Русской Правде смерды были зависимыми крестьянами, которых судил князь, но которые владели земельными наделами, которые передавали по наследству сыновьям. Уходить с земли они не имели права. В Московском государстве на рубеже XV и XVI веков оформилась поместная система. Государство передавало поместье служилому человеку, который был обязан за это воинской службой.
Крестьянин был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Судебник Ивана III устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя, следующая за этим днём.
Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тяглом участке (то есть начинал исполнять государственную обязанность по обработке земли) и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие и принимался за другое занятие.
Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» (то есть возможность уйти от землевладельца) и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 года. Указ говорит только о тех крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу» (то есть не в Юрьев день и не уплатив «пожилое») .
И лишь при царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение 1649 года устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле) .
Однако, и согласно Соборному Уложению владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами») .
С 1741 года помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства; 2-я половина XVIII века — завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России.
Однако на значительной части территории страны, на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную массу сельского населения составляли черносошные, затем государственные крестьяне) , в южных казачьих областях крепостное право не получило распространения.

Stas Shayden

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Соборное уложение 1649 года.
Условия:
- Крестьянин находится в личной зависимости от помещика, работает на его земле его инвентарем
- Переход от одного помещика к другому ограничен Юрьевым днем, при переходе крестьянин должен выплатить пожилое

Татьяна Боброва

😒

Stas, 16 век написано

Евгений Шукшин


Евгений Шукшин

.
.
.
.
.Соборное уложение
1)5 дней отрабатывать барщину
2)платить оброк в натуральном или денежном виде

Евгений Усимов

Stas Shayden

ПРО100 ЕГЭ История

Дмитрий Синявский

Евгений Шукшин


Евгений Шукшин

ПРО100 ЕГЭ История

Евгений, "Укажите название
документа, на основании которого крепостное право в России было
оформлено окончательно".Внимательнее прочитайте задание

Евгений Усимов

Евгений Шукшин


Евгений Шукшин ответил Сообществу


Nastya Maklakova

,
,Соборное уложение 1649г

1)Размер оброка для крестьянина
2)земля от помещика крестьянину (размер надела)

ПРО100 ЕГЭ История






Показать полностью.






кре­пост­ное право в Рос­сии утвер­ди­лось окон­ча­тель­но на ос­но­ва­нии Со­бор­но­го Уло­же­ния Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча 1649г;

1)пло­щадь зе­мель­но­го на­де­ла, предо­став­ля­е­мо­го зем­ле­вла­дель­цем в поль­зо­ва­ние кре­стья­нам;
2)по­вин­но­сти и пла­те­жи кре­стья­ни­на по ис­те­че­нии льго­ты;

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Если говорить проще, то суть крепостного права была в том, что крестьяне «прикреплялись» к своему земельному наделу и определенному феодалу (помещику), причем «прикрепление» это было наследственным. Крестьянин не мог уйти со своего земельного надела, а если пытался сбежать, то его принудительно возвращали обратно.

Обычно когда говорят о крепостном праве, имеют в виду Россию. Но в России крепостное право было введено лишь в 1649 году. А в Западной Европе оно существовало с IX века.

Немного из истории этого явления

Крепостное право соответствует определённому этапу развития государства. Но поскольку развитие различных государств и регионов шло по-разному, то и крепостное право в разных странах существовало в разных видах: где-то захватывало небольшой отрезок времени, а где-то сохранилось практически до нашего времени.

Например, в Англии, Франции и части Германии крепостная зависимость возникла в IX-X веках, а в Дании, восточных областях Австрии – только в XVI-XVII веках. Даже в одном регионе, например, в Скандинавии, это явление развивалось по-разному: в средневековой Дании оно сложилось по германскому образцу, а в Норвегии и Швеции его практически не было. Так же неравномерно крепостная зависимость и исчезала.

В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, но официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года.

История крепостного права в России

Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило крепостное право в России, но процесс постепенного закрепощения крестьян длился веками. В Древней Руси большая часть земель была в собственности князей, бояр и монастырей. С усилением великокняжеской власти все более утверждалась традиция награждения служилых людей обширными поместьями. «Прикрепленные» к этим землям крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»). В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Но в 1497 годубыло введено ограничение права перехода от одного помещика к другому только одним днем: Юрьев день – 26 ноября.


С. Иванов "Юрьев день"

В 1581 году был отменен и Юрьев день и установлены Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года).

В 1597 году помещики получают право на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

В 1649 году Соборное уложение отменило «урочные лета», закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

Соборное уложение 1649 года


Царь Алексей Михайлович

Но все-таки крепостное право отличалось от рабства: новый владелец обязан был предоставить купленному земледельцу надел и обеспечить его необходимым имуществом. Кроме того, хозяин не имел власти над жизнью крестьянина. Например, всем известна история помещицы Салтычихи, которая убивала своих крепостных и была за это наказана.

Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха — российская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян. Решением Сената и императрицы Екатерины Второй она была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме, где и умерла.

Овдовев в возрасте двадцати шести лет, она получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях.

При жизни мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к рукоприкладству. Это была еще цветущая и притом весьма набожная женщина, поэтому о характере психического заболевания Салтыковой можно только догадываться. С одной стороны, она вела себя как верующий человек, с другой — совершала настоящие преступления. Примерно через полгода после смерти мужа она начала регулярно избивать, преимущественно поленом, прислугу. Основными поводами для наказания были недобросовестно помытые полы или некачественная стирка. Истязания начинались с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Провинившуюся затем пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти. Постепенно тяжесть побоев становилась сильнее, а сами побои — продолжительнее и изощреннее. Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также она использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове; Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о её немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. Салтычиха любила убивать невест, которые в ближайшее время собирались выйти замуж. В ноябре 1759 г. в ходе растянувшейся почти на сутки пытки она убила молодого слугу Хрисанфа Андреева, а затем собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.


Барин и его крепостные

В 1747 году помещику уже предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты (принятие на военную службу по воинской повинности или найму) любому лицу.

И. Репин "Проводы новобранца"

В 1760 году помещик получает право ссылать крестьян в Сибирь.

В 1765 году помещик получает право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

В 1767 году крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

В 1783 году крепостное право распространяется и на Левобережную Украину.

Как видим, зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, о чем мы читаем в произведениях русских писателей-классиков.

При Петре I крепостное право продолжало укрепляться, что подтверждается несколькими законодательными актами (ревизиями и др.). Ревизские сказки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — I половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.


Перо, которым Александр II подписал Указ об отмене крепостного права. Государственный русский музей

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, а в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений, о чем мы и читаем в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

При Петре также создается новый класс поссесионных крепостных, прикреплённых к фабрикам и заводам.

А Екатерина II своим любимцам вельможам и многочисленным фаворитам подарила около 800 тыс. государственных и удельных крестьян.

Крепостное право было выгодно большей части дворянства, но русские цари понимали, что оно, по сути своей, все-таки мало отличается от рабства. О том, что эту систему нужно отменить, говорили и Александр I, и Николай I, но отменил его лишь Александр II в 1861 г., за что и получил название Освободитель.

Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.

Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года.

Древняя Русь: истоки крепостничества

Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».

Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина.

Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение.

Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.

Московское княжество — первые ограничения

Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства.

В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.

Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет).

Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло.

Соборное Уложение: конец свободного крестьянства

Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.

Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.

Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: