Какой вид юмора используется в произведении повесть о шемякином суде

Обновлено: 28.03.2024

1. Кто герои повести"Шемякин суд"? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления герои повести? Кто из героев наказан?
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
3. О каком суде говорят"Шемякин суд"?
4. Какие приемы сатирического изображения использует в повести?

Сегодня как раз читали "Шемякин суд".
Герои: Богатый и убогий браты, поп, отец, Шемякин (судья) , лошадь. Автор на стороне убого, т. к. ему постоянно везло, например, когда он сам не убился, а упал на отца и убил его. Преступления совершил убогий убил двух людей, путем удушения и когда на отца с моста свалился. Из героев наказан Шемякин. Повесть высмеивает лошадь (мы смеемся когда отрвали хвост, потому что такого насамом деле быть немогло, это преувеличение) и конечно же убого. Шемякин суд - Несправедливый суд.

1. Кто герои «Повести о Шемякиной суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Герои повести «Шемякин суд»— это богатый и убогий, братья-земледельцы, поп, «житель града», у которого убогий убил отца, и судья Шемяка.
Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повести является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать на чьей стороне автор, — в определённые моменты он сочувствует каждому герою.
Главный герой повести совершил три преступления: «оторвал» хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, которого сын вёз мыться в баню.
Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого земледельца, попа и «жителя града», у которого убогий убил отца.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.
Сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.
Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести.

Развивайте дар слова

2.Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.

«Повесть о Шемякиной суде» производит очень противоречивое впечатление, подобное тому, какое испытываешь, глядя некоторые фильмы Квентина Тарантино.
С одной стороны, ситуации совершенно нелепые, описание нескольких убийств обставлено бытовыми мирными деталями, нет никакого эмоционального напряжения от всех этих смертей, напротив, иногда хочется смеяться, даже не смеяться, а фыркать недоумённо, читая о них и последующих реакциях потерпевших. Творимый в городе Шемякин суд усиливает это впечатление, создавая ощущение сумасшедшего дома, когда люди с самым серьёзным видом говорят и выслушивают как должное поразительно несуразные вещи. С одной стороны, ужасаешься, стоит только представить на миг реальность происходящего: с другой стороны, все персонажи кажутся героями страшилок типа «маленький мальчик пошёл погулять» или «гоблинских» переводов «Властелина Колец».
Чудовищное несоответствие Шемякина суда минимальным представлениям о су

Гипербола (преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. ». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии — невозможно. Это сильное преувеличение.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.

"Шемякин суд" - это классический случай гротеска, то есть ситуация специально закручивается, изначальный небольшой проступок обрастает проступками все более серьезными, и уже не знаешь, кому сочувствовать и над кем смеяться в этой повести. В итоге судья доводит ситуацию до абсурда, вынося решения одновременно смешные до гениальности и страшные тем, что такие решения действительно могли иметь место в каком-нибудь древнем или современном аналоге шемякина суда.

И вроде в повести все проступки совершаются по случайности, без злого умысла, а единственное реальное преступление не совершается по злому умыслу судьи, но в итоге оказывается, что желание получить взятку спасает судью, а бедняка делает богачом.

Ещё пример гротеска: как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню) .

Решение судьи – это тоже гротеск. Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Комедия "Недоросль" является выдающимся произведением русской литературы конца XVIII века.Как произведение народное, комедия «Недоросль», естественно, отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни.
Для Фонвизина тема воспитания - основная в его литературном творчестве; о воспитании дворянских детей писал Фонвизин в комедии "Выбор гувернера", в статьях для журнала "Друг честных людей или Стародум", о недостатках своего собственного воспитания скорбел в своей неоконченной автобиографии. С первой же реплики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не от­личаясь особым умом и образованностью, держит в подчине­нии все свое семейство.

Сама Простакова практически ничему не училась. Ро­дители ее были «старинные люди», ее с братом «ничему не учили». Покойный батюшка ее «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Госпожа Простакова унаследовала ка­чества своего отца: при своем полном невежестве, грубости, самодурстве, она расчетлива и корыстна. Узнав, что ее воспи­танница, Софья, стала богатой невестой, она задумывает же­нить на ней Митрофанушку, который, впрочем, и не думает сопротивляться.

Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий ува­лень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — мате­матике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, кото­рая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики — Цыфир­кин бьется с ним третий год, а «этот недоросль. трех пере­честь не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером.

Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, всячески его балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и зло­нравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале ко­медии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившейся имений, госпожа Простакова растерянна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Стародум выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка – «… все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы.

В русской народной сказке описан некий суд между бедняком и богатым и называется эта сказка:

Шемякин суд

Но что это за суд такой, Почему Шемякин?

Есть "Повесть о Шемякином суде". Произведение 17 - начала 18 века. Там речь о двух братьях. Богатом и бедном. И вот бедному все время не везет. Богатый уже устал ему помогать. Однажды дал ему лошадь, а хомута не дал. (Свой нужно иметь). Ну брат привязал лошадь за хвост. Хвост по дороге и оторвался. Тогда брат потащил бедного к судье. По дороге остановились у попа. Бедный спать лег, а богатый с попом выпивать сели. Брат решил на них посмотреть, упал с печи и придавил насмерть поповского ребенка. Теперь к судье пошел и поп с братом. Бедный совсем загрустил и решил бросится с моста. А под мостом некий горожанин вез старика мыться в баню. Брат упал на старика и убил его. Теперь к судье отправился и третий, горожанин. Пришли к судье. Бедный брат совсем отчаялся. И чтобы хоть как-то пригрозить судье, что побьет его за неправедное решение, завернул камень в платок и во время слушания все время сверток показывал судье Шемяке. Судья решил, что там деньги и все три дела решил в пользу бедного брата. Ну,а когда спросил, что же там за сверток. брат рассказал, что "хотел сим камнем его зашибить". Судья и этому был рад, что не убили его камнем на этом заседании.

Вот такой юмористический рассказ почти 400-летней давности. С тех пор и пошла молва о Шемякином суде.

С тех пор все суды, когда дело решается за взятку или по корысти судьи называют Шемякиными.

Словосочетание "Шемякин суд" это лживый, несправедливых и часто просто абсурдный суд, выражение пошло от одноименного произведения и в нем рассказывается о вынесенном очень странном и гротескном приговоре.

Вся история начинается с двух братьев, один богатый другой бедный, бедный случайно совершает три проступка: отрывает у одолженного старшим братом коня хвост, у попа упав с печи убивает сына и решив покончить жизнь самоубийством прыгая с моста убивает дедушку.

Но попав в суд, где судил судья Шемяка, он посулил ему взятку и все решилось в его пользу.

Старшему брату присудили отдать лошадь бедняку и ждать пока у нее не отрастет хвост, попу отдать свою попадью, пока она не родит сына, все решения доведены до абсурда.

Читать русскую народную сказку "Шемякин суд" конечно интересно, хотя в историческом произведении, народной повести " О шемякином суде" сюжет закручен еще более лихо.

Само выражение "Шемякин суд" означает суд несправедливый, подкупленный одной из сторон, но видится мне не только в этом мораль сей сказки-повести. Посмотрите, сперва случилась с бедняком одна беда - оторвался хвост у коня, которого ему одолжил богатый братец. Потом вторая - зашиб он поповского сына, когда пускал слюнки на угощение, которого ему не предложили. Затем с моста упал и на старичка, которого в баня везли. Семь бед свалилось на бедняка, а он не приуныл и решил, что ответ все равно один будет, так что задумал еще и судью убить.

Судья же предположил, что его подкупают и, купиться рад, присудил дело в пользу бедняка. Вроде как сказка советует нам не терять надежды ни при каких обстоятельствах.

Ну а был ли реальный Шемяка злодеем и мздоимцем не столь и важно.

Словосочетание "шемякин суд" используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть судебный произвол и абсурдность вынесенного судьей решения. Корни этого выражения уходят в такой далекий от нас 17 век, когда было написано шутливое, но очень поучительное произведение с одноименным названием. В его основе - рассказ о некоем судье, который вынес свое решение не на основе представлений о справедливости, а в надежде на прибыль.

Интересный факт: ученые полагают, что прототипом судьи был галисийский принц Шемяка, который правил в первой половине 15 века. Он был известен своей хитростью, жестокостью, пристрастностью и несправедливостью. Считается, что устные легенды о нем были переработаны неизвестными авторами и приобрели форму сатирической сказки.

Выражение "шемякин суд" пришло из народной сказки о двух братьях, богатом и бедном.

Со вторым одно за другим случаются приключения, результат которых - гибель людей, утрата чужого имущества.

В результате бедняк, по вине которого произошла череда бед, предстал перед судьей Шемякой, слывущим человеком хитрым и жадным. Зная это, подсудимый посулил взятку и даже видимо на нее намекнул - свертком (на самом деле это был завернутый камень).

Судья обрадовался и решил спор в пользу бедного крестьянина. Абсурдность вынесенных решений (оставить коня у подсудимого, пока у животного не отрастет оторванный хвост; прыгнуть с моста и т.д.) и объясняет смысл современного устойчивого выражения "шемякин суд": это суд несправедливый, пристрастный.

В пятнадцатом столетии, после того как не стало великого князя Василия I, в Москве развернулась ожесточённая борьба за великое княжение. В итоге московский престол занял Дмитрий Шемяка. Его правление запомнилось жестокими расправами и неправыми судами.

О произволе, творимом в судах того времени, была написана сатирическая повесть, которая и способствовала популяризации выражения "шемякин суд". Когда говорят "Шемякин суд", подразумевают несправедливый суд.

Действительно идиома "шемякин суд" вышла из из одноименной сатирической сказки(повести) и означает пристрастный, корыстный и несправедливый суд.

Официозный историк Карамзин пытался увязать название этой сказки и происхождение идиомы с реальной исторической фигурой, одним из главных участников русских междоусобных войн середины 15 века, князем Угличским и Галицким, сумевшем некоторое время побыть и Великим князем Московским, Дмитрием Юрьевичем Шемякой.

На самом деле мнение Карамзина о несправедливости Шемяки не имеет документальных подтверждений и является еще одним примером того, что история трактуется в угоду победителей.

Князь Шемяка боролся за независимость Руси а потому выступал против Василия II (Темного), который за освобождение из плена в 1445 году привел на Русь татарские войска. Единственным инкриминируемым и документально подтвержденным "преступлением" Шемяки является приказ ослепить Василия II, при этом ни сам Василий ни члены его семьи не были убиты, а на "кормление" им был пожалован город Вологда. Стоит заметить что незадолго до этого по приказу самого Василия был ослеплен брат Шемяки, князь Звенигородский - Василий Юрьевич (Косой). Сам же Василий Темный, вскоре после возвращения на великокняжеский престол, решил больше не размениваться на членовредительство и по его приказу Шемяка был отравлен. При этом Темный с одной стороны, и Шемяка с Косым с другой, доводились друг другу двоюродными братьями.

Поэтому менее официозные историки, с которыми я солидарен, считают что князь Шемяка не имеет к пресловутой идиоме никакого отношения. Сказка "шемякин суд" по своему сюжету удивительно похожа на немецкую песню "Суд Карла Великого", изданную аж в 1493 году

текст при наведении

Стоит учесть что по французски Карл Великий произносится как Шарлемань и лично я думаю что русская сказка "Шемякин суд" является переработанным пересказом "Шарлеманева суда". Скорее всего "пропутешествовав" в пересказах через несколько стран и языков француз "Шарлемань" в конечном итоге "превратился" в знакомого и привычного русскому уху "Шемяку". Имя "Шемяка" было довольно распространено на Руси и по одной версии являлось сокращением от "Шеемяка", означавшего физически сильного забияку, любящего и умеющего "намять шею" ближнему своему.

3. Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки?

Чему судья так радуется?

4. Определите, на чьей стороне безымянный автор.

Можно ли почувствовать его позицию?


Мне кажется что без абид когда он упал на старика с моста.


Какой вид юмора используется в этом произведении ?

Какой вид юмора используется в этом произведении ?

Повесть о Шемякином Суде.


Какой жанр произведения Шемякин суд, что можно сказать об этом произведении ?

Какой жанр произведения Шемякин суд, что можно сказать об этом произведении ?


С какой целью написано произведение Шемякин суд?

С какой целью написано произведение Шемякин суд.


Главные герои повести о Шемякином суде суде?

Главные герои повести о Шемякином суде суде.


Где звучит безобидныйюмор в повести шемякин суд?

Где звучит безобидныйюмор в повести шемякин суд.


Как бы я поступил наместе судьи?

Как бы я поступил наместе судьи?

В рассказе шемякин суд.


О каком суде говорят "Шемякин суд"?

О каком суде говорят "Шемякин суд"?


Какие черты героев выделяет автор в повести шемякин суд?

Какие черты героев выделяет автор в повести шемякин суд.


Кто герои повести о шемякином суде ?

Кто герои повести о шемякином суде ?

Кто из них прав?

На чьей стороне автор?

Каковы преступления героя повести?

? Кто из героев наказан?


Определите фольклорный жанр произведения "Шемякин суд"?

Определите фольклорный жанр произведения "Шемякин суд".

Определите его характерные признаки.

На этой странице находится вопрос "Шемякин суд", вопросы : 1?, относящийся к категории Литература. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Литература. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


Школе дорогой уже 80 лет И всё такая молодая не стареешь, нет. Люблю тебя одну родную, Люблю тебя одну такую, Не постареешь никогда. Воспоминания о тебе останутся всегда Как воспитала ты меня Как учила ты меня науке Не забуду никогда Школа дорогая ..



Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причина..


Жирный глаза зелёные а волосы так себе.


Плохое, он не мог заснуть из - за недосыпа же умер потом в своей холодной постели.



Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.


Вільфрел Айвенго — головний герой твору. 1. Походження героя. (Айвенго належав до шанованого старовинного роду саксів. Його батько — Седрік Сакс — представник тієї частини знаті, яка не бажає коритися норманам і мріє про відродження своєї незалежн..


И так представляем вашему вниманию самую классную сказку колобок. Здесь вы узнаете что с ним случилось и у нас есть продолжение сказки. Так что не пропустите. Ждём всех.


Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона, и внесен решающий вклад в изменении численности французской армии за счет того, что последняя, из - за масштабных жертв, перес..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в. , представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню) . Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки. — СПб. , 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.) . На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П. ; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: