Какой вид интервью нецелесообразно использовать при приеме на работу судебного пристава

Обновлено: 19.04.2024

В жизни каждого должника происходит момент, когда по долгам приходит время платить. И, наверное, самое неприятное — когда по ним происходит списание автоматически и принудительно. В этой заметке разберем, что происходит после того, как исполнительный лист приходит к гражданину на работу.

В обычном понимании принудительное взыскание долгов — это взыскание через судебных приставов. Однако это не единственный способ взыскания.

Так, кредитор может подать исполнительный лист работодателю должника или в банк, в котором у него открыты счета — все это также принудительное взыскание. В удержании денежных средств из собственной заработной платы мало приятного. Однако на то оно и принудительное взыскание — долг выплачивается, не смотря на желание или нежелание должника.

Надеемся, что эта статья будет полезна как должникам, так и работодателям. Здесь разберемся в механике взыскания через работодателя, а также что и кому делать в случае получения исполнительного листа бухгалтерией работника — должника.

Исполнительный лист

Исполнительный лист является одним из видов исполнительных документов, на основании которого производится принудительное взыскание с должника. Если говорить просто, то сам по себе исполнительный лист является итогом судопроизводства. Без судебного процесса и вынесенного по нему судебного решения, не будет создан и исполнительный лист.

Как правило, судебные дела оканчиваются судебными решениями или судебными приказами. И если судебный приказ сам по себе является исполнительным документом и может быть передан на принудительное исполнение приставам и работодателям, то судебное решение таким документом не является.

Чтобы привести судебное решение к принудительному исполнению, необходимо на основании него получить и исполнительный лист. Исполнительный лист, в свою очередь, можно получить лишь тогда, когда решение вступило в законную силу. По общему правилу этот срок составляет 30 дней.

Когда исполнительный лист на руках, можно приступать к взысканию через работодателя.

Как передается исполнительный лист
приставам или работодателю?
Спросите юриста

Исполнительный лист пришел на работу на должника

После получения кредитором исполнительного листа, выданного на основании судебного решения, взыскатель может самостоятельно выбрать путь, которым он будет принудительно взыскивать деньги с должника.

  1. В банковскую организацию, где у должника открыты счета;
  2. Судебным приставам-исполнителям;
  3. Работодателю должника.

По статистике самым распространенным способом взыскания является именно взыскание долга через судебных приставов. Почему? Потому что у них куда больше полномочий для того, чтобы наконец-то «выбить» из должника задолженность.

Если подавать исполнительный документ в банк, то банк будет действовать лишь в рамках тех счетов, которые открыты в этой кредитной организации. А у должника их может быть несколько, и все они — в разных банках. Как правило, именно так и бывает.

Подавать работодателю — работодатель будет производить взыскания в рамках заработной платы, а доходов у должника может быть куда больше, чем из одного источника.

Преимущество взыскания через приставов очевидно. Ведь здесь взыскание производится комплексно. Однако несмотря на то, что большинство взыскателей выбирает работать с долгами через приставов, в ряде случаев приставы собственноручно направляют исполнительный документ работодателю.

Законом установлены основания, по которым приставы отправляют исполнительный лист на работу должника.

  1. Взыскание алиментных платежей, компенсаций за вред здоровью и других периодических платежей;
  2. Взыскание суммы долга менее 10 000 рублей;
  3. Случаи, когда в результате мероприятий по обращению взыскания на имущество лица, не была погашена сумма долга в полном объеме.

Так, пристав выносит постановление о взыскании, после чего у должника есть время для добровольного исполнения требований или предоставления оправдательных документов об исполнении требования.

После этого, в случае бездействия должника, постановление в указанных выше случаях направляется на исполнение работодателю.

Взыскать долг по исполнительному листу можно: через банк, через приставов или через работодателя должника. Приставы в ряде случаев вправе передать исполнительный лист работодателю для взыскания. Работодатель удерживает долги из работной платы. Максимально возможное удержание — 50% (в ряде случаев до 70%). Приставы могут проводить проверку осуществления удержаний. В случае увольнения работника или ликвидации компании-работодателя — работодатель возвращает лист с отметкой приставам.

Механизм взыскания долга через работодателя

Ситуации, когда на сотрудника пришел исполнительный лист — далеко не редкость. Поэтому о том, когда и как отправляют по месту работы исполнительные листы, а также и порядок взыскания необходимо знать и самим должникам, и их работодателям.

Когда приставы прислали на работу должника постановление об обращении взыскания на заработную плату, то работодатель обязан провести следующие действия:

Хотелось бы обратить внимание, что при этом порядок документооборота внутри организации-работодателя, связанный с удержанием средств по исполнительному документу не урегулирован законодательством. Но, несмотря на это, получение, обработка и хранение исполнительных документов должна осуществляться надлежащим образом, так как лист — это бланк строгой отчетности. Контроль за исполнением осуществляют приставы, которые уполномочены проводить соответствующие проверки, а также накладывать штрафы.

Так, с даты получения работодателем постановления на работника, начинаются удержания из заработной платы.

Какое наказание грозит работодателю
за потерю исполнительного листа?
Спросите юриста

Как правило, заработная плата выплачивается работникам 2 раза в месяц: аванс и основная часть. В течение 3 дней со дня выплаты заработной платы, отпускных, аванса и так далее, бухгалтерия удерживает из такой выплаты определенную сумму денежных средств и переводит ее на депозитный счет в ФССП.

Сколько денежных средств будет взыскиваться — устанавливается изначально судом. При этом не всегда это твердая денежная сумма, которую с должника по частям взыскивают. Размер взыскания может быть установлен как в размере полной суммы долга, так и в виде доли или денежной суммы, взыскиваемой ежемесячно (или по другому графику).

Однако из заработной платы работника не может удерживаться более 50%. Если по исполнительному лицу взыскиваются алименты на несовершеннолетнего, вред здоровью, вред в связи со смертью кормильца или ущерб, причиненный преступлением, то максимально возможное удержание с заработной платы увеличивается до 70%.

Должник всегда может запросить у работодателя справку о суммах, удержанных из заработной платы и проконтролировать списания.

Как происходит удержание, если на имя работника поступает несколько исполнительных листов

При поступлении в организацию двух или нескольких исполнительных листов на одного работника, ждать, пока будут удовлетворены требования по одному из них, чтобы перейти к другому — не нужно, если это долги одной очереди.

По исполнительным листам, долги погашаются в следующей очередности:

  1. Алименты, моральный вред, взыскание ущерба, смерть кормильца и прочее;
  2. Выходное пособие, оплата труда по ТК РФ, вознаграждения авторам;
  3. Долги бюджетным и внебюджетным организациям;
  4. Остальные обязательства погашаются в последнюю очередь.

Так, например, если пришло два листа: один о взыскании морального вреда, а второй о взыскании алиментов — документы будут исполняться одновременно.

Если пришло два исполнительных листа: один о взыскании морального вреда, а второй о взыскании долга в бюджет — сначала исполняются требования по долгу первой очереди (моральный вред) и только потом — следующей (долги в бюджет).

Списываются ли долги по алиментам
при банкротстве? Спросите юриста

Что происходит со взысканием после увольнения работника-должника или реорганизации работодателя

Когда увольняется сотрудник, на котором «висел» исполнительный лист по месту работы, работодатель возвращает лист с отметкой о взысканиях обратно судебным приставам или взыскателю.

Отметка должна быть заверена печатью и подписью ответственного лица.

В случаях, когда происходит реорганизация компании, в которой трудоустроен должник, но при этом в дальнейшем трудовые отношения между новой организацией и работником будут продолжаться, то компания, образовавшаяся по итогам реорганизации, продолжает удерживать средства по исполнительному листу из заработной платы гражданина.

Однако если организация ликвидируется — здесь следует поступить, как и при увольнении работника — возвратить исполнительный документ обратно взыскателю или приставу.

Заключение

Долги — есть долги и по ним надо платить. Когда дело касается взыскания, не нужно сидеть сложа руки — это только усугубит и без того шаткое положение.

Если есть проблема — ее надо решать. Чтобы решить ее наверняка и после не получить массу последствий, советуем разбираться с такими проблемами совместно с юристом. Мы всегда стараемся выбрать наиболее выгодный и максимально правильный путь разрешения ситуации, отталкиваясь от конкретных обстоятельств дела и имеющейся общей картины.

Вариантов действий, связанных с долгами, может быть много — кредитные каникулы, рефинансирование, реструктуризация долга, банкротство и так далее. Главное — это своевременность. Чем раньше начать решать вопрос — тем меньше будет последствий и тем менее серьезными они будут.

Однако защита прав должников — это не весь спектр наших услуг. Со стороны работодателя и взыскателя также может быть немало вопросов и неоднозначности.

Вопрос-ответ

Нет. Закон предусматривает перечень выплат лицу, на которые не может быть обращено взыскание. Средства материнского капитала — среди них.

Да. Но удерживать денежные средства по исполнительному листу работодатель может только из своих выплат. Первые 3 дня больничного финансируются работодателем. Остальные — ФСС.

Предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения для замещения должностей в органах принудительного исполнения – 40 лет.

Квалификационные требования для замещения должностей сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации установлены приказом Федеральной службы судебных приставов от 17.01.2020 № 102 (ред. от 13.07.2021) «Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностейв органах принудительного исполнения Российской Федерации».

Для поступления на службу в органы принудительного исполнения гражданин лично представляет:

2) паспорт гражданина Российской Федерации;

3) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2019 № 2834-р;

4) собственноручно написанную автобиографию;

5) документы об образовании и (или) о квалификации;

6) документы воинского учета – для военнообязанных и граждан, подлежащих призывуна военную службу;

7) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленныев установленном законодательством порядке, за исключением случая, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые, или заверенную работодателем копию трудовой книжки, если гражданин на момент представления документов работает и за ним в соответствиис трудовым законодательством сохранено право на ведение работодателем трудовой книжки;

8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе:

9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460;

10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанныхс оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;

11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы принудительного исполнения;

12) сведения, предусмотренные статьей 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок приема документов для поступления на службу в органы принудительного исполнения и перечень должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы, утверждены приказом Федеральной службы судебных приставов от 13.03.2020 № 191.

Уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявленияи необходимых документов обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных:

с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

с проверкой достоверности сообщенных им сведений (срок проверки может быть увеличен до четырех месяцев);

а также направляет гражданина для прохождения:

медицинского освидетельствования в целях проведения военно-врачебной экспертизы военно-врачебной комиссией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» и приказом ФССП России «Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований»;

мероприятий по профессиональному психологическому отбору согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1909 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации».

В рамках профессионального психологического отбора проводится тестирование на знание законодательства Российской Федерации и государственного языка Российской Федерации (русского языка).

Требования к кандидатам на работу в ФССП

Занять должность пристава может дееспособный граждан РФ, достигший возраста 21 год, способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья, исполнять возложенные обязанности.
Для претендентов на должности старшего судебного пристава или его заместителя, либо пристава-исполнителя, требуется наличие высшего образования по специальностям, указанным в Приказе ФССП № 251.

Согласно данного приказа утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые должен подтвердить претендент на должность судебного пристава:

  • "Психологические науки";
  • "Экономика и управление";
  • "Юриспруденция";
  • "Образование и педагогические науки".

Для вышестоящих должностей ФССП Приказом № 251 предусмотрен расширенный перечень направлений высшего образования.

Причины по которым гражданин не может быть принят на гражданскую службу

Не может претендовать на занятие должности пристава гражданин:

  • осужденный за преступление по приговору суда;
  • имеющий судимость, в том числе снятую или погашенную;
  • привлеченный к качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого по уголовному делу;
  • освобожденный от уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, по акту об амнистии, либо в связи с деятельным раскаянием.

Проверять факт привлечения к уголовному преследованию будут путем запроса в единый информационный центр МВД.

После утверждения кандидата на должность ему нужно пройти психофизиологическое исследование и тестирование на предмет употребления наркотиков, психотропных веществ, наличия алкогольной или иной токсической зависимости. Направление на такую проверку дает представитель работодателя, а гражданин должен дать согласия на исследование и тестирование.

Конкурс на замещение должности пристава

Служба в ФССП происходит путем занятия должностей государственной гражданской службы. В зависимости от должности, прием на службу может осуществляться на условиях служебного контракта или по итогам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня на замещение должности, соответствия квалификационным требованиям. Конкурс не проводится:

  • при назначении на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» с определенным сроком полномочий;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении служащего на иную должность в пределах ФССП;
  • при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве;
  • по решению руководителя при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей.

О наличии вакансий или проведении конкурса можно узнать на официальном сайте ФССП, подразделений и Управления ведомства.

Нормативная база для проведения конкурса в ФССП

Избежать конкурса при поступлении на работу в ФССП можно только в ограниченных случаях. Обычно таки происходит трудоустройство по срочным контрактам, в отношении кандидатов из кадрового резерва. Также решение о назначении на группу младших должностей без проведения конкурса может принять руководитель Управления или подразделения ФССП.

Конкурс по должностям ФССП проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
  • Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
  • Приказ ФССП от 29.03.2007 № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности ….».

Конкурс проводится на конкурентной основе, т.е. будут рассмотрены документы всех претендентов.

Для реализации конкурсных процедур в ФССП создана специальная комиссия. В нее входят представители центральных органов управления службы и подразделения, в котором открыта вакантная должность.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится по мере высвобождения должностей, при расширении штата, при проведении реорганизационных мероприятий. Проведение конкурса заключается в организации двух этапов, по итогам которых будет определен победитель.

Первый этап

На первом этапе конкурса принимается решение о замещении должности, после чего кадровые органы ФССП обеспечивают:

  • подготовку публикации о приеме документов на конкурс не менее чем в одном периодическом печатном СМИ, размещение аналогичных сведений на официальном портале ФССП;
  • проверку документов и достоверности информации, представленных претендентом на должность;
  • проверку на предмет квалификационным требованиям.

В перечень квалификационных требований могут включать уровень и характер знаний и навыков, наличие определенного образования, стаж службы или опыт работы по специальности. Если должность предусматривает работу со сведениями гостайны, гражданину будет предложено пройти процедуру допуска. При отказе в получении допуска документы на замещение должности отклоняются.

Документы на участие в конкурсе нужно подать не позднее 21 дня с момента размещения объявления (как правило, в публикации будет указан предельный срок подачи документов). Заявление пишется на имя главного судебного пристава РФ. Ознакомиться со списком документов, которые обязательно нужны для участия в конкурсе, вы можете ниже.

Документы передаются в Управление государственной службы и кадров ФССП для проверки полноты, правильности их оформления и достоверности сведений. После указанной проверки документы регистрируются в журнале учета участников и передаются в Конкурсную комиссию.

В случае выявления обстоятельств и фактов, препятствующих поступлению гражданина на службу, гражданину направляют письменное уведомление с указанием причин отказа. Также отказ в допуске конкурсу может выноситься в связи с несоответствием квалификационным требованиям. Указанные отказные решения кандидат может обжаловать.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса участнику направляется письменное уведомление о дате, месте, времени и условиях его проведения. Уведомление можно получить и непосредственно в кадровых органах ФССП, о чем ставиться личная отметка в журнале.

Второй этап

На втором этапе комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) кандидатов на основании представленных документов. Закон предусматривает следующие виды конкурсных процедур, которые может выбрать руководство ФССП:

  • устное или письменное тестирование;
  • проведение групповых мероприятий с кандидатами (дискуссий, беседы, опросы);
  • написание рефератов, эссе;
  • индивидуальное собеседование;
  • иные процедуры, не ограничивающие принцип равенства прав на замещение должности.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения определяется комиссией. В случае выявления победителя на вакантную конкурс может считаться завершенным.

По результатам конкурса не позднее чем через месяц после его проведения издается приказ по ФССП о назначении победителя конкурса на вакантную должность, заключается служебный контракт с победителем. О результатах конкурса все кандидаты уведомляются в письменной форме в течение 7 дней со дня его завершения. Также информация о результатах конкурса размещается на официальном портале ФССП.

Если по конкурсу не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям, может приниматься решение о проведении повторной процедуры.

Документы на должность судебного пристава

Для участия в конкурсе гражданин должен представить в отдел кадров подразделения или Управления ФССП следующие документы:

    ;
  • две фотографии размером 3,5 х 4, 5 без светлого угла (на матовой бумаге, в костюме, цветные 2 штуки);
  • одна фотография 9x12 (цветная, в костюме); ;
  • копии документов об образовании;
  • копия трудовой книжки;
  • копия военного билета для военнообязанных (все страницы);
  • справка из МВД для кандидатов, служивших в этом ведомстве;
  • выписка из приказа для уволенных из ВС, МВД;
  • копии документов о награждениях (почетное звание, ордена, медали);
  • выписка о выслуге лет;
  • выписка о присвоенных классных чинах;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по форме № 001-ГС/у (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н, предусматривает обязательное заключение специалистов, нарколога, психиатра).

При оформлении на должность потребуется дополнительный комплект документов:

  • справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей;
  • справка о заработной плате с предыдущего места работы (2-НДФЛ);
  • характеристика;
  • свидетельство ИНН;
  • страховое свидетельство СНИЛС;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака, о рождении детей ;
  • копия полиса ОМС.

Для граждан, впервые принятых на должность старшего пристава устанавливается испытание на срок от трех месяцев до одного года. В остальных случаях испытание устанавливается по нормам ТК РФ.

Нормативно-правовые акты, подлежащие изучению кандидатам на должности ФССП России

Желающим вступить в ряды государственных служащих требуется изучить ряд законов, которые впоследствии будут неразрывно связаны с их работой. Содержание таких документов должен знать каждый кандидат на должность в ФССП России, направляясь на квалификационный экзамен, от которого зависит, примут его на должность или нет.

Кандидаты на замещение вакансий судебный пристав-исполнитель, дознаватель и судебный пристав по ОУПДС обязательно должны знать положения ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ. Кроме того, они хотя бы вкратце должны быть способны ответить на вопросы, которые он регламентирует. Причем для каждой должности это отдельные вопросы.

При желании служить государству всем категориям должностей ФССП также следует знать положения ФЗ «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ, который регламентирует, что запреты, ограничения и требования ко всем государственным служащим (статьи 15-18 ФЗ).

Квалификационные требования к кандидату на должность судебного пристава-исполнителя (СПИ)

Наиболее широко ФЗ № 229 полагается знать именно СПИ. На экзамене, предшествующем поступлению на должность ему могут задать практические любые вопросы по этому закону.

Как рассказывают приставы прошедшие экзамен, чаще всего из ФЗ № 229 спрашивают следующее:

  • о размерах исполнительского сбора для каждой категории лиц по статье 112 ФЗ;
  • просят назвать виды документов, предъявляемых к исполнению по статье 12 ФЗ;
  • просят перечислить требования к содержанию исполнительных документов по статье 13 ФЗ;
  • просят назвать отдельно основания окончания и прекращения исполнительного производства по статьям 46 и 47 ФЗ;
  • просят назвать поводы для отказа в возбуждении производства по статье 31 ФЗ.
  • просят рассказать об исполнительных действиях и их видах по статье 64 ФЗ;
  • просят рассказать о мерах принудительного исполнения и их видах по статье 68 ФЗ.

Также будущий судебный пристав должен знать положения:

Из ФЗ № 118 могут спросить о правах и обязанностях судебного пристава, описанных в статье 12 этого закона.

Из ГПК РФ будущий работник обязан знать перечень имущества, на которое он не вправе обращать взыскание (ст. 446 Кодекса), положения о рассрочке и об отсрочке исполнения (ст. 434 ГПК). А для большей уверенности на экзамене следует прочитать весь раздел VII ГПК, посвященный исполнительному производству.

Из КоАП РФ судебный пристав должен знать порядок привлечения к административной ответственности должников и иных лиц, способных препятствовать исполнению его законных требований, а также конкретные составы административных правонарушений (в т.ч. статьи 5.35.1, 17,14, 17.8, 19.7 Кодекса).

Квалификационные требования к кандидату на должность судебного пристава по ОУПДС (СП по ОУПДС)

ФЗ-229 содержит совсем небольшое количество норм, связанных с непосредственной работой СП по ОУПДС. Тем не менее, из этого закона на экзамене могут спросить о порядке исполнения административного выдворения за пределы РФ (ст.109.1) и о порядке оспаривания действии или бездействий должностных лиц ФССП (глава 18 ФЗ).

Как рассказывают приставы прошедшие экзамен, чаще всего из ФЗ № 118 спрашивают следующее:

  • условия применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств (ст. 15-18 ФЗ);
  • полномочия СП по ОУПДС (ст. 11 ФЗ).

СП по ОУПДС является должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных нарушениях. Поэтому по КоАП РФ следует знать:

  1. порядок составления протокола (ст. 28.2-28.3);
  2. конкретные составы, по которым он может привлечь правонарушителей по КоАП РФ (ст. 17.3-17.6, 17.8);
  3. порядок доставления правонарушителей и должников (ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ);
  4. как производится административное задержание (п. 10 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ);
  5. как производится личный досмотр (ст. 27.7 КоАП РФ);
  6. как производится транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);
  7. как производится изъятие вещей (ст. 27.10 КоАП РФ).

Квалификационные требования к кандидату на должность дознавателя ФССП России

Будущему дознавателю из ФЗ № 118 и ФЗ № 229 следуетзнать порядок взаимодействия между ним и судебными приставами, порядок вызова сторон исполнительного производства. Он должен знать, что дознаватель вправе выносить постановления о приводе, подлежащие исполнению СП по ОУПДС, привлекать судебных приставов для оказания содействия при осуществления дознания.

Но прежде всего для непосредственной работы дознаватель должен хорошо знать нормы из УПК РФ и УК РФ.

Прежде всего, из УПК РФ дознавателю следует знать:

Также дознаватель хорошо должен знать составы преступлений по УК РФ, непосредственно связанные с исполнительным производством, в т.ч.:


Проверка кандидатов при приеме на работу — важнейший этап при заключении трудового договора между работодателем и работником. Работодателю важно нанять ответственного и грамотного специалиста, а для работника проверка — повод продемонстрировать свои положительные качества, а также знак того, что компания серьезно подходит к выбору сотрудников.

Что такое проверка при приеме на работу

Проверка при приеме на работу — комплекс мер по всесторонней оценке как моральных, так и профессиональных качеств соискателя.

При приеме на работу организации используют такие методы проверки, как:

  • Формальная проверка документов. Включает сверку данных, предоставленных о себе соискателем, с подтверждающими документами, проверку подлинности предъявленных документов. Не секрет, что диплом престижного вуза, к примеру, можно не только получить после нескольких лет обучения, но и купить в переходе метро.
  • Тестирование. Хороший способ для массовой проверки личных и профессиональных качеств большого количества людей. Результаты тестирования обрабатываются быстро, и с их помощью можно составить представление о каждом кандидате. Такая проверка эффективна в сочетании с последующим собеседованием с каждым кандидатом.

РАЗБОР судебного решения от КонсультантПлюс:
Компания предложила соискателю вакантной должности выполнить тестовое задание. Кандидат согласился. Однако в приеме на работу ему было отказано. Специалист обратился в суд с требованием оплатить ему потраченное время на выполнение задания.
Как развивался спор, к какому выводу пришли арбитры и как компании защитить себя от подобных претензий соискателей читайте в К+. Пробный доступ к К+ бесплатен.

  • Собеседование. На нем оценивается внешний вид специалиста, его манера общения и поведения, профессиональные навыки. Представитель кадровой службы или непосредственно будущий руководитель кандидата интересуется его успехами на предыдущем месте работы, предлагает ситуации для обсуждения, чтобы оценить уровень его квалификации. Беседа может строиться по разным сценариям. Например, работодатель может устроить стресс-собеседование, чтобы проверить, как кандидат поведет себя в ситуации моральной агрессии.
  • Проверка специфическими методами, например с помощью полиграфа (бытовое название — детектор лжи). Этот метод обязательно используется силовыми ведомствами, например МВД и ФСБ (это прямо разрешено ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ и приказом Минюста от 16.04.2013 № 51). Проверять на полиграфе могут и другие организации, но только с письменного согласия самого работника. Кроме того, при составлении списка вопросов нужно учитывать положения ст. 64 ТК РФ, которая запрещает дискриминацию при трудоустройстве по половому, расовому, национальному, возрастному и религиозному признаку.
  • Запрос документов у других организаций или государственных органов. Работодатель может потребовать от соискателя рекомендации с предыдущих мест работы, справки из медицинских учреждений или сведения об отсутствии судимости.

Важно! При трудоустройстве в органы полиции, таможни, образовательные учреждения, ФСБ, службу судебных приставов кандидат обязан представить справку об отсутствии судимости, поскольку ч. 1 ст. 65 ТК РФ устанавливает запрет для лиц с судимостью на работу в данных организациях.

Учтите, что руководство с предыдущего места работы соискателя не имеет права представлять информацию о нем без его письменного согласия на это (ст. 88 ТК РФ, ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Если вам важно получить сведения о том, как трудился раньше кандидат, лучше попросить его представить рекомендательное письмо с предыдущего места работы.

Проверкой кандидатов перед заключением договора чаще всего занимается кадровая служба организации совместно со службой безопасности.

Проверка службой безопасности при приеме на работу

Служба безопасности — структурное подразделение организации, которое обязано не допускать нанесения морального или экономического ущерба имуществу компании. Причем не только извне, но и внутри, осуществляя контроль за деятельностью работников. Преступление проще предотвратить, чем ликвидировать его последствия, поэтому служба безопасности активно участвует в проверке кандидатов при трудоустройстве.

Какие действия предпринимает служба безопасности при проверке соискателей? Прежде всего, проверяет подлинность всех предъявленных документов и достоверность указанной информации. Например, чтобы проверить диплом о высшем образовании соискателя, достаточно сделать запрос в соответствующий вуз.

Помимо представленных кандидатом сведений, служба безопасности собирает дополнительные данные о кандидате, чтобы свести к минимуму риск нанесения им ущерба после трудоустройства. Службу безопасности интересует информация о:

  • Судимости и наличии административных правонарушений. Много штрафов от ГИБДД — признак того, что сотрудника не стоит брать на должность водителя.
  • Предыдущих местах работы. При этом важны не только причины увольнения, ведь в трудовой книжке может стоять запись об увольнении по собственному желанию, однако в приватной беседе предыдущий работодатель может пожаловаться на некомпетентность работника или даже мелкие проступки. Служба безопасности проверяет род деятельности предыдущего работодателя и наличие у кандидата связей с конкурирующими компаниями.
  • Медицинских заболеваниях и зависимости от спиртного или наркотиков.
  • Кредитной истории. Большое количество кредитов, тем более просроченных, — признак того, что соискателю не стоит доверять работу с материальными ценностями.
  • Семье работника. Даже если сам работник кристально чист и честен, его близкие родственники могут представлять опосредованную угрозу компании: ради родителей с неблагоприятной кредитной историей или сына, попавшего в дурную компанию и совершившего правонарушение, работник может и сам преступить закон.

Важно! Отказать в приеме на работу человеку с судимостью вы имеете право, только если в отношении вашей компании законодательно утвержден запрет на работу людей с судимостью (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В остальных случаях согласно п. 6 ст. 86 УК РФ и ст. 64 ТК РФ погашенная судимость не является препятствием для трудоустройства.

Для проверки служба безопасности должна использовать открытые источники информации, но, как правило, руководители компаний предпочитают набирать в службу безопасности бывших сотрудников силовых ведомств, которые получают сведения о будущих работниках по своим неофициальным каналам. Открытая информация из соцсетей также рассматривается службой безопасности в качестве дополнения к психологическому портрету кандидата.

Длительность проверки регламентирует руководство фирмы — в зависимости от уровня вакантной должности. Проверка кандидата на должность топ-менеджера компании может длиться несколько месяцев.

Информацию о результатах проверки служба безопасности оформляет в виде докладной записки руководителю. На основании этого документа и информации отдела кадров или кадрового агентства руководство принимает решение о приеме кандидата на работу или отказе.

Подробнее об оформлении трудовых отношений при приеме на работу читайте в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

Как правило, новичку устанавливается испытательный срок, в том числе для того, чтобы служба безопасности могла проверить сотрудника непосредственно на рабочем месте или иметь дополнительное время для более тщательной проверки.

Как уволить сотрудника, не прошедшего проверку службы безопасности, во время испытательного срока, читайте в статье «Порядок увольнения на испытательном сроке (нюансы)».

Итоги

Очень важно посвятить проверке соискателей на ту или иную должность как можно больше времени до начала совместной деятельности. Проще отсеять неподходящих людей на этапе собеседования, чем нанять их, ввести в курс дела и обнаружить личную несовместимость или профессиональную непригодность. И чем крупнее фирма или ответственнее должность, тем большие затраты понесет компания, взяв на работу сотрудника, которого спустя пару недель придется уволить.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Супрун Вадим

Как бывший сотрудник ФССП и как нынешний практикующий юрист, смотря на реалии службы с обеих сторон, возьму на себя смелость развенчать некоторые популярные мифы и заблуждения о работе службы судебных приставов, бытующие среди граждан и постоянно всплывающие в обсуждениях.

Да, существующее положение дел ставит приставов в условия выживания, а успешное взыскание по обычному долгу является исключением из правил. Но в этой статье не об этом. Итак, мифы.

Миф № 1: приставы ничего не делают

Начнем с самого дискуссионного мифа. Обыватель этого не видит, но в реальности рядовые работники службы сильно загружены и потому часто не успевают сделать многое из того, чего от них ожидают.

О возможных способах изменения ситуации расскажу дальше.

Миф № 2: повышение зарплаты приставов исправит ситуацию

Увы, нет. Из-за большой нагрузки приставы могут уделять одному исполнительному производству не более 40 мин. в год. От его возбуждения до сдачи в архив. К тому же необходимо отработать запросы об имуществе, сходить на арест, ответить на жалобы, посетить суд и оставить время на личный прием. Сами понимаете – это нереально. Потому исполнение производится по выборочному принципу, между временными промежутками, отведенными на работу со статистикой и активными жалобщиками. Остальные же производства лежат мертвым грузом и откладываются до лучших времен.

Причем это не только накопленная нагрузка службы. Масштабы новых исполнительных документов – около 60 млн – также не оставляют шансов на нормальное ведение приставами исполнительных производств.

Повышение зарплаты пойдет на благо. Но системной проблемы ненадлежащего и несвоевременного исполнения не решит. Это можно сделать путем увеличения количества приставов и/или сокращения нагрузки.

Миф № 3: нужно ввести правильные нормативы (KPI), тогда приставы будут хорошо работать

Они у службы имеются и порой даже выполняются. Но за счет чего и какой ценой? Введение нормативов в подобных ситуациях всегда приводит к тому, что работа оказывается нацеленной на подгонку результатов под них, а не их выполнение.

Образно выражаясь, двумя ведрами воды бассейн не наполнишь, какие бы нормативы по степени оцинкованности ведер или глубине цвета кафеля ни вводились.

Повторюсь, что решение проблемы ненадлежащего исполнения службой своих задач возможно по двум направлениям: расширение штатной численности и/или уменьшение количества поступающих на исполнение документов.

Миф № 4: приставы забирают себе вознаграждение от взысканной суммы

Распространенное заблуждение. Хотя раньше это было так, когда-то очень давно, еще в прошлом веке. Затем премиальную сумму ограничили 1 тыс. руб., а с 2004 г. и вовсе отменили.

Да, величина взысканного сбора указывает на степень эффективности работы службы и влияет на оценку ее деятельности. Но сейчас взысканный исполнительский сбор полностью идет в бюджет.

Вместе с тем лично я являюсь противником возвращения этой нормы, по крайней мере в обсуждаемых редакциях. Вознаграждение пристава положительно отражалось на имидже службы в целом и профессии судебного пристава в частности, но во многих, если не в подавляющих, случаях оно приводило к тому, что приставы занимались исполнением наиболее легких дел, оставляя сложные пылиться на полке. Отвечает ли такое положение целям и задачам принудительного исполнения? Полагаю, что нет.

Кстати, что касается взыскиваемых сумм. Служба приносит бюджету примерно 220 млрд руб. в год, при этом тратит на свои нужды, в том числе зарплату, материальное и техническое обеспечение, около 40 млрд.

Миф № 5: частные приставы исправят ситуацию

Не исправят. Улучшат, сократят нагрузку на государственных приставов, но не исправят. Более того, введение института частных приставов многими будет воспринято негативно.

Здесь я считаю важным уточнить, что сейчас говорю именно о ситуации по исполнению судебных решений, а не об эффективности службы.

Скорее всего, частный пристав будет заниматься взысканием коммерческих долгов и кредитов. Это, во-первых, увеличит стоимость взыскания долга, а во-вторых, за счет дороговизны лишит «малоимущих взыскателей» возможности принудительного исполнения судебных решений, реализации их права на взыскание.

Правильно это или нет – вопрос дискуссионный. Не говоря уже о сохраняющихся при данного рода взыскании коррупционных рисках.

Миф № 6: у приставов плохая информатизация vs у приставов все электронно, достаточно только кнопку нажать

По моим субъективным ощущениям, лучше службы судебных приставов в плане информатизации развиты только МЧС и Центризбирком. Однако это не свидетельствует о легкости работы и об увеличении скорости исполнения.

То, что телекоммуникационная инфраструктура является одной из лучших, не означает, что этого достаточно. Стандарты, заложенные Правительством РФ несколько лет назад, уже давно не соответствуют современным требованиям по серверным мощностям, каналам связи и программному обеспечению.

Разрабатывать новые стандарты и получать на их реализацию финансирование – весьма ресурсоемкий процесс, в который вовлекаются многие ведомства. К тому же информационная готовность службы к взаимодействию в электронной форме оказывается несопоставимой с аналогичной готовностью других ведомств.

Расскажу о реальном случае. Во время работы в одном из субъектов мы прорабатывали вопрос информационного взаимодействия с одним из ведомств. Нам было необходимо оперативно отработать информацию по 400 тыс. исполнительных производств, а текущее взаимодействие с помощью бумажных носителей обеспечивало отработку не более тысячи запросов в месяц.

В будущем общее информационное взаимодействие установится, и стандартизация запросов будет реализована, но вот как скоро – вопрос открытый.

Миф № 7: приставы должны…

Приставы должны: убедиться в проживании должника по адресу и узнать об уплате штрафа (перед возбуждением производства); выяснить природу денег перед их арестом (социальные выплаты, зарплата); сделать копии всех документов; рассказать о ходе производства по телефону и т.д. и т.п.

Увы, не должны. Да, обязанности эти дискуссионны, а в некоторых случаях были бы полезны для службы, но обеспечить их исполнение в настоящее время невозможно в силу ряда технических или юридических моментов. Эти проблемы известны, но до сих пор не решены.

По закону, помимо выполнения требований исполнительных документов, приставы обязаны отвечать на письменные запросы сторон и обеспечивать их ознакомление с материалами производств. Хотите получать информацию – придется идти на личный прием или подписываться на извещение в личном кабинете на сайте ФССП. Другого определенного законом пути нет, а имеющиеся исключения являются доброй волей пристава, а не его обязанностью – это важно понимать.

Приставы такие же люди, и решению общих задач исполнения могут способствовать только взаимное уважение и профессиональный подход. А решению существующих проблем – терпение.

В заключение упомяну о неприятном для работников службы мифе: служба приставов дает уникальный опыт, с которым вас «оторвут с руками» в любой коммерческой фирме.

Это не так. Увы, могу это подтвердить своим примером и примерами моих бывших-нынешних коллег. В настоящее время запись «ФССП» в трудовой книжке не котируется у подавляющего большинства работодателей. С каких бы позиций вы из службы ни уходили.

Служба дает уникальный опыт тем, кто хочет и в состоянии его получить, но в большинстве случаев, особенно с учетом существующей текучки кадров под 40% в год, бывшие сотрудники на рынке труда не пользуются спросом. Поэтому, если вы решили завершить свои отношения со службой, сначала найдите место, а затем увольняйтесь.

Учтите, что вам придется доказывать свою грамотность и компетентность, преодолевая клише «бывшего госслужащего». Но если голова на плечах есть – все получится.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: