Какой суд рассматривает споры между юридическими лицами в казахстане

Обновлено: 27.03.2024

О досудебном урегулировании споров 06.04.2019 18:37

Многие из нас сталкиваясь с нарушением своих прав и пытаясь их защитить, сталкиваются с понятием досудебного урегулирования спора. Что же это такое, и что нужно знать, прибегая к этому способу?

Под досудебным урегулированием спора понимается достижение соглашения между спорящими сторонами, посредством которого разрешается противоречие между ними.

Актуальность досудебного урегулирования споров обусловлена двумя наиважнейшими факторами.

Первый из них состоит в том, что досудебное урегулирование спора ценно само по себе, поскольку позволяет избежать судебного разбирательства и связанных с ним затрат времени и судебных издержек. Поэтому если есть возможность договориться с вашим оппонентом – обязательно используйте её. Иногда досудебному урегулированию, предполагающему, что каждая из сторон должна сделать друг другу шаг навстречу, мешает элементарная человеческая гордыня. Однако поверьте, правовая сфера это не та область, где стоит идти на поводу у своей гордыни. Здесь гораздо более уместным будет проявить прагматизм. В зале судебного заседания в этом обычно убеждаются все.

Второй фактор связан с тем, что досудебное урегулирование спора, точнее его неудачная попытка, является обязательным условием рассмотрения этого спора в суде. Иными словами, лицо, физическое или юридическое, обращающееся в суд, должно представить доказательство того, что оно попыталось решить спор в досудебном порядке, но эта попытка оказалась неудачной.

Особенно актуальным вопрос досудебного урегулирования споров стал после принятия Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года за №377-V ЗРК ГПК РК и целого ряда законодательных актов, принятых Парламентом Казахстана в осеннюю сессию 2015 года.

Согласно части 6 статьи 8 ГПК РК, если законом установлен или договором предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для определенной категории дел, обращение в суд может быть после соблюдения этого порядка.

Посему, не соблюдение истцом установленного законом для данной категории дел или предусмотренного договором сторон порядка досудебного урегулирования спора при том, что возможность применения этого порядка не утрачена, указана в статье 152 Гражданского процессуального кодекс в качестве первого из девяти оснований, по которым судья обязан возвратить исковое заявление. Таким образом, законодатель вводит своеобразный «фильтр» для тех дел, которые можно разрешить в досудебном порядке и от рассмотрения которых можно освободить суды.

Как узнать в каком случае соблюдение досудебного порядка урегулирования спора обязательно?

Эта обязательность может быть предусмотрена в трех основных источниках.

Второй это сам Гражданский процессуальный кодекс. Так, например, статья 292 ГПК РК вводит обязательный досудебный порядок по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, тогда когда в специальных законах установлен порядок обжалования этих решений и действий. Если по ранее действовавшему ГПК РК от 13 июля 1999 года при обжаловании действий государственных органов предварительное обращение с жалобой в вышестоящие органы не требовалось, а, фактически, было лишь альтернативной возможностью защиты своих прав наряду с судебной защитой, то в новом ГПК РК от 31 октября 2015 года возможность «обойти» вышестоящую внесудебную инстанцию, тогда когда эта внесудебная инстанция существует, устранена уже де-юре.

Третий источник, это собственно закон, в котором урегулировано спорное правоотношение. Приведем несколько примеров из разных областей законодательства.

Начиная с 01 января 2016 года, радикальное изменение произошло в порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, если по ранее действовавшему Трудовому кодексу от 15 мая 2007 года (статья 170) индивидуальные трудовые споры рассматривались согласительными комиссиями и (или) судами. То есть эти два органа были по отношению друг к другу органами альтернативной юрисдикции. Сторона трудового договора сама решала, куда обратиться в согласительную комиссию или в суд. Также можно было сначала обратиться в согласительную комиссию, а только при несогласии с её решением или неисполнении этого решения обратиться в суд.

С принятием Трудового кодекса от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК возможность выбора законодателем упразднена. Согласно статье 159 нового Трудового кодекса вступающего в силу с 01 января 2016 года индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами. Иными словами в суд по трудовому спору можно обратиться только если решение согласительной комиссии кого-либо из сторон не устроило или не исполняется. То есть согласительная комиссия по отношению к суду это уже не орган альтернативной юрисдикции, а обязательная предварительная инстанция, так сказать «фильтр грубой очистки».

При этом нужно иметь в виду, что на практике эти согласительные комиссии мало где существуют. Тем более в качестве постоянно действующего органа, как того требует все та же статья 159 нового Трудового кодекса. Но если ранее это было не критично для рассмотрения трудового спора, поскольку у заинтересованного лица была возможность напрямую обращаться в суд, где и рассматривалось подавляющее большинство таких споров, то с введением обязательного досудебного рассмотрения спора в согласительной комиссии отсутствие этой самой комиссии становится реальным препятствием для реализации гражданами своего права на защиту в суде своих трудовых прав. Увы, ни в Трудовом, ни в Гражданском процессуальном кодексах эта ситуация никак не оговорена. Полагаю, что в таком случае гражданам следует все же обратиться с письменной претензией к своему работодателю, в которой нужно изложить свои требования, а лишь получив отказ или не получив никакого ответа, обращаться в суд.

Другой пример наличия обязательного досудебного порядка урегулирования спора из области договорного права.

Согласно статье 402 действующего Гражданского кодекса РК от 27 декабря 1994 года требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

То есть, если вас не устраивает договор и вы желаете его изменить или расторгнуть, то это можно сделать в судебном порядке, но для этого предварительно нужно обратиться с предложением о расторжении к вашему контрагенту и только после его отказа или отсутствия реакции можно обращаться в суд. Учитывая то, что зачастую вторая сторона на расторжение или изменение договора бывает согласна, то введение обязательного досудебного порядка по такой категории споров представляется вполне обоснованным, поскольку разгружает суды от огромного количества дел.

Не обошел досудебный порядок урегулирования споров и право общей собственности. Так согласно статье 222 Гражданского кодекса РК кредитор участника долевой или совместной собственности при недостаточности у последнего другого имущества вправе предъявить требование о выделении доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания. В случаях отказа остальных участников общей собственности от приобретения доли должника кредитор вправе требовать по суду обращения взыскания на долю должника в праве общей собственности путем продажи этой доли с публичных торгов.

То есть если у вас есть должник, а у этого должника есть доля в каком-то имуществе и вы хотите обратить на неё взыскание нужно принять в расчет интересы остальных сособственников вашего должника и предложить им приобрести долю должника. И только в случае их отказа вы можете обратиться в суд с иском о продаже доли вашего должника и последующего обращения на неё взыскания.

Таковы некоторые случаи применения обязательного досудебного порядка урегулирования споров имеющиеся в казахстанском законодательстве.

Технически соблюдение досудебного порядка можно обеспечить, направив другой стороне письмо, содержащее ваши требования. Это можно сделать как нарочно, с проставлением вашим оппонентом отметки о получении письма либо отправив по почте заказным письмом. Понятно, что почтовую квитанцию в этом случае необходимо сохранить для последующего приобщения к исковому заявлению.

При этом само содержание письма должно быть полностью подчинено будущему исковому заявлению. Дело в том, что если вы собираетесь предъявить в суд иск о расторжении договора, а в письме к контрагенту будете писать о каком-то новом коммерческом предложении, обуславливая принятием этого предложения продолжение договорных отношений, то суд направление такого письма, даже при наличии отказа контрагента, не сочтет за соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Целесообразно, чтобы в этом письме была четко выделена так называемая просительная часть, содержащая ваши требования к контрагенту. Текстовка этой просительной части содержательно должна быть как можно ближе к текстовке просительной части будущего искового заявления.

Также в тексте претензии необходимо обозначить разумный срок для исполнения содержащихся в ней требований. При указании этого срока нужно предварительно навести справки о том, не содержится ли в законодательстве какой-то минимальный или максимальный предел такого срока.

Очевидно, что в таких случаях составление такого письма целесообразно доверить профессиональному юристу, специализирующемуся в области гражданского права и процесса. Кстати в этом случае гораздо больше вероятности, что ваш оппонент примет вашу досудебную претензию, исполнит её и до суда вообще не дойдет.

Согласно Указа Президента Республики Казахстан от 09 февраля 2002 года №803 «Об образовании специализированных межрайонных экономических судов», в соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 6 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2001 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан постановило об образовании в городе Астане, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно – Казахстанской, Жамбылской, Западно – Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангыстауской, Павлодарской, Северо – Казахстанской, Южно – Казахстанской областях специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать экономические споры в соответствии с действующим законодательством.

Квалификационной коллегии юстиции, Министру юстиции, Председателю Верховного суда осуществить в установленном законодательством порядке меры по отбору кандидатов на должности председателей и судей судов, образованных настоящим Указом, и представить на рассмотрение президенту Республики Казахстан предложения по кадровому составу этих судов.

Специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области является государственным органом, рассматривающим гражданские дела, на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами.

Специализированный межрайонный экономический суд Алмтаинской области подчиняется Алматинскому областному суду и входит в судебную систему Республики Казахстан, утверждаемую в соответствии с Конституцией. Согласно судебной системе экономический суд относится к местным судам, является судом первой инстанции. Основная функция суда – осуществление защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судебная защита от любых неправомерных решений и действий и действий государственных органов, организаций и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы.

В сответствии с п.1 ст.30 ГПК Республики Казахстан, специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

Специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области его председателями были:

Основное назначение судебной власти состоит в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции и законов страны.

Создание независимой и эффективной судебной системы – одно из основных направлений деятельности государства и его органов.

В декабре 2000 года для повышения статуса судов и судей был принят Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которым значительно повышен авторитет суда, закреплена несменяемость и неприкосновенность судей, изменена процедура назначения на должность судьи, ставшая гласной и прозрачной.

В целях практической реализации п. 3 ст. 3 Конституционного закона и повышения эффективности судов была начата работа по их специализации. Указом Президента Республики Казахстан от 16 января 2001 года №535 в порядке эксперимента были образованы межрайонные специализированные экономические суды в городе Алматы и Карагандинской области. При этом, создавая систему экономических судов в стране, учитывались пожелания иностранных инвесторов, высказанные на втором заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан в 1999 году.

У истоков создания экономических судов стояли Мами К.А., Алимбеков М.Т., Бекназаров Б.Б., Касимов А.А.

На третьем съезде судей Казахстана в июне 2001 года Главой государства была поставлена задача продолжить работу по поэтапному созданию системы специализированных судов - в первую очередь экономических и административных.

Анализ деятельности экспериментальных экономических судов за 2001 год показал, что целесообразно образовать экономические суды во всех областях республики и в городе Астане.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года №803 специализированные межрайонные экономические суды были образованы во всех областях и столице нашего государства - городе Астане. Одновременно этим же Указом были образованы в качестве эксперимента специализированные межрайонные административные суды в городах Астане и Алматы.

Создана соответствующая правовая база по обеспечению деятельности экономических судов, в частности, внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс, где определена подсудность этих судов.

На сегодняшний день, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

Создание специализированных экономических судов позволило существенно снизить чрезмерную нагрузку на суды общей юрисдикции, улучшить качество отправления правосудия по отдельным категориям гражданских дел, сделать его более открытым и доступным для населения, создать надлежащие условия для граждан и юридических лиц, обращающихся в суды за восстановлением нарушенных прав и законных интересов.

С учетом кадрового и материально-технического обеспечения вновь созданных судов специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области начал свою деятельность с 23 августа 2002 года, в составе председателя суда - Нугманова Б.Б., судей: Кашкинбаевой Ж.М., Маштаковой А.У., Уразовой Т.С. При этом штатной расстановкой суда было предусмотрено 7 судей и 19 работников аппарата суда.

Первому составу суда под руководством председателя Нугманова Б.Б. выпала нелегкая задача по обеспечению образования, становления и дальнейшего развития экономического суда, под руководством вышестоящих судебных инстанций – определению практики рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, подсудных специализированному межрайонному экономическому суду ЗКО.

Сегодня с уверенностью можно констатировать, что с этой нелегкой задачей коллектив суда справился.

Значительный вклад в развитие экономического суда по обеспечению надлежащего качества отправления правосудия, внедрение в суде электронного делопроизводства по программе ЕАИАС СО РК внесла бывший председатель суда Архарова Ж.Б.

Учитывая значимость специализации судов в республике, в течение прошедших 10 лет Верховным Судом и Западно-Казахстанским областным судом на постоянной основе изучается практика рассмотрения гражданских дел экономическим судом, проводятся семинары, конференции, круглые столы по применению норм отдельных отраслей законодательства, при рассмотрении экономических споров, оказывается практическая помощь. В разное время неоценимую помощь в становлении суда, определения судебной практики рассмотрения сложных и резонансных дел, оказывали и оказывают бывшие и нынешние председатели областных судов Нурышев К.Ж., Смагулов М.К., председатели судебных коллегий областного суда Утешева К.Ш., Батаева К.Н., Бегалиев Б.А., судьи областного суда Логвинова В.П., Булавцева В.А., Ювакаева А.А., Кашкинбаева Ж.М., Аманкулов Х.Х., Курманова Ф.Г. и др.

Помимо основной деятельности коллектив суда активно участвует в спортивных мероприятиях, организованных областным судом и местным филиалом Союза судей. В 2011 и в 2012 годах общая команда специализированных судов области заняла первое место в соревнованиях по футболу, посвященных Дню Конституции и Дню победы.

Специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области прошел путь своего становления, выработана устойчивая практика рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, обеспечены стабильное качество и оперативность, морально-психологический климат в суде на хорошем уровне. На сегодняшний день суд обеспечен материально - технически всем необходимым для своевременного и качественного отправления правосудия.

В истории судебной системы Казахстана образование и развитие специализированных экономических судов занимает особое место. Именно с образования экономических судов началась реализация норм Конституционного закона и политики государства по поэтапному созданию системы специализированных судов. После экономических судов в стране были образованы и успешно функционируют специализированные административные суды, финансовый суд в городе Алматы, межрайонные уголовные, ювенальные суды. Работа в этом направлении государством и ее судебной системой продолжается.

В Казахстане с 1 июля заработают новые суды в 21 городе страны. С этого дня начинает действовать новый Административно-процедурно-процессуальный кодекс (институт административной юстиции), призванный облегчить споры граждан с госорганами.

Действующие специализированные межрайонные административные суды (СМАС) будут переименованы в специализированные межрайонные суды по административным правонарушениям, а суды, работающие по Административно-процедурно-процессуальному кодексу, будут называться СМАС.

"Количество судей будет разное, в зависимости от того, сколько дел есть. В одних судах 7-10, в других – около 30 и более. Такие крупные города, как Нур-Султан, Алматы по количеству дел уже сейчас претендуют на верхние позиции по количеству судей", – сообщил судья Верховного суда РК Аслан Тукиев.

По его словам, дополнительные расходы из бюджета потребуются только на ремонт некоторых помещений и изменения зарплат некоторых судей. Штатная численность судей не изменится благодаря оптимизации и уменьшению количества дел в других судах.

"Во всём мире административная юстиция играет ключевую роль. Она призвана защищать потенциально слабую сторону в спорах с органом власти. Это публично-правовые отношения (власти и подчинения). С 1 июля иски к госорганам будут рассматривать по принципу "сквозной ревизии судом акта госоргана", который должен доказать законность и обоснованность своего решения, действия либо бездействия. Гражданину достаточно обратиться с иском в суд. Суд будет оказывать содействие истцу, поможет правильно сформулировать требования, устранить формальные ошибки, примет меры к установлению объективной истины по делу и контролировать исполнение своего решения", – пояснил Аслан Тукиев.

По собственной инициативе суд будет вправе собирать дополнительные сведения и доказательства.

"Это реализация принципа активной роли суда. Также в реализацию этого принципа в кодексе закреплено предварительное правовое мнение судьи. Судья вправе высказать такое мнение по тем или иным правовым обоснованиям, связанным с фактическими, юридическими сторонами рассматриваемого дела. Это не прогноз, не предварительное решение по делу и тем более не решение. Когда судья в судебном процессе высказывает свое предварительное правое мнение, это позволяет сторонам лучше подготовиться, привести какие-то дополнительные сведения. То есть этим самым улучшается качество судебного разбирательства", – отметил Аслан Тукиев.

Кроме того, после предъявления иска к госоргану дело сразу обязаны принять к производству.

"И если нет оснований для возврата иска, суд принимает меры для разрешения спора по возможности в ходе одного заседания. Кодекс предусматривает передачу этих дел в подсудность специализированных административных судов, которые будут рассматривать исключительно споры, вытекающие из публично-правовых отношений. Это вызвано их спецификой и соответствует международным стандартам", – добавил он.

Аслан Тукиев сообщил, что сокращено участие прокурора в делах по спорам граждан, организаций с госорганами. Планируется, что прокурор будет вступать в процесс только по делам, вытекающим из налоговых, таможенных, бюджетных отношений, отношений в области охраны окружающей среды. Сейчас же их участие обязательно по всем делам, затрагивающим интересы государства.

В какой суд обращаться или немного про подсудность 06.04.2019 21:57

Принимая решение об обращении в суд нужно предварительно определить подсудность вашего искового заявления, то есть определить какой суд в соответствии с законодательством будет полномочен рассматривать ваше заявление.

Важность правильного определения подсудности трудно переоценить, поскольку процессуальные последствия ошибок в этом вопросе весьма и весьма серьезны.

Так если нарушение подсудности было обнаружено судьей на стадии решения вопроса о принятии искового заявления судья согласно подпункту 2 части 1 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РК от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК (далее будем сокращенно писать «ГПК РК») должен возвратить исковое заявление подателю со всеми приложенными документами.

Если нарушение подсудности было обнаружено уже после принятия искового заявления к рассмотрению и возбуждения гражданского дела, но до вынесения решения, то дело, согласно подпункту 3 части 2 статьи 34 ГПК РК подлежит передаче по подсудности в другой суд, что, несомненно, повлечет для вас потерю и времени и денег.

Если же нарушение подсудности было обнаружено вышестоящим судом при рассмотрении апелляционной или кассационной жалобы, то решение согласно подпункту 1 части 4 статьи 427 ГПК РК в любом случае подлежит отмене, даже если оно десять раз законное!

В целом, с принятием ГПК РК от 31 октября 2015 года правила определения подсудности несколько усложнились.

Так что, обращаясь в суд нужно обратить самое пристальное внимание на все характеристики вашего дела, влияющие на подсудность. А таких характеристик у дела может быть одновременно несколько.

Пройдемся по ним по порядку.

1. Место жительства или место нахождения вашего ответчика.

Согласно статье 29 ГПК РК иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

При этом нужно иметь в виду, что место жительства физического лица, в том числе осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, определяется по правилам, установленным Гражданским кодексом Республики Казахстан. В Гражданском кодексе этой нормой является статья 16, согласно которой местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом пункт 3 той же статьи 16 Гражданского кодекса вводит понятие юридический адрес, которым признается место регистрации гражданина и который используется в отношениях с физическими и юридическими лицами, а также государством. В реальной жизни, как мы знаем, место регистрации гражданина и место его фактического жительства очень часто не совпадают. В таком случае, выбор за истцом. Посему, подавая исковое заявление по фактическому месту жительства, к исковому заявлению не лишним будет приложить какое-нибудь доказательство фактического проживания ответчика по адресу (например, справку с КСК о фактическом проживании и т.п.). Подавая же по месту регистрации гражданина (в народе именуемом «пропиской») не лишним будет приложить адресную справку, которую можно получить по запросу адвоката.

Если вашим ответчиком является юридическое лицо, то нужно иметь в виду, что согласно части 2 статьи 29 ГПК РК иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения юридического лица согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-индентификационных номеров. Иск к организации без образования юридического лица предъявляется по месту ее нахождения. На практике фактическое местонахождение юридического лица и его местонахождение согласно Национальному реестру бизнес-идентификационных номеров могут различаться. В ГПК РК от 31 октября 2015 года этот случай оговорен особо. Согласно части 1 статьи 130 ГПК РК судебная повестка или иное извещение считаются доставленными юридическому лицу по месту его нахождения, даже если юридическое лицо отсутствует по указанному адресу. Это, кстати говоря, дополнительный аргумент для юридических лиц оформлять свой юридический адрес по фактическому местонахождению.

Таким образом, общее правило (правда, имеющее много исключений): иск подаем в суд по месту жительства или месту нахождения ответчика.

2 . Второй немаловажной характеристикой дела влияющей на подсудность является существо того требования с которым вы обращаетесь, а также наличие или отсутствие у сторон судебного дела какого-нибудь специального статуса, например предпринимателя или военного.

По общему правилу гражданские дела по первой инстанции (то есть когда исковое заявление только подается) рассматривает районный (в сельских районах и городах с районным делением) или городской (в городах без районного деления) суд. Между тем из этого правила есть исключения, поскольку ряд дел подсудны по первой инстанции специализированным судам.

Так согласно статье 27 ГПК РК гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица, рассматривают и разрешают специализированные межрайонные экономические суды, приравненные по статусу к районным судам. В каждой области и городе республиканского значения есть специализированный межрайонный экономический суд. Кроме того, независимо от того, кто является участником дела, экономические суда рассматривают также дела по корпоративным спорам, за исключением дел, подсудность которых другому суду определена законом. Что такое корпоративные споры можно, при желании, посмотреть там же, то есть в статье 27 ГПК РК.

Гражданские дела об обжаловании военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления рассматриваются военными судами. Этими же судами, согласно части 2 статьи 27 ГПК РК рассматриваются и другие гражданские дела, если одной из сторон являются военнослужащий, органы военного управления, воинская часть, за исключением дел, подсудных другим специализированным судами. По первой инстанции дела подсудные военным судам рассматривают военные суды гарнизонов, по статусу приравненные к районным судам.

Часть 3 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса значительную часть дел относит к подсудности специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, в прессе часто именуемых ювенальными судами. К таким делам относятся гражданские дела по спорам:

об определении места жительства ребенка;

об определении порядка общения родителя с ребенком и отобрании ребенка, находящегося у других лиц;

об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства;

о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав;

об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене;

о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания;

по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними;

об установлении отцовства несовершеннолетнего и взыскании с него алиментов;

по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

об установлении отцовства и о взыскании алиментов в процентном отношении или твердой денежной сумме на содержание ребенка;

об уменьшении размера алиментов;

о защите трудовых, жилищных прав несовершеннолетних;

о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних.

Здесь нужно отметить одну деталь. Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних существуют с 2009 года и географически находятся в областных центрах, которые, в свою очередь, могут находиться от мест проживания истца, ответчика, да и самого ребенка, по поводу которого возникло судебное разбирательство, за сотни километров, что создавало очень большие неудобства для граждан, а зачастую вообще отбивало всякую охоту защищать свои права в судебном порядке. Видимо, учтя это обстоятельство, законодатель ввел в Гражданский процессуальный кодекс положение, согласно которому по ходатайству законных представителей несовершеннолетнего лица дела, отнесенные к подсудности специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних, могут рассматриваться или могут быть переданы районному (городскому) суду по месту жительства (нахождения) ребенка, за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах города республиканского значения и столицы, областных центров. Такое ходатайство может быть подано до окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

Поток законодательных новелл осени 2015 года, направленных на повышение привлекательности Казахстана для инвесторов не обошёл и гражданское судопроизводство. В связи с этим согласно части 4 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса от 31 октября 2015 года суд города Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду Республики Казахстан, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора. Видимо нечёткость такой формулировки рождала большие проблемы с определением подсудности на практике. В результате в часть 4 статьи 27 ГПК в июле 2017 года были внесены дополнения, согласно которым

Суд города Астаны рассматривает также иные споры между инвесторами и государственными органами, связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, с участием:

1) иностранного юридического лица (его филиала, представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан;

2) юридического лица, созданного с иностранным участием в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору;

3) инвесторов при наличии заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций.

Насколько эффективна идея создания инвестиционного суда и закрепления за ним отдельной подсудности это тема другого разговора.

С принятием ГПК от 31 октября 2015 года вернулась подсудность дел по первой инстанции к Верховному суду Казахстана. Так согласно статье 28 ГПК Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает и разрешает по правилам суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума;

2) по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор.

Нужно отметить, что в ряде случаев, законодатель предоставляет истцу самому выбрать удобную для него территориальную подсудность. Регламентации этого права выбора посвящена статья 30 Гражданского процессуального кодекса.

Согласно части 1 статьи 30 ГПК РК: иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо не имеющему места жительства в Республике Казахстан, может быть предъявлен по месту нахождения его недвижимого имущества или по последнему известному месту его жительства. Для того, чтобы воспользоваться таким правом целесообразно к исковому заявлению приобщить справку об отсутствии (наличии) недвижимого имущества и/или адресную справку на вашего ответчика, которые можно получить по адвокатскому запросу.

На тот случай если вашим ответчиком является организация имеющая сеть филиалов и представительств целесообразно будет прочесть часть 3 статьи 30 ГПК РК, согласно которой иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства. Для этого к исковому заявлению нужно приложить справку из Национального реестра бизнес – идентификационных номеров, подтверждающую юридический адрес филиала или представительства.

Проявляя заботу о матерях с несовершеннолетними детьми, законодатель в части 4 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски об установлении отцовства и о взыскании алиментов могут быть предъявлены истцом по месту своего жительства.

Такой же социально направленный подход прослеживается в части 5 статьи 30 ГПК РК, согласно которой иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также причиненного смертью кормильца, могут предъявляться истцом по месту своего жительства или по месту причинения вреда. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, иски предъявляются по месту нахождения соответствующего администратора бюджетной программы.

Часть 6 статьи 30 ГПК закрепляет, что иски, вытекающие из договоров, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также по месту исполнения договора. Такое решение законодателя вполне оправдано, поскольку именно по месту исполнения договора чаще всего находится и основная часть участников дела и основная часть доказательств.

С целью минимизации дискомфорта, который судебное разбирательство причиняет детям, законодатель в части 7 статьи 30 ГПК РК установил, что иски о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца при проживании с ним совместно несовершеннолетних детей.

Часть 8 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски о восстановлении имущественных и неимущественных прав, нарушенных незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности, незаконным применением меры процессуального принуждения либо меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут предъявляться по месту жительства или нахождения истца. Очевидно, что такое решение законодателя обусловлено стремлением избавить лиц и так незаслуженно пострадавших от мер уголовного или административного воздействия от лишнего дискомфорта, обусловленного выездом к месту судебного разбирательства.

С целью дополнительной защиты прав потребителей законодатель в части 9 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора.

Учитывая, что по делам связанным с морскими судами целесообразно рассматривать дела поближе к судам, законодатель в части 10 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, а также о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также по месту нахождения ответчика или порта приписки судна.

Делая шаг в сторону лиц, пользующихся услугами страховых компаний, законодатель в части 11 статьи 30 ГПК РК установил, что иски о взыскании страховой выплаты по договору страхования могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика.

В качестве особого случая выбора подсудности истцом стоит выделить ситуацию, когда иск предъявляется сразу к нескольким ответчикам, проживающим на территориях, относящихся к подсудности разных судов. В таком случае истцу стоит обратить взор на часть 12 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса. Согласно этой норме иски к нескольким ответчикам могут быть предъявлены по месту жительства или нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

Однако в некоторых случаях законодатель вводит правило исключительной подсудности, согласно которым дело независимо от места жительства/нахождения истца и места жительства/нахождения ответчика рассматривается в строго определённом суде. Такие правила изложены в статье 31 Гражданского процессуального кодекса от 31 октября 2015 года.

Так, согласно части 1 статьи 31 ГПК РК иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей (недвижимое имущество), об освобождении недвижимого имущества от ареста предъявляются по месту нахождения этих объектов. Если объекты недвижимого имущества находятся в разных населенных пунктах, иск предъявляется в суд по месту нахождения одного из объектов. Если объекты недвижимого имущества находятся на территории одного населенного пункта, иск предъявляется в суд по месту нахождения одного из объектов.

Такое решение законодателя вполне оправданно, поскольку именно в регистрирующем органе того района или города, в котором находится объект недвижимого имущества находится регистрационной дело, в котором хранятся документы, позволяющие отследить «юридическую историю» объекта. Именно в филиале НАО «Правительство для граждан» этого района или города находится инвентарное дело, в котором хранятся данные технического учета данного объекта недвижимого имущества. Кроме того, по таким делам судам часто приходится проводить выездные заседания на самих спорных объектах недвижимости, что, понятное дело, проще сделать суду, находящемуся в одной административно-территориальной единице с объектом недвижимого имущества.

Частью 2 статьи 31 ГПК РК подсудность также «прикрепляется» к имуществу. Согласно этой норме иски кредиторов наследодателя, предъявляемые к наследникам, исполнителю завещания (доверительному управляющему наследством), подсудны суду по месту нахождения наследственного имущества.

А вот иски о признании недостойным наследником, признании наследства выморочным, продлении или восстановлении срока для принятия наследства, отказа от наследства, согласно части 3 статьи 31 ГПК РК предъявляются по месту открытия наследства. Местом открытия наследства согласно статье 1043 Гражданского кодекса является последнее место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части.

Если вашим ответчиком является транспортная компания и вы предъявляете к ней иск по договору перевозки, то будьте добры предъявить иск по месту нахождения этой компании. Именно это предписывает часть 4 статьи 31 ГПК РК.

ГПК в статье 32 также предусматривает возможность сторонам договора самим в этом договоре или в отдельном соглашении определить территориальную подсудность. В этом случае, перед подачей искового заявления почитайте внимательно договор, может там что-то есть про подсудность споров, вытекающих из этого договора. Кстати, в договоре можно предусмотреть, что ваше дело вообще не подсудно государственному суду, а подсудно частному арбитражу, в том числе зарубежному.

Будем надеяться, что после прочтения этой статьи тема подсудности гражданских дел уже не кажется вам «дремучим лесом». Тем не менее, думаю, что уважаемый читатель согласится с изложенным в начале этой статьи тезисом о том, что тема подсудности все равно довольно сложна. Поэтому настоятельно рекомендую разбираться в ней с помощью профессионального адвоката по гражданским делам. Удачи вам.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: