Какой суд рассматривает дтп без жертв

Обновлено: 17.04.2024

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП. Поводом стало дело мужчины, который покинул место аварии, однако в ней был причинен вред только его автомобилю

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность дел по ДТП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Подсудность дел по ДТП

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 01АП-4841/2020 по делу N А43-11989/2020
Требование: Об отмене определения о передаче дела по подсудности.
Решение: Определение оставлено без изменения. В обоснование заявления о передаче дела по подсудности РСА указало, что ДТП произошло в г. Москве, главный офис РСА расположен в г. Москве. Кроме того, истец, обращаясь в представительство и в суд, расположенные в г. Н.Новгороде, ничем не обосновывает и не подтверждает целесообразность и разумность своих действий. Данные действия являются злоупотреблением правом и ведут к затягиванию процесса рассмотрения спора по существу, поскольку с учетом территориальной удаленности суда от места расположения сторон, возникает риск вынесения незаконного и необоснованного судебного акта и лишения РСА права на доступ к правосудию.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Подсудность дел по ДТП

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как возмещается вред, причиненный в результате ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) По общему правилу такие иски подаются в суд по месту жительства ответчика (виновника ДТП). Иски о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, в том числе иски о взыскании морального вреда, по выбору истца могут предъявляться также в суд по месту жительства истца или по месту причинения вреда (ст. 28, ч. 5, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(15-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2021) 10. При отсутствии надлежащего обоснования судом причин производства экспертизы в негосударственном экспертном учреждении расходы не могут быть взысканы с осужденного (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. N 10. С. 19 - 20). Так как согласно пункту 4 части второй статьи 131 обвиняемый по уголовному делу вправе рассчитывать на то, что экспертиза (в нашем примере - психолого-психиатрическая) будет выполнена "бесплатно", в порядке служебного задания. Однако Верховный Суд РФ допускает исключения. В одном случае Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ одобрила процессуальные действия суда первой инстанции, который в своем приговоре оценил подготовленное по инициативе обвиняемого заключение негосударственного экспертного учреждения в качестве допустимого источника доказательств по данному уголовному делу, хотя по этому же делу в государственном экспертном учреждении была проведена еще одна, повторная медико-автотехническая экспертиза. Причем судебное разбирательство завершилось оправдательным приговором с реабилитацией подсудимого, обвинявшегося в дорожно-транспортном происшествии, и выплатой ему расходов в сумме 95 тысяч рублей, потраченных на оплату экспертизы в негосударственном учреждении (в порядке возмещения реабилитированному имущественного вреда на основании статьи 135 УПК (см. ее текст с нашим комментарием)). Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что в основе такого решения находится право обвиняемого самому представлять доказательства по уголовному делу, а уголовное преследование оказать необоснованным (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. N 4. С. 10 - 11). Этот пример представляется заслуживающим внимания. Тем не менее заключением экспертизы в строгом соответствии со смыслом статьи 80 УПК заключение, подготовленное по инициативе обвиняемого негосударственным экспертным учреждением, назвать нельзя, поскольку оно получено вне обязательной процедуры, прописанной в УПК (см. нормы, закрепленные в главе 27 УПК). Подобные заключения действительно являются судебными доказательствами, но не как заключения эксперта, а как документы в смысле статьи 84 УПК, поскольку обладают всеми предусмотренными данной статьей признаками, а заведомые преимущества у данного доказательства перед другим теория доказательств не признает.

Законодательство в России далеко не идеально регулирует правовые отношения в 2022 году. Поэтому нередко автолюбителям приходится обращаться в суд. Но нужно понимать, в какую именно инстанцию и по какому адресу необходимо писать исковое заявление, чтобы не потерять время и деньги. В данной статье мы рассмотрим, когда нужно подавать в мировой суд, когда в районный или Верховный после ДТП. И в зависимости от конкретных ситуаций: в каких судах рассматриваются дела по ОСАГО, куда подавать на виновника происшествия для возмещения ущерба или где именно можно обжаловать виновность в аварии и установить вину каждого из участников.

В какой суд нужно подавать при ДТП в 2022 году?

Подсудность дел зависит от целого ряда факторов. В данной статье пойдёт речь о 3 их видах:

  1. административные дела – когда вы обжалуете виновность в ДТП или иные обстоятельства, связанные непосредственно с вынесенным наказанием,
  2. гражданские – когда вы подаёте в суд на виновника ДТП о возмещении ущерба,
  3. и ещё один подвид гражданских дел – при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО, здесь отличие в том, что работает закон О защите прав потребителей.

Но и это ещё не всё! В 2022 году то, куда подавать в суд, зависит ещё от целого ряда факторов, которые влияют на то, куда следует обращаться:

  • одни дела по ДТП рассматриваются в мировом суде, другие – в районных или городских, а третьи – в Верховном,
  • также нужно понимать, по адресу истца или ответчика необходимо подавать в суд,
  • иногда различается подсудность административных, гражданских или уголовных дел.

Ну и в любом случае нужно знать адрес конкретного участка, куда необходимо обращаться. Но не беспокойтесь, если уже успели запутаться. Ниже мы приведём всё в доступном, последовательном виде, и вы найдёте свою ситуацию и поймёте подсудность конкретно вашего дела.

Как выбрать суд, куда подавать при спорах по ОСАГО и с виновником

Можно ли обращаться сразу в Верховный?

Когда речь идёт о спорах после ДТП, практически никогда нельзя будет сразу подать в Верховный суд. Обратите внимание, что вообще таковыми называют 2 вида инстанций:

  • центральные судебные инстанции регионов (например, ВС Республики Татарстан),
  • непосредственно Верховный суд Российской федерации – он уже один единственный.

Так вот, в ВС РФ вы не сможете подать исковое заявление, не пройдя сначала нижестоящие инстанции. Всё так, потому что Верховный, согласно Федеральному закону №3-ФКЗ осуществляет надзорную функцию. В качестве исключений по этой же ссылке в пунктах 5-6 статьи 2 указанного закона суд может являться и первой инстанцией, но это практически исключено, если мы говорим о спорах именно по ДТП.

Примерно также обстоит дело даже с вышестоящими судами субъектов России. Вы можете подать иск сразу в них только после решений иностранных судов, он рассматривает дела по государственным тайнам. Как видим, ни одно из таких дел не связано с ДТП.

Что будет, если я ошибусь с выбором суда?

На самом деле, ничего страшного. Но вы потеряете время и, возможно, стоимость госпошлины, так как последняя оплачивается в конкретную инстанцию. Поэтому, если вы заплатите не в тот суд, то придётся ещё раз платить в уже правильный. Но ошибочно уплаченную можно вернуть. Но это, опять же, время.

Вышеописанное касается гражданских дел: по ОСАГО, при иске к виновнику о возмещении вреда и компенсации морального ущерба. Что касается административных дел, то они могут быть перенаправлены в нужный суд по подведомственности.

Какой суд рассматривает дела о ДТП?

Теперь давайте рассмотрим главный вопрос – определим, куда нужно подавать в суд при тех или иных обстоятельствах аварий.

По общему правилу подсудность гражданских дел – по адресу жительства ответчика, а административных – по месту совершения нарушения. Но есть в этом правиле целый ряд исключений и послаблений.

Если подавать на страховую компанию по ОСАГО

Если речь идёт о спорах по страховому случаю при ДТП, то здесь в полной мере работает закон О защите прав потребителей – пункт 2 статьи 16.1 закона Об ОСАГО. И это накладывает определённые условия на подсудность. Мы говорим о следующих случаях:

  • куда подать в суд на страховую ОСАГО, если вы получили по одной из причин отказ в возмещении,
  • если вам заплатили недостаточно,
  • по другим вопросам, когда ответчиком выступает именно страховая компания.

То, что на споры по ОСАГО распространяется закон о защите прав потребителей, означает в первую очередь то, что вы можете подавать в суд при ДТП на страховую компанию по месту вашего жительства. Это главное отличие общей нормы законодательства 2022 года, когда исковое подаётся по месту жительства ответчика.

А вот в мировой или районный суд необходимо обращаться, зависит от суммы иска. И это регулирует статья 23 ГПК РФ.

  • Если оспариваемая сумма иска составляет менее 100 тысяч рублей, то нужно подавать в мировой суд по вашему адресу.
  • Если превышает этот лимит, то нужно идти в районный суд – также по вашему жительству.

Но не спешите с поиском адреса нужного суда. Во-первых, ниже мы ещё расскажем, как его правильно найти. Во-вторых, именно в случае со страховщиками необходим целый ряд этапов для попыток досудебного урегулирования спора.

А примут ли мой иск в суде?

Статья 16.1, которую мы уже указывали выше, регулирует порядок досудебного разбирательства по ОСАГО. Именно она устанавливает, что до того, как вы обратитесь с иском, необходимо обязательно пройти 2 шага:

  1. написать заявление о разногласиях в страховую компанию (это не то заявление, которое вы подавали на возмещение сразу после ДТП),
  2. если это заявление не будет удовлетворено, то обращаться к финансовому уполномоченному.

Более подробно мы рассказывали об этом в нашей специальной статье про незаконность отказа или недостаточные выплаты по ОСАГО.

Таким образом, без обязательного обращения сначала в страховую, а затем к финупу ваш иск из суда просто вернут без рассмотрения.

Отказ суда по ОСАГО

Если иск на виновника ДТП о возмещении ущерба

В этом случае обращаться нужно уже по адресу регистрации ответчика. А вот мировой или районный суд будет рассматривать дело, зависит также от запрашиваемой вами в иске суммы. Однако, лимит здесь несколько иной, нежели при спорах по ОСАГО:

  • если цена иска менее 50 000 рублей, то подавать на виновника ДТП нужно в мировой суд,
  • если вы заявляете более этой суммы, то такое дело должен рассматривать районный суд.

Обратите внимание, что указанный порог в 50 тысяч включает в себя полную сумму иска, включая само возмещение ущерба, а также моральный вред, судебные издержки и другие расходы.

Если иск на вред здоровью и моральный, а также при смертельном ДТП

Здесь всё также, как мы описали выше про виновника аварии, в том числе сумма искового заявления. Вы обращаетесь либо в мировой, либо в районный суд по адресу жительства ответчика.

Единственное отличие в данной ситуации в том, что гражданское производство при тяжком вреде здоровью или гибели потерпевших рассматриваются после уголовного дела. То есть только когда виновность нарушившего ПДД лица будет полностью доказана и установлена, можно подавать в суд на виновника.


  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Если виновник – юридическое лицо

Сразу исключим возможную ошибку – юридическое лицо виновником ДТП быть не может в принципе. Виновником признают только водителя (в контексте дорожного происшествия, конечно же). И лишь автомобиль может принадлежать юридическому лицу.

В этом случае требования потерпевшего водителя направляются в страховую при наличии действующего полиса ОСАГО. Если страховки у виновника не было, то вот здесь и вырисовываются различия. Дело в том, что в этом случае в суд нужно подавать на организацию (статья 1068 ГК РФ).

На юрлицо также следует подавать иск по адресу его нахождения. Пробить его можно, зная ИНН организации (он определённо должен быть в документах о ДТП), через сайт Налоговой инспекции. Но в случае наличия у организации филиалов вы уже можете выбрать, куда подавать жалобу – на ваш выбор подсудность по основному адресу регистрации юридического лица или любого из её филиалов.

Направление иска в мировой суд на виновника ДТП

Единственный случай, когда иск нужно будет писать на водителя-виновника ДТП – это если он во время злополучной поездки не выполнял служебные обязанности, а ехал по своим делам. Это также должно быть указано в документах об аварии в ГИБДД (в объяснениях водителя). Если вы их не видели, то можете обратиться в подразделение ГАИ, которое оформляло аварию, и запросить на основании статьи 25.2 (часть 2) КоАП РФ их.

Также в любом случае на водителя подаётся иск, если он является ИП и использовал автомобиль для личных нужд.

Для обжалования виновности в ДТП

Собственно, всё, что мы рассмотрели выше – это гражданские дела. Однако, в начале статьи мы указали, что есть ещё административные. Именно таковые рассматриваются в рамках, соответственно, административного производства – при обжаловании вынесенного в отношении вас постановления.

Оспорить виновность в ДТП можно в районном или городском суде по месту совершения вменяемого вам нарушения. Здесь речь идёт именно о подаче жалобы на вынесенное в отношении вас постановление.

Причём, нужно подавать в суд именно по месту совершения, а не нахождения отделения ГИБДД или мирового суда, которые вынесли постановление. Так указал Верховный суд в своём старом Постановлении Пленума №5 (пункт 30).

Если же речь идёт об обоюдной вине, и вы хотите подать в суд на определение степени виновности каждого из участников, то следует обращаться также в районный суд по месту совершения нарушения. Но это будет уже гражданский иск, не административный.

Куда обращаться при апелляции?

В общих случаях каждое обжалование постановления или решения судьи нужно подавать в последующую вышестоящую судебную инстанцию:

  • на постановление мирового суда – в районный,
  • районного – в Верховный субъекта,
  • Верховного субъекта – в кассационный или Верховный РФ.

Это относится и к административным, и к гражданским судопроизводствам. Выбирать суд нужно по месту совершения нарушения или тот, который подведомственен нижестоящему суду.

Как узнать адрес ответчика?

Все реквизиты ответчика должны содержаться в документах о ДТП. В том числе о его месте жительства. Напомним, что вы имеете право знакомиться со всеми этими документами по запросу в ГИБДД или в суде (статья 25.2 КоАП). В случае, если адреса там нет, то вы можете подать в суд по месту нахождения имущества ответчика, если оно известно.

Как узнать адрес суда?

Итак, прочитав вышеописанное, вы выяснили, в какой суд нужно подавать после ДТП. Теперь осталось найти нужный участок или инстанцию.

Сделать это можно на официальном портале ГАС Правосудие. Для этого выберите сначала на главной странице, в мировой или районный суд вы будете подавать иск:

Как найти адрес мирового или районного суда

И далее уже с помощью выбора региона и введя название вашего населённого пункта, можно найти нужный вам судебный участок или суд общей юрисдикции:

Поиск на ГАС Правосудие, какой суд рассматривает дела о ДТП

Если суд в другом городе – возместят ли мне расходы на проезд?

Выше мы указали на то, что иск к виновнику ДТП – например, если у того не было страховки ОСАГО – приходится подавать по месту его жительства. Но как быть, если ДТП произошло в другом городе? Увы, но придётся обращаться туда.

А вот что касается издержек из-за этого факта, то здесь ситуация неоднозначная. Да, так как расходы в данном случае напрямую связаны с защитой ваших прав, то они должны быть компенсированы. Другое дело, что не все суды их удовлетворяют. А ещё далеко не все судьи удовлетворяют расходы именно на топливо для автомобиля, указывая, что вы могли поехать в другой город общественным транспортом, и это стоило бы дешевле.

Для примера, в одном из таких решений истец требовал 1 000 рублей в качестве издержек за поездку. Но суд присудил только 320 рублей.

Но Верховный суд разъяснил, что транспортные расходы в любом случае должны быть возмещены, но в разумных пределах.

Нужно ли подавать досудебную претензию?

В ситуации, когда вы подаёте в суд по ОСАГО на страховщика, мы рассказывали, что нужна не только досудебная претензия, но и обратиться к финансовому уполномоченному, а перед этим – с заявлением о разногласиях в страховую компанию.

В случае же иска к виновнику досудебная претензия не обязательна. Но желательна. Дело в том, что практически любой судья сочтёт за уважение к суду вашу попытку урегулировать спор досудебно.

Когда можно самому выбирать, в какой суд подавать иск?

Как вывод вышеописанного, в также в качестве дополнительной информации приведём список случаев, когда вы можете выбирать сами суд.

  • В случае споров по ОСАГО со страховой компанией вы имеете право обратиться в суд как по вашему месту жительства, так и по месту нахождения страховщика (филиала в вашем городе).
  • Также, если виновников несколько, и они проживают в разных местах, то вы можете сами выбирать и по подсудности любого из виновников обратиться в наиболее близлежащую инстанцию.
  • Если в исковом заявлении речь идёт об увечье или потере кормильца, то подавать в суд напрямую на виновника можно также по месту своего жительства.

Все эти и иные тонкости выбора инстанции устанавливает в 2022 году статья 29 ГПК РФ.

Куда обращаться со встречным иском?

В тот же суд, куда подали на вас. Речь идёт именно о встречном исковом заявлении – то есть таком, которое должно рассматриваться исключительно совместно с основным, а не когда вы просто решили тоже подать в суд в ответ на иск к вам.

Какие суды рассматривают иски о ДТП

Потребуется ли проводить независимую экспертизу?

Это зависит от конкретных обстоятельств дела и наличия калькуляции без такой экспертизы.

Так, в случае с подачей в суд на страховщика по ОСАГО экспертиза вам вряд ли понадобится. Потому что она уже есть в материалах дела. Если страховая компания насчитала мало, то сделала это на основе калькуляции. Далее вы обращались к финупу, который делал свой расчёт. Если речь идёт об отказе в выплате, то финансовый уполномоченный всё равно делает экспертизу. И в суде рассматривают именно её.

При подаче иска к виновнику независимая оценка чаще всего потребуется. Но если у вас восстановление автомобиля, к примеру, уже сделано, и есть все чеки и документы об этом, то в суде могут подойти и они как обоснование исковых требований. Но и экспертизу в большинстве случаев судья обяжет возместить проигравшую сторону.

Что после суда?

По результату судебного заседания возможны 3 варианта:

  • ваш иск удовлетворят полностью,
  • его удовлетворят частично,
  • либо откажут.

В первых 2 случаях по гражданскому делу будет изготовлен исполнительный лист. Это, соответственно, приведение решения суда по делу в исполнение – выплату вам присужденного с ответчика. Этот лист вы можете передать в 2 инстанции:

Один из самых неоднозначных терминов, де-факто отсутствующий в нормативной базе. Обоюдная вина при ДТП регулируется действующим законодательством как ситуация, при которой все водители признаны виновными, либо происшествие, при котором установить виновность участника не представляется возможным.

В последнем случае есть смысл оспорить решение – вам в помощь юрист по административным делам и гражданскому судопроизводству. Мы же рассмотрим ситуацию с обоюдной виной участников ДТП более подробно и разберем все возможные варианты.

Кто кому платит при «обоюдке»?

Обоюдная вина в ДТП приводит к тому, что участники одновременно являются и виновником, и потерпевшим. На основании ст.1064 ГК ему обязаны компенсировать причиненный ущерб. Выплата производится пропорционально степени вины. Многое также зависит от наличия страхового полиса у каждого из участников происшествия, а также от выявления смягчающих или отягчающих обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

Если полис ОСАГО есть у обоих водителей

Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины. Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний. Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.

Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.

Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб. Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным. В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс. руб., так как виновным он признан только на 40%.

Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.

Если полис ОСАГО только у одного владельца ТС

Выплата по ОСАГО при «обоюдке» возможна только в ситуациях, когда со ответственность застрахована. Если у одного из виновников ДТП нет полиса, то его «оппонент» не сможет получить компенсацию от страховой и будет вынужден взыскивать ее со второго виновника через суд.

Водители Иван и Игорь обоюдно виновны в ДТП. У Ивана полный порядок со страховкой, а у Игоря ее нет. Игорь обращается в страховую компанию Ивана и получает выплату. Иван обращается в суд с исковым заявлением и взыскивает с Игоря сумму причиненного ущерба.

При взыскании ущерба с виновника ДТП без страховки работает правило, на основании которого производится выплата по ОСАГО: компенсация назначается обратно пропорционально степени виновности. Единственное различие: в одном случае ущерб компенсирует страховая компания, в другом – второй виновник происшествия.

Если один водитель был в нетрезвом состоянии

В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и нарушениями, который допустил каждый из участников. Мнение о том, что пьяный водитель априори виновен – заблуждение. Да, его привлекут по статье за вождение в нетрезвом виде. Но если не его действия привели к происшествию, то его вины в ДТП нет.

Само по себе опьянение причиной аварии быть не может. А вот допущенные из-за него нарушения – вполне.

Поэтому по факту произошедшего ДТП второго виновника не должно волновать, находился ли первый в состоянии опьянения или нет. Значение имеет только установленная степень его вины. Если виновны оба в равной степени – производится выплата 50 на 50. Если в разной, то процент виновности установит суд.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

«Обоюдка» при ДТП влечет за собой ту же ответственность, что и при «обычном происшествии. Но есть некоторые нюансы. Рассмотрим наступающие последствия по каждому виду ответственности для всех виновников ДТП:

  • Административная – протокол выписывается на всех виновников.
  • Гражданская – если не установлена степень вины, то все участники получают возмещение в равных долях, если установлена – компенсация выплачивается пропорционально виновности каждого водителя.
  • Уголовная – по аналогии с «обычным» ДТП причинение вреда здоровью или жизни человека влечет за собой наступление уголовной ответственности.

Однако в последнем случае определяющее значение имеет категория пострадавшего. Если им оказался второй водитель, то ответственность возлагается на первого. Если же пострадавшим признан, например, пешеход, то за него отвечают оба виновника ДТП.

Нарушителей может быть двое, но «обоюдки» при этом не будет

«Обоюдка» наступает только в ситуации, когда все участники ДТП были в нем виновны. Их может быть 2, 3, 10 или больше – не имеет значения. Но если один из участников было, предположим, трое, а виновными в происшествии признаны только двое, то ДТП обоюдным не будет, хотя таковой и будет признана вина тех двоих водителей.

Порядок действий при обоюдной аварии

Действовать необходимо в соответствии с ПДД, никаких «привилегий» для обоюдно виновных участников ДТП не предусмотрено. В соответствии с действующими правилами:

  • Участники аварии должны остановить транспортные средства.
  • Не перемещая автомобили включить «аварийку» и выставить знак на удалении, предусмотренном нормативами.
  • Вызвать сотрудников ДПС или оформить европротокол, если это допускает ситуация (нет пострадавших и погибших).

В какую страховую обращаться после происшествия? В свою. Если же у вас не было страховки, то необходимо обратиться к страховщику второго виновника. Тот, в свою очередь, имеет право взыскать с вас компенсацию через суд.

Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Установление степени вины в ДТП

Если участники ДТП не согласны признать обоюдную вину и хотят установить ее степень, то они обращаются в суд. В этой ситуации истцом может выступить как один водитель, так и оба. Суд рассматривает представленные доказательства и документы, заслушивает свидетелей, если таковые имеются, и устанавливает степень вины каждого участника аварии в процентном соотношении. В зависимости от этих показателей в дальнейшем водителям выплачивается компенсация от страховщиков или вторых виновников ДТП.

В этой ситуации крайне важно отстоять свою позицию. Вам может помочь опытный автоюрист. Специалист подготовит комплект документов, представит ваши интересы в суде и поможет добиться наиболее благоприятного исхода. Юридическая компания «АПК» в Казани готова предоставить профессиональную помощь участникам ДТП, которые хотят установить степень вины в происшествии.

Как оспорить обоюдную вину?

Если речь идет об оспаривании протокола, то вы можете обратиться к руководству составившего документ инспектора. Если это не принесет результата, то нужно идти в суд. Если же речь идет как раз о судебном решении, то вам необходимо обратиться в вышестоящий суд с соответствующим апелляционным заявлением.

Во второй ситуации вам также может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Необходимо предоставить весомые аргументы, которые позволят отменить решение суда первой инстанции. Часто требуется проведение экспертиз, сбор документов, привлечение свидетелей – в этом может помочь опытный автоюрист.

Можно ли не заявлять в ГИБДД о ДТП и уехать?

Теоретически это возможно, хоть и не вполне законно. Но мы не рекомендуем оставлять место ДТП и не заявлять о нем. Иногда лучше получить штраф и увеличить КБМ, даже если повреждения совсем небольшие и по оценке выйдут всего на пару тысяч рублей. Ничто не мешает второму виновнику происшествия вернуться на место и вызвать сотрудников ДПС.

Если вы все же решили договориться и оставить место ДТП, то:

  • Напишите расписку – в ней укажите, что в происшествии не было пострадавших, и необходимость в оформлении инцидента отсутствует.
  • При необходимости составьте европротокол, заранее договорившись, что никто из вас не будет обращаться в суд.

На самом деле избежать повышения КБМ можно даже после вызова сотрудников ДПС – главное договориться, что никто из вас не будет обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации. В этом случае вы отделаетесь штрафами. Однако маневры до обмана со стороны второго участника все равно остаются.

Каковы сроки рассмотрения дела по возмещению ущерба по ДТП? Виновник без страховки ОСАГО. Ущерб размером до 300 тыс. руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК РФ, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при этом в сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел включается срок подготовки дела к судебному разбирательству. Окончанием срока рассмотрения и разрешения дела является день принятия судом решения по существу либо вынесения определения о прекращении его производством или об оставлении заявления без рассмотрения.

По сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы установленных ГПК РФ сроков рассмотрения и разрешения дел (ч. 3 ст. 152 ГПК РФ).

В соответствии с п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» следует учитывать, что законом не предусмотрены категории дел, к которым применяются указанные положения.

При исчислении срока рассмотрения дела период, указанный в мотивированном определении о проведении предварительного судебного заседания, добавляется к сроку, предусмотренному ГПК РФ.

Также может быть приостановлено производство по делу согласно положениям ст. 215, 216 ГПК РФ.

Время, истекшее с момента приостановления производства по делу до его возобновления, не включается в срок рассмотрения дела согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.

Поскольку сумма ущерба составляет до 300 тыс. рублей, то спор по его возмещению должен рассматриваться и разрешаться судом до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд. Вместе с тем, если дело будет признано судьей сложным, то этот срок увеличивается на срок, указанный в мотивированном определении о проведении предварительного судебного заседания. Также, если производство по делу будет приостановлено, то срок рассмотрения дела увеличится на период приостановления.

При этом окончанием срока рассмотрения и разрешения дела будет день принятия судом решения по существу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: