Какой суд может осудить президента рф

Обновлено: 24.04.2024

Подскажите. Заявление о Бездействии президента России Путина, в какой суд Москвы подавать. Шутников прошу, не беспокоится. Заранее благодарю за конкретную информацию.


Путин должен ответить перед судом за полное бездействие по выполнению своего публичного обещания от 24 декабря 2001 года во время диалога с телезрителями.
«действия должностных лиц, не исполняющих своих служебных обязанностей, равно исполняющих их с нарушениями существующего законодательства Российской Федерации, будут квалифицироваться, как деятельность, направленная на подрыв безопасности государства» .

Юрий спасибо. Но это я и сам знаю? Я не могу найти именно московский суд, который рассматривает бездействие Президента России Путина. По месту жительства я не могу подать, так, как после приглашения Путина в качестве посетителя на обжалование бездействия прокурора Брянской области в Брянский областной суд, я "сразу оклеветал 4 судей, прокурора, нач. РОВД, 2х адвокатов", Заочно приговорен к помещению в психиатрический стационар, стал обвиняемым и вынужден был покинуть Россию. Объявлен в федеральный розыск.

спор о бездействии должностного лица подсуден районному суду по вашему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, ст. 254 ГПК РФ

госпошлина 200 рублей

Вам в Европейский Суд по правам человека (Страсбургский Суд, ЕСПЧ) с жалобами на нарушения властями Российской Федерации прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней.
Европейский Суд по правам человека не подчиняется никому. Никакие государственные или международные организации либо их органы не рассматривают жалоб на Европейский Суд по правам человека, в том числе на его решения, и, соответственно, не могут изменить или отменить их. Более того, решения по вопросам приемлемости жалоб, в т. ч принятые на уровне единоличного Судьи, Комитета из трех Судей или Палаты ЕСПЧ, не могут быть ни изменены, ни отменены ни по каким основаниям даже в рамках собственно Европейского Суда по правам человека. Сам Европейский Суд по правам человека ни в каком составе не рассматривает жалобы ни на самого себя, ни на Совет Европы, органом которого он является (см. , например, Решение по вопросам приемлемости жалобы «Лэм и другие против Соединенного Королевства» (Lam and Others v. the United Kingdom, NN 75341/01 и др. ) от 08 июля 2003 года) .
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

На английском языке:

КОМУ:
The Registrar

КУДА:
European Court of Human Rights,
Council of Europe

СТРАНА:
FRANCE — ФРАНЦИЯ

На французском языке:

КОМУ:
Monsieur le Greffier

КУДА:
Cour européenne des droits de l’homme,
Conseil de l’Europe

СТРАНА:
FRANCE — ФРАНЦИЯ

последний раз подобный вопрос попадался по жалобам на бездействие органов гос. безопасности, прокуратуру. .
А вот на бездействие президента. .

++++после приглашения Путина в качестве посетителя на обжалование бездействия прокурора Брянской области в Брянский областной суд+++

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

5 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму поправки в закон «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий», существенно усиливающие гарантии защиты от преследования бывших руководителей государства. Сейчас экс-президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут допросу или обыску за деяния, которые совершил в период президентских полномочий. Согласно поправкам, оговорка о том, что неприкосновенность распространяется только на период президентства, будет снята. Иммунитет будет действовать и в отношении деяний, которые могли быть совершены и за рамками осуществления президентских полномочий, уточняет Клишас.

Юридический щит

Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».

Где экс-президентам жить хорошо

В США и большинстве стран Европы экс-главы государств не обладают иммунитетом.
В Руанде экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за госизмену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Италии экс-президент становится пожизненным сенатором, иммунитет может снять сенат.
В Туркмении экс-президента нельзя судить «за деяния, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
Источник: «ТАСС-досье»

Согласно действующему сейчас закону инициатором снятия неприкосновенности должна быть не Госдума, а глава Следственного комитета (СК). Теперь из закона могут убрать не только упоминание СК, но и прямое указание на то, что процедура лишения неприкосновенности может быть запущена в связи с преступлением, совершенным экс-президентом во время работы главой государства: «Председатель СК в случае возбуждения уголовного дела в связи с совершением им [экс-президентом] тяжкого преступления в период исполнения полномочий направляет представление в Госдуму [которая дает согласие на лишение неприкосновенности и направляет его в СФ]». Это не означает, что преследовать экс-президента за дела, совершенные во время президентства, будет нельзя, говорит Крашенинников: «Неприкосновенность может быть снята с экс-президента за деяния, совершенные им во время президентства, но только по той процедуре, которую предусматривает законопроект». «То, что выглядит по форме как реализация конституционных принципов и механизмов гарантий главы государства, скорее напоминает абсолютизацию президентской власти и ее невероятное усиление», – говорит Добрынин.

Один из опрошенных «Ведомостями» юристов отметил, что в перечне оснований для снятия неприкосновенности отсутствуют особо тяжкие преступления (предусмотрены Уголовным кодексом). По словам адвоката Дмитрия Аграновского, он никогда не встречал ситуаций, когда бы понятие «тяжкого» преступления включало в себя и «особо тяжкие»: «Я бы это добавил, может, это просто какое-то техническое упущение. Юристы же формалисты – как написано, так и читают».

Штрафы можно не платить

До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм ­гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».

По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.

В большинстве стран судей назначает глава государства. Однако это конституционное положение может применяться совершенно по-разному. Обычно глава государства полагает, что судейское сообщество само способно отобрать лучших. Тем более если отбор происходит через систему специальной подготовки судей, которая длится 2–5 лет, а судьи назначаются по результатам сложных проверок и экзаменов (см. «Как учить хороших судей», «Ведомости» от 21.12.2017). Уважая принцип автономии судебной системы, глава государства выполняет символическую функцию, наделяя кандидата высоким статусом судьи, но содержательно в процесс отбора не вмешивается.

Российская ситуация сильно отличается. Верная еще советским принципам госуправления, нынешняя система во главу угла ставит вопрос кадрового отбора. Мы уже рассказывали про систему первичного отбора и рекомендации судей со стороны судейского сообщества – квалификационные коллегии судей при судах субъектов Федерации (см. описание их работы «Кому доверить выбор судей», «Ведомости» от 22.03.2018). Они отсеивают около 40% кандидатов. Этот фильтр успешно проходят преимущественно бывшие сотрудники судебно-правоохранительной системы, заручившиеся поддержкой председателей судов.

Но решающий отбор происходит на уровне президента, в закрытом режиме. Производит его Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должность федеральных судей при президенте (ККП). Решения этого с виду технического органа ставят в зависимость будущих судей от исполнительной власти, особенно представителей правоохранительных органов. По различным данным, ККП отсеивает от 25 до 35% кандидатов, как при первом назначении, так и при повторном. Для кандидата в судьи это значит, что противоречия или конфликты с представителями правоохранительных органов могут вызвать проблемы при прохождении ККП.

Президент и его администрация постепенно взяли на себя основную содержательную работу по отбору судейских кадров, во многом положившись на рекомендации правоохранительных органов. Судьи проходят этот отбор многократно: как при первом назначении, так и при любых перемещениях внутри судебной системы из одного суда в другой, в том числе при назначении на должность председателя суда. Ежегодно президент издает около 2500 указов о назначении судей, чуть более половины из которых – новые назначения, а остальные – повторные. На деле рассмотрение кандидатур делегировано ККП. Именно в ее составе и особенностях работы заключается основной механизм превентивного контроля за судебной системой.

ККП была создана указом президента Бориса Ельцина 7 февраля 1994 г. Поскольку право назначать судей на должность перешло от советов народных депутатов к президенту, то требовался технический орган, который бы давал предварительную рекомендацию. В первых составах ККП наибольший вес имела судебная власть. Из 10 человек первого состава четверо представляли судебную систему (председатели трех высших судов и председатель совета судей), а также министр юстиции. Кроме них в ККП входили также представитель администрации президента, уполномоченный по правам человека, зампредседателя Госдумы и два представителя региональной власти – глава Иркутской области и президент Кабардино-Балкарии. До 1999 г. численность и принципы комплектования практически не менялись, добавился только один представитель юридической науки.

Первое серьезное изменение в составе ККП случилось в 1999 г. на фоне общей политики укрепления исполнительной власти. Численность ККП выросла до 22 человек, прежде всего за счет включения шести новых сотрудников администрации президента. Тогда же в состав ККП впервые был включен представитель правоохранительных органов – заместитель генпрокурора. Но добавились также ученые-юристы и глава вновь образованного Судебного департамента.

Принципиальное изменение и состава, и модели работы ККП произошло в 2001 г. в контексте реформы судебной системы и централизации исполнительной власти. Из ККП убрали «лишних людей» вроде представителей региональной власти или уполномоченного по правам человека и ввели еще четырех представителей силовых структур: замдиректора ФСБ, замначальника налоговой полиции (также из ФСБ), замминистра внутренних дел и первого заместителя генпрокурора. С этого момента численность ККП составляла около 20 человек, а рост доли правоохранителей происходил за счет замещения научного сообщества и представителей иных госорганов.

Присутствие представителей силовых структур в ККП обосновывается борьбой с коррупцией среди судей и отслеживанием конфликтов интересов. Иными словами, нужно анализировать декларации о доходах и иметь оперативную информацию о членах их семей, а также о личном поведении. Ситуации, когда у потенциального судьи супруг – адвокат, или прокурор, или даже предприниматель, ведут к отказу в рекомендации, как и любые ошибки в декларациях. Но в действительности в ККП поступает вся оперативная информация на судей, которую собирают спецслужбы в регионах, а комиссия уже вольна учитывать ее по усмотрению – никакого конечного списка оснований для отказа в рекомендации нет.

18 лет работы этой системы отбора оставляет в судебной системе все меньше кадров, готовых занять независимую позицию или игнорирующих указания правоохранительных органов. Возможно, ККП действительно борется с коррупцией и опасными связями. Но основным результатом ее работы стало повышение карьерных рисков для судей, полагающих, что у них есть хоть какая-то независимость. Сегодня состав ККП уменьшился до 15 человек, но старое квотирование осталось. Начать изменения надо с того, чтобы вывести из ККП всех представителей правоохранительных органов.

Создание самостоятельной судебной системы, в которой независимость была бы востребована судьями, предполагает полное изменение системы отбора и подготовки. В новой системе место рекомендации ККП должны занять результаты экзаменов в специализированных центрах подготовки судей. Президенту достаточно наделять их высоким статусом федерального судьи лишь при первом назначении, а проверки на предмет недостойных биографических эпизодов можно вести в процессе обучения и работы. Это длинный путь, но его не избежать.

Авторы благодарят Руслана Кучакова за помощь в работе над статьей.

Авторы – ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Президент России Владимир Путин одобрил идею о замене лишения свободы на исправительные работы для примерно 100 000 заключенных. Такое предложение озвучил на встрече с главой государства министр юстиции Константин Чуйченко.

«Мы исходим из того, что на сегодняшний день около 100 000 человек достойны того, чтобы применить к ним эту меру, а именно — заменить лишение свободы на принудительные работы», — сказал глава Минюста (расшифровка беседы опубликована на сайте Кремля).

Он добавил, что такие осужденные будут фактически сами оплачивать расходы, связанные с их содержанием. «На сегодняшний день у нас создано 15 000 мест, и концу 2024 г. мы хотели бы создать порядка 100 000 мест. И, таким образом, у нас значительно уменьшится численность людей, которые содержатся в местах лишения свободы», — отметил Чуйченко. Министр привел данные, согласно которым количество людей в местах лишения свободы в России сократилось с 1,06 млн в 2000 г. до 483 000 в 2021 г. (из них порядка 109 000 — в СИЗО).

Он также предложил ввести в структуре Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) должность замдиректора, который займется созданием системы пробации осужденных. Путин эту идею также поддержал. Чуйченко заявил о завершении работы над законопроектом, который введет институт пробации. По словам министра, эта служба будет насчитывать около 50 000 сотрудников, которые будут содействовать социальной адаптации освободившихся осужденных.

Согласно принятой в прошлом году концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г., институт пробации планируют внедрять в два этапа: до 2024 г. его закрепят на законодательном уровне, а необходимые полномочия передадут уголовно-исполнительным инспекциям. Они будут помогать освободившимся из мест заключения с работой и жильем, а также оказывать психологическую и правовую помощь. На втором этапе планируется оказывать помощь в занятости и бытовом устройстве.

В мае прошлого года Александр Калашников, занимавший в то время должность директора ФСИН, предложил активнее привлекать заключенных к тем работам, на которых обычно заняты трудовые мигранты. Он отмечал, что «это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия». По его словам, отбывающие наказание смогут трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, а также получать достойную зарплату, что сможет решить проблему дефицита рабочей силы и ресоциализации.

Инициативу Калашникова поддержали в том числе Чуйченко, вице-премьер Марат Хуснуллин, глава Совета по правам человека Валерий Фадеев, глава СКР Александр Бастрыкин и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Как утверждал Хуснуллин, привлечь к работе на стройках в стране могут около 180 000 заключенных.

В ноябре Калашников заявил, что Минюст и ФСИН разрабатывают законопроект, в рамках которого будет разрешено использовать труд заключенных на стройках в Арктике.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: