Какой суд был создан солоном

Обновлено: 17.04.2024

в Древних Афинах судебный орган, созданный при Солоне для рассмотрения наиболее важных уголовных дел и осуществления контроля в сфере законотворчества.

Смотреть что такое ГЕЛИЭЯ в других словарях:

ГЕЛИЭЯ

(ήλιαία) — афинский суд присяжных, учрежденный Солоном (в VI в. до Р. Х.). В нем, по мысли законодателя, могли принимать участие в качестве судей все г. смотреть

ГЕЛИЭЯ

гелиея (греч. heliáia), в Древних Афинах суд присяжных. Г. учреждена архонтом Солоном в 6 в. до н. э. В середине 5 в. до н. э., согласно реформ. смотреть

ГЕЛИЭЯ

гелиэя сущ., кол-во синонимов: 1 • суд (41) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

ГЕЛИЭЯ

Гелиэя (ήλιαία) — афинский суд присяжных, учрежденный Солоном (в VI в. до Р. Х.). В нем, по мысли законодателя, могли принимать участие в качестве судей все граждане не моложе 30 лет; в действительности, однако, теты (четвертый, беднейший класс населения) вряд ли были в состоянии по материальным условиям своим заниматься судейским делом. Сначала Г., вероятно, рассматривала жалобы на некоторые судебные решения архонтов. Со времени Эфиальтовой реформы ареопага (около 460 г. до Р. Х.) функции Г. значительно расширились, так как к ней перешло разбирательство большей части дел названного судилища. Перикл доставил бедным гражданам возможность фактически осуществлять свое право на занятие должности гелиаста, назначением жалованья за участие в суде (μισθός δικαστικός). Относительно количества гелиастов существует два различных мнения: одни, основываясь на текстах Аристофана и Аристотеля, полагают, что ежегодно избиралось 6000 человек; другие находят это число слишком высоким сравнительно с общей цифрой населения Аттики, и думают, что оно никогда не было точно определено, так как всякий полноправный афинянин, достигший 30-летнего возраста, мог при желании стать гелиастом. Вступая в члены Г., каждый давал следующую клятву: "Я буду постановлять приговоры сообразно с законами и решениями афинского народа и Совета пятисот; в случаях же, не указанных законом, — по справедливейшему соображению (γνώμη τη δικαιοτάτη), без всякого лицеприятия. Я буду принимать решение, имея в виду жалобу и буду одинаково выслушивать как обвинителя, так и обвиняемого. " (далее следовало обращение к богам). Г. была политическим учреждением и находилась под наблюдением тесмотетов; ее заседания происходили в особых помещениях, которых было несколько. Суд производился или всей совокупностью гелиастов (ή ήλιαία ή τών θεσμοθετων), или отдельными частями их; встречаются упоминания о суде из 200, 400, 500, 1000, 1500, 2000 и 2500 гелиастов. С IV в. все гелиасты стали распределяться по жребию между 10 секциями, называвшимися δικαστήρια; в каждой секции во время судебного периода было 500 членов. Заседания суда происходили ежедневно, исключая несчастливые дни, праздники и дни народных собраний. Г. рассматривала как жалобы на нарушения частных интересов, так и преступления против общества и государства; ее приговоры были безапелляционны. Они постановлялись по большинству голосов; подача голосов происходила посредством камешков белого и черного цвета, клавшихся или в медную, или в деревянную урну: для постановления приговора имели значение только камешки в первой из них. Голоса собирались два раза, если закон не предусматривал проступка, аналогичного с рассматриваемым; наказание определялось по усмотрению суда. См. Meier u. Sch ömann "Der attische Process" (1822-6); Schömann "Die solonische Heliä a u. der Staatsstreich des Ephialtes" ("Jahrb. f. klas. Philol.", т. 93); Fr änkel "Die attischen Geschworenengerichte" (1877); Gilbert "Handbuch der griechischen Staatsalterthü mer" (т. I, 1881). С. С.


. смотреть

ГЕЛИЭЯ

суд присяжных в Афинском рабовладельческом государстве, созданный Солоном в начале 6 в. до н. э. С середины 5 в. до н. э., помимо судебных функций, Г. осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и участвовала в законодательстве. Созданием Г., как и другими реформами (см. Солона законы), Солон стремился нанести удар влиянию родоплеменной знати и укрепить значение торговых и промышленных кругов рабовладельческого класса. Г. состояла из 6000 членов (гелиастов), избиравшихся ежегодно по жребию из граждан, достигших 30 лет. Имущественного ценза для кандидатов не было. Однако участие беднейших граждан в Г. фактически затруднялось отсутствием вознаграждения за выполнение судебных обязанностей. В середине 5 в. до н. э. Перикл ввел вознаграждение должностным лицам, в том числе и гелиастам, что дало возможность беднейшим гражданам принимать участие в работе Г. Гелизя распадалась на 10 коллегий – дикастерий по 500 членов каждая (остальная тысяча гелиастов оставалась в резерве). Г. рассматривала жалобы на решения других судебных учреждений и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в том числе по делам о государственных и должностных преступлениях. Она утверждала отчеты должностных лиц. Г. проводила предварительную проверку кандидатов на различные должности, т. н. докимасию. Докимасия состояла в опросе кандидата с целью установления условий, необходимых для занятия должности (возраст, ценз и др.) и выявления его личных качеств. Господствующие круги рабовладельцев нередко использовали докимасию как средство устранения нежелательных им кандидатов. Все законоцроекты, принятые народным собранием, поступали на утверждение Г. Здесь они подвергались рассмотрению в особой коллегии номофетов, причем разбирательство происходило в форме процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, защитниками которых на суде были специально назначенные для этого официальные лица – синдики. Кроме того, каждый гражданин мог как до, так и после принятия законопроекта народным собранием добиться передачи его на рассмотрение Г., заявив, что он начинает процесс по обвинению в противозаконности сделанного в народном собрании предложения. Постановления Г. выносились большинством голосов. Голоса подавались посредством камешков белого и черного цвета, опускавшихся в урну. Г. служила для верхушки класса рабовладельцев средством затормозить или лишить силы любое нежелательное ей постановление народного собрания. . смотреть

ГЕЛИЭЯ

суд присяжных в Древних Афинах (VI-V вв. до н.э.). Состоял из 6000 членов, избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30-летнего возра. смотреть

1. Созданный Солоном народный суд в Афинах. Судьей мог быть любой афинский гражданин, не менее 30 лет от роду, с безупречной репутацией. С сер. 5 в. до н. э. из среды граждан избиралось 6000 гелиастов, т. е. народных судей, которые за свою деятельность получали содержание в размере 2, позднее 3 оболов в день. Смотря по важности дела, судейские заседатели избирались жребием по 201, 401 и 501, в особо важных уголовных процессах — 1001, 1501 или 2001 судье. В исключительных случаях все 6000 гелиастов образовывали судебную палату. Перед обсуждением дела гелиасты приводились к присяге (клятва обязывала к справедливости и соблюдению закона). После заслушивания сторон выносился приговор путем тайного голосования без дебатов. Народные суды ценились в Афинах как высшее достижение демократии.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс . Лейпцигский Библиографический институт . 1989 .

Смотреть что такое "Гелиэя" в других словарях:

ГЕЛИЭЯ — (греч. heliaia) в Др. Афинах один из высших органов власти, с 5 в. до н. э. рассматривал как частные, так и государственные дела, контролировал деятельность высших должностных лиц, утверждал законы, принятые народным собранием. Гелиэя состояла из … Большой Энциклопедический словарь

ГЕЛИЭЯ — суд присяжных в Древних Афинах (VI V вв. до н.э.). Состоял из 6000 членов, избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30 летнего возраста. Распадалась на 10 коллегий дикастерий в составе 500 членов каждая. Г. рассматривала жалобы … Юридический словарь

ГЕЛИЭЯ — (греч.). Афинский суд присяжных, учрежденный Солоном в VI в. до Р. Хр. Судьи (гелиасты) брались по жребию из граждан. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

гелиэя — сущ., кол во синонимов: 1 • суд (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Гелиэя — в Др. Греции (Афинах) высший судебный орган, созданный Солоном в начале VI в. до н.э. Г. состояла из 5 тыс. основных и 1 тыс. запасных судей (гелиастов), которые избирались ежегодно по жребию из граждан, достигших 30 лет. В составе Г. действовали … Энциклопедия права

гелиэя — (греч. hēliáia), в Древних Афинах один из высших органов власти (суд присяжных), с V в. до н. э. рассматривал как частные, так и государственные дела, контролировал деятельность высших должностных лиц, утверждал законы, принятые народным… … Энциклопедический словарь

Гелиэя — гелиея (греч. heliáia), в Древних Афинах суд присяжных. Г. учреждена архонтом Солоном в 6 в. до н. э. В середине 5 в. до н. э., согласно реформе Эфиальта, функции Г. были расширены за счёт Ареопага. Перикл ввёл плату членам Г. гелиастам.… … Большая советская энциклопедия

Гелиэя — (ήλιαία) афинский суд присяжных, учрежденный Солоном (в VI в. до Р. Х.). В нем, по мысли законодателя, могли принимать участие в качестве судей все граждане не моложе 30 лет; в действительности, однако, теты (четвертый, беднейший класс населения) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гелиэя — … Википедия

гелиэя — суд присяжных в Древних Афинах (VI V вв. до н.э.). Состоял из 6000 членов, избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30 летнего возраста. Распадалась на 10 коллегий дикастерий в составе 500 членов каждая. Г. рассматривала жалобы … Большой юридический словарь

Гелиэя — суд присяжных в числе 6 тыс. (5 тыс. основных и 1 тыс. запасных), учрежд. Солоном в Афинах в нач. 6 в. до н.э., в противовес органу земел. аристократии ареопагу. В Г. судьи избирались по жребию из числа свободных граждан не моложе 30 лет … Древний мир. Энциклопедический словарь

Солон Солон ( Solwn ) - знаменитый афинский реформатор и законодатель, одиниз "семи мудрецов", элегический поэт. По отцу принадлежал к знатномуэвпатридскому роду Кодридов, а по матери был родственником Пизистрата.Год рождения С. точно неизвестен. Вообще, большая часть дошедших до насбиографических данных о С. отличается сомнительной достоверностью; в нихмного легендарных украшений. Отец С. не обладал большими средствами и непользовался влиянием, так что С. принадлежал к людям среднего круга. Ужев молодости он стал заниматься торговлей, к чему его побудилирасстроившиеся денежные дела его дома. По торговым делам он многопутешествовал. Во время путешествий С., по преданию, приходил будто бы всоприкосновениe со знаменитейшими мудрецами того времени (ПериандромКоринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом). По широко распространенномув древности воззрению, опиравшемуся на существование среди Солоновыхэлегий элегии о Саламине, С. приобрел известность завоеванием у мегарянострова Саламина. Вследствие нескольких неудач, которые понесли афинянев борьбе с мегарянами из-за Саламина, предложения, клонившиеся квозобновлению борьбы за "желанный" остров, были, будто бы, запрещены подстрахом смертной казни. Тогда С. притворился помешанным и прочел наплощади свою элегию. Воодушевленные ею афиняне начали войну и, подначальством С., завоевали остров. Этот рассказ представляет легенду:остров Саламин был завоеван, вероятно, позднее, Пизистратом (к томувремени относится, может быть, и знаменитая элегия). Другой заслугой,стяжавшей С. широкую славу, предание считало возбуждение им греков ксвященной войне против г. Кирры, жители которого обижали дельфийскоесвятилище. Наконец, С. приписывалось участие в разрешении дела о лицах,виновных в святотатственном избиении приверженцев Калона : С. будто быубедил виновных подчиниться суду тридцати. Говорили, что он подружился сочищавшим город критским жрецом Эпименидом. Вероятнее всего, чтодействительной причиной возвышения С. и его широкой популярности былаего поэтическая деятельность. С. писал преимущественно элегии, темамидля которых он брал нравственные, социальные и политические вопросы. Посохранившимся (главным образом у биографов С., напр. у Плутарха, и уАристотеля в "Афинской политии") отрывкам его элегии мы можем составитьсебе понятие о его личности и нравственной философии. Подобно другим"мудрецам" того времени, С. интересовался преимущественно вопросамипрактической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей:ему приписывалось изречение: mhden agan = "все в меру". Благодаря своимэлегиям, С. приобрел популярность, как сторонник необходимых реформ,выказывавший сочувствие угнетенному демосу. Внутреннее состояние Афинбыло в то время (в конце VII и в начале VI в. до Р. Хр.) очень печально;масса находилась в невозможных экономических и политических условиях.Болышая часть земли принадлежала немногим эвпатридским родам, так как кним переходило много крестьянских участков, вследствие задолженностимассы крестьян. Mногиe попадали в положение гектемориев, т. е. наемныхрабочих, обрабатывавших земли знатных за шестую часть урожая, т. е.долю, слишком незначительную. Многие за долги попали в личную кабалу,некоторое были проданы за границу. Наконец, в руках эвпатридовнаходились всецело и управление, и суд (четвертая глава Аристотелевской"Афинской политии" подложна: рисуемый ею политический строй не могсуществовать до С.). Кроме богатой знати и приниженной массы бедняков,существовал уже довольно многочисленный средний класс, созданный новымиэкономическими факторами: торговлей и промышленностью. Этот класс,вместе с бедняками, был заинтересован в реформах - и на него должен былопираться С., равно как и на наиболее благомыслящую часть эвпатридов.Социальная рознь грозила опасной борьбой, результатом которой могла бытьтирания. По преданию, некоторые убеждали С. стремиться к тирании, но онотказался, потому что "тиран гибнет сам и губит свой дом" - мотивотказа, очень характерный для греческой морали того времени. Наконец,эвпатриды сделали уступку: С. был по общему соглашению выбранпримирителем и архонтом, с полномочием произвести необходимыепреобразования (594 - 593 г.). С. начал свою деятельность с облегченияэкономического положения массы, с "сейсахфии (сисахтии)". Сейсахфия быламерой радикальной: она состояла в отмене всех долгов, которыеобеспечивались землей или личностью должника (некоторые думают, что былиуничтожены все вообще долги, но это сомнительно). Те, кто за долги попалв личную зависимость, были освобождены. С. принял меры и к тому, чтобывозвратить на родину по возможности всех, кто за долги был продан запределы Аттики: их выкупали, но на какие средства - неизвестно. Затем С.запретил заключать долговые сделки, в которых долг обеспечивался быличностью должника. Сейсахфия расчистила почву для дальнейших реформ.После нее С. преобразовал государственное устройство, так как прежнийстрой уже не соответствовал новым условиям. Сейсахфия была единственнойрадикальной мерой С.; во всей остальной реформаторской деятельности онвыказывает склонность к "золотой середине", к умеренности, к возможномупримирению новых требований с сохранением старого. Законодательнаядеятельность С. не ограничилась сейсахфией и реформой госуд. устройства:он реформировал все афинское право, за исключением уголовного, котороеС. оставил в том виде, как его установил Дракон. С. внес изменения,во-первых, в семейное и родовое право (законы о сиротах-наследницах,очень важный закон о наследовании, дозволивший при отсутствии детейраспоряжение имуществом по завещанию, чем нанесен был удар родовойзамкнутости, и др.). Он ограничил приобретение земли (чтобывоспрепятствовать скоплению ее в немногих руках), регулировал отношениясоседей по землевладению (напр., запретил затенять посадками на границеземлю соседа), пользование источниками воды, установил некоторыеправила, касающиеся торговли (запретил вывоз из Аттикисельскохозяйственных продуктов, кроме масла), преобразовал меры, вес имонету (ввел в Афины эвбейскую систему), допустил свободу ассоциаций длярелигиозных, торговых и других целей, принимал меры против роскоши (и вчастности против роскоши женщин). Из других законов С. важное значениеимело дозволение каждому приносить жалобы на несправедливость,причиненную даже лицу, совершенно постороннему для жалобщика, итребование, чтобы во время волнений и междоусобия каждый примыкал кодной из борющихся парий; кто не исполнял этого, подвергался атимии(цель этого закона - предохранить город oт продолжительных смут и отзахвата власти энергическим меньшинством, опирающимся на политическийиндиферентизм массы). Законы С. были написаны на деревянных таблицах(кирбах), заключенных в рамы, поворачивавшиеся на оси. Так как подлинныйтекст этих законов не сохранился, то трудно определенно указать, какиеиз них действительно были изданы Солоном и какие лишь впоследствииприписаны ему. Реформированное С. право оказалось живучее установленногоим политического строя и оказало влияние на некоторые позднейшиезаконодательства (напр., на римские законы XII таблиц). С. назначилизданным им законам столетний (по другим известиям - десятилетний) сроки уехал из Афин. Он имел ввиду свои торговые дела и желал избежатьпоследствий неудовольствия, которое он возбудил во многих своимиреформами: в отрывке одной из элегий он сам говорит, что многие былинедовольны им, так как он не произвел передела всей земли, на которыйони надеялись; другие (знатные) думали, что и так он зашел слишкомдалеко. Полагали, что С. посетил тогда Кипр, Египет и Лидию (известныйлегендарный рассказ о его пребываи при дворе Креза). Возобновившаяся вАфинах борьба партий в конце концов привела к установлению тиранииПизистрата, которой С. пытался противодействовать. Когда тиранияутвердилась, С. все-таки остался в Афинах, где, по-видимому, вскоре иумер. Литература о С. до 1885 г. приведена у Бузольта ("GriechischeGeschichte", т. 1, стр. 436 и сл.), После этого важнейшим новымисточиком стала Аристотелева "Афинская полития", главы V - XII, гдеприведены еще фрагменты С. элегий (известные ранее фрагменты у Bergk,"Fragm. lyr. Graec. ", II). См. Bruno Keil, "Die Solonische Verfassungin Aristoteles Verfassungsgeschichte Athens" (Б., 1892); Ed. Meyer,"Gecshichte des Alterthums" (Штуттг., 1893, II т.); В. Бузескул,"Афинская полития Аристотеля и т. д. " (Харьков, 1895); Штерн, "Солон иделение аттическ. граждан на классы" (сборн. в честь проф. Ф. Е. Корша,М., 1896); М. Хвостов, "Сисахтия С. и разложение эвпатридскогоземлевладения" ("Филологич. Обозр. ", 1897). Д. К.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Солон" в других словарях:

Солон — греч. Σόλων … Википедия

Солон — Солон, сын Эксекестида, с Соломина, прежде всего произвел в Афинах снятие бремени 1 52, то есть освобождение от кабалы людей и имуществ. Дело в том, что многие занимали деньги под залог самих себя и потом по безденежью попадали в кабалу.… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Солон — (ок. 635 ок. 560 гг. до н.э.) афинский законодатель и поэт Никого при жизни нельзя считать счастливым. Во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится. Ничего слишком! Чего не клал, того не бери. Не советуй угодное, советуй лучшее.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Солон — (Solon, Σόλων). Знаменитый афинский законодатель, один из семи греческих мудрецов, род. около 638 г. до Р. X. Еще в юности он проявил поэтическое дарование. Он вступил на политическое поприще по случаю отказа афинян от всяких притязаний на о.… … Энциклопедия мифологии

СОЛОН — (ок. 640 – ок. 560 до н. э.) Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

СОЛОН — (ок. 640 – ок. 560 до н. э.) Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые … Список древнегреческих имен

СОЛОН — Имя славного Афинского законодателя. Отсюда мудрый законодатель. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СОЛОН древний афинянин, прославившийся составлением законов; … Словарь иностранных слов русского языка

солон — солоненек, соленый Словарь русских синонимов. солон прил., кол во синонимов: 2 • соленый (29) • с … Словарь синонимов

Солон — Солон, Solon, ок. 640 – ок. 560 гг. до н. э., греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинского аристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве с будущим тираном Афин Писистратом. Сыграл… … Античные писатели

СОЛОН — (между 640 и 635 около 559 до нашей эры, афинский политический деятель, реформатор. Отменил долговую кабалу (рабство), установил предельные размеры землевладения, ввел наследование земли. Установил имущественный ценз для занятия государственных… … Современная энциклопедия

Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью. Первым его шагом было намерение изменить требования к кандидатам на выборные должности – если раньше от них требовались «знатность и богатство», то теперь только «богатство». В прошлом зажиточные граждане на основании имущественного ценза разделялись на всадников (hippeis) и рядовых (zeugitai); к этим классам Солон прибавил еще два: самые богатые стали пятисотмедимниками[19] (pentakosiomedimnoi), а беднейшие – трудящимися (thetes). Ценз основывался не на размерах капитала, а на ежегодном доходе, выраженном в объеме сельскохозяйственной продукции – зерна, масла и вина, – к которому были приравнены другие формы дохода. Границы между классами были установлены на отметках в 500, 300 и 200 мер. Вероятно, чтобы компенсировать государственные расходы, вызванные реформой, Солон установил для трех высших классов специальный налог (eisphora), видимо в пропорции 6:3:1, с максимальным пределом в один талант, полталанта и 10 мин для каждого класса соответственно. Четвертый класс не платил налогов, так как ежегодный доход бедного фета был приблизительно в 60 раз меньше дохода пятисотмедимника.

Представители первого класса могли избираться на должность государственного казначея (tamias); члены первого и второго классов – в архонты и на другие высшие должности; члены первого, второго и третьего классов – на низшие должности. Члены четвертого класса были лишены права занимать должности. Это изменение требований к кандидатам носило принципиальный характер, поскольку члены кланов и члены гильдий получали равные права. Но во времена Солона эффект от этого новшества был невелик, так как богатейшими людьми Аттики были, как правило, аристократы-землевладельцы.

Процедура избрания осталась прежней: прямые выборы большинством голосов народного собрания. Девять архонтов, включая тесмотетов, отныне собирались коллегиально с целью координации своих действий. Их полномочия изменились лишь в сфере правосудия, так как Солон наделил правом апелляции на указы архонтов народный суд, который мы опишем ниже. Более низшие чиновники, известные нам лишь с этого времени, вероятно, существовали и раньше: naukraroi, заведовавшие финансами 48 подразделений, в целом составлявшие 12 триттий; poletai, заключавшие сделки от имени государства и продававшие конфискованное имущество; «одиннадцать» – чиновники, ответственные за государственную политику; kolakretai, занимавшиеся в первую очередь государственными жертвоприношениями.

Совет Ареопага состоял, как и раньше, из бывших архонтов и являлся центральным органом государства. Он выступал гарантом законов государства, руководил работой исполнительных органов и осуществлял общий контроль за состоянием государственных дел. Он имел полномочия выносить административные наказания, по которым отсутствовало право апелляции. Как юридический суд, отныне он разбирал случаи преднамеренного убийства, а процедура разбора дел об измене была модифицирована.

Параллельно Ареопагу Солон учредил Совет четырехсот, в который выбиралось по 100 представителей от каждой филы, вероятно пожиизненно. Главной обязанностью этого совета было готовить вопросы для рассмотрения в народном собрании. Все вопросы, ставившиеся на повестку дня народного собрания, совет не только подвергал предварительному рассмотрению, но и выносил по ним рекомендации. Поскольку эти рекомендации носили обязательный характер, совет теоретически мог отозвать рекомендацию и таким образом отменить рассмотрение вопроса в народном собрании. Взаимоотношения обоих советов и народного собрания описываются фразой, взятой, видимо, из стихотворений Солона: «Государственный корабль, снабженный двумя якорями, не так сильно качает на волнах, отчего и люди на нем ведут себя не столь беспокойно».

Солон уже укрепил положение низшего класса, защитив его право на личную свободу, подчеркнув его место в экономике государства и даровав гражданство приезжим ремесленникам и изгнанникам. Но он не собирался позволять народному собранию, в котором низший класс, вероятно, имел абсолютное большинство, раскачивать корабль государства. Компетенция собрания в качестве совещательного органа была ограничена. Совет Ареопага толковал законы. Совет четырехсот выбирал вопросы для обсуждения и выносил предварительное решение по каждому из них. Народное собрание голосовало за или против предложенного решения, но само не имело права предложить новое решение; это была прерогатива Совета четырехсот. Но даже если по воле народного собрания законом становилось революционное решение, Совет Ареопага мог его аннулировать, если оно противоречило основным законам государства. Таким образом, народное собрание имело крайне ограниченную сферу деятельности, но в ее рамках оно обладало суверенной властью, и в его работе на равных участвовали все граждане вне зависимости от их знатности или богатства. Как избирательный орган, народное собрание избирало высших должностных лиц из списка кандидатов, подвергавшихся имущественному цензу и проходивших процедуру проверки, которую, вероятно, осуществлял Ареопаг.

Солон превратил народное собрание в судебный орган под названием Гелиея. Это было важное новшество, так как впервые народ, точнее, представители народа, избранные по жребию, играли роль присяжных и судей. Сперва Гелиея, вероятно, рассматривала лишь апелляции и выносила дополнительные приговоры. Но она также занималась апелляциями на решения архонтов, а позже стала проверять деятельность архонтов по окончании срока их должности, отняв эту функцию у Ареопага, который, вероятно, еще осуществлял ее во времена Солона. Однако был установлен принцип ответственности архонтов перед народом. Ареопаг, тем не менее, по-прежнему был огражден от вмешательства со стороны Гелиеи. Его члены не отчитывались в своих поступках, и на судебные приговоры Ареопага нельзя было подать апелляцию.

Олигархи впоследствии называли законы олигархическими, демократы – демократическими, а Аристотель определил их как «смешанные»: Ареопаг он считал олигархическим органом, выборных архонтов – аристократическим, а Гелиею – демократическим. Солон внес в афинское государственное устройство лишь несколько новшеств, но они были очень важными. Учреждением Совета четырехсот и Гелиеи был разорван аристократический круг Ареопага и архонтов, в котором осуществлялся окончательный контроль за работой всех политических, исполнительных и судебных органов. В случае эффективной работы новых учреждений аристократия должна была лишиться возможности отнять у народного собрания всякую власть и обрекать бедных на экономическое и личное рабство. Именно этой цели добивался Солон. Он не был ни революционером, ни доктринером, а всего лишь бесстрастным арбитром в эпоху жестокой политической борьбы. Итог своим достижениям он подвел следующими словами: «Я дал народу достаточные привилегии, не уменьшая его прав, но и не требуя для него лишнего, и при этом оставил на подобающих местах тех, кто находился у власти и заслужил уважение своим богатством. Свой крепкий щит я простер над обеими партиями, не позволив ни одной из них взять верх, нарушив справедливость». Баланс власти, который Солон установил своими законами, соответствовал, по его мнению, способностям и опыту различных классов государства. Не следует забывать и средний класс, которому Солон отвел соответствующее место в исполнительных органах, во втором совете, в народном собрании и в Гелиее. С этим классом связывались главные надежды на будущую стабильность.

Солон впервые закрепил за каждым гражданином право лично выступать перед судом в защиту себя или потерпевшей стороны. Тем самым он освободил всех без исключения граждан от соответствующего контроля со стороны рода или гильдии. Право апелляции к народному суду включало и апелляции, внесенные судами фил, фратрий и родов; народный суд мог вынести и дополнительный приговор. Например, закон Солона гласит: «Если Гелиея вынесет новый приговор, осужденного следует на пять дней заключить в колодки». Солон также пересмотрел юридическое законодательство Афин. Он отменил все законы Драконта, кроме тех, которые определяли порядок рассмотрения дел о кровопролитии. Из нового кодекса нам известно лишь несколько законов, которые цитировались юристами и другими авторами в последующие времена. Солон в интересах родов издал закон, защищающий наследниц и сирот, хоть он уже гарантировал неотчуждаемость земельных владений, освободив шестичастников. Другой закон Солона определял процедуру выдачи приданого и похорон и ограничивал соответствующие расходы; завещать наследство человеку из другого рода разрешалось лишь при особых обстоятельствах и при условии, что он будет принят в род. В интересах гильдий Солон объявил их контракты юридически обязательными, если они не противоречили законам государства; процентную ставку по долгам он оставил нефиксированной, а штрафы установил и в деньгах, и натурой. Нам известен и ряд законов Солона, касающихся общественных отношений, например, запрещающий продажу женщин, за исключением уличенных в нецеломудрии, и клевету на мертвых. Законы Солона были высечены на каменных колоннах в Царском портике.

Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что он сошел с ума. Прислушиваясь к стихам Солона, граждане начали понимать, что слухи о его сумасшествии едва ли правильны: о слишком важных и серьезных вещах, касавшихся каждого афинянина, говорилось в них.

Дело в том, что незадолго до этого афиняне вели войну с другим греческим городом — Мегарами, который оказался сильнее Афин и сумел захватить находящийся близ Аттики остров Саламин. В результате этого афиняне потеряли открытый выход в море, необходимый для ведения и развития торговли. Все попытки афинян отвоевать остров ни к чему не приводили, и Афины терпели поражение за поражением. Тогда богатые и знатные землевладельцы эвпатриды, которых вообще мало интересовало развитие морской торговли, воспользовались тем, что власть находилась в их руках, и провели закон, по которому запрещалось настаивать на продолжении войны, каждому, кто осмелится в народном собрании заговорить о возвращении Саламина, угрожала смертная казнь.

Вот почему Солон распустил слухи о своем сумасшествии: он хотел избежать жестокого наказания, если его призыв продолжать войну не будет иметь успеха. В стихах, с которыми Солон обратился к народу, говорилось, что скоро гражданам города будет стыдно сознаться в том, что они афиняне:

Скоро, глядите, про нас и молва разойдется дурная:

Этот из тех, что из рук выпустили Саламин.

В заключение Солон горячо призывал: «Пойдемте же на Саламин, сразимся за наш остров и сбросим с себя тягостный позор!»

Толпа, слушавшая выступление Солона, состояла из ремесленников, владельцев мастерских, торговцев — словом, из городских жителей, которые были частью афинского демоса. Для них прекращение морской торговли означало разорение и нищету. Поэтому они были за продолжение войны и горячо поддержали Солона.

Вскоре суровый закон был отменен, война с Мегарами возобновлена, а Солон назначен главой афинского ополчения. На этот раз афиняне одержали полную победу, и она прославила имя Солона по всей Аттике.

Теперь городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника. Но и крестьяне, находившиеся в полной зависимости, в долговой кабале у эвпатридов, тоже надеялись на его защиту. В Аттике началось большое восстание против родовой знати, против эвпатридов, и власть оказалась в руках Солона.

Из-за чего началось это восстание?

Аттика была страной сельского хозяйства, и главными занятиями населения были земледелие и скотоводство, но наряду с ними ко времени Солона стали развиваться ремесла и торговля. В главном городе Аттики, Афинах, жили знатные люди — эвпатриды, а на окраинах города наряду с землевладельцами селились ремесленники. Здесь были гончары, ткачи, башмачники, красильщики, печники, плотники, маляры, кузнецы, мукомолы, оружейники, кораблестроители. Тут же селились люди, занимавшиеся торговлей. В Афины приезжало много людей из других греческих городов и чужеземцев, которые оставались здесь жить и занимались ремеслом или торговлей. Таких переселенцев греки называли метеками.

В Аттике в это время было много рабов. Если раньше они были заняты в домашнем хозяйстве своих господ, трудились в поле и пасли стада, то теперь они стали нужны и в ремесле, и для работы в рудниках. Серебро, добываемое рабами в рудниках Аттики, в Лаврионе, увеличивало богатство страны и способствовало развитию афинской торговли. Численность рабов все время возрастала. Дети, рожденные от рабов, по обычаям того времени, тоже становились рабами. Но больше всего давали рабов война и морской разбой. В рабов превращали военнопленных, а на Средиземном море издавна процветало пиратство, и морские разбойники приводили в ужас прибрежное население, совершая грабительские набеги и уводя жителей в рабство.

Жизнь рабов была очень тяжелой. Ушли навсегда и остались лишь воспоминанием обычаи далекого прошлого, когда раб считался почти членом семьи. На рабов смотрели теперь как на даровую и необходимую силу. Каждый афинянин, будь то владелец ремесленной мастерской или владелец большого участка земли — эвпатрид, стремился вести свое хозяйство руками рабов.

В те времена вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам — самым знатным и богатым землевладельцам, потомкам старинных и прославленных аристократических родов. Эвпатриды владели лучшими, наиболее плодородными землями Аттики. Из их среды ежегодно избирались девять высших должностных лиц — архонтов и ареопаг — древний совет старейшин, который пополнялся отбывшими свой срок полномочий архонтами. Эвпатриды решали важнейшие государственные вопросы, разбирали дела в судах, они же были полководцами и жрецами.

Некоторые эвпатриды занимались и торговлей, но таких было немного; большинство эвпатридов продолжали прочно сидеть на своих старинных родовых землях, получая с них доход, используя труд рабов или крестьян.

Вся тяжесть власти эвпатридов ложилась на плечи крестьян Аттики. Крестьяне владели мелкими участками земли, которые назывались клерами. Крестьянские клеры, расположенные на каменистых, плохо орошаемых землях неплодородной Аттики, приносили незначительный урожай. Крестьянская семья далеко не всегда могла прокормиться урожаем ячменя или пшеницы со своего маленького участка.

Крестьяне часто были вынуждены обращаться за помощью к эвпатридам, прося у них в долг зерно, инвентарь для обработки земли. Находясь в безвыходном положении, крестьяне поневоле соглашались на различные, даже самые тяжелые условия выплаты этого долга. Они должны были или работать на поле эвпатрида, или вернуть долг с большими процентами. Эвпатриды соглашались давать в долг на выгодных для себя условиях, умножая таким способом свои богатства.

В городах в это время появились люди, которые занимались тем, что давали деньги в долг под проценты. Это были ростовщики, наживавшиеся за счет разоряемых ими должников. Не в силах расплатиться с ростовщиками, крестьяне прибегали к единственному средству, которое было в их распоряжении: они отдавали в залог свои земельные участки, неизбежно переходившие затем в руки эвпатридов. Владельцы участков становились шестидольниками[21].

Оставалось еще одно крайнее средство: крестьянин мог отдать в залог самого себя или членов своей семьи. Так зачастую и происходило. Эвпатриды брали за долги самого крестьянина, его дочь, жену или сына, продавали их на чужбину в качестве рабов или оставляли для работы в своем хозяйстве.

Так в Аттике возникло рабство-должничество.

В 594 г. до н. э. архонтом был избран Солон. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Свои реформы Солон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников эвпатридам. Этот закон не разрешал и в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Таким образом, закон Солона уничтожил долговое рабство в Афинах. Отмена долговых обязательств крестьян по-гречески называлась сисахфия, то есть «стряхивание бремени».

Заложенные крестьянские земли были возвращены их владельцам, залоговые столбы, стоявшие на участках, сняты, выдача кредита под залог самого должника прекращена, а проданные в рабство за долги афиняне возвращены к семьям за счет государства.

Реформы Солона подорвали могущество старой родовой знати, имевшей до тех пор в Афинах всю полноту власти. До проведения сисахфии большая часть земель Аттики находилась в руках эвпатридов: теперь в Аттике оказалось множество мелких крестьянских наделов.

Но Солон не хотел отменять рабство вообще. Он и сам был рабовладельцем. Его закон был направлен лишь против рабства соотечественников, рабства-должничества, которое мешало развитию афинского хозяйства.

Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатридами, Солон не трогал земель, которые издавна принадлежали самим эвпатридам. Несмотря на просьбы шестидольников. Солон не захотел увеличивать их наделы за счет земель богачей, он считал, что людям из народа нечего стремиться к богатству.

Законы Солона хотя и улучшали положение крестьян, но не избавляли их от бедности и тяжелой жизни. Восставшие крестьяне не получили всего, чего хотели добиться, и по-прежнему мечтали о переделе земли.

Важное значение имели те законы Солона, которые устанавливали новое государственное устройство в Аттике.

По законам Солона все коренное население Аттики делилось на четыре разряда, в зависимости от получаемого дохода. Доходы измерялись медимнами — мерой сыпучих (зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел. Деньги не получили еще тогда большого распространения.

По законам Солона люди, получавшие доход, превышавший 500 мер продуктов сельского хозяйства, зачислялись в высший, первый, разряд и назывались пятисотмерниками; получавшие свыше 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками; те, кто имел до 200 мер дохода, составляли третий разряд и назывались зевгитами; наконец, к четвертому разряду относилось все остальное малоимущее и неимущее население (феты.) Рабы не входили в состав народа и никаких прав не имели.

Деление афинских граждан по величине их имущества сильно подрывало значение родовых порядков. Знатность происхождения теперь уже не имела прежнего значения. Главную роль стала играть частная собственность: кто больше имел, тот и попадал в высший разряд. Правда, и участие граждан в управлении Афинами зависело теперь только от принадлежности к тому или иному имущественному, разряду, установленному Солоном. Дела по управлению страной решало теперь народное собрание, затем специально созданный Солоном Совет четырехсот, а также различные должностные лица.

В народном собрании принимали участие все граждане четырех разрядов, включая малоимущих и неимущих фетов, но доступ в Совет четырехсот и к занятию государственных должностей был для фетов закрыт. Самые высшие должности — архонтов и казначеев — могли занимать только граждане первого разряда. На остальные должности могли избираться и всадники, и зевгиты.

Народное собрание не решало всех дел в государстве, но все же его роль была велика, особенно при избрании должностных лиц. Однако вопросы, поступавшие для решения в народное собрание, всегда предварительно обсуждались на Совете четырехсот. Рабы, как класс угнетенный и не имевший прав афинского гражданства, никогда доступа в народное собрание не имели. Не имели права участвовать в народном собрании и афинские женщины.

Наиболее народный характер имел созданный Солоном суд — новая гелиэя, в которой могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет. Избрание членов суда производилось по жребию. При этом не имело значения, к какому имущественному классу принадлежит человек. Гелиэя следила за деятельностью должностных лиц, охраняя интересы афинского народа. Но рабов не защищала и гелиэя.

Войско в Аттике теперь строилось тоже не по родам, фратриям и филам, как было когда-то, а по имущественным признакам. Граждане первых двух разрядов служили в коннице, зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту, а феты — отряды легковооруженных воинов или команды кораблей.

Изменения, происшедшие при Солоне, подорвали господство родовой знати. Но власть не перешла к народу. Власть оказалась в руках наиболее богатых рабовладельцев.

Легенда рассказывает, что, установив свои законы, Солон потребовал от всех афинских граждан клятву, что они в течение десяти лет ничего не будут менять в этих законах, а сам уехал в далекое путешествие.

Но, вернувшись в Афины из путешествия, Солон увидел, что борьба в Аттике между демосом и аристократами не прекратилась. Солону пришлось дожить до нового переворота в Афинах и захвата власти тираном Писистратом.

АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА

АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался

2. Юридические и экономические реформы Солона

2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими

3. Государственные реформы Солона

3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.

4. Принципы Солона и правление Писистрата

4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во

РЕФОРМЫ СОЛОНА

РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия

РЕФОРМЫ СОЛОНА

РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» — Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Реформы Солона

Реформы Солона Выходец из землевладельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт Солон (640–560 гг. до н. э.) был приглашен на должность архонта в 594 г., с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить общественное согласие на основе

Реформы Солона

Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. — год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе

Реформы Солона

Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее

Атланто-славянские «корни» Солона и Платона

Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: