Какой советский ученый выпустил первый учебник по истории государства и права ссср в 1940 г

Обновлено: 18.04.2024

Добрый вечер, милостивые государи и милостивые государыни!

Меня и моих последователей, кои не прекращают повторять, что СССР – это не Россия, а совершенно иное. Что СССР также соотносится с Россией, как Россия соотносится с Золотой Ордой, Хазарией и Скифией. Соотношение СССР и России можно уподобить соотношению Византии и Турции, государства инков и Перу; Вавилону и Ираку.

На одной и то же территории с близким по расово-этническим признаком населением могут существовать разделенные по времени совершенно разные государства. Это просто исторически факт.

И, тем не менее, находятся романтики или сознательные лгуны, которые утверждают прямо противоположное. Они согласны с версией, что Золотая Орда – это не Россия, но отказываются признать инаковость СССР. По их разумению, СССР – это форма России. Как такой формой является Киевская Русь, Московия, Московская Русь и Российская Империя.

Соглашаясь, что последние четыре государства составляют действительно единый русский государственно-правовой континуум, мы не можем признать русскую природу советского государства.

Да и сами большевики этого никогда не признавали. И, честно говоря, были сильно удивлены, если бы увидели наши современные дискуссии.

Ведь Совдепия тоже имела свои формы. Например, на русской земле таких форм было три:

- СССР, включая союзные советские социалистические республики;

- Российская Федерация, продолжающая и поныне.

Ведь Российская Федерация – официальный правопреемник СССР. Сие можно наблюдать и в правовой системе (иначе была бы реституция, как в странах Восточной Европы, включая Прибалтику), и в государственном аппарате (иначе союзные армия, милиция, госбезопасность, суды, прокуратура и прочие органы были распущены и созданы принципиально новые структуры, например, РОА).

Поэтому для выяснения сути и подтверждения, высказанных выше и многократно на страницах данного ЖЖ, тезисов, я решил использовать еще одну сторону.

Это советские и современные учебники государства и права! Ведь именно в учебниках наиболее полно и выпукло проявляет себя государственная идеология. Именно в учебниках видно, наследником кого рассматривают себя нынешние правители.

Учебник – это лакмусовая бумажка. Это в диссертациях, монографиях и даже газетных статьях можно позволить себе некоторую вольность. На то она и интеллигенция, чтобы сомневаться.

Но в учебнике такое невозможно. Учебник и есть сама идеология в чистом виде.

Например, в учебниках биологии до сих пор стержнем всей науки о живом мире выступает, как это не прискорбно нам, православным христианам, - эволюционная гипотеза Ч.Дарвина. Именно ее и навязывают школьникам и студентам.

А в учебниках химии до сих пор за истину преподносится гипотеза Д.Менделеева. В связи с чем, можно смело резюмировать: школьная и университетская программы по химии находятся в плену у валентной гипотезы.

Поэтому интерес к учебникам по истории является для автора и его последователей – весьма разумным и естественным.

Вот наглядное содержание этого учебника для юридических вузов. Прошу прощения за длинный список тем. Но этот список очень красноречив. И потом, я надеюсь, что читателям будет интересно вспомнить советскую систему ценностей.

Как создавался учебник истории, воспитавший героев Великой Отечественной войны

После битвы при Садовой, кардинально повлиявшей на исход Австро-прусской войны 1866 года, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель изрек фразу, которой было суждено стать крылатой: "Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем" 1 .


В Российской империи, где школьные программы со времен Николая I рассматривались как важный элемент управления имперским пространством, эта фраза, ошибочно приписанная Бисмарку, приобрела исключительную популярность.

Вот только современные школы об этом забыли.


Учебник для призывника

В Российской империи так и не был создан курс истории, который воспитывал у гимназистов и студентов гордость за свою страну. Движущей силой революции стали образованные люди, считавшие, что всё имперское прошлое - позорно, преступно, постыдно. С такими настроениями можно ниспровергнуть существующий строй, но невозможно его защитить. И хотя в СССР не принято было ссылаться ни на Пешеля, ни на Бисмарка, в предвоенный период верховная власть отлично осознавала: народному образованию предстоит сыграть решающую роль в грядущей большой войне.

Сталин понял это раньше других.

Готовя страну к войне, он занимался не только армией, авиацией и флотом, но и подготовкой школьных учителей и школьных учебников, предназначенных для обучения будущих призывников. Изданный на базе журнала "Родина" и давно уже ставший библиографической редкостью "Вестник Архива Президента Российской Федерации" (2008), посвященный созданию первых советских учебников истории, позволяет постичь логику сталинских действий.

Перелистаем некоторые документы, весьма актуальные и сегодня.


Ставка на Паустовского

В конце октября 1931 года вождь отправляет в редакцию журнала "Пролетарская Революция" письмо "О некоторых вопросах истории большевизма", незамедлительно опубликованное еще и в журнале "Большевик". Сталин доходчиво объясняет: с этого момента он намерен лично контролировать не только настоящее, но и прошлое. То самое прошлое, которое, как полагала власть, было разрушено "до основанья" и должно быть как можно скорее забыто.

Потому в средней школе отсутствовал курс истории, а в университетах страны не было исторических факультетов.

5 марта 1934 года по инициативе Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос о постановке преподавания гражданской истории в школах. Разработку конкретных предложений Политбюро поручает наркому просвещения РСФСР Андрею Сергеевичу Бубнову (1884-1938), которого Сталин хорошо знал лично. 14 марта нарком направляет на имя генсека проект соответствующего постановления, в котором предлагается, начиная с будущего 1934/35 учебного года, "ввести в качестве самостоятельных курсов курсы всеобщей истории и истории России и СССР" 2 . На изучение всеобщей истории предусматривается существенное увеличение числа учебных часов за счет соответствующего (на 180 часов!) уменьшения числа уроков обществоведения и труда.

Наркому нельзя отказать в размахе: к составлению материалов для чтения по истории он предлагает привлечь писателей Юрия Тынянова, Алексея Толстого, Константина Паустовского.


Правка Сталина

Ознакомившись с предложениями Бубнова, Политбюро четырежды (20 марта, 29 марта, 15 апреля и 15 мая 1934 года) анализирует сложившуюся ситуацию и в конечном итоге утверждает проект совместного постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории во всех средних школах.

Постановление, опубликованное 16 мая в "Правде", предусматривает:

во-первых, подготовку к июню 1935 года линейки новых учебников - от истории древнего мира до новой истории зависимых и колониальных стран;

во-вторых - утверждает персональный состав руководителей и членов групп историков, которым поручено их написание;

в-третьих - с 1 сентября 1934 года восстанавливает исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

7 июля 1934 года Сталин получает от Бубнова конспект будущего учебника "История СССР", внимательно читает его с карандашом в руках и делает принципиально важное замечание: "1) нет истории народов 2) учебник д[олжен] б[ыть] смертным приговором царизму, как поработителю народов" 3 .

Сталин, ставший в 1917 году первым Народным комиссаром по делам национальностей Советской России, формулирует основополагающее положение философии истории многонациональной страны. История СССР - это не история Руси, а история многочисленных народов, в разное время вошедших в состав Советского Союза. Великая Октябрьская социалистическая революция стала могильщиком Российской империи, которая была поработителем народов и, как отметил Сталин на полях конспекта, "оплотом общеевропейской и российской реакции" 4 . Все народы Советского Союза находятся в неоплатном долгу у большевиков, потому что руководимая ими революция покончила с вековым рабством угнетенных народов, некогда входивших в состав Российской империи - этой "тюрьмы народов" 5 , а ныне, благодаря большевикам, получившим не только равные права с русским народом, но и свою государственность в качестве союзных и автономных республик СССР.

Однако авторы учебника не смогли ни постичь мысль вождя, ни последовательно ее обосновать и доходчиво донести до сознания младших школьников. И тогда Сталин, получив 29 марта 1937 года проект постановления жюри конкурса на лучший учебник по истории СССР для начальной школы, лично редактирует один из пунктов, добиваясь предельной прозрачности мысли:

"Авторы не видят никакой положительной роли в действиях Хмельницкого в XVII веке, в его борьбе против оккупации Украины панской Польшей и султанской Турцией. Факт перехода, скажем, Грузии в конце XVIII столетия под протекторат России, и этот факт, так же как факт перехода Украины под власть России, рассматривается авторами как абсолютное зло, вне связи с конкретными историческими условиями того времени. Авторы не видят, что перед Грузией стояла тогда альтернатива - либо быть поглощенной шахской Персией или султанской Турцией, либо перейти под протекторат России, равно как перед Украиной стояла тогда альтернатива - либо быть поглощенной панской Польшей и султанской Турцией, либо перейти под власть России. Они не видят, что вторая перспектива была все же наименьшим злом" 6 .

Постановление было опубликовано в газете "Правда" 22 августа 1937 года.


Оценка Пришвина

Да, с точки зрения вульгарного постреволюционного обществоведения, и Украина, и Грузия, войдя в состав государства Российского, утратили свой суверенитет и стали узниками "тюрьмы народов". Однако то, что было уместно в первые годы после победы Октябрьской революции, не могло быть терпимо после того, как большевики не только упрочили свою власть, но и построили новое государство.

Сталин играл на опережение, предвидя возможность появления коллаборантов, готовых в будущей большой войне сотрудничать с врагами своей родины под знаменем национального возрождения, свободного от коммунистической идеологии. 8 августа 1934 года Сталин, Жданов и Киров так сформулируют главную претензию к авторам концепции будущего учебника:

"В конспекте не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, и, таким образом, Октябрьская революция как революция, освободившая эти народы от национального гнета, остается немотивированной, равно как немотивированным остается создание Союза ССР" 7 .

Это и другие принципиальные сталинские замечания будут 14 августа 1934 года рассмотрены на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и одобрены специальным Постановлением № П 12/99, имевшим гриф "Строго секретно". Пройдет полтора года, и 27 января 1936 года "Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР" будут напечатаны в "Правде".

Писатель Михаил Михайлович Пришвин, человек глубоко верующий, лучше многих других современников осознает глубину сталинского замысла и воспримет публикацию "Правды" как важную веху в судьбе страны и в своей собственной биографии, о чем оставит запись в дневнике:

"27 января. - Исторический день. Амнистия исторической личности (постановление о препод[авании] истории) - явление того же порядка, что и стахановское движение, и "жизнь стала веселее". Это значит, конец тому партийному аскетизму, в который когда-то (1904 год) уперлась моя личная жизнь. В сущности, это и было источником моей оппозиции. Теперь стена эта рушится и наступает жизнь, граждански нам еще неведомая, жизнь, которой никогда и не жил русский интеллигент. Таким образом, общество вступает теперь на тот самый путь, который мне лично открылся как выход из тупика: творчество. " 8 .

А в начале декабря 1936 года Пришвин, чутко уловивший изменение вектора сталинской политики, обращенной в прошлое, сделает вывод: "В агитационном отношении теперь нужен сценарий, поднимающий великорусское национальное самосознание" 9 . Писатель оказался провидцем. 1 декабря 1938 года выйдет на экраны и заслужит всенародную любовь фильм режиссера Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".


Победа профессора Шестакова

27 августа 1937 года Политбюро примет решение N П51/806, подводящее итоги конкурса на написание лучшего учебника истории. Пальму первенства получит профессор Андрей Васильевич Шестаков (1877-1941). Это был первый учебник, в котором подчеркивалась преемственность в развитии Государства Российского, говорилось о победах русского оружия, о выдающихся полководцах и военачальниках, достижениях страны. Учебник воспитывал гордость за историческое прошлое и был запущен в тираж:


"Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподавание краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3-м и 4-м, но и в 5, 6 и 7-м классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории СССР".

За несколько лет до начала мировой войны Сталин получил учебник, который не только приучал гордиться прошлым, но и "объяснял" школьникам настоящее, в том числе причины уже начавшегося в стране Большого террора, и становился для них эффективной идеологической прививкой от инакомыслия.

Вчитаемся в итоговые строки, которые не могли не понравиться вождю:

"Готовя мировую войну, фашисты посылают во все государства своих шпионов. И в Советский Союз проникают фашистские шпионы. В СССР они нашли для себя деятельных помощников в лице сторонников Троцкого и Рыкова. Презренный враг народа, фашистский агент Троцкий и его презренные друзья, Рыков и Бухарин, организовали в СССР банду убийц, вредителей и шпионов. Они злодейски убили пламенного большевика С.М. Кирова. Они готовили убийства и других вождей пролетариата. Фашистские злодеи - троцкисты и рыковцы, устраивали в СССР крушения поездов, взрывы и поджоги шахт и заводов, портили машины, отравляли рабочих, вредили как могли. У этих врагов народа была программа - восстановить в СССР в ярмо капиталистов и помещиков, уничтожить колхозы, отдать немцам Украину, японцам - Дальний Восток, подготовить военное поражение СССР. Бандиты были пойманы и понесли наказание".


И далее призыв к детям: "Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми" 10 .

С позиций сегодняшнего дня - спекуляция партийной власти на чувствах детей. Но через несколько лет эти дети встанут навстречу страшному, непридуманному врагу их народа - и не уступят. Не потому ли, что философия сталинского партийного учебника странным (а таким ли уж странным?) образом перекликается с мыслями русского эмигранта первой волны.


Завещание эмигранта Лукаша

Исторический романист Иван Созонтович Лукаш (1892-1940), сын ефрейтора лейб-гвардии Финляндского полка и постоянный автор парижской газеты "Возрождение", был очень популярен в эмигрантской среде. Сейчас он незаслуженно забыт, а в предвоенный период каждая новая его публикация становилась сенсацией русского зарубежья: своим пером Лукаш в художественной форме воскрешал имперский образ блистательного Санкт-Петербурга и Москвы - Первопрестольной столицы государства Российского. Перечислю лишь некоторые из его произведений: "Граф Калиостро" (1925), "Пожар Москвы" (1930), "Сны Петра. Трилогия в рассказах" (1931).


Мысли эмигранта Ивана Лукаша (1892-1940), считавшего Медного Всадника мистическим образом России, странным образом перекликаются с философией сталинского учебника истории.

До последних дней жизни Лукаш верил в грядущее возрождение страны, которое он понимал именно как имперское возрождение государства Российского.

У исторического романиста были основания для столь неординарного вывода. 22 сентября 1935 года в Красной армии были впервые введены персональные воинские звания, казалось, навсегда отмененные в 1917 году. В стране вновь появились свои маршалы, полковники, капитаны и лейтенанты. 11 апреля 1936 года была воссоздана Академия Генерального штаба. С конца 1938 года изменился тон официальной советской идеологии. Впервые после революции власть вспомнила о славном имперском боевом прошлом государства Российского. Политическое руководство страны фактически приступило к подспудному восстановлению былых имперских ценностей.

"Поворот к России", который можно еще назвать - пусть неуклюже - психологическим русским нэпом, - это единственная живая вода, пробивающаяся сквозь серый язык омертвелой России", - написал Лукаш в 1939 году.

22 марта 1940 года, за полтора месяца до своей смерти, на страницах газеты "Возрождение" он опубликовал эссе "Медный Всадник". Напомним контекст: 13 марта завершилась война СССР с Финляндией.

Взятый штурмом Выборг Лукаш расценил как символ грядущего возрождения империи:

"Но не мертвым монументом на площади был царь Петр. Живой бурей он несся над Россией, когда его и не слышал никто.


Мысли эмигранта Ивана Лукаша (1892-1940), считавшего Медного Всадника мистическим образом России, странным образом перекликаются с философией сталинского учебника истории.

Медный Всадник - мистический образ России. Никогда не замрет бег звонко скачущего коня, грома грохотанье. Это и есть Россия. Иной нет.

. Там, под Выборгом, снова, как при Петре, уходили под лед залива русские солдаты, снова терзал их пушечный огонь.

И что же, за коминтерны, за Маркса, за коммунизм они умирали? Все это сгинет, как безводные облака и мглы. В Москве будет переворот, будет Петрово преображение России.

И русские солдаты умирали за него одного - за Медного Всадника, и он простирал над ними руку в вышине, обещая, что его недовершенная Россия будет довершена. "

1. Всемирная история: В 6 т. / гл. ред. А.О. Чубарьян. Т. 5: Мир в XIX веке: На пути к индустриальной цивилизации. М.: Наука, 2019. С. 256.

2. Историю - в школу: создание первых советских учебников // Вестник Архива Президента Российской Федерации. М., 2008. С. 32.

6. Там же. С. 245, 264.

10. Историю - в школу: создание первых советских учебников // Вестник Архива Президента Российской Федерации. С. 10; Краткий курс истории СССР. Учебник для 4-го класса / под ред. проф. А.В. Шестакова. М. 1937. С. 207.

О чем не писали советские (и не пишут российские) учебники истории

Путиловский завод занимал особое место в советской истории. Крупнейший металлургический и машиностроительный завод, насчитывавший к 1917 году более 30 тысяч рабочих, позиционировался как "школа революционной борьбы", "авангард революции". Каждый советский школьник начиная с четвертого класса знал, что:

- с массовой забастовки на Путиловском заводе началась Первая русская революция 1905-1907 годов;

- стачки путиловцев в январе-феврале 1917 года стали прелюдией к Февральской революции;

- в дни октябрьского переворота путиловцы были "на передовых революционных позициях".

Однако в учебных пособиях по истории СССР, описывающих мартовские события 1919 года, "Родина" не обнаружила ни одного упоминания о Путиловском мятеже. О чем же писали?


Краткий курс истории СССР. Учебник для 3 и 4-го классов, под ред. проф. А.В. Шестакова.

С. 173. "В марте 1919 года советская власть победила в Венгрии. Во главе Советской республики стало рабочее правительство".

С. 174. "2 марта 1919 года из разных стран: из Германии, Англии, Франции, Польши, Швейцарии, Ирана, Норвегии, США, Китая, Кореи, с опасностью для жизни, скрываясь от преследования шпионов, пробрались в Москву на первый конгресс (съезд) представители коммунистических партий всего мира".

История СССР. Учебник для 10-го класса, под ред. А.М. Панкратовой. Ч. 3. (1894-1951).

С. 251. "18 марта 1919 года открылся VIII съезд РКП(б). Съезд показал, что ленинский ЦК действительно являлся "боевым органом боевой партии в эпоху Гражданской войны".

История СССР: Эпоха социализма 1917-1957. Учебное пособие для вузов, под ред. проф. М.П. Кима.

С. 160. "Об огромном подъеме национально-освободительной борьбы свидетельствовали и такие события, как мартовское восстание 1919 года в Корее, ряд крупных выступлений индийского народа против английских колонизаторов и др."

История СССР. Учебная книга для 4-го класса. С.А. Алексеев, В.Г. Карцов.

С. 107. "Весной 1919 года армии Колчака приближались к Волге. Надо было задержать и разбить врага. Против Колчака были посланы лучшие части Красной армии. Ими командовал большевик, искусный полководец Михаил Васильевич Фрунзе".

История СССР. Учебник для 9-го класса. И.Б. Берхин, И.А. Федосов.

С. 95. "К весне 1919 года на основе союза рабочего класса и трудового крестьянства были достигнуты серьезные успехи в укреплении Советской власти".

Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. В.В. Мальков.

С. 226. "В марте 1919 года империалисты с помощью внутренней контрреволюции организовали новое антисоветское наступление, положившее начало второму периоду Гражданской войны и иностранной военной интервенции".

Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.

С. 71. "В марте 1919 года войска Колчака взяли Уфу и начали наступление. Оно было поддержано кулацкими мятежами в тылу Красной армии".

Современные учебники для школьников и студентов также ничего не сообщают о Путиловском мятеже в марте 1919 года. Более того, со страниц учебных пособий исчезло название революционного завода.


Семёновича Макаренко. Это было время смелых экспериментов и необычных методик. Многие из них давно изучены и переосмыслены. И лишь один эпизод до недавнего времени оставался в тени – создание первого учебника по истории СССР. Мало кто знает в нашей стране, что такой учебник впервые появился в советских школах только спустя двадцать лет после Октябрьской революции. Создан он был просто в уникальных условиях.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)

3 марта 1936 года

Объявить конкурс на составление лучшего учебника для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории.

В конкурсе могут принимать участие все желающие, без всяких ограничений, как отдельные лица, так и коллективы.

Внешне всё выглядело вполне демократично. На самом же деле вряд ли где-либо проходил подобный конкурс, в котором авторы-участники получали столь жёсткие установочные предписания. За видимой ширмой политкорректности шла тонкая игра – история страны был не тот предмет, который власть собиралась отдавать в руки специалистам. И в результате, участники конкурса оказались в сложнейшей ситуации.

Проект извещения о конкурсе

21 января 1936 г.

Осью всей книги является образование и развитие «государства российского» как некоего целого, как «тюрьмы народов», революционно преобразованной в социалистический союз.

Подобного рода жёсткие установки по поводу исторических формулировок к весне 1936 года уже никого не удивляли. Ещё в конце 20-х в разгар борьбы за власть Сталин начал контролировать всё, что касалось осмысления первых советских лет. Прежде всего, это было связано с тем, что будущий вождь решил подкорректировать собственный имидж. Его оппоненты по внутрипартийной борьбе постоянно ссылались на свой собственный вклад в дело революции, а сам Сталин был в те годы далеко не на первых ролях. Более того, всем было известно, что он мог ослушаться прямого приказа Ленина. Такое поведение не увязывалось с создаваемым образом отца народов.

В связи с этим незадолго до объявления конкурса на лучший учебник, Сталин начал настоящее наступление на гуманитарные науки. Ведь именно они отвечают за мировоззрение граждан. Поэтому представителей гуманитарных наук вызывают в ЦК и дают им понять, что наша страна в данный момент живёт в такое время, в котором разброд и шатания в обществе не нужны. Нам нужна общая консолидированная позиция. А авторитетным человеком, представляющим эту позицию, является только один – Сталин. Аналогичные внушения были сделаны и экономистам. А те, кто продолжал критиковать коллективизацию и индустриализацию, Сталин назвал «кулацкими агентами в науке». В 30-е годы такие слова часто звучали, как приговор.

Историки были под особым контролем. Ссылки на речи Сталина в своих работах для них стали обязательным правилом. Ведь именно в них звучит аксиома, которая не нуждается в доказательствах Мало того, эта тенденция ссылок во всех работах учёных на лидера партии, продержалась до самого конца существования советской власти.

Власти сделали всё, чтобы отрезать историков от их главного источника – архивных документов, которые были переданы в ведение НКВД. Все партийные и правительственные документы автоматически получали гриф секретности. В библиотеках появились так называемые спецхраны, в которые поступали труды неугодных авторов. Многие историки были репрессированы, а исторические факультеты закрыты.

Все эти меры привели к тому, что писать учебник истории было просто некому. Николай Бухарин даже предлагал Сталину параллельно с конкурсом заказать учебник истории пяти различным коллективам – для подстраховки. Для этого пришлось прибегнуть к беспрецедентным мерам.

Мы просим вернуть Томсинского (бывший директор Комиссии АН, член партии, не исключённый, очень знающий и добросовестный, имевший в прошлом очень небольшие грешки (не правые) и в порядке профилактики переведённый в Алма-Ату) и освободить от всякой другой работы.

Перед авторами учебника была поставлена непростая задача. Нужно было с нуля создать историю первых двадцати лет советской власти (и это нужно было делать в то время, когда живы были миллионы свидетелей её становления!) При этом они не могли использовать не только исторические архивы, но и предшествующий опыт преподавания истории.

Преподавание истории в 20-х годах носило своеобразный характер. Такой предмет, как история, был на несколько лет даже исключён из учебных планов. В те времена отказывались не только от различных учебных планов, но даже и от учебников по различным предметам. Их заменяли отдельные брошюры по различным темам. Была создана так называемая школа труда.

Но очень быстро выяснилось, что такая школа не даёт систематизированных знаний. Именно поэтому в начале 30-х годов было решено вновь вернуться к классно-урочной системе, учебным планам и учебникам. Правда, первый опыт оказался довольно неудачным. Не удалось создать по различным предметам стабильные, издаваемые из года в год учебники. Судите сами, только за 1933-35 годы по русскому языку, литературе, арифметике и географии было издано СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ различных учебников!

Заведующий отделом школ ЦК ВКП(б) Борис Волин лично изучил все эти учебники и забил тревогу на самом высоком уровне:

И всю эту халтуру, всё это бескультурье, безграмотность и невежество приходится издавать в этом году в сотнях тысяч экз.!

Но как можно долго всё это терпеть!

Именно в это время власти начинают уделять особое внимание истории. Вышло даже специальное постановление Политбюро от 15 мая 1934 года о преподавании гражданской истории в школах СССР. Согласно этому постановлению предлагалось срочно, к июню 1935 года, подготовить пять учебников по истории для средней школы: по истории древнего мира, средних веков, новой истории, истории СССР и новой истории зависимых и колониальных стран. Правда, дело по созданию этих учебников пошло не так быстро и просто.

Для создания каждого из учебников был создан авторский коллектив. Над учебником по истории СССР работала группа профессора Николая Ванага. В эту группу, как и во все остальные, вошли только историки. К работе над учебниками по истории не привлекли ни учителей, ни психологов. Это была первая, но не единственная ошибка советских властей. Сам срок в один год, данный на создание учебников, говорил о том, что представители власти были далеки от истории и педагогической науки. Это был очень маленький срок для создания полноценных учебников. Результат был закономерен – созданный через год конспект по истории СССР не удовлетворил ни Политбюро, ни лично Сталина. Вот тогда то и возникла сама идея по объявлению конкурса на создание лучшего учебника по истории СССР. Критику и замечания к учебнику профессора Ванага предлагалось использовать как ориентиры для будущих участников конкурса:

Замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»

Авторы слепо копируют затасканные и совершенно не научные определения всякого рода буржуазных историков, забывая о том, что они обязаны преподать нашей молодёжи марксистское, научно-обоснованное определение.

8 августа 1934 года.

И. Сталин, А. Жданов, С. Киров

По меткам и исправлениям в замечаниях видно, что активное участие в создании принимали два человека – Сталин и Жданов, но последнее слово всегда оставалось за Сталиным.

Замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»

Нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР, это во-первых, и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории, это во-вторых.

8 августа 1834 г.

И. Сталин, А. Жданов, С. Киров

Созданные штампы в этих замечаниях продержались всё время существования советской власти, немного смягчаясь с каждым новым партийным лидером. А такие штампы, как Россия это «тюрьма народов», Россия – «жандарм Европы» и миф об абсолютной отсталости царской России прекрасно здравствуют и поныне.

В конечном итоге, на конкурс были представлены ни много ни мало, СОРОК ШЕСТЬ учебников по истории СССР. На каждый из этих учебников каждый из членов жюри составлял подробнейшие замечания по исправлению текста.

В фаворитах оказались шесть учебников. Особенно члены жюри выделяли работу группу Анны Понкратовой, но несмотря на это, в одной только из рецензий было указано 99 замечаний. Каждое из замечаний выглядело примерно так:

Замечания члена жюри к некоторым главам учебника

29 октября 1936 г.

Неправильно говорить о том, что будто бы после 7 ноября крестьяне стали «забирать» помещичьи земли.

В соответствии с исторической действительностью надо рассказать о том, что Советская власть во исполнение закона от 8 ноября 1917 года передавала крестьянам помещичьи земли.

В конце концов, итоги конкурса были озвучены. Итоги оказались неожиданными для всех участников, так как первой премии жюри решило не присуждать. Вторую же премию получила группа профессора А.В. Шестакова. Это был не самый известный историк в то время, но его учебник понравился лично Сталину.

Нужно отдать должное профессору Шестакову. Потрудился он на славу. В каждом предложении, в каждом абзаце использовались сталинские словечки и выражения.: «двурушничество», «фашистские наймиты», «шпионы», «презренные агенты» и т.д. Учебник был на 100% выдержан в подаче информации и оценки событий в сталинском духе.


О таком «вражеском выпаде» Постышев немедленно сообщил Жданову, а тот – Мехлису. Мехлис оказался умнее:

25 ноября 1937 г.

Смотрел с помощью увеличительного стекла значки, о которых пишет т. Постышев. Не вижу никакой свастики. Постышев не там ищет врагов, где они имеются.

Эта трагикомическая переписка говорит о той атмосфере, которая бытовала в то время. Интересно, а что было, если бы Мехлис дал ход «находке» Постышева?

Учебник Шестакова был издан колоссальным тиражом и вскоре поступил во все школы страны. И, несмотря на методические недостатки учебника, политический заказ авторами был выполнен:

Из учебника «Краткий курс истории СССР»

Защита отечества от всех и всяких врагов СССР – высший долг гражданина СССР. Если кто-нибудь перейдёт на сторону врага, выдаст врагу военные тайны СССР – тот изменит своей Родине, своему народу и будет наказан как враг СССР.

Кстати, врагам народа в учебнике был посвящён специальный параграф №64, который назывался «Наши враги и наши друзья за пределами СССР».


Учебник был издан, но классовая борьба продолжалась. И вскоре в учебнике по истории СССР стали появляться такие страницы.

Уникальность конкурса на лучший учебник по истории состоит в том, что абсолютное большинство из членов жюри не дожило до окончательного подведения итогов. Если при объявлении конкурса были перечислены все фамилии членов жюри, то при его оглашении было написано просто – «члены жюри».


Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)

27 августа 1937 г.

Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподование краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3 и 4, но и в 5, 6 и 7 классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории.

Новый учебник по истории СССР появился только перед войной. А учебник Шестакова продолжал издаваться вплоть до 1955 года.

Прошло много лет. Прекратил своё существование СССР. А вопрос о создании учебника по истории теперь уже России остро стоит до сих пор… От кого теперь лично будет зависеть каким он станет?

Школьники сначала в Советском Союзе, а потом в России в основном учились по книгам издательства «Просвещение». «Мел» собрал самые интересные, популярные и заслуженные учебники издательства — каждый найдёт в этом материале несколько хорошо знакомых обложек.

Азбуки и буквари


1. «Букварь» С. П. Редозубова (для сельских школ), 1945 г.

Первое издание «Букваря» под редакцией Сергея Редозубова пришлось на 1945 г. — год Великой Победы. Поколение советских детей, которые пошли в школу осенью 1945-го, — свидетели страшных дней войны. И вопросы первоклассникам в «Букваре» были в духе всеобщих настроений тех дней: «Какое чувство пережили мы все в день победы над врагом? Как мы смотрели в этот день на все окружающее? О ком мы вспоминали в день нашей радости?»


2. «Букварь» А. И. Воскресенской, 1945 г.

«Букварь» Александры Воскресенской, впервые изданный в том же 1945 году, эволюционировал от издания к изданию в духе времени: портреты Иосифа Сталина сменялись портретами Никиты Хрущева, рассказы о хлебозаготовках уступали место заметкам о комбайнах на кукурузных полях.


3. «Азбука» А. И. Воскресенской, 1958 г.

Большинство родителей, конечно же, вспомнят эту азбуку, только взглянув на обложку: одна из самых известных и любимых, та самая «Азбука с аистом» по праву может считаться учебником-долгожителем: она издавалась с 1958 до середины 1980-х годов и была в каждой советской семье. Помимо прочего, эта книга также содержала рекомендации для родителей, как проводить обучение детей шести лет.


4. «Азбука» В. Г. Горецкого, 1994 г.

В 1984 года было положено начало последней в СССР школьной реформе — вместо десятилетнего обучения вводилось одиннадцатилетнее, в первый класс шли учиться с шести лет, а продолжительность учебы в начальной школе увеличилась на один год — с первого по четвертый класс. Специально для первоклашек-шестилеток в 1986 году была создана последняя советская «Азбука», которая потом много раз переиздавалась (на картинке — издание 1994 года).

Учебники, получившие государственную премию


5. «Экономическая география зарубежных стран» И. А. Витвера, 1951 г.

«Экономическая география зарубежных стран» советского географа Ивана Витвера была одним из лучших школьных учебников по географии, выдержала 16 изданий и помимо Советского Союза издавалась в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Китае, Японии, Великобритании и Франции. В 1951 году учебник был награжден Сталинской премией.


6. «Экономическая география СССР» Н. Н. Баранского, 1935 г.

»… Поездки по революционным делам в 1903–1910 годах, в которых я исколесил около 200 тысяч км от Киева до Таммерфорса, от Таммерфорса до Харбина и особенно от Челябинска до Читы и обратно, а затем сверх того еще около 100 тысяч км по делам всяческих ревизий (1918–1923 гг.), показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней», — объяснял свой интерес к предмету апологет районного подхода к изучению географии Николай Баранский.


7. «История древнего мира», 5 класс. Ф. П. Коровкин, 1957 г.

Для своего времени учебник Федора Коровкина «История Древнего мира» был во многом инновационным и уникальным. Основная часть школьных учебников 1950-х годов имела структуру вузовского учебника: такие пособия содержали большое количество фактической информации, но не создавали условий для практического применения знаний. В них отсутствовали документы, вопросы и задания к темам, иллюстрации. Учебник, созданный Коровкиным, был разработан с учетом возрастных особенностей пятиклассников и оказался последовательным, логичным и увлекательным. В 1973 году он был награжден госпремией СССР.

Кстати, на обложке учебника изображена Триумфальная арка в Пальмире, несколько месяцев назад уничтоженная боевиками «Исламского государства» (организация признана террористической, на территории РФ запрещена).


8. «История средних веков», 6 класс. Е. В. Агибалова и Г. М. Донской, 1961 г.

Учебник «История Средних веков» был написан школьными учителями Донским и Агибаловой в 1961 году, тогда же он был отмечен первой премией на открытом конкурсе учебников по истории, а в 1973-м стал лауреатом Государственной премии СССР.

С тех пор этот учебник остается одним из самых востребованных учебных пособий для средней школы, выдержав не менее 25 переизданий. По учебнику, автор которого простая школьная учительница из Харькова, в течение десятков лет изучали историю в Гаване, Польше, Чехии и Китае. Написан этот учебник ярким и живым языком, доступным для шестиклассников, и был переведен на несколько языков.


9. «География», 10 класс. В.П. Максаковский

Учебник, знакомый многим, пережил более 20 изданий. В 1997 году ему была присуждена премия Президента РФ.


10. УМК по ИЗО для начальной школы, 1-4 классы. Б. М. Неменский, 2002 г.

Начиная с 70-х годов под научным руководством Неменского проходил эксперимент по апробации и внедрению в педагогическую практику новых прогрессивных идей. В эксперименте принимали участие художники, философы, психологи, режиссеры, писатели, ученые, педагоги — все они вносили свою лепту в разработку программы, концептуальных подходов и методику преподавания искусства. Огромная многолетняя работа завершилась созданием многих учебников по изобразительному искусству. Один из них — УМК по ИЗО для начальной школы — в 2002 году был награжден премией президента РФ.

Наиболее интересные и популярные учебники


11. «Геометрия», 7-9 классы. В. Ф. Бутузов и др. под ред. В. А. Садовничего, 2010 г.

В серии «МГУ — школе» выпускаются учебники и учебные пособия, созданные профессорами и преподавателями МГУ специально для школьников, в будущем — абитуриентов университета. Основные геометрические понятия и свойства вводятся в учебнике на основе наглядных представлений, что делает его доступным для самостоятельного изучения школьниками. В учебнике активно используются красочные информационные чертежи и фотографии, наглядно показывающие связь изучаемого материала с жизнью. Объяснение происхождения геометрических терминов, подробные исторические справки, отражающие этапы развития геометрии и роль ученых в ее становлении позволяют увидеть, как развивалась геометрия на протяжении столетий.


12. «Алгебра и начала математического анализа», 10-11 классы. А. Н. Колмогоров и др.

В начале 70-х годов в СССР проводилась реформа математического образования в школе, которую возглавили академик Андрей Колмогоров и Алексей Маркушевич — вице-президент академии педагогических наук. Появились новые учебники по математике, алгебре, геометрии. Впервые в школе был выпущен учебник по алгебре и началам анализа под редакцией Колмогорова. Учебник написан на высоком научном уровне и лаконичным языком. Теория изложена с большим количеством примеров, что позволяет легче и нагляднее объяснить учащимся новый материал. По этому учебнику занимается уже ни одно поколение школьников.


13. «Информатика», 7-9 классы. А.Г. Гейн

Курс информатики Гейна призван обучить учащихся базовым понятиям информатики и представлениям об информационных технологиях. Учебный материал излагается как для ОС Windows, так и для OC Linux. Для закрепления пройденного материала в конце каждой главы помещены тематические тесты в форме ЕГЭ. Компьютерный практикум вынесен в отдельный раздел учебника, что позволяет учителю более гибко планировать учебное время. Принципиальной установкой авторов является обязательное использование компьютерной техники для практической работы учащихся при изучении ими информационных технологий.


14. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс

УМК «Английский в фокусе» уникален тем, что это первый учебник английского языка, созданный для общеобразовательных школ страны российскими авторами в тандеме с носителями языка, британскими педагогами и методистами. Это первый учебник, который так гармонично объединил в себе отечественную и зарубежную методику преподавания иностранного языка.


15. «Окружающий мир», 1-4 классы. А.А. Плешаков

Учебник «Окружающий мир» Плешакова — один из самых популярных учебников издательства «Просвещение». Точнее, это целая линейка учебников для всех классов начальной школы. Для того чтобы создать современный учебник, автор примерно на 70-80% обновил привычное содержание учебного предмета. Именно из этих учебников младшие школьники стали впервые узнавать об экологических проблемах и способах их решения, об экономике и безопасности, о всемирном наследии и национальных парках. Или, например, стали осваивать раздельный сбор мусора в быту, что, увы, никак не привыкнут делать многие взрослые.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: