Какой состав народного суда предусматривался положением о народном суде 1918 и 1920 гг

Обновлено: 18.04.2024

Судебная практика рассматриваемого периода регулярно подвергалась обобщению. Свидетельством этого являются материалы Всероссийских съездов губернских и областных комиссаров юстиции, в 1918 г. проходивших раз в три месяца. Первый съезд состоялся в апреле 1918 г., второй — в июле 1918 г. Именно второй съезд обсудил Инструкцию для местного народного суда, в которой определялись основные положения организации суда и судопроизводства. Решения этого съезда легли в основу Декрета о суде № 3, опубликованного 20 июля 1918 г.

Значение нового Декрета в том. что он значительно поднял авторитет и роль местного суда, передав в его ведение все гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и все уголовные, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Местный народный суд получил право применять в качестве наказания лишение свободы на срок до 5 лет.

В качестве кассационной инстанции для окружных судов вместо областных судов и Верховного судебного контроля, предусмотренных Декретом о суде № 2, предполагалось создать временный Кассационный суд в г. Москве, на который возлагался бы также надзор за решениями и приговорами местных судов.

Иностранная военная интервенция и развернувшаяся Гражданская война не позвал ил и советским властям заняться дальнейшим совершенствованием судебной системы. Как и любое новое дело, строительство советской судебной системы осуществлялось «методом проб и ошибок». Гражданская война 1918—1921 гг. затормозила развитие советской судебной системы. Новый этап ее строительства начался лишь в условиях новой экономической политики (нэп), когда в РСФСР в 1922 г. была проведена судебная реформа.

Таким образом, Декретом о суде № 1 создавались две системы судов — общих и особых, что было вызвано тяжелой, напряженной борьбой Советской власти за упрочение революционных завоеваний.

Дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную регламентацию в Декрете о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, были учреждены окружные суды. Округ такого суда охватывал несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Советам принадлежало право отзыва избранных ими членов окружного суда. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а также образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов.

28 января 1918 г. Совнарком учредил трибунал печати для рассмотрения дел о преступлениях и проступков против народа совершаемых путем использования печати. Он действовал в составе трех постоянных судей, избиравшихся Советами не более чем на три месяца. Помимо наказаний, применяемых общими трибуналами, он имел право временно приостановить или навсегда закрыть печатное издание, опубликовавшее ложные сведения.

Для рассмотрения особо важных дел 29 мая 1918 г. был образован Ревтрибунал при ВЦИК. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся ВЦИК на три месяца, и рассматривал дела без участия народных заседателей. Состоявшая при трибунате Центральная коллегия обвинителей осуществляла руководство коллегиями при местных трибуналах.

В июне был создан Кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов. Отдел учреждался в составе председателя, назначавшегося Совнаркомом и утверждавшегося ВЦИК, а также двух постоянных членов — от Наркомюста и ВЦИК. Он не изменял приговор, а либо утверждал его, либо направлял дело на новое рассмотрение. Изменить наказание или прекратить дело мог лишь Президиум ВЦИК по ходатайству Кассационного отдела.

Положение 1918 г. существенно упростило судебную систему. Вместо прежних многочисленных судебных органов оно вводило единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие наиболее опасные преступления, дела о которых рассматривались трибуналами.

Судом второй инстанции для народных судов являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или аналогичной административной единицы.

Народные судьи избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Заседатели утверждались исполкомами Советов по спискам, составленными рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. В подборе судебных кадров строго проводился принцип, по которому судьями могли быть только трудящиеся.

Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинение осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных Советах. Члены коллегии избирались Советами и считались должностными лицами, все они, в том числе защитники и представители сторон, получали за свой труд не гонорар от граждан, а заработную плату, как все служащие госучреждений.

Этот порядок был изменен Положением 1920 г., по которому коллегии защитников были ликвидированы. Теперь для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых составлялись местными исполкомами. Представителями сторон по гражданским делам могли выступать на суде их ближайшие родственники, юрисконсульты или представители советских учреждений.

Кроме судов в Советской России в период Гражданской войны действовали и три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные), военно-революционные (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные трибуналы (учреждены в марте 1920 г.) Кроме того, в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал по делам спекулянтов.

Правовой статус территориальных ревтрибуналов определялся Положением, изданным в апреле 1919 г. и заменившим ранее существовавшие нормативные акты о них. Основные принципы этого закона были развиты в новом Положении о революционных трибуналах, изданном в 1920 г.

Ревтрибуналы существовали в губернских и других крупных городах. Как и народные суды, они были выборными органами — избирались местными Советами. Трибуналы состояли из председателей и двух постоянных членов. По Положению 1920 г. в состав каждого трибунала был введен представитель ЧК, избиравшийся Советами на общих основаниях с другими членами трибунала и имевший с ними равные права.

Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении. Трибуналы имели право контроля над следственной работой ЧК. В 1920 г. это право было расширено.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. Кассационный трибунал должен был добиваться единообразия в деятельности всех трибуналов, разрешать процессуальные и иные вопросы, встречающиеся в их практике.

При ВЦИК действовал также Верховный трибунал, учрежденный в 1918 г., который рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК.

Революционные военные трибуналы создавались при революционных военных советах армий, при реввоенсоветах фронтов и при Реввоенсовете Республики, В компетенцию военных трибуналов входили в основном две категории дел: о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными, и о всяких действиях в прифронтовой обстановке, направленных против Красной Армии.

Порядок деятельности революционных военных и военно-железнодорожных трибуналов в принципе был аналогичен работе территориальных трибуналов.

Судебное управление осуществлялось Народным комиссариатом юстиции. Местные органы Наркомюста — отделы юстиции губисполкомов, уездные бюро юстиции, состоявшие при уездных исполкомах, ведали организацией судебных и следственных органов, юридических консультаций, наблюдали за их деятельностью.

Октябрьская революция 19I7 г. несколько иначе расставила акценты в исполнительном производстве. Многие разработки процессуальной теории и институты права были отвергнуты по причине их «буржуазности». Права даже признанные судебным решением, предполагалось охранять законом лишь постольку, поскольку их осуществление не входило в противоречие с их социально-хозяйственным назначением, а органы исполнения организовывались «волею и революционным творчеством масс».

Исполнительное производство как совокупность общественных действий и правоотношений продолжало и в этот период отражать приоритеты государственной и социальной политики на соответствующем этапе, что особенно ярко проявлялось в регулировании таких институтов, как очередность имущества, на которое налагалось взыскание, и очередность удовлетворения требований различных категорий взыскателей, имущественные и субъектные иммунитеты при денежных взысканиях, возможность и порядок обжалования действий органов исполнения, правосубъектность участников исполнительного производства исполнительные расходы и ответственность.

Так, Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусматривал, что исполнение решений до избрания новых органов исполнения должно производиться Красной гвардией по установленному ранее порядку. все решения предполагалось исполнять немедленно, не взирая на возможное обжалование. Инструкция Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных народных судов» ограничила немедленное исполнение решений по делам, по которым присуждено не более 500 руб., а Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. и вовсе предоставило право решать вопрос о предварительном исполнении решения народному суду, вынесшему это решение; все же остальные решения исполнялись лишь по истечении срока на обжалование.

30 ноября 1918 года ВЦИК РСФСР принял Положение о народном суде РСФСР. Учреждался единый народный суд, работавший, в зависимости от категории дела, в составе: 1) единоличного народного судьи, 2) постоянного судьи и 2 народных заседателей, 3) постоянного судьи и 6 народных заседателей. Впрочем вариант с 6 заседателями просуществовал не долго, т.к. выяснилось, что типичные, часто повторяющиеся ошибки в работе суда в равной мере встречаются в делах, решенных с участием и двух, и шести народных заседателей. При рассмотрении уголовных и гражданских дел народные заседатели во всех стадиях судебного разбирательства пользуются одинаковыми правами с постоянным народным судьей, решая совместно с ним вопросы о факте преступления и применения наказания.Положение содержало правило, запрещающее судьям ссылаться на законы свергнутых правительств. В роли кассационной инстанции выступал совет народных судей, избираемый губернским съездом народных судей.

Народный суд должен был, по замыслу, рассматривать по существу все дела, кроме уголовных дел, подведомственных революционным трибуналам.

Изменения в Положении о едином народном суде были внесены постановлением НКЮ РСФСР от 16 сентября 1920 года. В губернских городах при советах народных судей были учреждены особые сессии народного суда. Следует подчеркнуть, что эти сессии формировались и действовали на тех же основаниях, на которых действовали участковые народные суды. Этим же постановлением в губернских и уездных городах были учреждены дежурные камеры народного суда. Они состояли при советах народных судей или при уездных бюро юстиции. Учреждение дежурных камер имело целью добиться максимальной быстроты и эффективности рассмотрения несложных дел. В дежурных камерах дела должны были рассматриваться в день задержания обвиняемого. 21 октября 1920 года было принято ВЦИК РСФСР новое Положение о народном суде, которое, сохранив все основные принципы Положения о едином народном суде 1918 года, устраняло некоторые его недостатки. Народные суды, избранные соответствующим Советом рабочих и крестьянских депутатов (городские и уездные), в отличие от ранее существовавшего порядка, представлялись на утверждение в губисполком через губернские отделы юстиции. При отсутствии кандидатов на местах губисполком по своему усмотрению сам избирал народных судей. Право отзыва народных судей принадлежало избравшим их Советам или исполкомам с утверждения губисполкома. Это мероприятие содействовало дальнейшему укреплению кадров народных судей путем закрепления лучших из них на судебной работе, а следовательно, и улучшению качества работы народного суда. Положение о народном суде 1920 года внесло серьезные изменения в организацию предварительного следствия. Вместо существовавших ранее следственных комиссий были созданы:1) институты народных следователей при губернских советах народных судей.2) институт следователей по важнейшим делам при губернских отделах юстиции

3) институт следователей по важнейшим делам при Наркомюсте.

Высший судебный контроль за законностью судебных приговоров и решений возлагался на Наркомат юстиции, который мог объявлять судебные акты не имеющими законной силы и возобновлять дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом в качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: на уровне республики - Наркомат юстиции, в губерниях - губернские отделы юстиции, в уездах - уездные бюро юстиции.

По инициативе местных советов в ходе революционных преобразова­ний уничтожалась старая судебная система и создавались новые судебные органы: революционные суды, суды народной совести, народные и прочие суды. В своей деятельности они руководствовались «революционным пра­восознанием», «революционной совестью», обычаями. Но уже в ноябре 1917 г. новое государство приступило к формированию единой судебной системы. Законодательную базу ее составили три декрета о суде: № 1 – от ноября 1917 г., № 2 – от февраля 1918 г. и № 3 – от июля 1918 г. Кро­ме них в ноябре 1918 г. было утверждено Положение о народном суде РСФСР.

Первым декретом была упразднена дореволюционная судебная система, ликвидированы старые суды, прокуратура и адвокатура, институт судеб­ных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды н со­ставе одного судьи и двух очередных народных заседателей, избранных ме­стными советами. Они могли решать гражданские дела (с суммой иска до 3 тысяч рублей) и дела уголовные (с наказаниями до 2 лет лишения свобо­ды). Предварительное следствие осуществляли сами судьи, а обвинителя­ми и защитниками могли выступать любые лица, обладавшие граждан­скими правами. Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кас­сационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.

Попытка воссоздать окружные суды, следственные комиссии и коллегии правозаступников для поддержки обвинения или защиты, предприня­тая в ходе реализации декрета о суде № 2, не увенчалась успехом. Эти ор­ганы, поскольку в них стали активно действовать старые юристы и левые эсеры, имевшие большое влияние в судебной сфере, были распушены осе­нью 1918 г. Что касается декрета о суде №3, то он лишь расширил компе­тенцию местных судов (иски до 10 тысяч рублей и наказание до 5 лет).

Большое значение имело Положение, которое унифицировало судеб­ную систему, учредив единую форму суда – народный суд (судья и от 2 до 6 заседателей). Судьи выбирались местными советами из людей, пользо­вавшихся гражданскими правами и имевшими опыт политической рабо­ты. Были созданы также коллегии обвинителей и защитников из должно­стных лиц при уездных и губернских исполкомах советов и комиссии для проведения предварительного следствия, которое осуществлялось ими вместе с милицией или судьями.

Новые суды руководствовались в своей практике декретами новой вла­сти, политическими программами партий, прежде всего, большевистской, «революционным правосознанием». Поначалу не возбранялось использо­вать «законы свергнутых правительств», если они не противоречили но­вым принципам. Но в 1918 г. все ссылки на старые законы были запреще­ны. В деятельности судов доминирующими стали социальные и политиче­ские мотивы, а подмена судебного решения решениями властных органов – нормой жизни.

Наряду с местными судами создавалась особая судебная система. Уже декрет о суде № 1 учредил революционные трибуналы, призванные бороть­ся с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Такова была социальная направленность деятельности ревтрибуналов. В их со­став входили председатели и 6 заседателей, избиравшихся губернскими и городскими советами. Советы избирали и особые следственные комиссии ревтрибуналов.

Первыми стали действовать в январе 1918 г. ревтрибуналы печати, од­новременно их стали создавать повсеместно, на уровне республик, губер­ний, уездов и даже волостей. Декрет «о революционных трибуналах» от 17 мая 1918 г., подготовленный Наркомюстом, предпринял попытку упоря­дочить их деятельность и ограничить ее пределами крупных центров. Бы­ло признано также нецелесообразным делить трибуналы по направлениям их работы. В целях централизации системы при ВЦИК создавались Рево­люционный Трибунал и Кассационный отдел, который рассматривал жа­лобы и протесты на приговоры местных трибуналов.

В условиях гражданской войны ревтрибуналы подверглись реоргани­зации. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением изменил их состав (в них входили теперь 3 члена) и компетенцию, предоставив им право проверять следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями могли осуществлять предварительное следствие. Судебное рассмотрение в ревтрибуналах должно было начинаться не позднее 48 ча­сов с момента окончания следствия. Вводились отраслевые виды трибуналов: военно-полевые и транспортные суды, железнодорожные трибуналы, военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий).

В марте 1920 г. согласно новому Положению о ревтрибуналах была проведена ещё одна реорганизация, в ходе которой упразднялись следст­венные комиссии, а функции следствия передавались в органы ВЧК и осо­бые отделы. С этого времени в состав ревтрибуналов стали входить пред­седатели губернских ЧК. Ревтрибуналы вели ускоренное судопроизводство, имели право применении высшей меры наказания и выбора любых других мер уголовной репрессии. Все это вместе с использованием ярко выраженных социальных критериев при определении наказаний придавало ревтрибу­налам характер чрезвычайного органа.

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные орга­ны репрессии. 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образова­нии Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при Совнаркоме по борь­бе с контрреволюцией и саботажем. Уже в первом своем циркуляре мест­ным советам ВЧК предлагала присылать в ее адрес «все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа». Было предложено также создавать ана­логичные органы политической репрессии на местах.

Под руководством ВЧК с марта 1918г. в губерниях и уездах стали дей­ствовать местные ЧК, получившие исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиций и конфискаций и создание специальных боевых отрядов. В октябре 1918 г. вступило в действие «Положение о ВЧК и ме­стных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». ВЧК объявлялся в нем органом СНК, работающим в тесном контакте с Наркомюстом и Наркомвнудел, а местные ЧК – отделами ме­стных советов. Кроме них действовали специализированные органы этой системы: пограничные, транспортные ЧК, особые отделы ВЧК в армии и на флоте. Это был мощный аппарат политических репрессий, железной рукой искоренявший контрреволюцию. Органы ЧК производили обыски и аресты, вели следствие, сами рассматривали дела по существу, определя­ли меры наказания и приводили в исполнение приговоры, в том числе смертную казнь. «Общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке.

Такими широкими полномочиями чрезвычайные органы обладали в период «красного террора» (с сентября 1918 по февраль 1919 гг.). Именно в этот период широко применялась практика взятия и расстрелов залож­ников, арестов разного рода «подозрительных лиц». После передачи в феврале 1919 г. права выноса приговоров по делам, проводимым Ч К, рев­трибуналам, органы ВЧК сохранили возможность применять внесудебную расправу в особых случаях (в местностях, находящихся на военном поло­жении, при вооруженных выступлениях и пр.). Они стали и организатора­ми сети концентрационных лагерей, с 1918 г. образовавшихся по всей стране.

В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении снискавшей печальную известность ВЧК. В новых историче­ских условиях функции чрезвычайного органа «борьбы с контрреволюци­ей» были переданы Главному политическому управлению (ГНУ) при НКВД.

В ходе вооруженного восстания в Петрограде был создан ещё один правоохранительный орган – рабочая милиция. Главным принципом её формирования была добровольность. На службу в милицию брали только людей с «рабочим и крестьянским происхождением». Согласно инструк­ции НКВД и Наркомюста, принятой в октябре 1918 г., главными её функ­циями были борьба с преступностью и охрана общественного порядка. С 1920 г. к ним добавилась ещё одна: проведение следственных действий и дознания по уголовным делам. Организационно милиция подчинялась Главному управлению рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР, а на местах создавались управления, находившиеся в двойном подчинении: НКВД и местным исполкомам советов. С 1920 г. милиции подчинили «общие места заключения для изоляции враждебных элементов».

— дела о наиболее тяжких, опасных преступлениях, связанных с посягательством на человеческую жизнь, причинением тяжких телесных повреждений, изнасиловании, разбое, подделке денежных знаков и документов, взяточничестве, спекуляции монопольными и нормированными продуктами потребления рассматривались народными судьями и шестью народными заседателями;

— все остальные гражданские и уголовные дела рассматривались судом в составе судьи и двух заседателей;

б) сохранялся прежний порядок избрания народных судей и заседателей:

— кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и располагать опытом политической работы;

— списки народных заседателей составлялись рабочими организациями, волостными и сельскими советами;

— народные заседатели утверждались исполкомами городских, уездных или волостных советов, а народные судьи — местными советами;

в) ликвидировались все окружные суды и Московский кассационный суд;

г) для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов в губерниях создавался Совет народных судей;

д) судам запрещалось ссылаться на законы прежних правительств; при отсутствии необходимых норм, установленных декретами и основными актами советского правительства, разрешалось руководствоваться «социалистическим правосознанием»;

е) защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами;

ж) предварительное следствие производили следственные комиссии, милиция или сами судьи.

2. Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. вносились изменения:

а) в порядок избрания и отзыва народных судей:

— избирались местными советами, но подлежали утверждению губернскими исполкомами советов;

— отзыв народных судей осуществляли избравшие их местные советы;

— каждый отзыв подлежал утверждению губернским исполкомом совета;

— до утверждения отзыва народный судья продолжал свою работу либо отстранялся от должности;

б) в порядок организации и проведения предварительного следствия:

— вводилось обязательное предварительное расследование по уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести заседателей;

— по остальным уголовным делам судья мог ограничиться проведенным органами милиции дознанием либо передать дело народному следователю;

— коллегия народных следователей действовала при губернском Совете народных судей, а народные следователи избирались и отзывались губернскими исполкомами Советов;

в) в порядок осуществления защиты:

— упразднялись коллегии правозащитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных советов;

— защита стала осуществляться в порядке общественной повинности граждан, которые по своей профессии, образовательному, партийному или служебному стажу были подготовлены для этой работы;

— списки защитников составлялись исполкомами местных советов.

Таким образом, деятельность советских судов была ориентирована преимущественно на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий.

III. Положения о военных трибуналах в РСФСР

1. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1919 г. внесло изменения в систему революционных трибуналов республики:

а) предусматривалось сокращение сети революционных трибуналов:

— сохранялись только при губернских советах и в городах численностью более 200 тысяч жителей;

— все остальные ревтрибуналы подлежали упразднению;

б) устанавливался состав ревтрибуналов: председатель и два народных заседателя, избираемых губернскими советами,

в) к участию в судебном разбирательстве по усмотрению трибунала допускались защитники и обвинители;

г) трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие;

д) судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия;

е) закреплялись отраслевые ревтрибуналы: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

2. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1920 г.:

а) в состав революционных трибуналов вводился представитель губернской Чрезвычайной комиссии;

б) учреждалась при революционных трибуналах должность следователя-докладчика:

— должен был готовить заключения по поступившим делам;

— докладывал свое заключение на заседаниях революционного трибунала;

в) упразднялись специальные следственные комиссии; их функции возлагались на органы ВЧК и особые отделы;

г) закреплялись особенности судебного процесса в революционных трибуналах:

— право применения высшей меры наказания;

— свобода в выборе средств уголовной репрессии;

— использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегий при советах;

— ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний.

Таким образом, проведенные изменения в системе революционных трибуналов в полной мере соответствовали курсу советской власти на беспощадное истребление ее врагов, стремлению запугать население и заставить его исполнять советские законы.

IV. Судебная реформа 1922 г.

(Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября

1. Учреждалась новая система судов:

а) народный суд в составе одного народного судьи или судьи и двух народных заседателей;

б) губернский суд;

в) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

2.Предусматривалось создание достаточно развитой системы специальных судов:

а) военные трибуналы по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной армии;

б) особые трудовые сессии народных судов для рассмотрения дел, связанных с нарушением КЗОТ;

в) центральные и местные арбитражные комиссии для рассмотрения имущественных споров между государственными органами.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

В годы гражданской войны в судебной системе произошли заметные изменения. 30 ноября 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, которое вводило единый народный суд. Практика существования окружных судов себя не оправдала. Единый народный суд рассматривал все уголовные гражданские и дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже. В зависимости от сложности дела народный суд действовал в трех составах.

В составе единого судьи народный суд рассматривал дела о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства, в составе судьи и шести народных заседателей — посягательство на человеческую жизнь, причинение тяжелых ран или увечий, изнасилование, разбой, подделка денег и документов, взяточничество и спекуляция. Остальные дела рассматривались в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели пользовались одинаковыми правами с народными судьями.

Народные судьи и народные заседатели избирались местными Советами или исполкомами уездных Советов из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом. Народные судьи должны были иметь либо опыт политической работы в партийных, профсоюзных, советских и иных организациях или учреждениях, либо теоретическую и практическую подготовку для должности советского судьи. Народные судьи могли быть в любое время отозваны избравшими их Советами или исполкомами. Таким образом, последовательно проводился классовый подход к формированию и деятельности народных судов. Программой РКП (б) был сформулирован принцип «выборности судей из трудящихся только трудящимися» и проведен во всей организации суда.

По Положению от 30 ноября 1918 г. судоговорение велось на местных языках, обвиняемому предоставлялось право на защиту. При рассмотрении дел применялись декреты Советской власти, а при их отсутствии — социалистическое правосознание. Ссылки в приговорах и решениях судов на законы свергнутых правительств воспрещались. Таким образом, существенно сужалась правовая база народных судов.

Судом второй, кассационной, инстанции, по отношению к народному суду был Губернский Совет народных судей (Губсовнарсуд). Он состоял из народных сулей и избирался на губернском съезде народных судей.

Защиту обвиняемых и представительство сторон в гражданском процессе осуществляли специальные коллегии. Их члены избирались Советами. Они считались должностными лицами и получали заработную плату.

С учетом накопленного опыта в октябре 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о народном суде. Народные суды, как и прежде, избирались местными Советами, но теперь подлежали утверждению губернскими исполкомами. По уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести народных заседателей, вводилось обязательное предварительное расследование. Его проводили народные следователи, которые избирались и отзывались исполкомами губернских Советов.

Существенно изменялся порядок обвинения и защиты. Вместо коллегий защитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных Советов, обвинение и защиту осуществляли в порядке общественной повинности граждане, назначавшиеся губернскими, городскими, уездными и районными исполкомами из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом.

Революционные трибуналы. В условиях Гражданской войны была расширена подсудность революционных трибуналов. По Положению «О революционных трибуналах» от 12 апреля 1919 г., их ведению подлежали дела о контрреволюционных преступлениях, спекуляции. крупных должностных преступлениях, дела о явной дискредитации власти советскими работниками, о злостном дезертирстве. При вынесении приговора революционные трибуналы руководствовались «исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести».

Революционные трибуналы создавались в губернских городах или городах с населением свыше 200 тыс. Каждый ревтрибунал состоял из председателя и двух членов. В трибунал сроком на один месяц избирались «исключительно ответственные политические работники». Допущение обвинения или защиты зависело от усмотрения трибунала. При участии обвинителя обязательно участвовал защитник.

Вместо кассационного отдела при ВЦИК был учрежден Кассационный трибунал, который рассматривал кассационные жалобы и протесты по делам, разбиравшимися революционными трибуналами.

18 марта 1920 г. новое Положение о революционных трибуналах предусматривало, что они учреждались со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним ЧК, особыми отделами, комиссиями по борьбе с дезертирством. Трибуналам предоставлялось в пределах действующих декретов не ограниченное ничем право определения мер репрессии.

По Положению члены трибунала избирались местными Советами и губернскими исполкомами сроком на три месяца, причем в состав трибунала включался представитель коллегии ГубЧК.

Новым звеном судебной системы стали революционные военные трибуналы. Они были учреждены для рассмотрения преступных деяний, совершенных военнослужащими Красной Армии и военнопленными. Революционным военным трибуналам также предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». Однако, как видно из доклада председателя Революционного трибунала республики К.Х. Данишевского на X съезде РКП(б), количество смертных приговоров, вынесенных революционными трибуналами за первое полугодие 1920 г., не превышало 4%, а к условным наказаниям было приговорено около 20% общего числа подсудимых 1 См.: Данишевский К.Х. Революционные военные трибуналы. М.. 1920. С. 41-42. .

С первых дней Советской власти важнейшее значение предавалось функции контроля за работой государственных учреждений. Поэтому неслучайным был тот факт, что в числе других наркоматов Конституция РСФСР предусмотрела народный комиссариат государственного контроля. На него были возложены задачи финансового контроля (исполнение государственного бюджета), а также контроль за неуклонным претворением в жизнь всеми государственными учреждениями требований советских законов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: