Какой скорее всего окажется цель речи если тема определена так необходимо ввести суд присяжных

Обновлено: 24.04.2024

КНИГИ 439561 АВТОРЫ 134585 СЕРИИ 45106 ЖАНРЫ 505 ГОРОДА 1168 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16731 ТЕГИ 392971 СТАТЬИ 759

больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему… Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке, это уж по вашей части, Христиан Иванович, — всякую болезнь: когда кто заболел, какого дня и числа. Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача… Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашнее хозяйство заводить всякому похвально, и почему ж сторожу и не завести его? Только знаете, в таком месте неприлично. Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал… (Н.В. Гоголь)

1. “Об изменениях в Российской Конституции, принятых Государственной Думой в этом году” — на ткацкой фабрике. 2. “О положении в Чечне” — в воинской части. 3. “Как организовать фермерское хозяйство” — в колхозе. 4. “Жив ли российский кинематограф?” — перед студентами вуза. 5. “О перспективах образования в России Республики немцев Поволжья” — на заводе в г. Энгельсе.

Задание № 6. Объясните разницу между реальной и конкретной аудиторией в каждом из приведенных случае. Как следует перестроить подготовленную заранее речь в новых условиях общения?

1. Вы должны выступить в Детском Центре перед членами хоровой студии и сообщить им о том, что только что принято решение провести долгожданный детский вокальный конкурс в Волгограде. Однако когда вы пришли в Детский Центр, организаторы попросили вас сообщить эту радостную новость собранию всех кружковцев Центра, которое в этот момент проходило.

2. На торжествах по случаю годовщины победы в Сталинградской битве вы должны обратиться с приветственным словом к ветеранам. Однако программа изменилась и ветераны пока заняты в другом месте. Перед вами сидит молодежная аудитория.

3. Вам поручили выступить с речью и поблагодарить спонсоров, предоставивших школе оборудование для дискотеки. Однако предыдущий оратор высказал половину приготовленных вами мыслей.

4. Вы подготовили выступление о нравственном величии декабристов для заседания исторического кружка, причем кроме старшеклассников на нем присутствовали и студенты исторического факультета. Все прошло очень удачно, и учитель истории попросил вас повторить выступление в 6 классе.

Задание № 7. Какой скорее всего окажется цель речи, если тема определена так:

1. День победы — ваш праздник. 2. Необходимо ввести суд присяжных. 3. Сны и сновидения. 4. Необходима реформа городского самоуправления. 5. Введем в школе новую систему оценок. 6. Как предупредить простудные заболевания. 7. Вам необходимо избавиться от речевых ошибок. 8. Двадцать лет родной школе. 9. Чего можно добиться с помощью диеты. 10. Нужно сохранить бесплатное высшее образование.

Задание № 8. Определите тему и задачу в следующих риторических текстах.

1. Дорогие метростроевцы! Честь вам и слава за прекрасный подарок, сделанный москвичам к Новому году! Все мы знаем, с каким упорством и мужеством, с какой изобретательностью вы трудились на этой трассе! И вы сделали чудо! Вы стали победителями самых неожиданных препятствий. И станция «Медведково» не просто очередная станция Московского метрополитена, а памятник мужеству каждого строителя этого сооружения. (М. Дудин)

2. Господа! Олимпийские игры — это самое представительное на сегодняшний день движение, охватывающее почти все страны и народы. Интерес к ним огромен: никакое другое событие не передается по всем информационным каналам земного шара так полно, как ход игр. Язык их — голы, очки, секунды — не нуждается в переводе, он понятен всем. Поэтому я считаю разумным предложение проводить Олимпиады не раз в четыре года, а раз в два года. В наше неспокойное время людям нужно чаще встречаться, а ведь Олимпиады — это всеобщий праздник — символ объединения людей. (В. Гаврилин)

3. Господа! Вы, конечно, помните, что первая книга на языке эсперанто появилась в 1877 году. Автором ее был доктор Заменгоф — создатель этого международного языка. И вот сегодня мы собрались с вами по случаю выхода в свет "Полного иллюстрированного словаря на языке эсперанто". Он содержит 15 тысяч корней. Народы, говорящие на романских языках, даже не изучая современный вариант эсперанто, поймут 9 из 10 слов этого языка. Представители германских языков встретят 65 % знакомых слов, славянам будет понятно 25 % слов. Все это свидетельствует о том, что наш словарь послужит делу распространения эсперанто во всем мире, делу сплочения всего человечества. (П.А. Коржавин)

4. Дорогие друзья! Скоро выйдет первый выпуск студенческой газеты. У нее еще нет названия. Издатели газеты не решились взять на себя ответственность дать имя новому изданию. И решили предложить сделать выбор вам, будущим читателям первой студенческой газеты нашего института. Ибо только острый ум студента найдет то меткое, яркое и запоминающееся слово, которое станет символом свободной студенческой мысли. Конечно, сейчас конец семестра, приближается сессия, и ваши умы заняты более серьезными вещами, чем участие в конкурсе на лучшее название газеты. Но несмотря на это мы надеемся, что вы выкроите минутку драгоценного времени и напишете нам письмо со своим вариантом названия. А когда ваш вариант окажется лучшим, вас будет ожидать маленький, но приятный сюрприз. (Устная речь)

5. Ребята! Вы, конечно, знаете, что самый большой недостаток нашего календаря заключается в том, что числа месяцев каждый год переходят с одних дней на другие, т. е. 1 февраля, например, может быть и понедельником, и вторником, и средой. Вопрос об усовершенствовании календаря регулярно поднимается мировым сообществом. Разрабатываются проекты реформы всемирного календаря. Так, по одному проекту день 31 декабря переносится из 4 квартала в первый, переименовывается в нулевое января — праздничный день Нового года и исключается из недельного счета. При этом 1 января (всегда понедельник) будет первым рабочим днем года. В високосном году день 29 февраля тоже исключается из недельного счета. Так достигается постоянство календаря и устраняется раздробленность недель между кварталами и годами. При этом не происходит перемещения дат. (К. Сергеев)

6. Друзья! Не огорчайтесь тому, что вы не смогли поступить в литературный

Задание № 1. Администрация Центрального района проводит совещание с приглашением представителей общественности на тему: “Экологические проблемы Центрального района”. Проанализируйте заявленные темы для выступления и выскажите свое мнение о том, достаточно ли они актуальны и разрешимы. Уточните те темы, которые вызовут у вас возражение. Обоснуйте свое мнение.

1) О необходимости ликвидации автостоянки у Центрального рынка.

2) О загрязненности Волги в районе Центральной набережной.

3) О необходимости улучшения работы фонтанов на Центральной набережной и на проспекте Ленина.

4) О необходимости организации своевременной уборки мусора из дворов южной части района.

5) Об улучшении озеленения района.

6) О борьбе с загазованностью автотранспортом в районе.

7) О влиянии вредных выбросов предприятий соседних районов на экологическую ситуацию в Центральном районе.

8) О реконструкции Центральной набережной.

9) О недопустимости строительства моста через Волгу в Центральном районе.

10) О необходимости внесения изменений в экологическое законодательство России.

11) О необходимости увеличения финансирования экологических программ из госбюджета.

12) О необходимости организации своевременной уборки и полива улиц и дорог в районе.

1- Эта тема не актуальна так как автостоянка в этом месте необходима, при ее ликвидации возникнет ряд неудобств.

2- Да эта тема актуальна для обсуждения, потому что вода это один из самых необходимых ресурсов для жизни человека.

3- Нет, потому что на экологию работа фонтанов никак не влияет.

4- Да разумеется, своевременная уборка мусора необходима не только в южном районе города, но и в любом. Большое скопление мусора может быть источником различных инфекций.

5- Да конечно, ведь как нам известно зеленая растительность за счет фотосинтеза способна выделять кислород, а это имеет прямое воздействие на экологию.

6- Да можно взять и эту тему, машин все больше и больше, а тех кто задумывается о вреде этого окружающей среде не так много, есть например более экологичные двигатели для транспорта.

7- Да, так как выбросы могут легко распространиться на соседние районы.

9- Нет, строительство моста не даст экологии отрицательный эффект, строительство не предусматривает выброса в реку ни каких вредных веществ.

10- Нет актуальности этой темы так как этот вопрос требует очень больших полномочий, поговорить можно, но результат будет сведен к нулю.

11- Да, актуальна, если данная администрация в силах разрешить этот не легкий вопрос.

12- Да, конечно эта тема актуальна, потому что будет меньше мусора и пыли ,а это немного улучшит экологическое состояние города.

Задание № 2.Помогите говорящему оценить степень уместности темы для данной аудитории: можно использовать или нельзя; если можно, то в каком аспекте, если нельзя, то почему.

1. В отделе, где работают исключительно люди пенсионного возраста: А) Социальная политика правительства; Б) О воспитании молодежи; В) Мода вчера и сегодня; Г) Что такое современный рок; Д) Секреты рационального питания.

2. В женском клубе: А) Мода вчера и сегодня; Б) Спорт — посол мира и дружбы; В) Секреты французской кулинарии; Г) Налоговая политика в Мексике; Д) Социальная политика правительства.

3. В шахматном клубе: А) Спорт — посол мира и дружбы; Б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; В) О новейших приемах рыбной ловли; Г)Новая система организации турниров по переписке; Д) Как вести себя в обществе.

4. Перед школьниками старших классов на классном часе: А) Что такое современный рок? Б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; В) Как вести себя в обществе; Г) О новых методах выращивания клубники; Д) Гастрольная афиша Волгограда.

5. На родительском собрании: А) О воспитании молодежи; Б) Гастрольная афиша Волгограда; В) О новой методике преподавания математики в старших классах; Г) Как помочь детям подготовиться к экзаменам? Д) Как организовать фермерское хозяйство?

1. В отделе, где работают исключительно люди пенсионного возраста:

А) Да для пенсионеров это будет вполне интересно, особенно про пенсии и льготы.

Б) Актуальна, если там будет затронут вопрос например как наладить контакт со своим внуком, внучкой, дочкой или сыном.

В) Нет, мода требует больших затрат, а пенсионеры стараются беречь каждую копеечку, да и им самим это уже не привлекает, не те интересы уже.

Г) Категорически нет, рок это музыка скорее в основном для молодежи, а пенсионеры зачастую предпочитают классику.

Д) Да рациональное питание может быть очень полезно для здоровья, а пенсионеры почти всегда озабочены улучшением своего здоровья. И будет в радость найти какой либо способ хотя бы немного улучшить свое самочувствие.

2. В женском клубе:

А) Да, все дамы всегда интересовались и будут интересоваться модой.

Б) Нет, спорт в женских клубах не очень уместен, тема слишком пространная, скорее это лучше отнести к мужской аудитории.

В) Да, послушать такую лекцию в данном коллективе будет много желающих, например как удивить мужа, или приготовив очень вкусное блюдо покорить сердце мужчине, да и в конце концов расширить свой репертуар поварского искусства.

Г) Нет, эта тема совершенно не будет интересна данной аудитории, ну кому какое дело до налогов в Мексике?

3. В шахматном клубе:

А) Да, актуальна, особенно если тема будет касаться шахмат или спорта имеющего связь с шахматами.

Б) Да, так как эта тема напрямую связана с шахматами.

В) Нет, не актуальна, может кому то и интересно, основную часть аудитории эта тема будет не нужна, так как тема аудитории уже определена.

Г) Да, почему нет, эта тема затрагивает интересы клуба. Возможно проведение турниров станет значительно удобнее.

Д) Нет, люди там и так вполне интеллигентные, эта лекция возможна могла бы быть дополнительной для тех, кто сам пожелает.

4. Перед школьниками старших классов на классном часе:

А) Да безусловно, много молодежи сейчас интересуется рок музыкой и если правильно ее преподнести, например для расширения кругозора или знакомства, то время будет потрачено не зря.

Б) Да, эта тема будет весьма полезной для подрастающего поколения. Часто среди школьников встречаются личности которые ведут себя не корректно.

В) Нет, эту тему тяжело будет преподать в развлекательной форме, дети скорее будут к ней равнодушны.

Г) Да, если члены данной аудитории проживают в этой области. Можно поговорить о том, как провести свободное время.

5. На родительском собрании:

А) Да, может быть актуальной, много родителей не справляются с воспитанием своих детей и нуждаются в полезном совете.

Б) Да, но опять же, если мы общаемся с аудиторией данного города. Например, куда можно сводить класс на выходных.

В) Нет, эта тема обсуждения скорее больше подходит для учительского совещания.

Г) Да, актуально, ведь самостоятельно и плодотворно подготовиться к экзаменам не каждому по силу.

Д) Нет, эта тема больше подойдет для пожилых людей, например для пенсионеров.

Задание № 3. Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялись следующие выступления. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной?

1. Дамы и господа! Прежде чем я решился выступить перед вами, я спросил себя, не покажется ли странным и дерзким, что филистер, выражаясь на студенческом жаргоне, предстанет перед студентами, чтобы поучать их, достигших известной высоты образования, которая не доступна нашей братии. Но с другой стороны, я не мог не сознаться, что в данном случае речь идет о вопросе, в котором я, возможно, более сведущ, чем некоторые из студентов, и поэтому было бы вполне уместным прочесть этот доклад. Я не мечтаю покорить вас сразу и сделать настоящими социал-демократами. Конечно, я был бы рад, если бы мне удалось убедить большую часть из вас в справедливости социал-демократических идей и в необходимости осуществления социал-демократического идеала. Но гораздо важнее для меня убедить вас в необходимости заняться социалистическим движением и социализмом вообще, отвлечься от узкого круга занятий студента, оглядеться и понять, что то, что вам чаще всего говорили о социализме и социал-демократии, основано в очень большой степени на преувеличении, непонимании и незнании движения или же на злонамеренности… (Август Бебель)

2. Я назвал бы его Наполеоном, но Наполеон пришел к власти ценой вероломства и через море крови. Он же ни разу не нарушил своего слова. Я назвал бы его Кромвелем, но Кромвель был только солдат, и государство, им основанное, ушло вместе с ним в могилу. Я назвал бы его Вашингтоном, но великий виргинец держал рабов. Этот же человек скорее поставил бы на карту судьбы империи, чем допустил работорговлю. Сегодня вы читаете историю, ослепленные предрассудками. Через 50 лет, когда восторжествует правда, Клио, поставившая Фокиона в пример греку, Брута — римлянину, Гемпдена — британцу, Лафайета — французу, избравшая Вашингтона как совершенное воплощение цветущего утра нашей цивилизации, а Джона Брауна как зрелый плод ее полудня, — муза истории напоит перо солнечным сиянием и напишет на голубом просторе над нами имя солдата, государственного деятеля и мученика — Туссена-Лувертюра. (Уиндел Филлипс)

3. …Я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему… Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке, это уж по вашей части, Христиан Иванович, — всякую болезнь: когда кто заболел, какого дня и числа. Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача… Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашнее хозяйство заводить всякому похвально, и почему ж сторожу и не завести его? Только знаете, в таком месте неприлично. Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал… (Н.В. Гоголь)

1 Текст–Аудитория конфликтная, это скорее всего студенты, а характерная черта заключается в том, что они негативно относятся к социал-демократии. Обращение идет напрямую. Я думаю что оратор хочет привлечь аудиторию к определенным политическим взглядам и при этом избежать конфликтов в итоге прийти к общей позиции.

2 Текст –Это явно эрудированная аудитория, скорее всего хорошо знающая историю, возможно ее большая часть состоит из интеллигентных людей. Тип речи убеждающий, так же здесь есть и эмоциональное воздействия. Оратор явно хочет возвысить какого то человека в глазах слушателей.

3 Текст – Здесь оратор выступает в роли недовольного чиновника государственной власти, он обращается с призывающей к действию речью. Обращение идет напрямую, аудитория инфантильная так как автор намерен побудить их к действию потому что те совсем распоясались. Скорее всего это люди среднего возраста или пожилые занимающие руководящие должности в различных богоугодных заведениях.

“Об изменениях в Российской Конституции, принятых Государственной Думой в этом году” — на ткацкой фабрике.

Ответ: Коллектив данной аудитории будет состоять по большей части из женщин среднего возраста, сомневаюсь что им будут интересны политические вопросы, во первых: мало женщин которые разбираются в политике (без обид), во вторых: наименование данного заведения не предусматривает актуальность таких лекций в принципе, а значит и аудитория будет либо инфантильная, либо соглашатели. Если оратор все же решиться произносить лекцию на ткацкой фабрике, ее необходимо максимально сократить и убедить слушателей в актуальности данной темы по отношению к ним самим.

Задание № 5. Объясните разницу между реальной и конкретной аудиторией в каждом из приведенных случаев. Как следует перестроить подготовленную заранее речь в новых условиях общения?

1. На торжествах по случаю годовщины победы в Сталинградской битве вы должны обратиться с приветственным словом к ветеранам. Однако программа изменилась и ветераны пока заняты в другом месте. Перед вами сидит молодежная аудитория.

Ответ: Реальная аудитория – это та о которой было известно заранее и для которой было приготовлено выступление, в данный момент для ветеранов. (образованные, пережившие войну, для данной темы конструктивная аудитория) Конкретная аудитория это та которая на яву перед нами – это молодежь (неспециалисты, много инфантильных) Из-за смены аудитории часть речи о воспоминаниях теряет актуальность, необходимо проникнуть в их сердца, рассказать об ужасе войны, об ужасной тяжелой ноши выпавшей на долю ветеранов и что их уже в живых на данный момент единицы.

2. Вы подготовили выступление о нравственном величии декабристов для заседания исторического кружка, причем кроме старшеклассников на нем присутствовали и студенты исторического факультета. Все прошло очень удачно, и учитель истории попросил вас повторить выступление в 6 классе.

Ответ: Реальная и конкретная аудитории смешанные, состоящие из старшеклассников и студентов истор. Вуза. Потенциальная аудитория ученики 6-го класса. Аудитория состоящая из студентов и старшеклассников более образованная и сведущая в вопросах данной темы, а так как исторический кружок дело добровольное, то слушатели глубоко заинтересованы, а значит это конструктивная аудитория. Напротив ученики 6 класса имеют меньше знаний и наверняка и них обширного представления о данном вопросе, аудитория может быть конфликтной и иметь часть соглашателей и поэтому есть необходимость раскрыть тему с самых азов, например истоки данного сообщества, какова цель и так далее. Наша задача передать информацию для того что бы данная аудитория в процессе получения ее стала более конструктивной.

Задание №6. Какой скорее всего окажется цель речи, если тема определена так:

1. День победы — ваш праздник. 2. Необходимо ввести суд присяжных. 3. Сны и сновидения. 4. Необходима реформа городского самоуправления. 5. Введем в школе новую систему оценок. 6. Как предупредить простудные заболевания. 7. Вам необходимо избавиться от речевых ошибок. 8. Двадцать лет родной школе. 9. Чего можно добиться с помощью диеты. 10. Нужно сохранить бесплатное высшее образование.

1. Раскройте содержание каждого элемента риторического канона.

2. Формы уклонения от тезиса в ораторской практике.

3. Правила составления плана-конспекта речи. Принципы деления основного тезиса.

Задание № 1.Вас пригласили выступить на одном из следующих собраний. Отберите наиболее интересную и актуальную, на ваш взгляд, проблему, которая станет в дальнейшем предметом вашего выступления. Напишите концепцию своего выступления. Как вы думаете, какие источники накопления информации окажутся для вас наиболее ценными? Почему? Сформулируйте тему своей речи.

1. Самая острая экологическая проблема нашей области. 2. Рост преступности среди молодежи: причины и меры профилактики. 3. Воспитание гуманного отношения к животным у школьников. 4. Спорт — посол мира и дружбы. 5. Юбилей великого художника.

Задание № 2. Администрация Центрального района проводит совещание с приглашением представителей общественности на тему: “Экологические проблемы Центрального района”. Проанализируйте заявленные темы для выступления и выскажите свое мнение о том, достаточно ли они актуальны и разрешимы. Уточните те темы, которые вызовут у вас возражение. Обоснуйте свое мнение.

1) О необходимости ликвидации автостоянки у Центрального рынка. 2) О загрязненности Миасса в районе Центральной набережной. 3) О необходимости улучшения работы в парке им. Гагарина и на проспекте Ленина. 4) О необходимости организации своевременной уборки мусора из дворов южной части района. 5) Об улучшении озеленения района. 6) О борьбе с загазованностью автотранспортом в районе. 7) О влиянии вредных выбросов предприятий соседних районов на экологическую ситуацию в Центральном районе. 8) О реконструкции Центральной набережной. 9) О недопустимости строительства моста через Миасс в Центральном районе. 10) О необходимости внесения изменений в экологическое законодательство России. 11) О необходимости увеличения финансирования экологических программ из госбюджета. 12) О необходимости организации своевременной уборки и полива улиц и дорог в районе.

Задание № 3.Помогите говорящему оценить степень уместности темы для данной аудитории: можно использовать или нельзя; если можно, то в каком аспекте, если нельзя, то почему.

1. В отделе, где работают исключительно люди пенсионного возраста: А) Социальная политика правительства; Б) О воспитании молодежи; В) Мода вчера и сегодня; Г) Что такое современный рок; Д) Секреты рационального питания.

2. В женском клубе: А) Мода вчера и сегодня; Б) Спорт — посол мира и дружбы; В) Секреты французской кулинарии; Г) Налоговая политика в Мексике; Д) Социальная политика правительства.

3. В шахматном клубе: А) Спорт — посол мира и дружбы; Б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; В) О новейших приемах рыбной ловли; Г) Новая система организации турниров по переписке; Д) Как вести себя в обществе.

4. Перед школьниками старших классов на классном часе: А) Что такое современный рок? Б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; В) Как вести себя в обществе; Г) О новых методах выращивания клубники; Д) Гастрольная афиша Волгограда.

5. На родительском собрании: А) О воспитании молодежи; Б) Гастрольная афиша Волгограда; В) О новой методике преподавания математики в старших классах; Г) Как помочь детям подготовиться к экзаменам? Д) Как организовать фермерское хозяйство?

Задание № 4. Какой скорее всего окажется цель речи, если тема определена так:

1. День победы — ваш праздник. 2. Необходимо ввести суд присяжных. 3. Сны и сновидения. 4. Необходима реформа городского самоуправления. 5. Введем в школе новую систему оценок. 6. Как предупредить простудные заболевания. 7. Вам необходимо избавиться от речевых ошибок. 8. Двадцать лет родной школе. 9. Чего можно добиться с помощью диеты. 10. Нужно сохранить бесплатное высшее образование.

Задание № 5.Определите тему и задачу в следующих риторических текстах.

1. Дорогие метростроевцы! Честь вам и слава за прекрасный подарок, сделанный москвичам к Новому году! Все мы знаем, с каким упорством и мужеством, с какой изобретательностью вы трудились на этой трассе! И вы сделали чудо! Вы стали победителями самых неожиданных препятствий. И станция «Медведково» не просто очередная станция Московского метрополитена, а памятник мужеству каждого строителя этого сооружения. (М. Дудин)

2. Господа! Олимпийские игры — это самое представительное на сегодняшний день движение, охватывающее почти все страны и народы. Интерес к ним огромен: никакое другое событие не передается по всем информационным каналам земного шара так полно, как ход игр. Язык их — голы, очки, секунды — не нуждается в переводе, он понятен всем. Поэтому я считаю разумным предложение проводить Олимпиады не раз в четыре года, а раз в два года. В наше неспокойное время людям нужно чаще встречаться, а ведь Олимпиады — это всеобщий праздник — символ объединения людей. (В. Гаврилин)

3. Господа! Вы, конечно, помните, что первая книга на языке эсперанто появилась в 1877 году. Автором ее был доктор Заменгоф — создатель этого международного языка. И вот сегодня мы собрались с вами по случаю выхода в свет "Полного иллюстрированного словаря на языке эсперанто". Он содержит 15 тысяч корней. Народы, говорящие на романских языках, даже не изучая современный вариант эсперанто, поймут 9 из 10 слов этого языка. Представители германских языков встретят 65 % знакомых слов, славянам будет понятно 25 % слов. Все это свидетельствует о том, что наш словарь послужит делу распространения эсперанто во всем мире, делу сплочения всего человечества. (П.А. Коржавин)

4. Дорогие друзья! Скоро выйдет первый выпуск студенческой газеты. У нее еще нет названия. Издатели газеты не решились взять на себя ответственность дать имя новому изданию. И решили предложить сделать выбор вам, будущим читателям первой студенческой газеты нашего института. Ибо только острый ум студента найдет то меткое, яркое и запоминающееся слово, которое станет символом свободной студенческой мысли. Конечно, сейчас конец семестра, приближается сессия, и ваши умы заняты более серьезными вещами, чем участие в конкурсе на лучшее название газеты. Но несмотря на это мы надеемся, что вы выкроите минутку драгоценного времени и напишете нам письмо со своим вариантом названия. А когда ваш вариант окажется лучшим, вас будет ожидать маленький, но приятный сюрприз. (Устная речь).

Задание № 6. Даны темы. Проанализируйте возможные ситуации, где вам может понадобиться выступить с такими речами. Сформулируйте для каждой ситуации цель и задачу (и сверхзадачу) речи. Напишите на одну из тем небольшую речь.

1. Опасности купания в озерах. 2. Реклама обманывает вас. 3. Как выбирать профессию. 4. Как следует изучать историю (математику, физику…) 5. Новая система выпускных экзаменов. 6. Образованный человек — полезный человек. 7. Импортные лекарства на нашем прилавке. 8. Собака — мой друг. 9. О пользе восьмичасового сна. 10. Курсы секретарей-референтов для старшеклассников.

Задание № 7. В зависимости от особенностей предполагаемой аудитории и задачи речи тезис на одну и ту же тему может быть сформулирован совершенно по-разному. Предложите 2–4 тезиса по каждой из предложенных проблем так, чтобы каждый из них был ориентирован на другую аудиторию (уточните, какую именно) и имел поэтому другую задачу.

1. Что нужно сделать, чтобы наш город стал крупным культурным центром? 2. Какова роль телевидения в нашей жизни? 3. Выставка цветов — знаменательное событие сезона. 4. Почему молодежь не ходит в театр? 5. Нужно ли призывать студентов на военную службу?

5…Я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему… Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке, это уж по вашей части, Христиан Иванович, — всякую болезнь: когда кто заболел, какого дня и числа. Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача… Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашнее хозяйство заводить всякому похвально, и почему ж сторожу и не завести его? Только знаете, в таком месте неприлично. Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал… (Н.В. Гоголь)

1. “Об изменениях в Российской Конституции, принятых Государственной Думой в этом году” — на ткацкой фабрике. 2. “О положении в Чечне” — в воинской части. 3. “Как организовать фермерское хозяйство” — в колхозе. 4. “Жив ли российский кинематограф?” — перед студентами вуза. 5. “О перспективах образования в России Республики немцев Поволжья” — на заводе в г. Энгельсе.

Задание № 6. Объясните разницу между реальной и конкретной аудиторией в каждом из приведенных случае. Как следует перестроить подготовленную заранее речь в новых условиях общения?

1. Вы должны выступить в Детском Центре перед членами хоровой студии и сообщить им о том, что только что принято решение провести долгожданный детский вокальный конкурс в Волгограде. Однако когда вы пришли в Детский Центр, организаторы попросили вас сообщить эту радостную новость собранию всех кружковцев Центра, которое в этот момент проходило.

2. На торжествах по случаю годовщины победы в Сталинградской битве вы должны обратиться с приветственным словом к ветеранам. Однако программа изменилась и ветераны пока заняты в другом месте. Перед вами сидит молодежная аудитория.

3. Вам поручили выступить с речью и поблагодарить спонсоров, предоставивших школе оборудование для дискотеки. Однако предыдущий оратор высказал половину приготовленных вами мыслей.

4. Вы подготовили выступление о нравственном величии декабристов для заседания исторического кружка, причем кроме старшеклассников на нем присутствовали и студенты исторического факультета. Все прошло очень удачно, и учитель истории попросил вас повторить выступление в 6 классе.

Задание № 7. Какой скорее всего окажется цель речи, если тема определена так:

1. День победы — ваш праздник. 2. Необходимо ввести суд присяжных. 3. Сны и сновидения. 4. Необходима реформа городского самоуправления. 5. Введем в школе новую систему оценок. 6. Как предупредить простудные заболевания. 7. Вам необходимо избавиться от речевых ошибок. 8. Двадцать лет родной школе. 9. Чего можно добиться с помощью диеты. 10. Нужно сохранить бесплатное высшее образование.

Задание № 8. Определите тему и задачу в следующих риторических текстах.

1. Дорогие метростроевцы! Честь вам и слава за прекрасный подарок, сделанный москвичам к Новому году! Все мы знаем, с каким упорством и мужеством, с какой изобретательностью вы трудились на этой трассе! И вы сделали чудо! Вы стали победителями самых неожиданных препятствий. И станция «Медведково» не просто очередная станция Московского метрополитена, а памятник мужеству каждого строителя этого сооружения. (М. Дудин)

2. Господа! Олимпийские игры — это самое представительное на сегодняшний день движение, охватывающее почти все страны и народы. Интерес к ним огромен: никакое другое событие не передается по всем информационным каналам земного шара так полно, как ход игр. Язык их — голы, очки, секунды — не нуждается в переводе, он понятен всем. Поэтому я считаю разумным предложение проводить Олимпиады не раз в четыре года, а раз в два года. В наше неспокойное время людям нужно чаще встречаться, а ведь Олимпиады — это всеобщий праздник — символ объединения людей. (В. Гаврилин)

3. Господа! Вы, конечно, помните, что первая книга на языке эсперанто появилась в 1877 году. Автором ее был доктор Заменгоф — создатель этого международного языка. И вот сегодня мы собрались с вами по случаю выхода в свет "Полного иллюстрированного словаря на языке эсперанто". Он содержит 15 тысяч корней. Народы, говорящие на романских языках, даже не изучая современный вариант эсперанто, поймут 9 из 10 слов этого языка. Представители германских языков встретят 65 % знакомых слов, славянам будет понятно 25 % слов. Все это свидетельствует о том, что наш словарь послужит делу распространения эсперанто во всем мире, делу сплочения всего человечества. (П.А. Коржавин)

4. Дорогие друзья! Скоро выйдет первый выпуск студенческой газеты. У нее еще нет названия. Издатели газеты не решились взять на себя ответственность дать имя новому изданию. И решили предложить сделать выбор вам, будущим читателям первой студенческой газеты нашего института. Ибо только острый ум студента найдет то меткое, яркое и запоминающееся слово, которое станет символом свободной студенческой мысли. Конечно, сейчас конец семестра, приближается сессия, и ваши умы заняты более серьезными вещами, чем участие в конкурсе на лучшее название газеты. Но несмотря на это мы надеемся, что вы выкроите минутку драгоценного времени и напишете нам письмо со своим вариантом названия. А когда ваш вариант окажется лучшим, вас будет ожидать маленький, но приятный сюрприз. (Устная речь)

5. Ребята! Вы, конечно, знаете, что самый большой недостаток нашего календаря заключается в том, что числа месяцев каждый год переходят с одних дней на другие, т. е. 1 февраля, например, может быть и понедельником, и вторником, и средой. Вопрос об усовершенствовании календаря регулярно поднимается мировым сообществом. Разрабатываются проекты реформы всемирного календаря. Так, по одному проекту день 31 декабря переносится из 4 квартала в первый, переименовывается в нулевое января — праздничный день Нового года и исключается из недельного счета. При этом 1 января (всегда понедельник) будет первым рабочим днем года. В високосном году день 29 февраля тоже исключается из недельного счета. Так достигается постоянство календаря и устраняется раздробленность недель между кварталами и годами. При этом не происходит перемещения дат. (К. Сергеев)

6. Друзья! Не огорчайтесь тому, что вы не смогли поступить в литературный институт. Это не должно помешать вам заниматься любимым делом. Творческие пути неисповедимы. Студент физмата Лев Кассиль стал писателем, а я, студент литературного отделения, стал инженером и лишь через 20 лет окончательно возвратился к писательскому труду. Этим я хочу подчеркнуть, что так называемая "творческая профессия" не всегда зависит от полученного образования, и очень часто бывает, что жизненный путь молодого человека с творческими задатками лежит вдалеке от вузовской параллели. Примеры такие общеизвестны даже из жизни классиков, не говоря уже о целой плеяде советских писателей, художников, актеров и других деятелей искусства. (В. Немцов)

Процесс создания речи начинается с постановки вопросов: о чем я буду говорить? Кому я буду говорить? Зачем я буду говорить? Что я скажу? Оратор определяет стратегию будущего выступления – находит тему, анализирует особенности аудитории, определяет цель речи и формулирует тезис. Эти действия помогают создать замысел речи, определить направление будущего удара.

Даже небольшая речь, чтобы она было по-настоящему качественной, эффективной, требует разработки концепции. Концепция - сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме. Разработка концепции - не единовременный акт, требуется система последовательных интеллектуальных действий. Однако начинать нужно с определения предмета речи, темы и основной проблемы.

Предметом речи может быть человек, книга, событие, какой-либо процесс, природное явление, группа лиц, свойства кого- или чего-либо, идея, афоризм и т.д. Предмет речи - это некая целостная часть окружающего мира, которой посвящено речевое произведение.

Тема - это предмет, отраженный в определенном ракурсе, ставший содержанием речи; развитие темы дает видение предмета под определенным углом зрения - в соответствии с целями и задачами, которые ставит себе выступающий. Тема - это главное, о чем говорится, это материал, отобранный и организованный с учетом коммуникативной установки. Определяя тему своего выступления, оратор руководствуется следующими рекомендациями:

1. Тема должна быть интересной для оратора. Вряд ли оратор сможет увлечь аудиторию речью, если сам не «заражён» её идеями, если говорит «по обязанности».

2. Тема должна быть известной для оратора. Вряд ли оратор-мужчина сможет интересно рассказать о достижениях современной косметологии (если он не профессионал); вряд ли человек без специальной подготовки сможет объяснить другим теорию относительности.

3. Тема должна быть интересной и важной для аудитории. Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей.

Проблема - та мыслительная задача, которую определяет себе и которую так или иначе решает автор речи. Проблема бывает часто настолько тесно связана с темой, что трудно разделить их, и тогда лучше говорить о проблемной теме - темой становится сама проблема.

Ясное и доступное изложение темы, проблемы, корректное их освещение в речи прямо связаны с грамотной разработкой концепции: она есть, как уже было отмечено, основа речи.

Последовательность шагов, поэтапность в разработке концепции может быть представлена следующим образом:

1. Поиски своего видения предмета речи и темы.

2. Анализ темы, т.е. выбор проблемы для изучения темы.

3. Исследование проблемы через призму имеющегося чужого опыта, ее изучение, «присвоение» накопленных в литературе знаний, связанных с данной проблемой.

4. Критическое осмысление чужого опыта, пропускание его через призму своего понимания и наоборот; анализ и синтез «чужого» и «своего» - формирование позиции.

Выработать стратегию будущей речи поможет оратору и анализ предполагаемой аудитории. Какие аспекты темы следует затрагивать? Какие аргументы предпочесть? Какую композицию выбрать? На эти и многие другие вопросы оратор сможет ответить, если будет знать, кто будет его слушать, кого ему предстоит сделать своими единомышленниками.

Аристотель считал, что «слушатель и есть конечная цель всего». Слушатели, аудитория – это те, кому адресована речь. Это люди, обладающие определённым опытом, уровнем развития, взглядами, ценностями. Именно для них оратор отбирает содержание речи, слова и выражения для передачи смысла, эмоций и чувств, разрабатывает тактику доказательства. Речь на одну и ту же тему не будет никогда одинаковой, если она предназначается разным группам слушателей. Например, информация о молодёжных субкультурах будет совершенно по-разному излагаться в аудитории профессиональных психологов, учителей старших классов и самих старшеклассников. Причём различаться будут цели выступления, круг микротем, способы доказательства и привлечения внимания, речевые средства. Поэтому изучение слушателей должно предшествовать разработке содержания речи.

При подготовке к выступлению прежде всего надо ответить себе на вопросы: кому предназначено выступление? сколько будет слушателей (один, группа, множество)? насколько аудитория разнородна?

Профессор Е.А. Юнина считает, что важной задачей оратора является составление прогнозируемого портрета аудитории на основе трёх групп параметров.

Формально-демографические параметры – это пол, возраст, национальность, образование, профессия; партийность; состав семьи, место жительства; род занятий т.п. Для того чтобы названные признаки не превращались в формальную характеристику аудитории, необходимо их анализировать: соотносить признаки друг с другом и вычитывать информацию, стоящую за тем или иным признаком.

Социально-психологические параметры свойственны сразу нескольким субъектам. К этим параметрам можно относятся следующие.

1. Мотивация слушания, то есть то, что побудило субъекта к слушанию:

а) морально-диспиплинарная (основана либо на принуждении, либо на осознании обязанности слушать в силу собственной совести);

б) эмоционально-эстетическая (основана на любопытстве или желании получить впечатление от слушания),

в) интеллектуально-познавательная (обусловлена желанием узнать новое).

2. Отношение к предмету речи и субъекту, его излагающему, реакция воспринимающего субъекта, которую можно классифицировать по следующим типам:

а) равнодушная (слушатель безразличен к оратору и его выступлению);

б) соглашательская (слушатель легко, без сомнения принимает точку зрения другого, также легко от нее отказывается и принимает точку зрения третьего и т.д. или только делает вид, что слушает, на самом деле он сосредоточен на своих проблемах, а соглашается только затем, чтобы выступление побыстрее закончилось);

в) конфликтная (реакция, характеризуемая всплеском отрицательных эмоций): открытый конфликт (отрицательные эмоции выплескиваются в виде насмешек, грубых, некорректных реплик, вопросов и др.); скрытый конфликт (субъект явно не выражает своих эмоций, но глаза, мимика, жесты показывают неприятие другой точки зрения).

г) конструктивная реакция (слушатель настроен на понимание другого, между людьми появляется атмосфера интеллектуального и эмоционального сопереживания, сотворчества).

3. Уровень понимания предмета речи, обусловленный подготовленностью субъекта (заложенной базой): общая культура, кругозор, развитые интеллектуальные способности, профессиональная подготовка и др.:

1 уровень: «О чём» (слушатель имеет очень смутное представление о предмете, видит его только в самых общих чертах, часто имеет искаженное, ложное суждение о предмете в целом).

2 уровень: «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, оставаясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей).

3 уровень: «О чём + что + как» (слушатель начинает осмысливать содержание чужих мыслей, пропускает их через себя, вырабатывая собственную позицию).

4 уровень: «О чём + что + как + зачем» (слушатель выходит на уровень применения получаемых знаний о предмете, проецируя их на свою деятельность, опыт).

Индивидуально-личностные признаки характеризуют внутренний мира слушателя: тип нервной системы, тип и способ мышления, особенности характера, тип темперамента, степень развитости основных функций – интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, инстинктивной и т.п. Такого рода изучение строится на основе наблюдения и тестирования.

Анализ особенностей адресата речи позволит правильно выбрать стиль общения с ним. Конечно, портрет, составленный до встречи с аудиторией, может не в полной мере отражать её реальный состав и особенности; полнота и правильность представления оратора об аудитории зависит от степени наблюдательности оратора и продолжительности общения. Надо научиться считывать сигналы, идущие от слушателей, и принимать меры по укреплению контакта, устранению негативных факторов, мешающих эффективному общению (например, устранению такой причины непонимания, как обилие неясных для слушателя оборотов речи и др.). Ведь именно говорящий должен заботиться о том, чтобы слушатель правильно и легко понял его мысль.

Оратор не добьётся успеха в подготовке и произнесении речи, пока не определит цель речи и конкретизирует её в задаче.

Цель речи – это тот результат, к которому стремится оратор, создавая и произнося речь. Целей речи огромное количество, которое невозможно перечислить, но их можно обобщить и представить в виде простой и достаточно чёткой классификации. Цель связана с коммуникативными характеристиками общения и может быть представлена такими основными вариантами, как убедить, объяснить, побудить, сообщить.

На основе критерия целеустановки в риторике традиционно (начиная с Аристотеля) выделяются совещательные, судебные и эпидейктические речи.

В современной риторике аристотелевская классификация не всегда себя оправдывает, поэтому мы обратимся к классификации речей, предложенной американским исследователем П. Сопером в книге «Основы искусства речи».

Тип речи Цель
1. Развлекательная поднять настроение аудитории
2. Информационная передача нового знания
3. Агитационная воодушевляющая вызвать любовь, восторг и т.д.
убеждающая убедить согласиться в спорном вопросе
призывающая прямой призыв к действию

Целеустановка – ключевая категория риторики и, игнорируя её, оратор не добьётся успеха в её подготовке и произнесении. Цель конкретизируется в виде задач (или конкретных целей). Общая цель убедить конкретизируется в виде задачи – убедить присяжных в виновности подсудимого; общая цель проинформировать конкретизируется в задачах: 1) проинформировать абитуриентов о новых специальностях, открытых в университете в этом году; 2) проинформировать абитуриентов о новых правилах вступительных испытаний и т.д.

Цель речи – это тот результат, к которому стремится оратор, создавая и произнося речь.

Следующий шаг в подготовке речи - формулирование тезиса речи. Тезис - это главная мысль, основная идея текста или выступления, выраженная словами. Его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание речи. Весь остальной материал группируется вокруг одной идеи, которая должна быть выражена предельно четко, полно и определенно.

Из этого следует, что в информационных и развлекательных речах нет тезиса в строгом смысле этого слова. В них (в отличие от других типов речей, прежде всего убеждающих) нет спорного положения, то есть мыслей, справедливость которых требует доказательства. В данном случае оратор разворачивает высказывание с учётом законов логики и композиции, но ничего не доказывает и не опровергает.

Следовательно, есть основание соотносить ТЕЗИС с ПРОБЛЕМОЙ речи. Проблема – это ситуация, предполагающая различные подходы в её атрибуции и разрешении. Тезис – это единственное решение проблемы (из сосуществующих), отражающее отношение к ней оратора. Поэтому тезис – это достояниеоратора.

Рассмотрим это на простейшем примере. Идёт судебное разбирательство. Его цель – решить вопрос: было ли совершено преступление. Проблему данной ситуации можно сформулировать таким образом: «Имело ли место преступление или нет?». Тезис обвинительной речи прокурора будет сформулирован так: «Преступление было совершено». И этот тезис отражает точку зрения стороны обвинения. Сторона защиты сформулирует тезис прямо противоположно: «Преступление не имело место». И в этой формулировке – позиция защиты. То есть проблема охватывает все возможные ответы на заключающийся в ней вопрос. В нашем случае возможны и другие точки зрения: преступление могло иметь место; преступление не может быть исключено и т.д. Таким образом, «проблема охватывает все возможные ответы на какой-то вопрос, тезис даёт однозначный ответ; проблема соотносится со спорной ситуацией, в которой могут быть уместными несколько противоречащих точек зрения, тезис всегда соотносится с одной из точек зрения, которую принимает оратор» (Т.Г. Хазагеров).

Ещё Аристотель указывал на такое важное качество тезиса, как конфликтность. Вот что он пишет в «Топике»: «…относительно тезиса или большинство расходится во мнении с мудрыми, или внутри каждой стороны мнения расходятся, потому что тезис есть положение, не согласующееся с общепринятым». Действительно, есть ли смысл доказывать очевидное, будет ли кто-либо опровергать бесспорное?

А вот как об этом говорил Цицерон применительно к речи в суде: «Когда я полностью изучу все обстоятельства дела, я сейчас же соображаю, какой в нём вопрос спорный. Ибо идёт ли спор между людьми по делу уголовному, как о преступлении, либо по гражданскому, как о наследстве, либо по совещательному, как о войне, либо по личному, как о похвале, либо по учёному, как о смысле жизни, - ни в одном не обходится без вопроса или о том, «что сделано, делается и будет сделано», или «каково сделанное», или «как его назвать». Именно этот спорный момент (тезис) и является основным объектом внимания для оратора».

Формулируя тезис, оратор обязан от него не отклоняться, иначе он потерпит коммуникативную неудачу, подобно персонажу чеховского рассказа «О вреде табака».

Так какими же принципами должен руководствоваться оратор, формулируя тезис? Рассмотрим главные из них.

1. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен быть раскрыт в рамках данной речи полностью. При этом следует учитывать интересы и подготовленность аудитории к его восприятию, с одной стороны, и время, которым располагает оратор, с другой. Слишком широко сформулированный тезис не даёт возможности полностью его развернуть и доказать в рамках регламентированной речи; а слишком узко сформулированный тезис поставит оратора в сложную ситуацию, когда ему придётся постоянно возвращаться к одному и тому же положению и затягивать речь.

2. Тезис необходимо формулировать ясно, точно, чётко, грамотно и недвусмысленно. Поскольку тезис чаще всего предъявляется аудитории в устной форме, необходимо учитывать, что он должен быть легко и полностью воспринят на слух. Поэтому следует формулировать как простое предложение, без осложняющих компонентов (причастные и деепричастные обороты нежелательны!). Следует избегать многозначных компонентов, омонимии. Но поскольку обойтись без таких слов подчас невозможно, следует строить предложение так, чтобы лексическое окружение помогало точно понимать их значение, иначе может возникнуть двусмысленность высказывания, и оратор и аудитория будут иметь в виду разные тезисы, что абсолютно неприемлемо.

4. Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Нельзя выдвигать в качестве тезиса идею, противоречащую интересам аудитории. Необходимо найти такую формулировку, которая бы заключала в себе компромисс между идеей оратора и отношением к ней слушателей. «Спорный тезис, который может вызвать неприязнь аудитории, скорее будет принят аудиторией, если он предлагается в мягкой форме, не полемично» (Т.Г. Хазагеров). Недопустимо в формулировке тезиса навешивание ярлыков, оскорбление человеческого достоинства («красная чума», «совковость», «делегады» и т.д.), а также любые выражения, нарушающие этикетные нормы публичного выступления.

5. Тезис должен быть абсолютно понятен самому оратору. К сожалению, это бывает далеко не всегда, и с этим связаны личные риторические неудачи. Оратор, который не может чётко и точно сформулировать тезис, не сможет быть последовательным, логичным и понятым в своём выступлении. Он не сможет уверенно полемизировать с оппонентами и убеждать конфликтную или инфантильную часть аудитории.

6. Тезис в речи всегда один. «Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей то мысли должно всё относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а всё излишнее несносно» (Сперанский).

К сожалению, современные ораторы часто игнорируют данное риторическое положение, совершенно не заботятся об единстве речи, пытаются в одной речи выразить разные мысли, не связанные общей идеей, подчас противоречивые. Разумеется, такая речь не может быть признана успешной, а оратор не сможет достичь цели убедить и привлечь на свою сторону слушателей.

Теперь, как нам представляется, вполне закономерным будет вопрос, где и когда оратор предъявляет (если предъявляет), точнее формулирует тезис?

Прежде всего следует иметь в виду, что вовсе не обязательно, чтобы в готовой речи тезис был сформулирован в одном месте в виде одного предложения (это оратор делает в докоммуникативный период исключительно для себя). В речи же тезис как таковой может раскрываться по частям, предъявляться в виде отдельных положений в ходе рассуждения.

Так как же «найти» тезис, понять замысел оратора, если мы анализируем чужую готовую речь?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: