Какой русский корабль прославился в битве с турецкими судами селимие и реал

Обновлено: 25.04.2024

230 лет назад произошло морское сражение при Калиакрии. Российский флот под командованием контр-адмирала Фёдора Ушакова разгромил османские военно-морские силы. Исход битвы позволил России заключить выгодный для неё Ясский мир, поставил точку в попытках Турции вытеснить Российскую империю из Чёрного моря и стал важным этапом в освобождении Балкан от османского господства, отмечают эксперты.

11 августа 1791 года (31 июля по старому стилю) у берегов захваченной турками Болгарии произошло сражение при Калиакрии. Оно сыграло важную роль в завершении Русско-турецкой войны 1787—1791 годов и содействовало заключению Ясского мира на выгодных для России условиях.

Русско-турецкая война

По словам историков, заключение в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира, позволившего России закрепиться в Северном Причерноморье и на Кавказе, а также присоединение Крыма к Российской империи вызвало сильное недовольство у османских властей. Турки стремились к реваншу.

Воинственные настроения в Османской империи подогревались европейскими державами, в частности Великобританией, обещавшей туркам дипломатическую поддержку. В 1787 году Турция выдвинула России ультиматум, потребовав от Санкт-Петербурга отказаться от Крыма и поддержки Картли-Кахетии, а также согласиться на досмотр российских судов, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы. Екатерина II отвергла требования Стамбула, и 24 августа 1787 года Турция объявила Российской империи войну. Вскоре на стороне России в боевые действия вступила Священная Римская империя.

Тендровское сражение

«Действовали быстрее и точнее»: как российская эскадра разгромила османский флот в Тендровском сражении

11 сентября в России отмечается День победы русской эскадры над османским флотом у мыса Тендра. В сражении, которое проходило 8—9.

Осенью турки высадили десант на Кинбурнской косе, но были разбиты российскими войсками. В дальнейшем силы Российской империи взяли Хотин и Очаков. В 1789 году российско-австрийские войска под командованием Александра Суворова разгромили турок в Фокшанском и Рымникском сражениях.

В 1790-м турки сконцентрировались на боевых действиях на Кавказе и в районе крымского побережья. Ситуация осложнилась тем, что Священная Римская империя заключила сепаратный мир с османами. Тем не менее российские войска взяли штурмом Измаил, а в 1791 году переправились через Дунай и нанесли туркам поражение на территории современной Румынии. Успешно действовала российская армия и на Кавказе.

«Турки терпели поражения в полевых сражениях. Главная проблема была в том, что на дипломатическом фронте против России выступали Англия и Пруссия, желавшие, чтобы Санкт-Петербург пошёл на уступки Османской империи. Казалось, что существовал даже риск вступления Пруссии в войну. Поэтому России был срочно нужен мир на выгодных условиях», — рассказал в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.

  • С. Шифляр. Штурм Измаила 11 (22) декабря 1790 года. Гравюра (разукрашенная версия). Выполнена по акварельному рисунку художника-баталиста Михаила Иванова. Основой для рисунка послужили натурные зарисовки, сделанные во время боя
  • © Wikimedia Commons

По словам историков, власти Османской империи решили добиться более выгодного военно-политического положения, установив контроль над акваторией Чёрного моря. Чтобы усилить свой флот, турки решили использовать против России даже североафриканских корсаров.

Как отметил в разговоре с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров, Османской империи удалось собрать военно-морскую группировку, превосходившую силы российского флота на Чёрном море примерно в полтора раза. Некоторое время по разным причинам то российские, то турецкие моряки избегали решающего сражения. Но в начале августа 1791 года командующий силами Черноморского флота контр-адмирал Фёдор Ушаков после тщательной подготовки вывел российские корабли из Севастополя на поиски турецкого флота.

Сражение при Калиакрии

Турецкие суда были отведены к мысу Калиакрия (в наши дни это территория Болгарии). Фёдор Ушаков обнаружил их 11 августа 1791 года в районе полудня.

Сражение при Рымнике (гравюра Шютца) / Александр Суворов

«Настоящий триумф»: как победа при Рымнике позволила закрепить Северное Причерноморье и Крым в составе России

230 лет назад русско-австрийский отряд под командованием Александра Суворова одержал победу над значительно превосходившим его по.

«Османами командовал капудан-паша Гиритли Хуссейн, а его помощником (главным «патрона») был назначен Сейди-Али (в русских источниках — Саид-Апи)», — пишет историк военно-морского флота Сергей Махов.

Согласно турецким данным, в эскадру Османской империи входили 20 линейных кораблей, 25 фрегатов, шесть шебек, пять бомбардирских судов, десять кирлангичей и 15 транспортов. В российских источниках указывается несколько меньшая численность турецкого флота, что может быть связано с разночтениями в классе отдельных кораблей. Под командованием Ушакова находились 16 (в некоторых источниках — 15) линейных кораблей, два бомбардирских судна, два фрегата, брандер, репетичное судно и 17 крейсерских судов.

Несмотря на огонь турецких береговых батарей, флот под командованием Ушакова в походном строю, не перестраиваясь в линию, прошёл между побережьем и турецким флотом, занял выгодное наветренное положение и атаковал врага.

«Этот манёвр был настолько неожиданным, что турки не смогли расположиться в боевую линию. Более того, несколько их кораблей столкнулись», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ Г ерман Артамонов.

Ушаков на корабле «Рождество Христово» атаковал флагманское судно противника и вынудил его выйти из боя. Российская эскадра открыла эффективный огонь по основным силам турецкого флота.

«Ушаков, увлёкшись боем, очутился со своим кораблём в середине турецкого флота, левым бортом он отбивался от двух больших фрегатов, а с кормы и правого борта его атаковали два турецких линкора, но вскоре ему на выручку подошли отставшие передовые корабли — «Святой Александр Невский», «Иоанн Предтеча» и «Фёдор Стратилат»», — пишет Сергей Махов.

Не выдержав обстрела, турецкие корабли прекратили бой и начали спешное отступление в сторону Босфора.

«Победу удалось одержать благодаря высокоманёвренной тактике Ушакова, высокой дисциплине и спайке экипажей, отличному офицерскому составу», — заявил в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Володихин.

По словам Виталия Захарова, тактика, использованная Ушаковым в сражении при Калиакрии, была новаторской. В дальнейшем похожим образом действовал против французов британский адмирал Горацио Нельсон в Трафальгарской битве.

«Турецкий флот утратил боеспособность», — подвёл итог сражения при Калиакрии Игорь Курукин.

Османский султан Селим III был разъярён и заявил, что командование флота своим поведением оскорбило его. Турецкие дипломаты получили команду заключить мир с Россией на любых условиях.

По словам Виталия Захарова, Турция была разгромлена и на суше, и на море. Османская империя временно утратила возможность вести войну против России. Более того, русские войска, успешно действуя за Дунаем — на территории современной Румынии и у берегов Болгарии, — фактически положили начало освобождению Балкан.

Уже в день сражения при Калиакрии в Галаце было заключено перемирие между Россией и Турцией. А в начале 1792 года между Российской и Османской империями был подписан Ясский мир. Турция согласилась с включением Крыма в состав России, расширением Российской империи до реки Кубань, а также передала под власть Санкт-Петербурга междуречье Южного Буга и Днестра.

«Победа при Калиакрии деморализовала турецкий флот, лишила его возможности сопротивляться и способствовала тем самым заключению мира с Турцией на выгодных для России условиях», — констатировал Дмитрий Володихин.

Русско-турецкая война, 14 (26) мая 1829 года, в 13 милях от Босфора. Официальная версия российской стороны весьма пышная и растиражированная. На рассвете небольшая разведывательная эскадра под командованием Сахновского в составе фрегата "Штандарт" и двух бригов "Орфей" и "Меркурий" заметила 14 турецких вымпелов со стороны Анатолии. Желая лучше рассмотреть противника, Сахновский приказал самому тихоходному кораблю лечь в дрейф (им был "Меркурий"), а двумя оставшимися пошел на сближение с противником, чтобы максимально точно оценить силы врага. Турки, завидев неприятеля, пустились в погоню. Сахновский развернулся и просигналил "Меркурию" приказ отходить.

"Штандарт" и "Орфей", будучи отличными ходоками под ветром, быстро вырвались вперед и вскоре скрылись за горизонтом. А "Меркурий", специально спроектированный для условий мелководья и прибрежных вод как патрульный корабль, этого сделать не смог – его малая осадка и меньшая остойчивость не позволяли развивать большой скорости. Правда, он, обладая хорошими мореходными качествами, имел возможность маневрировать даже в штиль – за счет наличия штатных весел, гребли которыми стоя. Весел было по 7 на борт, но использование их мешало стрельбе из орудий. Так или иначе, турки стали нагонять бриг.

Бриг

Бриг "Меркурий". Художник: Михаил Аверьянов

Ближе к полудню основные турецкие силы легли в дрейф, а два линейных корабля, превосходивших всю эскадру в скорости ("Селимие" и "Реал-бей") продолжили преследование брига. Интервал заметно сокращался.

К часу дня ветер стих, и капитан брига Казарский отдал приказ идти на веслах. Это дало возможность немного увеличить разрыв, но через полчаса ветер (а с ним и погоня) возобновился. Примерно около трех пополудни турки открыли огонь из погонных пушек. Всего на этих двух линейных кораблях имелось:

Бриг "Меркурий" имел куда более скромные возможности. На нем стояли 24-фунтовые карронады в количестве 18 орудий и две 3-фунтовые пушки, которые можно было использовать и как ретирадные, и как погонные. Итого: 20 орудий.

Официально сообщалось, что турки попытались взять в бриг в клещи, но не рассчитали дистанции и подошли слишком близко, отчего могли стрелять только из нижних портов – остальные выстрелы пришлись бы выше. Зато с двух сторон – бриг взяли в два огня. Так что тому пришлось отвечать с двух бортов. Но у турок карронады стояли слишком высоко, поэтому русские стреляли часто и много, а в результате меткого огня одному турку сбили бушприт (перебили крепежные тросы), а второму два рея, отчего те не смогли маневрировать и были вынуждены выйти из боя. Бриг вышел из схватки победителем.

Повреждения

Повреждения "Меркурия" на старинном чертеже

Через три дня в одесской газете напечатали якобы письмо штурмана "Реал-бея", прославлявшего подвиг российского корабля. Вот только штурман этот не имел почему-то имени, а самого корабля с таким наименованием в турецком флоте тоже не существовало. Еще интереснее тот факт, что в письме штурмана из "Одесского вестника" перепутаны даты боя. Да и самого подлинника письма так никто и не увидел.

Интересно, что англичанин Адольфус Слейд, бывший в тот момент наемником на турецком "Селимие" и являвшийся не только участником, но и свидетелем, сообщает о погоне за "Меркурием", но ничего не упоминает о повреждениях своего корабля. Кстати, если сбитые реи на передней мачте действительно довольно неприятные повреждения, то перебитые тросы бушприта исправляются за четверть часа и никак не могут служить причиной выхода корабля из боя.

Художник: Михаил Ткаченко

Художник: Михаил Ткаченко

Также о дистанциях боя и невозможности стрелять полным бортовым залпом. Как известно, на нижних палубах линейных кораблей ставились самые тяжелые орудия. И для потопления "Меркурия", в теории, хватило бы одного попадания ниже ватерлинии. Но, если посмотреть на карту повреждений корабельного корпуса, не найдется ни одной пробоины, соответствующей главному калибру турок. Все они подходят только погонным орудиям. Следовательно, бортового залпа так и не было. Не говоря уж о том, что карронады "Меркурия" при таком сближении технически невозможно задрать (как и на большей дистанции – карронады вообще дальше 250 метров не работали) на такие углы возвышения. Из карронад били в корпус судна, для пальбы по такелажу они не предназначались. Если только случайно, когда судно наклонено из-за бокового ветра. То есть, сбить снасти в теории могли только из пары 3-фунтовок. Но это слишком ничтожный калибр для подобной задачи.

Тут важно понимать, что на момент боя опытных моряков у турок просто не было. Полтора года до рассматриваемого события почти весь их флот был уничтожен в Наваринском сражении. А вот на русском бриге экипаж был очень опытный. А его командир до того командовал самыми разными судами и прекрасно понимал особенности своего брига. Поэтому вероятнее всего следующая трактовка события: один из линейных кораблей турок из-за ошибки команды развернулся носом к ветру (такое возможно при боковом ветре и при ошибках команды), а потом и второй. Причем на нем реально могли уронить парус – по свидетельствам современников с комплектованием команд у турок на тот момент обстояло просто из рук вон плохо. Есть также шанс, что корабли просто прекратили преследование, поскольку оторвались от основной эскадры. Кстати, в рапорте Казарского говорится, что с брига на этой короткой дистанции велась ружейная стрельба, которая заставила противника очистить палубу – на ней стояла уже изготовившаяся абордажная команда. Но при этом у турок (и русская сторона этот факт признает) не было потеряно ни одного человека! Как такое возможно при плотной ружейной стрельбе по большой массе народа?

Вероятнее всего бой выглядел иначе, чем это представлено русской стороной. Да, он имел место. Но реальность крепко отличалась от официальной версии. Просто на тот момент требовалась мифологизация, которой и подвергся бриг "Меркурий".

Но даже факт искажения действительности нисколько не умаляет подвига моряков. Согласиться на сопротивление в такой безнадежной ситуации – это дорогого стоит. Тем более, что за несколько дней до того (11 мая) примерно при таких же условиях туркам без боя сдался наш фрегат "Рафаил". И уж никак не отменить искусство маневрирования кораблем, благодаря которому Казарский не позволил туркам сделать ни одного бортового залпа по "Меркурию", отчего всю стычку им пришлось довольствоваться одними погонными орудиями малого калибра.


В мае 1829 года три русских военных корабля — фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» — крейсировали на траверзе Пендераклии у Босфора, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру, значительно превосходящую их по силам. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли повернули в сторону Севастополя.

Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони. Несмотря на то, что были поставлены все паруса и в ход были пущены вёсла, 26 мая русский бриг был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями турецкой эскадры — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». На одном корабле находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала.

Командир брига капитан-лейтенант Александр Казарский, на виду неумолимо приближающегося неприятеля, обошел всех офицеров. Он убедился в единодушном желании команды принять неравный бой без всяких шансов на благоприятный исход. Неминуемая гибель ни у кого не вызывала сомнений — это хорошо иллюстрирует выдержка из доклада, который позже по итогам боя Казарский представил адмиралу Крейгу: «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким нибудь кораблем, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру».

В половине третьего пополудни противник приблизился на расстояние выстрела и турки открыли огонь. Вскоре «Меркурий» оказался зажат с двух сторон — турецкие корабли подошли к нему с обоих бортов, намереваясь взять бриг на абордаж.

Дальше произошло совершенно невероятное — искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг «Меркурий» сбил ядрами своих орудий всю парусную оснастку неприятеля и оставил его в «совершенно жалком виде», тем самым нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после трехчасового боя они прекратили преследование. «Селиме» и вовсе был вынужден лечь в дрейф — паруса с упавших матч накрыли палубу и закрыли пушечные порты.

Русский корабль возвратился на базу, в Севастополь. В сражении погибли четверо моряков, командир был ранен в голову.

Подвиг капитана и команды брига «Меркурий» вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морального превосходства русских моряков. Один из турецких штурманов — участников этого боя — позднее написал: «Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг „Меркурий“».

В ознаменование этого подвига в Севастополе на морском бульваре был установлен памятник с надписью на пьедестале: «Казарскому. Потомству в пример…». Знаменитый художник Айвазовский написал несколько картин, посвященных этому бою. Самому бригу «Меркурий» и отличившемуся ранее линейному кораблю «Азов» впервые в истории русского флота были присвоены почетные георгиевские флаги. Для экипажей кораблей установили ношение на бескозырках черно-оранжевой ленты: черный цвет символизировал порох, оранжевый — пламя.

250 лет назад началось Чесменское сражение, в котором русский флот одержал одну из важнейших побед в своей истории. Несмотря на двукратно превосходившие силы противника, российские моряки смогли разгромить османскую эскадру. По словам историков, этот успех в значительной мере определил исход Русско-турецкой войны 1768—1774 годов и содействовал заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Это соглашение, в свою очередь, обеспечило России полноценный выход в Чёрное море и лишило Османскую империю контроля над Крымом. О ходе Чесменского сражения и его военно-политических последствиях — в материале RT.

5 июля 1770 года началось Чесменское сражение между русской и турецкой эскадрами. Оно продолжалось три дня и принесло российским морякам крупную победу, которая имела масштабные политические последствия.

Русско-турецкая война 1768—1774 годов

В 1760-е годы отношения между Россией и Османской империей стремительно ухудшались. Франция и антироссийски настроенная часть польской элиты подталкивали Турцию к войне против России.

Османская империя, в свою очередь, планировала поддержать приход антироссийских сил к власти в Речи Посполитой и получить взамен земли современной Западной Украины.

А.П. Боголюбов. Синопский бой 18 ноября 1853 года

«Величайшая победа флота»: как Синопское сражение стало поводом для британской пропаганды против Российской империи

30 ноября 1853 года российский флот под командованием вице-адмирала Павла Нахимова одержал крупнейшую победу, уничтожив мощную.

В 1768 году на подконтрольных Польше территориях на правом берегу Днепра началось восстание против диктатуры поляков, известное как Колиивщина. Православные повстанцы пользовались поддержкой входившего в состав России Днепровского Левобережья. Преследуя противника, один из их отрядов зашёл на турецкую территорию в Северном Причерноморье.

Этот пограничный инцидент османские власти использовали как повод для дипломатического конфликта, переросшего в войну.

Силы Турции и её союзников были многочисленны. Война началась для России неудачно. Отряды крымского хана, вассала Османской империи, совершили опустошительный поход на территорию современной Украины. Перелом в войне наметился лишь в 1769—1770 годах. По мнению историков, успеху российских войск способствовали в том числе грамотные действия на море.

Чесменское сражение

Приближённые к Екатерине II братья Григорий и Алексей Орловы убедили императрицу открыть фронт против Османской империи в Средиземноморье. Речь шла о поддержке восстания православных народов на Балканах и направлении в Средиземное море русских эскадр.

В 1769 году из Балтики в направлении средиземноморских владений Турции вышли две военно-морские эскадры под общим командованием графа Алексея Орлова.

Летом 1770-го русские моряки обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты. Он насчитывал 16 линейных кораблей, шесть фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Общая численность объединённой русской эскадры была почти в два раза меньше: девять линейных кораблей, три фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий.

Турецкий флот был выстроен в две дугообразные линии. На первой из них находились десять линейных кораблей, на второй — шесть линейных кораблей и шесть фрегатов. Остальные суда стояли за второй линией.

Командующий одной из русских эскадр адмирал Григорий Спиридов предложил подвести российские корабли под прямым углом к турецким и нанести удар по авангарду и центру первой линии неприятельского построения. После этого следовал удар по второй линии. Таким образом, план Спиридова подразумевал отказ от традиционной для того времени тактики, когда корабли выстраивались в линию параллельно силам противника, чтобы избежать риска попадания под продольный огонь османских судов при сближении.

5 июля 1770 года в Хиосском проливе начался первый этап Чесменского сражения. Русская эскадра построилась в кильватерную колонну. Головным шёл корабль «Европа», за ним — «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Орлов находился на линейном корабле «Три Иерарха». Около 11 часов русская эскадра развернулась влево и почти под прямым углом начала сближаться с противником.

Российские суда атаковали турецкий флагманский корабль «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя между «Евстафием» и «Реал-Мустафой» турецкий флагман загорелся. В итоге оба корабля взорвались. Спиридов вовремя покинул борт «Евстафия» и продолжил исполнять свои обязанности, тогда как управление османским флотом после гибели флагмана было нарушено. Под сильным российским огнём турки спешно отошли в Чесменскую бухту. Инициатива перешла к русским морякам.

6 июля российское командование провело военный совет, на котором было принято решение сжечь турецкий флот. К Чесменской бухте был направлен бомбардирский корабль «Гром». Тем временем русские моряки начали готовить четыре брандера — судна, наполненных горючими материалами и взрывчаткой для подрыва или поджога неприятельских кораблей.

В ночь на 7 июля 1770 года группа русских кораблей вошла в Чесменскую бухту, атаковав турецкий флот и береговые батареи. После того как в перестрелке были уничтожены два турецких корабля, в бухту были заведены брандеры. Один из них, под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина, смог подойти к 84-пушечному османскому кораблю и поджечь его. Команда брандера отступила на шлюпке, а турецкое судно взорвалось. Его горящие обломки разлетелись по всей бухте и вызвали пожар на османском флоте.

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, шесть фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов. Линейный корабль «Родос» и пять галер были захвачены. Русские не потеряли ни одного корабля. На этой стадии сражения турецкие потери в живой силе составили около 10 тыс. человек. На российской эскадре погибли 11 моряков.

Итоги сражения

«Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; беспристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои», — написала Екатерина II Орлову после Чесменской битвы.

Русские моряки, участвовавшие в сражении, были награждены. Алексей Орлов получил почётную прибавку «Чесменский» к фамилии. Ему был пожалован чин генерал-аншефа и высшая степень ордена Святого Георгия.

«Чесменское сражение стало одним из основных факторов, повлиявших на исход Русско-турецкой войны», — отметил в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.

Турецкие военно-морские силы понесли потери, которые невозможно было оперативно восполнить, пояснил историк. Кроме того, крупные силы турок были оттянуты для подавления Пелопонесского восстания. Правда, на Балканском полуострове греческим повстанцам, действовавшим при помощи русских войск, удалось добиться только временных успехов. По словам экспертов, греческие бойцы были хорошими партизанами, но не были в должной степени готовы к полномасштабной войне. Поэтому восстание турки смогли подавить.

Тем временем русские войска нанесли целый ряд болезненных поражений туркам в Северном Причерноморье и вошли в Крым. В 1774 году Александр Суворов одержал решающую победу над османами в битве при Козлуджи.

21 июля 1774 года в лагере возле села Кючук-Кайнарджи (современная Болгария) между Россией и Турцией был подписан мирный договор. Османская империя отказалась от прав на Крым, а также передала России свои крепости в Северном Причерноморье, земли между Днепром и Южным Бугом и на Северном Кавказе. Молдавия и Валахия перешли под российский протекторат.

«На российском флоте есть легенда, что три полоски на форменном воротнике — гюйсе — символизируют три его величайшие победы — Гангут, Чесму и Синоп. Это всего лишь предание, но оно ярко свидетельствует об исторической оценке Чесменского сражения. Это было не просто военное событие, а важное проявление заботы русских о других народах. Борьба за интересы балканских и дунайских народов велась Россией столетиями», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам Игоря Курукина, Чесменское сражение стало для российского флота серьёзнейшим опытом.

«Впервые русский флот проводил масштабную военно-морскую операцию вдали от своих берегов, демонстрируя флаг в Средиземноморье. Кстати, эти события стали поводом для многих греков перейти на российскую службу», — добавил Курукин.

26 мая 1829 года в ходе Русско-турецкой войны близ побережья Османской империи произошло легендарное морское сражение между бригом «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского и двумя линкорами противника. Эскадра из 14 кораблей обнаружила три русских судна в районе пролива Босфор и пустилась за ними в погоню. Быстроходные «Штандарт» и «Орфей» ушли от преследования. Два турецких корабля вырвались вперёд и настигли отставший от своего отряда «Меркурий». Они значительно превосходили бриг по артиллерийской мощи и численности экипажа. Однако русские моряки смогли временно вывести из строя линкоры, уйти от погони и присоединиться к основным силам Черноморского флота.

190 лет назад в ходе Русско-турецкой войны в районе пролива Босфор произошло знаменитое морское сражение между бригом «Меркурий» и двумя линейными кораблями Османской империи. Линкоры в девять раз превосходили отечественное судно по количеству пушек. Тем не менее бриг нанёс кораблям противника значительный урон, временно вывел их из строя и ушёл от преследования.

А.П. Боголюбов. Синопский бой 18 ноября 1853 года

«Величайшая победа флота»: как Синопское сражение стало поводом для британской пропаганды против Российской империи

30 ноября 1853 года российский флот под командованием вице-адмирала Павла Нахимова одержал крупнейшую победу, уничтожив мощную.

Будущий командир «Меркурия» Александр Казарский родился 16 июня 1797 года в городе Дубровно Белорусской губернии в семье отставного губернского секретаря.

Василий Казарский, крёстный Александра, добился того, чтобы молодого человека направили на обучение в Черноморское штурманское училище в Николаеве. В 1813 году юноша стал гардемарином, затем был произведён в мичманы. Некоторое время он служил на грузовых кораблях, после чего перешёл на должность командира отряда малых гребных судов Дунайской флотилии.

В 1819 году Казарскому было присвоено звание лейтенанта. Он получил назначение на недавно построенный 44-пушечный фрегат «Евстафий», которым командовал Иван Скаловский. Под его началом Казарский прошёл хорошую военно-морскую школу. После «Евстафия» молодой офицер получал несколько кратковременных назначений на различные корабли.

Русско-турецкая война

В 1827 году Санкт-Петербург выступил в поддержку национально-освободительной борьбы греков против османского господства. Чтобы не допустить усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция склонили её к заключению Лондонской конвенции, которая предусматривала предоставление Греции полной автономии под властью Османской империи.

Турки не согласились с изложенными в соглашении требованиями и пошли на конфликт с его участниками. В октябре 1827 года русско-англо-французская эскадра уничтожила в Наваринском сражении значительную часть турецкого флота и позволила Греции запустить процесс обретения независимости.

После этого Османская империя начала антироссийские военные приготовления на Дунае и закрыла для кораблей России черноморские проливы. В ответ 26 апреля 1828 года Санкт-Петербург объявил Турции войну, которая развернулась на Балканах и на Кавказе.

В 1828 году Казарский получил под своё командование транспортное судно «Соперник», на которое был установлен единорог — разновидность гаубицы. При штурме Анапы имевший небольшую осадку «Соперник» маневрировал под огнём вражеской артиллерии и обстреливал турецкие укрепления. Судно получило восемь повреждений, но не вышло из боя. За участие во взятии Анапы Казарский был произведён в капитан-лейтенанты. За аналогичные действия под Варной его наградили золотой саблей. В начале 1829 года он был назначен командиром брига «Меркурий».

Подвиг «Меркурия»

Председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий рассказал в интервью RT, что бриг — это даже не класс военных кораблей.

«Это небольшое парусное судно, которое на военном флоте использовалось для реализации вспомогательных задач: разведки, конвоирования, несения дозорной службы. Бриги не были приспособлены для ведения основного боя, на них было установлено преимущественно оборонительное вооружение», — отметил эксперт.

Двухмачтовый бриг «Меркурий» был спущен на воду в 1820 году в Севастополе.

«Он был вооружён восемнадцатью 24-фунтовыми каронадами, предназначенными исключительно для ближнего боя, и двумя небольшими переносными пушками», — добавил Стрельбицкий.

По словам собеседника, «Меркурий» был крепким судном и хорошо держал волну, но небольшая глубина интрюма негативно сказывалась на его ходовых качествах.

Фаддей Беллинсгаузен

Российский Колумб: какую роль в мировой истории сыграл мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен

20 сентября 1778 года родился один из величайших мореплавателей в мировой истории — Фаддей Беллинсгаузен. Преодолев широты, которые не.

В 1829 году российские корабли регулярно патрулировали район Босфора, отслеживая передвижение турецкого флота. В конце мая данная миссия была возложена на отряд из трёх судов: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий».

26 мая российские моряки, находившиеся в 24 км от берегов Турции, заметили эскадру из 14 кораблей Османской империи. Перед моряками не стояла задача вступать в бой с турками — им нужно было срочно сообщить о неприятеле командованию. Старший офицер отряда, командир «Штандарта» Павел Сахновский, приказал «избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». «Штандарт» и «Орфей» направились на северо-запад, а «Меркурий» — ещё западнее. При этом турки заметили тихоходный бриг и устремились за ним в погоню.

Историк и писатель, экс-директор Севастопольского государственного архива Валерий Крестьянников, рассказал RT, что «турецкие корабли в то время были очень ходкими и обладали достаточно удачной архитектурой».

Два османских линкора — 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана — быстро начали настигать «Меркурий». Казарский попытался оторваться от преследователей на вёслах, но вскоре ветер усилился, а османы подошли к бригу на дистанцию пушечного выстрела.

«184 пушки против 20 — в таких случаях на иностранных флотах обычно спускали флаг, считая ситуацию безысходной, но не таким человеком был Казарский и не таким был его экипаж», — отметил Стрельбицкий.

Казарский созвал офицерское собрание, на котором поручик корпуса штурманов Иван Прокофьев предложил вступить в бой и взорвать корабль при попытке его захвата. Казарский и другие офицеры открыли огонь по турецким кораблям из переносных орудий. «Меркурий» стал маневрировать под выстрелами противника, стараясь не попасть под бортовой залп вражеских судов.

Крестьянников рассказал, что в конце концов «Меркурий» был зажат между турецкими линкорами.

«Но в этом было и определённое преимущество. Турки не могли использовать в полную силу свои пушки из-за мёртвой зоны и боязни попасть друг в друга», — подчеркнул эксперт.

Российские моряки на призывы сдаться отвечали выстрелами из пушек и ружей. Стрельба с «Меркурия» целенаправленно велась по рангоуту и такелажу турецких кораблей. Казарскому удалось обездвижить противника. Российские канониры удачными выстрелами повредили ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», а также перебили фор-брам-рей и нок фор-марса-рея на «Реал-бее». Турецкие корабли уже не могли продолжать преследование и вести бой.

«Меркурий» направился к основным силам Черноморского флота. В бою из 115 членов экипажа брига погибли четверо, шесть человек получили ранения, сам Казарский был контужен. Судно получило 22 пробоины в корпусе и порядка 300 повреждений рангоута, парусов и такелажа. Официальных данных о погибших турецких моряках нет.

Оценки истории

Константин Стрельбицкий отметил, что «экипаж «Меркурия» совершил невозможное, поскольку бриг против двух линейных кораблей — это всё равно что пятиклассник против двух профессиональных боксёров».

«Судно заведомо должно было погибнуть. Многие современники просто отказывались верить в то, что бой действительно состоялся. Благо о нём сохранились отзывы участников с турецкой стороны, полностью подтвердившие отчёты Казарского», — пояснил эксперт.

По словам сопредседателя регионального отделения Российского исторического общества в Севастополе, кандидата исторических наук Вадима Прокопенкова, грамотное маневрирование и морские качества позволили «Меркурию» одержать победу в бою с судами противника.

Адмирал Нахимов

Великий флотоводец: 215 лет со дня рождения адмирала Нахимова

5 июля 1802 года в селе Городок Смоленской губернии родился Павел Степанович Нахимов. Он никогда не был женат, не писал мемуаров и не.

«Турецкие корабли никак не могли поймать бриг. Поворачиваясь то одним, то другим бортом, он успешно противостоял противнику. Мастерство, храбрость русских матросов и офицеров свели на нет почти десятикратное превосходство турецких кораблей по числу пушек», — рассказал эксперт.

Бриг отправили на ремонт в Севастополь после того, как он воссоединился с основными силами флота. Казарский был произведён в капитаны второго ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом императора Николая I.

В дальнейшем Казарский командовал различными фрегатами российского флота. В 1831 году он был произведён в капитаны первого ранга и включен в императорскую свиту. Казарскому было поручено заниматься исследованиями, связанными с перспективами развития флота. В 1833 году он отправился с ревизией в черноморские порты и скоропостижно скончался в Николаеве.

В 1839 году в Севастополе был открыт памятник Казарскому, который сохранился до наших дней. Монумент выполнен в виде усечённой каменной пирамиды с установленной на ней бронзовой триремой. По указу Николая I на памятник был нанесена надпись: «Казарскому. Потомству в пример».

«Подвиг экипажа брига «Меркурий» на вечные времена прославил несгибаемость русского духа, показал всему миру не только прекрасную военно-морскую выучку и тактику ведения боя, но и решимость. В моральном плане это сильно повлияло на исход Русско-турецкой войны», — заключил Вадим Прокопенков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: