Какой принцип лежит в основе закрепления правового статуса личности в демократическом государстве

Обновлено: 24.04.2024

Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.

Эти принципы наиболее универсальны, на них должны опираться все без исключения отрасли права, которые могут в дополнение к данным принципам вырабатывать свои собственные. Число принципов правового статуса человека и гражданина, рассматривающихся различными авторами, не одинаково. Это связано как с тем, что их точного перечня нет в Конституции РФ, так и с тем, что данные принципы развиваются и дополняются в текущем законодательстве.

Вместе с тем, по замечанию Л.Д. Воеводина, "принципы правового статуса - идеологические категории". В силу этого, их перечень, содержание и значение могут меняться, даже если не изменяется закрепившая их Конституция РФ. Поэтому принципы правового статуса, во-первых, составляют его основу, на которую опирается все правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во-вторых, имеют достаточно гибкое содержание, развивающееся вместе с развитием государства.

По нашему мнению, к конституционным принципам правового статуса человека и гражданина можно отнести следующие (см. схему 49).

1. Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина.

Этот принцип находит свое выражение в норме ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Особое значение этой нормы подчеркивается ее расположением в структуре Конституции РФ: она относится к главе 1 - "Основы конституционного строя" и расположена в ней на втором месте.

Данный принцип определяет как деятельность государства, так и содержание нормативно-правовых актов, и содержание иных прав человека и гражданина. Так, например, выдвижение на первое место личности человека обусловливает помещение в Конституции РФ на первое место личных прав и свобод, придает иное значение принципу социального государства и т. д.

2. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами.

Принцип неотчуждаемости имеет два значения :

- государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы;

- человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.

3. Принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод.

Смысл этого принципа заключается в отказе государства и общества от детальной регламентации в законе того, что может делать человек, какие позитивные действия он вправе содержать. Конституция РФ, напротив, устанавливает ограничения свободы действий человека, закрепляя перечень тех действий, которые он не должен совершать.

Основным критерием определения пределов этого ограничения выступают требования "необходимости защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Во всем остальном человек свободен в своих действиях, если при этом он не нарушает законных прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина еще не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишен без законных оснований.

Говоря о принципе гарантированности, мы в большей мере уделяем внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения.

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента РФ, который по Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), и для Уполномоченного по правам человека РФ, для которого это основная деятельность. Кроме того, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ наделила каждого правом защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Такая гарантия зафиксирована также в ч. 2 ст.55 Конституции РФ, которая гласит, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", а также в цитировавшейся выше ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Вместе с тем ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании (ст. 46 - 54 Конституции РФ).

Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право, как правило, сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.

5. Принцип равноправия.

В тексте Конституции РФ понятия "равенство" и "равноправие" встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами РФ.

Термин "равноправие" является юридически более точным, поскольку в нем заложены сразу два начала: "равенство" и "право". Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Поэтому в двух ключевых с точки зрения установления равноправия нормах - в ст. 5, говорящей о равноправии субъектов РФ и ст. 19, закрепляющей равенство прав человека и гражданина вне зависимости от перечисленных в ней обстоятельств - говорится не о фактическом, а о юридическом равенстве.

Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, чего практически достигнуть невозможно, да и не нужно, а к равенству всех в правовом смысле. Равенство правового статуса человека и гражданина нельзя смешивать с их социальным равенством. Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обязанностей и ответственности. Это - равенство возможностей. В этом плане юридическое равенство выступает как один из аспектов социального равенства, наряду с экономическим, культурным, политическим и др. Но оно совмещается с фактическим социальным неравенством людей, что связано с их психолого-физиологическими особенностями, социальными условиями и массой иных факторов.

Принцип юридического равенства означает, что государство должно помогать тем, кто, в силу различных психофизиологических факторов, не может использовать свои возможности на равных условиях с иными людьми (престарелым, инвалидам, детям). Поэтому законодательство устанавливает изъятия из принципа равноправия - привилегии и льготы. Льготы - это преимущества компенсационного характера в пользу тех или иных групп населения, которые по объективным социальным причинам не могут в полном объеме реализовать свои права в рамках общего правового статуса.

Привилегии носят адресный характер и предусматривают возможность предоставления преимуществ конкретным лицам, при этом они могут быть и не направлены на защиту тех, кто объективно в ней нуждается, что воспринимается как негативный фактор общественного развития. В то же время привилегии могут быть социально обусловленными. Так, например, ряд привилегий предусматривается для судей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, что вызвано необходимостью поднять престиж определенных профессий, привлечь квалифицированные кадры, создать систему защиты от коррупции.

Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Содержание принципа равноправия включает в себя и еще один аспект - равенство всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Смысл этого положения заключается в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и порождая одинаковые обязанности. В равной мере это относится и к суду, в котором все физические лица имеют одинаковые права и обязанности, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособные, ограниченно дееспособные, лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, и др.).

6. Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Этот принцип действует в конституционном праве в нескольких аспектах. Первый - это взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений. Если одна сторона правоотношения (физическое лицо или государство) обладает закрепленными законом правами, то другая выполняет по отношению к ней определенные обязанности, и наоборот.

Второй аспект взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина состоит в следующем. Невозможно жить в обществе и быть свободным от этого общества: для нормального его развития требуется совершение определенных действий, направленных на поддержание благосостояния и защиту этого общества от неправомерных посягательств отдельных лиц. Таким образом, каждый человек несет обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. Перечень этих обязанностей закреплен как самой Конституцией РФ, так и текущим законодательством.

Схема 49

Кроме принципов правового статуса личности необходимо рассмотреть виды правового статуса.

Выделяют (см. схему 50):

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий
граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, ми­нистра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Схема 50

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий (конституционный) правовой статус - статус лица как гражданина государ­ства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относитель­ной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса со­ставляют, главным образом, те права и обязанности, которые предостав­лены и гарантированы Конституцией РФ. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависи­мости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в ко­торые они вступают, других ситуаций. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.

Специальный, или родовой, правовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, бази­руясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, преду­смотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

Индивидуальный правовой статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные харак­теристики). Он представляет собой совокупность персонифицирован­ных прав и обязанностей гражданина. Ин­дивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса тесно взаимосвязаны и взаимозави­симы, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому пер­вичному, исходному.

В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) основные права и обязанности;

б) законные ин­тересы;

е) правовые принципы;

ж) правовые нормы, устанавливаю­щие данный статус;

з) правоотношения общего (статусного) типа.

Правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.

В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Гражданские права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства (право частной собственности, право на охрану семьи и т.д.).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти (право на свободу мысли, право на мирные собрания и т.д.).

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование и т.д.

Тема 20. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)

В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус , где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина;
2) правовой статус иностранца;
3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.

В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением "национального режима".

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям , как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы). .

В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.

Вопросы для самоконтроля

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл.8, с. 132-150.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г.Н., М., 1995. Гл. 9, с. 217-243.


В данной статье автором рассмотрены виды правового статуса личности, особенности его формирования в России, а также предложены возможные пути усовершенствования правового статуса личности в РФ.

Ключевые слова: правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина, гражданское общество, местное самоуправление.

Правовой статус личности — это совокупность прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей, признаваемых и гарантируемых государством. Бесспорно, что в основе правового статуса лежит социальный статус человека, который определяет его положение в обществе. Следовательно, понятия «Правовой статус» и «социальный статус» соотносятся как содержание и форма, так как право лишь юридически закрепляет положение человека в обществе и государстве в целом.

Теперь необходимо проанализировать основные виды правового статуса личности. В науке теории государства и права выделяются 3 основных вида: индивидуальный, специальный и общий. Рассмотрим каждый из них.

Индивидуальный правовой статус личности конкретизирует и персонифицирует определенное лицо, наделяя его правами и обязанностями. Например, пол, возраст, семейное положение и. т. д.

Специальный статус связан в первую очередь с положением гражданина в обществе и обеспечивает возможность выполнения определенных функций. Например, военные, сотрудники правоохранительных органов.

Общий статус характеризует права и свободы человека как гражданина государства, который закреплен в основном законе страны.

Говоря о правовом статусе, необходимо отметить, что он является неотъемлемой частью гражданского общества, которое, в свою очередь, возможно только в правовом демократическом государстве. С. Ю. Наумов пишет о том, что формирование гражданского общества и построение правового государства в конечном счете являются лишь средством обеспечения правовой свободы личности в современном обществе [1, с.116].

В свою очередь Н. И. Матузов говорит о том, что правовой статус личности находит отражение в Конституции государства и иных нормативно-правовых актах. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. [2, с.91].

Мы полагаем, что правовой статус личности служит отражением эффективности политической системы, ведь от уровня защиты прав и свобод человека и гражданина напрямую зависит развитие и эффективность функционирования основных демократических институтов в целом.

Правовой статус личности видоизменялся в зависимости от той или иной исторической эпохи или государства. Подтвердим выдвинутый тезис на примере эволюции правового статуса личности в истории России, проанализировав некоторые документы.

Начиная с принятия в XI веке первого письменного источника права Древнерусского государства — Русской Правды Ярослава Мудрого, начинается деление всего населения на определенные привилегированные и непривилегированные категории. К первым относились князья, стоявшие над законом и боярство, состоявшее по большей части из княжеской дружины и зависимые категории населения: смерды, закупы, рядовичи, изгои и холопы, которые фактически являлись не только рабами, но и выступали в качестве объекта правоотношений.

Следующим важным источником права, регламентирующим правовой статус населения, стал Судебник Ивана III, принятый в 1497 году. Примечательным было то, что устанавливался Юрьев день — день, за неделю до и после которого крестьянин имел право переходить от одного помещика к другому. Впрочем, именно данный документ создал основу для дальнейшего закрепощения крестьян. Феодалам же предоставлялось право отъезда, то есть возможность выбирать себе сюзерена по своему усмотрению.

Соборное Уложение Алексея Михайловича Романова, принятое в 1649 году, окончательно закрепощает крестьян, отменяя урочные лета.

Следующей вехой, изменившей правовой статус населения Российской империи, становится Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II в 1785 году. Данный документ делает дворянское сословие опорой самодержавия, фактически исключает все обязанности и вводит широкий круг прав: запрет телесных наказаний для дворян, запрет конфискации дворянских имений, монопольное право владения крепостными крестьянами.

Советские конституции 1918–1936 гг. упрочивали и расширяли социально-экономические права граждан, что напрямую зависело от государства — монополиста — собственника. Одновременно наблюдалась тенденция регресса развития личных прав, которые властью практически не соблюдались. Использование политических прав было ограничено Конституцией

Сталинская конституция 1936 года [4] была самой демократической, на тот период времени, конституцией в мире. Однако соблюдались ли основные ее положения — тема отдельной научной статьи.

Конституция СССР 1977 года [5], действовавшая с 1977 по 1991 год. В ней провозглашались основные социальные, экономические, политические и личные права граждан, закрепленные в 7 главе ««Основные права, свободы и обязанности граждан СССР». При этом подчеркивалось, что права граждан не должны противоречить интересам общества и государства. Права граждан рассматривались через призму интересов общества, а не индивида.

Также закреплялись основные обязанности: соблюдение Конституции, военная служба для мужчин в Вооруженных Силах СССР, добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины, обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность, обязанность уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Таким образом, в заключение хотелось бы резюмировать все выше сказанное. Правовой статус личности — это одна из важнейших политико-правовых категорий, которая отражает совокупность прав и обязанностей человека, которые санкционируются государством. Правовой статус личности неразрывно связан с уровнем развития демократии в государстве. Для совершенствования правового статуса личности можно выделить следующие направления деятельности:

– повышение правовой культуры и правовой грамотности граждан, так как знание основ права способствует повышению доверия к законодательству и уверенности в собственной защищенности со стороны государства;

– активные предложения граждан через депутатов или общественные объединения новых законопроектов, поскольку это в значительной мере повысит качество и обоснованность принимаемых нормативно-правовых актов;

– практическое соблюдение прав и свобод человека и гражданина, отмена законов, которые в той или иной мере их нарушают. Например, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [6], в котором есть явное противоречие п.1 ст.4 ст. 31 Конституции РФ [7], в которой не содержится такого необходимого требования, как уведомление о предстоящем публичном мероприятии органов местного самоуправления или местного самоуправления.

  1. Наумов, С. Ю. Общая теория государства и права / С. Ю. Наумов, А. С. Мордовц, Т. В. Касаева. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. — 392 c. — Текст: непосредственный.
  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько.: Юристъ, 2004. — 245 c. — Текст: непосредственный.
  3. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики / (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (утратила юридическую силу).
  4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) (утратила юридическую силу).
  5. «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) (утратила юридическую силу).
  6. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»// СЗ РФ от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485.
  7. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// СЗ РФ от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус личности, свобода человека, гражданское общество, местное самоуправление, III, государство, гражданин, обязанность, правовой статус, правовой статус населения.


Будучи одним из самостоятельных элементов структуры основ правового статуса личности, общие принципы правового статуса личности занимают важное место в вопросе характеристики правового положения человека и гражданина.

Это те начала, которые определяют, с учётом каких основ осуществляются все права и свободы. Это те начала, которые признаются и охраняются правом, государством, с учётом которых, используются права и свободы человека и гражданина, исполнение его обязанностей.

Принципы, которые рассматриваются, способствуют определению основных черт статуса всех членов общества, а также осуществляют своё распространение на все права, свободы и обязанности, вне зависимости от того, в какой именно отрасли права они зафиксированы.

Характеризуя принципы, мы раскрываем их содержание, которое заложено в нормах Конституции Российской Федерации. Но нужно учитывать, что их практическое осуществление на данный момент в должной мере не обеспечено. О причинах такого положения дел нами мы уже было сказано, но можем и ещё раз их назвать. Это — сложности переходного периода, связанные со становлением рыночной экономики, скудности финансовых ресурсов страны, политической нестабильностью и т. д.

Различные источники (учебники, учебные пособия, монографии) содержат разное перечисление принципов правового статуса личности. Попытаемся же остановиться на характеристике главных, признанных всеми принципов. Конституция Российского государства по аналогии с конституциями таких стран, как США, Япония, Германия, Италия и некоторые другие государства, содержит следующие выражения принципов правового статуса личности:

  1. Равноправие — это одна из основных установок, лежащих в основе правового статуса личности. Её своеобразие в нашем случае заключается в том, что здесь речь идёт о равенстве в правах и обязанностях граждан, а не иных субъектов права.

С учётом важности данного принципа, законодателем осуществлено его включение в основы конституционного строя. Так, 2-м пунктом 6-й статьи Конституции закреплено положение, что: «каждый гражданин Российской Федерации имеет на её территории все права и свободы и несёт равные обязанности, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации».

Это положение также дополнено статьей 19 Конституции РФ, которой устанавливаются равенство всех перед законом и судом. Государством, подчёркивает пункт 2 указанной статьи Конституции, гарантируются равные права и свободы человека и гражданина, при этом не берутся во внимание пол, раса, происхождение, национальность, отношение к религии, языку, убеждения, имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям, а также иные обстоятельства. Запрещены какие-либо формы, ограничивающие права граждан по признакам национальной, социальной, языковой, расовой или религиозной принадлежности. Учитывая исторические традиции, Конституцией РФ закрепляется равенство прав, свобод и возможностей их осуществления для мужчин и женщин [3].

Равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие) Конституцией понимается в качестве равенства возможностей, а не в качестве фактического равенства, реально недостижимое в жизни. Формирование определённого усреднённого общества, всеобщего уравнительного образа жизни нереально, ибо каждым человеком по-разному реализуются его способности, его творческий потенциал.

Государством должны использоваться правовые средства с целью сократить имеющийся резкий разрыв в доходах граждан. На данном этапе проводимая в этом направлении работа довольно неэффективна, что является причиной неоправданного усиления расслоения населения, связанного с доходами и материальным обеспечением.

«В основе правовой системы, — по справедливому замечанию Румянцева О. Г., — должна лежать философия признания ценностей общечеловеческого характера в качестве естественных прав человека, которые приобретают в ходе своего исторического развития общецивилизованный характер. Они являются составляющей частью природы человеческой личности, а, следовательно, их утрата по существу является уничтожением личности, потерей самого себя» [4].

  1. Из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод проявляется следующий принцип. Вопросы запрета незаконного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекают из гуманной сути и назначения Конституции. В общем виде указанный принцип закреплён статьёй 55 Конституции государства, которой устанавливается, что в Российской Федерации нельзя издавать законы, которыми отменяются или умаляются права и свободы человека и гражданина. Указанное положение дополняет норма Конституции, заключающаяся в том, что «какие-либо нормативно-правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут быть применены, если их не опубликовали для всеобщего сведения» (3-й пункт 15-й статьи Конституции).

Конституция, являясь основным законом страны, не в состоянии осуществить закрепление всех возможных прав и свобод, а устанавливает только самые важные из них. В связи с этим в 55-й статье Конституции подчёркивается: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно быть истолковано в качестве отрицания или умаления иных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Запрещение в ограничении прав и свобод не может быть абсолютным. Человек живёт в обществе, и его интересы, в большинстве случаев, пересекаются с интересами других людей, поэтому третий пункт 17 статьи Конституции РФ подчёркивает, что «исполнение прав и свобод человека и гражданина не должно приводить к нарушению прав и свобод других лиц». Указанные ограничения могут быть только в тех случаях, которые установлены законом. Как закреплено пунктом 3 статьи 55 Конституции, «Права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться Федеральным законом только в той мере, в какой это требуется, чтобы осуществить защиту основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечить оборону государства и безопасности страны». С учётом требований этой нормы, к примеру, статьей 56 российской Конституции закреплено, что при чрезвычайном положении с целью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя согласно Федеральным конституционным законам могут быть установлены определённые ограничения прав и свобод, при этом с обязательным указанием пределов и сроков их действия.

Ряд ограничений при реализации прав и свобод содержат статьи главного документа России, которые закрепляют конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, статьей 32 устанавливаются основания для ограничения избирательных прав граждан, а статьей 35 — ограничения в вопросах использования имущественных прав и так далее.

По большому счёту, проблема установления конституционных ограничений — это проблема наличия рамок свободы человека в обществе.

В статье 4 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789г. было сформулировано правило, которое уже стало аксиомой. «Свобода, — гласит она, — заключается в возможности делать всё, что не вредит другому: следовательно, реализация естественных прав каждого человека ограничено только границами, обеспечивающими другим членам общества пользования этими же правами» [1].

И нашей Конституцией, как уже сказано, закреплено подобное правило в 3-й части 17-й статьи.

Однако не все имеющиеся права и свободы можно ограничивать даже при чрезвычайном положении. Не подлежат такому воздействию права и свободы, которые перечислены статьей 56 Конституции, к примеру, это касается права на жизнь, свободы совести, свободы вероисповедания, права на жилище, права на судебную защиту и других.

  1. Соответствие международным актам о правах человека. Среди норм, содержащихся в основе конституционного строя нашего государства, числится и норма о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России — составная часть её правовой системы. В том случае, когда международным договором Российской Федерации устанавливаются другие правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применение находят правила международного договора» (пункт 4 статьи 15 Конституции).

Статьёй 17 Конституции устанавливается, что Российская Федерация признаёт и осуществляет гарантию прав и свобод человека и гражданина в соответствии с требованиями «общепризнанных принципов и норм международного права» [2].

Среди международных документов, касающихся прав человека, нужно назвать Всеобщую декларацию прав человека (дата принятия — 10.12.1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (дата принятия — 19.12.1966г.), Конвенцию о правах ребенка (дата принятия — 20.11.1989г.). Реализуя вышеуказанные конституционные положения, Россия на протяжении последнего времени ратифицирована некоторые международно-правовые акты, которые напрямую относятся к правам и свободам человека, в первую очередь, это касается Европейской хартии местного самоуправления; Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию и Протоколов к ней; Конвенции об упразднении принудительного труда; Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями и других.

  1. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы не только предоставлены Конституцией, но их осуществление обеспечивает совокупность гарантий, такие как: экономические, социальные, политические и правовые. Предмет рассмотрения государственного права — правовые государственные гарантии.

Согласно статье 2 Конституции, Российская Федерация берёт на себя обязательства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Статьей 7 Конституции наша страна объявляется социальным государством, устанавливается, что его политика имеет направленность на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Пунктом 1 статьи 17 Конституции подчёркивается, что Российская Федерация не только признаёт, но и выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина. В 45-й статье Конституции также закрепляется тот факт, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому дано право на защиту своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом». Почти каждая статья ІІ — й главы Конституции содержит конкретные правовые и другие гарантии реализации прав и свобод. Именно эта статья устанавливает ряд отдельных прав и свобод человека и гражданина.

Помимо перечисленных выше, можно назвать и ряд других принципов, которые встречаются в литературе юридической направленности. Это, к примеру, принцип единства прав и обязанностей (3-я часть 17-й статьи, 2-я часть 6-й статьи Конституции РФ).

Наличие взаимной связи прав и обязанностей является объективной потребностью, а конституционное закрепление этой потребности — её юридическое выражение. Нашедший своё закрепление в Конституции Российского государства, данный принцип в полной мере соответствует духу и букве действующих международно-правовых актов, в том числе, Всеобщей декларации прав человека, которая принята ООН и провозглашает, что у «каждого человека есть обязанности перед обществом, в котором он только и может свободно и полно развивать свою личность», что для реализации прав и свобод граждан требуется «должное признание и уважение прав и свобод других, удовлетворение справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».

Можно привести и ряд иных принципов: в первую очередь, это касается принципа приоритета прав, свобод и интересов личности; принципа взаимной ответственности государства и личности; принципа динамизма правового статуса личности и др.

В завершении можно упомянуть об интересной характеристике принципов, которую предложил немецким учёный Б. Грефрат:

а) принципы — это нормы, не являющиеся только политико-правовыми пунктами программ или теоретико-правовым обобщением норм;

б) принципы — универсальные нормы. Не все общепризнанные нормы можно считать принципами, но все принципы могут быть только универсальными нормами;

в) отличие основополагающих принципов от иных общепризнанных норм в том, что они отражают определённые основные закономерности исторического развития:

г) принципы — императивные нормы. Это значит, что необходимо перевести все остальные нормы в соответствие с ними;

д) принципы — это не только критерии правомерности других норм, они в то же время являются и направляющими положениями для последующего развития международного права, его конкретных норм, которые служат раскрытию и осуществлению данных принципов.

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67, 05.04.1995
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2019. 1008 с.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014, № 9, ст. 851.
  4. Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский и В. Д. Перевалов. — Екатеринбург, 2018. -С.41

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, Российская Федерация, Конституция, принцип, свобода, гражданин, правовой статус личности, Российское государство, Конституция РФ, норма.

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: