Какой приговор вынес суд шпигелю

Обновлено: 19.04.2024

Московский городской суд 16 июня признал обоснованным решение нижестоящей инстанции о продлении до 20 августа срока содержания под стражей владельца ГК «Биотэк» Бориса Шпигеля, которого обвиняют в даче взятки экс-губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву. Жалобу на постановление Басманного районного суда Москвы ранее подавала сторона защиты.

«Мосгорсуд постановил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу стороны защиты Шпигеля – без удовлетворения», – сообщили в суде.

Заседание прошло в закрытом режиме. Борис Шпигель участвовал в нем в режиме видеосвязи из больницы СИЗО «Матросская тишина», где он находится с апреля в связи с тяжелым состоянием здоровья.

Главное следственное управление СК РФ 21 марта возбудило уголовное дело в отношении владельца ГК «Биотэк» Бориса Шпигеля и экс-губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева по ч. 5 ст. 291 и ч. 6 ст. 290 УК РФ (дача взятки, получение взятки). По данным следствия, Белозерцев получил от Шпигеля и его партнеров более 31 млн рублей, а также автомобиль Mercedes V250D и часы Breguet. Посредниками выступали другие фигуранты дела – жена Шпигеля Евгения, директор ОАО «Фармация» Антон Колосков, сотрудники администрации Пензенской области Геннадий Марков и Федор Федотов.

Борис Шпигель вину отрицает, Иван Белозерцев признал факт получения 20 млн рублей. Басманный районный суд Москвы 23 марта постановил поместить под стражу всех фигурантов дела до 20 мая, затем срок ареста был продлен до 20 августа. Также суд наложил арест на деньги, недвижимость и земельные участки, принадлежащие Белозерцеву и Шпигелям.

В начале апреля сторона защиты Ивана Белозерцева и Бориса Шпигеля уже оспаривала решение суда, но жалобы были отклонены. Адвокат Шпигеля Виктория Бурковская ранее говорила в суде, что бизнесмен страдает хроническими заболеваниями, поэтому должен быть переведен из СИЗО под домашний арест, а адвокат Белозерцева отмечал, что экс-губернатор страдает хронической гипертонией.


Адвокаты пытаются обжаловать приговор в отношении сироты Анастасии Ивановой. Несмотря на железное алиби, девушка была признана виновной в краже.

Новой поворот в скандальном деле воспитанницы детского дома Анастасии Ивановой. Ранее девушку признали виновной в преступлении, которое она, похоже, не совершала. И вот теперь, когда Настя попыталась обжаловать приговор, возникла новая странность. Адвокаты осужденной уже больше месяца не могут получить протокол судебного заседания, который необходим для подачи апелляции. Шансы на то, чтобы восстановить справедливость тают с каждым днем.

Сирота из Подмосковья, профессиональный ювелир Анастасия Иванова показывает нам украшения и вышивку. Все это она сделала сама, пока находилась в следственном изоляторе. Теперь девушка вынуждена продать уникальные работы. Очень нужны деньги. Скандальный и неоднозначный приговор разделил ее жизнь на две части. Спорный вердикт лишил Настю работы, любимого мужа и свободы.

"Моя жизнь кардинально поменялась. Кто теперь возьмет на работу с судимостью? Я уже не горю к ювелирному делу, как раньше. Чтобы вы понимали, год из жизни убрали", – говорит Анастасия Иванова.

Анастасию Иванову признали виновной в краже и мошенничестве и приговорили к двум годам условно, несмотря на железное алиби и многочисленные нестыковки. Программа "Вести. Дежурная часть" не раз рассказывала об этом парадоксальном деле. Сегодня мы покажем людей, которые к нему причастны. Но сначала коротко о самой истории и ее главной героине – бедной Насте. В 14 лет она потеряла мать, затем оказалась в детском доме. Но не сломалась, а получила редкую для женщины профессию и три года назад стала лучшим ювелиром Москвы.

Настя вышла замуж и открыла небольшой бизнес по уборке квартир. Все круто изменилось после того, как прошлой зимой во дворе дома к девушке подошли люди в штатском, отвезли ее полицию Сергиева Посада и заподозрили в краже денег у подмосковных пенсионеров. Какие-то женщины обманом выманивали у старушек сбережения, но в преступлениях обвинили Настю.

- Меня бабушка опознает, я рыдаю, соответственно. Я прошу, посмотрите на меня получше, бабушка на меня не смотрит. Следователь говорит, какая я плохая.

На этих кадрах тот самый следователь УМВД по Сергиево-Посадскому району Светлана Крюкова. Блондинка в норковой шубе обыскивает квартиру Ивановой, пока та находится под арестом. Полицейские собирают отпечатки пальцев, изымают обувь девушки в качестве улики. Следователь Крюкова не может не знать, что в момент кражи в Сергиевом Посаде обвиняемая Иванова находилась на юге Москвы, в 50 километрах от места преступления. Это зафиксировали несколько столичных камер наблюдения. Непонятно, почему следователь закрыла глаза на столь важный факт.

Журналисты несколько раз пытались задать этот вопрос Светлане Крюковой сначала по телефону, затем лично. Приехали в отделение полиции, долго ждали следователя у входа, но она так и не решилась ответить на вопросы.

Похоже, у сергиево-посадской мисс Марпл есть веская причина избегать журналистов. Через несколько месяцев полицейские поймали настоящую воровку. Из трех эпизодов, в которых обвиняли Анастасию, до суда дошел только один. И тот основывался на словах 90-летней потерпевшей Галины Комиссаровой. Во время предварительного следствия пенсионерка опознала Иванову. Опознание проводилось заочно по фотографиям, следователь и понятые приезжали к бабушке домой. В суде пожилая женщина впервые встретилась с Анастасией и уверенно заявила, что деньги у нее украла другая девушка.

Журналисты встретились с бабушкой, чтобы окончательно выяснить, причастна ли сирота к преступлению?

- Ну я же сказала! Я же от своих слов не отказываюсь, что не она. И к ней я подходила, а та была намного меньше ростом.

Удивительно, но словам потерпевшей на суде не поверили. Маховик правосудия был запущен и, похоже, никто не спешил его останавливать. Преступление раскрыто, и значит кто-то должен быть наказан. Видимо, так рассуждала и представитель гособвинения, помощник прокурора Сергиева Посада Мария Крайнова.

- Неужели камеры наблюдения – недостаточный аргумент, чтобы доказать невиновность человека?

Вопрос так и остался без ответа. Дама очень спешила на службу. Возможно, вершить судьбу очередной сироты.

Вот так с молчаливого согласия следователя Светланы Крюковой и гособвинителя Марии Крайновой, обвиняемая Иванова получила судимость. Приговор вынесла судья Лилия Баранова. Тоже интересная персона. Возможно, она не случайно закрывала глаза на многочисленные нестыковки в деле. В Сергиевом Посаде говорят, что судья Баранова и следователь Крюкова – близкие подруги. И это не первый неоднозначный приговор в карьере служительницы Фемиды.

"О том, что отец следовательницы Светланы Крюковой (она же Волкова) – убийца, я узнал от соседей, которые мне написали после публикации истории с Настей. Ему дали за это минималку, потому что его судила подружка. Как говорит сама Крюкова, ее подружка судья Баранова, которая судит Настю, дала ему минималку за убийство и покушение на убийство", – рассказывает блогер Андрей Трофимов.

Осужденная Анастасия Иванова надеется на пересмотр приговора и полное оправдание. Это поможет вернуть ей честное имя и мужа. Гасан Адаев отчаянно защищал жену, пытался вытащить ее из СИЗО и в итоге тоже стал фигурантом уголовного дела. Все та же следователь решила, что он также решительно помогал Насте обворовывать старушек. Гасанова обвинили в краже, и теперь он вынужден скрываться.

Неоднозначное уголовное дело Анастасии и ее супруга вызвало бурное обсуждение в обществе.

"Девушка за преступление получает условно. Послушайте, либо там было преступление, значит должна быть неотвратимость наказания, либо не вашим и не нашим – одни доказательства перечеркивают другие доказательства. Ну это нонсенс какой-то. Либо человек такого-то числа был в таком-то месте, и в этом есть свидетельские показания, камеры, либо человека там не было", – считает Анатолий Кучерена, адвокат, председатель общественного совета при МВД России.

Адвокаты Анастасии Ивановой планируют опротестовать приговор во всех инстанциях. Если, конечно, в очередной раз никто не вставит палки в колеса. Защита девушки уже обратилась в Генеральную прокуратуру, рассчитывая на оперативную проверку всего расследования. Не исключено, что в этой судебной драме у бедной Насти все-таки будет хеппи-энд.

Дело Шпигеля. О чем не говорят вслух

Вчера Басманный районный суд Москвы арестовал Ивана Белозерцева, а также жену олигарха Евгению Шпигель. Сам олигарх пока избежал заключения в СИЗО, хотя на этой мере пресечения настаивали правоохранители. Пока больше шума вокруг пензенского губернатора. А от производителя «фармы» наоборот усиленно отводят внимание.

Начнем с того, что про Белозерцева и Шпигеля нам транслируют разные картинки. СМИ так и не показали фото Бориса Шпигеля в наручниках, в зале суда, в автозаке. Видео с его задержаниями и обысками. Зато мы видели душераздирающую картину, как тело олигарха выносили на носилках из здания суда. Опять же, изъятие чемоданов денег и дорогих часов из спальни Ивана Белозерцева видела вся страна. У Бориса Шпигеля не обнаружили ничего интересного, кроме коллекции эротических фигурок и редкой 1928 года издания книги «Онанизм у мужчины и женщины». Но ни пачек денег, ни предметов роскоши.

Пока уголовное дело упорно называют «делом Белозерцева». Закономерно: акцент делают на политике, губернаторе, которого подозревают в коррупции. В СМИ пишут, что обыски и аресты представителей семьи Шпигель прошли именно по «делу Белозерцева». Как будто их сюда «случайно приплели», а дело политическое. Так ли это?

Вроде бы, политологи разного пошиба уже связали арест пензенского губернатора с войной кремлевских башен, с зачисткой «Единой России», со стартом предвыборной кампании. Но почему-то совершенно упустили саму суть: передел на российском рынке лекарств. Может быть об этом боятся говорить вслух?

А ведь именно коррупционное дело против компании «БИОТЭК», производителя медицинских препаратов, в один день сделало из захудалой Пензы знаменитый на всю страну город, а малоизвестного губернатора Ивана Белозерцева звездой. Столько внимания нашей скромной провинции уделили именно из-за интереса к крупному производителю фармы.

Поэтому с обысками и арестами к нам пожаловали столичные силовики. Они работали по Шпигелю, и лишь потом приехали в Пензу. Даже больше: источники сообщают, что решение об аресте Ивана Белозерцева было принято еще неделю назад. Но вежливые люди ждали возвращения в Россию из Израиля Бориса Шпигеля. Чтобы взять обоих одновременно. И как только тот, ради кого все замышлялось, вернулся, делу дали ход.

Почему фарм-олигарх оказался в прицеле столь пристального внимания? Говорят, интерес к нему связан с увеличившимися объемами госконтрактов компании «БИОТЭК», которые выросли во время пандемии коронавируса в разы. С июня 2020 года компания отгрузила в регионы препаратов от COVID-19 на сумму 45 миллиардов рублей. Есть за что бороться! Мы разберем подробнее в отдельном материале закупки, связанные с Пензенской областью.

Однако, Шпигель продавал лекарства не только медучреждениям нашей области. Именно поэтому, с большой вероятностью, следственные действия скоро начнутся в других субъектах, где присутствовала группа компаний «БИОТЭК». Пока мы видим частное – «пилотный регион», с которого все началось. Общая картина будет позже. Когда правоохранительная машина поедет по следам госконтрактов крупного производителя лекарств, «дело Белозерцева» превратится в «дело Шпигеля».

Федеральный масштаб никак не отменяет наши местные пензенские разборки и зачистки. Нам обещали серию уголовных дел и арестов. Правда это, или нет? Поживем-увидим. Но то, что 30 миллионов, и даже 400 миллионов это капля в море оборотки бизнес-империи Бориса Шпигеля, видно уже сейчас. Но, опять же, Ивана Белозерцева это не оправдывает. Да, он в этом деле фигура второстепенная. Но! Как нам всем теперь развидеть пачки денег, разбросанные по всему губернаторскому дому? Это войдет в историю. И, к несчастью, именно таким запомнят Ивана Белозерцева.

Не исключаем, что столичные адвокаты Шпигеля будут перебрасывать всю вину на пензенского губернатора. А вот защитником Белозерцева выступил депутат гордумы Алексей Шуварин. По зубам ли ему монстры столичной адвокатуры. Битва предстоит сильная. Потому что Шпигель понимает, что остановить процесс лучше на Пензе. Чтобы вежливые люди не поехали в Краснодарский и Пермский край, Москву, Крым, Воронеж, Севастополь… Во все эти регионы компании Шпигеля поставляли лекарства от коронавируса. Чтобы перестать быть основным фигурантом в этом деле, олигарх сделает все, чтобы переложить вину на губернатора.

Следственный комитет РФ завершил расследование уголовного дела в отношении владельца фармхолдинга «Биотэк» Бориса Шпигеля и экс-губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. Бизнесмена обвиняют в даче взяток чиновнику (ч. 5 ст. 291 УК РФ), а того – в их получении (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и незаконном хранении оружия и боеприпасов (ст. 222 УК РФ). Всего в деле шесть фигурантов, они были задержаны в конце марта 2021 года и с того времени находятся в СИЗО.

Помимо Шпигеля и Белозерцева, обвиняемыми по уголовному делу проходят жена Шпигеля Евгения, директор пензенского ОАО «Фармация» Антон Колосков, а также сотрудники администрации Пензенской области Геннадий Марков и Федор Федотов. Никто из фигурантов вину не признает.

Борису Шпигелю и его жене в окончательной редакции предъявлено обвинение в даче взяток в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ), Ивану Белозерцеву – в получении взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и незаконном хранении оружия и боеприпасов (ст. 222 УК РФ). Трое остальных фигурантов, по версии следствия, были посредниками во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

В СК РФ считают, что в 2020 году Белозерцев получал взятки за лоббирование интересов «Биотэка», в частности за получение фармхолдингом крупных заказов на поставки медикаментов в пензенские больницы. В качестве взяток использовались как наличные деньги, так и предметы роскоши.

В окончательном варианте обвинения остался эпизод с часами Breguet стоимостью 5,7 млн рублей, которые, как полагают следователи, Шпигель передал Белозерцеву через водителя. Из дела исчез другой эпизод взятки – предоставление Белозерцеву минивэна Mercedes-Benz V 250d. Теперь в деле фигурирует другой автомобиль – Mercedes-Benz S 350d 4MATIC. Если ранее Белозерцев рассматривался следствием как фактический собственник полученной машины, то теперь речь идет только об «услугах неимущественного характера», то есть автомобиль был передан в пользование, а не в собственность. Изменилась и сумма предполагаемой взятки за оплату поездок на этой машине – с 5 млн рублей до 166,8 тысячи рублей.

Количество эпизодов, по которым экс-губернатор получал взятки наличными, на заключительном этапе расследования возросло с одного до двух. Следователи считают, что Белозерцев в сентябре 2020 года получил 20 млн рублей, а еще 4 млн рублей наличными Борис Шпигель ранее передал чиновнику при личной встрече в Москве.

Иван Белозерцев также обвиняется по ст. 222 УК РФ: в подсобке кабинета экс-губернатора обнаружен «пригодный к стрельбе» пистолет Макарова и 96 патронов калибра 9 мм. Согласно материалам дела, боеприпасы были упакованы в белый пакет, а оружие – в коричневый кожаный портфель итальянского производства. У пистолета был спилен номер, а само оружие не включено в картотеку МВД. При этом две молекулярно-генетические экспертизы, проведенные следствием, не обнаружили на оружии, патронах и пакете отпечатков пальцев или биологических следов Белозерцева.

Главное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело в отношении Бориса Шпигеля и Ивана Белозерцева в марте 2021 года. С того момента все фигуранты дела находятся в СИЗО «Матросская тишина». За это время Шпигеля несколько раз госпитализировали в связи с плохим состоянием здоровья.

Экс-глава Пензенской области Иван Белозерцев и бизнесмен Борис Шпигель оставлены под стражей

Басманный суд до 20 августа оставил в СИЗО главу группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля и экс-губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. Первый из них, напомним, обвиняется в даче взяток второму за преференции для бизнеса. Ходатайства защиты о применении к ним более мягкой меры пресечения были отклонены судом. По информации “Ъ”, господин Шпигель продолжает находиться в тюремной больнице. Тем временем бывший губернатор дал развернутые показания следствию, признав получение им 20 млн руб. и часов Breguet от предпринимателя. При этом бывший чиновник настаивает, что они не являются взятками, так как не влияли на заключение в регионе госконтрактов с компаниями Бориса Шпигеля.

Бывший пензенский губернатор Иван Белозерцев

Бывший пензенский губернатор Иван Белозерцев

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ / купить фото

Бывший пензенский губернатор Иван Белозерцев

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ / купить фото

Заседания Басманного суда, на которых рассматривались ходатайства СКР о продлении сроков ареста фигурантам дела о взяточничестве, прошли в закрытом режиме. Журналистов пустили лишь на оглашение решения судьи.

При этом в суде не было и некоторых обвиняемых этого громкого коррупционного дела. Так, на рассмотрении «своего» ходатайства не присутствовал Борис Шпигель, который высказывал позицию по нему с помощью системы видеосвязи. Сам бизнесмен продолжает находиться в больнице СИЗО «Матросская Тишина», пояснили его адвокаты. Ход обсуждения ходатайства и свои аргументы защита господина Шпигеля не комментировала. Впрочем, по данным “Ъ”, они мало отличались от высказанных на предыдущем судебном заседании. Адвокаты арестованного вновь делали упор на плохое состояние здоровья своего клиента. Следствие в очередной раз демонстрировало суду справки от врачей, которые допускали содержание обвиняемого в СИЗО.

Чем заканчивались уголовные дела против губернаторов

Бизнесмен Борис Шпигель

Бизнесмен Борис Шпигель

Фото: Басманный районный суд

Бизнесмен Борис Шпигель

Фото: Басманный районный суд

В свою очередь, защита бывшего губернатора Пензенской области представила суду высказывавшиеся ранее аргументы. Они сводились к тому, что господин Белозерцев уже дал развернутые показания, которые защита охарактеризовала как «фактически признательные», и не намерен от них отказываться. Как следует из показаний Ивана Белозерцева и материалов дела, отметила защита экс-чиновника, передача ему 20 млн руб., часов Breguet и микроавтобуса Mercedes не отрицаются, однако они не могут квалифицироваться как взятка (ст. 290 УК РФ), на чем настаивает следствие. По логике адвокатов, получение подарков не дало группе компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля никаких конкурентных преимуществ при заключении ею госконтрактов в регионе.

Как отметила защита, деньги, полученные от господина Шпигеля, направлялись на проведение избирательной кампании губернатора, автомобилем он не пользовался, а часы чиновник вообще намеревался вернуть, но не успел из-за арестов по делу.

Как отметил “Ъ” адвокат чиновника Алексей Сергиенко, обвинение против его клиента «лишено причинно-следственной связи».

Однако аргументы защиты на суд не подействовали — Иван Белозерцев и Борис Шпигель останутся в СИЗО до 20 августа. Их защита намерена обжаловать судебное решение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: