Какой орган не был предусмотрен положением о народном суде рсфср от 21 октября 1920 г

Обновлено: 18.04.2024

По инициативе местных советов в ходе революционных преобразова­ний уничтожалась старая судебная система и создавались новые судебные органы: революционные суды, суды народной совести, народные и прочие суды. В своей деятельности они руководствовались «революционным пра­восознанием», «революционной совестью», обычаями. Но уже в ноябре 1917 г. новое государство приступило к формированию единой судебной системы. Законодательную базу ее составили три декрета о суде: № 1 – от ноября 1917 г., № 2 – от февраля 1918 г. и № 3 – от июля 1918 г. Кро­ме них в ноябре 1918 г. было утверждено Положение о народном суде РСФСР.

Первым декретом была упразднена дореволюционная судебная система, ликвидированы старые суды, прокуратура и адвокатура, институт судеб­ных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды н со­ставе одного судьи и двух очередных народных заседателей, избранных ме­стными советами. Они могли решать гражданские дела (с суммой иска до 3 тысяч рублей) и дела уголовные (с наказаниями до 2 лет лишения свобо­ды). Предварительное следствие осуществляли сами судьи, а обвинителя­ми и защитниками могли выступать любые лица, обладавшие граждан­скими правами. Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кас­сационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.

Попытка воссоздать окружные суды, следственные комиссии и коллегии правозаступников для поддержки обвинения или защиты, предприня­тая в ходе реализации декрета о суде № 2, не увенчалась успехом. Эти ор­ганы, поскольку в них стали активно действовать старые юристы и левые эсеры, имевшие большое влияние в судебной сфере, были распушены осе­нью 1918 г. Что касается декрета о суде №3, то он лишь расширил компе­тенцию местных судов (иски до 10 тысяч рублей и наказание до 5 лет).

Большое значение имело Положение, которое унифицировало судеб­ную систему, учредив единую форму суда – народный суд (судья и от 2 до 6 заседателей). Судьи выбирались местными советами из людей, пользо­вавшихся гражданскими правами и имевшими опыт политической рабо­ты. Были созданы также коллегии обвинителей и защитников из должно­стных лиц при уездных и губернских исполкомах советов и комиссии для проведения предварительного следствия, которое осуществлялось ими вместе с милицией или судьями.

Новые суды руководствовались в своей практике декретами новой вла­сти, политическими программами партий, прежде всего, большевистской, «революционным правосознанием». Поначалу не возбранялось использо­вать «законы свергнутых правительств», если они не противоречили но­вым принципам. Но в 1918 г. все ссылки на старые законы были запреще­ны. В деятельности судов доминирующими стали социальные и политиче­ские мотивы, а подмена судебного решения решениями властных органов – нормой жизни.

Наряду с местными судами создавалась особая судебная система. Уже декрет о суде № 1 учредил революционные трибуналы, призванные бороть­ся с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Такова была социальная направленность деятельности ревтрибуналов. В их со­став входили председатели и 6 заседателей, избиравшихся губернскими и городскими советами. Советы избирали и особые следственные комиссии ревтрибуналов.

Первыми стали действовать в январе 1918 г. ревтрибуналы печати, од­новременно их стали создавать повсеместно, на уровне республик, губер­ний, уездов и даже волостей. Декрет «о революционных трибуналах» от 17 мая 1918 г., подготовленный Наркомюстом, предпринял попытку упоря­дочить их деятельность и ограничить ее пределами крупных центров. Бы­ло признано также нецелесообразным делить трибуналы по направлениям их работы. В целях централизации системы при ВЦИК создавались Рево­люционный Трибунал и Кассационный отдел, который рассматривал жа­лобы и протесты на приговоры местных трибуналов.

В условиях гражданской войны ревтрибуналы подверглись реоргани­зации. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением изменил их состав (в них входили теперь 3 члена) и компетенцию, предоставив им право проверять следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями могли осуществлять предварительное следствие. Судебное рассмотрение в ревтрибуналах должно было начинаться не позднее 48 ча­сов с момента окончания следствия. Вводились отраслевые виды трибуналов: военно-полевые и транспортные суды, железнодорожные трибуналы, военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий).

В марте 1920 г. согласно новому Положению о ревтрибуналах была проведена ещё одна реорганизация, в ходе которой упразднялись следст­венные комиссии, а функции следствия передавались в органы ВЧК и осо­бые отделы. С этого времени в состав ревтрибуналов стали входить пред­седатели губернских ЧК. Ревтрибуналы вели ускоренное судопроизводство, имели право применении высшей меры наказания и выбора любых других мер уголовной репрессии. Все это вместе с использованием ярко выраженных социальных критериев при определении наказаний придавало ревтрибу­налам характер чрезвычайного органа.

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные орга­ны репрессии. 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образова­нии Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при Совнаркоме по борь­бе с контрреволюцией и саботажем. Уже в первом своем циркуляре мест­ным советам ВЧК предлагала присылать в ее адрес «все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа». Было предложено также создавать ана­логичные органы политической репрессии на местах.

Под руководством ВЧК с марта 1918г. в губерниях и уездах стали дей­ствовать местные ЧК, получившие исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиций и конфискаций и создание специальных боевых отрядов. В октябре 1918 г. вступило в действие «Положение о ВЧК и ме­стных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». ВЧК объявлялся в нем органом СНК, работающим в тесном контакте с Наркомюстом и Наркомвнудел, а местные ЧК – отделами ме­стных советов. Кроме них действовали специализированные органы этой системы: пограничные, транспортные ЧК, особые отделы ВЧК в армии и на флоте. Это был мощный аппарат политических репрессий, железной рукой искоренявший контрреволюцию. Органы ЧК производили обыски и аресты, вели следствие, сами рассматривали дела по существу, определя­ли меры наказания и приводили в исполнение приговоры, в том числе смертную казнь. «Общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке.

Такими широкими полномочиями чрезвычайные органы обладали в период «красного террора» (с сентября 1918 по февраль 1919 гг.). Именно в этот период широко применялась практика взятия и расстрелов залож­ников, арестов разного рода «подозрительных лиц». После передачи в феврале 1919 г. права выноса приговоров по делам, проводимым Ч К, рев­трибуналам, органы ВЧК сохранили возможность применять внесудебную расправу в особых случаях (в местностях, находящихся на военном поло­жении, при вооруженных выступлениях и пр.). Они стали и организатора­ми сети концентрационных лагерей, с 1918 г. образовавшихся по всей стране.

В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении снискавшей печальную известность ВЧК. В новых историче­ских условиях функции чрезвычайного органа «борьбы с контрреволюци­ей» были переданы Главному политическому управлению (ГНУ) при НКВД.

В ходе вооруженного восстания в Петрограде был создан ещё один правоохранительный орган – рабочая милиция. Главным принципом её формирования была добровольность. На службу в милицию брали только людей с «рабочим и крестьянским происхождением». Согласно инструк­ции НКВД и Наркомюста, принятой в октябре 1918 г., главными её функ­циями были борьба с преступностью и охрана общественного порядка. С 1920 г. к ним добавилась ещё одна: проведение следственных действий и дознания по уголовным делам. Организационно милиция подчинялась Главному управлению рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР, а на местах создавались управления, находившиеся в двойном подчинении: НКВД и местным исполкомам советов. С 1920 г. милиции подчинили «общие места заключения для изоляции враждебных элементов».


После Октябрьской революции 1917 года, старый государственный аппарат Российской империи был сломлен. В стране, провозгласившей «Власть советов», решалась задача ликвидации старой судебной системы и создания революционного пролетарского суда.

Как отмечал В. И. Ленин, «. безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения, . а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно» [14].

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность новой советской судебной системы, были приняты в период 1917–1921 гг.

22 ноября (5 декабря) 1917 года Советом Народных Комиссаров принят Декрет «О суде», который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. Согласно Декрета, упразднялись окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.

Так, действие существующего ранее института мировых судей приостанавливалось до замены мировых судей местными судами, в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избирались «на основании прямых демократических выборов».

Местным судам были подведомственны все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 рублей, а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы. Решения мировых судов были окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке. Жалобы на приговоры и решения местных судов рассматривались уездными, а в столице — столичными съездами местных судей.

В принятии решений и приговоров мировые судьи руководствовались «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Созданные рабочие и крестьянские революционные трибуналы рассматривали дела о контрреволюционной деятельности, мародерстве, хищениях, саботаже и т. д. Революционные трибуналы избирались губернскими и городскими советами.[1]

При этом, изначально, Декрет «О суде» номера не имел. Декретом № 1 его стали именовать позже, после появления декретов № 2 и 3.

28 февраля 1918 года вступил в действие, утвержден Президиумом ВЦИК Декрет «О суде» № 2.

С утверждением Президиумом ВЦИК 20 февраля 1918 года и опубликованием 22 февраля 1918 Декрета «О суде» № 2 расширяется подсудность местных судов (в компетенцию входят дела из брачно-семейных правоотношений и не подлежащие оценке), создаются окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. Гражданские дела рассматриваются в составе трех постоянных членов и четырёх народных заседателей, а уголовные дела рассматриваются в составе одного председательствующего и двенадцати заседателей. Декрет окончательно отменяется обжалование дел в апелляционном порядке, допуская лишь кассационное обжалование решений и приговоров окружных судов. В качестве кассационной инстанции вводится институт областных народных судов.

Декрет № 2 так же допускал применение судами дореволюционных законов «лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию».

Высшей судебной инстанцией предполагалось создание Верховного судебного контроля, в компетенцию которого входили бы вопросы толкования законов, обязательные для нижестоящих кассационных судов. Однако фактически, данный орган так и не был создан.

Этим же декретом запрещаются споры между казенными учреждениями, а рассмотрение дел о правонарушениях, совершаемых лицами в возрасте до 17 лет, учреждаются «комиссии о несовершеннолетних».

Декрет «О суде» № 3, был издан СНК РСФСР 20 июля 1918 года, после обсуждения в июле 1918 года на II Всероссийском съезде губернских и областных комиссаров юстиции, уже наработанной судебной практики.

Декрет № 3 провел разграничения подведомственности дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами. Компетенция местных судов была расширена, в их подведомственность были переданы все гражданские дела по искам до 10000 рублей и все уголовные дела, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Местный народный суд получил право применять в качестве наказания лишение свободы на срок до 5 лет.

Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве, однако фактически данный орган так же создан не был.

Вопрос о применении судами дореволюционного законодательства, Декретом № 3 не рассматривался и только после утверждения ВЦИК 30 ноября 1918 г. Положения «О народном суде РСФСР», законодательно закреплен запрет на применение судами «старых» норм.

Декретом СНК «О революционных трибуналах» от 4 мая (17 мая) 1918 года сокращено количество рабочих и крестьянских революционных трибуналов. В мелких населенных пунктах и гарнизонах революционные трибуналы были упразднены. Подсудность же сохранившихся в губернских городах, на крупных узловых станциях и в промышленных центрах революционных трибуналов, дополнялась рассмотрением дел о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании советских документов, хулиганстве.

Для решения важнейших дел о контрреволюционных преступлениях, Декретом ВЦИК «О Революционных трибуналах при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете советов» 16 мая (29 мая) 1918 года, учрежден Революционный трибунал при ВЦИК в г. Москве.

Кассационное обжалование и принесение протестов на приговоры революционных трибуналов установлены декретом ВЦИК от 11 июля 1918 года, на основании которого при ВЦИК был создан кассационный отдел. [2]

В 1919 году Революционный трибунал при ВЦИК в г. Москве переименован в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК. Ему передавались изъятые из подсудности местных судов все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти, и его решения не подлежали обжалованию в кассационном порядке[3].

С принятием 30 ноября 1918 года Положения «О народном суде РСФСР», начинается унификация первой судебной системы Республики. Положением учреждается единая форма суда — народный суд, действовавший в пределах района, уездного или городского. В компетенцию народных судов, входит рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дела, рассмотрение которых входило в компетенцию революционных трибуналов (дела о контрреволюционных деяниях, саботаже, дискредитировании советской власти, шпионаже и т. д.). В зависимости от категории рассматриваемых дел, Положение предусматривало формирование трех судебных составов: народным судьей единолично (наиболее простые гражданские дела), в составе председательствующего судьи и двух заседателей, и в составе постоянного народного судьи и шести народных заседателей (дела о наиболее тяжких, опасных преступлениях).

Кассационной инстанцией по отношению к народным судам являлись Советы народных судей, образуемые на уровне губерний и состоящие из народных судей судебного округа.

Прежний порядок избрания народных судей и заседателей сохранялся. Народные судьи избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а заседателей утверждали исполкомы Советов согласно спискам, составлявшимся волостными и сельскими Советами, рабочими организациями.

Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 года Положение «О Народном Суде РСФСР» не внес больших изменений в деятельность народных судов, лишь устранял некоторые недостатки Положения 1918 года. С 10 марта 1921 года высший судебный контроль возложен на Народный комиссариат юстиции РСФСР, в компетенцию которого входит осуществление общего надзора за деятельностью судебных органов, дача руководящих разъяснений по действующему законодательству, признание не имеющими силы приговоров или решений, требующих пересмотра и возобновление судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 года «Об объединении всех революционных трибуналов Республики» в качестве единого кассационного органа и органа надзора для всех революционных трибуналов создан Верховный трибунал при ВЦИК, который объединил функции и аппараты революционных трибуналов при ВЦИК, Военно-революционный трибунал Республики [4] , Военно-промышленный трибунал и Главный революционный железнодорожный трибунал [15].

Он стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: кассационная, судебная, военная, военно-транспортная.

Таким образом, результатами введения в действия правовых актов, касающихся судебной системы молодой республики стали: упразднение все ранее существовавших судебных учреждений; законодательное закрепление таких демократические основ в деятельности советских судов, как выборность, участие в отправлении правосудия народных заседателей, открытое рассмотрение дел в судах, право обвиняемого на защиту.

В последующие годы, окончание гражданской войны, позволило проведение новой судебной реформы, главным достижением которой стала ликвидация революционных трибуналов и формирование единой централизованной системы советских судов.

  1. Антонова Л. И. Великая Октябрьская революция и создание народных судов (1917–1918 гг.) // Правоведение. 1969. С. 85–94.
  2. Ирошников М. П., Портнов В. П. Об особенностях революционного слома буржуазных карательных учреждений в России // Правоведение. — 1970. — № 3. — С. 90–98
  3. Полянский Н. П. Первые страницы советской науки о суде // Правоведение. 1957. С. 107–111
  4. Резепов В. П., кандидат юридических наук / К 50-летию Декрета о суде № 1
  5. Смыкалин, А. / Создание советской судебной системы //Российская юстиция. -2002. — № 2. — С. 39
  6. Декрет о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г.
  7. Декрет о суде от 15 февраля 1918 г. № 2
  8. Декрет СНД о суде от 20 июля 1918 г. № 3
  9. Декрет СНК от 04.05.1918 № 471 «О Революционных Трибуналах»
  10. Декрет ВЦИК от 12.04.1919 № 132 «О Революционных трибуналах при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете советов»
  11. Декрет ВЦИК от 30.11.1918 «Положение о Народном Суде РСФСР»
  12. Декрет ВЦИК от 21.10.1920 «Положение о Народном Суде РСФСР»
  13. Декретом ВЦИК от 23.06.1921 «Об объединении всех революционных трибуналов Республики»
  14. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 163
  15. Декрет ВЦИК от 27.03.1920 «Положение о Революционных Военных Железнодорожных трибуналах»

[1] 19 декабря 1917 г. Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях, и о порядке ведения его заседаний»

[2] Принципы организации и деятельности революционных трибуналов регулировались Положением, принятым ВЦИК 12 апреля 1919 года.

[3] По судебной реформе 1922 года система трибуналов была упразднена, надзорные и кассационные функции Ревтрибунала переданы Верховному суду РСФСР. А в 1923 г. революционные трибуналы были ликвидированы в связи с созданием губернских судов.

[4] Создан приказом РВСР от 14.10.1918 для руководства деятельностью фронтовых, армейских и других реввоентрибуналов (РВТ)

Основные термины (генерируются автоматически): суд, дело, декрет, трибунал, заседатель, москва, советская судебная система, судья, Верховный трибунал, Октябрьская революция.


В результате Великой Октябрьской Социалистической революции и прихода к власти большевиков 22 ноября 1917 году был принят Декрет о суде №1, в результате чего одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов перестала существовать и система обеспечения исполнения судебных актов. Проект декрета был подготовлен большевиками П.И. Стучкой и первым наркомом юстиции РСФСР Г.И. Оппоковым, этот документ в соответствии с теоретическими воззрениями В.И. Ленина предусматривал полную ликвидацию органов буржуазной юстиции. Исключения допускались только для системы мировых судей, деятельность которых приостанавливалась. В Декрете о суде говорилось: «…Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов. » [1, с. 572] Институт судебных приставов, просуществовавший длительное время был упразднен. В то же время, судебным приставам, как и другим канцелярским чиновникам упраздненных учреждений, предписывалось «… оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о положении их дел». Декрет о суде от 7 марта 1918 г. № 2 предусматривал, что исполнение решений до избрания новых органов должно производиться Красной гвардией по установленному ранее порядку. [2, ст. 420] Все решения предполагалось исполнять немедленно, невзирая на возможное обжалование. Инструкция Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных народных судов» [3, ст. 589] ограничила немедленное исполнение решений по делам, по которым присуждено не более 500 рублей, а Положение о народном суде от 21 октября 1920 [4, ст. 407] года и вовсе предоставило право решать вопрос о предварительном исполнении решения народному суду, вынесшему это решение. Все же остальные решения исполнялись лишь по истечении срока на обжалование. Исполнение решений по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей. О них говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Судебные исполнители работали при судах. Они выполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. При отсутствии судебных исполнителей судебные решения и решения земельных комиссий исполняли волостные исполкомы и органы милиции. Декрет ВЦИК от 27 октября 1920 г. «Положение о народном суде РСФСР» в статье 82 устанавливал, что приговоры приводятся в исполнение органами милиции, а решения и всякие денежные взыскания - судебными исполнителями или органами милиции. В 20-е годы XX века функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоящие при судах, находясь в двойном подчинении органам юстиции и судам. Служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Принятый 7 июля 1923 года первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный пятый раздел, где находились нормы, регулирующие исполнительное производство. Исполнение судебных решений было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. [5] Целью исполнительного производства стало «…быстрое, удобное и дешёвое исполнение требований кредитора… и сохранение должника как хозяйственной, рабочей силы ». [6, с. 266] Так, часть 5 ГПК РСФСР от 10.07.1923, состоящая из 7 глав (62 статьи), полностью посвящена исполнению судебных решений приставами, содержит в себе перечень судебных актов, подлежащих исполнению, порядок возбуждения исполнительного производства, принудительного исполнения, порядок обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок взыскания с государственных учреждений и предприятий, порядок организации реализации имущества.

В соответствии со ст.255 ГПК РСФСР от 10.07.1923 исполнению в порядке, определенном статьями Кодекса, подлежат:

а) решения судов по гражданским делам;

б) судебные приказы по гражданским делам;

в) определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков;

г) определения судов по гражданским делам о наложении штрафов;

д) постановления судов, вынесенные в силу ст. ст. 121а и 459 УПК;

е) решения Арбитражных и Земельных Комиссий в порядке, предусмотренном положениями о них, и Третейских Судов. Согласно ГПК РСФСР 1923 года судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. В соответствии со ст. 270 ГПК РСФСР от 10 июля 1923 года контроль над действиями судебного исполнителя возложен на народного судью, в районе которого производится исполнение. За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75 % шло в доход государства, 25 % – в общий фонд вознаграждений судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполняющих решение.

  1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник/ И.А. Исаев - М.: Юристъ, 2001. – 797 с.
  2. СУ РСФСР. - 1918. - № 26.
  3. СУ РСФСР. - 1920. - № 52.
  4. СУ РСФСР. - 1920. - № 83.
  5. См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., с изм. и доп. до 1 мая 1928 г. - М.: Юриздат, 1928.
  6. Гойхбарг А.Г. Курс гражданского процесса/ А.Г.Гойхбарг – М.-Л., 1928. – 317 с.
  7. Гойхбарг А.Г. Указ. соч.

Основные термины (генерируются автоматически): РСФСР, исполнительное производство, суд, судебный исполнитель, решение, взыскание, добровольное исполнение, исполнение решений, исполнительный лист, народный судья.

— дела о наиболее тяжких, опасных преступлениях, связанных с посягательством на человеческую жизнь, причинением тяжких телесных повреждений, изнасиловании, разбое, подделке денежных знаков и документов, взяточничестве, спекуляции монопольными и нормированными продуктами потребления рассматривались народными судьями и шестью народными заседателями;

— все остальные гражданские и уголовные дела рассматривались судом в составе судьи и двух заседателей;

б) сохранялся прежний порядок избрания народных судей и заседателей:

— кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и располагать опытом политической работы;

— списки народных заседателей составлялись рабочими организациями, волостными и сельскими советами;

— народные заседатели утверждались исполкомами городских, уездных или волостных советов, а народные судьи — местными советами;

в) ликвидировались все окружные суды и Московский кассационный суд;

г) для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов в губерниях создавался Совет народных судей;

д) судам запрещалось ссылаться на законы прежних правительств; при отсутствии необходимых норм, установленных декретами и основными актами советского правительства, разрешалось руководствоваться «социалистическим правосознанием»;

е) защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами;

ж) предварительное следствие производили следственные комиссии, милиция или сами судьи.

2. Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. вносились изменения:

а) в порядок избрания и отзыва народных судей:

— избирались местными советами, но подлежали утверждению губернскими исполкомами советов;

— отзыв народных судей осуществляли избравшие их местные советы;

— каждый отзыв подлежал утверждению губернским исполкомом совета;

— до утверждения отзыва народный судья продолжал свою работу либо отстранялся от должности;

б) в порядок организации и проведения предварительного следствия:

— вводилось обязательное предварительное расследование по уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести заседателей;

— по остальным уголовным делам судья мог ограничиться проведенным органами милиции дознанием либо передать дело народному следователю;

— коллегия народных следователей действовала при губернском Совете народных судей, а народные следователи избирались и отзывались губернскими исполкомами Советов;

в) в порядок осуществления защиты:

— упразднялись коллегии правозащитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных советов;

— защита стала осуществляться в порядке общественной повинности граждан, которые по своей профессии, образовательному, партийному или служебному стажу были подготовлены для этой работы;

— списки защитников составлялись исполкомами местных советов.

Таким образом, деятельность советских судов была ориентирована преимущественно на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий.

III. Положения о военных трибуналах в РСФСР

1. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1919 г. внесло изменения в систему революционных трибуналов республики:

а) предусматривалось сокращение сети революционных трибуналов:

— сохранялись только при губернских советах и в городах численностью более 200 тысяч жителей;

— все остальные ревтрибуналы подлежали упразднению;

б) устанавливался состав ревтрибуналов: председатель и два народных заседателя, избираемых губернскими советами,

в) к участию в судебном разбирательстве по усмотрению трибунала допускались защитники и обвинители;

г) трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие;

д) судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия;

е) закреплялись отраслевые ревтрибуналы: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

2. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1920 г.:

а) в состав революционных трибуналов вводился представитель губернской Чрезвычайной комиссии;

б) учреждалась при революционных трибуналах должность следователя-докладчика:

— должен был готовить заключения по поступившим делам;

— докладывал свое заключение на заседаниях революционного трибунала;

в) упразднялись специальные следственные комиссии; их функции возлагались на органы ВЧК и особые отделы;

г) закреплялись особенности судебного процесса в революционных трибуналах:

— право применения высшей меры наказания;

— свобода в выборе средств уголовной репрессии;

— использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегий при советах;

— ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний.

Таким образом, проведенные изменения в системе революционных трибуналов в полной мере соответствовали курсу советской власти на беспощадное истребление ее врагов, стремлению запугать население и заставить его исполнять советские законы.

IV. Судебная реформа 1922 г.

(Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября

1. Учреждалась новая система судов:

а) народный суд в составе одного народного судьи или судьи и двух народных заседателей;

б) губернский суд;

в) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

2.Предусматривалось создание достаточно развитой системы специальных судов:

а) военные трибуналы по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной армии;

б) особые трудовые сессии народных судов для рассмотрения дел, связанных с нарушением КЗОТ;

в) центральные и местные арбитражные комиссии для рассмотрения имущественных споров между государственными органами.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)

30 ноября 1918 года ВЦИК РСФСР принял Положение о народном суде РСФСР. Учреждался единый народный суд, работавший, в зависимости от категории дела, в составе: 1) единоличного народного судьи, 2) постоянного судьи и 2 народных заседателей, 3) постоянного судьи и 6 народных заседателей. Впрочем вариант с 6 заседателями просуществовал не долго, т.к. выяснилось, что типичные, часто повторяющиеся ошибки в работе суда в равной мере встречаются в делах, решенных с участием и двух, и шести народных заседателей. При рассмотрении уголовных и гражданских дел народные заседатели во всех стадиях судебного разбирательства пользуются одинаковыми правами с постоянным народным судьей, решая совместно с ним вопросы о факте преступления и применения наказания.Положение содержало правило, запрещающее судьям ссылаться на законы свергнутых правительств. В роли кассационной инстанции выступал совет народных судей, избираемый губернским съездом народных судей.

Народный суд должен был, по замыслу, рассматривать по существу все дела, кроме уголовных дел, подведомственных революционным трибуналам.

Изменения в Положении о едином народном суде были внесены постановлением НКЮ РСФСР от 16 сентября 1920 года. В губернских городах при советах народных судей были учреждены особые сессии народного суда. Следует подчеркнуть, что эти сессии формировались и действовали на тех же основаниях, на которых действовали участковые народные суды. Этим же постановлением в губернских и уездных городах были учреждены дежурные камеры народного суда. Они состояли при советах народных судей или при уездных бюро юстиции. Учреждение дежурных камер имело целью добиться максимальной быстроты и эффективности рассмотрения несложных дел. В дежурных камерах дела должны были рассматриваться в день задержания обвиняемого. 21 октября 1920 года было принято ВЦИК РСФСР новое Положение о народном суде, которое, сохранив все основные принципы Положения о едином народном суде 1918 года, устраняло некоторые его недостатки. Народные суды, избранные соответствующим Советом рабочих и крестьянских депутатов (городские и уездные), в отличие от ранее существовавшего порядка, представлялись на утверждение в губисполком через губернские отделы юстиции. При отсутствии кандидатов на местах губисполком по своему усмотрению сам избирал народных судей. Право отзыва народных судей принадлежало избравшим их Советам или исполкомам с утверждения губисполкома. Это мероприятие содействовало дальнейшему укреплению кадров народных судей путем закрепления лучших из них на судебной работе, а следовательно, и улучшению качества работы народного суда. Положение о народном суде 1920 года внесло серьезные изменения в организацию предварительного следствия. Вместо существовавших ранее следственных комиссий были созданы:1) институты народных следователей при губернских советах народных судей.2) институт следователей по важнейшим делам при губернских отделах юстиции

3) институт следователей по важнейшим делам при Наркомюсте.

Высший судебный контроль за законностью судебных приговоров и решений возлагался на Наркомат юстиции, который мог объявлять судебные акты не имеющими законной силы и возобновлять дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом в качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: на уровне республики - Наркомат юстиции, в губерниях - губернские отделы юстиции, в уездах - уездные бюро юстиции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: