Какой орган исполнительной власти исполняет решения суда о нарушении авторских прав роскомнадзор

Обновлено: 15.04.2024

С 2012 года в России на законодательном уровне появилась возможность блокировки интернет-ресурсов, содержащих запрещенный на российской территории контент. Законодатели разработали закон, написали правила блокировки, и даже создали реестр запрещенных сайтов. В общем, взялись за дело со всей серьезностью. Как результат: по данным проекта РосКомСвобода, за все время работы реестра в него были внесены более 10,5 млн IP-адресов и более 600 тыс. сайтов. Впрочем, оценки разнятся.

Блокируют и без суда

Вы ошибаетесь, если думаете, что заблокировать сайт можно только по решению суда. Действующее ныне законодательство предусматривает целый ряд государственных органов, обладающих полномочиями для административной, досудебной блокировки сайтов. Согласно п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1101 от 26.10.2012, заблокировать сайт и внести их в Единый реестр запрещенных сайтов можно:

  • по вступившему в силу решению суда о признании информации запрещенной для распространения;
  • по постановлению судебного пристава об ограничении доступа к информации, порочащей честь и достоинство;
  • по решению уполномоченных Правительством органов исполнительной власти, в числе которых:
    • МВД;
    • Роспотребнадзор;
    • Роскомнадзор;
    • ФНС;
    • Росалкогольрегулирование;
    • Росмолодежь.

    К числу ответственных за блокировку также логично отнести и прокуратуру. Но она самостоятельными полномочиями для внесения сайтов в реестр не обладает, а лишь проводит мониторинг для выявления ресурсов, распространяющих информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Ее распространение в РФ запрещено (п. 6 ст. 10 ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»), и на этом основания прокуратура подает в суд административный иск. Конкретное решение о блокировке сайта принимает все же суд.

    За что можно получить «блок»?

    Законодатель постарался исключить откровенный беспредел и тотальную интернет-цензуру, определив конкретный перечень видов контента, за которые сайт может получить «черную метку». При этом за каждый конкретный вид контента отвечает профильный орган. Не сможет, скажем, ФССП заблокировать сайт, распространяющий алкогольные напитки – это в компетенции лишь Росалкогольрегулирования. Что касается причин блокировки сайтов, в их числе распространение контента (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149):

    направленного на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность (например, информация о продаже документов государственного образца);

    • созданного иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, без указания на то, что информация распространяется таким лицом (суд);
    • о способах и методах создания наркотиков, местах их приобретения, культивирования наркосодержащих растений (МВД, Роскомнадзор);
    • о способах совершения самоубийства и с призывами к самоубийству (Роспотребнадзор);
    • с порнографическими изображениями несовершеннолетних (Роскомнадзор);
    • с информацией о несовершеннолетнем, пострадавшем от противоправных действий (Роскомнадзор, Росмолодежь);
    • о проведении азартных игр, лотерей в интернете (ФНС);
    • о дистанционной розничной продаже алкогольных напитков, распространение которых ограничено или запрещено (Росалкогольрегулирования);
    • направленного на склонение несовершеннолетних к противоправным действиям, угрожающим их жизни или здоровью (Росмолодежь);
    • порочащего честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или организации (ФССП).

    Порядок блокировки


    Порядок блокировки сайтов органами исполнительной власти включает несколько обязательных этапов:

    Судебная блокировка сайтов происходит в немного ином порядке: на основании административного искового заявления, поданного прокуратурой или физическими лицами. Получив положительное решение, заявители также направляют его в Роскомнадзор, который вносит запись в реестр, уведомляет владельца, а затем блокирует ресурс в случае неудаления запрещенной информации.

    Право владельцев присутствовать на суде

    В случаях принятия решения о признании информации запрещенной через органы исполнительной власти, все однозначно: решения принимаются в наиболее короткие сроки, владельцы на этапе принятия решений не привлекаются. Аналогичный подход практикуется и при судебных блокировках: прокурор подает заявление о признании информации запрещенной к распространению – это установление юридически значимого факта, в связи с чем в процесс не привлекаются ответчики – владельцы интернет-ресурсов, на которых эта информация размещена.

    Как разблокировать сайт?

    Есть два пути снятия блокировки сайта и исключения его из реестра.

    Второй – медленный, через обжалование решения о включении сайта в реестр. Сделать это можно в течение 3 месяцев с момента блокировки и только в судебном порядке (ч. 6 ст. 15.1 ФЗ № 149). Этот способ подойдет для случаев, когда информация на сайте была признана запрещенной явно неправомерно. Владельцу сайта нужно:

    Правда, учитывая существующую практику, шансы на положительный исход судебного обжалования ничтожны. Нам не удалось найти ни одного положительного решения, в котором бы суд признал незаконность действий госорганов и отменил блокировку. Единственное положительное решение – определение ВС, которым дело отправили на пересмотр. В связи с этим, единственный эффективный способ – это удалить признанный запрещенным контент и в дальнейшем тщательно фильтровать публикуемую информацию.

    Статья 15.2. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав

    (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 187-ФЗ)

    1. Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", объектов авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемых в таких сетях, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие объекты или информацию, в том числе к программе для электронных вычислительных машин, посредством которой обеспечивается доступ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", к объектам авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (далее в настоящей статье - программное приложение), на основании вступившего в силу судебного акта. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

    (в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 364-ФЗ, от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании вступившего в силу судебного акта в течение трех рабочих дней:

    1) в отношении сайта в сети "Интернет" определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания;

    (в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 364-ФЗ, от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1) в отношении программного приложения определяет лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования программного приложения (далее - владелец программного приложения), а также владельца информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, и (или) иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, посредством которого обеспечивается доступ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", к объектам авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания;

    (п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    2) в отношении сайта в сети "Интернет" направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав на объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемые в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", с указанием наименования произведения, его автора, правообладателя, доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по ограничению доступа к такой информации;

    (в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 364-ФЗ, от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.1) в отношении программного приложения направляет владельцу информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иному лицу, обеспечивающему размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав на объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемые в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", с указанием наименования произведения, его автора, правообладателя, наименования программного приложения и (или) сетевого адреса программного приложения, имени или наименования владельца программного приложения, краткого описания функциональных возможностей программного приложения и (или) иной информации, позволяющей идентифицировать программное приложение, посредством которого обеспечивается доступ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", к объектам авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания, и с требованием принять меры по ограничению доступа к таким объектам авторских и (или) смежных прав и (или) к такой информации;

    (п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    3) фиксирует в соответствующей информационной системе дату и время направления уведомлений, указанных в пунктах 2 и (или) 2.1 настоящей части, лицам, указанным в пунктах 1 и (или) 1.1 настоящей части.

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно ограничить доступ к незаконно размещенной информации.

    (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, владелец информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, обязаны проинформировать об этом владельца программного приложения и уведомить его о необходимости незамедлительно ограничить доступ к объектам авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, распространяемым без разрешения правообладателя или иного законного основания.

    (часть 3.1 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    4. В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 2 настоящей статьи лица уведомления о необходимости ограничить доступ к незаконно размещенной информации владелец информационного ресурса обязан удалить незаконно размещенную информацию или принять меры по ограничению доступа к ней. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 2 настоящей статьи.

    (часть 4 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4.1. В течение одного рабочего дня с момента получения от владельца информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иного лица, обеспечивающего размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, уведомления, указанного в части 3.1 настоящей статьи, владелец программного приложения обязан ограничить доступ к объектам авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, распространяемым без разрешения правообладателя или иного законного основания. В случае отказа или бездействия владельца программного приложения владелец информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, обязаны ограничить доступ к соответствующему программному приложению не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2.1 части 2 настоящей статьи.

    (часть 4.1 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    5. В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, содержащую объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и размещенную без разрешения правообладателя или иного законного основания, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к размещенной на нем информации.

    (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.1. В случае непринятия владельцем информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иным лицом, обеспечивающим размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, и (или) владельцем программного приложения мер, указанных в частях 3.1 и 4.1 настоящей статьи, операторам связи по системе взаимодействия направляется информация, необходимая для принятия мер по ограничению доступа к программному приложению. Перечень информации, направляемой операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к программному приложению, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

    (часть 5.1 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании вступившего в силу судебного акта в течение трех рабочих дней со дня получения судебного акта об отмене ограничения доступа к информационному ресурсу, содержащему объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемые в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без разрешения правообладателя или иного законного основания, уведомляет провайдера хостинга или иное указанное в пункте 1 части 2 настоящей статьи лицо и операторов связи об отмене мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу. В течение одного рабочего дня со дня получения от указанного федерального органа исполнительной власти уведомления об отмене мер по ограничению доступа к информационному ресурсу провайдер хостинга обязан проинформировать об этом владельца информационного ресурса и уведомить о возможности снятия ограничения доступа.

    (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании вступившего в силу судебного акта в течение трех рабочих дней со дня получения судебного акта об отмене ограничения доступа к программному приложению уведомляет владельца информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, и операторов связи об отмене мер по ограничению доступа к программному приложению. В течение одного рабочего дня со дня получения от указанного федерального органа исполнительной власти уведомления об отмене мер по ограничению доступа к программному приложению владелец информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", программного приложения, обязаны проинформировать об этом владельца программного приложения и уведомить о возможности снятия ограничения доступа.

    (часть 6.1 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    7. В течение суток с момента получения по системе взаимодействия сведений об информационном ресурсе, содержащем объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемые в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые используются без разрешения правообладателя или иного законного основания, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к незаконно размещенной информации в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи". В случае отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации оператор связи обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

    (в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 364-ФЗ, от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7.1. В течение суток с момента получения по системе взаимодействия сведений о программном приложении, посредством которого обеспечивается доступ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", к объектам авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к программному приложению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

    (часть 7.1 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    8. Порядок функционирования информационной системы взаимодействия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

    9. Предусмотренный настоящей статьей порядок не применяется к информации, подлежащей включению в реестр в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

    Статья 15.3. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона

    (в ред. Федеральных законов от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.03.2019 N 31-ФЗ, от 01.07.2021 N 250-ФЗ, от 30.12.2021 N 441-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

    1.2. Незамедлительно с момента получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уведомления, указанного в части 1.1 настоящей статьи, редакция сетевого издания обязана удалить информацию, указанную в части 1.1 настоящей статьи.

    (часть 1.2 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

    1.3. В случае, если редакция сетевого издания незамедлительно не удалила информацию, указанную в части 1.1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию, в котором размещена информация, указанная в части 1.1 настоящей статьи. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию.

    (часть 1.3 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

    1.4. После получения по системе взаимодействия требования, указанного в части 1.3 настоящей статьи, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", незамедлительно обязан ограничить доступ к сетевому изданию, в котором размещена информация, указанная в части 1.1 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

    (часть 1.4 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.5. В случае ограничения доступа к сетевому изданию в порядке, предусмотренном частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, возобновление доступа к сетевому изданию производится в соответствии с порядком, предусмотренным частями 5 - 7 настоящей статьи.

    (часть 1.5 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

    2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, незамедлительно:

    (в ред. Федерального закона от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.

    3. После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

    (в ред. Федеральных законов от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Незамедлительно с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

    (в ред. Федеральных законов от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4.1. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 2 части 2 настоящей статьи лица уведомления о необходимости удалить распространяемую с нарушением закона информацию владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу незамедлительно по истечении суток с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи.

    (часть 4.1 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

    5. В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. После получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет".

    7. После получения уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

    (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7.1. В случае, если доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", был ограничен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", возобновление доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", осуществляется данным органом после получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности.

    (часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

    Порядок обжалования решений и действий (бездействия)

    Порядок обжалования решений и действий (бездействия)

    Документы:

    • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: вопросам обжалования решений или действий (бездействия) органа государственной власти и его должностных лиц, а также признания недействующими НПА органа государственной власти (глава 24).
    • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
    • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»

    Порядок обжалования действия (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции

    В случае если заявитель не согласен с результатами рассмотрения заявления, а также с любыми действиями (бездействиями) должностных лиц Управления Роскомнадзора в ходе исполнения государственной функции, то после получения уведомления о принятом решении он вправе обратиться для обжалования действий (бездействий):

    • на действия (бездействия) государственного служащего – руководителю Управления;
    • на действия (бездействия) заместителей руководителя Управления – руководителю Управления;
    • на действия руководителя Управления – руководителю Роскомнадзора.

    Управление (Роскомнадзор) при получении заявления об обжаловании выдает заявителю уведомление о принятии заявления с входящей датой.

    На основе повторного анализа предмета обжалования руководство Управления (Роскомнадзора) принимает следующие решения:

    1. Признание обоснованности обжалования и уведомление заявителя при личном обращении или по почте о положительном решении письмом, подписанным руководителем Управления (Роскомнадзора);

    2. Отказ в изменении принятого решения и уведомление заявителя о невозможности пересмотра решения с объяснением причин при личном обращении или по почте письмом, подписанным руководителем Управления (Роскомнадзора).

    В случае если заявитель обжалует отказ в выдаче разрешения на распространение издания по причине того, что название, примерная тематика и (или) специализация печатного издания представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», а именно: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», Роскомнадзора направляет полный комплект документов заявителя в экспертную организацию. В качестве экспертной организации может выступать общественная организация, ассоциация, в уставной деятельности которой содержатся вопросы деятельности СМИ. Экспертная организация направляет в Роскомнадзор экспертное заключение, содержащее однозначный вывод о наличии или отсутствии факта злоупотребления свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

    На основе полученного экспертного заключения руководство Роскомнадзора принимает следующие решения:

    1. Признание обоснованности обжалования и уведомление заявителя об удовлетворении заявления при личном обращении или по почте письмом, подписанным руководителем Роскомнадзора;

    2. Отказ в изменении принятого решения, уведомление заявителя о невозможности пересмотра решения с объяснением причин при личном обращении или по почте письмом, подписанным руководителем Роскомнадзора. При уведомлении заявителя о невозможности пересмотра решения заявителю направляется копия экспертного заключения экспертной организации.

    Заявления об обжаловании рассматриваются Роскомнадзором в течение тридцати дней с момента получения заявления.

    При необходимости привлечения экспертной организации срок рассмотрения заявления об обжаловании может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

    В случае несогласия с результатами обжалования заявитель вправе обратиться в установленном действующим законодательством порядке в суд.

    С 15.09.2015 года суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

    1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

    1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

    2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

    3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

    4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

    5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

    6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

    7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

    Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

    1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

    2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

    3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

    4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

    5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

    6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

    7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

    8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

    9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

    Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном КАС РФ.

    Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

    Положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных КАС РФ.

    Порядок и особенности обжалования решений или действий (бездействия) должностных лиц Роскомнадзора при исполнении процедур в рамках предоставления государственных услуг (осуществления государственных функций) установлены соответствующими административными регламентами. С указанными административными регламентами можно ознакомиться в подразделе «Административные регламенты».

    Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

    Согласно ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

    1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ:

    1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

    2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

    1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

    2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

    По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

    3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

    В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ

    2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

    3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

    4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

    5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

    6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

    Согласно ст. 30.3 КоАП РФ

    1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

    3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

    4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

    О средствах массовой информации

    Ответ: Управление в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 38, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

    Для противодействия экстремистской деятельности применяются положения Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ).

    Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 114-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

    Согласно ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими материалами федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

    2. Вопрос: Какой порядок внесения в единый реестр сайтов, содержащих противоправную информацию?

    Ответ: согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

    Деятельность по ведению единого реестра осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).

    К основаниям внесудебного ограничения доступа, определенным статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, относятся: распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информации о способах изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств и культивирования наркосодержащих растений и информации о способах совершения самоубийств, призывов к совершению самоубийства, информации о незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, информации о незаконной розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, а также информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.

    Решение о признании вышеуказанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации принимают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти (Роскомнадзор, МВД России, Роспотребнадзор, ФНС России, Росалкогольрегулирование, Росмолодежь, соответственно).

    Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ осуществляется также на основании решения суда о признании информации, содержащейся на интернет-ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

    3. Вопрос: Об исключении сайта из единого реестра сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Ответ: В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Центральный аппарат Роскомнадзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В этой связи по вопросу исключения сайта из единого реестра необходимо обращаться непосредственно в Центральный аппарат Роскомнадзора по адресу: 109074, Москва, Китайгородский проезд, 7, стр. 2, при формировании электронного обращения непосредственно в Роскомнадзор в поле «Место рассмотрения» необходимо указывать «Центральный аппарат».

    4. Вопрос: О принятии мер к интернет-сайтам и средствам массовой информации за распространение ими информации, не соответствующей действительности, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или организации.

    Ответ: Вопросы, касающиеся защиты чести, достоинства и деловой репутации, рассматриваются исключительно в судебном порядке в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Вместе с тем, к средствам массовой информации за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан или организации, Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) определен порядок рассмотрения претензий.

    В соответствии со ст. 43 Закона о СМИ гражданин, его законные представители или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

    Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

    Статья 44 Закона обязывает редакцию в течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста в письменной форме уведомить гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения, либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа. Основания отказа в опровержении регламентируются статьей 45 Закона о СМИ.

    Отказ в опровержении либо нарушение установленного Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суде в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, ст. 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за клевету, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

    Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу не уполномочено принимать решение о наличии в содержании материалов СМИ информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина, не вправе обязать редакцию опубликовать опровержение.

    Только после вступления в законную силу решения суда, установившего факт клеветы, Управление вправе рассматривать вопрос о применении в отношении редакции СМИ мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

    Таким образом, в данном случае гражданин имеет право обратиться к владельцу сетевого ресурса с требованием удалить и(или) опровергнуть такие сведения (досудебное регулирование), либо обратиться в суд с иском к лицу (лицам), распространившему порочащие его честь и достоинство сведения, с требованием их опровержения.

    Также в соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, он вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

    5. Вопрос: Об ограничении доступа, осуществляемого посредством сети «Интернет», к информации, нарушающей авторские права.

    Ответ: Роскомнадзор и его территориальные органы в соответствии с полномочиями не вправе устанавливать наличие или отсутствие события нарушения авторских и (или) смежных прав, данный вопрос разрешается исключительно в судебном порядке.

    В случае принятия Московским городским судом определения о предварительном обеспечении защиты прав на объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), указанный судебный акт направляется в Роскомнадзор для ограничения доступа к информационному ресурсу, на котором незаконно размещаются объекты авторских и (или) смежных прав.

    Следует также отметить, что статьей 15.6 Федерального закона № 149-ФЗ определен порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

    Согласно вышеуказанной статье Федерального закона № 149-ФЗ доступ к таким ресурсам в сети «Интернет» ограничивается на основании решения Московского городского суда о принятии мер по постоянному ограничению доступа к сайтам в сети «Интернет».

    В течение двадцати четырех часов с момента получения заявления владелец сайта удаляет информацию, нарушающую авторские и (или) смежные права. Для получения таких заявлений в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ он обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты, а также вправе предусмотреть направление этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте.

    Одновременно информируем, что к компетенции Роскомнадзора не отнесено принятие мер в случае отсутствия на сайте информации, предусмотренной частью 2 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ.

    Таким образом, для правообладателей предлагается следующая схема защиты нарушенных авторских и (или) смежных прав в сети «Интернет»:

    1) Обратиться к владельцу сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, нарушающая авторские и (или) смежные права, с заявлением о нарушении авторских и (или) смежных прав в порядке, установленном в статье 15.7 Закона.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: