Какой орган государственного управления осуществляет государственный учет вод и их использования

Обновлено: 19.04.2024

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — Водный кодекс РФ. Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

В пункте 9 Методики поименованы факторы, которые влияют на величину размера вреда. К ним относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, что соответствует основным принципам охраны окружающей среды, предусмотренным Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Регулируя вопросы управления в области использования и охраны водных объектов, Водный кодекс Российской Федерации в статье 30 предусматривает государственный мониторинг водных объектов, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов.

В соответствии со статьей 30 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

2. Установить, что функции, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Постановлением, выполняются в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусматриваемых указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 30.

государственный водный реестр - систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах ;

ВК РФ Статья 31. Государственный водный реестр

1. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

2. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

3. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

4. В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 87-ФЗ)

10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта);

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

5. Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

6. Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

7. В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

8. За предоставление копий документов, указанных в части 4 настоящей статьи, взимается плата. Размер указанной платы, порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 79. Государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр

Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные государственного учета поверхностных и подземных вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 79 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 79. Государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр

Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные государственного учета поверхностных и подземных вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1403

Федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

от 10 марта 1975 года N 197

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЕТЕ ВОД И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________

Совет Министров СССР постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете вод и их использования.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров СССР
от 10 марта 1975 г. N 197

О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЕТЕ ВОД И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок ведения государственного учета вод и их использования и является обязательным для всех министерств и ведомств, а также для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений.

2. Основной задачей государственного учета вод и их использования является установление количества и качества вод, составляющих единый государственный водный фонд,и данных об использовании вод для нужд населения и народного хозяйства.

Государственный учет вод и их использования должен обеспечить получение данных, необходимых для:

текущего и перспективного планирования использования вод и проведения водоохранных мероприятий, а также для рационального развития и размещения производительных сил на территории страны;

составления схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов и для ведения государственного водного кадастра;

проектирования водохозяйственных, транспортных, промышленных и иных предприятий и сооружений, связанных с использованием вод;

прогнозирования изменений гидрологических условий, водности рек и качества вод;

разработки мероприятий по повышению эффективности работы водохозяйственных систем;

оперативного управления водохозяйственными системами;

нормирования потребления и сброса вод, а также показателей качества вод;

разработки мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

осуществления государственного контроля за проведением мероприятий по рациональному использованию и охране вод;

регулирования взаимоотношений между водопользователями, а также между водопользователями и другими заинтересованными организациями и учреждениями;

иных нужд в случаях, предусмотренных законодательством СССР.

3. Государственный учет вод и их использования осуществляется по единой для Союза ССР системе Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР совместно с Министерством геологии СССР (по разделу подземных вод) и Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (в части учета использования вод).

Государственному учету подлежат все воды (водные объекты), составляющие единой государственный водный фонд СССР, а также использование вод промышленными, строительными, транспортными, сельскохозяйственными и иными предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их ведомственной подчиненности.

Перечень предприятий, организаций и учреждений, использование вод которыми подлежит государственному учету, определяется бассейновыми (территориальными) управлениями и инспекциями по регулированию использования и охране вод или другими местными органами системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР по согласованию с местными органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (в части поверхностных вод) и Министерства геологии СССР (в части подземных вод).

4. Главное управление гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР в области государственного учета вод и их использования:

а) обеспечивает государственный учет ресурсов вод (кроме подземных вод) и наблюдение за их режимом и качеством.

Государственный учет вод (кроме подземных вод) осуществляется государственной сетью гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов системы Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и других министерств и ведомств с привлечением иных средств и методов получения информации (искусственных спутников Земли, авиационных, экспедиционных и других методов исследования водных объектов) по формам, в порядке и в сроки, утверждаемые Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР;

б) обеспечивает заинтересованные предприятия, организации и учреждения на основе материалов государственного учета вод данными о водных объектах(кроме подземных вод) и их гидрологическом режиме, а также гидрологическими прогнозами, необходимыми для проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов;

в) организует общегосударственную службу и обеспечивает наблюдение и контроль за уровнем загрязнения вод (кроме подземных вод) по физическим, химическим и гидробиологическим показателям, обеспечивает заинтересованные предприятия, организации и учреждения систематической информацией об уровне загрязнения водных объектов (кроме подземных вод) и о возможности его изменения под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, а также экстренной информацией о резких изменениях уровня загрязнения вод (кроме подземных вод).

5. Министерства и ведомства при проектировании и строительстве объектов, связанных с использованием вод, могут организовать при необходимости временные ведомственные гидрометеорологические станции и посты.

Организация и ликвидация указанных станций и постов осуществляются по согласованию с местными органами Главного упрвления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, а проведение наблюдений на этих станциях и постах и передача материалов наблюдений заинтересованным организациям производятся по формам, в порядке и в сроки, утверждаемые указанным Главным управлением.

6. Министерство геологии СССР в области государственного учета вод и их использования:

а) осуществляет государственный учет подземных вод, включая учет эксплуатационных запасов этих вод, а также наблюдение за их режимом и качеством.

Государственный учет подземных вод и наблюдение за их режимом и качеством осуществляются по формам, в порядке и в сроки, утверждаемые Министерством геологии СССР по согласованию с Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, на базе материалов разведки подземных вод и изучения режима и баланса их организациями системы Министерства геологии СССР с использованием данных гидрогеологических работ, проводимых другими министерствами и ведомствами;

б) обеспечивает представление Главному упрвлению гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и подведомственным ему органам обобщенных данных по учету подземных вод;

в) обеспечивает заинтересованные предприятия, организации и учреждения на основе материалов государственного учета вод данными о подземных водах и их режиме, а также гидрогеологическими прогнозами, необходимыми для проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием подземных вод;

г) организует наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям и обеспечивает заинтересованные предприятия, организации и учреждения систематической информацией об уровне загрязнения подземных вод и о возможности его изменения под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, а также экстренной информацией о резких изменениях уровня загрязнения подземных вод.

7. Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР в области государственного учета вод и их использования:

а) обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях водопользователях контроль за правильностью первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод, за наличием и состоянием оборудования и аппаратуры для учета потребления и сброса вод и за соблюдением установленных сроков государственной аттестации этого оборудования и аппаратуры;

б) осуществляет учет использования вод на основе отчетности водопользователей;

в) обеспечивает представление Главному управлению гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и подведомственным ему органам обобщенных данных по учету использования вод (объемы вод, забранных непосредственно их водных объектов, а также объемы сброшенных в них вод и их состав);

г) осуществляет регистрацию водопользований.

8. (Утратил силу. - Постановление Совета Министров СССР от 17 октября 1987 г. N 1174).

9. Государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации и учреждения, осуществляющие водопользование:

а) ведут первичный учет забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод по формам, в порядке и в сроки, утверждаемые Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР по согласованию с Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и Министерством геологии СССР (по разделу подземных вод);

б) устанавливают на всех водозаборных и водосбросных сооружениях гидрометрическое оборудование для измерения количества забираемой и сбрасываемой воды (расходомеры, уровнемеры и другое гидрометрическое оборудование) и аппаратуру для определения качества сточных вод.

При отсутствии указанного оборудования и аппаратуры бассейновые (территориальные) управления и инспекции по регулированию использования и охране вод или другие местные органы системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР разрешают предприятиям, организациям и учреждениям временно, до установки контрольно-измерительных приборов, производить учет количества забираемых и сбрасываемых вод приближенно по характеристикам протарированного технологического оборудования и с использованием других возможных методов измерения;

в) обеспечивает определение химического состава сбрасываемых вод в собственных химических лабораториях или лабораториях других предприятий, организаций и учреждений;

г) представляют отчетность об использовании вод по формам и в соответствии с инструкцией, которые утверждаются ЦСУ СССР по согласованию с Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерством геологии СССР;

д) передают местным органам Главного управления гидрометеорологичкской службы при Совете Министров СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства здравоохранения СССР и Министерства геологии СССР (по подземным водам) экстренную информацию об аварийных сбросах загрязняющих веществ, а также о нарушениях установленного режима забора из водных объектов и сброса в них вод.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: