Какой модели возникновения государства соответствует формула я властвую потому и обладаю собственностью

Обновлено: 27.03.2024

1. Основными средствами осуществления власти в первобытном обществе являлись:

- запреты, дозволения, обязывания;

- право, принуждение, манипуляции;

- управление, господство, контроль;

- авторитет, обычаи, привычка.

2. Термин «сакрализация», соотнесенное с понятием «власть», означает:

3. Подберите понятие к определению: "Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться ":

4. Какое из перечисленных понятий наиболее полно отвечает определению – «Правила поведения, регулирующие отношения между людьми»:

5. По мнению историков, право и государство впервые возникли:

- около 2 тысяч лет назад;

- около 5 тысяч лет назад;

- около 10 тысяч лет назад;

- около 15 тысяч лет назад.

6. Первые государства возникли:

- в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек;

- на территории Европы;

- в Северной Америке.

7. Кто является автором книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

8. Мононормы - это:

- правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

- нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

- единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

- правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

9. В каком обществе отношения регулировались «мононормами»:

- в первобытном обществе;

- в рабовладельческом обществе;

- в феодальном обществе;

10. Какие признаки характерны для общественной власти в первобытном обществе:

- принадлежала всей родовой общине в целом;

- опиралась на специальный аппарат принуждения;

- высшей властью было общее собрание (совет);

- осуществлялась в рамках определенной территории.

11. Первобытному обществу не были свойственны:

- общественная власть (род, племя, союз племен);

- разделение труда между мужчинами и женщинами;

- частная собственность на орудия и средства производства.

12. Каковы причины возникновения социальных норм первобытного общества:

13. Какой модели возникновения государства соответствует «формула»: «Я властвую, потому и обладаю собственностью»:

14. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:

15. Классическим примером возникновения государства из противоречий, развивающихся внутри родового строя, могут быть:

- Двуречье (Азиатское Междуречье) и Малая Азия;

- Древняя Русь и Ирландия;

- Афины Древней Греции;

- возникновение государства у древних германцев.

16. Основателями и представителями какой теории происхождения государства являются Конфуций, Аристотель, Филмер:

17. Какая из теорий государствообразования нашла свое отражение в законах Ману, законах Хаммурапи, индийских Ведах:

18. Основой какой теории государствообразования является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека:

19. Кто из перечисленных авторов является представителем «психологической» теории происхождения государства и права:

- Каутский К., Дюринг Е., Маффесоли М.;

- Фрейзер Д., Тард Г., Петражицкий Л.;

- Вебер М., Дюги Л., Дюркгейм Э.;

- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.

20. Ведущим представителем какой теории государствообразования является австрийский юрист Людвиг Гумплович:

21. Согласно, какой теории государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности и раскола общества на классы:

22. Определите «лишнюю» теорию:

23. Кто автор следующего положения: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены»:

1. Основными средствами осуществления власти в первобытном обществе являлись:

- запреты, дозволения, обязывания;

- право, принуждение, манипуляции;

- управление, господство, контроль;

- авторитет, обычаи, привычка.

2. Термин «сокрализация», соотнесенное с понятием «власть», означает:

3. Подберите понятие к определению: " Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться ":

4. Какое из перечисленных понятий наиболее полно отвечает определению – «Правила поведения, регулирующие отношения между людьми»:

5. По мнению историков, право и государство впервые возникли:

- около 2 тысяч лет назад;

- около 5 тысяч лет назад;

- около 10 тысяч лет назад;

- около 15 тысяч лет назад.

6. Первые государства возникли:

- в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек;

- на территории Европы;

- в Северной Америке.

7. Кто является автором книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

8. Мононормы это:

- правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

- нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

- единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

- правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

9. В каком обществе отношения регулировались «мононормами»:

- в первобытном обществе;

- в рабовладельческом обществе;

- в феодальном обществе;

10. Какие признаки характерны для общественной власти в первобытном обществе:

- принадлежала всей родовой общине в целом;

- опиралась на специальный аппарат принуждения;

- высшей властью было общее собрание (совет);

- осуществлялась в рамках определенной территории.

11. Первобытному обществу не были свойственны:

- общественная власть (род, племя, союз племен);

- разделение труда между мужчинами и женщинами;

- частная собственность на орудия и средства производства.

12. Каковы причины возникновения социальных норм первобытного общества:

13. Какой модели возникновения государства соответствует «формула»: «Я властвую, потому и обладаю собственностью»:

14. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:

15. Классическим примером возникновения государства из противоречий, развивающихся внутри родового строя, могут быть:

- Двуречье (Азиатское Междуречье) и Малая Азия;

- Древняя Русь и Ирландия;

- Афины Древней Греции;

- возникновение государства у древних германцев.

16. Основателями и представителями какой теории происхождения государства являются Конфуций, Аристотель, Филмер:

- патриархальной теории;

17. Какая из теорий государствообразования нашла свое отражение в законах Ману, законах Хаммурапи, индийских Ведах:

18. Основой какой теории государствообразования является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека:

19. Кто из перечисленных авторов является представителем «психологической» теории происхождения государства и права:

- Каутский К., Дюринг Е., Маффесоли М.;

- Фрейзер Д., Тард Г., Петражицкий Л.;

- Вебер М., Дюги Л., Дюркгейм Э.;

- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.

20. Ведущим представителем какой теории государствообразования является австрийский юрист Людвиг Гумплович:

21. Согласно, какой теории государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности и раскола общества на классы:

22. Определите «лишнюю» теорию:

23. Кто автор следующего положения: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены»:

На основе изложенной в таблице информации установите различия в понимании науки теории государства и права, ее, объекта, предмета и метода.

2. Заполните таблицу.

Структура метода теории государства и права

Универсальные научные методы
Общенаучные научные методы
Специальные методы теории государства и права

3. Ознакомьтесь с работой И. В. Михайловского «Очерки философии права» 1914 г. (см.: Хропанюк Н. В. Теория государства и права: Хрестоматия / Н. В. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2008. – С. 50–61) и определите, в чем видит автор различия между энциклопедией права, философией права и теорией права?

Тест для самопроверки:

- естественные, общественные, технические науки;

- отраслевые, межотраслевые, историко-теоретические науки;

- фундаментальные, прикладные, познавательные науки.

- межотраслевой юридической наукой;

- отраслевой юридической наукой;

- все ответы неправильные.

  1. Подберите понятие к данному определению: «Методологическая наука, разрабатывающая принципиально важные теоретические положения и направляющая развитие отраслевых юридических дисциплин»:

- теория государства и права;

- история государства и права;

  1. Теории государства и права не присуща следующая функция:
  1. Предмет теории государства и права составляют:

- общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущность;

- частные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, их сущность;

- исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права;

- все ответы правильные.

  1. Какое из перечисленных понятий, отражающих составные части теории права, нарушает закономерность перечня:
  1. Общетеоретическими принципами исследования государства и права являются:

- анализ, аналогия, обобщение, гипотеза;

- историзм, плюрализм, объективность;

- конкретизация, сравнение, моделирование;

- все ответы правильные.

  1. Внутреннюю сторону познания государственно-правовых явлений составляют следующие логические приемы:

- абстрагирования, проб и ошибок, статистический;

- синтез, гипотеза, анализ, индукция;

- системный, сравнительный, функциональный;

- конкретность, всесторонность, объективность.

  1. К частнонаучным методам теории государства и права можно отнести:

- нормативно-догматический, юридической компаративистики;

- правового эксперимента, правового прогнозирования;

- компьютерной обработки, моделирования.

  1. Какое из перечисленных понятий, отражающих методологическую основу юридических исследований, нарушает закономерность перечня:
  1. Подберите понятие к данному определению: «Комплекс общетеоретических принципов, логических и специальных научных методов исследования основных закономерностей государственно-правовых явлений»:
  1. От отраслевых юридических наук теория государства и права отличается тем, что это наука:

- все ответы правильные.

  1. Совокупность определенных фундаментальных правовых понятий образует:
  1. Что непосредственно означает слово-термин «теория»:

- все варианты верные.

  1. Какой из частнонаучных методов позволяет предвидеть конкретные перспективы развития государственно-правовых явлений:
  1. Какой метод исследования изучает право в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой и т. д.):

К теме. «Теории происхождения, ранние формы и типология государства и права»

При подготовке к занятию студентам предлагается заполнить таблицу «Теории происхождения государства»:

Теории происхождения государства

Наименование теории, время возникновения Основные положения (не менее 5) Основатели / представители

Задания и контрольные вопросы:

1. Известный русский ученый М. М. Ковалевский (1851–1916) полагал, что право исторически возникло не в связи с усилением социальных конфликтов в обществе, а в силу развития принципов человеческой солидарности. Он писал: «На почве этой солидарности человеческих групп, предшествующих во времени образованию государства, и возникает право, еще ничем не отличающееся от нравственности, подобно ей имеющее религиозную окраску. Если право зарождается вместе с первыми общественными союзами и отвечает одному с ними запросу на солидарность сперва тесных, затем все более и более широких групп, то о прирожденности известных юридических идей и представлений можно говорить только в том смысле, что они унаследованы от предков, а отнюдь не в том, что они насаждены в нее природой или являются, выражаясь языком И. Канта, «категорическим императивом нашего ума» (Ковалевский М. М. Социология. Т. 1. Социология и конкретные науки об обществе. – СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1910. – С. 63–64.). Какая теория происхождения права здесь изложена?

2. Авторы учебника «История первобытного общества» В. П. Алексеев и А. И. Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства» (указ. соч. С. 288). Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства? Как вы относитесь к идее существования «догосударственного права»?

3. Укажите основные черты, отличающие исторически первые формы государства («протогосударства», «варварские государства» и т. п.) от «классических», исторически развитых государств.

Тест для самопроверки:

1. Основными средствами осуществления власти в первобытном обществе являлись:

- запреты, дозволения, обязывания;

- право, принуждение, манипуляции;

- управление, господство, контроль;

- авторитет, обычаи, привычка.

2. Термин «сакрализация», соотнесенное с понятием «власть», означает:

1. Подберите понятие к определению: «Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться»:

2. Какое из перечисленных понятий наиболее полно отвечает определению: «Правила поведения, регулирующие отношения между людьми»:

3. По мнению историков, право и государство впервые возникли:

- около 2 тысяч лет назад;

- около 5 тысяч лет назад;

- около 10 тысяч лет назад;

- около 15 тысяч лет назад.

4. Первые государства возникли:

- в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек;

- на территории Европы;

- в Северной Америке.

5. Кто является автором книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

6. Мононормы – это:

- правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

- нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

- единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

- правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

7. В каком обществе отношения регулировались «мононормами»:

- в первобытном обществе;

- в рабовладельческом обществе;

- в феодальном обществе;

8. Какие признаки характерны для общественной власти в первобытном обществе:

- принадлежала всей родовой общине в целом;

- опиралась на специальный аппарат принуждения;

- высшей властью было общее собрание (совет);

- осуществлялась в рамках определенной территории.

9. Первобытному обществу не были свойственны:

- общественная власть (род, племя, союз племен);

- разделение труда между мужчинами и женщинами;

- частная собственность на орудия и средства производства.

10. Каковы причины возникновения социальных норм первобытного общества:

11. Какой модели возникновения государства соответствует «формула»: «Я властвую, потому и обладаю собственностью»:

12. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:

13. Классическим примером возникновения государства из противоречий, развивающихся внутри родового строя, могут быть:

- Двуречье (Азиатское Междуречье) и Малая Азия;

- Древняя Русь и Ирландия;

- Афины Древней Греции;

- возникновение государства у древних германцев.

14. Основателями и представителями какой теории происхождения государства являются Конфуций, Аристотель, Филмер:

15. Какая из теорий государствообразования нашла свое отражение в законах Ману, законах Хаммурапи, индийских Ведах:

16. Основой какой теории государствообразования является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека:

17. Кто из перечисленных авторов является представителем «психологической» теории происхождения государства и права:

- Каутский К., Дюринг Е., Маффесоли М.;

- Фрейзер Д., Тард Г., Петражицкий Л.;

- Вебер М., Дюги Л., Дюркгейм Э.;

- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.

18. Ведущим представителем какой теории государствообразования является австрийский юрист Людвиг Гумплович:

19. Согласно, какой теории государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности и раскола общества на классы:

20. Определите «лишнюю» теорию:

21. Кто автор следующего положения: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены»:

Закономерности оформления западной модели государственности и российская правовая история - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Евразийский юридический журнал

Текст научной статьи на тему «Закономерности оформления западной модели государственности и российская правовая история»

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ ИСТОРИЯ

На основе исторических и современных правовых примеров в статье показаны исторические российские «особенности»- это «условия», которые ставит государственная власть. Так в 1861 году были поставлены «условия» выкупа земли для получения крестьянином гражданского равенства. Так и в 2002 году установлен обязательный минимальный размер площади земельного участка в пределах одного административно-территориального образования.

Ключевые слова: государственная власть, западная модель государственности, история государства и права.

PATTERNS OF PROCESSING OF THE WESTERN MODEL OF STATEHOOD AND THE RUSSIAN LEGAL HISTORY

On the basis of historical and modern legal examples the article shows some Russian historical "specifics" and "conditions" prescribed by State power. Thus in 1861 "conditions" of redemption of earth were laid down to let peasants to get civil equality. So in 2002 within one administrative and territorial unit the obligatory lower-limit dimension of plot of land was established. Keywords: government, western model of statehood, history of state and law.

К XVII веку в странах Западной Европы и обеих Америк оформились закономерности западной государственности и их основные правовые принципы: право частной собственности на землю, равноправие всех граждан, представительный орган власти, единая система суда и судопроизводства.

Работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» соотносится с историей госу-дарствообразования на Западе. Взяв этот материал как образец для сравнения, обратимся к истории России и теории, объясняющей образование государства на Востоке, поскольку Россию также относят к восточному типу государства.

Государствообразование на Востоке объясняет поте-старная теория. Суть ее в следующем:

1. В любой период истории всегда существовало три или четыре цивилизации. Причем более ранние цивилизации сложились на Востоке, и исторически государство возникает на Востоке значительно раньше, чем на европейском континенте.

Различие между моделями государств в том, что в основе процесса образования и становления государственной власти лежит соотношение между властью и собственностью. Каждой модели соответствует своя «формула», на основе которой протекает процесс. Образно говоря, «восточной» модели соответствует формула «Я властвую, потому и обладаю собственностью», «европейской» - противоположная по смыслу - «Я обладаю собственностью, потому и властвую».

2. Кроме того, власть верховного правителя становится сакральной, то есть ему приписываются божественные качества, и его обожествляют при жизни. Следовательно, помимо главы государства он является и религиозным символом.1

Разовьем эту теорию и укажем на незамеченную, но ключевую составляющую - помимо сакрализации религия на Востоке больше чем религия, это культура, образ жизни, мировоззрение, она охватывает и пропитывает всю жизнь от рождения до смерти и объясняет смысл человеческого существования. Как пример можно привести индийскую систему правил поведения, жизненных установок и социальной структуры общества.

Востока. - М., 1998. - Т. 1. - С. 66-82.

«Наиболее существенным принципом индивидуальной и общинной жизни большинства индийцев является «дхарма» - термин, который, как согласны эксперты, является непереводимым, но который по существу, конечно, не является правовым в западном смысле. Понятие «дхармы» появилось в племенном сообществе Ариев в самом начале современной индийской цивилизации, то есть около 2000 г. до н. э. Племя передавало политическую власть королю (raja), а духовное руководство - жрецу (brahman). К концу периода Ригведы (1500-900 гг. до н. э.) установилось деление общества на четыре касты в соответствии с четырьмя варнами, представлявшими собой четыре класса общества, а именно - жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), крестьян (вайшья) и крепостных (шудра). Концепция «рта» (rta), или универсального космического порядка, означала структуру, которая была имманентна, вечна и независима от какой-либо другой силы. Дхарма являлась тем, что поддерживало или сохраняло этот порядок. «Рта» охраняло природное окружение человека и структурировало беспорядочные явления в определенную форму регулярности. Боги давали пример дхармы для поддержания того, что существовало в упорядоченном состоянии (рта). Преследовалась цель, чтобы человек осознал необходимость активного, хотя и упорядоченного образа жизни.

В священных книгах Вед (1500-900 гг. до н. э.) дается понимание дхармы как комплекса действий, поведения, наставлений и регуляционных принципов, которые должны применяться в различных экзистенциальных ситуациях. Таким образом, дхарма содержит три аспекта: во-первых, выражение наиболее активных качеств природы; во-вторых, выражение природных и человеческих феноменов; в-третьих, выражение как абстрактных, так и конкретных отношений чистого знания и человеческих дел.

Именно внутри всеохватывающей функции дхармы действовал принцип кармы (означавший действия или поступки). Карма является принципом, устанавливающим причинную связь между поступком человека и наградой или страданием в земной или будущей жизни как последствием этого поступка. Конечной целью души является «мокша», или высвобождение из цикла жизни, смерти и нового рождения. Карма, поддержанная дхармой, ведет к мокше. Хорошая карма состоит в выполнении человеком своего долга.

Евразийский юридический журнал

Принцип дхармы получил дальнейшую разработку и интерпретацию в индийском праве и продолжает влиять на личные отношения индуистов в сегодняшней Индии, составляющих около 80 % всего населения страны».2

То же применительно и к китайской цивилизации.

«Самым существенным принципом китайской жизни является «ли», а не право. Возникновение «ли» относится к 350-летнему периоду, начавшемуся в первые годы западной династии Чжоу (1122 г. до н. э.), и далее развивается в Книге Истории (Шу Чин), Книге Поэзии (Ши Чин, 122600 гг. до н. э.) и Анналах Весны и осени (Дзао Чуан, 770464 гг. до н. э.). Принцип «ли» получил свое полное развитие в литературных сборниках (Лунь Ю) Конфуция (551479 гг. до н. э.). Далее он разрабатывался в работах его учеников и последователей в период враждующих государств (463-222 гг. до н. э.) и был обобщен в Книге Ли (Ли Чи) в первый период младшей династии Хан (206 г. до н. э. -8 г. н. э.).

Книга Ли (Ли Чи) дает развернутое изложение принципа «ли». В ней содержится 3300 правил поведения, конкретизируемых в обычаях, привычках и церемониях. Они предназначены для поддержания всеобщей социальной гармонии в соответствии с достойным образом жизни.

Невыполнение долга в соответствии с принципом «ли» ведет к социально согласованным санкциям или моральному поучению, включая предупреждение и наказание, с тем, чтобы обеспечивать должное поведение в будущем. Аналогичные меры принимаются также и по отношению к непреступным действиям, когда используются саморегулирующиеся процедуры «ли», и предпочтение отдается предотвращению тяжб, а не обращению к закону».3

К восточным государствам относятся и мусульманские страны. И ислам - третья мировая религия - также больше чем религия. Ее оформление началось с написания устава основателем ислама пророком Мухаммедом для возникшей мусульманской общины - «уммы» в Медине в 622 г. Устав стал регламентировать все стороны жизни - духовную, правовую, хозяйственную, семейную. Согласно этому уставу все верующие больше не разделялись между собой на роды, племена, национальности, кланы, а составили единый и нераздельный народ.

Пророк Мухаммед не только положил начало новой религии, но в течение своей жизни создал новое теократическое государство с центром в Медине. После его смерти войска мусульман продолжали захватывать новые территории: сначала окраины Аравийского полуострова, затем территорию современной Сирии, Ирака, Средней Азии, половину Индии, Египет, всю северную часть Африки и Испанию. Таким образом, возникло государство, представляющее собой огромную мусульманскую общину. Ее устройство до сих пор основывается на провозглашенных Мухаммедом принципах, благодаря которым новая религия стала вероисповеданием, личным делом и образом жизни каждого верующего. Эти принципы были закреплены в священной книге мусульман - Коране.

Коран является основой мусульманского права, законодательства - шариата и фикха, в котором регламентированы все сферы жизнедеятельности мусульман: начиная от личных, семейных взаимоотношений и заканчивая внешней политикой государства.

Шариат означает всю совокупность исламских законов, ниспосланных Откровением Пророку Мухаммеду и

2 См.: Сурия Пракаш Синх. Юриспруденция. Философия права. - М., 1996. - С. 40-42.

3 См.: Там же. - С. 29-32.

записанных в Коране, а также выводимых из Божественного руководимого жизненного пути Пророка, который называется сунна.

Фикх буквально означает верное понимание того, в чем состоит намерение (верное понимание сути намерения). В практическом контексте фикх означает науку выведения исламских норм, фатв, из тех основ, которые находятся в главных источниках исламского права - Коране и сунне. Поэтому в наиболее широком смысле слова оно также означает всю совокупность исламских норм, выведенных подобным образом.

Шариат является раз и навсегда установленным и неизменным, а фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется.

Как видим, в основу образования государства легла религия, а вера, правовой порядок и источники права образуют неразрывное целое, причем вера является первопричиной, а правовой порядок - дополнением к религиозной вере.4

Рассмотрим российскую историю. Начнем с религии. Официальная религия в России - это не восточные религии, а западное христианство, принятое в X веке, пацифистская религия, проповедующая две составляющие: любовь к Богу и любовь и сострадание к ближнему. Первые две главные заповеди:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

1. Основными средствами осуществления власти в первобытном обществе являлись:

- запреты, дозволения, обязывания;

- право, принуждение, манипуляции;

- управление, господство, контроль;

- авторитет, обычаи, привычка.

2. Термин «сакрализация», соотнесенное с понятием «власть», означает:

3. Подберите понятие к определению: "Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться ":

4. Какое из перечисленных понятий наиболее полно отвечает определению – «Правила поведения, регулирующие отношения между людьми»:

5. По мнению историков, право и государство впервые возникли:

- около 2 тысяч лет назад;

- около 5 тысяч лет назад;

- около 10 тысяч лет назад;

- около 15 тысяч лет назад.

6. Первые государства возникли:

- в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек;

- на территории Европы;

- в Северной Америке.

7. Кто является автором книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

8. Мононормы - это:

- правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

- нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

- единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

- правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

9. В каком обществе отношения регулировались «мононормами»:

- в первобытном обществе;

- в рабовладельческом обществе;

- в феодальном обществе;

10. Какие признаки характерны для общественной власти в первобытном обществе:

- принадлежала всей родовой общине в целом;

- опиралась на специальный аппарат принуждения;

- высшей властью было общее собрание (совет);

- осуществлялась в рамках определенной территории.

11. Первобытному обществу не были свойственны:

- общественная власть (род, племя, союз племен);

- разделение труда между мужчинами и женщинами;

- частная собственность на орудия и средства производства.

12. Каковы причины возникновения социальных норм первобытного общества:

13. Какой модели возникновения государства соответствует «формула»: «Я властвую, потому и обладаю собственностью»:

14. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:

15. Классическим примером возникновения государства из противоречий, развивающихся внутри родового строя, могут быть:

- Двуречье (Азиатское Междуречье) и Малая Азия;

- Древняя Русь и Ирландия;

- Афины Древней Греции;

- возникновение государства у древних германцев.

16. Основателями и представителями какой теории происхождения государства являются Конфуций, Аристотель, Филмер:

17. Какая из теорий государствообразования нашла свое отражение в законах Ману, законах Хаммурапи, индийских Ведах:

18. Основой какой теории государствообразования является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека:

19. Кто из перечисленных авторов является представителем «психологической» теории происхождения государства и права:

- Каутский К., Дюринг Е., Маффесоли М.;

- Фрейзер Д., Тард Г., Петражицкий Л.;

- Вебер М., Дюги Л., Дюркгейм Э.;

- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.

20. Ведущим представителем какой теории государствообразования является австрийский юрист Людвиг Гумплович:

21. Согласно, какой теории государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности и раскола общества на классы:

22. Определите «лишнюю» теорию:

23. Кто автор следующего положения: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены»:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: