Какой классификационный признак разделяет государственные доходы по формам собственности

Обновлено: 17.04.2024

Государственные и муниципальные доходы – это часть национального дохода государства, представляющая собой денежные средства, которые поступают в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственные и муниципальные внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

Сущность государственных и муниципальных доходов

Государственные и муниципальные доходы выступают источником финансирования государственного и муниципального управления, деятельности органов государственного и муниципального управления и их нужд.

Зачисление государственных доходов осуществляется в бюджеты государственных бюджетной системы различных уровней, а также внебюджетные фонды целевого назначения. Муниципальные доходы зачисляются в муниципальные бюджеты и муниципальные внебюджетные фонды.

Часть государственных и муниципальных доходов остается в распоряжении государственных и муниципальных предприятий.

В основе системы государственных и муниципальных доходов находится принцип единства. Суть этого принципа состоит в том, что российское законодательство определяет виды государственных и муниципальных доходов, порядок их распределения между федерацией, регионами и муниципальными образованиями. В связи с этим наличие определенных источников формирования государственных и муниципальных доходов обеспечивает повсеместное использование одних и тех же видов денежных поступлений.

Классификация государственных и муниципальных доходов

Государственные и муниципальные доходы формируют единую систему, в рамках которой осуществляется их классификация по группам.

Классификация государственных и муниципальных доходов осуществляется в соответствии с разнообразными признаками, отражающими их наиболее значимые черты.

Критерий социально-экономического признака является определяющим при классификации государственных и муниципальных доходов. Согласно этому критерию государственные и муниципальные доходы делятся на следующие виды:

Готовые работы на аналогичную тему

  • доходы, получаемые государственным или муниципальным хозяйством, в результате производственной деятельности муниципальных и государственных предприятий, использования государственного и муниципального имущества, а также природных ресурсов. Данные доходы подлежат частичному зачислению в бюджетную систему страны, но при этом остаются и в распоряжении государственных и муниципальных предприятий;
  • доходы, получаемые от хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности в виде налогов, сборов, иных платежей;
  • доходы от функционирования совместных предприятий, иностранных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории российского государства;
  • доходы, получаемые от граждан.

В соответствии с критерием территориального уровня государственные и муниципальные доходы делятся на:

  • федеральные доходы;
  • региональные доходы;
  • муниципальные доходы.

В соответствии с критерием юридических особенностей и формы доходы государства и муниципальных образований делятся на:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

Налоговые доходы государственных и муниципальных бюджетов формируются в соответствии с признаками индивидуальной безвозмездности и обязательности юридические формы, на регулярной основе, согласно определенному налогооблагаемому объекту. Неналоговые доходы являются более разнообразными по методам и формам взимания. Они делятся на добровольные и обязательные.

В соответствии с критерием порядка образования и использования государственные и муниципальные доходы делятся на:

  • во-первых, централизованные доходы, которые включают в себя доходы, получаемые государственными и муниципальными бюджетами, внебюджетными фондами. Эти доходы формируют государственную казну федерального и регионального уровня и муниципальную казну. Данный вид доходов отграничен от средств, которые закрепляются за государственными и муниципальными хозяйствующими субъектами;
  • во-вторых, децентрализованные доходы, представляющие собой доходы хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной формы собственности, оставляемой в их непосредственном распоряжении, используемые самостоятельно для финансирования социальных и производственных нужд хозяйствующих субъектов. В качестве таких доходов в основном выступает часть прибыли хозяйствующих субъектов.

Доходы государственных и муниципальных бюджетов, преимущественно, не носят целевого характера. В связи с этим они могут направляться при наличии потребности на финансирование наиболее важных, приоритетных потребностей общества.

Специфика неналоговых государственных и муниципальных доходов

Неналоговые государственные и муниципальные доходы является важнейшим источником формирования поступлений в бюджетную систему.

Неналоговые государственные и муниципальные доходы включают в себя доходы от использования государственной и муниципальной собственности, функционирования органов государственного и муниципального управления, эквивалентные и штрафные платежи, средства, полученные на добровольной основе.

Одной из отличительных особенностей неналоговых государственных и муниципальных доходов является их либо обязательный, либо добровольный характер. Обязательность неналоговых доходов подразумевает их определенную возмездность в связи с тем, что взимание таких платежей подразумевает предоставление их плательщику каких-либо прав, услуг, имущества и того подобного.

Неналоговые государственные и муниципальные доходы могут иметь целевой характер, что подразумевает их расходование на определенные объекты, пользование которых привело к их уплате (к примеру, платежи за пользование природными ресурсами).

БК РФ Статья 41. Виды доходов бюджетов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Классификация государственных доходовпозволяют глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.

В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из следующих поступлений:

1) Доходы государственных предприятий и организаций

2) Налоговые поступления частнопредпринимательского сектора

3) Налоговые поступления общественных организаций

4) Налоговые платежи населения

5) Налоговые поступления кооперативных и коллективных организаций и предприятий.

В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются на:

1) Доходы, формируемые в сфере материального производства

2) Доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.

По финансовому содержанию государственные доходы делятся на:

Чистый доход общества выражает стоимость прибавочного продукта в денежной форме, то есть при реализации прибавочный продукт получает форму чистого дохода. Важнейшей частью прибавочного (дохода) продукта и соответственно, чистого дохода общества является чистый доход хозяйствующих субъектов.

В условиях рынка основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии.В разныеисторические периоды соотношение между этими методами неодинаково. И определятся множеством факторов: содержанием финансовой политики, социально-экономической ситуацией, хозяйственной конъюнктурой.

В системе государственных доходов центральное место занимают налоги. Они обеспечивают мобилизацию большей части финансовых ресурсов при формировании бюджетных и внебюджетных фондов. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходом является государственный заем.Он используется для покрытия бюджетного дефицита, для обеспечения капитальных затрат, для инвестирования средств в государственный сектор экономики. Значение займов возрастает в период экономических кризисов.Займы широко применяются для покрытия бюджетного дефицита. Вместе с тем функционирование финансового рынка позволяет использовать займы и для покрытия расходов государственных предприятий. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия – бумажно-денежная и кредитная.Государство прибегает к эмиссии только в тех случаях, когда налоговые и займовые поступления не покрывают государственных расходов, а ситуация на финансовом рынке неблагоприятна для выпуска новых займов.Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, не связанные с потребностями хозяйственного оборота, а вызванные необходимостью покрытия бюджетного дефицита, приводят к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитой рыночной экономикой отдают предпочтение выпуску займов.

Вышеназванные методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления. Внебюджетные фонды создаются с помощью налогов и неналоговых платежей; эмиссия здесь не применяется. При образовании децентрализованных фондов используются такие методы, как отчисление, различные взносы, добровольные поступления и т.д.

Государственные доходы — часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

В состав государственных доходов входят:

-доходы от фискальных монополий;

-доходы от использования имущества;

-доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов.

Часть национального дохода также представляют муниципальные (местные) доходы, которые служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством и основаны на конституционных нормах.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи — стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

По действующему законодательству России систему государственных и местных доходов можно оценивать как единую, что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням — федеральному, субъектов Федерации и местному.

Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер. Основной источник налоговой части доходов государства — вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда). Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

Основываясь на порядке образования и использования государственных доходов их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы.

К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета,

ко второй — самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами на основе так называемого хозяйственного расчета. Главная составляющая государственных доходов в странах с рыночной экономикой и демократическим общественным устройством — налоговые поступления (см. глава 5).

Доходы которые аккумулируют в бюджетах РФ и во внебюджетных фондах бюджетной системы РФ- это централизованные доходы. Эти доходы государство мобилизирует их посредством бюджета и распоряжается непосредственно. Используются на публично правовые цели.

Это доходы государственных предприятий и учреждений.

Доходы компаний с преобладающим участием компаний либо со 100% участием государства. Газпром, Роснефть, Сбербанк. Тут с одной стороны они направлены на достижение прибыли(принцип частных финансов) , но в то же время должны обеспечивать публичные интересы.( идти на благо гражданам, оказывать политическое воздействие-Украина) . В этом дуализм децентрализованных доходов. Данные доходы распылены и их не так легко использовать в государственных нуждах. Государственная корпорация - это децентрализованный доходы, целиком управляется государством.

Если доход от предприятия полностью идет к государству, то это может быть как централизованный доход, так и централизованный . Сегодня: доход автономных учреждений - децентрализованны, доходы казенных централизованы.

1) доходы которые государственная власть концентрирует в бюджетах. То есть доходы Федеральных региональных и муниципальных бюджетов.

2) доходы внебюджетных фондов. Фонд скорее накапливает деньги чем расходует их.

3) Забюджетные фонды- всякие фонды научных исследований при министерствах и ведомствах. Они существуют параллельно бюджету. С точки зрения кодекса их быть не должно быть, но фактически они существуют. Считается что в бюджет должны поступать деньги ,которые обязательны к уплате. Но бывают ситуации когда предприятия добровольно отдают деньги своим профилирующим ведомствам.

Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

1) внутренние — национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

2) внешние — национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Государственные и муниципальные доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение бюджетной системы страны в разрезе ее различных уровней от населения, хозяйствующих субъектов, деятельности органов государственного и муниципального управления для финансирования государственных и муниципальных расходов на реализацию полномочий.

Принципиальные основы формирования государственных и муниципальных доходов

Государственные и муниципальные доходы обеспечивают возможность функционирования государства в целом, а также отдельных органов государственного и муниципального управления. Государственные муниципальные доходы предназначены для финансирования нужд и потребностей государственной и муниципальной власти.

Порядок формирования государственных и муниципальных доходов в целом регулируется федеральным законодательством.

В основе формирования государственных и муниципальных доходов находится ряд принципов, к числу которых относятся следующие:

  1. принцип единства бюджетной системы государства;
  2. принцип разграничения доходов между уровнями бюджетной системы государства, состоящий в закреплении за каждым уровнем бюджетной системы конкретных видов доходов;
  3. принцип самостоятельности бюджетов различного уровня;
  4. принцип полноты отражения доходов государственных и муниципальных бюджетов, бюджетов внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
  5. принцип сбалансированности бюджетной системы;
  6. принцип равенства бюджетных прав регионов и муниципальных образований при получении доходов;
  7. принцип экономности и эффективности использования государственных и муниципальных доходов;
  8. принцип гласности;
  9. принцип нецелевого характера государственных и муниципальных доходов.

Критерии построения классификации государственных и муниципальных доходов

Готовые работы на аналогичную тему

Многообразие государственных и муниципальных доходов ведет к выработке разнообразных критериев построения их системы в соответствии со значимыми характеристиками.

В основе классификации государственных и муниципальных доходов находятся следующие основные критерии:

  • во-первых, социально-экономический признак и формы собственности;
  • во-вторых, территориальный признак;
  • в-третьих, метод мобилизации;
  • в-четвертых, форма поступления;
  • в-пятых, порядок образования и использования государственных и муниципальных финансов;
  • в-шестых, социально-экономический критерий.

Характеристика видов государственных и муниципальных доходов в соответствии с критериями классификации

Сообразно критерию социально-экономического признака и формы собственности доходы делятся на государственные, муниципальные и частные. Эта классификация выходит за пределы только государственных и муниципальных доходов, определяя их место в общей системе доходов.

Территориальный критерий позволяет классифицировать государственные и муниципальные доходы на следующие виды:

  • во-первых, федеральные доходы, то есть доходы, направляемые в федеральный бюджет России;
  • во-вторых, региональные доходы, то есть те доходы, которые пополняют бюджеты регионального уровня;
  • в-третьих, муниципальные доходы, представляющие собой доходы бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с критериями методов мобилизации государственные и муниципальные доходы могут быть двух видов:

  • во-первых, обязательные государственные и муниципальные доходы, уплата которых регулируется законодательством и является неизбежной;
  • во-вторых, добровольные государственные и муниципальные доходы, оплата которых не требуется, но осуществляется по желанию плательщика.

В первом случае речь идет о таможенных пошлинах, налогах, сборах, иных обязательных платежах. Во втором случае речь идет о разнообразных пожертвованиях, лотереях, займах и так далее.

Формы поступления являются критерием классификации государственных и муниципальных доходов, которые поступают на обязательной основе. Такие государственные и муниципальные доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые платежи включают в себя различные налоги, сборы, установленные налоговым законодательством Российской Федерации, неналоговые доходы могут включать в себя доходы от использования государственной и муниципальной собственности, доходы от деятельности государственных и муниципальных предприятий, средства, поступающие от государственных и муниципальных инвестиций, и так далее.

В соответствии с социально-экономическим критерием государственные и муниципальные доходы можно разделить на следующие группы:

  • во-первых, доходы от функционирования государственного и муниципального хозяйства;
  • во-вторых, доходы от коммерческих организаций и предприятий;
  • в-третьих, доходы от деятельности совместных предприятий, иностранных предприятий, осуществляющих деятельность на территории российского государства;
  • в-четвертых, поступления от граждан.

В соответствии с критерием порядка образования и использования государственных и муниципальных доходов можно выделить следующие группы:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: