Какой из указанных принципов не является принципом правового государства

Обновлено: 18.04.2024

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наыт взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества),-ыраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о про-исхожаении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нуяод человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и граиоданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

1. К принципам правового государства не относят:
а) верховенство права
б) разделение властей
в) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность гражданина и государства
г) доминирование интересов государства над интересами личности +

2. Где впервые появилось понятие «правовое государство»:
а) в Древней Греции
б) в Древнем Риме
в) во Франции в XVIII в.
г) в Германии в XIX в. +

3. Что не относится к социальным правам и свободам человека:
а) право на труд
б) свобода совести +
в) право на отдых
г) право на забастовку

4. От чего свободны граждане и организации в современном гражданском обществе:
а) от исполнения обязанностей
б) от исполнения законов
в) от норм международных актов
г) от прямого вмешательства власти +

5. Сколько ветвей власти существует в правовом государстве:
а) одна
б) две
в) три +
г) четыре

6. Что относится к признакам правового государства:
а) действие власти в рамках закона +
б) отсутствие официальной власти
в) наличие парламента
г) наличие политических партий

7. Принцип разделения властей в правовом государстве существует для:
а) удобства
б) более быстрой работы
в) недопущения сосредоточения всей власти в одних руках +
г) более строго контроля

8. Какую роль в гражданском обществе играет местное самоуправление:
а) активную +
б) вспомогательную
в) второстепенную
г) не играет никакой роли

9. Правовое государство – это:
а) организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека +
б) государство, основой которого является конституция и система закрепленных юридических норм
в) способ организации управления, основывающийся на существовании норм в форме запретов и предписаний

10. Гражданское общество – это:
а) совокупность граждан данной страны
б) общество, следующее гражданским обязанностям с целью поддержания единого политического строя
в) совокупность отношений и институтов, реализующих свободную жизнедеятельность людей в различных сферах +

11. Какие ветви власти существуют в современном правовом государстве:
а) законодательная, реализующая и картельная
б) созидательная, исполнительная и оценочная
в) законодательная, исполнительная и судебная +
г) законодательная, реализующая и судебная

12. Источником прав человека является:
а) человеческая жизнь, подразумевающая априорное существование естественных прав +
б) государство, которое является единственным источником прав человека
в) религиозные и нравственные ценности

13. Что из перечисленного является элементом гражданского общества:
а) парламентский комитет
б) общество защиты прав потребителей +
в) межрайонный суд
г) вооруженные силы

14. Что характерно для гражданского общества:
а) наличие абсолютной монархической формы правления
б) наличие самодеятельных общественных организаций +
в) наличие единого центра управления государственным аппаратом

15. К особенностям организаций гражданского общества относят то, что они:
а) опираются на инициативную деятельность людей +
б) учреждаются государственными органами
в) участвуют в политической борьбе

16. Без чего невозможно современное правовое государство:
а) гражданского общества +
б) суда
в) правоохранительных органов
г) законов

17. Что входит в структуру гражданского общества:
а) исполнительная власть
б) законодательная власть
в) судебная власть
г) политические партии +

18. Что из перечисленного является примером деятельности гражданского общества:
а) парламент принял поправку к закону о средствах массовой информации
б) владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива +
в) глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту
г) депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений

19. Если какая организация единомышленников решает принять участие в предстоящих выборах, то эта организация является:
а) политической партией +
б) парламентской фракцией
в) общественное движение
г) профессиональный союз

20. В гражданском обществе главная роль принадлежит:
а) государственным органам власти
б) органам контроля
в) негосударственным органам +
г) политическим партиям

21. Основная задача Общественной палаты в России является:
а) привлечение граждан к участию в политике +
б) создание нового органа власти
в) создание нового парламента
г) проведение опросов населения

22. Принцип взаимной ответственности государства и общества основан на:
а) обязательстве государства всегда исполнять волю народа
б) обязательстве народа всегда подчиняться воле государства
в) взаимных гарантиях следования нормам и правилам +

23. С чем связано становление гражданского общества:
а) с запретом конкуренции
б) с монополией на средства массовой информации
в) со становлением правового государства +

24. Что проводится с целью решения какого-то вопроса местного значения непосредственно населением:
а) голосование депутатов
б) референдум +
в) народное собрание
г) выборы

25. В Российской Федерации существует:
а) беспартийная система
б) однопартийная система
в) многопартийная система +

26. Что представляет собой местное самоуправление в России:
а) форма осуществления народом своей власти +
б) признак государства
в) система государственной власти
г) политическая партия

27. Что не относится к политическим правам граждан:
а) право на тайну переписки +
б) право избирать
в) право на участие в референдуме
г) право на создание политической партии

28. Что не относится к личным правам человека:
а) право на жизнь
б) право на честь и достоинство
в) право избирать +
г) право на неприкосновенность частной жизни

29. Что не относится к международным документам, призванным защищать права человека:
а) Всеобщая декларация прав человека
б) Конвенция ООН о правах ребенка
в) Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. +
г) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

30. В каком году Россия была провозглашена республикой:
а) 1906
б) 1917 +
в) 1922
г) 1990

5. Согласно общепринятой классификации, принцип разделения властей делит государственную власть на:
а) исполнительную, контрольную и законодательную
б) законодательную, учредительную, судебную
в) законодательную, исполнительную, судебную +

6. Что не является признаком правового государства:
а) верховенство права
б) закон имеет обратную силу +
в) принцип разделения властей

7. Как называется парламент в РФ:
а) Государственной Думой
б) Советом Федерации
в) Федеральным Собранием +

8. Из чего состоит Федеральное Собрание РФ:
а) из Совета Федерации и Государственной Думы +
б) из Палаты общин и Государственной Думы
в) из Совета Федерации и Верховного совета

9. Кто возглавляет систему судов общей юрисдикции в РФ:
а) Высший Арбитражный Суд РФ
б) Конституционный Суд РФ
в) Верховный Суд РФ +

10. Согласно Конституции РФ, Президент является:
а) главой законодательной власти
б) главой государства +
в) главой исполнительной власти

11. Кто был противником идеи господства права над государством:
а) Победоносцев +
б) Котляревский
в) Чичерин

12. Кто является одним из основоположников теории разделения властей:
а) Вольтер
б) Локк +
в) Фома Аквинский

13. Впервые в российской истории понятие правового государства появилось в Конституции:
а) РФ 1993 года +
б) СССР 1977 года
в) РСФСР 1918 года

14. Эта система является составной частью принципа разделения властей:
а) мер и весов
б) правоохранительных органов
в) сдержек и противовесов +

15. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:
а) Правительство РФ +
б) Федеральное Собрание РФ
в) Президент РФ

16. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Монтескье:
а) Бельгия
б) Франция +
в) Германия

17. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Платон:
а) Древний Рим
б) Древний Египет
в) Древняя Греция +

18. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Цицерон:
а) Древний Египет
б) Древний Рим +
в) Древняя Греция

19. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Кант:
а) Франция
б) Австрия
в) Германия +

20. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ
б) согласие Государственной Думы РФ на назначение Президентом Председателя Правительства РФ +
в) всенародные выборы Президента РФ

21. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава Конституционного Суда РФ +
б) формирование состава делегации РФ в ООН
в) всенародные выборы Президента РФ

22. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава делегации РФ в ООН
б) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности +
в) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ

23. К отличительным признакам правового государства относят:
а) наличие профессионального аппарата управления
б) наличие законодательного органа
в) верховенство права +

24. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) налогообложение граждан
б) верховенство закона +
в) осуществление правоохранительной деятельности

25. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) наличие системы законодательства
б) налогообложение граждан
в) разделение властей +

26. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) осуществление правоохранительной деятельности
б) взаимная ответственность государства и граждан +
в) наличие системы законодательства

27. Что отличает демократическое правовое государство:
а) гарантированность законами равноправия партий и движений +
б) наличие системы законодательства
в) наличие правоохранительных органов

28. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
2. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа

29. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
2. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

30. Выделяют … основные концепции правового государства:
а) три
б) две +
в) четыре

+А. Отношение организации и подчинения между двумя субъектами.

Б. Насилие одного субъекта над другим.

В. Система органов государства.

2. Тезис о том, что государство возникло с целью обеспечения справедливости во взаимоотношениях субъектов путём объединения и передачи части своих прав надобщественной организации соответствует следующей теории происхождения государства:

3. Аристотель считается одним из основателей

А. Теологической теории происхождения государства.

+ Б. Патриархальной теории происхождения государства.

В. Договорной теории происхождения государства.

4. Фраза «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» относится к

+А. Теологической теории происхождения государства.

Б. Патриархальной теории происхождения государства.

В. Договорной теории происхождения государства.

5. Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг являются основоположниками

А. Теологической теории происхождения государства.

+Б. Теории завоевания (насилия).

В. Договорной теории.

6. Какой из указанных принципов НЕ является принципом правового государства:

А. Приоритет права.

+Б. Социальная поддержка малообеспеченных слоёв населения.

В. Взаимная ответственность государства и личности.

7. Верховенство, независимость государственной власти внутри страны и вовне называется

+А. Государственный суверенитет

Б. Система сдержек и противовесов

В. Высшая юридическая сила закона

8. Либеральная концепция соотношения государства и права исходит из положения о том, что

А. Государство «творит» право, поэтому оно выше и важнее.

Б. Государство и право имеют одинаковую ценность.

+В. Право выше и важнее государства, поскольку оно «связывает» решения органов государственной власти.

9. Легитимность государственной власти – это

+А. Принятие власти населением и готовность ей подчиняться.

Б. Функционирования государственной власти в рамках закона.

В. Осуществление государственной власти на основе разделения властей.

10. Способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействие между собой и населением определяется как

Б. Форма государственного устройства.

В. Политический режим.

11. Форма правления в РФ –

А. Президентская республика.

+Б. Смешанная республика.

В. Парламентская республика.

12. Самым динамичным элементом формы государства является –

А. Форма правления.

Б. Форма государственного устройства.

+В. Политический режим.

13. Президент РФ относится к следующей ветви государственной власти:

А. Исполнительной власти.

Б. Законодательной власти.

+В. Ни к какой из перечисленных.

14. Последняя российская Конституция принята в

15. Форма государственного устройства России

16. Теория, в соответствии с которой право представляет иерархично построенную пирамиду из логически взаимосвязанных элементов, называется

17. В государствах, принадлежащих к англо-американской правовой семье основным источником права является

Принципы правового государства - это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это - составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей.

В теории правового государства его принципы характеризуют в самой общей постановке и более конкретно. В частности, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева сформулировали пять, как они выразились, основопола­гающих принципов правового государства:

    ;
  • связанность законом самого государства и его органов;
  • незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, их охрана и гарантированность; ;
  • эффективность форм контроля и надзора за осуществлением законов и нормативно-юридических актов.

В более конкретной постанов­ке вычленяют значительно большее число принципов. В частности, В. В. Лазарев формулирует десять принципов:

1) идея народного сувере­нитета;

2) господство закона (права);

4) принцип вертикального разделения властей (для правового государства с федера­тивным устройством) между федерацией и ее субъектами;

6) наличие развитого гражданского общества;

7) создание институтов политической демократии, препятст­вующих сосредоточению власти в руках одного лица или организации;

8) верховенство и прямое действие конституционного закона, установле­ние в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

9) возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государ­ственности;

10) соответствие законов праву и правовая организация госу­дарственной власти.

Принципы правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования. Процессу становления социального правого государства присущи следующие принципы:

  • конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических ин­ститутов;
  • демократизм формирования системы государственных органов, осо­бенно органов представительной и верховной власти;
  • точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнительной, судебной, местной, кон­трольной, надзорной власти;
  • юридизация государственного аппарата и всего общества;
  • формирование независимого суда как органа ни от кого не зависяще­го, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;
  • формирование такой системы адвокатской деятельности, которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и деятельности, но особенно в связи с привле­чением к юридической ответственности;
  • придание прокуратуре такого правового статуса, который позволяет независимо и реально осуществлять надзор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и госу­дарства;
  • создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечи­ла бы подготовку и переподготовку необходимого количества юри­стов высокого профессионального уровня и нравственной надежности
  • и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.

В формирующемся социальном правовом государстве, как правильно об этом подчеркивает И. Ю. Козлихин, надо все больше продвигаться к «правлению права».

К принципам функционирования социального правового государства относятся следующие:

• источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;

• издаваемое законодательство должно быть правовым, соответствующим принципам права, выражающим баланс интересов всех социаль­ных страт, личности и общества;

• верховенство правового конституционного закона и его прямое действие;

• своевременное установление правового законодательства;

• стабильное правовое упорядочение;

• безусловное подчинение правовому закону всех без исключения субъектов права;

• взаимная правовая (юридическая) ответственность личности и государства;

• человеку, гражданину и его инициативным организациям разрешено все, что не запрещено правовым законом;

• государственным структурам разрешено лишь то, что дозволяется законом, что точно определено их компетенцией;

• нет преступления, не указанного в правовом законе;

• нет наказания, не предусмотренного правовым законом;

• неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;

• соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;

• недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым за­коном;

• человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований обще­
человеческой морали, общественного порядка и общего благосостоя­ния демократического общества;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: