Какой из государственных финансовых органов осуществляет техническое исполнение федерального бюджета

Обновлено: 17.04.2024

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета[6].

Федеральное казначейство осуществляет следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности:

· доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

· ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

· открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

· открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

· составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

· осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

· осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, включающая Главное управление Федерального казначейства, 89 управлений казначейства по субъектам Российской Федерации и 2311 отделений казначейства в регионах. Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии.

1-ый уровень – Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов Российской Федерации.

2-ой уровень – управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

3-ий уровень – отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Основные функции ОФК – это формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории, обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям, ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства, представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Все органы казначейства – юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ или согласованными с ними.

Таким образом, любые действия по исполнению бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не имеют права.

Деятельность Федерального казначейства в 2008 – 2010 гг. будет направлена на достижение следующих стратегических целей и решение тактических задач Министерства финансов Российской Федерации:

1. «Организация исполнения федерального бюджета, формирование бюджетной отчетности и учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»;

2. «Оказание услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов по расходам органами Федерального казначейства».

1) Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета.

Достижение данной цели предполагает организацию эффективной и прозрачной системы исполнения федерального бюджета, при которой выполняется следующий комплекс требований:

· федеральный бюджет исполняется в соответствии с требованиями законодательства;

· федеральный бюджет исполняется с учетом положений Концепции единого казначейского счета (ЕКС);

· платежи производятся максимально оперативно.

2) Формирование бюджетной отчетности.

Достижение данной цели предполагает организацию системы формирования и предоставления бюджетной отчетности, при которой:

· отчетность формируется и предоставляется заинтересованным пользователям максимально оперативно и является достоверной.

3) Обработка и распределение доходов от уплаты налогов и сборов и других платежей, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации, между бюджетами.

Достижение данной цели предполагает осуществление распределения доходов между уровнями бюджетной системы, соответствующего следующим требованиям:

· поступившие доходы распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации максимально оперативно и корректно (при условии корректного заполнения платежных документов плательщиками и предоставления соответствующей информации администраторами доходов и финансовыми органами);

· информация о поступивших доходах предоставляется заинтересованным пользователям максимально оперативно и является достоверной.

В 2008 г. Федеральное казначейство должно решить следующие задачи:

· участие в разработке нормативных правовых актов по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· подготовка к экспериментальному внедрению системы оптимизации расчётов, осуществляемых участниками бюджетного процесса, управления операциями на едином казначейском счёте (ЕКС) с использованием системы банковских электронных срочных платежей Банка России, что позволит свести к минимуму наличный денежный оборот в бюджетной сфере;

· проведение экспериментального внедрения ряда организационно-технических мероприятий в рамках проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации»;

· разработка двух административных регламентов Федерального казначейства по исполнению государственных функций по приёму, составлению и представлению бюджетной отчётности и по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· обеспечение формирования ежемесячного обзора по финансовому состоянию сектора государственного управления и подготовка для Минфина России предложений о дополнении бюджетной классификации с целью её сближения с показателями системы национальных счетов;

· дальнейшее развитие системы электронного документооборота со всеми участниками бюджетного процесса, имеющими для этого технические возможности, а также стимулирование участников бюджетного процесса к использованию в документах электронно-цифровой подписи;

· проведение экспериментального внедрения порядка планирования бюджетных расходов по целям и результатам деятельности Казначейства России в центральном аппарате и в управлениях Федерального казначейства по Архангельской и Самарской областям;

· разработка показателей мониторинга функциональной деятельности Федерального казначейства и т.д.

Кроме того, в 2008 г. деятельность Федерального казначейства будет направлена на выполнение утверждённого министром финансов Российской Федерации Плана деятельности Казначейства России на соответствующий период.

Основные показатели, характеризующие деятельность Федерального казначейства по достижению перечисленных целей и задач, а также их фактические и плановые значения приведены в таблице 1.1. и таблице 1.2.

Таблица 1.1. Показатели результатов программы «Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета»

Показатели бюджетной программы

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

Таблица 1.2. Показатели результатов программы «Выполнение полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»

Особенностью казначейской системы является то, что при ней исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится кассовое исполнение бюджета.

Под кассовым исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

К функциям учреждений Центрального банка относятся:

  • принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета;
  • распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами, отчисления от доходов в местные бюджеты;
  • а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих счетах.

Банковские учреждения ведут учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые направляются вышестоящей организации и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

Для учета доходов, поступающих в бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому финансовому органу и каждому учреждению, администрирующему данный вид доходов.

Платежи в бюджет зачисляются следующим образом. Если тот или иной вид доходов полностью поступает в федеральный бюджет или в бюджет того субъекта федерации, на территории был собран, то он зачисляется учреждениями ЦБ в соответствующий бюджет по месту поступления. Если же доход подлежит зачислению в бюджет другого региона или предусматривает отчисления в местные бюджеты, то он перечисляется другим учреждениям Центрального банка. Для распределения поступивших доходов между бюджетами разных уровней учреждения ЦБ составляют ведомость распределения доходов. Такие ведомости составляются по каждому финансовому органу на основании данных соответствующих лицевых счетов.

Средства бюджетным организациям выдаются в соответствии с классификацией расходов, а также схемой ежемесячного отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами. Перечисление средств с одного бюджетного счета организации на другой производиться не может, за исключением некоторых специально оговоренных случаев (например, в связи с неправильно произведенными расходами).

Распорядителям бюджетных средств открываются отдельные счета в учреждениях ЦБ: на расходы самого учреждения и для перевода средств подведомственным организациям, а также на централизованные мероприятия, проводимые распорядителем по этим организациям. На текущие счета подведомственных организаций средства перечисляются по поручениям распорядителей.

50% запланированных результатов «Цифровой экономики» в 2019 году не достигнуты

Из запланированных 64 результатов по национальной программе «Цифровая экономика» в 2019 году достигнуто было всего 36 или 56%. Об этом говорится в отчете Счётной палаты РФ. Подробнее здесь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: