Какой из этих типов судов относят к судам со смешанным парусным вооружением

Обновлено: 17.04.2024

Привет, пикабу. В комментариях к моим поста была просьба понятным языком объяснить устройство парусного корабля. В качестве основы для постов будут взяты книги и статьи доступные в открытом доступе в интернете, что-то будет добавлено из моих не особо обширных знаний по этой теме. Начну с общей классификации кораблей, позже перейду на устройство собственно самого корабля.

Прежде всего парусные суда делятся на две категории.

Первая: большие парусные суда.

Вторая: малые парусные суда.

Различие принципиальное. Дело вовсе не в размерах корпуса, грузоподъемности или площади парусов. Например, крошечный бриг в любом случае относится к большим судам, а кеч или иол, которые могут быть гораздо крупнее этого брига, все равно остаются малыми.

Определяющий фактор в этой классификации - рангоут. У малых парусных судов не бывает больше двух мачт. Но у брига, бригантины и у многих шхун мачт тоже по две, но они относятся к большим парусным судам.

В данном посте я расскажу о больших парусных судах.

Прежде всего здесь различаются три разновидности: суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением. Будем их рассматривать по порядку.

1. Суда с прямым парусным вооружением

Начнем с фрегата. И сразу надо сказать, что с названием "фрегат" часто возникает путаница. Даже в книгах по морскому делу. Если пробить в интернете "типы парусных кораблей" то мы увидим: "линейный корабль", "фрегат", "корвет", "шлюп", "бриг", "барк" и так далее — все в одной куче. Но это не совсем верная классификация.

Дело в том, что таких понятий — "линейный корабль", "корвет", "шлюп" (когда речь идет о трехмачтовом судне) в характеристиках парусного вооружения нет. Это чисто военные понятия. Так назывались боевые корабли разной величины, когда военный флот был еще парусным. Они отличались друг от друга размером и количеством орудий.

Самыми крупными были линейные корабли (линкоры). Так они назывались потому, что чаще всего вели сражение, выстроившись в боевую линию. Тяжелых морских пушек на них было от шестидесяти до ста тридцати (в зависимости от этого парусные линкоры делились на ранги). Пушки располагались на двух, трех, а иногда и на четырех батарейных палубах (деках). Отсюда и название: "двучдечный корабль", "трехдечный корабль".

Поменьше линейных кораблей были другие военные суда — фрегаты. Пушек там было от сорока до шестидесяти. Чаще всего орудия располагались на двух деках, но могли стоять и на одном, если фрегат небольшой. Фрегаты вместе с линейными кораблями участвовали в больших сражениях. Но использовались также для разведывательных рейдов и одиночного крейсерства.

"Младшим" по отношению к фрегату считался корвет— до сорока пушек. Чаще всего корветы были разведывательными и посыльными судами.

А самый маленький в этом семействе - шлюп. Артиллерийское вооружение — от полутора до трех десятков пушек. Располагались пушки обычно (как и на корвете) на верхней палубе. И задачи у шлюпов были похожи на те, что у корветов: посыльная, разведывательная, дозорная служба.

Отличаясь друг от друга размерами и мощью артиллерийского вооружения, линейные корабли, фрегаты, корветы и шлюпы в парусном отношении были однотипны. Они все несли на себе полное парусное вооружение. Так говорят о судах, на которых не меньше трех мачт и на всех мачтах стоят прямые паруса (исключая, конечно, гафельный парус, бизань или контр-бизань, который жизенно необходим для маневрирования).

Надо подчеркнуть, что морские правила предписывают лишь такое судно именовать термином корабль. Остальные парусники следует называть судно. В просторечии случаются нарушения, даже среди моряков. Но сейчас говорим о строгой морской классификации.

Когда речь идет о парусах, корабль и фрегат — одинаковые понятия. Иначе говоря фрегат— это и есть корабль, судно с полным корабельным парусным вооружением.Таким образом, по своей парусной оснастке линейные корабли, корветы и шлюпы тоже были фрегатами. А потом, когда военные парусники исчезли с морей, исчезло и различие по числу орудий. И остались только фрегаты.

Итак фрегат — судно с числом мачт от трех до пяти и с прямыми парусами на всех мачтах.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

Бриг — судно с двумя мачтами (фок и грот) и прямыми парусами на обеих мачтах (опять же исключая задний гафельный парус, грота-трисель, который, как и гафельный парус на бизань-мачте фрегата, помогает маневрированию). В наше время бриги почти исчезли. Моряки в конце концов пришли к выводу, что гораздо удобнее, легче в управлении похожие на бриги корабли - бригантины. Но о них расскажу ниже. Сейчас существует лишь один бриг. Это английское судно "Роялист". На нем проходят практику морские курсанты.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

Третий тип — Барк.

У барка, как и у фрегата, может быть три, четыре или пять мачт. Отличие том, что бизань-мачта у барка сухая. То есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

2. Суда с косым парусным вооружением

У больших судов с косым вооружением тип один — шхуна.

Шхуна— это судно с двумя (фок и грот), тремя и более числом мачт, на которых стоят косые паруса. Казалось бы, все просто. Но сложность в том, что среди шхун множество разновидностей. И дело здесь не в разном количестве мачт. Дело в том, какие паруса установлены на этих мачтах. Приведу пример некоторых из них. Если на шхуне основные паруса бермудские , она так и называется — бермудская шхуна.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

На фок-мачте некоторых бермудских шхун был рей, и на рее ставился иногда прямой парус - брифок. Но на характеристику типа судна брифок не влияет, потому что считается вспомогательным парусом. Он хорош при попутном ветре, когда косые паруса плохо работают .

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

Есть еще довольно оригинальный вид шхун — стаксельные. Это такие, где главные по площади паруса не на мачтах, а стоящие на штагах стакселя. Этакие громадные треугольники. А паруса на мачтах у таких шхун имеют непривычную форму перевернутых треугольников. Их задний угол оттянут назад специальным гафелем из двух упругих дуг (он называется уишбон). Гика нет и в помине, он мешал бы стакселям. А на задней мачте парус — бермудский.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

Наиболее распространены были гафельные шхуны.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

В начале двадцатого века был просто бум в строительстве таких судов. Особенно в Соединенных Штатах и Канаде. Впрочем, началось это еще в конце девятнадцатого века. В 1880 году была спущена на воду первая в мире четырехмачтовая шхуна — "Уильям Л.Уайт". Затем стали появляться пяти— и даже шестимачтовые гафельные шхуны. Они были удобны тем, что брали много груза и в то же время не требовали большой команды — на реи-то лазать не надо. Они были достаточно быстроходны и удобны в маневрировании при встречных ветрах.

Все эти качества так вдохновили кораблестроителей, что в конце концов в Америке была построена шхуна-великан с семью мачтами. Она была длиной более ста метров.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

Бывают еще шхуны с реями на первой, а иногда и на других мачтах. На этих реях ставятся марсели, брамсели, а порой и бом-брамсели. Нижние паруса, самые главные, на этих судах все равно косые, гафельные, поэтому их не относят к судам с прямым парусным вооружением. А поскольку на такой шхуне есть марсель и брамсель, она так и называется: марсельная или брамсельная.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

Вообще видов шхун очень много. Потому что комбинации парусов на них могут быть самые разные. И в зависимости от этой комбинации меняются и названия. Про гафельную, например, могут сказать "топсельная". Потому что над нижними гафельными парусами, триселями, стоят топселя.

3. Суда со смешанным парусным вооружением

Первый тип – бригантина. Ее название — от двух слов: "бриг" и "шхуна". Иногда так и говорят: "шхуна-бриг". У этого судна, как и у брига, число мачт — две. И на фок-мачте паруса, как у брига, прямые: фок, фор-марсель, фор-брамсель и так далее. А грот-мачта — как на шхуне: с грота-триселем и грота-топселем. Бывают бригантины и с бермудским гротом, но редко.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

Иногда путают бригантины и марсельные шхуны. Дело в том, что на нижнем рее марсельной шхуны могут ставить дополнительный прямой парус — брифок. Тогда сразу и не отличишь от бригантины. Пока не увидишь позади брифока гафельный фока-трисель.

Итак бригантина (или шхуна— бриг)— судно с двумя мачтами, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте.

На бригантину похожа баркентина. Иначе — шхуна-барк. Но у нее не меньше трех мачт. Бывают и четыре. На фок-мачте баркентины — прямые паруса, на всех остальных — косые.

Устройство парусных кораблей. Классификация. Часть первая. Парусник, Корабль, Наука, Мореходство, Длиннопост

В тексте присутствуют морские термины, без них что-либо расписать трудно. В других постах они будут объяснены более подробно, так как при попытке разъяснения выползают дополнительные термины и без того длинный пост слишком растягивается. Надеюсь в целом текст понятнен и доступен для понимания полностью несведущему в морских вопросах человеку.

Следующий пост будет про классификацию малых парусных судов. Спасибо тем кто осилил много текста и дочитал до конца.

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень . По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты , несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля , поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Верхняя палуба носовой части судна называется бак . Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый гальюн , который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется полубак . В районе полубака обычно установлена передняя мачта – фок-мачта . К бортам полубака с обеих сторон прикреплены крамболы – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении ( клюзы – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты - располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется шкафут ; здесь же устанавливается грот-мачта . Участок палубы между грот-мачтой и задней бизань-мачтой называется шканцы . И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ют ; надстройка над ним – полуют . Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта . Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта ; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой ; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой . Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги : фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги : фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж : жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты , представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки - реи . Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше , над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса , устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом ; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель . Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель . Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань , крюйсель и бом-крюйсель . Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель . На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд ; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд .

Сегодня, в эпоху бурного развития техники, основная масса военных кораблей и гражданских судов всего мира имеет механические двигатели, позволяющие этим плавсредствам передвигаться по водным просторам независимо от силы и направления ветра. Еще в середине 19-го века, с распространением парового двигателя, все военные флоты в течение двух-трех десятилетий перешли с паруса на механический движитель. В гражданском флоте парусники продержались несколько дольше, однако в начале 20-го столетия и торговые парусные суда так же исчезли. Казалось бы, время парусников, очень сильно зависевших от капризов погоды, кануло в далекое прошлое. Но, тем не менее, парусные суда существуют до сих пор. В первую очередь, это учебные парусники, на которых молодые люди, решившие посвятить свою жизнь морю, изучают азы морского дела. Такие учебные парусные суда существуют во многих странах. Среди наиболее известных крупных парусников, на которых и сегодня обучаются курсанты морских училищ, можно назвать итальянский «Америго Веспуччи», норвежский «Стадаат Меркуль», испанский «Элькано», советско-российские «Седов» и «Крузенштерн». Но перечисленные выше суда – это старые парусники, плавающие еще с 20-30х годов 20-го века до сих пор; фактически – они отголоски прошлого. Однако парусные суда строятся и сейчас. Так, в 1967 году аргентинцы ввели в эксплуатацию парусник «Либертад», в 1982 польский флот принял судно «Дар молодежи», в 1987-1992 годах наши моряки получили новые парусники «Мир», «Надежда», «Паллада», «Херсонес», которые плавают под российским флагом и сегодня. Существуют и более новые парусники. Например, с 2000 года под флагом сухопутного (!) Люксембурга совершает пассажирские круизы по Средиземноморью построенный в 1999 году поляками пятимачтовый парусник «Роял Клиппер», а в 2016 году флот Перу получил новейшее учебное парусное судно «Юнион». И это – только большие парусники крупного водоизмещения. А ведь в мире еще широко применяются и разнообразные «разнокалиберные» частные парусные яхты, некоторые из которых тоже достигают весьма внушительных размеров. Малых же прогулочных парусников, размерами с обычную лодку, вообще существует огромное множество. Причины довольно интенсивной даже в 21-м веке эксплуатации парусных судов самые разные: одни используют парусники для экономии энергоресурсов в современных условиях часто повторяющихся энергетических кризисов; другие же таким образом отдают дань романтике старинного способа передвижения по воде под белоснежными облаками парусов, в полной тишине, не нарушаемой гулом работающих двигателей…

Бороздящие воды морей современные парусники весьма разнообразны; они сильно различаются не только размерами, но и количеством мачт, и видами оснастки. Причем и большие, и малые парусные суда современности в видах своей оснастки опираются на старую парусную школу, оттачивавшуюся веками. Однако до сегодняшнего дня дожили далеко не все виды парусников, существовавших ранее. В 21-м веке используются только наиболее удачные образцы прошлого; а все остальные имевшиеся многочисленные типы парусных судов, не соответствующих современным требованиям, остались в истории (и речь о них пойдет отдельно). Сейчас же – разговор только о тех парусных судах, которые используются сегодня. Они в зависимости от вида парусного вооружения различаются на следующие основные типы:

Корабли – крупные плавательные средства, несущие от трех до пяти мачт. Все мачты – с прямыми парусами; косыми являются лишь имеющийся внизу на бизань-мачте традиционный для всех парусников гафельный парус, обеспечивающий повороты судна, а так же кливера (между бушпритом и фок-мачтой) и стаксели (между мачтами), выполняющие вспомогательную роль.

Барки – такие же крупные, как корабли; тоже несут от трех до пяти мачт. Но у них вся кормовая мачта оснащена косыми парусами, а остальные мачты – с прямыми парусами. В сочетании с кливерами и стакселями косые паруса бизань мачты заметно улучшают маневренность судна, при незначительной потере скорости.

БАРКЕНТИНА (шхуна-барк)

Баркентины несколько меньше кораблей и барков; они несут от трех до четырех мачт. Передняя мачта с прямыми, остальные мачты - с косыми парусами. По скорости баркентины отстают от кораблей и барков, зато они значительно более маневренны и способны ходить под острыми углами к ветру.

Шхуны бывают самых разных размеров, но в основном они относятся к среднеразмерным судам. Средние шхуны несут две мачты, более редкие крупные – три; правда, раньше иногда встречались и огромные шхуны, имевшие от четырех до семи мачт (эти суда были преимущественно американского происхождения). Все шхуны подразделяются на два вида: марсельная шхуна и гафельная шхуна. Гафельные шхуны несут на всех мачтах только косые паруса; марсельные шхуны кроме косых парусов на обеих мачтах имеют на фок-мачте вверху один или несколько прямых парусов. Соответственно, гафельные шхуны отличаются высочайшей маневренностью, а марсельные - несколько большей скоростью; при этом оба вида шхун способны двигаться под острыми углами к ветру. По внешнему виду двухмачтовую гафельную шхуну можно перепутать с похожим на нее гафельным кечем; но шхуна, предназначенная для морских плаваний, крупнее прибрежного кеча, и отличается от него тем, что несет фок- и более высокую грот-мачту (кеч же имеет грот- и более низкую бизань-мачту).

Двухмачтовое судно средних размеров; имеет две мачты с прямыми парусами. Для улучшения маневрирования бриг кроме косых кливеров между бушпритом и фок-мачтой несет внизу на грот-мачте (которая является второй и последней) косой гафельный парус, являющийся традиционным почти для всех видов парусников.

Бригантина представляет собой помесь шхуны и брига. Это среднее двухмачтовое судно, у которого одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми. Такое парусное вооружение позволяет судну сочетать приемлемую скорость с хорошей маневренностью. Маневренности и крутым курсам способствуют так же имеющиеся кливера и стаксели.

Все перечисленные выше парусники относится к крупным и средним; эти типы, появившиеся еще несколько столетий назад, являются и сегодня основными видами мореходных парусных судов. Но кроме них существует так же ряд малых парусников прибрежного и речного плавания . Среди этих малых парусников, сегодня (впрочем, как и в 19-м, и в 20-м веках) выполняющих обычно в основном прогулочные или рыболовные функции, встречаются и одномачтовые, и двухмачтовые, и даже трехмачтовые суда. К одномачтовым относятся шлюп, тендер и кэт; к малым двухмачтовым судам - иол и кеч, а малый «трехмачтовик» носит «грозное» наименование люггер (как знаменитый немецкий пистолет).

Люгер относится к старинному виду французских малых парусников, применяемых во Франции до сих пор. Это трехмачтовое небольшое судно вооружено рейковыми парусами (косыми четырехугольными парусами на косых рейках, короткий конец которых смотрит вниз, а длинный – вверх).

Малый «двухмачтовик» кеч имеет передней высокую грот-мачту, а позади - более короткую бизань-мачту. Обе мачты на кече несут только косые паруса; причем на них встречаются паруса двух типов. Суда с гафельными парусами называются гафельными кечами, а с бермудскими – бермудскими кечами. Гафельный кеч внешне очень похож на гафельную шхуну, но он значительно меньше шхуны и, как уже говорилось, его задняя мачта ниже передней (в то время как у шхуны – наоборот).

Иол имеет мачтовое и парусное вооружение идентичное кечу; эти два типа парусников походят друг на друга. Разница заключается в том, что на иоле бизань-мачта вынесена далеко на корму и находится позади рулевого управления, в то время как на кече бизань-мачта стоит перед рулем. Используемый уже несколько веков, сегодня иол в «классическом» старом виде с гафельными парусами встречается очень редко; современные прогулочные иолы обычно оснащены бермудскими парусами, которые обеспечивают более высокую маневренность.

ТЕНДЕР И ШЛЮП

Малые одномачтовые парусники тендер и шлюп по размерам и парусности близки друг к другу; в 19-м и начале 20-го века они различались бушпритом: на тендерах он был длинный выдвижной, а на шлюпах – короткий постоянный. Еще одним различием служило расположение мачты: на тендерах – в середине корпуса, на шлюпах – несколько ближе к носу. Но сегодня бушприты на этих типах судов применяются довольно редко; изменилось и расположение мачт – мачта шлюпа так же переместилась в середину корпуса. Поэтому современные шлюп и тендер различать стало довольно трудно. Правда, в определенной мере нынче различию способствует тип применяемых парусов. Сегодня тендеры с бермудскими парусами практически не строят, а шлюпы – наоборот, обычно вооружают только бермудами; гафельные шлюпы практически исчезли.

Кэт (в некоторых странах Европы его называют «динги») - имеет одну мачту, вынесенную фактически на нос судна. Она вооружена одним бермудским или гафельным парусом (соответственно этому судно называется бермудский кэт, или гафельный кэт).

Самым маленьким парусником является ял - лёгкая гребно-парусная лодка или корабельная шлюпка длинной от 3 до 6 метров. На судах она используется для связи с берегом, работ у борта, перевозки лёгких грузов или людей. Также ялы пользуется популярностью у спортсменов и туристов. Ялы существуют нескольких видов: 3-метровые «двойки» (двухвесельные ялы) являются чисто гребными и не имеют мачт. Четырехвесельные и шестивесельные ялы (длинной 5 и 6 метров) имеют 5-метровую мачту с одним (иногда разрезным) прямым парусом.

Дополнительная информация:

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.

Кеч, кэч (англ. ketch), двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом может устанавливаться апсель.

Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер.

"Флейт"

Флейт — тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:

* Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
* В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги
* Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.
Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350—400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI—XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

"Фрегат"

Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и носили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Подобно нынешним крейсерам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными судами для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Сердитый) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада», на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I. В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.

Шлюп (малый корвет) (голл. sloep, от sluipen - скользить) — трёхмачтовый военный корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10—28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Кроме этого, Шлюпом называется тип парусного вооружения - одна мачта и два паруса - передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний - (соответственно, грот и фок). (альт к картинке - Советский шлюп "Предприятие")

"Шхуна"

Шхуна (англ. schooner) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Первые суда с шхунным такелажем появились еще в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырех-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У.Лоусон». «Томас У.Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебедками, электрической системой и даже телефонной сетью! После первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку. В современном использовании термин Яхта означает два различных класса судов: парусные яхты и моторные яхты. Традиционные яхты отличались от рабочих судов в основном назначением — как быстрое и комфортабельное средство перевозки богатых. Практически все современнные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра. Парусные яхты Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные — для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты — катамараны и трёхкорпусные яхты — тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.


Независимо от фактических размерений современные парусные суда по типу парусного вооружения делятся на большие (англ. tall ships ) и малые (англ. small craft ) парусные суда.

  • Большие парусные суда имеют две мачты и более. Двухмачтовые большие суда имеют фок-мачту и грот-мачту, остальные — фок-мачту, одну или более грот-мачт и бизань-мачту.
  • Малые парусные суда имеют одну или две мачты. Чтобы подчеркнуть их отличие от больших, малые двухмачтовые парусные суда имеют только грот-мачту (первая от носа) и бизань-мачту (вторая). Бизань-мачта, как правило, значительно меньше грот-мачты, поэтому такие суда иногда называют «полуторамачтовыми». Исторически существовали маломерные парусники с тремя и более мачтами (например люггер).

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  • Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
  • Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  • Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах;

Разделение условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов. Однако прямым считается вооружение, при котором главными являются прямые паруса (приспособленное прежде всего для них), а косым — где главные паруса косые. Большие парусные суда могут иметь любой тип парусного вооружения. Малые парусные суда чаще всего имеют только косое вооружение.

Содержание

Большие суда с прямым парусным вооружением

Корабль


Корабль имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более).

Основной рангоут корабля состоит из трёх или более мачт, реев на всех мачтах, гика и гафеля на бизани и бушприта. Мачты могут надставляться стеньгами, бушприт — утлегарями, реи — лисель-спиртами.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму: первая, вторая и так далее).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например: первый нижний грот-марса рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель. Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель

Паруса грот-мачты: грот, грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер — косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним блинд (на блинда-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель, крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может нести лиселя, выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.



Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами.

Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев и соответствующих стеньг, утлегарей и спиртов. На грот-мачте также имеются гик и гафель для крепления гафельной бизани.

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте так же устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель.

Большие суда со смешанным парусным вооружением


Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами.

Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-топсель.

Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.

Бригантина (шхуна-бриг)



Бригантина имеет две мачты, несёт прямые паруса на фок-мачте и косые на грот-мачте. Названия их не отличаются от соответствующих парусов барка.

Баркентина


Баркентина имеет не менее трех мачт, из которых на первой (фок-) мачте несёт прямые паруса, а на остальных — косые. Соответственно, косой гафельный парус грот-мачты называется грот, топсель над ним грот-гаф-топсель (Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера), а такие же паруса бизань-мачты — бизань и крюйс-гаф-топсель.

Большие суда с косым парусным вооружением


Большие суда с косым парусным вооружением называются шхунами. Тип шхуны определяется типом основных и дополнительных парусов на мачтах. Выделяют следующие типы шхун:


  • бермудская — оснащена бермудскими (треугольными) парусами.



  • стаксельная — основными являются стаксели на всех мачтах, их дополняют трисели и бизань.



  • марсельная — дополнительно к косому фоку, имеет прямой марсель на фок-мачте. Может иметь прямой брифок.
  • брамсельная — дополнительно к косому фоку, имеет прямые марсель и брамсель на фок-мачте. [источник не указан 1010 дней]

Последние два типа являются, строго говоря, смешаными. Однако по традиции называются шхунами и относятся судам с косым вооружением. Отличие двухмачтовой марсельной шхуны от бригантины в том, что у первой рангоут и такелаж приспособлены прежде всего под косые паруса, а прямые устанавливаются дополнительно.

Малые суда

Двухмачтовые


    — тип парусного вооружения. Судно имеет грот- и бизань- мачты. Определяющим признаком является то, что у кеча головка баллера руля расположена позади бизань-мачты. При вооружении судна Кечем площадь бизани составляет 15 - 25 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Кечем называется также местный тип парусного судна, который с XIX века стал вооружаться кечем. Но он имеет свои признаки, и обычно именуется с уточнением, например (балтийский кеч).



    — тип косого вооружения. Двухмачтовое судно,имеет грот- и бизань- мачты. В отличие от Кеча, у Йола головка баллера руля расположена впереди бизань-мачты. Площадь бизани составляет 8 - 10 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Йолом называется также местный тип парусного судна, необязательно вооруженный иолом, но характерный для определенного времени на Северном море.


Одномачтовые

    — одномачтовый тип со сдвинутой к миделю мачтой, имеющий гафельный или бермудский грот, топсель, несколько стакселей и кливеров. Тип грота определяет тип тендера — гафельный или бермудский.


    — тип вооружения с косым гротом и одним стакселем. Если имеется гафельный грот, то над ним ставится и второй парус — гаф-топсель.


Литература

  • Сулержицкий, А. Д., Сулержицкий, И. Д. Морской словарь. М., Воениздат, 1956.
  • Марквардт, К. Х. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Л., Судостроение, 1991. ISBN 5-7355-0131-3
  • Jenny Bennett, Veres László. Sailing rigs: an illustrated guide. Naval Institute Press, Annapolis MD, 2005. ISBN 1-59114-813-8

Ссылки

  • Морские термины
  • Паруса
  • Типы парусных судов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Типы парусных судов" в других словарях:

Список самых больших парусных судов — Содержание 1 Список самых больших парусных судов. 2 Интересные факты 3 См. также … Википедия

Список самых длинных судов по типу — В данном списке представлены самые длинные суда по типу. Типы судов Название судна Изображение Основные параметры Страна Под флагом Фактически Круизное судно Allure of the Seas … Википедия

Список самых больших судов по типу — В данном списке представлены самые большие суда по типу. Сравнение с самыми большими судами: *Knock Nevis *Emma Mærsk *Queen Mary 2 *MS Berge Stahl *USS Enterprise … Википедия

Гонка судов или шлюпок — (парусных или гребных) состязание их на приз или пари. Г. на призы производятся по специально выработанным правилам, которые классифицируют суда, назначают некоторым учет и точно определяют, что можно делать на Г. и за что пришедший даже первым… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

Галера — Модель мальтийской галеры под флагами рыцарей Мальтийского ордена У этого термина существуют и другие значения, см. Галера (значения) … Википедия

Тьялк — (чалк, чьялк, тялка, от нидерл. tjalk) голландский тип грузовых … Википедия

Фрегат — У этого термина существуют и другие значения, см. Фрегат (значения). Фрегат пятого ранга с двумя орудийными палубами Военно морской термин, английского происхождения, вве … Википедия

Парусное судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Парусник. Индийский барк «Tarangini» … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: